Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инфляция и формы ее проявления




Инфляция в современной экономике

  1. Инфляция и формы ее проявления
  2. Причины инфляции
  3. Показатели инфляции. Типы и виды инфляции.
  4. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика

 

Инфляция и формы ее проявления

Инфляция представляет собой сложное явление, присущее разным экономическим системам с развитым денежным хозяйством в разные периоды времени. В обывательском представлении инфляция выражается в повышении общего уровня цен. И действительно, инфляция практически всегда сопровождается ростом цен. Однако понятия эти не тождественны, и вот почему.

Прежде всего, рост общего уровня цен не означает, что растут все цены или что они могут расти одинаково. Даже в периоды довольно высокой инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабиль­ными, а другие — падать. Одно из больных мест инфляции — то, что цены имеют тенденцию подниматься очень нерав­номерно: одни цены подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, третьи вовсе не поднимаются, а цены на отдельные товары могут даже снижаться. В такой ситуации не очень понятно, как измерить тот самый «общий уровень цен» и что он собой представляет. Хотя методики такого измерения существуют и даже используются официальной статистикой, все они достаточно спорны.

Второй аспект проблемы соотношения понятий инфляции и роста цен состоит в том, что экономическое развитие не только создает новые виды товаров и услуг, но и ведет к их качественному изменению, а значит, и к изменению цен. В этом случае повышение качества может рассматриваться как компенсация роста цен. Например, каждое новое поколение компьютеров стоит дороже предыдущих. В этом случае цена растет в связи с изменением как качества товара, так и издержек на его производство. Вместе с тем в эпоху быст­рого развития техники и технологий поколения компьютеров сменяют друг друга достаточно быстро, поэтому производители стремятся заложить в цену данного поколения компьютеров затраты на разработку следующих поколе­ний.

Отделить инфляционный рост цен от неинфляционного на практике достаточно сложно. В приведенном примере можно говорить о том, что, за­кладывая в цену будущие затраты, производитель завышает цену по сравнению с реальной стоимостью. Вместе с тем, так как потребительная стоимость товара реально растет (он становится более производительным, более быстрым и т.п., и пользователи предпочтут приобрести новый компьютер дороже, чем старый дешевле, поскольку они в данном случае понимают, за что платят), и растут общественно необходимые затраты труда на его производство (более производительный ком­пьютер требует более совершенных комплектующих, более квалифициро­ванного труда по его разработке и т.п.), то, очевидно, и цена должна повы­шаться. Поэтому точное количественное измерение неинфляционной состав­ляющей роста товарных цен весьма затруднительно. Но с качественной точки зрения можно предложить следующее: если качество жизни населения ухуд­шается вследствие роста цен, то такой рост цен можно считать инфляцион­ным. Если же рост цен компенсируется соответствующим изменением каче­ства товаров, увеличением доходов, расширением ассортимента предлагае­мых товаров и услуг, такой рост цен, по всей видимости, некорректно назы­вать инфляцией.

Третий аспект проблемы соотношения понятий «инфляция» и «рост цен» состоит в том, что существует такое явление и соответст­вующее ему понятие, как скрытая инфляция. Если раньше разнообразные формы скрытой инфляции связыва­лись только с функционированием командной экономики и админист­ративным установлением цен ниже равновесных, то сегодня призна­ется, что возможны и другие скрытые формы инфляции.

Собственно скрытая инфляция представляет собой фактический рост цен при официально стабильном их уровне. Она может проявляться в следующих формах

1. Изменение ассортимента, «вымывание» дешевых товаров, когда из магазинов исчезают простые и доступные широкому потребителю вещи, и мы вынуждены покупать «блюдечко с золотой каемочкой», переплачивая за эту «каемочку» треть цены, хотя мы бы обошлись и без нее.

2. Снижение качества выпускаемых изделий при сохранении неизменного уровня цен и продажа меньшего количества товара по той же цене. Производители хорошо знают психологию покупателя: мы не любим, когда цены растут, и часто отказываемся от покупки привычных вещей, увидев, что цена на них поднялась. Например, придя в магазин за стиральным порошком «Тайд», и увидев, что пачка массой 1 кг стоит не 140 руб., а 150, мы можем задуматься над этим и повременить с покупкой. Но если цена осталась прежней, а в пачке вместо 1 кг стало 900 грамм, мы этого, скорее всего, не заметим, по крайней мере, заметим не сразу и, скорее всего, покупку совершим, не задумываясь.

