Устное народное творчество
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 1. Исторические песни: · Песня о взятии Казани, об обороне Пскова от Стефана Батория · Песня о гневе Ивана Грозного на сына · Песня об Иване Грозном и разбойниках · Песни о Ермаке Тимофеевиче. Характерно, что гл политическим врагом оставались степняки, наследники монголо-татар. ПРОСВЕЩЕНИЕ · Памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве. · Укрепляется скоропись. · Стоглавый собор – учинить училища для детей православных. Но эта идея не была активно воплощена. · Главными учебниками были молебна, но так же начали появляются грамматики и арифметики. · Появляется книгопечатание. Первые попытки датируют 1559 годом. Но более чем за 10 лет до этого были сделаны пробные попытки, сох-сь нск книг. Во главе типографии стали наши первопечатники 1564 г – «Апостол» Ивана Федорова – первая печатная книга в России. Опирались на определенные законы оформления рукописных книг. Потом вышел «Часословиц». Потом все это переехало в Литву: типо начались гонения церковью, но эта версия отвергается, ведь начальники были сами связанны с церковью. Другая версия – это укрепление нашего влияния на ту тер-рию. 1574 – первый букварь. ИСТОРИЧЕСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ПУБЛИЦИСТИКА. ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА ЭТОГО ВРЕМЕНИ – ТЕСНЕЙШАЯ СВЯЗЬ ИТСОРИЧЕСКОЙ МЫСЛИ С ПУБЛ И ОБРАЩЕНИЕ БУБЛИЦИСТОВ К ИСТОРИЧЕСКИМ СОБЫТИЯМ. Летописание – дальнейшее разрушение его синтетической формы.: · «Летописец начала царствования великого князя Ивана Васильевича». · Никоновская летопись: - «Лицевой свод» · «Книга степная царского родословия». Подчеркивается связь с церковью. Новый тип исторического сочинения - Сюжетная историческая повесть:
· «История о Казанском царстве». Больше напоминает худ/произведение. · «Повесть о происхождении Стефана Батория на град Псков» Развитие хронографов: · «История о великом князе московском» князя А.М. Курбского. Тут не просто попытка изложения царствования, но и попытка вскрыть причины исторических перипетий: личная жестокость и деспотизм И4, советники. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ К.15- НАЧ 16 ВВ. В это период времени начинается подъем, в центре внимания оказываются: 1. Вопросы самодержавной власти 2. Места церкви в гос-ве 3. Международное положение России. Кр/произведения: · «Сказания о вел князях Владимирских» - это легло в официальную идеологию. Подчеркивалась исконность самодержавия в России. Ссылка на иностранное происхождение предавала особый авторитет власти. Обоснование прав на выдающееся международное положение России. · Тезис «Москва – третий Рим» (Послания игумена Филофея Василию 3), 1510-11. · «Повесть о белом клобуке(шапка монахов)» (Новгород). · Спор «нестяжателей» (Нил Сорский) и «иосифлян (Иосиф Волоцкий)». 1503 г, Иван 3 поставил вопрос об отнимании церковных земель. Подавляющее большинство оказалось на позициях «иосифлян» (если у монастырей не будет владений, то знатные не смогут постричься в монахи, а значит не обеспечат себе спасения в сл жизни). - за аскетизм и нравственное самосовершенствование монахов, монашество должно отрешится от всего мирского и добывать хлеб собственным трудом. Недопустимость владения церковью земными богатствами. - большинство церковников высказались против этого, он находился в оппозиции к великокняжеской власти. Безусловное превосходство духовной власти над светской. Необходимость укрепления материальных богатств церкви. Нужно было провести реформу монастырей для поднятия ее авторитета в среде народа. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ В 16 ВЕКЕ. Первая половина: 1. Нестяжатели: Вассиан Патрикеевв, Максим Грек (близок к нестяжателям).
