Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели инфляции и ее классификация




Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Несмотря на нетождественность инфляции росту цен, ценовая динамика остается основной количественной характеристикой инфляционного процесса, которую относительно легко измерить. Поэтому одним из широко используемых показателей инфляции служат индексы роста цен — относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Для исчисления индекса цены некоторого (базисного) года принимаются за 100%, а цены последующих лет пересчитываются по отношению к базисному. В качестве основных индексов можно выделить индекс потребительских цен, индекс цен производителей и дефлятор ВНП.

Индекс потребительских цен — это индекс цен, рассчитанный для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя. Позволяет оценить уровень цен на потребительском рынке.

Индекс цен производителей — это индекс оптовых цен, включающий три группы товаров: конечные товары, готовые для использования, но не проданные потребителям, проме­жуточные товары, а также сырье, подготовленное для дальнейшей перера­ботки.

Дефлятор ВВП оценивает степень инфляции по всей совокупности благ, производи­мых и потребляемых в государстве. Дефлятор учитывает не только изменение цен то­варов народного потребления, но и цен товаров, которые используются в го­сударственных и инвестиционных интересах, а также экспортных и импорт­ных товаров и услуг.

Полезно знать

В экономической литературе считается, что первый индекс цен был постро­ен итальянским экономистом Г. Карли в 1764 г. Этот индекс был построен по сред­неарифметической формуле без применения какой-либо системы взвешива­ния. В XIX в. при построении индексов цен, в основном по агрегатной или соответствующей ей среднеарифметической формуле, статистики начинают использовать систему взвешивания. В зависимости от выбора базисных или текущих весов возникли две формулы: Ласпейреса (1871 г.) и Пааше (1874 г.).

Обе формулы устанавливают изменение цен при предположении, что количества товаров неизменны, при этом в формуле Ласпейреса (14.1) берется количество проданного товара в базисном периоде (Q 0), а в формуле Пааше (14.2) — в текущем (Qi).

(14.1)

(14.2)

 

Статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте формула Пааше занижает реальное изменение цен вследствие отрицательной корре­ляции проданного количества товара и цены, а в случае долгосрочных и между­народных сопоставлений разница между индексами, взвешенными разными способами, составляет несколько процентов. Значения индексов, вычислен­ных по формулам Ласпейреса и Пааше, совпадают лишь в случае почти невоз­можного на практике совпадения структуры товарной массы базисного и от­четного периодов.

Теоретически и формула Ласпейреса, и формула Пааше имеют определенный экономический смысл. Каждая из них может использоваться в соответ­ствии с той или иной экономической задачей.

Четкость интерпретации, экономический смысл и удобство практического расчета формулы Ласпейреса сделали ее очень популярной в мире для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ), который показывает, во сколько раз из­менились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базис­ным, если бы при изменении цен уровень потребления оставался прежним.

Другой важный показатель — дефлятор валового национального про­дукта в большинстве стран рассчитывается по формуле Пааше, и тем самым расчет максимально приближен к совокупности товаров, произведенных в от­четном периоде.

В связи с расхождениями в результатах между индексами с текущими и базисными весами возникла теория о так называемых весовых отклонениях (weightbins). Суть ее сводится к утверждению, что использование и текущих и базисных весов ведет к отклонениям в величине индекса от его истинного зна­чения, в первом случае в сторону понижения, а во втором — повышения. По­этому задача теории индексов состоит в разработке таких формул индексов, которые ликвидировали бы эти отклонения и дали результаты, свободные от влияния использования весов за различные периоды.

Однако в данном случае рассматривается не экономическое содержание индексов, а определенные формальные требования к ним. С позиции экономи­ческого содержания одинаково правомерны индексы цен с использованием и базисных, и текущих весов. Расхождения между их величинами не есть резуль­тат каких-то противоположных отклонений от единственно правильной вели­чины. Правомерен и более высокий результат, полученный на основе формулы Ласпейреса, и более низкий результат, полученный по формуле Пааше, так как в обоих случаях измеряются два различных экономических явления: в первом случае — изменение цен товаров по структуре базисного, а во втором — теку­щего периода. Экономическое содержание обоих индексов различно, и поэто­му должны быть различны их величины.

Тем не менее ряд экономистов попытались создать такие формы индексов, которые были бы «очищены» от подобных отклонений.

