Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль эмоций и поступков




 

Как показывают исследования, наибольшего жизненного успеха добиваются те, кто не боится искать причины каких-либо жизненных проблем и неудач в себе. Однако, как ни странно, большинство людей склонны всю вину за свои промахи сваливать на нечто постороннее – правительство, курс доллара, тупость начальства, равнодушие друзей. То есть, на внешние обстоятельства. В самом деле, зачем задумываться над своими реальными проблемами, если можно поступить гораздо проще! Махнуть рукой, объяснить всем, что тебя, такого талантливого, забивают и не дают высунуться. Если нет денег, то в этом виноват шеф, если есть проблемы в личной жизни, виноваты «они все» (женщины, мужчины – не важно), и так далее и тому подобное. Но ведь вы понимаете, что, рассуждая так, вам никогда не добиться реальных изменений в своей жизни.

В то же время, разумеется, в нашей жизни присутствуют определенные внешние факторы. Человек зачастую все-таки живет не отшельником, а находится среди других людей и общается с ними, а это значит, что он постоянно подвергается различным воздействиям со стороны окружающих, и одновременно сам оказывает на них определенное влияние. Это прекрасно ощущается при постоянном контакте с социумом. Нельзя не сказать и того, что многие из этих факторов носят ярко выраженную негативную окраску. Но в этом ли причина всех зол? Не случайно же на Востоке говорят: «Нет плохих учеников, есть плохие учителя».

Кто же лучший учитель для человека? Может быть, это он сам? Мы сами лучше всех можем разобраться в себе, в своих деловых и личных качествах, мы сами можем полностью раскрыть свой внутренний потенциал и честнее всего ответить себе на вопросы о нас самих. Ни один психотерапевт, консультант или тренер не расскажет нам о нас больше, чем мы сами. Ведь каждый из нас знает о себе всё, просто зачастую боится признать это.

Самоконтроль и самокоррекция – это способы создания правильного в сложившихся обстоятельствах поведения. Если не исправлять свои неправильные поступки, разве они приведут к цели? А если не контролировать своё поведение и свои чувства, разве можно будет что-то исправить в своих поступках, предотвратить какие-то неправильные ходы? Нет уж – чтобы прийти на гору, нужно идти вверх, а никак не вниз.

И нет смысла поддаваться эмоциям – ведь эмоции могут спровоцировать неправильные поступки. А кроме того, отсутствие эмоционального самоконтроля очень заметно со стороны, и человек, не обладающий им, не пользуется влиянием. Если по человеку видно, что он не способен сам себя контролировать, если он часто не сдерживает свои эмоции, легко поддается гневу или, наоборот, унынию, доверия к такому человеку возникнуть не может, ведь никто не знает, чего от него ждать в каждый конкретный момент.

Именно об этом писал Конфуций две с лишним тысячи лет назад: «Когда человек не управляет собой, хоть он и приказывает, ему не повинуются».

Опять же зададим себе вопрос: насколько средний человек обладает самоконтролем и способностью принимать основанные на обстоятельствах, а не на эмоциях, решения? Не правда ли, очень в малой степени?

Но всё меняется, когда на карту поставлено нечто действительно важное для человека. Так, в ситуации, когда нужно переставить с места на место, например, обыкновенную трёхлитровую банку, человек не будет задумываться, как это сделать. Он может отвлечься, сделать это неаккуратно и даже, в конце концов, разбить банку. Совсем другое дело, если вместо банки перед ним будет какая-нибудь дорогая антикварная ваза. Здесь человек будет максимально внимателен, будет оценивать обстановку вокруг и уж скорее упадет сам, чем уронит вазу. А представьте себе вспыльчивого агрессивного человека, который обычно при любом проявлении агрессии по отношению к себе тут же воспламеняется и норовит устроить скандал – наверняка у вас есть такие знакомые. И давайте представим, что такому человеку придётся в толпе нести что-то очень для него ценное, например своего маленького ребенка. В этой ситуации такой человек десять раз подумает, прежде чем вступать в конфликт, который может закончиться дракой. Совсем другое дело было бы, если бы он нес простую кошелку: тогда он с радостью поддался бы своим эмоциям, наскандалился бы всласть и даже, может быть, подрался бы не без помощи этой самой кошелки.

