Земельный кодекс РСФСР 1970 г.
Верховным Советом РСФСР 22 октября 1970 г. В полном соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик был принят новый ЗК РСФСР. Одновременно в 1970—1971 гг. земельные кодексы были приняты во всех союзных республиках. Во всех кодексах были полностью воспроизведены Основы законодательства. Вместе с тем в них были отражены национальные, местные условия и особенности регулирования земельных отношений. Земельным законодательством был закреплен принцип бесплатности землепользования. В качестве землепользователей выступали колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные предприятия, организации, учреждения; промышленные, транспортные и другие несельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения; граждане СССР. Земельные участки предоставлялись исполкомами местных Советов народных депутатов, Советами Министров союзных и автономных республик в соответствии с их компетенцией; по решению этих органов земельные участки могли быть изъяты в установленных случаях у землепользователей. 7.Земельно-правовой строй дооктябрьской России: главные черты и основные этапы становления. Основные законодательные акты. Формирование крепостного права уходит во времена становления Киевской Руси. В то время подлежали усиленной охране все частные землевладения. На это указывает текст статьи 34 «Русской Правды» (Краткая редакция). В ней был установлен высокий штраф за порчу межевого знака, чем подчеркивалась забота древнерусского государства об обеспечении устойчивости земельного правопорядка. В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земские (обычные) и опричные (особые), включив в последние земли оппозиционной княжеско-боярской аристократии.
В1580 г. церковным Собором было принято решение, запрещавшее митрополитам, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать земли в заклад и на помин души, увеличивать каким-либо другим способом свои земельные владения. Во второй половине XVI в. проведена повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой систем и служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем государство провело повсеместное описание земель с подразделением их на окладные единицы («сохи»). Полученная информация и документация способствовали созданию системы крепостного права. В общегосударственном масштабе крепостное право оформилось Судебником 1497 г, и последующими указами о заповедных и урочных летах 1591 г. Полное прикрепление крестьянина к земле и подчинение его административной и судебной власти феодала окончательно оформились Соборным уложением 1649 г. Земельная реформа 1861 г. была осуществлена на принципах, сформулированных при императореАлександре П. Ими стали: а) собственность на землю сохраняется за прежними владельцами-помещиками; б) крестьяне получают усадебную оседлость и наделы на условиях последующего выкупа или отработки; в) крестьяне выступают как социальный субъект земельно-правовых отношений только в составе общины; г) всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный интерес при реорганизации земельных отношений. Законы от 26 июля 1863 г. и 24 ноября 1866 г, продолжили реформу тем, что приравняли статус удельных, государственных и помещичьих крестьян, тем самым объединив их в сословие крестьян с единой юрисдикцией. 18 мая 1882 г. учреждается Крестьянский поземельный банк4. В том, что касалось прав крестьян на землю, его роль заключалась в некотором упрощении получения (приобретения) земельных участков крестьянами на праве личной собственности, не распространенной среди этого сословия. Однако до Столыпинской реформы операции Банка не играли существенной роли в расширении прав собственности на крестьянские земли.
Дальнейшее законодательство до реформы Столыпина особых качественных изменений в права крестьян на землю не внесло. Законодательство 1863 г. (законы от 18 июня и 14 декабря) ограничивало права надельных крестьян в вопросах передела залога и отчуждения земли с тем, чтобы укрепить и ускорить выплату выкупных платежей1. Это не позволило приравнять крестьян к иным сословиям в вопросах реализации прав на землю еще некоторое время. Первая земельная реформа в России не принесла экономического процветания крестьянам, получившим за выкупные платежи от 2,5 до 5,7 десятин среднедушевой надельной земли. Они не соответствовали трудовым силам и потребностям земледельческого населения. Последовавшая в начале XX в. вторая реформа в сельском хозяйстве и землепользовании России стала именоваться по имени премьер-министра того времени П.А Столыпина. Эта реформа, не затрагивая существенно правового статуса помещичьих земель, имела своей целью внести коренные изменения в правовое положение личности и землевладения крестьянства. Так, Указом от 8 ноября 1905 года были отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестьянам в ходе реформы 1861 г. В основе последующих указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г. и Закона от 14 июня 1910 г. лежала концепция замены общинного крестьянского землевладения и землепользования частной (подворной).В период столыпинской реформы окончательно сложился земельный правопорядок Российской империи, который затем существовал до 1917 г. По правовому режиму земельной фонд России того периода включал:Государственные земли, Монастырские земли, Майоратские земли, Частновладельческие земли, Посессионные земли, Общественные земли. Таким образом, в период с 1861 по 1917 г. законодательство шло в направлении предоставления крестьянскому сословию прав на землю, равных существовавшему в России праву личной собственности на землю. Это право включало в себя владение землей, право использовать землю ограничивалось обязанностью не нарушать права собственников соседних участков и права сервитута. Право распоряжения земельным участком заключалось в праве заключать все виды сделок, предусмотренных гражданским законодательством для недвижимости, а также совершать иные действия, предусмотренные правом для распоряжения недвижимостью. Законом была предусмотрена возможность выкупа земель для государственных нужд. Существовало и регулируемое законодательством право сервитута.
8. Понятие и классификация источников земельного права РФ. Источники земельного права -внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения. Источник права (в широком смысле слова) - совокупность документов и принципиальных положений, на которые опирается правоприменитель в осуществлении своей деятельности, включая принципы морали и правосознания. Источник права (в узком смысле) - действующиев государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права (правила поведения). Источники земельного права - законодательныеи иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения. Виды источников земельного права России: 1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.; 2. федеральные законы: а)Земельный кодекс РФ 2001 г.;б)Гражданский кодекс РФ;в) Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. 167-ФЗ;г) Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. 22-ФЗ;д)Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78-ФЗ≪О землеустройстве≫; е)федеральный закон от 2 января 2000 г. 28-ФЗ≪О государственном земельном кадастре≫; ж) Федеральный закон от 10 января 2002 г. ≪Об охране окружающей природной среды≫; з) Федеральный закон от 17 июля 2001 г. 101-ФЗ≪О разграничении государственной собственности на землю≫; и) федеральный закон от 24 июля 2002 г. 101-ФЗ≪Об обороте земель сельскохозяйственного назначения≫ к) Федеральный закон от.7 мая 2001 г. 49-ФЗ ≪О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»; л)1998г.ФЗ≪О государственном регулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения≫;
3. указы Президента РФ: а) Указ Президента РФ «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость≫ от 11 декабря 1993 г.; б)Указ Президента РФ≪О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности≫ от 14 февраля 1996 г.; 4.постановленияПравительстваРФ: а)постановление Правительства РФ≪О порядке определения нормативной цены земли≫ от 15 марта 1997 г; б)постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. ≪Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота≫; в)постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. 833≪О государственном земельном контроле≫; 5. нормативные правовые акты субъектов РФ или органов МСУ; 6.общие принципы права; 7. нормативные договоры; 8. международные договоры, заключенные с иностранными государствами;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|