Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, влияющие на благотворное или разрушительное развитие взаимоотношений между мужчиной и женщиной




 

Положительные факторы взаимоотношений между мужчиной и женщиной Факторы риска взаимоотношений между мужчиной и женщиной
Успешное сожительство, по крайней мере, в течении 6 месяцев Слишком ранние браки (до 19 лет)
Сходные условия воспитания и социальные предпосылки Добрачная беременость
Одинаковый склад ума Замужество как способ уйти из родительского дома
Разница в возрасте менее 10 лет Замужество с целью досадить партнера
Одинаковое мнение по главным вопросам Недолгие взаимоотношения (менее 6 месяцев)
Общие интересы и виды деятельности Частые размолвки или ссоры
Одинаковые устремления и желания наслаждаться одинаковым образом жизни Эмоциональная нестабильность
Эмоциональная стабильность Гнев
Одинаковая потребность в сексе и влечении к нему Эмоциональная холодность
Гибкость и преспосабливаемость Низкая самооценка
Эмоциональная самостоятельность Чувство собственика или крайняя ревность
Уважение к другим Эгоизм или эгоцентризм
Одинаковая физическая привлекательность Существенная разница в физической привлекательности

 


 

27. Основные напрвления гендерных исследований

Перефразируя известное изречение о процессе становления психологической науки, можно сказать, что гендерная психология – это наука с богатым прошлым, но короткой историей. Как отдельное научное направление гендерная психология начала активно развиваться лишь в конце XX века, но уже сейчас созрела необходимость ее приложения в традиционных нуждах практической психологии.
На наш взгляд, гендерный подход может существенно обогатить практическую психологию, и это обусловлено рядом предпосылок различного характера.
Во-первых, это сама практическая необходимость и запросы практики. Как отмечает И.С.Кон, первичное сознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой компонент самосознания [Кон И.С., 2004]. Гендерные отношения, гендерные стереотипы, гендерная стратификация буквально пронизывают все уровни существования человека, как на индивидуально-личностном, так и социальном уровне. Соответственно, данная область является одной из наиболее уязвимых, подверженных формированию всякого рода внутри- и межличностных конфликтов, психологических трудностей и проблем. Особенно ярко эта тенденция проявляется в эпоху социальных изменений, когда смена традиционных схем разделения ролей, стереотипов, да и мировоззрения в целом, бросает новые вызовы чувству внутренней целостности и непротиворечивости картины мира отдельного человека, нередко побуждая его обращаться за профессиональной психологической помощью.
Во-вторых, существуют предпосылки идеологического характера. Идеологической основой гендерных исследований является феминизм, то есть общественное движение, нацеленное на преобразование общества. Задача практической психологии – также добиваться изменений как в жизни конкретного человека, так и социальных групп, общества в целом.
В-третьих, можно отметить предпосылки методологического характера. По ряду причин одним из самых популярных направлений оказания психологической помощи в нашей стране на сегодняшний момент оказалась гуманистическая психология. На наш взгляд, гендерный подход, подчеркивающий ценность каждого человека, независимо от пола и других характеристик, акцентирующий значимость самореализации личности довольно хорошо согласуется с методологией гуманистической психологии, реализующий в рамках оказания психологической помощи субъект-субъектный подход.
Наконец, существует и общенаучная предпосылка. Психология гендерных отношений – это, как показывает И.С.Клецина [Клецина И.С., 2004], часть социальной психологии. А в социальной психологии давно существует отрасль, называемая практической социальной психологией, сущность которой состоит в работе психологов, «призванных для решения актуальных задач в различных сферах человеческой деятельности» [Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А., 1999, с. 20].
Основную цель применения гендерного подхода в практической психологии можно обозначить как повышение гендерной компетентности личности.
