Изобразительное искусство
1. Иконопись: · Иконы Спасителя (очень часто изображался и на знаменах): -спас вседержитель (Пантократор) -спас на престоле -спас в силах -спас Эммануил -спас Благое Молчание -спас нерукотворный (у нас умиротворенный, у католиков - мученический). · Иконы Божией Матери: - «Молящаяся» (мозаика богоматерь «Оранта», «Панагия»), -«Путеводительница» («Одигитрия») -«Умиление» («Елеус») -«Всемилостивая» («Панахранта») -«Заступница» («Агиосортисса») 2. Мозаика. - «Мерцающая живопись» - разновидность. Мастер Алимпий.
КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В ЭПОХУ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. 1132 г – 1240г. Называют этот период расцветом русской культуры. Формируется региональные стили. Но все-таки сохраняется общее культурное ядро. Летописание. Увеличилось число центров летописания. ¤ Новгород – узкоместный характер, сосредоточение внимания на повседневной жизни города. Самый первый источник – 1015 – восстание горожан (новгородская летопись по синодальному собору). ¤ Киев – ностальгия о былом величии, призывы к единению и подчинению старшему князю. ¤ Галицко-Волынская земля – поэтический язык, сосредоточение внимания на борьбе князей и боярства, пропаганда сильной княжеской власти. ¤ Владимиро-суздальское княжество - идея политического господства Владимира и преемственности от Киева, пропаганда сильной княжеской власти, сильный налет религиозности. 1177 г. – древнейший свод. По инициативе Андрея Боголюбского. Владимир в этом летописании предстает как наследник. (все тут связано с процессами, протекающими в этих землях на тот период времени). Литература. 1. Церковная литература: ¤ Сочинение Кирилла Туровского («Поучение о слепце и хромце»), 12 в. Это высокая степень публицистичности.
¤ Киево-Печерский патерик, (руб. 12-13 вв.). Сборник житий и поучений. 2. Гражданская ¤ «слово о полку Игореве» ¤ «слово Даниила Заточника» или «Моление Даниила Заточника». Существует две редакции, а кто-то говорит, что это два разных произведения. Архитектура. Это период расцвета древнерусской архитектуры. В этом соперничали. Общее: 1. В основе крестово-купольный тип храма. Отличаются меньшей масштабностью во всех землях, но вместе с тем более выразительными формами. Наиболее распространен кубический храм с позакомарным покрытием. 2. Ослабевает Византийского влияния, но заметнее становится влияние романского стиля. Регионы: 1. Новгород. ¤ Небольшие, просты, скромные храмы строго пропорциональные, лишенные богатого декора. Прагматичный подход, Связанно с тем, что здесь культовые сооружения использовались не только для богослужения, но и для бытовых нужд. Ø Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (к. 1185-1192 гг.). Ø Церковь Параскевы Пятницы на Ярославском Дворище, 1207 г. Он покровитель торговли. Ее заказчиками выступали заморские купцы. Ø Церковь Спаса-Нередицы ок. Новгорода. 1198г. Считается классикой новгородской архитектуры. Когда-то там располагались уникальнейшие фрески, но из-за ВОВ он был развален. Его восстановили, но фрески были утеряны. 2. Псковская земля. Земля - воин: постоянные набеги. ¤ Массивные, приземистые храмы с мощными барабанами световыми и шлемовидными куполами. ¤ Звонница – как часть храма. Ø Храм Спаса Преображения Мирожского монастыря, 1156г. Когда-то там тоже находились уникальные фрески. Аналоги их находились только в Сицилии. Однажды Суслов проводил реставрации. Их показали народу. Церковь приняла решение сменить состав реставраторов. Найдены были не профессионалами. Они содрали эти фрески, нарисовали новодел.
Ø Церковь Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, сер 12 в. Ø Церковь Св. Георгия в Старой Ладоге. Ø Церковь успения Богородицы. 3. Владимиро-Суздальская земля. Наиболее развитое. ¤ Белокаменная архитектура, что предавало светлый нарядный вид. ¤ Обилие декора. Главным украшением была белокаменная резьба. Ø Спасский собор в Переяславле-Залесском, 1152 г. Построен Ю.Долгоруким, был храмом княжеской земли. Трехлопостное деление стены. Вытянутость. Ø Золотые ворота во Владимире, 1164 г. Ø Успенский собор во Владимире, 12 в. Для него выбрана самая высокая точка города. Замыслен как гл кафедральный собор. Аркатурно-колончатый пояс. Ø Дмитриевский собор во Владимире, 1194-1197г. Княжеская дворцовая церковь. Декор богат. Более 600 рельефов. «Поэма в камне». Ø Церковь Покрова на Нерли, 1165 г. Пропорции, симметрия. Существует много легенд. В честь чего построен? – в память о его любимом сыне Изяславе. И этот белый камень вывезен из Волжской Булгарии. Но это легенда. Не совпадает дата создания этого собора 1158 г. Уникальная вписанность в природный ландшафт. Ø Собор Рождества Богородицы в Суздале. 1222-1225гг. Золотые «Корсунские врата», выпаленные в технике огневого золочения. Ø Георгиевский собор Юрьев-Польского. 4. Смоленское княжество. Ø Церковь Михаила Архангела в Смоленске, 12 в. Воздействие романского стиля. 5. Южнорусская архитектура. Ø Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове, сер 12 века. Послевоенная реконструкция. Влияние романского стиля. Ступенчатость какошников. Ø Церковь Бориса и Глеба в Гродно, 12 в. Север волынской земли. 22/03/12 Фрески. 1. Новгород. Насыщенные тона. Ø Фрески Спаса на Нередице. Новгород. Насыщенные яркие краски. Более свободная манера письма. Большее движение, динамика и экспрессия. Демократизация новгородской живописи.
