Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

(Вергилий. Энеида. 8.485 сл.).




(Вергилий. Энеида. 8. 485 сл. ).

[365] Ср.:

 

Молвил на это Эней, увидев рядом с Марцеллом

Юношу дивной красы в доспехах блестящих, который

Шел с невеселым лицом, глаза потупивши в землю…

 

(Вергилий. Энеида. 6. 860 сл. ).

 

Юношу дивной красы, блиставшего пышным доспехом.

 

(Вергилий. Энеида. 12. 275).

 

Был он достоин иметь не такого вождя, как Мезенций,

Лучшего также отца – не Мезенция – был он достоин.

 

(Вергилий. Энеида. 7. 654 сл. ).

В подлиннике вторая строка этого центона полностью совпадает с последними четырьмя стопами стиха 7. 655 Энеиды.

 

[366] Если бы Макрин был действительно сведущ в праве, то он бы знал, что император Тит положил начало обычаю, подтверждающему en bloc все beneficia предшественника, и что примеру Тита следовал Домициан, а за ним Нерва и Траян. Нерва и Траян кассировали только приговоры политическим жертвам Домициана. Траян имел обыкновение лично выносить решения по типичным делам именно с тем, чтобы в подобных случаях его решениями руководствоваться в качестве законов. См., например: Плиний. Письма. 7. 31. 6.

 

[367] …называли его… Мацеллином – т. е. мясником, от macellum – мясной рынок.

 

[368] Ср. Светоний. Юл. 51.

 

[369] Ср. Опил. X. 3, прим.

 

[370] См. Опил. II, 5, прим.

 

[371] …я уже в пожилом возрасте – в 217 г. Макрину (р. 164 г. ) было 53 года.

 

[372] Перевод по конъектуре Петшерига (diu vivum), которую Холь вводит в текст вместо рукописного чтения diuum («мы все молим божественного Антонина»), считая, что оно содержит неуместное здесь дурное предзнаменование: «ведь принцепс удостаивается божеских почестей, лишь завершив существование среди людей» (Тацит. Анналы. 15. 74. 3 /Пер. А. С. Бобовича под ред. Я. М. Боровского).

 

[373] Диадумен(иан)у (род. 208 г. ) было 9 лет.

 

[374] См. Геродиан. 5. 4. 12.

 

[375] Ср. Опил. X. 3 (прим. ).

 

[376] Пенулей или Пенуларий – от paenula – дорожный плащ с капюшоном.

 

[377] Ср. Карак. IX. 7; Сев. XXI. 11.

 

[378] Ср. Плиний. Панегирик. 26 слл.

 

[379] Но ср.: Дион. 78. 19. 2, который сообщает об уничтожении по приказу Макрина статуй Каракалла.

 

[380] Антонин Пий родился, вероятно, 19 сентября. Согласно Диону (78. 20. 1), Диадумен(иан) родился 14 сентября.

 

[381] он…был вторым лицом в государстве – префектом претория.

 

[382] Игра слов: ut illi ne deorum nomen commode videretur adiungi.

 

[383] военный начальник Армении (dux Armeniae) – анахронизм. Появление такого титула было возможным только после административных реформ Диоклетиана.

 

[384] Вергилий. Энеида. 4. 272, 274 слл.

 

[385] Первоначальное имя Гелиогабала было Варий Авит, он был сыном Секста Вария Марцелла и Юлии Соэмии (Julia Soaemia). См. Дион. 78. 30. 2. По тетке Авите Мамее он был двоюродным братом Александру Северу, по прадеду Юлию Бассиану, жрецу бога Солнца, был в родстве с Юлией Домной, женой Септимия Севера и матерью Каракалла. Мать Гелиогабала и бабка Юлия Меса объявили его сыном Каракалла, чтобы облегчить ему путь к императорской власти (ср. Карак. IX. 2; Опил. IX. 4). Официально Гелиогабал именовался как Цезарь Марк Аврелий Антонин, сын божественного Антонина (т. е. Каракалла), внук божественного Севера. Как наследственный жрец бога‑ покровителя Эдессы Эла‑ Габала он назывался также Элагабалом. Имя Бассиан (Опил. VIII. 4; IX. 4 и т. д.; Геродиан. 5. 3. 6) документально не подтверждается.

 

[386] Ср. Опил. III. 1; 3. 4; Гелиог. XXXIII. 8.

 

[387] Бог‑ покровитель Эмесы почитался в виде упавшего с неба черного конусообразного камня (ср. Геродиан. 5. 3. 5). Когда Гелиогабал пришел к власти, этот бог стал почитаться как Deus Sol Elagabalus или Invictus Sol Elagabalus. Понимание имени Элагабал как «бог Солнца» основано на этимологически неправильной греческой форме Heliogabalos. Ср. сирийск. ela‑ gabal и араб. ilah hagabal – «бог гор». Об идентификации Элагабала с Юпитером ср. Гелиог. XVII. 8; Карак. XI. 7.

 

[388] Ср. Гелиог. III. 4; XVII. 8. О храме Орка ничего неизвестно.

 

[389] Правильная форма ее имени была: Юлия Соэмия Бассиана Августа (ср. прим. к Гелиог. I. 1), она была дочерью Юлии Месы и Юлия Авита, сестрой Юлии Мамеи.

 

[390] Varius – «различный».

 

[391] Дион (79. 6. 2) сообщает о любовной связи Соэмии с воспитателем Гелиогабала.

