Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административные реформы середины XIX в.




 

Конец 20 — начало 30-х гг. — это период поворота в колони­альной политике царизма в Закавказье. На смену политическому завоеванию пришло экономическое освоение края. Четко обозна­чилось значение региона как колонии, "новой российской восточ­ной Индии"60. Инициативы Паскевича в этом направлении свиде­тельствовали о возрастающем хозяйственно-экономическом значе­нии края. Именно в бытность его главой кавказской администрации развернулось всестороннее обследование Закавказского края для выявления его хозяйственно-экономического потен­циала. Не случайно исследователями края стали члены кавказской администрации. Полученные данные легли в основу соответствую­щих программ по экономическому освоению Закавказья. Один из этих проектов связан с именем А.С. Грибоедова, который совместно с начальником казенной экспедиции Верховного Грузинского правительства П.Д. Завилейским составил "Проект учреждения Российской Закавказской компании". В нем говорится: "Многие части управления и отдаленнейшие грани империи, о которых мы прежде радели, внезапно привлекли к себе внимание и сделались предметом рассуждений государственных людей. Настала очередь и Закавказскому краю. Он как будто выступил из мрака, которым были подвергнуты его статистика, этнография, администрация, финансовое образование, нужды народные и способы к их удовле­творению"61

Очевидным становилось несоответствие введенного в крае раз­нообразия систем управления, которые в значительной степени зиждились на принципах, унаследованных от государственных образований конца XVIII в., новым экономическим и полити­ческим установкам.

И в 1829 г. И.Ф. Паскевич ставит перед центральными ор­ганами власти вопрос о реформе системы управления в Закав­казье62. План генерала сводился к радикальной ломке "военно-народного управления", полной ликвидации местных особенностей в управлении и введению единообразной, строго централизованной системы управления. Это означало полную унификацию системы управления в Закавказье с внутрироссийской, а насаждение русского чиновничества придавало вполне отчетливо русификаторскую направленность политическому курсу63.

К выраженным в проекте предложениям присоединились сена­торы Е.И. Мечников и П.И. Кутайсов, которые находились под впечатлением только что произведенной ими ревизии края. Они воочию убедились в бесконтрольности основанного на полном произволе комендантского управления.

Разработанные "Предположения об устройстве Закавказского края" были внесены в Государственный совет, который безогово­рочно одобрил идею неотложной централизации и русификации края, без учета его этнографических, культурных и социально-экономических особенностей, своеобразия в управлении и законо­дательно-правовой сфере. Однако сложность поставленных задач, обусловленная перечисленными факторами, все-таки осознавалась центральными органами власти, и не случайно в 1833 г. для дальнейшей разработки проекта специально создается Комитет об устройстве Закавказского края64.

Опуская подробности дальнейшей разработки и обсуждения проекта, укажем лишь, что вмешательство нового главы кавказ­ской администрации барона Г.В. Розена сильно затянуло его окон­чательное оформление65. Характеризуя в целом позицию Розена, следует отметить, что он выступал противником поспешной ради­кальной ломки системы управления в крае, нивелирования мест­ных особенностей, настаивал на сохранении местных судов, ос­нованных на обычном праве66.

Довести дело до практической реформации административной системы в Закавказье удалось лишь члену Государственного совета сенатору П.В. Гану. Благо, что с удалением Розена с поста главы кавказской администрации исчезло основное препятствие к осуществлению прежней программы. К слову сказать, Ган приложил руку к увольнению Розена: находившемуся в Тифлисе Николаю I он в присутствии Розена доложил о бес­порядках и злоупотреблениях в крае. "Благородный Розен", как назвал его впоследствии Александр II, растерялся и не смог дать царю соответствующих объяснений, что и решило его судьбу67. А вновь назначенный малоопытный и не уверенный еще в себе Головин опасности не представлял. В апреле 1840 г. Николай I утверждает многострадальный проект, получивший название "Учреждение для управления Закавказским краем"68 Тем самым доводилась до абсолюта система бюрократической централизации Кавказа при полном игнорировании внутрирегиональных культурно-этнических и социально-правовых осо­бенностей края.