2. Федор Карпов. Выступал против доктрины терпения. Все должно строится на светских началах (на верховенстве гос законов). Вторая половина: 1. Протопоп Сильвестр. Подчинение светской власти духовной. Ограничение монастырского землевладения. 2. Ермолай-Еразм 3. Митрополит Макарий. Воинствующий иосифлян. Противился стремлению ограничить монастырское землевладение. 4. Полемика Курбского и Ивана 4. 5. И.С. Пересветов. Челобитные. 1549 г. Главным пороков византийской – засилье аристократии. Предлагал военные реформы: создание сильной армии служилых людей, обеспеченных гос-ым довольствием. Усиление роли гос-ва в торговле, контроль над ценами. ЕРЕСИ · Середина 14 века – ересь «стригольников» в Новгороде и Пскове. Отрицание церкви как учреждения и церковной иерархии. Выступали против поставления священнослужителей на пост за плату, проповедовали демократическую церковь. Отвергали обрядовую сторону религии. Религия должна основываться не на слепой вере, а на разуме. 1375 г – публичная казнь. · Конец 15 века – ересь «жидовствующих» в Новгороде и Москве. Отрицали церковную иерархию и обряды. Отказывались признавать священными иконы и мощи, т.к. они созданы человеком. Выступали против церковного стяжательства, не признавали одного из основных догматов - о троичности Бога. Федор Курицин. Новгородцы уделяли внимания церковным проблемам,в Москве роли церкви и гос. 1490 – суд. · 60-70е гг 16 века. – Феодосий Косой. Самый радикальный мыслитель своего времени. 05/04/12 АРХИТЕКТУРА 1. Формирование общего стиля
Ø Духовская церковь Троице-Сергиева монастыря, 1476г. Ø Собор Ферапонтова монастыря на Белоозере, 90 е 15в. Ø Грандиозная перестройка кремля. - >Успенский собор. 1475-79, Аристотель Фиораванти. В честь победы на Шеломе (1471г). Первоначально перестройка собора была перестройка русскими. Он рухнул на глазах. Потом было поручено найти иностранца. Ароистотель изучил традиции разных русских школ перед тем как приступить к работе. Тем самым он создал синтез ранних московских традиций и рении ренессансных начал. Он работал «по правилу и кружалу», т.е. по расчетам. Предложил кирпич спец, был даже специально построен кирпичный завод. Предназначение: венчание на царство, Земские соборы. Вплоть до начала 18 века он служил эталоном для отечественных специалистов. Богат вн убранством. «Мономахов трон» (царское место).
Ø Стены и Башни московского Кремля. Пьетро Антонио Саванни, Маркол Руко, Аливис Сани, «Фрязины» - выходцы из Италии. - Тайницкая Башня – 1485 (Антон Фрязин). Некогда там находился тайных колодец. - Беклемишевская, 1487, Марко Руффо. -Свибловская (Водовзводная), 1488, Антон Фрязин -Баровицкая, 1490, Пьетро Солари -Константино-еленинская, 1490, -=-, на месте монастыря -Фроловская (Спасская), 1491, Пьетро + Руффо. -Никольская, 1491, Пьетро + Руффо -Собакина (Угловыая Арсенальная) -Троицкая, 1495, Аливиз Миланец. Ø Благовещенский Собор мск Кремля. 1484-1489. Предполагается, что здесь находилась казна. Считался домовой церковью великих русских князей. Фиофан Грек, Рублев, Прохор С городца. Строительство было поручено псковским мастерам. Во внш облике собора явные признаки псковского зодчества, но тем не менее это синтез традиций. Первоначально он был трехкупольный, тогда в этот собор были перенесены старые иконы. Росписью занимался сын Дионисия, Феодосий. Большое место занимала тема светской власти. Был представлена галерея античных мудрецов: римский поэт Вергилий, флс Аристотель и Платон, Меандра. Они молодцы т.