 

[392] Ср. Опил. 11 сл.; Аврелий Виктор. О цезарях. 22. 23. 1. Но: Дион. 78. 23. 2.

 

[393] Ср. Дион. 79. 1. 2 слл.

 

[394] Ср. Диад. 1. 3 слл.

 

[395] Гелиогабал имел уже все императорские титулы, когда III Галльский легион провозгласил его императором. См. Дион. 79. 2. 1 слл.; Геродиан. 5. 5. 2. Сенату ничего не оставалось, как подтвердить солдатский выбор.

 

[396] Ср. Гелиог. VI. 6 сл.

 

[397] Палладий – культовое изображение Афины Паллады со щитом и поднятым копьем, гарантировавшее безопасность городу, в котором оно находилось. Это изображение должно было быть небесного происхождения. Начиная с III в. до н. э. Палладий идентифицировался римлянами с пенатами. То, что Гелиогабал распорядился перенести Палладий в храм бога Гелиогабала, известно также из Геродиана. См. Геродиан. 5. 6. 3; ср. Гелиог. VI. 9.

 

[398] По преданию, во время царствования Нумы с неба упал щит, от сохранения которого зависело существование Рима, поэтому царь приказал сделать одиннадцать точно таких же щитов, чтобы вернее сохранить настоящий. Священные щиты хранились в курии салиев на Палатине.

 

[399] Ср. Гелиог. VI. 7; Дион. 79. 11. 1; Геродиан. 5. 5. 7.

 

[400] Ср. Гелиог. XII. 3. Дион (79. 17. 2) рассказывает, что мать Гелиогабала и его бабка Юлия Меса присутствовали в сенате по случаю усыновления Гелиогабалом Александра Севера.

 

[401] Александр – сын Юлии Авиты Мамеи, младшей дочери Юлии Месы и Гессия Марциана, его первоначальное имя было Гессий Бассиан Алексиан. После усыновления Александра Гелиогабалом и провозглашения цезарем в 221 г. (а не в 218 г., как это следует из Гелиог. V. 1) он стал называться Марком Аврелием Александром, а после прихода к власти – Марком Аврелием Севером Александром (ср. PIR. I2, A 1610).

 

[402] Ср. Дион. 79. 13. 4; 79. 16. 2–6.

 

[403] Ср. Гелиог. XI. 1; 12. 1 сл.; Геродиан. 5. 7. 6 сл.

 

[404] …священнодействия в честь Флоры – Флоралии, праздновавшиеся с 28 апреля по 3 мая. Флоралии были веселым праздником, сопровождавшимся двусмысленными шутками, что, конечно, никак не оправдывает несколько необычного поведения Гелиогабала.

 

[405] Он позволил себе обесчестить деву‑ весталку – ее звали Юлия Севера Августа. Гелиогабал женился на ней в 221 г., позднее прогнал ее, но потом взял ее в жены снова. Ср. Дион. 79. 9. 3; Геродиан. 5. 6. 2; PIR. IV2, 1648.

 

[406] Ср. Гелиог. III. 4, прим.

 

[407] Почему Гелиогабал не мог войти в святилище храма Весты? Все римские императоры до Грациана (см. прим. к Андр. XXII. 10) были одновременно и великими понтификами (что означало и председательство в коллегии весталок) и в этом своем качестве могли входить в «святая святых Весты».

 

[408] священное внутреннее хранилище – значение этого выражения не вполне понятно.

 

[409] См. Геродиан. 5. 6. 3 слл.

 

[410] тавроболии – жертвоприношение быка в честь Кибелы. Этот обряд греческого происхождения появился в Риме при Антонине Пие. Для совершения обряда вырывали глубокую яму, которую покрывали досками с отверстиями. На эти доски помещали быка, предназначенного для жертвоприношения. Жрец в шелковой одежде и со священными повязками на голове располагался в яме так, чтобы потоки крови зарезанного быка «омывали» его. Считалось, что кровь жертвенного животного очищает и возрождает душу, является залогом вечной жизни. Существование в Риме этого обряда прослеживается до IV в. н. э.

 

[411] Саламбо – возлюбленная Адониса (Таммуза); культ этой финикийско‑ пунической богини напоминает культ Кибелы. Возможно, Саламбо идентична богине Тиннит (о которой см. Опил. III. 1, прим. ). Удовлетворительной этимологии имени Саламбо до сих пор не существует.

 

[412] Священные камни, находившиеся обычно в прорицалище, являлись идолами богини Кибелы из Пессинунта.

 

[413] Ср. Анд. XXIV. 4; Пий. II. 4. Вероятно, весь этот рассказ является позднейшей вставкой.

 

[414] Гелиогабал приносил человеческие жертвы – об этом свидетельствует также Дион. 79. 11. 3.

 

[415] Выражение pueri patrimi et matrimi в сакральном языке означало детей знати, родители которых были живы. Эти дети участвовали как прислужники в различных сакральных церемониях: в жертвоприношениях (Тит Ливий. 37. 3. 6), на церемониях освящения (Тацит. История. 4. 53. 2) и т. п.; выступали в молитвенном хоре (вспомним «Юбилейную песнь» Горация), участвовали в церемонии свадьбы. Весталками также могли быть лишь virgines patrimae matrimae (Авл Геллий. 1. 12. 2).

 

[416] Ср. Диал. 1. 3; 6. 10.