Если вы подумаете, вы вспомните ещё десятки примеров из своей жизни, когда вы или ваши знакомые проявляли максимум собранности и рассудительности в ситуациях, когда эти качества действительно были им необходимы. В то же время, как мы уже выяснили, добиваться поставленной цели нужно постоянно – любое наше самое маленькое действие нужно рассматривать как шажок на пути к чему-то большему. А значит, для нас любое действие должно иметь большое значение и требовать максимума сосредоточения и внимательности. Есть люди, которые умеют максимально выгодно пользоваться своим вниманием и сосредоточиваться по мере необходимости в каждый конкретный момент.

Естественно, и эту черту хочется сделать своей. И это тоже довольно просто. Ведь если вы (вспомним пример из прошлой главы) ведете с начальством разговор об отпуске, вам придётся внимательно лавировать среди подводных камней, и у вас не будет права на раздражение или нетерпение. У вас не окажется права на ошибку. Если для вас это будет действительно важно, все ресурсы вашей личности задействуются по максимуму: и сознание, и подсознание, и тело будут работать на достижение поставленной цели. А в таком состоянии человеку обычно удается то, что не удалось бы в расслабленном состоянии.

Итак, проведите разговор ради получения отпуска, оберегая эту цель. Результаты порадуют вас ещё больше. Этот разговор можно провести с воображаемым начальником (или деловым партнером), сидящим перед вами на стуле. Вы должны будете внимательно выслушать его ответы и найти нужные слова убеждения, всё время помня о том, что именно поездка в отпуск является главным результатом данной беседы.

Соответственно, заносим в блокнот.

 

Задание

При совершении каждого движения и поступка ощущайте, насколько они ценны и безопасны относительно одной из ваших больших целей.

Поступайте так в течение часа каждый день, но и в остальное время старайтесь не забывать об этом. Через неделю письменно оцените, насколько вы продвинулись в нужном направлении и насколько уменьшилось в вашей жизни сопротивление социума.

 

Коммуникабельность

 

Те, кого любит успех, умеют легко общаться с различными типами людей. Они не только не боятся больших аудиторий, но зачастую даже хотят быть на виду. Можно даже сказать, что общение для них – это стимул жить. Такие люди умеют также гибко варьировать психологическую дистанцию между собой и окружающими. В то же время они умеют общаться и в малом круге людей, создавая необходимую степень интимности и ощущение доверия.

Подобно хорошим актёрам, они могут выступать в самых различных амплуа, обладая большим набором «масок общения» и умело меняя их в зависимости от партнера и от ситуации. Причем делают это они чаще всего бессознательно, пользуясь наработанными навыками и легко меняя инструментарий. Яркий пример такой гибкости общения – это «великий комбинатор» Остап Бендер. Вспомните: с матросами и рабочими он разговаривал на их языке, то есть с необходимой нагловатостью и соответствующим сленгом, а когда он общается со «старой гвардией», бывшими депутатами и дельцами, его речь звучит совсем по-другому! То же самое было с женщинами (образованными и необразованными), уличными мальчишками, инженерами, шахматистами и так далее. Опять же, одно дело – Остап на публике, продающий, например, билеты в «Провал» или читающий лекцию о «Нью-Васюках», и совсем другое – Остап в интимной обстановке, например, с Эллочкой Людоедкой. Какой он, Остап Бендер, настоящий? Но разве это так уж важно? Важно то, что все, с кем он говорит, проникаются к нему доверием и спешат ему помочь, в том числе и материально.

В формировании харизматического имиджа не последнюю роль играет правильный выбор окружения – знакомых, приятелей и друзей. Помните поговорку «Скажи мне, кто твой друг…» и так далее? Кроме того, важно и множество, казалось бы, житейских, бытовых мелочей, как то: походка, одежда, голос, осанка. Всем известно, что одежда играет огромную роль при составлении первого впечатления о человеке. И подтверждает это не только известная поговорка про то, что по одежке встречают, но и представители рекрутинговых агентств. Дело тут не только в том, что человеку всегда приятнее смотреть на чистую и красивую одежду. Если мы видим неопрятное уродливое платье или костюм, нам становится неприятно, и мы бессознательно испытываем негативные чувства к человеку, который так одет, за то, что из-за него почувствовали эту неприязнь. Кроме того, сам человек, одетый красиво, чувствует себя увереннее и спокойнее. Так же обстоят дела с походкой и голосом. Большую роль играет и осанка: прямая спина – это сигнал уверенности и для окружающих, и для психики самого ее обладателя. Голос, осанка и походка поддаются тренировке – например, и тому и другому учат будущих артистов в театральных училищах.

