Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

и антиинфляционная политика




Издержки инфляции зависят от степени прогнозирования инфляционных процессов в экономике и степени адаптации экономических институтов к существованию инфляционных процессов в экономике.

Издержки неожидаемой инфляции связаны с перераспределением дохода или материальных ценностей между кредиторами и заемщиками, с понижением реальной стоимости сбережений, находящихся в банках, с падением уровня жизни социальных групп с фиксированными доходами.

Издержки ожидаемой инфляции в меньшей степени связаны с перераспределением, хотя точное прогнозирование темпов инфляции вряд ли возможно, поэтому определенные перераспределительные последствия, очевидно, будут иметь место в любом случае. Инфляция почти всегда влечет нарушение принципов налогообложения, так как ставка налога относится к номинальным доходам, а они в условиях инфляции, как правило, растут, при этом их реальное содержание может оставаться неизменным или даже снижаться. Относительные цены в условиях инфляции характеризуются неустойчивостью, что также влечет за собой перераспределение доходов. Кроме того, сами по себе инфляционные ожидания также имеют ряд неблагоприятных последствий. Так, в условиях инфляционных ожиданий сокращается реальная масса наличных денег на руках у населения, так как держание кассы становится слишком «дорогим» в связи с обесцениванием денег. Это явление получило название «издержки стоптанных башмаков», так как подразумевается, что при ожидаемых высоких темпах инфляции, люди, получив заработную плату или иные доходы, спешат в магазин, чтобы побыстрее обменять деньги на товар, пока они не обесценились. Кроме того, ожидаемая инфляция сопровождается частым пересмотром цен, что влечет за собой так называемые издержки меню (производителям и продавцам приходится чаще пересматривать и перепечатывать разного рода ценники и прейскуранты). К негативным последствиям ожидаемой инфляции можно отнести также неудобства расчетов (приходится постоянно делать поправку на инфляцию). Кроме того, неопределенность, связанная с инфляцией, сужает горизонты планирования, делает долгосрочные и среднесрочные прогнозы проблематичными.

Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на преодоление инфляционных тенденций.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних ор­ганизационных мер весьма трудно, если не невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций. Ведь инфляция — это, как правило, лишь пока­затель нездорового состояния экономики в целом, своего рода «темпера­тура», свидетельствующая о «болезни» экономической системы. И бороться необходимо не с температурой — со следствием болезни, а с ее глубинными причинами.

Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последова­тельность привлекаемых для «лечения» «лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». Поставить диагноз — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегиваю­щие раскручивание инфляционных процессов. В данном случае не следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, и серией чрезвычайных мер не­возможно покончить с инфляцией. Каждая инфляция специфична и предпо­лагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глу­бине «заболевания».

Общее направление антиинфляционной поли­тики формируется под влиянием множества факторов, в частности: обще­хозяйст­венной конъюнктуры, характера инфляционных процессов, осо­бенностей теоретической базы экономической политики. Имеет значение и технический момент — конкретизация за­дач антиинфляционного регулирования в зависимости от стадии инфляци­онного процесса и его интенсивности. Задачи предотвращения инфля­ции, борьбы с инфляцией или ограничения масштабов инфляционных по­следст­вий различны и требуют различных методов регулирования.

Рассмотримсновные варианты антиинфляционной политики.

1. Политика управления факторами, ре­гулирующими питательную среду инфляции — сферу денежного обраще­ния. Основная мера — ограничение денежной массы в обращении. Существует целая экономическая школа (монетаристская теория инфляции), которая считает единственной значимой причиной инфляционного процесса более быстрое увеличение номинальной денежной массы по сравнению с ростом объема ре­ального продукта. Однако в настоящее время эластич­ность цен по отношению к денежной массе в обращении приобрела односто­роннюю направленность: появление избыточных денег ведет к росту цен, но сокращение денежной массы в реальном выраже­нии приводит только к па­дению объемов произ­водства. Поэтому регулирование денежной массы ис­ходя из формально задаваемых ограничений на ее рост ведет не к чему иному, как к диспропорцио­нальности товарных и денежных потоков.

2. По­литика управления факторами спроса.

2.1. Политика агрегатного спроса (дефляционная политика). Ее суть заключается в воздействии на отдельные элементы платеже­способ­ного спроса с целью его ограничения в создании нового соотноше­ния спроса и предложения как на товары (превышение предложения това­ров), так и на деньги (превышение спроса на деньги). В дальнейшем дейст­вие рыночного механизма регулирования должно привести к снижению темпов роста цен. Методы дефляционной политики угнетают общехозяй­ственную конъюнктуру и могут быть использованы лишь на стадии подъ­ема экономики, что обуслов­ливает краткосрочный характер их действия. В противном случае они ведут к угнетению хозяйственной активности, а в экстремальном варианте — к кри­зисному сокращению производства.

2.2. Поли­тика доходов включает в себя методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, прежде всего заработной платы. Они могут использоваться вне за­ви­симости от фазы циклического развития производства, однако макси­мальная эффективность отмечается в условиях, когда основной причиной инфляции является рост издержек. Как правило, инструменты политики доходов используются на протяжении непродолжительных периодов времени, а основным условием ее результативности выступает участие в регулирующих и контроли­рующих органах представите­лей трех заинтересованных сторон — государ­ства, предпри­нимателей, проф­союзов.

3. Политика управления факторами предложения (политика стимулирования предло­жения) использует методы бюд­жетного регулирования, преимущественно налоговые. Цель политики предложения — уменьшение налогового бремени, которое через изме­нение относительных цен стиму­лирует инвестиции и сбережения, что, в свою очередь, способствует росту предложения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...