 

[417] Перевод по конъектуре Хиршфельда (Палатинский кодекс: plautini).

 

[418] Антонин Марк – Марк Аврелий.

 

[419] Ср. Марк. XIX. 3 (прим. ).

 

[420] был (дворюродным братом) – конъектура Сомеза. Ср. Гелиог. V. 1, прим.

 

[421] Вария – Юлия Меса. Имя «Вария» нигде, кроме «Жизнеописаний Августов», не встречается. Ср. Опил. IX. 1; Гелиог. XII. 3; XXXI. 4; Алекс. XXXI. 4; PIR. IV2, 1 1678.

 

[422] Ср. Марк. VIII. 10; Алекс. XXXII. 1. Начальник дворцовых ведомств входил в совет принцепса (consilium principis). См. Адр. VIII. 1, прим. Употребленный здесь термин princeps officiorum встречается в «Жизнеописаниях Августов» в значении, близком к magister officiorum; ср. Песц. XII. 7; Гелиог. XX. 2; Алекс. XXXII. 1; Галл. XVII. 8.

 

[423] торговал словами – здесь употреблено выражение, означающее дословно «продавать дым» (fumum vendere). См. Пий. XI. 1; Гелиог. XV. 1; Алекс. XXIII. 8; XXXVI. 2; LXVII. 2.

 

[424] Ср. Дион. 79. 16. 1 слл. Прозвище Зотика по‑ гречески значит «повар». Отец Зотика был представителем этой профессии.

 

[425] Ср. Гелиог. VI. 1 слл.; XII. 1 сл.

 

[426] …знатных друзей – Ср. Адр. VII. 10.

 

[427] Рядом с этими словами в своем экземпляре рукописи «Жизнеописаний Августов» Петрарка оставил замечание: «отвратительное и безумное восклицание. Это из „Братьев“ Теренция» (см. Теренций. Братья. 643). Любопытно, что ни Эгнацио (Чипелли), ни Грутер, ни Боксгорн, ни даже Казобон и Сомез не заметили здесь цитаты из Теренция.

 

[428] См. Адр. XI. 10, прим.

 

[429] Это был Публий Валерий Комазон Эвтихиан. См. Дион. 79. 4. 1; Геродиан. 5. 7. 6.

 

[430] Префект охраны (praefectus vigilum) заведовал «отрядами бодрствующих» (cohortes vigilum), которые несли пожарную службу в Риме и были одновременно ночной полицией; его юрисдикции подлежали грабители, воры и поджигатели. Должность префекта охраны была введена в 6 г. Августом. Уступая рангом лишь префектуре Египта, претория и продовольствия, префектура охраны до IV в. принадлежала к высшим всадническим должностям.

 

[431] Ср. Гелиог. VI. 3.

 

[432] См. Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. М.; Л., 1964. с. 48 сл.

 

[433] < цирюльника> (tonsorem) – конъектура Кюжа, принимаемая Петером и Холем, Йордан предлагает < скорохода> (cursorem), рукописи дают < цензора> (censorem).

 

[434] См. Марк. XI. 8, прим.

 

[435] Ср. Гелиог. IV. 1 сл.; XV. 6; Дион. 79. 17. 2.

 

[436] Ср. Дион. 79. 19. 1 сл.; Алекс. II. 4.

 

[437] Расположение солдат и гражданского населения к Александру подтверждают Дион. 79. 19. 1 и Геродиан. 5. 8. 2 сл.

 

[438] Древняя Надежда (Spes vetus) – некогда храм, названный так в честь победы Горация над этрусками (см. Дионисий Галикарнасский. 9. 24; ср. Тит Ливий. 2. 51. 2), судьба этого храма в дальнейшем неизвестна, но он оставил свое имя близлежащей местности (в районе Пренестинских ворот). Упоминаемые здесь сады, возможно, идентичны с «horti Variani». Ср. Аврелиан. I. 2.

 

[439] Замазывание глиной надписей на статуях не относится к мерам, осуществляемым при официальном «объявлении врагом» (Авид. VII. 6).

 

[440] Варий – Гелиогабал. Ср. прим. к Гелиог. I. 1.

 

[441] Дион (79. 19. 2 сл. ) сообщает, что Гелиогабал отправился в преторианский лагерь вместе с Александром с тем, чтобы успокоить солдат.

 

[442] Ср. Гелиог. XV. 4; Дион. 79. 19. 3; 79. 21. 1.

 

[443] 1 января 222 г.

 

[444] Вступление в консульскую должность начиналось торжественной процессией (processus consularis). После ауспиций новый консул облачался в своем доме в консульскую одежду (первоначально это была тога с широкой пурпурной полосой – toga praetexta, а с конца I в. н. э. при вступлении в консулат облачались в триумфаторский наряд), затем консул выступал из дома, сопровождаемый спереди двенадцатью ликторами, несущими фасции, и всадниками, рядом с ним и сзади шли сенаторы, за ними – музыканты; все сопровождающие – в белых одеждах. Процессия шествовала на Капитолий, где новый консул совершал жертвоприношения. С середины II в. н. э. processus consularis строится по образцу триумфального шествия.

 

[445] < кого‑ либо другого> – конъектура Хельма.

 

[446] Ульпиан действительно написал сочинение в 51 кн. под названием «Книги к Сабину» (ad Sabinum libri), которое представляет собой комментарий к трактату юриста Мазурия Сабина, жившего в первой половине I в. н. э. и, естественно, не имевшего ничего общего с упоминаемым здесь Сабином.

