Применительно к детскому чтению круг чтения имеет свои характеристики. Остановимся на них.
«Круг детского чтения» включает книги, которые должны быть прочитаны именно в детстве и которые определяют чтение ребенка конкретного возраста. Это динамическое явление, так как по мере роста ребенка расширяются и границы охвата литературы, которую он читает. Круг чтения показывает интересы и пристрастия человека, отдельные издания «возвращаются», если читатель обращается к ним не однажды. Состав изданий постоянно меняется в зависимости от изменения интересов детей и репертуара выпускаемых изданий, причем чем богаче, разнообразнее репертуар, тем больше возможностей влияния на ребенка, так как круг его чтения будет в той или иной степени отражать это богатство и разнообразие. Формирование круга детского чтения связано с решением воспитательных задач. Та литература, которая специально написана для детей, определяет во многом облик, характер, поведение детей. Кроме того, она является источником культурных традиций, передает читателям определенный опыт. Не случайно В.Г. Белинский специальное внимание обращал на определение круга детского чтения. Размышляя о его составе, критик прежде всего указывал на связь книги с жизнью, художественность, «глубокость» и гуманность идеи, целомудренность содержания, простоту и народность. Среди произведений, которые должны входить в круг детского чтения, он называл стихотворения и сказки А.С. Пушкина, роман о приключениях Робинзона Крузо Д. Дефо. Детская литература формирует и определяет круг чтения каждого ребенка, изменяя и структурируя его состав, причем постепенно эта литература вытесняется «взрослой», оставляя за пределами интересов читателя собственно детскую литературу. Учитывая, что определенные книги могут воздействовать наиболее эффективно именно на того читателя, которому предназначены, можно считать, что литература, входящая в круг детского чтения, должна быть прочитана в соответствующем возрасте; книги, которые не «попались» читателю вовремя, не могут оказать на него того влияния, которого добивался автор, и, следовательно, свои социальные функции выполняют не полно. Действительно, воздействие на дошкольника, школьника старшего возраста, взрослого человека сказки, например «Красной шапочки», различно, так как в каждом возрасте интерес представляют «свои» аспекты произведения. Следовательно, круг чтения определяет степень и характер влияния на читателя содержания произведения и связан с особенностями свойств различных категорий читателей.
При организации книгоиздания для детей, особенно в процессе формирования репертуара, редактор ориентируется на круг детского чтения, отбирая произведения для переиздания и включая в систему изданий новую литературу. Специфика изданий для детей. Читательский адрес изданий для детей Читательский адрес - определяющая категория изданий для детей. Понимание роли и содержания характеристик читателей необходимо редактору при работе над детской книгой, так как именно по данному признаку они выделены в самостоятельную группу. Характеризуя читательскую аудиторию изданий для детей, мы прежде всего обращаем внимание на тот факт, что она представлена целой гаммой отдельных групп читателей с самостоятельными качествами. Каждая группа имеет своеобразные оттенки восприятия книги, отношения к книге и к окружающему миру, особый интерес к нему. При формировании массива изданий важно знать специфику каждой категории читателей, так как она определяет принципы отбора произведений литературы для публикации, основания подготовки изданий.
Можно говорить о специфике читателей детской литературы в двух планах: особенности восприятия книги, во-первых, и особенности влияния книги на читателя, во-вторых. Представляется, что наиболее существенным моментом в чтении детей является специфическое отношение их к книге. Детство - время познания человеком окружающего мира, время формирования психофизического, нравственного, интеллектуального, эстетического облика личности, время становления системы оценочных критериев, определяющих ориентацию человека в природе и в обществе. По мере накопления знаний и навыков развиваются природные свойства субъекта, создаются предпосылки духовного роста личности. Книга занимает свое место в этих процессах. До определенного возраста дети воспринимают ее содержание как реальную жизнь, откликаясь на показанные в ней события так же, как и на те, которые происходят вокруг нас. Причем, поскольку сюжеты, герои литературы, как правило, более ярки и разнообразны, чем окружающий ребенка быт, именно они запоминаются, волнуют, преображают человека. Более того, если книга способна возбудить интерес, обострить эмоции своего читателя, она запоминается человеку на долгие годы, влияя на все сферы духовного развития личности. Многие готовы подтвердить это. Часто, перебирая в памяти впечатления детства, человек вспоминает и литературные произведения, оставившие в его воспоминаниях наиболее яркие страницы. Таким образом, важнейшей особенностью детской книги является ее сильное воздействием на читателя. Однако это воздействие может осуществиться наиболее