Высший контроль за введением на Кавказе новой админист­ративной системы возлагался на воссозданный для этого Комитет об устройстве Закавказского края (24 апреля 1840 г.)69.

Реформа 1840 г. радикально меняла весьма далекую от совер­шенства административно-политическую систему региона. Закав­казье, за исключением Абхазии, Мегрелии и Сванетии, остававшихся в управлении местных феодалов, было разделено на две части: Грузино-Имеретинскую губернию (из 8 уездов и 3 округов) с центром в г. Тифлисе и Каспийскую область (из 7 уездов) с центром в г. Шемахе. В Каспийскую область вошла большая часть территории Северного Азербайджана в составе уездов: Шушинский (бывшая Карабахская провинция), Нухинский (Шекинская провинция), Ленкоранский (Талышская провинция), Бакинский, Шемахинский (Ширванская провинция и Сальяны). Уезды Дер­бентский (Дербентская, Табасаранская и Каракайтагская провинции) и Кубинский (Кубинская провинция с Самурским округом), находившиеся в зоне действий горцев под руководством Шамиля, были выделены в особый округ под управлением дербентского военно-окружного начальника.

В Грузино-Имеретинскую губернию помимо территорий Вос­точной Грузии (уезды Тифлисский, Горийский, Телавский, Сигнахский) была включена часть азербайджанских и армянских земель. Так, в ее состав вошли Елисаветпольский уезд с Казахской и Шамшадильской дистанциями, Эриванский (бывшая Армянская область) и Нахичеванский уезды (бывшая Нахичеванская провин­ция). Окружное управление вводилось на территориях, населенных горскими народами: округа Горских народов, Осетинский, Тушино-Пшаво-Хевсурский. Имеретинская область и Гурия станови­лись уездами Грузино-Имеретинской губернии. Уезды подраз­делялись на участки, большинство из которых соответствовало границам бывших магалов. Всего в Закавказье было создано 72 участка.

По-прежнему за Главноуправляющим, назначаемым и увольня­емым непосредственно самим императором, сохранялось верхов­ное управление Закавказским краем с правами генерал-губернато­ра внутренних губерний. В связи с отдаленностью, а также "осо­бенными обстоятельствами Закавказского края" он мог отменять основанные на общих законах постановления губернских органов и приводить в исполнение свои распоряжения, правда обязательно информируя об этом Сенат и соответствующие министерства. При Главноуправляющем учреждался Совет; к составу главного управления был отнесен помимо того Тифлисский военный губернатор, которого по характеру выполняемых обязанностей можно было бы назвать помощником Главноуправляющего. Губернские, област­ные и уездные управления строились по принципу местных органов власти во внутренних областях России. Было покончено с преж­ними стремлениями увязывать российское законодательство с местными правовыми институтами. "Учреждение" не признавало никаких "мусульманских" (шариатские суды оставлялись только для бракоразводных и семейных дел) и грузинских законов. При­влекаемые ранее в качестве экспертов или помощников диванные беки, магальные наибы и другие представители местного привиле­гированного сословия были отстранены и заменены русскими чи­новниками. Провинциальные коменданты заменялись уездными начальниками, а магальные наибы — участковыми заседателями.

Системы администрации в Грузино-Имеретинской губернии и Каспийской области были в основном сходными; разичия от­носились главным образом к наименованиям должностей членов администрации. Претерпевала изменения и судебная система в За­кавказье, однако одна из основных задач проводившейся реформы — отделение суда от управления — не получила своего раз­решения. Уголовные дела подлежали рассмотрению уже не в во­енных, а в общегражданских судах. Но часть судебных функций сохранялась за администрацией. Разбирательство гражданских дел производилось на основе общеимперских законов. Для жи­телей мусульманского вероисповедания продолжали играть важ­ную роль духовные (шариатские) суды, выступавшие в качестве третейских инстанций при решении гражданско-правовых споров70. Реформа сопровождалась введением многочисленных судебных инстанций, порядок судопроизводства стал чудовищно бюрокра­тизированным. Эти явления были внове для жителей края, при­выкших, по выражению М. Корфа, "к суду скорому, хотя и не всегда справедливому"71.