3. Внесение «псевдоноваций». На «новый» товар устанавливается более высокая цена, и производитель обосновывает это тем, что данная модификация в каких-то потребительских свойствах превосходит предыдущую. Например, нам говорят: «Новый “Фэйри” отмывает в три раза больше жира с посуды!», — и продают его на 10 руб. дороже. На самом деле такие усовершенствования часто носят чисто рекламный характер, т.е. фактически опять имеет место скрытое повышение цен.

4. Манипулирование то­варной корзиной, по которой рассчитываются темпы инфляции (индексы цен). При этом цены на товары, входящие в эту корзину, дли­тельный период не изменяются, но сами эти товары могут отсутство­вать в открытой продаже или не являются репрезентативными из-за мораль­ного старения (их не покупают, они никому не нужны).

Застойная, или подавленная, инфляция, которую называют также «инфляционным навесом» или «инфляционной брешью» проявляется в замора­живании цен, дефиците, рационировании товаров, расширении сферы теневой эконо­мики, усилении административных методов управления. В годы советской власти подавленная инфляция проявлялась в административном поддержании государственных цен на стабильном (или почти стабильном уровне), что приводило к массовому дефициту большинства товаров и услуг. В годы так называемых радикальных рыночных реформ в России получила распро­странение такая форма подавления инфляции, как неплатежи, когда цены удерживались на относительно стабильном уровне не через административ­ное установление предельных цен, а через сужение платежеспособного спроса путем задержек выплаты заработной платы, неоплаты государственных заказов и тому подобных «экономических» мер.

Во всех перечисленных случаях (и в ряде других) рост цен не отражает (полностью или частично) тех инфляционных процессов, которые развиваются в экономике страны. Таким образом, понятие «инфляция» оказывается более широким, чем просто рост цен. Рост цен в данном случае можно рассматривать как одно из проявлений ин­фляции, ее следствие (хотя и не обязательное в течение непродолжительного периода или в определенных экономических и политических условиях), при­чем в результате инфляционного процесса проявляется постоянная долго­временная тенденция роста цен.

Таким образом, понятия «инфляция» и «рост цен» очевидно не тождественны. Но кроме роста цен есть еще один показатель, через который можно определить наличие или отсутствие инфляции в экономике. Это расхождение номинальных и реальных величин (заработной платы, прибыли, ВНП и т.п.) Сама необходимость введения номинальных и реальных величин вызывается как раз наличием инфляции, а величина, на которую динамика реальных показателей отстает от номинальных, может служить количественным измерителем инфляции.

Таким образом, коротко инфляцию можно определить как перманентное превышение номинальных показателей над реальными вследствие обесценивания денег, снижения их покупательной способности, которое выражается, как правило, в росте общего уровня цен, но может принимать и другие формы.

Очень важно понимать, что основным в данном определении является не рост цен, а снижение покупательной способности денег. То есть речь идет не об увеличении размеров предметов, которые мы измеряем, а об уменьшении линейки, которой мы производим измерения.

Инфляция — это долговременный процесс. От инфляции как процесса отличают инфляционный шок — однократное повышение уровня цен, которое может стать импульсом для развертывания (или ускорения) процесса инфляции, а может и не стать им. В последнем случае экономика абсорбирует инфляционный шок.

Существуют еще два понятия, относящихся к изменению покупательной способности денег.

Дефляция — повышение покупательной способности денег, выражающееся в тотальном снижении цен.

Дезинфляция — снижение темпов обесценивания денежной единицы, замедление инфляции.

 

Причины инфляции

Причины инфляции многообразны, однако в основе инфляционных процессов всегда лежит диспропорциональность развития экономической системы и стремление экономических субъектов к перераспределению общественного дохода и богатства. В любом обществе всегда существует соци­альный конфликт относительно распределения общественного продукта. Со­циально-экономическими условиями такого конфликта выступают неравные возможности различных экономических агентов, социальных групп и стран в доступе к произведенному национальному продукту. Инфляция предоставляет удобные условия для перераспределения, ведь, как уже упоминалось, цены при инфляции растут неравномерно. Повышение заработной платы для основной части населения не поспевает за повышением цен. Наиболее уязвимыми оказываются получатели низких доходов, так как повышение цен охватывает прежде всего товары первой необходимости. Убытки терпят кредиторы, предоставившие долгосрочные и среднесрочные ссуды под фиксированный процент. Страдают получатели фиксированных доходов. Выигрывают от инфляции посредники, занятые перепродажей товаров, включая ценные бумаги, должники, получившие кредит, лица, вложившие деньги в недвижимость, художественные ценности, государственно-монополистические структуры.