Например, индекс Фишера (14.3), который называют «идеальной» формулой, вычисляется как средняя геометрическая из индексов Ласпейреса и Пааше:

(14.3)

 

Или, например, формула Эджуорта—Маршалла—Боули (14.4), в которой в каче­стве весов используются средние количества проданной продукции за базис­ный и текущий периоды:

 

(14.4)

 

Однако представленные формулы индексов для практических расчетов индексов цен применяются редко.

Индексы цен строятся на основе определенного товарного набора, который, в свою очередь, состоит из товаров-представителей, представляющих значительное число других товаров, не включенных в товарный набор. К цене каждо­го товара, включенного в индексный набор, приписывается не вес данного то­вара, а вес той товарной группы, изменение цен которой он представляет в индексе, за исключением тех товаров, которые представляют только самих себя. Эффективность системы представительных весов полностью определя­ется тем, насколько представителен сам товарный набор.

Индексы цен периодически подвергаются пересмотрам, так как с течением времени «устаревает» представительный товарный набор, изменяется и сис­тема взвешивания, реже — изменяется формула для расчета индекса.

В период пересмотра индексов цен встает вопрос о том, каким образом полу­чить единый индексный ряд. В этом случае чаще всего используется способ смыкания цепным методом. Для этого требуется, чтобы оба индекса, новый и старый, были исчислены хотя бы для одного общего периода (обычно одного года).

Смыкание цепным методом фактически базируется на предположении, что тенденция, показанная для прошлого периода старым индексом, примерно со­впадает с той тенденцией, которую показал бы для прошлого периода и новый индекс. Тем не менее обычно наблюдается резкий переход от старого индекса со своим набором и структурой весов к новому индексу. Для того чтобы сгла­дить резкость и скачкообразность перехода, используются другие, более слож­ные методы смыкания индексов. Один из них состоит в применении для не­скольких перекрещивающихся лет «идеальной» формулы, где в качестве двух перемножаемых субиндексов, из которых извлекается геометрическая сред­няя, используются старый и новый индексы. Другой прием смыкания, называе­мый «сплетением», заключается в исчислении для нескольких перекрещиваю­щихся лет среднеарифметической из старого и нового индекса, которая и используется в качестве переходного индекса для соответствующих лет.

В зависимости от темпов нарастания инфляционных процессов выделяются соответствующие типы инфляции.

1. Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен (условно до 10% в год). Основным критерием умеренности выступает не столько количественная характеристика индекса цен (она в разных странах может быть разной), а влияние инфляции на уровень жизни и деловую активность. Относительно сбалансированная инфляция, не нарушающая существенно привычный ритм экономической жизни, не имеющая серьезных перераспределительных последствий, может считаться умеренной. Такого рода инфляция присуща большинству экономически развитых стран, она считается позитивным явлением, так как сопровождается ростом деловой активности и отражает активные процессы инвестирования, внедрения новых технологий и выпуска новых видов продукции.

2. Галопирующая инфляция характеризуется высокими темпами роста цен (условно от 10 до 200% в год). Галопирующий рост цен проявляет себя неодинаково и не имеет строго обозначенных параметров. Инфляционные процессы зависят от уровня развития страны, социально-экономической структуры, механизма регулирования ценовых процессов.

3. Гиперинфляция характеризуется огромной скоростью роста цен, которая выражается в ежемесячном росте свыше 50% (так называемый критерий Кейгана). Цены пересматриваются практически каждый день.

В зависимости от характера протекания инфляционных процессовможно говорить об открытой или подавленной инфляции, сбалансированной или несбалансированной, ожидаемой или неожидаемой, локальной или мировой.

Открытая инфляция проявляется в повышении общего уровня цен. Скрытая инфляция представляет собой фактический рост цен при официально стабильном их уровне (формы скрытой инфляции показаны выше, при обсуждении вопроса о нетождественности инфляции росту цен).

Сбалансированная инфляция означает, что цены разных товаров меняются в более или менее постоянной пропорции по отношению друг к другу, т.е. основные ценовые паритеты не нарушаются. Несбалансированная инфляция означает, что цены разных товаров по отношению друг к другу меняются в различных пропорциях.

Ожидаемая (антиципируемая) инфляция представляет собой прогнозируемый рост цен, неожидаемая (неантиципируемая) — непрогнозируемый.

Наконец, локальная инфляция имеет место в рамках отдельных стран, тогда как мировая охватывает группу стран или целые регионы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...