Реакция со стороны местного населения последовала незамед­лительно: оно бойкотировало новые суды. По ряду районов Закав­казья прокатились волнения. "Не прошло и четырех лет, — писал В.Н. Иваненко, — как архитектурное здание гражданского управ­ления, воздвигнутое Ганом без всякого внимания к местным ус­ловиям, превратилось в груду развалин"72.

Уже в 1842 г. центральные власти были вынуждены послать в Закавказье комиссию военного министра князя А.И. Чернышева и статс-секретаря М.П. Позена. Высокопоставленные участники ревизии признали полный провал реформы 1840 г. (несмотря на то, что оба принимали самое активное участие в разработке проектов Паскевича и Гана)73. Главным же виновником неудачи сочли барона Гана. Однако именно с административно-полити­ческой реформы 1840 г., называемой по имени ее реализатора "гановской", в Закавказье вводилась общероссийская система уп­равления. Неизбежность этого вполне очевидна, ведь "слияние" окраин с метрополией было невозможно без единой админи­стративно-политической системы в контексте имперской модели управления.

После ревизии изменился порядок высшего управления делами в крае. О важности разработки административной реформы на Кавказе свидетельствовал факт одновременного создания в 1842 г. двух центральных органов: Комитета по делам Закавказского края и Временного VI отделения Собственной Его императорского величества канцелярии74. Сама канцелярия к тому времени пре­вратилась в высший правительственный орган, непосредственно осуществлявший ряд важнейших функций государственного уп­равления.

Председателем Комитета по делам Закавказского края стал А.И. Чернышев. В его состав по своей должности входили: пред­седатель Департамента законов Государственного совета, министры (финансов, внутренних дел, государственных имуществ и юсти­ции). Временное отделение возглавил М.П. Позен — как человек, уже осведомленный в делах Закавказья.

В функции Комитета входило предварительное рассмотрение законопроектов новой системы управления краем. Для Кавказа Комитет являлся органом высшего управления и надзора за местной администрацией; нередко он осуществлял и законосовещательные функции при подготовке законопроектов по управ­лению этой окраиной.

Временное отделение занималось разработкой всех новых по­ложений по устройству края и делопроизводством75

Прежний Закавказский комитет упразднялся. Бытовало мнение, что в его ликвидации, как и в создании нового комитета, лежали личные мотивы: Чернышев и Позен таким образом полагали оправдать Гана в глазах общества, не исключая его гласно из прежнего Закавказскою комитета, но и не вводя в новый, где остались прежние члены и добавлены лишь наследник цесаревич и граф Бенкендорф76.

Несмотря на создание новых органов по управлению краем, ничего здесь существенно не изменилось. Корф верно заметил, что Закавказье имело "назначением убивать все репутации и все карь­еры"77.

История возникновения и развития на Кавказе царской ад­министративно-политической системы — это и своеобразная ис­тория российской бюрократии. Вслед за армией приходила ад­министрация, и началоXIX в. время появления в Закавказье русского чиновничества. Понятие "русский чиновник" не было однозначным, ибо оно являлось не столько признаком националь­ным (по своему национальному составу чиновничество было неод­нородным), сколько отражало происшедшие на Кавказе перемены политического характера. Так, этноним "русский" терял свой этно-дифференцирующий признак, становясь социально-политической категорией. Русские стали социально образующей нацией в жизни Закавказья, так как с ними связано возникновение новой для края социальной группы — чиновничества.

