Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изобразительное искусство




1. Иконопись:

· Иконы Спасителя (очень часто изображался и на знаменах):

-спас вседержитель (Пантократор)

-спас на престоле

-спас в силах

-спас Эммануил

-спас Благое Молчание

-спас нерукотворный (у нас умиротворенный, у католиков - мученический).

· Иконы Божией Матери:

- «Молящаяся» (мозаика богоматерь «Оранта», «Панагия»),

-«Путеводительница» («Одигитрия»)

-«Умиление» («Елеус»)

-«Всемилостивая» («Панахранта»)

-«Заступница» («Агиосортисса»)

2. Мозаика.

- «Мерцающая живопись» - разновидность. Мастер Алимпий.

 

КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В ЭПОХУ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. 1132 г – 1240г.

Называют этот период расцветом русской культуры. Формируется региональные стили. Но все-таки сохраняется общее культурное ядро.

Летописание.

Увеличилось число центров летописания.

¤ Новгород – узкоместный характер, сосредоточение внимания на повседневной жизни города. Самый первый источник – 1015 – восстание горожан (новгородская летопись по синодальному собору).

¤ Киев – ностальгия о былом величии, призывы к единению и подчинению старшему князю.

¤ Галицко-Волынская земля – поэтический язык, сосредоточение внимания на борьбе князей и боярства, пропаганда сильной княжеской власти.

¤ Владимиро-суздальское княжество - идея политического господства Владимира и преемственности от Киева, пропаганда сильной княжеской власти, сильный налет религиозности. 1177 г. – древнейший свод. По инициативе Андрея Боголюбского. Владимир в этом летописании предстает как наследник.

(все тут связано с процессами, протекающими в этих землях на тот период времени).

Литература.

1. Церковная литература:

¤ Сочинение Кирилла Туровского («Поучение о слепце и хромце»), 12 в. Это высокая степень публицистичности.

¤ Киево-Печерский патерик, (руб. 12-13 вв.). Сборник житий и поучений.

2. Гражданская

¤ «слово о полку Игореве»

¤ «слово Даниила Заточника» или «Моление Даниила Заточника». Существует две редакции, а кто-то говорит, что это два разных произведения.

Архитектура. Это период расцвета древнерусской архитектуры. В этом соперничали.

Общее:

1. В основе крестово-купольный тип храма. Отличаются меньшей масштабностью во всех землях, но вместе с тем более выразительными формами. Наиболее распространен кубический храм с позакомарным покрытием.

2. Ослабевает Византийского влияния, но заметнее становится влияние романского стиля.

Регионы:

1. Новгород.

¤ Небольшие, просты, скромные храмы строго пропорциональные, лишенные богатого декора. Прагматичный подход, Связанно с тем, что здесь культовые сооружения использовались не только для богослужения, но и для бытовых нужд.

Ø Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (к. 1185-1192 гг.).

Ø Церковь Параскевы Пятницы на Ярославском Дворище, 1207 г. Он покровитель торговли. Ее заказчиками выступали заморские купцы.

Ø Церковь Спаса-Нередицы ок. Новгорода. 1198г. Считается классикой новгородской архитектуры. Когда-то там располагались уникальнейшие фрески, но из-за ВОВ он был развален. Его восстановили, но фрески были утеряны.

2. Псковская земля. Земля - воин: постоянные набеги.

¤ Массивные, приземистые храмы с мощными барабанами световыми и шлемовидными куполами.

¤ Звонница – как часть храма.

Ø Храм Спаса Преображения Мирожского монастыря, 1156г. Когда-то там тоже находились уникальные фрески. Аналоги их находились только в Сицилии. Однажды Суслов проводил реставрации. Их показали народу. Церковь приняла решение сменить состав реставраторов. Найдены были не профессионалами. Они содрали эти фрески, нарисовали новодел.

Ø Церковь Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, сер 12 в.

Ø Церковь Св. Георгия в Старой Ладоге.