Социальный конфликт по поводу перераспределения общественного продукта существует в любом обществе. Однако он является необходимым, но недостаточным условием суще­ствования инфляции. Это основная, глубинная причина инфляции, которая обусловливает принципиальную возможность ее существования. Для того чтобы социальный конфликт по поводу перераспределения общественного продукта реализовался, у отдельных экономических субъектов должны появиться рычаги воздействия на механизмы распределения общественного продукта. Поэтому инфляция из своей потенциальной формы трансфор­мируется в реальную лишь при определенных условиях, при наличии совокупности факторов, действующих в экономической сфере. Непосредственных причин (факторов), которые вызывают инфляцию к жизни, переводят ее из потенциальной возможности в реальную действительность, можно выделить великое множество.

Все факторы инфляции делятся на монетарные и немонетарные. Под монетарными обычно понимают факторы, непосредственно свя­занные с величиной денежной массы. Факторы, относящиеся к сфере производства и распределе­ния, относятся к немонетарным.

Назовем возможные факторы инфляции.

1. Монополизм на внутренних рынках страны. Монополия — как раз тот экономический субъект, который имеет достаточную рыночную власть, чтобы попытаться перераспределить общественный «пирог» в свою пользу. У монополизированных предприятий всегда есть возможность увеличивать собственную прибыль, поднимая цену и сокращая объемы производства — ведь они являются единственными производителями продукции, не имеющей близких заменителей. И потребитель вынужден приобретать эту продукцию по той цене, которую назначит производитель-монополист. (Генри Торнтон, английский экономист, живший в XVIII в., однажды написал: «Вопрос цены — это вопрос власти (power) и только власти; если налицо нехватка какого-либо товара, покупатели оказываются более или менее во власти продавцов, а степень этой зависимости тем больше, чем более неотложна необходимость в данном товаре».) В России именно монополизм выступал и выступает основным фактором инфляционных процессов, играя важнейшую роль даже в те годы, когда ведущими факторами инфляции выступали другие, о которых речь пойдет дальше.

2. Деформации экономики в сторону отставания отраслей потребительского сектора и гипертрофированного развития отраслей тяжелой индустрии. Для советской экономики было характерно чрезмерное развитие военного машиностроения. Это означало, что люди, работавшие в этих отраслях, строили корабли, танки и т.п., получали честно заработанные деньги и шли с ними в магазины, чтобы купить себе продуктов, одежды, цветы жене, мороженое детям и т.д. (ведь в обыденной жизни мы не покупаем танки и самолеты). Но как раз в производстве перечисленных (потребительских) продуктов было занято недостаточно ресурсов, и в итоге их не хватало всем желающим. В рыночной экономике это привело бы к росту цен, а в советской экономике цены были фиксированы, поэтому возникал дефицит и «черный рынок» (незаконное производство и продажа потребительских товаров). Но и то и другое — по сути, проявления инфляции. В современной России также наблюдаются структурные диспропорции, но уже в сторону сырьевых отраслей в ущерб производству конечных товаров и услуг (даже обычных потребительских, не говоря уж о высокотехнологичных). Это означает, что мы мало что производим, но часть населения, занятая в сырьевых отраслях, получает высокие доходы от продажи за границу природных ресурсов (теоретически принадлежащих всему обществу). Эти доходы указанная часть населения тратит на приобретение опять же потребительских товаров и услуг с понятными последствиями.

3. Государство может выступать вольным или невольным инициатором инфляционных процессов. Высокие правительственные расходы создают дополнительный спрос на товары и услуги, и если при этом не создается условий для увеличения их производства, спрос начинает превышать предложение. Ситуация усугубляется, если расходы государства оказываются больше его доходов, а возникающий бюджетный дефицит покрывается денежной эмиссией сверх нормальных потребностей экономики. В этом случае размеры денежной массы в обращении начинают превышать ее товарное покрытие, и результатом является инфляционный рост цен. Кроме того, государство в этом случае может повышать налоги на предприятия, а налоги выступают как составная часть издержек предприятий. Любое предприятие при малейшей возможности перенесет повышение издержек в повышение цены, переложив их таким образом на потребителя. Если же цены повысить не удастся, будет сокращаться производство.