Попытаемся теперь обрисовать основные области возможного применения гендерного подхода в практической психологии.
Психологическое сопровождение образования. Несомненно, что школа, являясь важнейшим институтом социализации вообще, и гендерной социализации, в частности, играет весьма и весьма значительную роль как в формировании, так и в сохранении существующей системы гендерных стереотипов. Обычно эту роль описывают через понятие «скрытый учебный план» [Ярская-Смирнова Е.Р., 2001]. Е.Р.Ярская-Смирнова определяет скрытый учебный план как имплицитный способ трансляции гендерных стереотипов, который контролирует и обеспечивает их воспроизводство. Скрытый учебный план включает в себя, во-первых, организацию самого учреждения, гендерные отношения на работе, гендерную стратификацию учительской профессии; во-вторых, содержание предметов и учебных пособий; в-третьих, стиль преподавания. Именно понятие скрытого учебного плана показывает, что работа психолога с гендерными стереотипами в средней школе обязательно должна строиться на комплексной основе, охватывая всех участников образовательного процесса: учителей, учеников и родителей. В ходе подобной работы могут использоваться уроки как психологии, так и специальные тренинговые технологии, обучающие программы для учителей и т.д., индивидуальное консультирование. На наш взгляд, уместно будет привести пример, показывающий, что в ходе индивидуального консультирования психологу нередко приходится сталкиваться с проблемами, наиболее эффективное решение которых можно найти в русле гендерного подхода. На прием к нам пришла мама ученика второго класса. Проблема обычная: мальчик не хочет учиться, уроки дома делает «с боем». В ходе сбора информации (бесед с учительницей, диагностики индивидуально-психологических особенностей мальчика) выяснилось, что основная трудность здесь – эмоциональное состояние матери, не соответствующее объективной «сложности» ситуации (по словам учительницы, мальчик учится вполне прилично, углубленное психодиагностическое обследование не выявило никаких особых трудностей и проблем в психическом развитии ребенка). Именно поэтому в дальнейшем наша работа концентрировалась вокруг чувств, которые испытывала мама мальчика. Выяснилось, что Анна Николаевна (имя клиентки изменено) в прошлом году ушла с работы, чтобы «целиком посвятить себя сыну-первокласснику и семье». Такое сужение поля деятельности привело к резкому повышению эмоциональной значимости всего, что происходит в семье. Интересно, что одним из самых сложным вопросов, который был задан Анне Николаевне в ходе нашего общения, был вопрос «Что Вы сделаете сегодня лично для себя?». Важным этапом нашей совместной работы стало составление Анной Николаевной списка ее собственных прав в семейной жизни.
Помощь жертвам насилия. На наш взгляд, именно в данной области отсутствие гендерного подхода особенно негативным образом сказывается на эффективности помогающей деятельности. Как отмечает Ольга Данилова, «векторная направленность насилия не является гендерно нейтральной, а, следовательно, ее нельзя рассматривать без учета гендерного аспекта и применения гендерного анализа» [Данилова О.Л., 2003, с. 388]. Насилие рассматривается как часть патриархатной культуры, как крайняя форма проявления мужской доминантности и агрессивности, приветствуемыми в культуре, построенной согласно с традиционным разделением гендерных ролей. Патриархатные гендерные установки порождают искаженное восприятие ситуации насилия, формируют, в частности, представления о виктимности, о том, что женщина «сама виновата» в произошедшем. Неслучайно одним из важнейших направлений оказания психологической помощи жертвам насилия является работа с чувством вины, которое нередко оказывается центральным в структуре постравматических переживаний.