Иконопись. · Владимирская икона Божьей матери. 12 в. Предположительно выполнена греческими мастерами. · Икона Дмитрия Калужского. · Икона Св. Георгия Георгиевского собора Юрьева монастыря близ Новгорода. · Спас Нерукотворный. Икона второй половины 12. · Ангел Златые власы. Новгород. 13. · «Ярославская Оранта». 13в? · Икона «Успенье» церкви Успенья Десятинного монастыря близ Новгорода. Кон 12 нач 13. Одна из первых многофигурных икон.
Русская культура второй половины 13 – 15 вв. - борьба с золотоордынским игом -объединение земель вокруг Москвы. Влияние: политическая сфера, языковая сфера (казна, алтын и т.п.). Этапы культурного процесса (динамика): 1. Вторя половина 13 - середина 14 вв. – упадок в культуре большинства русских земель, разрыв связей с европейской культурой. Изменение географии культурных центров. 2. Вторая половина 14 - 15 вв. – подъем культуры, укрепление ведущей роли Москвы и оживление связей с Европой (южнославянской). ФОЛЬКЛОР · Главная тема эпоса – борьба с завоевателями (Сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем, о Невской битве и Ледовом побоище). · Завершение складывание киевского былинного цикла, синтезировавшего эпизоды киевского периода и эпохи борьбы с монголами. · Оформлении нового жанра – исторические песни, разновидностью которых были песни о татарском полоне (плен). · Особняком стоит новгородский эпос (былины о Василии Буслаеве, о Садко). ПРОСВЕЩЕНИЕ Начинается постепенно восстановительный процесс. Начинает провялятся изменение – полустанове письмо приходит на смену уставному. На смену полуустава приходит скоропись. - берестяная грамота «от Бориса к Ностасии», к 13 в. -учебная тетрадка мальчика Онфима. 13 в. - Дощечка с азбука, Новгород. ЛЕТОПИСАНИЕ ü Начало разрушения синтетической летописной формы, выделения самостоятельных (литературных, публицистических, исторических). ü Распространение хронографов (Русь в контексте всемирной истории). ü Усиление политизации летописания ü При сохранении местных особенностей, возрождение общерусского летописания в конце 14- нач 15 вв. Москва. Первый общерусский свод – 1408 г. подчеркивание связи между светской и религиозной властью. ЛИТЕРАТУРА v Воинская повесть: - повесть о разорении Рязани Батыем - повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде -дружинная повесть об Александре Невском (житие А.Н.) - Куликовской цикл: Задонщина и т.п.
v Житийная литература - житие митрополита Петра (первый митрополит, который переехал в МСК) v Жанр сюжетной повести - повесть о Петре и Февронье -повесть о Меркурии Смоленском v Хождения - хождения за три моря А. Никитина.
АРХИТЕКТУРА Получили свое развитие региональные школы. 1. Новгородская земля. Переживал подъем. Ярко-выраженная демократическая струя (элементов). ¤ Церковь Николы на Липне близ Новгорода, 1292 г. Наблюдается усиление декоративности. ¤ Церковь Спаса на Ковалеве. 1345г. Восстановлена после войны. ¤ Церковь успенья на Волотовом поле. 1352 г. Восстановлена в 2001 – 3 гг. ¤ Церковь Федора Стратилата. Новгород. 1360-1361. ¤ Церковь Спаса на Ильине улице. Новгород. 1374г. ¤ Церковь Петра и Павла в Кажевниках. Новгород. 1406-1407. ¤ Грановитая палата Новгорода. 30е 15в. 2. Псковская земля. Достигли высот в инженерно-техническом плане. ¤ Псковский кремль. 14-15-нач 16 в. ¤ Церковь Василия на горке. ¤ Церковь Богоявления в Запсковье. 1496г. 3. Тверское княжество. Строительство здесь восстановилось позже. ¤ Церковь рождества Богородицы в с. Городне. 4. Московское княжество. Начало ведет с эпохи Ивана Валяты. В его княжение было построено 4 каменных храма. ¤ Успенский собор в Коломне. 1379. По типу Владимирского зодчества. ¤ Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. 1422г. ¤ Собор Спасо-Андроникова монастыря. 1427г. ЖИВОПИСЬ 1. Более развит Новгород. Ø Феофан Грек (ок. 1340-после 1405). Положил начало золотому веку иконописною на Руси. Его отличало то, что он работал свободно, без опоры на образцы. Присущи его творчеству: -смелая живописная манера -эмоционально-экспрессивный стиль -использование насыщенных глубоких тонов · Спас Вседержитель. Спас на Ильине. · Церковь Спаса Преображенья. · «Успение Богородицы» · Богоматерь Донская · Преображение · Спас в силах Ø «Битва новгородцев с суздальцами» 2. Владимир, Москва. Ø Андрей Рублев - начало национального. (1360/1375 -80 - 1428). Его стиль: - лирическая умиротворенность - спокойные тона -плавные линии рисунка - человечность, гуманизация образов · Фреска «Страшный суд» Успенского собора во Владимире. · Троица. В творчестве А.Рублева завершился процесс обособления русской живописной школы от византийской. 29/03/11 Культура России в 15-16 вв.
Основные факторы развития: 1. образование единого гос-ва 2. борьба с внш врагами и освобождение от монгол 3. завершение формирования великорусской народности. 4. Активизация культурных контактов с Европой. Особенно активно с Италией (Возрождение). Сферы, испытавшие на себе влияние – архитектура в большей степени.
Трехкамерная – изба, кладь (клеть), сени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|