Для проведения в жизнь новой административной системы нужны были новые люди, а правительство не так часто доверяло должности представителям коренных народов. Поэтому основную часть чиновничества нужно было выписывать, как тогда говорили, "из России"78. Как отмечал кавказовед А.В. Фадеев, возможность легкой наживы и бесконтрольного хозяйничанья на далекой окра­ине манили на Кавказ всякого рода авантюристов, уже запятнан­ных различными преступлениями. В рядах кавказского чиновничес­тва первого призыва находились преимущественно неудачники и мелкие карьеристы, соблазнившиеся преимуществами службы в крае. А Кавказ был той окраиной Российской империи, где служба оговаривалась специальными льготами. За приезд сюда давался чин коллежского асессора, равный майору в военной табе­ли о рангах79 Легкость, с которой присваивался этот чин, а точнее, злоупотребления, в результате которых становилось возможным его получение, и стимулировала переезд на Кавказ людей оп­ределенного сорта. Только на высших должностях да в свите главнокомандующего, отмечал В.Н. Иваненко, можно было наши десятка два вполне добросовестных и способных людей80. Коллеж­ский асессор, получивший это звание на Кавказе, запечатлен в го­голевской повести "Нос" в образе майора Ковалева.

Помимо звания чиновники получали дополнительное денежное поощрение, право на получение ордена св. Владимира 4-й степени, пенсии и пр. Но контингент бюрократии не становился от этого лучше, что побудило еще А.П. Ермолова поставить перед прави­тельством вопрос о составе кавказских чиновников, "кои почти все без познаний, а многие даже оказались не только не способными к исправлению дел или к переписке набело бумаг, но еще с дурным и развратным поведением"81. В результате его требований был издан указ "Об отправлении канцелярских служащих из губернских правлений в Грузию, людей хорошего поведения, и о непредстав­лении присылаемых туда к производству в чины, не удостоверив­шись о их способности к службе"82. Кроме того, Ермолов добился распределения в "канцелярские должности" 60 воспитанников во­енно-сиротских отделений83. Но все его усилия не увенчались ус­пехом: царское правительство по-прежнему не видело иного пути привлечения на службу в кавказские края чиновников гражданско­го ведомства, кроме как предоставляя им различные льготы.

Росту числа чиновников в Закавказье способствовала и админи­стративно-судебная реформа Гана, благодаря которой на этот край распространялась бюрократическая система николаевской России. Так, вводилось новое трехчастное административно-тер­риториальное деление Закавказского края: губерния (область) — уезды — участки, в соответствии с чем утверждались их органы управления, штаты. С отделением суда от полиции и "умножением мест" значительно усложнялся механизм управления. Если при прежнем управлении значилось 704 чиновника, то после реформы их стало 1311. Сильно возросли расходы. "Между тем, — заключал Корф, — управление, стоящее столь значительных издержек, не удовлетворяет гражданским потребностям жителей ни в делах полиции, ни в делах суда, ни в делах хозяйства»84.

Тем временем положение на Кавказе усложнялось не только неудачами в сфере административно-политического управления, но и в военных действиях против горцев. Необходима была фигура, которая могла бы сконцентрировать в своих руках все управление Кавказом, обеспечив победу русского оружия в за­тянувшейся войне.

Выбор Николая I остановился на прославленном военном дея теле, имевшем к тому же уже опыт гражданского управления на посту новороссийского генерал-губернатора, Михаиле Семеновиче Воронцове.

В своем письме Воронцову он изложил мотивы, побудившие избрать именно его на пост главы кавказской администрации: это — необходимость соединения в одних руках разрозненных военной и гражданской властей, как одного из радикальных средств проти­водействия Шамилю и упорядочения административной системы. "Зная ваше всегдашнее пламенное усердие к пользам государства, — писал император, -- выбор мой пал на вас, в том убеждении, что вы, как главнокомандующий войск на Кавказе и наместник мой в сих областях с неограниченным полномочием, проникнутые важностью поручения и моим к вам доверием, не откажетесь исполнить мое ожидание"85.

