2. Развенчиваем миф: «Я недостаточно умный / умная»
2. Развенчиваем миф: «Я недостаточно умный / умная» Из немотивированного сталелитейщика в эксперты по памяти
Стояла весна 2007 года, когда я за три недели объездил всю страну. У меня был сумасшедший рабочий график. Я выступал перед детьми, студентами колледжей, бизнесменами и военными ветеранами. Темами моих выступлений были память и ментализм, на каждой площадке я развлекал народ карточными фокусами и магическими трюками. Между шоу я давал СМИ интервью, пожимал руки и знакомился с тысячами интересных людей. Наконец эта сумасшедшая гонка окончилась, и я оказался в самом счастливом месте – в кровати рядом с женой Лин, моим лучшим другом! И не важно, что первые лучи солнца уже проникали в щели жалюзи и напоминали, что снова наступило утро. Утро понедельника. Мы с Лин готовились к долгожданному отпуску, и перед нами открывались безграничные возможности: вечерние киномарафоны, велосипедные и пешие прогулки, общение с внуками, ужины в любимом ресторане. И тогда случилось это. ДЗЫНЬ! Все эти радостные мысли разбились о резкий звук звонка моего мобильного. «Не обращай внимания! – сказал я. – Ну так вот, Лин, может, мы выберемся в город…или уедем подальше, на пляж». ДЗЫНЬ! ДЗЫНЬ! «Ты уже возьмешь трубку или нет? » – спросила Лин. «Да пусть звонит, забудь! Это наша неделя». ДЗЫНЬ! ДЗЫНЬ! ДЗЫНЬ! «Я этого не вынесу! » – сказала моя жена с нотками раздражения в голосе. Я схватил телефон с прикроватной тумбочки и нажал на «ответить». «Наверняка это очередное предложение о работе», – прошептал я. Меня поприветствовал незнакомый голос – человек, представившийся директором средней школы в Аллентауне. «Ну да, это очередное выступление», – сказал я Лин шепотом. Но я и не представлял, что это шоу будет совсем не похоже на мои занятия раньше. Скоро я получу очень необычное приглашение приехать и поделиться опытом.
«Мистер Кэрол, – произнес мужчина. – Я наслышан о вашей репутации как человека с самой крепкой памятью и как вы с ее помощью вдохновляете людей. Поэтому хотел бы обратиться к вам с просьбой… Я хочу сказать… Для учителей и для нашей школы было бы большой честью, если бы вы могли…» Наконец директор школы выпалил свою просьбу. Он рассказал, что отчаянно пытается достучаться до некоторых учеников, которые находятся в зоне риска и могут попасть в ловушку наркозависимости, криминала, насилия и бедности. Особенно он волнуется за 29 учеников девятого класса, которых вот-вот исключат из школы. Он хотел, чтобы кто-нибудь провел с ними некоторое время после занятий, воодушевил и заинтересовал учебой. «Вы именно тот, кто нам нужен, – сказал директор. – Эти ученики не должны пополнить печальную статистику. Каждый из них – сообразительный подросток с таким потенциалом! Ужасно, что их держат за неудачников, а они изо всех сил стараются соответствовать этой репутации». Я облокотился на подушку и кивнул. Его слова отозвались у меня в сердце, а в уме стали всплывать воспоминания о моем собственном детстве: о боли и нападках. Я очень хорошо представлял, с чем приходится сталкиваться этим детям, потому что когда-то был точно таким же. «Да! – сказал я директору, не спрашивая о подробностях. – Можете на меня рассчитывать. Знаете что? Я свободен прямо в этот четверг». Я взглянул на жену. Она только улыбнулась и подмигнула мне. Она знала – я не могу надолго отойти от моего второго, самого большого счастья: помочь людям осознать, что они могут улучшить свой ум, а это меняет все.
* * *
Меня представили как человека, обладающего самой большой долговременной памятью в истории, – чемпиона по запоминанию, от которого приходят в изумление ученые из МТИ и высокопоставленные сотрудники Пентагона: «Джим Кэрол не один на миллион. Не один на миллиард. Он единственный во всем мире! » Затем школьников попросили поприветствовать аплодисментами «менталиста, фокусника и эксперта мирового класса по распознаванию лжи».