 

[447] < были умерщвлены различными способами соучастники его разврата> – конъектура Хельма.

 

[448] Дион. 79. 20. 1 сл.

 

[449] Ср. прим. к Гелиог. I. 1.

 

[450] Ср. Дион. 79. 1. 1; 79. 21. 3.

 

[451] Казобон замечает, что хотя подобной экзекуции подвергся труп Вителлия (см. Светоний. Вит. 17. 2), Гелиогабал все‑ таки остается единственным в своем роде: Вителлия в клоаку не бросали.

 

[452] Ср. Гелиог. I. 6; III. 4.

 

[453] Ср. Гелиог. I. 5.

 

[454] …амфитеатр – Колизей, который пострадал при Макрине от удара молнии. См. Дион. 78. 25. 2 сл.

 

[455] Ср. Карак. IX. 4; IX. 9; Алекс. XXV. 6.

 

[456] Ср. Гелиог. XXXIV. 6 сл.; Горд. IV. 7.

 

[457] Ср. Гелиог. XVII. 4.

 

[458] Ср. Дион. 79. 20. 2.

 

[459] Ср. Гелиог. IV. 1 сл.

 

[460] Ср. Марк. XVII. 4; XXI. 9.

 

[461] Самоварящий сосуд (authepsa) – переносная металлическая печь. В Помпеях найдено много таких печей. Обычно они представляют собой бронзовый без верхней плоскости параллелепипед на ножках, боковые станки – полые, в них наливается вода, по углам – четыре полых «башни» с крышками; во внутреннее пространство, ограниченное боковыми стенками и дном, засыпались раскаленные угли, на которых можно было жарить или варить, например, в котле на треножнике. Стоимость таких «сосудов» в зависимости от материала и отделки могла быть очень высокой (см. Цицерон. За Росция Америна. 133).

 

[462] …приправлять вино душистой смолой – т. е. смолой мастикового дерева (Pistacia lentiscus L. ). Приправленное душистой смолой вино было известно и до Гелиогабала: см. Плиний. Естественная история. 14. 128 слл., но самоназвание «мастиковое вино» (здесь оно названо mastichatum) известно, если не считать нашего текста, лишь с первой половины VI в. н. э. (Александр из Тралл).

 

[463] Полей – разновидность мяты (Mentha pulegium L. ). До Гелиогабала вино, настоенное на полее, применялось лишь в медицине. См. Плиний. Естественная история. 20. 153 слл.

 

[464] Ср. Плиний. Естественная история. 14. 106; 21. 123.

 

[465] О вине, настоенном на сосновых шишках, см. Диоскурид. 5. 44; Плиний. Естественная история. 14. 103. О вине, настоенном одновременно и на розах и на сосновых шишках, нам не удалось найти никаких свидетельств.

 

[466] См. прим. к Гелиог. X. 2.

 

[467] Август разделил Рим на 14 районов, во главе которых стояли муниципальные магистраты, избираемые по жребию или назначаемые императором из числа преторов (при Августе их было сначала десять, потом двенадцать), эдилов (шесть) и народных трибунов (десять); позднее наряду с ними появляются еще другие чиновники (procuratores a regionibus urbis), но при Адриане их место заменяют кураторы, назначаемые из императорских вольноотпущенников. Как ни странно это звучит, Александр Север фактически осуществил желание Гелиогабала (см. Алекс. XXXIII. 1), поручив районное управление кураторам‑ консулярам. Поставить во главе каждого района по городскому претору намеревался, как сообщает Иоанн Лид (De magistratibus. 2. 19), еще Домициан.

 

[468] Ср. Гелиог. XXV. 1.

 

[469] Описание этого полудрагоценного камня (ceraunia) см. у Плиния (Естественная история. 37. 134 слл. ).

 

[470] Ср. Светоний. Нерон. 31. 2; Петроний. Сатирикон. 60.

 

[471] Анахронизм (follis aeris) – название посеребренной медной монеты, введенной в обращение Диоклетианом.

 

[472] Марсы – сабельское племя, обитавшее в районе Фуцинского озера (Средняя Италия). Марсы имели репутацию колдунов и происходили, по преданию, от Телегона, сына Кирки. О способности марсов «собирать» змей см. Плиний. Естественная история. 25. 11; 28. 19.

 

[473] Ср. Трид. тир. XXX. 24 сл.; Гелиодор. Эфиопика. 7. 8.

 

[474] «Что это существо посвящено солнцу и отличается от других птиц головою и яркостью оперения, на этом сходятся все, кто описывал его внешний вид; о возрасте же его говорят различно. Большинство определяет его в пятьсот лет, но есть и такие, которые утверждают, что феникс живет уже тысячу четыреста шестьдесят один год, так как ранее фениксы прилетали в город, носящий название Гелиополь, в первый раз – при владычестве Сесосиса, во второй – Амасиса и в последний – Птолемея, который царствовал третьим из македонян… По истечении положенных ему лет, почувствовав приближение смерти, он у себя на родине строит гнездо и изливает в него детородную силу, от которой возникает птенец; и первая забота того, когда он достигнет зрелости, – это погребение останков отца… Все это недостоверно и приукрашено вымыслом, но не подлежит сомнению, что время от времени эту птицу видят в Египте)» (Тацит. Анналы. 6. 28. 2 слл., цит. пер. ). Возможно, в нашем тексте речь идет о реально существующей птице (Helck Fabricius). Кабозон замечает, что гости могли лицемерно отказываться от феникса, как от птицы, лицезреть которую не позволено простому смертному.