к. они находили элементы монотеистической релдигии. При Иване 4 храм переживает последнюю достройку, - многокупольный 9 шт. Ø Грановитая палата. 1487-91 (Пьетро и Руффо). Название из-за внш облика – грани, отделанные стены с самым большим залов на то вр в Европе. Предназначен для политических мероприятий. Тайная смотрильная палатка, в которой находилась царица с детьми. Ø Архангельский собор кремля. 1505-8. Алевиз Новый. Смерть Ивана 3. Первый архангельский собор построен при Иване Калите. -> это положило начало хранения умерших вел князей в архангельском соборе. Привнесены своеобразные раковины – идея возрождения человека в загробном мире. Ø Церковь Ризположения, 1484-6. Название от старого византийского праздника. Псковские мастера. Урашение барабанов (под купалом). Самое гл достоинство- удачно вписали небольшую церковь в соборную площадь Кремля
Ø Церковь-колокольня Ивана Великого (Ионана Лествичника), загадочный итальянец Бон Фрязин. 1505-8. Высота колокола более 80 метров. В течении нск веков была самым большим здание м в Москве. Ø Псковская башня окольного города. Псков. Конец 15 в. Ø Башня «Дуло» Симонова монастыря в Москве. 16 век. Ø Смоленский кремль («Ожерелье земли русской»). 1595-602. Федор Конь. Ø Новодевичий монастырь. 1524 г. Усиливается вертикализм –т.е. сооружения устремляются вверх, купала жмутся друг к другу. Соотношение ширины и высоты (в успенском 2:5, в новод 1:7). Эта тенденция подготовила рождение нового стиля в каменной архитектуре – «Шатровый стиль». v Церковь Вознесения в Коломенском. 1532 г. «Восмерик на четверики». v Троицкая (покровская) церковь в Александровской слободе. 1510е. Аливиз Новый-??? v Церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. Сер 16 века. v Покровский собор (Василия Блаженного) «на рву». 1555-1561. Барма и Постник Яковлев.-??? это два разных человека или один и тот же. 11 пределов. Сначала предполагалось 7. 1817 г – А1 поехал в Англию. Там увидел собор на картинке. Восхитился. Оказалось, что это был этот самый собор. Идея победы христианской церкви над иноверцами. v Малый собор Донского монастыря. 1593.
ЖИВОПИСЬ 1. Окончательно ведущее положение заняла московская шк. 2. Противоречивые тенденции: ¤ Дионисий (1440- после 1519). Выполнял заказы Вел князя и митрополита: - Фрески церкви рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. -Светля. Яркие, радостные тона. Изображение фигур – стройные, преувеличено вытянутые, изящные. - икона «Распятие». ¤ Строгановская школа. (Строгановы финансировали) - воплотила в себе противоречивые тенденции: не отступала от Рублевкого стиля. Обращение не к дух миру, а к технике письма. Это ступенька для перехода к реалистической живописи. - Прокопий Чирин. «Никита-воин», к 16 в. -Илия-пророк. Нач 17. 26.03.12 Нач 18 века. Общее: 1. Консолидация русской нации. Формирование русской национальной культуры 2. Преобладание светского начала, развитие и преобладание рационализма в общ-ом сознании. 3. Окончательный разрыв с традициями изоляционизма и открытость культуры, развитие культурных контактов с Западной Европой, европеизация русской культуры 4. Ускорение и усложнение историко-культурного процессах, формирование новых сфер культуры. 5. Формирование нового «механизма» распространения культуры, ее демократизация (расширение круга производителей и потребителей культуры), сдерживаемая, однако, сохранением сословного хар-ра просвещения.
