Древнерусская архитектура
Стр 1 из 3Следующая ⇒ История мировой и отечественной культуры. Варошилова Наталья Владимировна. зачет – лекции и семинары. Первый семинар. Культура первобытного общества. 16.02.12 Понятие «Культура» насчитывает много определений. Первоначально лат культура значило возделывание (земли). С Цицерона это понималось как возделывание человеком самого себя. В эпоху просвещения культурность = разумность. В 19 в. призыв отделения природного и искусственного. НКФ - материальная культура и дух кул-ра раздольны. Нем философ нач 19 в. Гердер разработал понимание культруы в историческом аспекте- развитие культуры = суть исторического прогресса, оно раскрывает сущность человека. На всей протяжении истории человека был недостаток в понимании – европоцентризм. Это игнорировало других. Группы определений понятия культуры: 1. Описательный характер. 2. Связывают культуру с традициями, социальным опытом. 3. Подчеркивают регулирующую функцию культуру. 4. Классика – 19 в., англ этнографом Эдуардом Тейлором. Это комплекс способности и навыки приобретенные человеком и обществом. Признаки культуры: 1. Понять культуру можно только через призму деятельности человека, 2. Она связанна с деятельностью человека (преобразование природного начала). 3. Культура социальна. Культура – совокупность достижений человечества в мат и дух сферах, совокупность результатов его деятельности по преобразованию мира. Структура мировой культуры: 1. Материальная = охватывает сферу материального производства и его продукты. 2. Духовная. Они не существуют в разрыве друг от друга. По Марковой: 1. Мировая. 2. Национальная: a. Доминирующая – некая совокупность ценностей верований, которыми руководствуется большинство общества.
b. Субкультура – малая часть. c. Контркультура – не просто отличается, а противостоит ей. В зависимости от ее создателей: 1. Элитарная культура, создается привилегированной частью общ-ва. 2. Народная культура. 3. Массовая. Предмет истории культуры. 1. Выявление общих закономерностей мирового и национального культурного процесса. 2. Изучение взаимовлияния культур. И их национально-этнического своеобразия. 3. Описание фактов истории культуры. 4. Исследование истоков формирования и факторов развития культурных явлений. Подходы в изучении культуры: 1. О роли культуры в развитии человечества: a. Пессимистический (Руссо, Ницше). b. Оптимистическое (Вебер и Щлейцер). 2. О движущих силах и общих направлениях развития культуры: a. Формационный подход (культура –духовная надстройка, которая определялась развитием экономики). b. Цивилизационный подход: культурно-поступательный (Ясперс; признавали существовании е цивилизаций, старались увидеть закономерность их развития. Ясперс ввел понятие «осевое время» - промежуток в ист человечества между, когда совершались ключевые культурные процессы, личности => дооссевые, послеоссевые), циклический (Шпенглер; в центре – локальная цивилизация). c. Технократический подход (Тоффлер, Гелбрейт). Проблемы типологизации культуры. 1. По хронологическим критериям: культурно-исторические эпохи (этап и тип): a. Первобытная b. Античная c. Средневековая d. Эпоха возрождения e. Новое время f. Современная 2. По географическим критериям: В и З: разное мировоззрения, С и Ю. Исторические особенности русской культуры. 1. Проблема програничности = бинарность русской культуры. = > евразийство. 2. Христианско-православное начало. 3. Мессианское сознание, имперские амбиции. Москва третий Рим. 4. Открытость и способность к диалогу с другими культурами.
5. Расколотость культуры, разрыв между этнической и национальной культурами. 6. Устойчивые черты национального характера (менталитета): коллективизм, гиперболизм – черно-белое мышление = крайность, фетишизация гос.вл, особый характер патриотизма.