Но когда я вышел на сцену, школьникам я показался больше похожим на байкера, чем на интеллектуала! На мне были черная кожаная куртка, черная футболка, и солнечные очки на глазах. Я оглядел зрителей. У меня была одна цель: достучаться до этих ребят. Нужно было прорваться через разницу в возрасте и найти способ наладить с ними контакт. Нельзя было позволить им посчитать меня сумасшедшим дедулей. Я придерживался того же подхода, что и при работе с ветеранами – парнями и девушками, страдающими ПТСР. Они проводили дни напролет с людьми в белых халатах, которые говорили только на одном языке – языке медицины. Но каждый раз, когда я встречался с ветеранами и напоминал им байкера, сразу завоевывал их расположение. А стоило мне показать карточный фокус, и стена между нами рушилась: они полностью включались в процесс. Я надеялся достичь такого же взаимопонимания и с этой аудиторией. Перво-наперво я спросил: «Кто-нибудь из вас смотрел фильм «Чу-у-удаки-2 »? (Я произнес название фильма по буквам, потому что у меня не хватило духу ругаться перед детьми! )[6] По всему залу поднялись руки. «А спорим, вы не знаете, что я снимался там в эпизодах? » Вдруг один очень крупный парень с массивным пирсингом и изрядным гонором подался вперед в своем кресле, сложил на груди руки и сказал: «Как же, конечно! Не верю! » Но в тот же самый момент другой ученик меня узнал и восторженно закричал: «Блин! Джим Кэрол снимался в этом фильме. Он играл мужика, который швырнул игральные карты в Малыша. Это реально вы! » Я не буду уточнять, в какую конкретно часть тела я швырнул карты и какой эффект это произвело на героя фильма, скажу только, что в фильме полно отвратительных пошлых сцен, трюков и «мужского юмора» (ну, я думаю, что вы поняли). С этого момента дети слушали меня, раскрыв рты – только потому, что я снимался в одной из частей «Чудаков-2». Но именно это следует делать, если вы хотите наладить отношения с людьми – дома ли, в школе, университете или на работе. Чтобы люди вас услышали, нужно завоевать их расположение и доверие. Вы должны найти то, что их зацепит, – тему, которая захватит их внимание. Это поможет установить контакт. Если этого не сделать, они не будут слушать – не важно, сколько им лет. (Подробнее в Главах 8 и 9. )
Я подумал: «Хорошо, они уже на моей стороне. Теперь я должен сделать что-нибудь очень крутое, чтобы они заинтересовались учебой». И стал показывать им фокус за фокусом, а потом привел их в восторг демонстрацией силы человеческого ума. И понемногу начал вплетать техники обучения. Затем я сделал паузу, повернулся к зрителям и спросил: «Кто из вас провалил математику? » Поднялось несколько рук. Следующий вопрос: «Кто из вас провалил историю? » Почти все подняли руки. Я сразу понял, к чему вести дело дальше. Я решил на ходу, что проверну что-нибудь насчет президентов США. «Давайте я покажу вам одну технику запоминания, которой вы можете научиться прямо сегодня, – сказал я. – Когда я был в вашем возрасте, мне задали выучить имена всех президентов – от Джорджа Вашингтона до того, кто тогда занимал этот пост». И я перечислил сорок три президента США практически без остановок. Когда я замолчал, то оглядел аудиторию. Детям все очень понравилось. Они смотрели на меня расширившимися глазами, а на лицах, до этого выражавших цинизм и скепсис, появились улыбки от уха до уха. Вот так я, мужчина грубоватой внешности, снимавшийся в фильме «Чудаки-2», стоял на сцене и перечислял имена президентов, словно профессор колледжа. Когда я закончил их называть, то зарисовал на доске схему системы запоминания – а именно метод Визуальных связей и метод Рифмованных ассоциаций (подробнее об этом в Главе 6) – и показал, как запомнить фамилии первых десяти президентов: Вашингтон, Адамс, Джефферсон, Мэдисон, Монро, Адамс, Джексон, Ван Бюрен, Гаррисон, Тайлер. Когда я записал план запоминания первых десяти президентов, то сказал: «Мне нужны добровольцы, которые готовы выйти на сцену и записать план для запоминания следующих десяти фамилий, а потом еще десяти… и так до нынешнего президента».
Дети буквально прыгали на своих стульях, чтобы выбрали именно их. Они смеялись и получали удовольствие – от учебы. Эти «сложные» подростки вовсе не были хулиганами и безнадежными двоечниками… или какие еще уничижительные ярлыки на них навешивали. Я их хорошо понимал. (Каких только обидных слов не говорили мне в детстве! ) Я завершил свое выступление еще одним карточным фокусом, а затем показал DVD, который продавался в то время – «Классные карточные фокусы Джима Кэрола». «Секрет этого фокуса раскрывается в видео на этом диске, – сообщил я школьникам. – И я рад дать каждому из вас по такому диску бесплатно. Но чтобы его получить, вам придется потрудиться. Вот что нужно сделать: сегодня вечером выучите имена президентов, применив технику, которую я вам сегодня показал. А завтра без ошибок назовите их вашему директору, и он вручит вам ваш экземпляр диска». Директор школы сделал предложение еще более привлекательным, добавив: «Если вы сможете без ошибок назвать всех президентов, вы не только получите диск Джима. Вдобавок к этому я приглашу вас на бейсбол! Вы сможете даже взять с собой родителей». Все в зале были на седьмом небе. Они «давали мне пять», выходя из зала, и обещали, что справятся с заданием. И они действительно справились! На следующее утро мне позвонил директор школы. «У вас есть 11 экземпляров DVD? » – спросил он. «Неужели? – засмеялся я. – Вы шутите! » «Нет, не шучу, – уверил он. – Они справились – и вы им в этом помогли. Ученики приходили в мой кабинет один за другим… и перечисляли президентов США. Вы придали им уверенность и раскрыли им глаза на что-то лучшее. А именно это им и было нужно». Вот и самое важное в этой истории – все эти ученики потом с успехом окончили школу. Они заинтересовались учебой, и это изменило их жизнь.
