и антиинфляционная политика
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Издержки инфляции зависят от степени прогнозирования инфляционных процессов в экономике и степени адаптации экономических институтов к существованию инфляционных процессов в экономике. Издержки неожидаемой инфляции связаны с перераспределением дохода или материальных ценностей между кредиторами и заемщиками, с понижением реальной стоимости сбережений, находящихся в банках, с падением уровня жизни социальных групп с фиксированными доходами. Издержки ожидаемой инфляции в меньшей степени связаны с перераспределением, хотя точное прогнозирование темпов инфляции вряд ли возможно, поэтому определенные перераспределительные последствия, очевидно, будут иметь место в любом случае. Инфляция почти всегда влечет нарушение принципов налогообложения, так как ставка налога относится к номинальным доходам, а они в условиях инфляции, как правило, растут, при этом их реальное содержание может оставаться неизменным или даже снижаться. Относительные цены в условиях инфляции характеризуются неустойчивостью, что также влечет за собой перераспределение доходов. Кроме того, сами по себе инфляционные ожидания также имеют ряд неблагоприятных последствий. Так, в условиях инфляционных ожиданий сокращается реальная масса наличных денег на руках у населения, так как держание кассы становится слишком «дорогим» в связи с обесцениванием денег. Это явление получило название «издержки стоптанных башмаков», так как подразумевается, что при ожидаемых высоких темпах инфляции, люди, получив заработную плату или иные доходы, спешат в магазин, чтобы побыстрее обменять деньги на товар, пока они не обесценились. Кроме того, ожидаемая инфляция сопровождается частым пересмотром цен, что влечет за собой так называемые издержки меню (производителям и продавцам приходится чаще пересматривать и перепечатывать разного рода ценники и прейскуранты). К негативным последствиям ожидаемой инфляции можно отнести также неудобства расчетов (приходится постоянно делать поправку на инфляцию). Кроме того, неопределенность, связанная с инфляцией, сужает горизонты планирования, делает долгосрочные и среднесрочные прогнозы проблематичными.
Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на преодоление инфляционных тенденций. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций. Ведь инфляция — это, как правило, лишь показатель нездорового состояния экономики в целом, своего рода «температура», свидетельствующая о «болезни» экономической системы. И бороться необходимо не с температурой — со следствием болезни, а с ее глубинными причинами. Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность привлекаемых для «лечения» «лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». Поставить диагноз — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. В данном случае не следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, и серией чрезвычайных мер невозможно покончить с инфляцией. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания». Общее направление антиинфляционной политики формируется под влиянием множества факторов, в частности: общехозяйственной конъюнктуры, характера инфляционных процессов, особенностей теоретической базы экономической политики. Имеет значение и технический момент — конкретизация задач антиинфляционного регулирования в зависимости от стадии инфляционного процесса и его интенсивности. Задачи предотвращения инфляции, борьбы с инфляцией или ограничения масштабов инфляционных последствий различны и требуют различных методов регулирования.
Рассмотримсновные варианты антиинфляционной политики. 1. Политика управления факторами, регулирующими питательную среду инфляции — сферу денежного обращения. Основная мера — ограничение денежной массы в обращении. Существует целая экономическая школа (монетаристская теория инфляции), которая считает единственной значимой причиной инфляционного процесса более быстрое увеличение номинальной денежной массы по сравнению с ростом объема реального продукта. Однако в настоящее время эластичность цен по отношению к денежной массе в обращении приобрела одностороннюю направленность: появление избыточных денег ведет к росту цен, но сокращение денежной массы в реальном выражении приводит только к падению объемов производства. Поэтому регулирование денежной массы исходя из формально задаваемых ограничений на ее рост ведет не к чему иному, как к диспропорциональности товарных и денежных потоков. 2. Политика управления факторами спроса. 2.1. Политика агрегатного спроса (дефляционная политика). Ее суть заключается в воздействии на отдельные элементы платежеспособного спроса с целью его ограничения в создании нового соотношения спроса и предложения как на товары (превышение предложения товаров), так и на деньги (превышение спроса на деньги). В дальнейшем действие рыночного механизма регулирования должно привести к снижению темпов роста цен. Методы дефляционной политики угнетают общехозяйственную конъюнктуру и могут быть использованы лишь на стадии подъема экономики, что обусловливает краткосрочный характер их действия. В противном случае они ведут к угнетению хозяйственной активности, а в экстремальном варианте — к кризисному сокращению производства. 2.2. Политика доходов включает в себя методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, прежде всего заработной платы. Они могут использоваться вне зависимости от фазы циклического развития производства, однако максимальная эффективность отмечается в условиях, когда основной причиной инфляции является рост издержек. Как правило, инструменты политики доходов используются на протяжении непродолжительных периодов времени, а основным условием ее результативности выступает участие в регулирующих и контролирующих органах представителей трех заинтересованных сторон — государства, предпринимателей, профсоюзов.
3. Политика управления факторами предложения (политика стимулирования предложения) использует методы бюджетного регулирования, преимущественно налоговые. Цель политики предложения — уменьшение налогового бремени, которое через изменение относительных цен стимулирует инвестиции и сбережения, что, в свою очередь, способствует росту предложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|