6. Начало формирования отечественной интеллигенции. Формирование из разночинных слоев населения. Культурное развитие первой четверти 18 века. (Петр 1). ПРОСВЕЩЕНИЕ 1. Впервые сфера образования становится объектом гос-ой политики. 2. Отлич особ сист образования: светский хар-р и профессиональная направленность.: -1701 г – навигатская школа. - 1703 – немецкая гимназия (открыт по инициативе посольства). Эрнест Глюк – начальник. - 1701 – артил шк, инженерная, на Урале горно-заводские училища. 3. на основании указов пеетра открылись сифирские школы (бессословный принцип). Там преподавали математику, геометрию. От принципа бессословности начали отступать и в 40 эти школы слились с гарнизонными школами (дети солдат). 1703 – издан учебник – Арифметика Ливицкого. Реформа азбуки (1708-10 гг): введение гражданской азбуки. Лично исправлен петром. Изъятие ряда букв: омега, пси, нпр. Отменены значки тикла, сила и т.п. Числа заменены арабскими цифрами. Издано больше книг, чем за 150 лет существование книгопечатания в России. Сам хар-р печатки изменился: светские, справочники, учебные пособия. Изменился внш облик. · Первая бубличная библ- 1714 г. · Рождение периодики. 1702 или 1703. Ведомости. Более 1000 тираж. · С 1708 начали издаваться ежегодные календари. · С этого времени внедряется цензура. · Кунсткамера. 1714г. Коллекция доктора Рюйша. Готторпский глобус. НАУКА 1. Создание пит академии наук – 1725 г.: · Синтез научных и пед функций. · При академии созданы университет и гимназия. · 3 класса: 1 – математические науки, 2- физические науки, 3 - гуманитарный. · Изучались на урале. · Кр экспедиции. 1ая камчатская (Беренг). 2. Нартов А.К. – токарный ренторезный станок. ОБЩ-АЯ МЫСЛЬ. 1. Идеология абсолютизма: утвержденире или негативная оценка его. · Феофан Прокопович.- за. Создатель духовного регламента. · Петр Шафиров – за. «рассуждения о причинах свейской войны». 2. Проблема социально-экономической политики. ¤ Иван Тихонович Пасашков – типо первый экономист – «Книга о скудости и богатстве». Идеи протекционизма и меркантилизма. АРХИТЕКТУРА ПЕТЕРБУРГА 1. В центре внимания стоял человек. В архитектуре во гл внимания не храмы а светские постройки. В живописи портреты. 2. В литературе жанр – гисторий – небольшие приключ повести.: ¤ О русском матросе Васии Кореоцком. ¤ 1705 – трагикомедия «Владимир» - Феофан Прокопович. Ø От радиально-кольцевой планировки. Единые правила застройка города. Ø Проникновение классического ордера.
ü Петропавловская крепость. Доменико Трезини. ü Петропавловский собор. ü Жан батист Леблон. ü Дворец А.Д. Меньшикова. Готфрид Шедель. ü Здание 12 коллегий. Г. Шендель. ü Здание кунсткамеры. Маттарнови и др. ü Александро-невская лавра. АРХ ПЕТЕРГОФА ü Двореу Монплезир. Шютер, Браунштейн. 1714-22. ü Дворец Эрмитаж. Браунштейн. ü Дворец Марли. -=-
4/05/12 ЖИВОПИСЬ 1. Приобретает светски хар-р и обретает батальный жанр, исторический, портретный. 2. Перемены в самой технике в живописи: осн метод становиться реализм. Принцип ретроспективы, осваивают свет. 3. Проблема времени в изображении – изображение в момент его свершения. 4. Живопись становиться все более динамичней. 5. Изменения в материале. До этого была доска, в это вр ее заменил холст. Появилось масленые краски. Типы портретов: 1. Парадный: пампезность, идеализация изображаемого, в полный рост, 2. Интимный: погрудное изображение, гл внимание на психологическое состояние, индивидуальные черты. 3. Камерный: 4. Алегорический: нпр, изображение императоров в образе античных героев. · Иван Никитич Никитин – художники. Портретист. Первыми его учителями были иностранцы, обучался в Италии: Венеция, Флоренция. - «Портрет напольного гетмана».: командующий полевыми войсками; опальный гетман. Есть версия, что это автопортрет. - Многочисленные портреты Петра 1. В том числе на смертном ложе. · Андрей М. Матвеев.
СКУЛЬПТУРА В основном зарубежные скульпторы. Многие скульптуры завозились из зарубежья. (Летний сад). 1. Скульптурная группа «Мир и победа». Барат. 2. Карло Бартоломео Растрелли: - Скульптурные портреты Петра 1 и А.Д. Меншикова. - Анна Иоановна с арапченком. 1741 г. - Памятник Петру 1. Создавать начал после нск лет после приезда в Россию. Через 6 лет отлита форма, 20 лет занял процесс изготовления из бронзы. И сменялась политическая власть. Только в начале 19 века памятник был установлен напротив Михайловского дворца при Павле 1.