Семейное консультирование. Гендерные стереотипы активно вторгаются в частную жизнь человека, область его межличностных отношений, в том числе и семейных, нередко именно здесь оставаясь наиболее жесткими, воспринимаемыми в качестве «незыблемых устоев» и «вечных ценностей». Вместе с тем, изменяющаяся социальная ситуация, личностные потребности нередко входят в конфликт с патриархатными представлениями о разделении ролей в семье, что приводит к многочисленным внутри- и межличностным конфликтам, приводящим супругов на консультацию к психологу. Классическими проблемами здесь являются так называемый ролевой конфликт работающей женщины и одна из форм подавления мужчин (ценность мужчины определяется уровнем его доходов, способностью выполнять роль «кормильца» и «добытчика»). Можем проиллюстрировать подобную ситуацию еще одним случаем из нашей практики. За консультацией обратилась женщина 37 лет (назовем ее Ольгой), которая рассказала о том, что ее беспокоит «различие взглядов на жизнь», обнаружившееся между ней и ее мужем. Как выяснилось в ходе беседы, конфликты стали возникать в тот момент, когда Ольга вышла из отпуска по уходу за ребенком и активно занялась собственной самореализацией: вернулась на любимую работу и пошла получать высшее образование на заочном отделении ВУЗа. Муж, на словах активно поддерживающий начинания супруги, на деле категорически отказывался взять на себя хотя бы часть домашних обязанностей, что, естественно, привело к росту напряженности и возникновению множества конфликтов.
Хочется обратить внимание и на такой аспект жизни семьи, как воспитание детей. На наш взгляд, именно в данной области наблюдается острый дефицит психологически грамотной литературы, написанный с позиций идей гендерного равенства. Полки современных книжных магазинов переполнены разнообразными пособиями для родителей типа «Воспитание девочки» и «Воспитание мальчика», содержащих описания стратегий семейного воспитания, формирующего жесткую систему полоролевых стереотипов. В этих условиях задача написания гендерно ориентированных пособий по семейной педагогике и психологии остается крайне актуальной.
Консультирование в области сексуальных отношений. Отношения между мужчинами и женщинами – еще одна область, проблемы и субъективные трудности в которой вызывают частые обращения к психологу. На наш взгляд, механизм возникновения подобных затруднений очень часто можно объяснить тем, что гендерные стереотипы вытесняют более тонкие механизмы межличностного восприятия, мешают партнерам видеть друг в друге уникальных личностей, а не объекты манипулирования. Приведем еще один пример. К нам обратилась ученица 11-го класса. Первоначальный ее запрос состоял в том, что она не может принять решение, стоит или нет продолжать общаться с молодым человеком, с которым девушка познакомилась через Интернет. В ходе консультации выяснилось, что Тане (имя клиентки изменено), в принципе, не очень нравится этот молодой человек, но она не собирается говорить ему об этом, потому что ей хочется сохранить возможность «его использовать» (получать от него внимание, подарки и т.д.). Таким образом, сугубо манипулятивный стиль отношений был для девушки единственно возможным в построении отношений с мужчинами. В течение дальнейшей работы выяснилось, что в определенный период своей жизни Таня сама была объектом манипулирования со стороны другого молодого человека, получив, по сути дела, опыт переживания эмоционального насилия. Только проработав чувства, связанные с этим опытом, девушка смогла начать строить отношения на более искренней основе, исходя из своих реальных чувств и потребностей, и выйти за пределы вечного круга типичных женско-мужских манипуляций.
В рамках данного направления психологической помощи необходимо отметить также и консультирование людей с так называемыми «квир-идентичностями», сексуальное поведение которых не вписывается в каноны традиционной гетеросексуальности. Пожалуй, взгляд на гомосексуальность – одна из тех плоскостей, в которых различия между полоролевой и гендерной моделями в научной и практической психологии оказываются наиболее ярко выраженными. В рамках первого подхода все рассматривается как патология влечений, в то время как гендерный подход стоит на позициях множественности и вариативности сексуальности и сексуального поведения.