полно и объемно прежде всего в том случае, если книга «отыщет своего читателя». Каждое литературное произведение имеет такого читателя, и, скажем, прелестный «Винни-Пух» со всеми его ироничными и добрыми друзьями не будет в достаточной мере понятен малышу до 4-6 лет, не вызовет глубокого интереса, заостренного внимания у школьников после 4-5-го классов, хотя, возможно, и те, и другие, в первый раз познакомившись с этими героями, запомнят их надолго. Зато дети 6-8 лет, получив эту книгу, сумеют понять легкую иронию, глубокую доброту, звучащие в тексте, с интересом и волнением будут следить за развитием сюжета, сочувствуя героям и переживая за них. Они сумеют прожить с героями весь удивительный день, когда Винни отправится в гости, вместе с ним будут горевать и радоваться, смеяться и плакать; именно этих детей книга будет волновать, затронет их чувства и наиболее отчетливо запомнится им, влияя на отдельные стороны личности. А это значит, что книга наиболее полно выполнит задачи воздействия на читателя как раз в тот период детства, особенности которого учитывались при создании произведения литературы. Эти ребята сумеют извлечь из повествования своеобразный опыт, получат уроки общения с другими, снисходительного отношения к слабостям товарищей, внимательности к их запросам, интересам, станут беспокоиться о тех, кто рядом, иными словами - поучатся добру и любви, которыми пронизана каждая строка сказки. И поймут это именно дети, находящиеся в том возрасте, в котором они готовы к восприятию подобного содержания.
То же можно сказать и о других книгах: в один возрастной период дети понимают достаточно полно заложенный в эти книги смысл, в другой возрастной период многое ускользает от внимания читателя либо потому, что он слишком мал, либо потому, что уже «перерос» книжку. Представление о том, какие именно произведения необходимы детям различных возрастных категорий, можно получить, опираясь на данные педагогики, психологии детского восприятия и других наук, изучающих личность ребенка. Так, доказано, что дети развиваются как бы в двух режимах - плавно и «скачками». Постепенное накопление знаний, формирование эмоций в какой-то момент приводят к резкому качественному изменению личности - ребенок «переходит» на другую ступень своего становления. Таким образом, возраст меняет характер и качество восприятия, интересов, духовных запросов. Некоторые свойства читателей в соответствии с особенностями возраста учитываются в библиотечном деле при формировании библиотечных фондов, при организации руководства чтением. В меньшей степени они используются при подготовке изданий, хотя их учет позволил бы более точно определять читательский адрес и целевое назначение изданий.
Однако, поскольку объектом воздействия детской книги является ребенок в определенной возрастной стадии, чтобы осознанно, обоснованно формировать массив изданий, работать над конкретной книгой, необходимо хорошо представлять себе как сам объект воздействия (читателя), так и те процессы, в которых книга выступает как средство достижения определенных целей. Поэтому при работе над книгой для детей редактор должен опираться на достижения педагогики и психологии. Педагогика определяет и обосновывает важнейшие свойства читателей и раскрывает задачи и возможности влияния на них. Обратимся к тем аспектам педагогики, которые существенны с точки зрения теории редактирования. Педагогика характеризует человека как «природное существо, способное к саморазвитию, обладающее естественными задатками, внутренними силами и стимулами их спонтанного развития». По природным законам происходят рост и развитие его организма, становление физиологических систем, формируются способности, образуются навыки и привычки, стереотипы мышления. В деятельности проявляются склонности и интересы, побуждения и желания. Постепенно формируются нравственные и эстетические стимулы. Все это осуществляется под воздействием активного освоения окружающей действительности, а также социальной среды, в которой существует человек. Ясно, что наиболее энергично этот процесс осуществляется в детстве и юности. Две тенденции характеризуют процесс становления личности - саморазвитие как закономерное свойство человека и воспитание как воздействие окружающей среды. Таким образом, развитие ребенка является результатом интенсивного взаимодействия его внутренних природных сил и социальных условий, причем ведущую роль по отношению к развитию играет воспитание. Определяя место книги в этом процессе, важно понимать особенности и сущность воспитания. В процессе воспитания формируются навыки, привычки деятельности и мотивы поведения, складываются представления о мире, а также внутренняя структура оценочных критериев, затрагивающих этические и эстетические нормы личности, развиваются потребности, запросы, происходит становление информационной культуры индивида, которая обеспечивает интеллектуальный уровень субъекта. Этот процесс осуществляется природной средой, с которой соприкасается человек, а также социальными институтами, определяющими связи и отношения в обществе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|