Харизматическое поведение вообще предполагает некую театральность. Всякая деятельность такого рода связана с использованием различных запоминающихся атрибутов. Человек, стремящийся к доминированию, непременно должен быть носителем знаков, по которым его всегда узнают и вспомнят. Вспомните, например, Черчилля. Что первое пришло вам в голову? Готов поспорить, что прежде всего перед вашим внутренним взором возникла картинка: Черчилль в кресле с сигарой. Эта сигара была его непременным атрибутом, вещью, которая обеспечивала его образу стопроцентную узнаваемость. А вот для Сталина такой вещью была трубка. Это не значит, что взятая в зубы сигара тут же, «не отходя от кассы», сделает вас Черчиллем, но такой атрибут, несомненно, поможет вам закрепить свой успех тогда, когда основные шаги по развитию собственной харизмы уже будут совершены. Кроме того, все эти примеры говорят и еще об одном: когда речь идет о харизме, в облике человека не бывает мелочей. Маленькое пятно на ботинке может свести на нет хорошее впечатление от всего костюма в целом, и в то же время маленькая, но яркая деталь на в общем-то обыкновенной одежде выделит вас из толпы и заставит людей вас запомнить.

Цель внимательного отношения к «мелочам» - сделать себя как можно более узнаваемым, а свои внешние свойства и качества – яркими и запоминающимися. К набору харизматических факторов можно смело отнести и так называемый «новаторский стиль жизни». Он предполагает, что доминирующая личность в рамках своих задач и целей демонстрирует и поддерживает некий стиль поведения, претендующий на определенную новизну. Вообще, харизма живет новизной и несколько экстравагантна. Общительность, знакомства, яркость – так можно просуммировать коммуникативные качества успешных людей. Все в них направлено на привлечение внимания и выражение своих мыслей.

Эта задача потруднее, чем выделиться с помощью одежды или натренировать уверенную и плавную красивую походку. Коммуникабельность дана нам всем в разной степени и очень сильно зависит от воспитания и детского опыта. Так просто и сразу ее не улучшить. У каждого человека есть свои страхи, комплексы и созданные воспитанием стереотипы, которые в общей сложности создают на пути качественной выгодной коммуникации непреодолимые, казалось бы, барьеры. Однако в этих барьерах можно проделать брешь, и она проделывается вполне естественно и легко!

Эта брешь возникает сама, когда мы совершаем поступок с целью выполнить одно из тех желаний, которые сами для себя определили как неотрывные от нашей личности. Так, в критической ситуации даже самый стеснительный человек, который обычно и двух слов в разговоре связать не может и только поддакивает и кивает головой, способен заговорить вдохновенно, ярко и громко. Но это может произойти лишь при условии, что речь для него идет не о банке варенья, а о чем-то очень-очень важном, когда он понимает, что именно этим разговором он, наконец, сможет добиться чего-то, о чем, может быть, мечтал всю жизнь. А знаете ли вы, что есть актеры, и даже известные, которые многие годы остаются заиками? Но заикаются они только в обычной жизни, стоит же им выйти на сцену, как речь их становится чистой, плавной и без всякого намека на заикание. Ведь для хорошего актера любой выход на сцену – это значительное событие, вот и активизируются все его внутренние ресурсы, не дающие ему допустить прокол.

И мы снова напоминаем вам о важном – для тренировки повторите то, что вы уже делали раньше: проведите воображаемый или реальный разговор с начальником (или деловым партнером) ради получения отпуска, оберегая свой отпуск и ощущая его эмоциональную значимость. Вы будете ошеломлены результативностью беседы.

Запишите себе в блокнот.

 

Задание

Каждое движение и каждый поступок надо совершать, ощущая, насколько они важны для какой-либо из ваших больших целей.

Поначалу это будет непросто. Попробуйте делать так хотя бы в течение часа, но при этом старайтесь все же не забывать об этом весь день. Отмечайте изменения выразительности и яркости своей речи. Через неделю отметьте, насколько далеко вы продвинулись и насколько уменьшилось сопротивление социума и возросла кооперация со стороны других людей.