Раскрытие сверхвозможностей Как я уже говорил, когда-то я был таким же, как и эти школьники. День, который я провел с ними, напомнил мне о моих школьных годах. Он стал подтверждением и того, что я наблюдаю вот уже несколько лет: мотивация и память идут рука об руку. Мы изучаем и запоминаем то, что нам интересно. Но чтобы добиться успеха в овладении какой-то темой и закрепить ее в долговременной памяти, нужна мотивация особого рода. Для подростков обещанная награда (перспектива получить DVD и билет на бейсбольный матч) послужила стимулом научиться чему-то новому. У каждого из нас мотивация будет своя: возможность заявить о себе, получить одобрение сверстников, заработать денег… а может быть, и диплом.
Но в моем детстве мотивации катастрофически не хватало. У меня были плохие оценки, не сложились отношения со сверстниками… особенно большой проблемой было то, что меня дразнили. Меня унижали и сверстники, и учителя. Надо мной все смеялись. Каждый божий день, стоило мне переступить порог школы, как обидные слова летели в меня, как пули. Невероятно, но у меня был потенциал стать студентом МТИ или Гарварда, но при этом, как и те девятиклассники, я позволял себя одурачить теми ярлыками, которые на меня навешивали. Я верил всему, что мне говорили, хотя это было ложью, и прикладывал все усилия, чтобы соответствовать репутации неудачника. Я был очень стеснительным и робким – совсем стеснительным, и не мог даже смотреть людям в глаза. Казалось, чем старше я становился, тем больше надо мной издевались. В старших классах постоянные нападки на меня привели к тому, что я съехал с троек на двойки (мне кажется, я был первым ребенком, которому поставили двойку с минусом! ). Я провалил последний год обучения, и мне пришлось посещать летнюю школу, чтобы получить диплом. После школы изменилось немногое. Я устроился на работу на сталелитейный завод в Аллентауне… чтобы мной опять помыкали в сталелитейном цехе (вы сможете подробнее прочитать об этом в следующей главе). В моей жизни, казалось, не было ничего примечательного, и если верить всему, что обо мне говорили, то мне не на что было и надеяться. Мне просто-напросто недоставало ума… так я считал. Несмотря на трудное детство и тяжелые годы юности, я был полон мечтаний и страстных порывов. И в глубине души знал, что моя жизнь может стать лучше. Потом мне стало известно, что при улучшении работы мозга можно сделать первый шаг к лучшему. И знаете что? Изменения возможны у любого человека, независимо от возраста и жизненных обстоятельств. Где бы я ни выступал, я всегда стремлюсь донести три истины: ➧ Наш ум обладает мощью. ➧ Наша потенциально более крепкая память может помочь улучшить здоровье, отношения, карьеру и качество жизни в целом. ➧ Укрепить память можно.
Скептики перестают сомневаться, услышав историю моей жизни. Перед тем как подробнее поговорить о мечтах и откровениях, изменивших мою жизнь, давайте ненадолго обратимся к моему болезненному детскому опыту. Я опишу сцену из своей подростковой жизни, которая определила мое будущее. Постоянные издевательства подорвали мою уверенность в себе.
Ранения словом Я открыл дверь столовой, огляделся и замер. Острая, тошнотворная боль пронзила мой желудок. «Каждый день одно и то же, – подумал я. – Больше этого не выдержу». Меня затошнило не от странных запахов из столовой. Я знал, что мне предстоит столкнуться с кое-чем похуже. С атакой «крутых ребят», собравшихся за их обычным столиком. «О, да вы посмотрите, кто пришел! – послышался голос, полный сарказма. – Это наш лучший друг Джим. Иди сюда, Джим! Мы тебя ждали». Сердце забилось как бешеное, и каждая мышца в моем теле напряглась. Я сделал глубокий вдох и встал в очередь за едой. И тут в меня полетели набившие оскомину пули из обидных слов. «Дебил». «Слабак». «Лузер». О мою голову ударился пакет из-под молока, и со стороны «крутого столика» раздался взрыв смеха. Я зажмурился. «Почему эта дурацкая очередь всегда стоит около этих парней? – задавался я вопросом. – И почему они никак не оставят меня в покое? » Даже мои немногочисленные друзья не хотели сидеть со мной за одним столиком. Когда мы приходили в столовую, они куда-то пропадали. Почему некоторые парни в школе надо мной так издевались? Я был неуклюжим и с трудом поддерживал с кем-либо разговор. Не мог даже посмотреть собеседнику в глаза. К концу школы мои оценки совсем съехали, и я начал верить всем ужасным вещам, которые обо мне говорили. Постепенно я отдалился от окружающих, от детей и от взрослых, и почти превратился в интроверта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|