Культура середины и 2й половины 18 века. Общи тенденции: те же, что и до этого. ПРОСВЕЩЕНИЕ - усиление принципа сословности. - открыт ряд учебных заведения: 1731 – сухопутный шляхтенский корпус, кадетские, 1753 – морской шляхтенский корпус,1759 - пажеский. Готовили к военной или придворной службе. 1764 – в Спб – воспитательное общ-во благородных девиц-> Смольный. Это первое в Европе светское образовательное учреждение для девушек. Инициатор реформы И.И. Бетской. Осн идеи: создание сети закрытых сословных УЗ. В основе их деятельности: приоритет воспитания над обучением: гуманное воспитание, воспитывать в изоляции от порочной соц среды. -открывались УЗ сословные и закрытые для детей др сословий: коммерческое училище в Москве (Демидовское) для детей купцов и мещан. Открывались воспитательные дома для детей разнгочинцев. Открываются художественные шк: 1738 - танцевальная школа - > училище им. Ваганова. 1757 – академия художеств. - 1755 –. При Мкс унив-те было открыто 2 гимназии. После появилась 3ья гимназия в Казани. - 1786 – издан устав народных училищ. Одним из авторов стал сербский педагог Янкович Педико. В уездных и гл городах создавались главные 4х классные народные училища, которые по перечню уч предметов были близки к ср шк, а в др меньших городах создавались малые 2х классные. - 1755 г – открытие Мс кун-та. - 1779 г – учительская семинария при Мск ун-те.!782 – Петербургское гл народное уцчилище для подготовки чителей. ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКА МЫСЛЬ 1. Иван Кулибин - Часы в форме пасхального яйца. И вообще часовые механизмы. Он был допущен к ремонту часов павлин. - Трехколесный экипах-самокадка с пидальным приводом. - ФОНАРЬ – прожектор Кулибина. - речное судно -проекты одноарочного моста через Неву. 2. Иван Ползунов – паровая машина. 3. Козьма Фролов – гидротехник, изобретатель в обл горно-заводского дела. Земляная плотина. 4. 1733 – была организована 1ая академическая экспедиция (более 3 тыс человек). 2ая Камчатская экспедиция. ГЕРАРД ФРИДРИХ МИЛЛЕР. «История Сибири». 5. В 60-70х продолжилась деятельность этих экспидиций: П.Палас, Гмелины (дядя и племянник), Степан Крашинильников (изучение камчатки), 6. Леонард Эйлер (математика), Леонид Бернули, Карл Вольф, Ломоносов. Татищев – история России. Щербатов, Болтин. ЛИТЕРАТУРА Быстрее всего заменяется барокко классицизмом. Жанры: ода, басня, комедия, трагедия. Важнейшим процессом – складывание нац русского классического языка. Писатели 1й половины и сер 18 века: -.Прокопович. -М.В. Ломоносов оды - ямбы -А.П. Сумароков, - оды, драматургия. Первые русские комедии и трагедии. - В.К. Тредиаковский – реформатор рус стихосложения. Он первым сформулировал принципы силаботонического стихосложение – чередование ударных и безударных слогов. Первые русские оды, - А. Кантемир. – первые стихи признанные в Европе. Писатели 2й половины 18 века: -Фонвизин Д.И. - Г.Р.Державин. демократизация. Земной образ монархов. - И.А.Крылов. басни -Н.М. Карамзин. Начало сементализма. Бедна Лиза. -А.Н. Радищев. Проза, вышла вперед в посл десятилетие. ТЕАТР 18 в. 1703 – в мск построен спец театральное здание = театральная хоромина. В 1706 г закрыт остатки труппы влились в придворный театр. Растет кол-во театральных труп – любительских. Левицкий – художник. Профессиональный театр – Ярославль, 1750 г по инициативе Федора Волкова, выходца из купечества. В 1756 – вышел указ Елизаветы о создании в СПб русского для представления комедий и трагедий театра. Крепостные театры. Не уступали профессиональным европейским. Шереметьевы (Прасковья ковалева-Жемчугова), Юсуповых. МУЗЫКА 1. Осипов Козловский. ЖИВОПИСЬ 1. Антропов А.