 

Стратегия мышления

 

Да, большинство успешных людей предугадывают события на много ходов дальше, чем другие. Возьмите самую значительную личность всего девятнадцатого века – Наполеона Бонапарта. Как вовремя он вернулся из Египта во Францию! Что он, заранее знал, что дни республики подходят к концу и скоро власть будет сама валяться под ногами, так что ему достаточно будет только наклониться и взять её? Что ж, точно знать это он, конечно, не мог. Но интуиция и стратегическое мышление его не подвели, и вернулся он именно тогда, когда было нужно, и в Париж вошел в самый подходящий момент. Оказался, так сказать, в нужное время в нужном месте. Но совсем не случайно!

Один из наших слушателей около года назад, когда в России только-только появился фондовый рынок, вложил все свои деньги в фонды. Он даже кредиты набрал, чтобы вложить в них еще больше. Все, конечно, крутили пальцем у виска, но он и ухом не вел. Фонды росли не по дням, а по часам, и его деньги удваивались чуть не каждые полгода. Пока все боялись и гадали, стоит ли вкладываться и не рухнет ли завтра рынок, мой ученик с невозмутимым видом ждал. Сейчас это богатый человек, бизнесмен. Кстати, перед подорожанием квартир он вложил все свои средства в недвижимость. Опять случайность? Совпадение? Я точно знаю, что нет. Просто этот человек научился думать чуть более целеустремленно, чем большинство обычных людей, и это позволило ему совершенно точно, без всякой мистики предсказать, что именно будет дорожать. Думаю, что в этом ему значительно помогли и практики на наших занятиях.

Человек обычно видит только ту ситуацию, которую действительно видит. Но ведь залог успеха – это умение просчитывать проблемную ситуацию на много больше ходов вперед по сравнению с обычными людьми, то есть в какой-то степени предвидеть будущие события и соответственно на них влиять. То есть, по сути, формировать будущее. При этом совершенно не обязательно обладать некими суперинтеллектуальными способностями или феноменальной памятью. Не стоит соревноваться с компьютером, а тем более стремиться его заменить.

Когда человек планирует свои действия на несколько ходов вперед, он учитывает два фактора: фактор времени и фактор интересов всех взаимодействующих сторон. При этом, как это ни забавно, фактор обстоятельств практически не играет роли, так как интересы людей формируются под влиянием этих самых обстоятельств.

Развитие социальной ситуации во времени можно сравнить с развитием течения струйки воды, вылитой на наклонную дорожку. Конкретные изгибы струйки предугадать непросто, однако очень легко предсказать, где окажется вся вода через некоторое время. Соответственно, и в социальной ситуации выигрывает не тот, кто пытается угадать конкретные извивы судьбы, а тот, кто строит свое поведение с учетом реализации ее глобальных перспектив.

 

Вам просто нужно выработать в себе набор определенных качеств, в первую очередь связанных с мышлением, сознанием. Запомните:

- ваше мышление должно быть гибким;

- ваше мышление должно быть практичным, то есть вы всегда должны четко определять текущие задачи, а также средства и способы их решения.

В таком образе мышления нет никакой патологии. Отбросьте въевшиеся в вас с детства социальные штампы о «прекрасном беззаветном романтике» и «отвратительном расчетливом деляге». Во-первых, мир намного сложнее, а во-вторых, никому еще успешная карьера или бизнес не мешали быть романтиками. Осознать несостоятельность своих стереотипов тяжело, но сделать это придётся, иначе у вас ничего не получится. Со времен Достоевского и Гаршина прошло достаточно много времени, и окружающий нас мир серьезно изменился. Личность князя Мышкина интересна как литературный персонаж, но не как социальный ориентир.

Но дело даже не во внешних факторах. В первую очередь вы создаете самого себя как социально доминирующую личность, личность с высоким коэффициентом адаптации. Этот процесс, разумеется, творческий, а всякое серьезное творчество немыслимо без стратегии. Прекрасный пример – творчество Пушкина. Романтический образ поэта-вольнодумца, творящего по наитию строфу за строфой, сильно трансформируется, стоит посмотреть оригиналы пушкинских рукописей. В них помарок, исправлений и дополнений гораздо больше, чем готового текста. Любому, кто видит пушкинскую рукопись, сразу видна колоссальная работа, которую он проделывал. И вряд ли эта работа имеет что-то общее с вдохновенным пением-импровизацией. Поскольку творчество в чистом виде – это всего лишь кратковременный эмоциональный всплеск.

 

Личное обаяние

 

Теперь настало время осветить еще одну немаловажную деталь. Мы говорили о связи харизмы с мышлением, характером и коммуникационными навыками человека, но ведь она так же крепко связана с его сексуальностью и юмором. И эта связь занимает в структуре личности очень важное место.