Любопытно, что в этом письме впервые прозвучали слова — "наместник мой" и "неограниченные полномочия". Значение их подчеркивалось выделением курсивом. Из письма очевидна необ­ходимость расширения прав и звания главного начальника края до степени царского наместника. Но здесь важно понять другое: не будь на пост наместника такой кандидатуры, как Воронцов, вряд ли Николай пожелал бы делегировать столь неограниченные пол­номочия кому-либо еще. Как писал Л.Н. Райнлендер, эти исключи­тельные, беспрецедентные полномочия, предоставленные первому кавказскому наместнику, были возможны только потому, что царь доверял и искренне верил ему, воспринимая Воронцова как свое "alter ego"86

В литературе высказывалась мысль о том, что в 1844 г. кавказ­ское наместничество было лишь восстановлено, а появление его относится, дескать, к 1785 г., когда Екатерина II своим указом учредила Кавказское наместничество87. Как известно, тогда в его состав вошли две области: Астраханская и Кавказская. Однако последняя включала в себя только территории Предкавказья, вхо­дившие в то время в состав Российской империи. Главное же заключается в другом. Созданная в екатерининскую эпоху струк­тура в административно-политическом устройстве России в виде наместничества, по своим функциям являла аналог губерний. Сов­падение функций наместника и губернатора было столь обшир­ным, что нередко назначали наместника на две и даже на три губернии.

Взгляд на наместничество коренным образом изменился в эпо­ху александровских реформ. С созданием наместничеств, как мы уже отмечали, связывался принцип федеративного устройства. Со­гласно проектуМ.М. Сперанского — Н.Н. Новосильцева, Россия делилась на 12 наместничеств (по 3 — 4 губернии в каждом); главное управление в каждом из них поручалось наместнику и его совету, который представлял собой в уменьшенном масштабе ко­митет министров; власть наместника охватывала все сферы выс­шего управления (судебное, полицейское, хозяйственное, учебное и духовное). Наместничества, в свою очередь, делились на губер­нии, губернии — на уезды, уезды — на округа. Важным элементом этой формы управления являлись свои сеймы, которые предпола­галось сделать двухпалатными88. Но повторим еще раз, все алек­сандровские реформы остались лишь на бумаге. Власть намест­ника конца XVIII в. не идет ни в какое сравнение с той огромной гражданской и военной властью, которую получил наместник ею императорского величества на Кавказе в 1844 г.

В отличие от прежних Главноуправляющих, наместник в преде­лах края пользовался всеми правами, которые составляли ком­петенцию соответствующих министерств. Более того, он был по­ставлен вне сферы вмешательства центральных ведомств и мог апеллировать непосредственно к самому царю89. Все имевшие ведомственное значение циркуляры и другого рода распоряжения (министров и Главноуправляющих) губернским и областным влас­тям направлялись только наместнику, который и решал судьбу соответствующего циркуляра, его исполнения во вверенном ему наместничестве.

Учреждение Кавказского наместничества повлекло за собой изменение в порядке управления краем со стороны правительствен­ной власти. VI Временное отделение было закрыто, а Комитет по делам Закавказского края с 3 февраля 1845 г. получил название Кавказского90. Создание подобных комитетов (оба Сибирских ко­митета, Комитет по делам Царства Польского и т.д.), по справед­ливой оценке Н.П.Ерошкина, "являлось известным компромиссом между окраинной автономией и пентрализаторскими тенденциями абсолютизма"91.

Функции Кавказского Комитета были значительно расширены. Являясь для Кавказа органом высшего управления и надзора за местной администрацией (в данном случае — высшие звенья кав­казской администрации во главе с наместником), он нередко вы­полнял и законодательные функции для законопроектов по управ­лению краем92. Состав комитета остался прежним, лишь допол­нительно вводился шеф жандармов. Управляющим делами назначили государственного секретаря В.П. Буткова. След без малого сорокалетней деятельности комитета нашел отражение в его "Журналах" — ценном источнике по изучению истории управления Кавказским краем.

6 января 1846 г. высочайше утвержденные особые правила сформулировали права кавказского наместника93. Во всех случаях, когда власть считалась превышенной и требовалось разрешение или утверждение царя, наместник должен был обращаться к пред­седателю Кавказского Комитета. Последний, в зависимости от характера дел, докладывал их царю либо вносил на предваритель­ное рассмотрение комитета. В данном случае известное совпадение прерогатив наместника и функций Кавказского Комитета нейтра­лизовалось тем, что циркуляры и распоряжения комитета должны были быть санкционированы наместником, без согласия которого не могло действовать на территории края ни одно из предписаний комитета=94. Тем не менее на протяжении всего времени существова­ния шло подспудное, а подчас и явное противодействие двух сил — централистской и региональной. Однако учреждение намест­ничества в глазах высшей власти вовсе не означало введения здесь автономного управления, обособления Кавказа от влияния обще­имперской политики.