Ø Церковь успения Богородицы.

3. Владимиро-Суздальская земля. Наиболее развитое.

¤ Белокаменная архитектура, что предавало светлый нарядный вид.

¤ Обилие декора. Главным украшением была белокаменная резьба.

Ø Спасский собор в Переяславле-Залесском, 1152 г. Построен Ю.Долгоруким, был храмом княжеской земли. Трехлопостное деление стены. Вытянутость.

Ø Золотые ворота во Владимире, 1164 г.

Ø Успенский собор во Владимире, 12 в. Для него выбрана самая высокая точка города. Замыслен как гл кафедральный собор. Аркатурно-колончатый пояс.

Ø Дмитриевский собор во Владимире, 1194-1197г. Княжеская дворцовая церковь. Декор богат. Более 600 рельефов. «Поэма в камне».

Ø Церковь Покрова на Нерли, 1165 г. Пропорции, симметрия. Существует много легенд. В честь чего построен? – в память о его любимом сыне Изяславе. И этот белый камень вывезен из Волжской Булгарии. Но это легенда. Не совпадает дата создания этого собора 1158 г. Уникальная вписанность в природный ландшафт.

Ø Собор Рождества Богородицы в Суздале. 1222-1225гг. Золотые «Корсунские врата», выпаленные в технике огневого золочения.

Ø Георгиевский собор Юрьев-Польского.

4. Смоленское княжество.

Ø Церковь Михаила Архангела в Смоленске, 12 в. Воздействие романского стиля.

5. Южнорусская архитектура.

Ø Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове, сер 12 века. Послевоенная реконструкция. Влияние романского стиля. Ступенчатость какошников.

Ø Церковь Бориса и Глеба в Гродно, 12 в. Север волынской земли.

22/03/12

Фрески.

1. Новгород. Насыщенные тона.

Ø Фрески Спаса на Нередице. Новгород.

Насыщенные яркие краски. Более свободная манера письма. Большее движение, динамика и экспрессия. Демократизация новгородской живописи.

 

Иконопись.

· Владимирская икона Божьей матери. 12 в. Предположительно выполнена греческими мастерами.

· Икона Дмитрия Калужского.

· Икона Св. Георгия Георгиевского собора Юрьева монастыря близ Новгорода.

· Спас Нерукотворный. Икона второй половины 12.

· Ангел Златые власы. Новгород. 13.

· «Ярославская Оранта». 13в?

· Икона «Успенье» церкви Успенья Десятинного монастыря близ Новгорода. Кон 12 нач 13. Одна из первых многофигурных икон.

Русская культура второй половины 13 – 15 вв.

- борьба с золотоордынским игом

-объединение земель вокруг Москвы.

Влияние: политическая сфера, языковая сфера (казна, алтын и т.п.).

Этапы культурного процесса (динамика):

1. Вторя половина 13 - середина 14 вв. – упадок в культуре большинства русских земель, разрыв связей с европейской культурой. Изменение географии культурных центров.

2. Вторая половина 14 - 15 вв. – подъем культуры, укрепление ведущей роли Москвы и оживление связей с Европой (южнославянской).

ФОЛЬКЛОР

· Главная тема эпоса – борьба с завоевателями (Сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем, о Невской битве и Ледовом побоище).

· Завершение складывание киевского былинного цикла, синтезировавшего эпизоды киевского периода и эпохи борьбы с монголами.

· Оформлении нового жанра – исторические песни, разновидностью которых были песни о татарском полоне (плен).

· Особняком стоит новгородский эпос (былины о Василии Буслаеве, о Садко).

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Начинается постепенно восстановительный процесс. Начинает провялятся изменение – полустанове письмо приходит на смену уставному. На смену полуустава приходит скоропись.

- берестяная грамота «от Бориса к Ностасии», к 13 в.

-учебная тетрадка мальчика Онфима. 13 в.

- Дощечка с азбука, Новгород.