П. один из первых русских портретистов. Его ученик Д.Левицкий. -портрет статс-дамы Измайловой. 2. Рокотов Ф. Выходец из крепостного крестьянства. -портрет Екатерины 2. - портрет Г. Орлова. -Портрет графини Санти. -портрет Струйской - Портрет Новосильцевой -портрет поэта Майкова -Портрет неизвестного в треуголке. 3. Д.Левицкий. выходец из Украины, сын священника. - портрет Дьяковой. - портрет Кокоринова - Ек 2 -Дидро - Смолянки. – серия портретов воспитанниц Смолянского института. 4. Боровисковский В. Часто его называют первым семинталистом. Основное направление – женские портреты. - М. Лопухиной. - Г. Державаина. - Екатерины 2. (интим). 5. Аргунов Иван. Был еще и архитектором. Он испытывал интерес к крестьянской тематике. 6. Лосенко Антон. Выходец из Украины. Начин как певчий в придворном хоре. Историческая живопись. - Прощание Гектора с Андромахой. - Владимир перед Рогнедой. СКУЛЬПТУРА 2й половины 18 в. Происходят сдвиги в сторону классицизма: простота, ясность, семмитричность, отсутствие богаого декора. 1. Ф. Шубин. Родон из Холмагоров. Занимался резьбой по кости. По примеру Ломоносова пришел в столицу. Его заметил Шувалов. За его счет пступил в академию художеств. - бюст Ек2 -Екатерина-законодательница. -Ломоносова. -бюст Павла 1. 2. ФальконЕ Этьен Марис. -Медный всадник. Петру 1. По совету дени Дидро был найден скульптор, которого Ек 2 взяла для исполнения этого проекта. Образ царя-созидателя. Помагала ему Мариан Кально, его ученица, она изготовила его голову. Какой сделать постамент?: огромный камень- гром камень. АРХИТЕКТУРА БАРОККО Смена двух эпох. Декор элементы: - Картуш. Полуразвернутый сверток. - рокайль – завиток раковени - маскарон – скульптурное укрошение в форме головы человека или животного. -анфилада – ряд последовательно примыкающих др к др помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси. Екатерининский дворец. Здание не симметричны, нет прямых линий. 1. Ф.Б. Растрелли. -Зимний дворец. В виде замкнутого прямоугольника. Ни один из фасадов не повторяют др др. Более 1000 помещений, 117 лестниц, 1900 дверей, 2000 окон. - Смольный собор (Смольный монастырь).
Петергоф 1. Растрелли. - перестройка большого дворец. -интерьеры. Использованеи больших оконных проемов и зеркал. Царское село 1. Растрелли. - ворота, -екатерининский дворец. -английский парк. АРХИТЕКТУРА КЛАССИЦИЗМА (Поладио – европ. классицизм) 1. Простота и ясность. 2. Симметричность 3. Простые геометрические формы. 4. Колонный портик. СПБ: · Академия художеств. Арх – Ж-Б. М. Валлн-Деламот и А.Кокоринов. вн круглый двор. · Троицкий собор Алексанро-Невской лавры. Арх. – И.Старов. · Таврический дворец. Арх И.Старов. · Агатовые комнаты и Холодные бани в Царкском селе. Арх – Ч.Камерон. (анг). Он и декоратор. Многие комнаты были украшены им. · Камеронова галерея в Царском селе (в форме периптора), окруженный колоннадой. Ч. Камерон. · Павловский дворец (г. Павловск). Ч. Камерон. (итальянский зал) · Колоннады аполлона. · Павельон «храм дружбы». · Эрмитажный театр. Дж. Кваренги. · Здание сигнационного банка в СПб. Дж. Кваренги. · Гостиный двор. Дж. Кваренги. · Здание академии наук. Дж.Кваренги. · Смольный институт. Дж. Кваренги. МСК: · Дом Пашкова. Василий Иванович Баженов. (Российская гос библ). · Царицынский дворец. Баженов + Казаков М. Баженов решил создать его в стиле мавритано-готическим. · Колонный зал Благородного собрания. Арх – М.Казаков. · Дом генерал-губернатора Москвы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|