К концу 1846 г. оформился аппарат управления — совет и кан­целярия наместника. Совет состоял из назначаемых царем чинов­ников, губернаторов и выполнял функции надзора над всем ап­паратом управления и суда. Наместнику подчинялись начальники округов — жандармского и путей сообщения. Подобно ему, воен­ный губернатор тоже не только управлял военными учреждениями, но и заведовал гражданской частью. Административная структура местных органов власти была идентична той, которая существова­ла во внутренних губерниях России: губернские правления, губерн­ские суды с заседателями из дворян и купцов; кое-где учреждались казенные палаты и палаты государственных имуществ. В уездах в ведении уездных начальников находились полицейская, хозяй­ственная и судебная части. Соответственно в участках полицейско-судебные функции выполняли участковые начальники. В городах сохранялось прежнее полицейское устройство95.

Особое внимание М.С. Воронцов уделил административно-тер­риториальному устройству края, где выявились основные недо­статки предыдущей реформы. Считая, что введение централизации в системе местного управления будет способствовать экономичес­кому развитию в разных и малосвязанных между собой частях края, он производит ряд административно-территориальных пре­образований. Образуется Кутаисская губерния; по закону 1846 г. все Закавказье делится на четыре губернии: Тифлисскую, Кутаис­скую, Шемахинскую и Дербентскую96. В следующем году Дербент­ская губерния вместе с шамхальством Тарковским и ханством Мехтулинским образуют особую административную структуру — Прикаспийский край. Учитывая ход Кавказской войны, вовле­ченность в нее народов Дагестана, Прикаспийский край получил форму военного управления — во главе края стоял командующий войсками97. Джаро-Белоканские земли и бывшее Елисуйское сул­танство также получили военный статус управления в виде военно­го округа. В 1849 г. создается Эриванская губерния98.

Улучшение контингента чиновников — величина константная во всем спектре деятельности кавказской администрации. И тот же М.С. Воронцов был изумлен огромным количеством чиновников, их незанятостью, В условиях, когда росло число местных жителей, получивших образование в российских учебных заведениях, на­местник распорядился не вызывать из России чиновников без особой надобности99. Со временем кавказское чиновничество стало пополняться за счет так называемых кавказских воспитанников. Утвержденное 11 июня 1849 г. "Положение о воспитании кавказ­ских и закавказских уроженцев на счет казны в высших и специаль­ных учебных заведениях Империи" преследовало цель готовить чиновников для государственной службы100. Представляется также весьма важным то внимание, которое уделял наместник такой, казалось бы, малозначительной административной инстанции, как участковые начальники. Бывшие олицетворением лихоимства, они между тем должны были являть собой основу правосудия и поряд­ка. Хорошо известно, сколь массовыми были казнокрадство и взяточничество, пронизывавшие все звенья чиновного аппарата в Рос­сии, начиная от губернатора и кончая столоначальником101. Дос­таточно вспомнить гоголевского "Ревизора". Однако на окраинах эти пороки становились уже как бы атрибутами центральной власти, приобретая некий этнический признак. Благонадежная администрация — это та опора, с помощью которой практически строилось здание российской (колониальной) административной системы, особенно в русле задач, стоявших перед правительством применительно к Кавказу и вообще окраинам империи, а именно — приобщении их к общероссийской государственности и граж­данственности.

М.С. Воронцов выступал противником репрессивных методов управления, ибо слияние многонационального региона с Россией могло зиждиться, по его мнению, лишь на мерах постепенных и осторожных. "Всякая перемена, — писал он императору, — и вся­кое нововведение, изменяющее вековые обычаи, чрезвычайно труд­но к введению везде, но особенно в здешнем крае, а потому в подобных случаях надобно действовать с большой осторожнос­тью. Насильственные меры не только не принесут добра, но могут иметь очень дурные последствия"102.