Еще одна традиционная область практического приложения психологической науки – межэтнические отношения, в том числе, проблемы миграции, вынужденных переселенцев. Гендерные стереотипы, составляющие незыблемый элемент культуры, в различных культурах могут довольно серьезно различаться, в то время как любые отклонения от усвоенных в детстве моделей «мужского» и «женского» поведения вызывают агрессию, панику, другие сильные негативные чувства, усиливающие переживание «культурного шока» и затрудняющие адаптацию мигрантов [Гриценко В.В., 2000; Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., 2002; Стефаненко Т.Г., 1996]. Следовательно, необходимо осуществлять подготовку к межкультурному взаимодействию, что позволит сделать его более эффективным и менее травматичным для участников. Особая роль здесь по праву может принадлежать так называемым культурным ассимиляторам [Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н., 1993].
Гендерный подход с успехом может применяться и в других отраслях практической психологии:
• в политической психологии (особое значение здесь может приобретать работа с женщинами-политиками, на себе испытывающими влияния сексизма и феномена так называемого «стеклянного потолка») [Успенская В., 1996];
• в спортивной психологии (существующая система гендерных стереотипов формирует, в том числе, и представления о «мужских» и «женских» видах спорта, зачастую препятствуя реализации потенциала спортсменов и спортсменов; в этой связи можно отметить, в частности, работы Натальи Цикуновой [Цикунова Н.С., 2003]);
• в психологии рекламы и средств массовой информации (средства массовой информации относятся к важнейшим институтам социализации вообще и гендерной социализации в частности [Клецина И.С., 1998]; соответственно, изучение транслируемых СМИ образов мужчин и женщин, их трансформации в современных социальных условиях, разработка рекомендаций по формированию эгалитарных гендерных установок – важная задача современной практически ориентированной гендерной психологии; в качестве примеров подобных исследований можно привести работы Юлии Гусевой [Гусева Ю.Е., 2003]);
• в организационной психологии необходим анализ гендерных стереотипов как барьеров на пути профессиональной самореализации и женщин, и мужчин [Клецина И.С., 1998].
Вне зависимости от конкретных областей применения гендерного подхода в практической психологии, можно выделить следующие общие цели подобной деятельности:
• гендерное просвещение - формирование системы знаний и представлений о гендерных стереотипах, гендерной стратификации, дискриминации по признаку пола; обучение навыкам распознавания проявлении сексизма и гендерных стереотипов в различных областях жизни;
• психологическая диагностика – исследование гендерных характеристик личности (в том числе гендерной идентичности, гендерных ролей, гендерных стереотипов);
• коррекционно-развивающая работа в области гендерных проблем – психологическая помощь и консультирование, связанные с внутри- и межличностными конфликтами в сфере гендерных отношений.
Для реализации перечисленных целей может быть использован весь арсенал накопленных практической психологией методических средств и приемов: игр, дискуссий, социально-психологического тренинга, техник психотерапии [Румянцева П.В., Тупицына И.А., 2004].
Выбор конкретных методов практической гендерной психологии связан, естественно, с тем, какая парадигма оказания психологической помощи близка психологу, но, в любом случае, необходимо помнить о том, что главный инструмент психолога – это его (или ее) собственная личность, поэтому эффективность деятельности специалиста, занимающегося практической гендерной психологией, напрямую зависит от того, насколько он (она) осознает собственные гендерные стереотипы, принимает принципы гендерного равенства и стремится следовать им в собственной жизни. На наш взгляд, это поднимает вопрос о необходимости специального обучения практических психологов, работающих в области гендерной проблематики.
Завершая данную статью, хочется сослаться на слова Марины Битяновой, отмечающей, что современная социальная психология – это сложный социокультурный феномен, в котором установка на познание социальной реальности сочетается с установкой на ее изменение [Битянова М.Р., 2001]. Область гендерных отношений – это одна из тех сфер социальной реальности, в гармонизацию которой социальная психология может внести свой существенный вклад.