 

[475] Ср. Гелиог. XVIII. 4; Светоний. Вит. 13. 2 ел.

 

[476] Лакедемонский камень – изумрудного цвета лакедемонский мрамор.

 

[477] См. Алекс. XXV. 7.

 

[478] Ср. Гелиог. XXI. 1.

 

[479] Подобное рассказывается о Вере. См. Вер. IV. 9.

 

[480] Ср. Гелиог. XXVII. 4 сл.

 

[481] …он первый из римлян стал носить одежду из чистого шелка (holoserica), в то время уже употреблялись полушелковые (subserica). Для понимания этого места следует иметь в виду, что в империи были в употреблении два основных вида шелка: известный, по свидетельству Плиния (Естественная история. 4. 62), еще Варрону шелк, получаемый от живущего в Передней Азии дикого шелковичного червя (этот шелк назывался bombycina или по месту выделки «косским»), и известный по крайней мере с конца I в. до н. э. (Гораций. Эподы. 8. 15; Вергилий. Георгики. 1. 121) более качественный китайский шелк (serica), который в свою очередь мог использоваться в чистом виде (holoserica) или ввиду дороговизны на основе другой ткани (subserica). Как естественно предположить, это последнее различие могло быть сделано тогда, когда наряду с шелковой тканью в Европу стали привозить и шелковую пряжу. Само название subserica довольно позднее (Симмах. Письма. 5. 20; ср. Исидор. Начала. 19. 22. 14). Существующее мнение, что до Гелиогабала пользовались (не считая «косских») почти исключительно «полушелковыми» (subgerica) материями представляется малодоказательным. До Гелиогабала шелковой одеждой пользовался Калигула (Светоний. Кал. 52). Ношение шелковых одежд считалось признаком изнеженности. При Тиберии «было принято постановление, воспрещавшее…унижать мужское достоинство шелковыми одеждами (vestis serica)» (Тацит. Анналы. 2. 33. 1, цит. пер. ). «Хорошие императоры» отказывались от ношения шелковых одежд (Алекс. XL. 1; Аврелиан. XLV. 4; Тац. X. 4). В Кодексе Феодосия есть закон, принятый в 384 г., запрещающий частным лицам дарить шелковые одежды (С. Theod. 15. 9. 1).

 

[482] Далматик – просторная длинная туника из белого далматского шелка с широкими рукавами до запястий и с пурпурными полосами спереди. Ношение этой одежды считалось римлянами признаком изнеженности. Ср. Комм. VIII. 8. Христиане позаимствовали далматик для литургии.

 

[483] Гургит – прозвище, по крайней мере, двух представителей рода Фабиев: Квинта Фабия Максима, консула 292 г. и 276 г. до н. э., и его сына, консула 265 г. до н. э., который был отцом знаменитого Квинта Фабия Максима Кунктатора. Прозвище Гургит, как объясняет Макробий (Сатурналии. 3. 13. 6), пошло от «проеденного отцовского наследства») (gurges – «мот»).

 

[484] История выдумана.

 

[485] …называя их прирученными пчелами – ибо пчелы, как замечает Казобон, также и римскими юристами признавались за «диких животных».

 

[486] Ср. Гелиог. XXV. 9.

 

[487] Ср. Септ. VIII. 5.

 

[488] Ср. Аврелиан. XXXIII. 3.

 

[489] Ср. Карак. VI. 6; Веллей Патеркул. 2. 82; Валерий Максим. 3. 6, прим. 6; Плиний. Естественная история. 35. 150; 8. 4; Гелиог. XXVIII. 2.

 

[490] Агатодемон – «доброе божество» (греч. ). В античности гений – хранитель местности или дома – часто представляется в образе змеи.

 

[491] …закон предписывает иудеям есть их. Напротив, иудеи считали нечестием употребление в пищу мяса страусов.

 

[492] …он употребляет такое сено, какое соответствует их достоинству – вариант пословицы, цитируемой Цицероном (Об ораторе. 2. 233).

 

[493] Ср. Сенека. Письма. 122. 9; Тацит. Анналы. 16. 18. 1.

 

[494] Такая роскошь не была необычной. Согласно официальным предписаниям, повозки императоров могли быть украшены серебром, золотом и драгоценными камнями.

 

[495] Этот рассказ иллюстрируется сохранившейся античной камеей, на которой изображен Гелиогабал, погоняющий бичом обнаженных женщин.

 

[496] hydrogarum – так называлась смесь воды с соусом плотной консистенции, вырабатываемым из внутренностей различных сортов рыб (garum).

 

[497] См. Гелиог. XXVI. 1, прим.

 

[498] Вал – так называлась часть городской стены Сервия Туллия, соединяющая Квиринал, Виминал и Эсквилин (западная часть Рима). Городские окрестности этого места носили то же название.

 

[499] Светоний сообщает, что Нерон «путешествовал не меньше, чем с тысячей повозок» – (Нерон. 30. 3, цит. пер. ). В своем комментарии к Светонию Казобон, ссылаясь на Афинея и Плутарха, отмечает, что эта роскошь персидского происхождения.

 

[500] Ср. Светоний. Дом. 22.