4. Еще одной составляющей издержек предприятий (которые могут быть перенесены на потребителя путем повышения цен) выступают процентные ставки по кредитам. Любое предприятие развивается за счет не только собственных, но и з привлеченных средств, в том числе за счет кредита. Если кредит дорогой, то либо для предприятий растут издержки производства, либо оно просто оказывается не в состоянии его взять, т.е. не может нормально развиваться, и, как следствие, национальное производство товаров и услуг сокращается.

5. Сокращение объема товаров и услуг при данной массе денег может вы­звать инфляционные процессы, обусловленные ускорением оборота денег («слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров»). Механизм действия этого фактора примерно такой же, как и роста денежной массы при сохранении прежнего объема товаров и услуг, которые можно на эту денежную массу купить.

6. Требования профсоюзов о повышении ставок заработной платы влекут за собой, с одной стороны, увеличение доходов населения, а с другой — рост издержек производства, подталкивая рост цен как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

7. Инфляционные ожида­ния. Если все члены общества, особенно активные экономические субъ­екты, ожидают инфляцию, то она непременно возникнет. Ин­фляционные ожидания стимулируют наращивание текущего спроса в ущерб сбережениям и инвестиционным возможностям кредитной системы — все получаемые деньги экономические субъекты предпочитают как можно быстрее потратить, пока они не обесценились. Это де­лает инфляционные ожидания еще более устойчивыми, так как ускоряется денежный оборот, т.е. они «сами себя кормят». На фоне больших инфляционных ожиданий и роста курса иностранной валюты население предпочитает держать свои сбережения не в национальной валюте.

Можно перечислить и другие факторы инфляции, так как в разное время в различных странах складываются разные условия, и иногда сочетание этих условий может стать новым фактором инфляции, т.е. реализовать инфляционный потенциал, который, как мы помним, порождается существующим социальным конфликтом по поводу перераспределения общественного продукта.

В зависимости от того, какие причины инфляции преобладают в данное время в данном месте, экономисты различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен (рис. 14.1, 14.2). Такая инфляция может иметь положительные последствия для экономики, так как в условиях роста цен создаются возможности для повышения прибылей, предприниматели стремятся расширять производство, привлекают дополнительную рабочую силу. В результате увеличиваются занятость и совокупный национальный доход. Это видно из рис. 14.1, на котором показано как рост совокупного спроса (AD) при сохранении функции совокупного предложения (AS) приводит не только к росту цен (Р), но и росту национального дохода (Y), т.е. заработных плат, прибылей, и прежде всего объемов выпускаемой в экономике продукции.

Спрос
Предложение
Цены
Прибыли
Денежные доходы
Спрос
Цены
Y 1 Y 2
P 2
AD 2
AD 1
P 1
P
AS
Y
 
 

Рис. 14.1. Сдвиг кривой совокупного Рис. 14.2. Механизм инфляции спроса

спроса вправо. Инфляция спроса

Если темпы инфляции спроса не очень высоки, то она может достаточно быстро сойти на нет, так как возросшая масса товаров и услуг обеспечит возросший спрос и ситуация стабилизируется на новом уровне цен и доходов.

Инфляция предложения может происходить и без появления дополни­тельного спроса, и даже в условиях его сокращения. Как правило, она начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки производства. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюза, требования рабо­чих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, измене­ние условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.). Инфляцию со стороны предложения стимулируют косвенные налоги, ак­цизы, которые в отличие от прямого налогообложения плюсуются к цене то­вара, являясь выраженным инфляционным фактором. Инфляция может провоцироваться ростом цен в основных отраслях (например, цены на энергоносители), который, в свою очередь, может быть порожден волей государственных органов,

AS 2
AS 1
Y 2 Y 1
P 2
AD
P 1
P
Y
Рис. 14.3. Сдвиг кривой совокупного предложения влево. Инфляция предложения  
Зарплата
Цены на сырье, топливо
Предложение товаров
Цены
Реальные доходы
Номинальная зарплата
Издержки производства
Цены
Рис. 14.4. Механизм инфляции предложения

естественных монополий, различ­ных союзов и объединений. Механизмы инфляции предложения показаны на рис. 14.3,14.4.