28. Карен Хорни о прооблемах взаимоотношения полов

Проблемы мужской и женской психологии, "борьбы полов", любовно-брачных отношений всегда интересовали Хорни и она много лет посвятила их изучению.

Фрейд, разделявший традиционно-патриархальный взгляд на положение женщины, считал, что женщина, ощущая свою анатомическую недостаточность, чувствует зависть, стремление стать мужчиной, которое трансформируется в желание иметь от него ребенка. Этим объясняются, по Фрейду, многие черты женской психологии: пассивность, уступчивость, эмоциональность, подражательность. К. Хорни не усматривала в этом взгляде ничего, кроме патриархального мифа и была полна решимости доказать психическое равноправие мужчин и женщин.

Хорни признавала ситуацию "эдипова комплекса", но как частный случай. Взаимоотношения полов были для нее полем множества общих, особенных и индивидуальных проблем, не сводимых к какой-то одной формуле.

Во времена матриархата закон и обычай фокусировались вокруг матери и "матрицид" тогда был, (как свидетельствую Софокл и другие античные авторы), более тяжким преступлением, чем отцеубийство. В эпоху изобретения письма мужчина стал играть лидирующую роль в политике, экономике, законодательстве и половой морали. Этому было много причин. Одна из них, вероятно, в том, что мужчина - более рационален, более способен обезличить себя, "обобществить свою психику". Но в этом же состоит и его слабость, его несоответствие современности, которая вновь акцентирует значение целостной, индивидуализированной личности. Женщина вновь вступает в борьбу за равенство.

Проблема "гендерных", т.е. культурно-обусловленных половых отношений до сих пор дискуссионна. И осмысливается она чаще всего в рамках "мужской идеологии". В ней Хорни выделяет три момента.

Во-первых, мужчина чтит женщину, как Мать, которая кормит, заботится, жертвует собой. Жизнетворное могущество женщины наполняет мужчин восхищением. Но "противно человеческому существу испытывать восхищение и не держать зла на того, чьими способностями не обладаешь". Мужчина завидует женщине и стремится компенсировать свою неспособность к деторождению тем, что создает государство, религию, искусство. Поэтому вся культура носит отпечаток маскулинности. Но "завистливая обида" мужчины на женщину этим полностью не снимается.

Выступая против равенства полов "мужская культура" разными способами ущемляет женщину. Материнство плохо защищено законом. Беременность и детовоспитание, требующие от женщины огромных физических и душевных затрат, и являющиеся главной причиной "культурного отставания" женщины, почти никак не компенсируются. Имеет место потакание сексуальной безответственности мужчин и низведение женщины до роли сексуального объекта.

Вторая причина недоверия и даже вражды между полами в том, что мужчина испытывает страх перед женщиной, как сексуальным существом. Во многих африканских племенах мужчины верят, что женщины обладают магической властью над их гениталиями. Мужчина также склонен думать, что женщина отбирает у него силу во время полового акта, забирает себе его жизнетворное семя. Отношение к женщине ассоциируется со страхом смерти: кто дает жизнь, тот имеет право ее отобрать.

В-третьих, мужчина в большей степени зависит от женщины, чем она от него. Он боится не удовлетворить женщину, оказаться импотентом, унизиться перед ней. Сексуальность женщины его больше страшит, чем привлекает. Он предпочел бы, чтобы женщина просто была сексуальным объектом. Долгое время всякая сексуальная активность со стороны женщины рассматривалась как отклонение, а фригидность считалась нормой. Для беспрепятственного удовлетворения своих сексуальных влечений мужчина должен держать женщину в состоянии повиновения, проще сказать, в рабстве, что и имеет место в быту и общественном хозяйстве.

В мифологической фантазии мужчина хотел бы видеть женщину "непорочной", лишенной сексуальных влечений, только в этом случае она для него вполне безопасна. С этим связан, по-видимому, и культ Девы Марии. Принижение женского начала очевидно и в истории Адама и Евы. Почему-то Ева была сделана из ребра Адама, а не Адам появляется из тела Евы. Женщина в Ветхом Завете трактуется как искусительница и совратительница.