Весь спектр административных преобразований первого кавказ­ского наместника, его политики и того ее аспекта, который мы ныне именуем национальной (в частности, учреждение школ, пре­доставление возможности коренным жителям поступать в высшие учебные заведения, создание культурно-просветительных и науч­ных учреждений, издательств и периодических изданий, открытие в Тифлисе театра с представлениями на грузинском и русском языках и т.п.), позволяет оценивать Воронцова как проводника политики этатизма на Кавказе. Политики, лишенной этноцентристских устремлений.

Десятилетнее наместничество здесь М.С. Воронцова составляет особый период в истории Кавказа. При нем произошло формиро­вание основных административных структур наместничества. Каж­дая из сторон его деятельности, будь то в области оформления сословных институтов или хозяйства, разработки, или развития просвещения, создания научных и учебных центров или органов периодической печати и т.д., требует специального изучения. Вер­ховная власть высоко оценила труд этого замечательного военного и государственного деятеля: он был осыпан наградами, в 1852 г. получил титул светлейшего, а в 1856 г. — звание генерал-фельд­маршала103.

Новый этап в развитии административного устройства Кав­каза наступает с приездом следующего наместника князя Александра Ивановича Барятинского в 1856 г., которому над­лежало показать, как он понимает генеральную правительствен­ную задачу "слияния Кавказа с Россией". "На 23-м году службы, — писал биограф Барятинского, — сорока одного года от роду, он занял пост, могущий удовлетворить самое пылкое честолю­бие"104.

Возможно, не остались без внимания царя и записки князя Барятинского с предложением не только реформировать Кавказ­скую военную линию, но и произвести для "нравственного влия­ния" ряд административных мер, совокупность которых и должна была способствовать более эффективному усмирению Кавказа105. Несогласие же тогдашнего кавказского наместника генерала-адъю­танта Н.Н. Муравьева с соображениями Барятинского, быть мо­жет, также содействовало сокращению срока продолжавшегося менее двух лет наместничества Муравьева.

В качестве предисловия к деятельности нового наместника сле­дует привести характеристику В.Н.Иваненко: "...Барятинский лю­бил жизнь, общество, блеск и больше всего великолепие власти. Отстранив всякую зависимость от министров, Кавказского Коми­тета и других высших государственных установлении, он правил. краем по собственной воле, не стесняясь ничем, кроме той огром­ной ответственности, которую налагали на него служба и уважение государя"106.

Пользуясь личной дружбой Александра II, герой Кавказской войны практически управлял краем собственной властью, лишь ставя в известность Кавказский Комитет. Представленную на ус­мотрение императора обширную систему преобразований как в военном, так и гражданском управлении краем Александр II одобрил без каких-либо собственных соображений107.

Первое, что сделал Барятинский, — добился изъятия из ведом­ства Министерства финансов финансирования Закавказского края, отдав его в полное распоряжение наместника108.

Все последующие административные преобразования свиде­тельствовали о своего рода калькировании основных структурных принципов центральных органов власти, но не только исполни­тельной, а и законодательной. В начале 1857 г. было учреждено — наподобие отделения Собственной Его императорского величес­тва канцелярии — "временное отделение при главном управлении наместника Кавказского". Плодом его бурной деятельности стало "Положение о главном управлении и совете наместника Кавказско­го", которое сам же Барятинский, предоставленной ему властью и утвердил 21 декабря 1858 г.109

"Положение" было введено первоначально в виде опыта на три, затем на семь лет110, но практически просуществовало все время наместничества Барятинского. Принято оно было без учета сущес­твовавших правил прохождения подобных актов нормативного характера через инстанции высших правительственных, законода­тельных органов.

По "Положению" взамен канцелярии наместника и экспедиции государственных имуществ возникло пять министерств, получив­ших, правда, более скромные названия — департаментов и особых управлений. Роль министерства внутренних дел выполняли депар­таменты общих и судебных дел, министерства финансов — депар­тамент финансов и т.д. Во главе департаментов стояли управляю­щие или директора, подчинявшиеся начальнику главного управления по гражданской части, призванному координировать деятель­ность департаментов. Кстати, начальником одного из них (госу­дарственных имуществ) состоял Ю. Витте — отец будущего пре­мьер-министра России. При наместнике существовала и особая дипломатическая канцелярия.