1/03/12 Культура древней Руси 9 – нач. 12 вв. · 1132 г – черта –смерть Мстислава Великого. · 1240 - татаро-монгольское нашествие. · К 14 – 16 век – окончательно формируется единый народ и т.п. · 17 в – переход · 1ая четверть 18 в – петровская эпоха · Ост 18 век. · Золотой век · Пореформенная Россия · Серебряный век · СССР · Пост советская Россия. Черты и особенности древнерусской культуры. Есть конечно общее, т.к. это средние века. И есть общие черты: 1. Замедленность темпов развития. И в мат-ой культуре: медленное совершенствование экономич. => 2. Традиционализм – авторитет старины. 3. Господство религиозного мировоззрения. 4. Отсутствие научного объяснения фактов и явлений, т.е. процесс накопления практических знаний. Особенное: 1. Синтетичный характер: · культура восточного славянства · балтские и финно-угорские племена · степные народы · византийское влияние (спор о роли ее в нашей культуре: либо мы ветвь византийской культуры, либо это просто фигня для нас). · Западная Европа. Не так велико как византийское влияние. 2. Двоеверие: язычество и православие. В городе превалировало христианство, в сельской местности язычество. Фольклор (устное народное творчество): -сказки, легенды, сказания (мечта о счастливой жизни, которая легко достается): · Религиозного толка, · Светские - былины (Волько Святославович). - пословицы (дидактический характер), поговорки (яркая характеристика). Мертвые сраму не имут – слова Святослава. - народные песни: · Песни-плачи - обрядовый фольклор. Развитие просвещения. Возникновение письменности у восточных славян. Этапы: 1. Пиктографическое письмо («черты и резы»): ссылаются на сказания Храбрия. 2. В эпоху зарождения 1х славянских государств – использование греческого алфавита для записи родной речи. Велисова книга. Это не приспособлено к фонетике нашей. 3. Создание славянской азбуки: во 2й пол IXв. – глаголица, на рубеже IX-X вв. – кириллица (синтез глаголицы и греческого письма).
4.? о существовании узелковой письменности в догосударственный период. Доказывают это древнерусским фольклором (везде клубочек ниток). Но она просто существует. Письменность: · Старославянский (церковнославянский) язык. · Древнерусский (на основе восточнославянской фонетики). Можно говорить о достаточно высокой граммостности народа. Особенно в городской черте: берястянные грамоты, надписи на предметах быта, надписи на храмах и т.п. Женщины были так же грамотны (Анна Ярослаловна). 2 вида школ (при Владимире и Яр Мудром): 1. Монастырские: чтение, письмо, богословие, пение; 2. Шк высшего типа: богословие, философия, риторика, грамматика, исторические, географические, естественнонаучны знания. 3. + индивидуальнее обучение. Книжное дело. Ø Древнейшие памятники книжного дела: - «Остромирово Евангелие» (1057) -2 «Изборника» князя Святослава Ø Оформление книг: - «Уставное письмо» - заставка – красочная рамка перед текстом - инициалы – цветные или раскрашенные золотом символы, буквы и т.п - миниатюры.
ЛИТЕРАТУРА ЛЕТОПИСЬ Вопрос о становление летописания на Руси: 1. Шахматов – в 1039 г. в связи с установление киевской митрополии 2. Черепнин, Рвбников – 996 – десятинная церковь. 3. Тихомиров Установлено: Ø о существовании летописного свода, составленного в 60-70 гг 11 в в Киево-Печерский монастырь. Никон. Ø «Начальный свод» -- 90е гг 11в. Ø Около 1113 – Повесть временных лет. Нестор. Жанры и произведения древнерусской литературы: ¤ Слово – «Слово о законе и благодати» (30-40е гг. 11 в.) Илариона. Это слово должно носить нравоучительный характер. Закон = иудаизм, благодать = христианство. Христианство превосходит т.к. имеет вселенски характер, а не богоизбранный. Воспевание деяний Вл. Святосл. ¤ Житийная литература (агиография) – «сказание о Борисе и Глебе». ¤ Поучение – «Поучение Вл. Мономаха». Состоит из 3 частей. Рисует образ идеального князя. Призывает всех князей к защите смердов и убогих. ¤ Хождения – «хождения Даниила».
Лихачев – отмечал, что др русская лит-ра является одной из др в Европе. Отмечал особенность – не было индивидуального начала, это была коллективная литература. (зодчие отдельных – градостроители) ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА 1. Крестово-купольный храм (1- купол на световом барабане, 2- столпы, 3- алтарь +апсида, 4- хоры, 5-алтарная преграда с иконами):
· Десятинная церковь в Киеве, конец 10в. · Софийский собор в Киеве. 1037-1054. (Плинфа – тонкий кирпич). 13 куполов = 12 апостолов вокруг Христа. · Золотые Ворота в Киеве. 30е гг.11в. · Златоверхий Собор Михайловского монастыря в Киеве. Нач 12 века. · Софийский собор В Великом Новгороде. 40-60 гг. 11 в. Магдербургские ворота. · Софийский Собор в Полоцке. 40-60 гг. 11 в. · Спассо-Преображенский собор в Чернигове. Ок.1036г. 15/03/12
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|