Недоверие и враждебность к мужчине имеются и в женской психике, но связаны они, как правило, с опытом детства. "Рай детства", о котором часто говорят забывчивые взрослые, - не более чем иллюзия. Девочка в детстве ущемлена больше чем мальчик. Ей больше запрещено, меньше разрешено. У нее в детстве формируется чувство вины и страх перед физической силой. Об этом красноречиво свидетельствуют сновидения девочек, в которых женский страх возникает при встрече со змеями, дикими зверями, чудовищами, которые могут ее победить, овладеть ею, прорваться внутрь ее тела. Девочка интуитивно чувствует, что ее будущее зависит не от нее, а от кого-то другого, от таинственного события, которого она ждет и которого боится. Стараясь избежать этих переживаний, девочка уходит в "мужскую роль". Это особенно заметно в возрасте от четырех до десяти лет. В пубертатный период шумное мальчишеское поведение исчезает, уступая место девичьему-приниженному и соответствующему социальной роли, которая часто представляется опасной и нежеланной.

Многие девушки хотели бы родиться мужчинами, чего нельзя сказать о юношах. Какова цена принятия женской роли? Это - большая склонность к невротизму у женщин, чем у мужчин. Иногда - амбициозность, стремление к власти, желание "забрать мужчину целиком". Иногда - подчеркнутая скромность, пассивность - как бы только не подумали, что она что-то хочет от мужчины. Наконец, распространенная среди женщин фригидность.

Вражда и недоверие между полами отчетливо проявляются в любви и браке. Многие люди задумываются о том, должны ли они считать причиной неудачи в браке свое поведение или считать противоестественным брак как таковой. Есть, конечно, много оснований думать, что однообразие моногамного пожизненного брака рождает скуку, тоску, пресыщение обществом одного человека. Существует, по-видимому, какой-то естественный период продолжительности брака как живого организма. Брак рождается, созревает, достигая крепости и богатства, а затем стареет и умирает, после чего супружеские пары живут уже по привычке, в силу бытовой целесообразности. Из-за несходства характеров и недостаточной культуры "живой" брак у большинства людей длится недолго, в результате чего многие семье напоминают "пустую скорлупу". Между тем, возможен и длительный живой брак. И, более того, он очень желателен, так как только при живом браке взаимная поддержка, дружба, сексуальное взаимодействие - будут не в тягость. Между тем, организаторы образования знать не хотят ничего о том, что брачной жизни нужно учиться. Любовь мы получаем как дар, а хороший брак нужно строить продуманно и шаг за шагом.

Кроме этого общего недоверия между полами, существует много других причин неудачи в браке. Например, неудачный выбор партнера, хотя "выбор" в данном случае не совсем подходящее слово. Не побывав в браке, мы не знаем, что значит быть женой или мужем и что значит - выбирать супруга. Например, мужчина выбирает девушку яркую, которая нравится многим. Но это как раз неудачный выбор, так как при отсутствии соперников интерес к жене у него пропадает. Нередко выбирают в супруги человека похожего на мать или отца. Это понятно, но не оправдано, так как отношения мужа и жены иного рода, чем отношение ребенка к родителю. "Подстройка" к жене, как к матери или к мужу, как к отцу, лишь на время дает удовлетворение. Оно сменяется разочарованием, так как слишком много места в душе остается пустым, незаполненным. И это чувство пустоты вызывает глухую ярость против человека, живущего рядом и мешающего осуществлению живых стремлений.

Люди, привязанные к родительской семье, нередко сознательно выбирают супруга по контрасту к облику родителя противоположного пола. Но со временем они оказываются неудовлетворенными, поскольку бессознательные идентификации и ожидания в таком случае не могут быть реализованы. Причиной нарастания враждебности в браке может быть предъявление супругу требований, которые он заведомо не может удовлетворить. Вторая причина связана с противоречивостью наших желаний. Мы считаем себя более цельными, чем являемся на самом деле. Сильная женщина маскулинного типа выбирает себе в мужья деликатного, слабого мужчину. Но бессознательно она хотела бы иметь рядом грубого самца, который мог бы взять ее силой. Отсюда - разочарование, все более пренебрежительное отношение к мужу. Из брачных противоречий возможны три выхода: развод, "открытый брак" и целеустремленное и рассудительное строительство отношений с тем супругом, которого, так сказать, "Бог послал". Но если какая-то из стратегий выбрана, она должна осуществляться последовательно.