ЛЕТОПИСАНИЕ

ü Начало разрушения синтетической летописной формы, выделения самостоятельных (литературных, публицистических, исторических).

ü Распространение хронографов (Русь в контексте всемирной истории).

ü Усиление политизации летописания

ü При сохранении местных особенностей, возрождение общерусского летописания в конце 14- нач 15 вв. Москва. Первый общерусский свод – 1408 г. подчеркивание связи между светской и религиозной властью.

ЛИТЕРАТУРА

v Воинская повесть:

- повесть о разорении Рязани Батыем

- повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде

-дружинная повесть об Александре Невском (житие А.Н.)

- Куликовской цикл: Задонщина и т.п.

v Житийная литература

- житие митрополита Петра (первый митрополит, который переехал в МСК)

v Жанр сюжетной повести

- повесть о Петре и Февронье

-повесть о Меркурии Смоленском

v Хождения

- хождения за три моря А. Никитина.

 

АРХИТЕКТУРА

Получили свое развитие региональные школы.

1. Новгородская земля. Переживал подъем. Ярко-выраженная демократическая струя (элементов).

¤ Церковь Николы на Липне близ Новгорода, 1292 г. Наблюдается усиление декоративности.

¤ Церковь Спаса на Ковалеве. 1345г. Восстановлена после войны.

¤ Церковь успенья на Волотовом поле. 1352 г. Восстановлена в 2001 – 3 гг.

¤ Церковь Федора Стратилата. Новгород. 1360-1361.

¤ Церковь Спаса на Ильине улице. Новгород. 1374г.

¤ Церковь Петра и Павла в Кажевниках. Новгород. 1406-1407.

¤ Грановитая палата Новгорода. 30е 15в.

2. Псковская земля. Достигли высот в инженерно-техническом плане.

¤ Псковский кремль. 14-15-нач 16 в.

¤ Церковь Василия на горке.

¤ Церковь Богоявления в Запсковье. 1496г.

3. Тверское княжество. Строительство здесь восстановилось позже.

¤ Церковь рождества Богородицы в с. Городне.

4. Московское княжество. Начало ведет с эпохи Ивана Валяты. В его княжение было построено 4 каменных храма.

¤ Успенский собор в Коломне. 1379. По типу Владимирского зодчества.

¤ Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. 1422г.

¤ Собор Спасо-Андроникова монастыря. 1427г.

ЖИВОПИСЬ

1. Более развит Новгород.

Ø Феофан Грек (ок. 1340-после 1405). Положил начало золотому веку иконописною на Руси. Его отличало то, что он работал свободно, без опоры на образцы. Присущи его творчеству:

-смелая живописная манера

-эмоционально-экспрессивный стиль

-использование насыщенных глубоких тонов

· Спас Вседержитель. Спас на Ильине.

· Церковь Спаса Преображенья.

· «Успение Богородицы»

· Богоматерь Донская

· Преображение

· Спас в силах

Ø «Битва новгородцев с суздальцами»

2. Владимир, Москва.

Ø Андрей Рублев - начало национального. (1360/1375 -80 - 1428).

Его стиль:

- лирическая умиротворенность

- спокойные тона

-плавные линии рисунка

- человечность, гуманизация образов

· Фреска «Страшный суд» Успенского собора во Владимире.

· Троица.

В творчестве А.Рублева завершился процесс обособления русской живописной школы от византийской.

29/03/11

Культура России в 15-16 вв.

 

Основные факторы развития:

1. образование единого гос-ва

2. борьба с внш врагами и освобождение от монгол

3. завершение формирования великорусской народности.

4. Активизация культурных контактов с Европой. Особенно активно с Италией (Возрождение).

Сферы, испытавшие на себе влияние – архитектура в большей степени.
Проблема положения церкви в гос-ве и общ-ве. – рус прав церковь сохраняла свои позиции, сильно влияла на культуру, но вместе с тем намечается ослабление.

Трехкамерная – изба, кладь (клеть), сени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...