 

[501] Т. Альфельди признает этот факт ложным: изображения на монетах свидетельствуют о том, что Гелиогабал не брился.

 

[502] Ср. Плиний. Естественная история. 33. 90; Светоний. Калигула. 18. 3.

 

[503] Ср. Плиний. Естественная история. 16. 202; 36. 70; Светоний. Клавдий. 20. 3.

 

[504] Ср. Перт. XII. 6; Алекс. XXXVII. 6; Тац. XI. 5.

 

[505] Ср. Алекс. XXIV. 4; Аврелий Виктор. О цезарях. 28. 6.

 

[506] Пандура – трехструнный музыкальный инструмент по форме деки, вероятно, отдаленно напоминавший лютню.

 

[507] О спинтриях см. Светоний. Тиб. 43. 1. Ср. Voltaire. Le pyrrhonisme de I'histoire. XII.

 

[508] Ср. Светоний. Тиб. 43. 1; Тацит. Анналы. 6. 1. 1 сл.; Светоний. Калигула. 16. 1; Вителлий. 3. 2.

 

[509] См. прим. к Гелиог. XXI. 3.

 

[510] Ср. Гелиог. XVII. 1–3.

 

[511] Ср. Светоний. Нерон. 49. 1 слл.; Вителлий. 17. 1 слл.; Калигула. 58. 1 слл.

 

[512] Ср. Светоний. Тит. 9. 1.

 

[513] Ср. Гелиог. XVIII. 1; Горд. IV. 7.

 

[514] Ср. Клавд. IX. 9.

 

[515] Лициний – Валерий Лициниан Лициний (имп. 308–324 гг. ).

 

[516] Север – Флавий Валерий Север (имп. 306–307 гг. ).

 

[517] Александр – Луций Домиций Александр (имп. 308–310 гг. ).

 

[518] Максенций – Марк Аврелий Валерий Максенций (имп. 306–312 гг. ).

 

[519] Грутер замечает, что эта мысль заимствована из Тацита (см. Анналы. 12. 36. 2). Ср. Пец. XII. 8.

 

[520] 11 марта 221 г.

 

[521] gabalus – слово еврейского происхождения, имеющее значение «крест» или «виселица», а также (как бранное слово) человека, заслуживающего позорную казнь. Ср. Опил. XI. 6, где оно переведено как «подлец».

 

[522] Александр Север был провозглашен цезарем через три года после убийства Макрина, вероятно (ср. CIL. VI. 3079) до 1 июня 221 г.

 

[523] Ср. Алекс. VIII. 1.

 

[524] См. прим. к Марк. VI. 6.

 

[525] Ср. размышления Макиавелли о роли солдат в римской истории 161–238 гг. в XIX главе «Государя».

 

[526] Правильное имя – Гай Юлий Виндекс.

 

[527] Обучение у учителей грамоте обычно начиналось в 7 лет и продолжалось до 11 или 12 лет, затем ученик продолжал (до 17 лет) образование у грамматика и заканчивал полное образование у ритора.

 

[528] По авторитетному мнению Штрауба все приведенные здесь имена учителей Александра Севера являются вымышленными.

 

[529] Владыка (dominus) было обычным обращением не только раба к господину или сына к отцу (ср. Плавт. Привидение. 686; Теренций. Братья. 88 слл.; Сенека. Письма. 47. 14; о специфике юридического значения этого слова см. Дигесты. 29. 5. 1. 1, а также 2. 11. 14 и 3. 3. 1pr), но и клиента к патрону, ученика к учителю и вообще младшего к старшему (так Сенека Младший называет своего старшего брата Галлиона – см. Сенека. Письма. 104. 1), подчиненного к вышестоящему, а также формой вежливого обращения к незнакомому лицу (см. Сенека. Письма. 3. 1). Это слово становилось оскорбительным для гражданского сознания римлян лишь в том случае, когда они чувствовали, что оно выступает в своем буквальном значении, и тогда оно характеризовало власть даже более одиозную, чем власть царя (rex), и приближалось к современному значению слова «тиран» (ср.: «…он (имеется в виду Тарквиний Гордый. – Н. 0. ) превратился из царя во владыку (dominus)… ибо владыка есть тот, кого греки называют тираном; а царем называют того, кто подобно отцу заботится о народе». Цицерон. О государстве. 2. 47; см. также 2. 48 слл. ). Август, который имел большой политический престиж, запретил именовать себя «владыкой» скорее всего из‑ за своеобразной щепетильности, чем боясь оскорбить гражданские чувства римлян (впоследствии эти чувства были оскорблены Калигулой и Домицианом именно потому, что эти императоры принуждали так себя именовать). См. Светоний. Август. 53. 1 сл. (о том, что этот запрет был чистой формальностью, явствует, например, из того, что уже Овидий не опасается называть Августа владыкой, см. Понтийские послания. 2. 8. 26). Тиберий повторил подобный запрет (см. Светоний. Тиберий. 27 и прим. М. Л. Гаспарова). В письмах к Траяну, который «хорошо» знал, «как различны по своей природе деспотия (dominatio) и принципат» (Плиний. Панегирик. 45. 3), Плиний Младший обращается к императору, употребляя слово «владыка», и это звучит почти как обращение равного к равному (см. выше). Как видим, все зависело от того, какой смысл вкладывался в это слово: Антонин Пий – образец человеческих добродетелей – однажды назвал себя, может быть и сам не обратив на это внимания, владыкой (см. Дигесты. 14. 2. 9; что, впрочем, не осталось незамеченным средневековыми юристами, которые сделали далеко идущие выводы). Сам Александр Север назван владыкой в календаре римского гарнизона в г. Дура‑ Европос (Feriale Duranum, col. II, 16). Аврелий Виктор (О Цезарях. 39. 4), свидетельствуя о том, что Диоклетиан был первым императором после Калигулы и Домициана, открыто (palam) поощрявшим называть себя владыкой, порицает императора именно за надменность, а не за сам титул, так как этот лояльный историк жил уже в ту эпоху (вторая половина IV в. ), когда слово «владыка» входило в официальную титулатуру императоров. В надписях на монументах это слово впервые встречается при Септимии Севере, но постоянно входить в официальные титулатуры императоров оно стало лишь после Диоклетиана, при Лицинии (307–324 гг. ) и Константине (306–337 гг. ).