 

29. Понятие жизненного и сексуального сценария в работах Э. Берна

Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей ТА.
Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».

Концепция о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на паттерны поведение взрослых людей, является центральной не только в ТА, но и в других направлениях психологии. В теории сценария, кроме того, есть идея, согласно которой ребёнок составляет определённый план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. Этот план составляется в форме драмы, имеющей чётко обозначенные начало, середину и конец.

Другой отличительной чертой теории жизненного сценария является то, что план жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе». Составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена получила название расплаты за сценарий. Теория говорит о том, что при проигрывании человеком жизненного сценария он бессознательно избирает поведения, которые приблизят его к расплате сценария.

Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром.
Термин «решение» в теории жизненного сценария используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребёнок принимает решение о своём сценарии в результате чувств до того, как начинает говорить. При этом ребёнок использует доступные ему в том возрасте способы тестирования реальности.

Хотя родители не могут заставить ребёнка принять какие-то решения, они тем не менее оказывают на ребёнка сильное влияние, передавая ему вербальные и невербальные послания. На основе этих посланий ребёнок формирует свои представления о себе, других людях и жизни, которые образуют основное содержание сценария. Таким образом, сценарий подкрепляется родителями.
Жизненный сценарий лежит вне пределов осознания, поэтому во взрослой жизни человек ближе всего может подойти к воспоминаниям о детстве с помощью снов и фантазий. Проживая свои сценарные решения в поведении, человек, тем не менее, не осознаёт их.

Сценарий «оправдывается ходом событий». В соответствии со своей компетенцией человек часто интерпретирует реальность с тем, чтобы ему казалось, что она оправдывает его сценарные решения. Человек так поступает потому, что в эго-состоянии Ребёнка воспринимает любую угрозу своему сценарному представлению о мире как препятствие в удовлетворении его потребностей и даже как угрозу существованию.

Изучая вопросы происхождения сценария, Стэн Вуллэмс выделил две важнейшие особенности формирования жизненного сценария:
1. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребёнка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни.
2. Сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребёнка и его способом тестирования реальности.

Младенец мал и физически уязвим. Для него мир населён великанами. Неожиданный звук может сигнализировать ребёнку о том, что его жизнь в опасности. Без всяких слов и соответствующего обдумывания ребёнок знает, что, если родители уйдут, он умрёт. Если они сердятся, то могут убить его. Кроме того, у ребёнка нет взрослого понимания времени. Если он чувствует голод или холод, а мать не приходит, тогда, возможно, она уже никогда не придёт, а это означает смерть. Или это может означать нечто более страшное, чем смерть – когда тебя постоянно оставляют одного.

Мир эмоций ребёнка включает в себя ярость, острые переживания, ужас и экстаз. Ребёнок принимает свои ранние решения при реагировании на эти чувства. Поэтому не удивительно, что эти решения часто имеют экстремальный характер.
По логике ребёнка необходимо идти от частного к общему. Например, предположим, что мать редко реагирует на его требования. Она часто игнорирует его, когда он плачет. При этом ребёнок не просто делает вывод о том, что «матери доверять нельзя». Вместо этого он может решить, что «людям доверять нельзя» или «женщинам доверять нельзя».

Маленькие дети не делают различия между потребностями и делами. Ребёнок может чувствовать: «Я хочу убить брата, который получает всё внимание!» Для него это равнозначно фразе: «Я убил брата». Затем он может заключить: «Так как я убийца, я плохой». Во взрослой жизни такой человек может иметь смутное чувство вины за «преступление», которое он никогда не совершал.

Кроме этого на процесс принятия сценарных решений влияет ещё одна особенность детских способов восприятия реальности. Ребёнок фантазирует, что он всемогущ и может творить волшебство. Поэтому ребёнок думает, что именно он виноват, например, в частых ссорах родителей или в разводе. Он даже может считать себя обязанным защитить одного родителя от другого, поскольку уверен в своей способности сделать это.

