Конституционные основы земельного права.
Главенствующее положение Конституции среди других законов обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу среди других высших нормативных актов — законов и обладает прямым действием на всей территории Российской Федерации. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Согласно ст. 15 Конституции законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Это конституционное положение важно для всех источников права, прежде всего для законов, но еще важнее — для подзаконных актов. — Конститу ция России, предусматривающая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полно- мочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления. Конституционные положения являются отправными для других отраслей права, в том числе для земельного. При этом «земельные» нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы: первая — непосредственно посвященные земельным отношениям и вторая — опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений. Аналогично строятся и конституции, уставы субъектов Российской Федерации. К первой группе относятся: ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности; ст. 36 — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
ст. 42 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду; ст. 58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам; ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о Недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности. Вторую группу норм составляют более отдаленные от земельных отношений, но не менее значимые для них предписания Конституции: о человеке, его правах и свободах, как высшей ценности, защита которой является обязанностью государства и всех его органов (ст. 2, 17 и 18); о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства (ст. 1 и 7); о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19); о праве на жилище и его неприкосновенности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ст. 25 и 40); о гарантировании государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности гарантировании судебной защиты (ст. 45, 46, 47 и 48); об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и многие другие (подробное содержание статей здесь не приводится, так как излагается и комментируется в других главах учебника; кроме того, студенты и иные граждане должны иметь Конституцию России в качестве настольной книги и знать ее содержание по первоисточнику). 10. Закон как источник земельного права. Все законы и иные нормативные правовые акты находятся между собой в строго иерархической соподчиненности. Законы принимаемые высшими представительными органами государственной власти, обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права. Верховенство среди законов на всей территории России принадлежат Конституции РФ, наделенной высшей юридической силой, и федеральным законам. Согласно Конституции РФ все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить.
Федеральные законы в соответствии с Конституцией РФ не могут противоречить федеральным конституционным законам, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации – федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации. В случае противоречия между ними действует федеральный закон. При противоречии же между федеральным законом и нормативным актом субъекта Федерации, принятым по вопросам, отнесенным к собственному правовому регулированию субъектов Федерации, действует нормативный акт субъекта Федерации. Среди относящихся к земельному праву законов России можно отметить такие, как Земельный (2001 г.), Водный (1995 г.), Лесной (1997 г.), Градостроительный (1998 г.) кодексы, федеральные законы об охране окружающей среды (2002 г.), о плате за землю (1991 г.), о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (1995 г.), об особо охраняемых природных территориях (1995 г.), о мелиорации земель (1996 г.), о государственном регулировании агропромышленного комплекса (1997 г.), о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами (1997 г.), о землеустройстве (2001 г.), о земельном кадастре (2000 г.), о разграничении государственной собственности на землю (2001 г.).
Эти и другие непосредственно «земельные» законы составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне. Как предусматривается в ст. 2 Земельного кодекса РФ, нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ. Но эти законы — не единственная часть законов как источников земельного права. источниками земельного права являются федеральные законы, входящие в иные отрасли права, но предусматривающие земельные нормы. Законы других отраслей права можно условно разделить на две группы: 1) законы природоресурсного блока, которые, как и земельные, регулируют отношения по поводу использования и охраны иных природных ресурсов (кроме земли), но затрагивают и земельные отношения; это федеральные законы «О недрах» 1992 г., «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. и др.; их считают входящими в природоресурсную подотрасль экологического права; 2) законы иных, как бы далеких от земельного отраслей права (ГК, КоАП, УК) 11. Разграничение действия норм гражданского и земельного законодательства в регулировании земельных отношений.
1. По способу формирования законодательства. Гражданское – исключительное ведение, а земельное – совместное. 2. Отличаются и по целевой направленности. Гражданское право определяет прежде всего порядок товарооборота, а земельное – рациональное использование и охрану земель. 3. Отличаются по функциям. В гражданском праве преобладает функция саморегулирования участников гражданского оборота, а в земельном праве основная функция – строгий и эффективный земельный контроль. 4. У этих отраслей разные принципы правового регулирования. В гражданском праве доминирует принцип свободы волеизъявления субъектов, а в земельном праве – принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования земельных отношений.
Предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения, а предметом административного права — управленческие отношения. Предметом же земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. Названные три вида общественных отношений нельзя отождествлять, хотя не следует и не замечать их известной близости. Особенность предмета земельного права состоит в том, что, с одной стороны, земля — недвижимое имущество, отношения по использованию которого в определенной части могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяется метод административного права с его властными предписаниями о порядке предоставления земельных участков, об особом режиме их использования.