 

[530] См. предыдущее прим.

 

[531] Ср. Гелиог. XXIII. 3 сл.

 

[532] Повседневной одеждой императоров была белая тога. Дорожный плащ (paenula) – обычная одежда солдат и простых граждан; ношение пенулы запрещалось патрицианским магистратам. Ср. Адр. XXII. 2 сл.; Марк. XXVII. 3; Алекс. XL. 7 слл.; Галл. XVI. 4.

 

[533] …персонал, присутствующий на аудиенциях (admissionales) – церемонийместеры, особый штат (ab admissione, см. Кодекс Феодосия. 6. 35. 3), первые сведения о котором появляются лишь со второй половиной IV в., поэтому Альфёльди признает описываемую здесь церемонию императорского приема анахронизмом. Возможно, автор «Жизнеописаний Августов» ввел это описание как «Wunschbild» своей эпохи, когда доступ к императору был предельно затруднен дворцовыми службами.

 

[534] Пренестинская богиня – Fortuna Primigenia, главная богиня Пренесты, известная своим оракулом. См. Цицерон. О дивинации. 2. 85 слл.

 

[535] См. прим. к Адр. II. 8.

 

[536] Вергилий. Энеида. 6. 882 сл. О Марцелле см. прим. к Элий. IV. 1.

 

[537] В действительности Александр Север получил имя Александр не при рождении, а при провозглашении цезарем. Ср. Дион. 79. 17. 3; Геродиан. 5. 7. 3.

 

[538] До сих пор об этом храме ничего неизвестно.

 

[539] Штрауб полагает, что эта история сочинена по образцу: Светоний. Август. 94. 4.

 

[540] Ср. Алекс. XIII. 1. Так называемый «Хронограф 354 г. » (называемый также по имени каллиграфа «Календарь Филокала») приводит 1 октября как дату рождения Александра Севера (ср. CIL. I3, 274). Александр Македонский умер 13 июня 323 г. до н. э.

 

[541] Это неверно. Родственные отношения Гелиогабала и Александра Севера к Каракаллу были одинаковыми: их матери, сестры Юлия Соэмия и Юлия Мамея, были кузинами Каракалла.

 

[542] А именно Юлия Домна, ср. Септ. Сев. III. 9.

 

[543] Adclamationes (Холь переводит их как Sprechchore): в римской общественной жизни им придавалось большое значение. В императорскую эпоху наряду с формальными актами они могли играть роль постановлений сената и полностью заменяли первые.

 

[544] Acta urbis – официальный орган римских властей, учрежденный Цезарем в 59 г. до н. э. (Светоний. Юлий. 20). Здесь сообщались новости самого различного характера; материалом служила доска, покрытая гипсом.

 

[545] 6 марта 222 г. По данным Диона (79. 3. 3) скорее следует принять дату 11 марта, но окончательное решение невозможно.

 

[546] Обычное место заседаний сената в императорскую эпоху – заложенная Цезарем и достроенная Августом Юлиева курия на Римском форуме. Если автор Ист. Авг. пишет о заседаниях в курии, в первую очередь следует понимать именно ее. О заседаниях сената в храме Согласия в императорскую эпоху сообщается только в Ист. Авг. (ср. Перт. 49; Макс. Бальб. 1. 1; Проб. 11. 5).

 

[547] Приведенный протокол вымышлен.

 

[548] Ср. Гелиог. XVII. 1–6.

 

[549] Воспоминания о счастливых временах первых Антонинов продолжали жить вплоть до поздней античности. Септимий Север фиктивным усыновлением принял имя Антонина; его сохранили его ближайшие преемники. Это имя, как и имя Августа, служило выражением императорского достоинства.

 

[550] Бассиан – первоначальное имя Каракалла. Ср. прим. к Карак. I. 1.

 

[551] Антонин Пий прожил 74 года, Марк Аврелий – около 59 лет.

 

[552] Ср. Алекс. VIII. 3; X. 7.

 

[553] Ср. Перт. V. 5; Макс. Бальб. VIII. 1

 

[554] Имеется в виду Квинт Цецилий Метелл, консул 80 г. до н. э., прозванный Благочестивым благодаря своим неустанным усилиям по возвращению из политической ссылки своего отца Квинта Цецилия Метелла Нумидийского, консула 109 г. до н. э. Ср. Плиний. Панегирик. 88. 6.

 

[555] Ср. Вер. I. 3; Алекс. X. 5. Об имени Антонина у Вера ср. прим. к Вер. I. 3.