Многие авторы ТА считают, что ребёнок воображает себя всемогущим, чтобы компенсировать чувство беспомощности. Однако, я думаю, что ребёнок не имеет ещё представления о том, что всемогущество – это хорошо, а беспомощность – плохо, и о несовместимости беспомощности и всемогущества. Он ощущает себя одновременно и беспомощным, и всемогущим. Беспомощным потому, что ситуация детства способствует этому. Всемогущим потому, что ему удаётся управлять всемогущими великанами – родителями. Следовательно и тот и другой вывод ребёнка о себе – не фантазии, а решения принятые ребёнком на основании имеющейся у него информации, протестированной им доступными ему способами. В разных семьях дети по-разному беспомощны и всемогущи. И соотношение беспомощности и всемогущества у детей бывает разным и зависит от содержания родительских посланий.

2. Как проживается сценарий. Значение сценарного анализа.

Жизненный сценарий имеет содержание и процесс. Содержание сценария каждого человека также уникально, как и отпечатки пальцев. В то время как сценарный процесс подразделяется на относительно небольшое число определённых паттернов.
По содержанию сценарии могут быть: сценарий победителя, сценарий побеждённого и сценарий не-победителя или банальный.

Победителем Берн называл «того, кто достигает поставленной перед собой цели». Роберт Гулдинг добавляет: «…и в результате этого преобразует жизнь». Под победой понимается также то, что поставленная цель достигается легко и свободно.
Побеждённый – это «человек, который не достигает поставленной цели». И опять дело заключается не только в достижении цели, но и в степени сопутствующего комфорта. Если, например, человек решил стать миллионером, стал им, но постоянно чувствует себя несчастным из-за язвы желудка или напряжённой работы, то он побеждённый.

Берн однозначно определил победителя и побеждённого в их отношении к достижению поставленной цели, т.к. он хотел подчеркнуть, что победителей нельзя просто приравнивать к тем, кто накапливает деньги и материальные ценности, а побеждёнными не обязательно являются люди, не имеющие материальных ценностей.
Существует исключение из предложенного Берном определения. Например, ребёнок в раннем детстве решил: «Чтобы мать и отец полюбили меня, я должен умереть». Во взрослой жизни он стремится к осуществлению этой трагичной цели. Сценарии с таким концом считаются сценариями побеждённого.

В зависимости от трагичности финала сценарии побеждённых можно классифицировать по трём степеням. Сценарий побеждённого первой степени – это сценарий, в котором неудачи и потери не настолько серьёзны, чтобы их обсуждать в обществе. Например, повторяющиеся ссоры на работе, небольшая депрессия или неудача на экзаменах при поступлении в институт. Побеждённые со второй степенью испытывают неприятные чувства, достаточно серьёзные, чтобы их обсуждать в обществе. Это может быть увольнение с работы, исключение из университета, госпитализация по поводу тяжёлой болезни и т.д. Сценарий третьей степени приводит к смерти, увечью, серьёзной болезни (в том числе и психической) или суду. Такие сценарии называются хамартическими.

Человек, имеющий сценарий не-победителя, день ото дня терпеливо несёт свою ношу, не много при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Такой человек никогда не рискует. Поэтому такой сценарий называют банальным. На работе не-победитель не становится начальником, но его и не увольняют. Он, скорее всего, спокойно доработает до конца, получит в подарок часы на мраморной подставке и уйдёт на пенсию.

Берн предложил способ, с помощью которого можно отличить победителя от побеждённого. Для этого надо спросить человека, что он будет делать, если проиграет. Берн считал, что победитель знает что, но не говорит об этом. Побеждённый не знает, но только и делает, что говорит о победе: «Когда моя лошадь придёт первой…». Он всё ставит на одну карту и тем самым проигрывает. Победитель всегда учитывает несколько возможностей, поэтому и побеждает.
Чаще всего человек избирает сценарий, представляющий смесь победы, поражения и беспроигрышного варианта: в одной сфере он решил быть победителем, <

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...