Годом позже число департаментов пополнилось еще одним — контрольным, учрежденным для ревизии денежных отчетов; департамент фиксировал поступления местных доходов в государ­ственное казначейство по отдельной для Закавказского края фи­нансовой системе, из земского сбора, городских доходов и других источников. Создание подобного департамента, подчиненного не общегосударственному контролю, а местной администрации (на­чальнику главного управления), было явно искусственным111. Это хорошо понимал и сам Барятинский, однажды сказавший одному из доверенных чиновников, В.А. Инсарскому, чтоА.Ф. Крузенш­терн (исполнявший должность начальника главного управления) "сочинил" этот департамент для своего приятеля112.

Согласно "Положению", проводятся частичные администра­тивно-территориальные преобразования края. Так, вследствие час­тых землетрясений в губернском городе Шемахе управление губер­нией в 1859 г. переносится в Баку, и соответственно Шемахинская губерния переименовывается в Бакинскую113.

Одним из следствий окончательного покорения Дагестана ста­ло упразднение в 1860 г. Дербентской губернии. Начало новому административному устройству Дагестана дало "Положение об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом". Со­здается Дагестанская область, охватывавшая бывший Прикаспий­ский край, но без отошедшего к Бакинской губернии Кубинского уезда, а также весь горный Дагестан. Однако в сфере гражданского управления находились Дербентское градоначальство и управле­ние городом Петровским с примыкавшими к нему землями. На большей же части территории области действовало военно-народ­ное управление. Область делилась на четыре военных отдела: Северный Дагестан, Южный Дагестан, Средний Дагестан и Верх­ний Дагестан114. В силу сходства исторических судеб, бытового уклада с народами Верхнего Дагестана в ее состав был включен Джаро-Белоканский округ, получивший, как было сказано, наиме­нование Закатальского. Существовавшее здесь смешанное управле­ние сочетало общегражданские принципы с основами обычного права.

Для завершения общей картины добавим, что Кавказский От­дельный корпус был реорганизован в Кавказскую армию, во главе которой стоял тот же Барятинский.

Представив себе совокупность прерогатив кавказскою намест­ника, резонно задать вопрос: а не внушало ли это кавказское подобие высшей имперской власти какое-либо беспокойство само­держцу? И ответ здесь однозначно отрицательный: все дело в лич­ности самого Барятинского, доверие к которому основывалось на безусловной преданности кавказского наместника престолу. Даже сама мысль о каких-либо сепаратистских вожделениях Баря­тинского безосновательна. Вот если бы подобной властью был наделен проконсул Кавказа, неуправляемый Ермолов (кстати, по одной из версий, сосланный служить на Кавказ, именовав­шийся в александровскую эпоху "теплой Сибирью")115, то у вер­ховной власти могли бы возникнуть на этот счет определенные опасения.

Здесь важно также отметить и то место, которое занимал Кавказ во всей системе Российской империи. Победа над Шамилем — символом непокоренной части Северного Кавказа — уже не оставляла сомнений в неизбежности завоевания его западной час­ти. Утверждение России на Кавказе означало, что она одержала весьма убедительную победу в международном соперничестве за обладание регионом. В соответствии с этим возрастал и престиж должности кавказского наместника.

После отъезда Барятинского (ушедшего с поста по болезни)116 на должность кавказского наместника назначается брат императо­ра великий князь Михаил Николаевич.

Великие реформы требовали от царской фамилии распростра­нения сферы их действия на возможно большую часть империи. Не случайно в 1862 г. наместником в Царство Польское назначается другой брат Александра II — великий князь Константин Никола­евич. Возможно, император видел и в другом брате своего спод­вижника по реформам. Во всяком случае, переписка между Михаи­лом Николаевичем и Александром II содержит прямые свидетель­ства этого, а проведенные в 60--70-х гг. реформы на Кавказе — полное тому подтверждение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...