 

Обратим внимание, что если при инфляции спроса у нас на графике наблюдался рост как цен, так и национального дохода, то при инфляции предложения мы наблюдаем рост цен при сокращении объемов производства и национального дохода. Мы уже отмечали, что сокращение массы товаров и услуг (а это естественное следствие сокращения производства) само по себе вызывает инфляционный рост цен. Таким образом, мы будем наблюдать «инфляционную спираль», которая обладает способностью к самовоспроизводству. При этом будут не только расти цены, но и уменьшаться доходы населения, расти безработица и снижаться национальный доход в целом. Такая ситуация называется стагфляцией (как производное от двух терминов стаг нация — экономический спад, и инф ляция). Эта ситуация крайне пагубна для экономики страны, причем изменить ее бывает достаточно сложно, так как меры, направленные на стимулирование производства, могут подтолкнуть инфляцию (уже со стороны спроса), а традиционные меры, направленные на сдерживание инфляции (сокращение денежной массы, сокращение спроса), приведут к дальнейшему усугублению стагнации.

В России на протяжении практически всего пореформенного периода наблюдается инфляция предложения — как бы ни менялись доходы населения (растут они, падают или остаются стабильными), цены перманентно повышаются. Основной причиной инфляции, как мы уже упоминали, выступает сверхвысокая степень монополизации экономики — очевидно, что этот фактор раскручивает именно инфляцию предложения, ведь монополии повышают цены независимо от изменений совокупного спроса. Поэтому антиинфляционные меры, связанные с ограничением денежной массы в обращении, предпринимаемые российским правительством, способны только ухудшить ситуацию. В данном случае антиинфляционные меры должны выступать составной частью мероприятий, направленных на общее укрепление экономики, ее развитие, улучшение качества жизни населения и условий производства для бизнеса.

Информация к размышлению

«Ростсельхозмаш» совместно с канадски­ми машиностроителями создал в Канаде компанию по производству тракторов, конкурентоспособных на рынках США, Германии и многих других стран. В связи с этим был проведен сравнительный анализ производственных и логистических издержек предприятия по выпуску тракторов в Канаде и России для выяснения возможности переноса этого производства в Россию.

Стоимость трудовых ресурсов. В 2012 г. средняя зарплата квалифицированного рабочего в Ростове-на-Дону составила 67—69% зар­платы аналогичного рабочего в Виннипеге. В Канаде в 2,8 раза выше подоходный налог, но в 3,5 раза ниже отчисления в пенсионный фонд, в два раза ниже сборы за страхование от несчастных случаев, на 1/3 ниже налог на добавленную стоимость (12 против 18% в России). В итоге налоги и отчисления на 1 руб. выданной на руки зарплаты в России составят 81 коп., а в Канаде — 72 коп.

Стоимость кредитов. Средняя годовая ставка по кредитам в России в 2012 г. составила 11,75%, а в Канаде — 2,30%.

Стоимость энергоресурсов и транспорта. Рос­сийский завод может сэкономить за счет более низких цен на газ, однако тарифы на поставку электроэнергии в России в 2,2 раза выше — 3,7 руб. против 1,7 руб. за кВт-ч в Канаде. Стоимость топлива в России в среднем на 5,5% выше, чем в Северной Америке, поэтому издержки на перевозку продукции грузовыми траками в России также значительно превышают канадские: в среднем 60,0 руб./км в России и 39,4 руб./км в Канаде.

Налоговая нагрузка. Ставка налога на прибыль в Канаде составляет 35% (в России — 20%). Однако в Канаде действует большое количество налоговых стимулов, поэтому с учетом различных вычетов и льгот по стимулированию НИОКР и модер­низации производства эффективная ставка налога на прибыль составила на заводе в Канаде в 2012 г. 16,7%, что на 3,3% ниже, чем в России. В итоге владелец завода, расположенного в Виннипеге, заплатил налогов на 26,1 млн долл. меньше, чем заплатил бы в Ростове.

В сумме перенос производства тракторов из Канады в Россию в сов­ременных условиях приведет к росту издержек на 38 млн долл.

Источник: http://babkin-k.livejournal.com/182898.html.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...