12. Подзаконные нормативные акты как источники земельного права. В условиях России основным источником земельного права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В них прежде всего входят указы Президента РФ, а также постановления Правительства РФ, ведомственные акты, нормативные акты организаций и иные акты (к иным актам — источникам земельного права относятся акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления). Главными подзаконными актами являются указы Президента России: подзаконными они считаются потому, что согласно ст. 90 Конституции РФ они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам; главным среди подзаконных актов источником права они считаются потому, что согласно ст. 80 Конституции РФ Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В земельном праве указы Президента и актуальны и разнообразны, что объясняется значимостью и запутанностью земельных отношений, устарелостью некоторых частей земельного законодательства 1990-х годов, необходимостью оперативного восполнения пробелов в земельном регулировании. Оказавшими значительное влияние на развитие земельных отношений можно считать указы: О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками от 23 апреля 1993 г. № 480; О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России от 27 октября 1993 г. № 1767 и от 24 декабря 1993 г. № 2287; О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость от 11 декабря 1993 г. №2130; О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности от 14 февраля 1996 г. № 198; О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств от 7 июня 1996 г. № 819; О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами от 16 мая 1997 г. №485.
Следующими источниками земельного права в иерархии подзаконных актов являются постановления Правительства РФ, которое осуществляет исполнительную власть в РФ. Акты Правительства принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в РФ. Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции полномочий Правительства РФ имеются и такие, которые относятся к регулированию и реализации земельных отношений, а именно: разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка. Перечень актов Правительства, принятых в последние годы: О мониторинге земель в Российской Федерации от 15 июля 1992 г. №491; О порядке ведения государственного земельного кадастра от 25 августа 1992 г. № 622; Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. № 1365; О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам от 12 июля 1993 г. № 659; О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы от 23 февраля 1994 г. № 140; Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений от 2 февраля 1996 г. № 105; Вопросы Федеральной службы земельного кадастра от 18 июля 2000 г. № 537; О государственной кадастровой оценке земель от 25 августа 1999 г. № 945; О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999—2002 годы» от 26 июня 1999 г. № 694. К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые АКТЫ центральными органами исполнительной власти, к которым согласно Закону РФ о Правительстве РФ относятся министерства, государственные комитеты и ведомства (Центральный банк, федеральная служба безопасности, Федеральная пограничная служба, Росземкадастр, Росгидромет и др.). Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, однако почти каждое из них обладает некими надведомственными, порой координационными функциями, которые и обусловливают значение ведомственных актов как источников права не только для его сотрудников, но и для остальных граждан.С 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Пример: Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 4 апреля 1997 г. № 147 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» (Бюллетень нормативных актов. 1997. № 12); Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16 января 1997 г. № 11 «О порядке рассмотрения материалов на ввоз в Российскую Федерацию ядовитых веществ»; Письмо Министерства природных ресурсов РФ и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ «О порядке лицензирования бурения скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды)». Регистрационный номер Минюста РФ 1257 от 21 февраля 1997 г.; Приказ Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г. «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог; Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля 2000 г. № 56 по применению Закона РФ «О плате за землю». Нормативные акты, т. е. акты, устанавливающие для неперсонифицированных граждан обязанности или предоставляющие им права, принимаются в организациях, учреждениях и на предприятиях. Они называются локальными и могут быть двоякого вида: 1) рассчитанные на работающих на данном предприятии, т. е. обращенные внутрь предприятия, либо 2) направленные вовне предприятия; и те и другие носят общий характер, сориентированы на неоднократное число применения. Примером первого вида нормативного акта можно считать план внутреннего землеустройства, утвержденный полномочным органом сельскохозяйственной организации (предприятия), внутриколхозные, например правила вспашки зяби, одобренные на колхозном собрании. Ко второму виду нормативных актов организаций можно отнести правила и порядок землеустроительных работ, утвержденный негосударственной хозрасчетной организацией: они принимаются на основании и во исполнение вышестоящих нормативных актов — законов, указов, постановлений, приказов и т. п., обязательны для исполнения обращающимися в организацию гражданами. 13. Понятие права собственности на землю. Формы и виды собственности на землю. Право собственности на землю в объективном смысле – это совокупность норм, раскрывающих содержащие субъективного права в отношении определённых земельных участков и отражающих возможность ограничения этого субъективного права. Собственность на природные ресурсы представляет собой категорию условную. Поведение собственника земли при реализации всех полномочий серьёзно ограничен в интересах общества. Выделяют постоянные ограничения и временные; конституционно-правовые, градостроительные(требования разрешённого использования зем уч) земельно-правовые(резервирование зем уч для гос и мун нужд) экологически-правовые(установление охранные зон). Выделяют: а) государственная и муниципальная собственность на землю. Разграничение государственной собственности на землю. !!! Обратить внимание, что земельные участки могут находиться в совместной собственности в случаях, прямо предусмотренных законом: совместная собственность супругам и крестьянско-фермерское хозяйство (оно, кстати, не делится пока существует). В РФ существует гос и мун собственность после земельной реформы. Механизм разграничения гос собственности закреплён в ЗК и ФЗ о введении в действие ЗК. Ст. 3.1 ФЗ о введении в действие: В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; (см. текст в предыдущей редакции) земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Органы власти, которые распоряжаются не разграниченными землями: 1. Органы местные самоуправления муниципальных районов и городских округов. Это общее правило. 2. Столицы субъектов РФ. Для них исключение. Органы исполнительные власти субъектов распоряжаются, если примут соответствующие законы (в Воронеже с 1 июня 2006 года написано, что землями распоряжаются не органы местного самоуправления, а исполнительные органы власти столицы субъектов). 3. В Москве и Санкт-Петербурге – органы исполнительной власти субъектов, если их законами не установлено иное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|