 

[556] Диадумен(иан) принял имя Антонина в возрасте 9 лет.

 

[557] Ср. Опил. V. 1; VI. 6; Диад. I. 3‑ II. 4 и Дион. 78. 19. 2.

 

[558] …грязнейший не только из двуногих, но и из четвероногих – ср. Цицерон. За свой дом. 48; Плиний. Письма. 1. 5. 14; Апулей. Метаморфозы. 4. 10.

 

[559] Ср. Алекс. IX. 1; Вер. I. 3.

 

[560] Александр Македонский, как известно, при жизни не принимал «имени Великого».

 

[561] Помпей был впервые приветствован «именем Великого» в 81 г. до н. э., до своего первого триумфа, который был отпразднован 12 марта 79 г. до н. э. в честь победы над нумидийским царем Ярбасом.

 

[562] …за необыкновенную силу духа и удивительную и исключительную твердость – присвоили ему имя Севера – автор «Жизнеописаний Августов» из‑ за своего пристрастия к игре слов (ср. Авид. I. 7; V. 6; Комм. XVII. 11; Перт. I. 1; Септ. XIV. 14; ср. также Аврелий Виктор. О цезарях. 24. 4) допускает неточность: имя Севера Александр принял непосредственно после своего прихода к власти, чтобы подчеркнуть свое родство с Септимием Севером (а не с Гелиогабалом, который в свое время усыновил Александра).

 

[563] Это не так. См., например, Светоний. Юлий. 70; Август. 24. 2.

 

[564] Алекс. LIII. 2‑ LIV. 7. Ср. Евтропий. 8. 23

 

[565] Алекс. LI. 6‑ LII. 1.

 

[566] Cp. Алекс. V. 2 (прим. ).

 

[567] Ср. Алекс. V. 1 (прим. ).

 

[568] Первоначальное имя Александра Севера было Алексиан (ср. Геродиан. 5. 3. 3. ); при усыновлении Гелиогабалом имя «Алексиан» было заменено на «Александр».

 

[569] пурпурного цвета – ср. Альб. V. 3; V. 9; Гета. III. 2; III. 5; Диад. IV. 1; IV. 5; Макс. XXX. 1; XXX. 3 сл.; Авр. IV. 5; IV. 7; V. 1; V. 3; Тац. XVII. 3.

 

[570] Ср. Алекс. I. 2.

 

[571] Родина персикового дерева Китай, римлянам оно стало известно через посредство Персии, отсюда название arbor Persica.

 

[572] Алтарь Победы, на котором была установлена вывезенная из Тарента статуя, изображающая стоящую на шаре богиню Победы, был освящен Августом 28 августа 29 г. до н. э.

 

[573] …в сенате – в Юлиевой Курии.

 

[574] Ср. Адр. II. 8 (прим. ).

 

[575] Вергилий. Энеида. 6. 847–854.

 

[576] Он упоминается только в Ист. Авг.; ср. также Алекс. XLVIII. 7; LXIV. 5; Аврелиан. XII. 4. Скорее всего вымышленное лицо, возможно также, что в этих случаях речь идет о разных лицах.

 

[577] Александр Север начал править в возрасте 13 лет. О влиянии, которое оказывала его мать Юлия Мамея на его действия в начале правления, подробно сообщает Геродиан (6. 1. 1‑ 10).

 

[578] «Трибы» употреблено метонимически. Конкретно подразумеваются граждане, не принадлежащие к сенаторскому и всадническому сословиям.

 

[579] Бросающаяся в глаза реминисценция из Цицерона (Против Катилины. 1. 2).

 

[580] Ср. Алекс. IV. 1.

 

[581] В отличие от республиканской эпохи, когда граждане разговаривали с должностными лицами стоя. Сидеть в присутствии должностного лица было привилегией сенаторов. Эту привилегию уважали Август, Тиберий и Траян, которые в определенных случаях стояли перед членами сената, в то время как те сидели. При Диоклетиане эти отношения были заменены на противоположные, поэтому для императорского совета употребляется термин consistorium вместо consilium.

 

[582] Это замечание можно понять только в том смысле, что Александр Север усматривал оскорбление величества, достойное смерти, в том обстоятельстве, что кто‑ либо присутствовал на его приемах, чувствуя за собой неискупимую вину. Трудно найти параллели для такого преувеличенного внимания к этому преступлению. Напротив, из юридических источников известно, что именно при Александре Севере оскорбление величества толковалось в наиболее узких рамках.

 

[583] Такое приветствие (проскинеза) было окончательно оформлено как придворный церемониал Диоклетианом, однако после отдельных неудачных попыток его ввести при Калигуле, Нероне и Домициане оно имело место уже в правление Коммода и первых Северов.

 

[584] Назначение префекта претория, как и городского префекта, было полномочным правом цезаря. Об утверждении такого назначения сенатом речь идет только в Ист. Авг., в биографии Александра Севера.

 

[585] В республиканскую эпоху вступление во всадническое сословие было строго обусловлено свободным рождением. Впоследствии на это все меньше и меньше обращали внимание.

 

[586] См. Адр. VII–X (прим. ).

 

[587] Ср. также Пий. II. 8. Светоний свидетельствует, что меры, приписываемые в этом месте Александру Северу, принимал Август (Авг. 41. 1).

 

[588] Александр Север впервые стал присваивать сенаторское достоинство префе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...