Роль чувства юмора очень важна для успешного существования в социуме. Речь идет не только об умении посмеяться над другими, но и – в первую очередь – над самим собой. Юмор помогает человеку отвести свою агрессию в безопасное русло и снимает напряженность в стрессовых ситуациях. Соответственно повышается эффективность коммуникации людей. Действительно, зачастую одна удачная шутка может произвести больший эффект, чем длинная подготовленная речь. От умения пошутить в нужное время и в нужном месте иногда зависит очень многое. А прежде всего, смех обладает позитивной энергией, дающей нам прилив новых сил. Это своего рода катализатор самоанализа, разбора собственных намерений и поступков. Смех позволяет устранять многие чисто психологические блоки и зажимы. Недаром в практической психологии давно существует понятие «смехотерапия». Вспомним, как в эпоху Возрождения, то есть в период, когда в обществе происходил серьезный пересмотр средневековых канонов, смеховая культура сыграла весьма важную роль в становлении нового мирового порядка. Прекрасным образцом этого может послужить творчество Рабле или Франсуа Вийона.

Напротив, сильный человек, стремящийся к лидерству, но не обладающий чувством юмора, порой превращается в тирана. Кстати, те, кто занимается психодиагностикой, утверждают, что наличие у человека развитого чувства юмора свидетельствует также о довольно высоком уровне его интеллекта.

Пару слов надо сказать и о сексуальности. Мы не будем подробно останавливаться на этом моменте, потому что действенность и универсальность этого фактора очевидна и не нуждается в доказательстве. Психофизиологи говорят, что человек думает о сексе в среднем один раз в двадцать секунд. Встречая человека противоположного пола, мы, помимо своего сознания, оцениваем его с этой точки зрения – такими нас сделала матушка-природа. И этого не нужно стесняться: наоборот, необходимо использовать этот фактор с максимальной выгодой. Обратите внимание – успешные и влиятельные люди зачастую очень сексуально привлекательны. Это повышает доверие к ним и заставляет людей противоположного пола тянуться к такому человеку, а людей одного с ним пола – подражать ему.

При этом такой человек совсем не обязательно обладает теми стандартами сексуальности, которые предписаны обществу кинокомпаниями и рекламными агентствами, будь то знаменитые пропорции бедер, груди и талии или наибольшее количество мышц на теле. Зачастую, наоборот, у такого человека имеется излишний вес, или маленькая грудь, или что-то еще нестандартное. Но это не мешает человеку быть сексуальным и пользоваться собственной сексуальностью в своих интересах. Ведь связь сексуальности и харизмы очень плотная: сексуальность влияет на харизму, и наоборот, повышение харизмы неизбежно влечет за собой увеличение сексуальности.

 

Сильная энергетика

 

Как показывают исследования, подавляющее большинство социально активных людей обладают хорошим тонусом и мощной энергетикой, пронизывающей все аспекты их деятельности, как профессиональной, так и личной. Как правило, такие люди в той или иной степени знакомы со спортом, физически здоровы и выносливы, обладают хорошей трудоспособностью и стрессоустойчивостью. Иначе и быть не может, ведь современный социум, его жесткий ритм и быстрая смена ситуаций и требований предъявляют очень высокие требования к тем, кто хочет в этом социуме доминировать. И человек, который способен этим требованиям соответствовать, должен иметь что противопоставить постоянным атакам внешней среды: только тогда он сможет идти по жизни сам, а не быть ведомым.

Мало кто из тех, кто занят серьезным делом, требующим большой самоотдачи, может позволить себе роскошь иметь восьмичасовой рабочий день. Так, например, Маргарет Тэтчер, знаменитая «Железная леди», спала всего четыре часа в сутки и при этом могла поддерживать чрезвычайно напряженный рабочий график.

История еще не знает ни одного лидера-лентяя. Абсолютно все яркие руководители были прежде всего «пахарями». Понятно, что, для того чтобы быть способным спать четыре часа в сутки, уметь противостоять любым стрессам и находить при этом из раза в раз правильные решения, одновременно располагая к себе всех окружающих людей, необходима огромная внутренняя энергия. И опять же, к энергичному и сильному человеку люди тянутся, сами того не осознавая, готовые с радостью его слушать и помогать ему.

Если суммировать все перечисленные выше основные качества человека, которому сопутствует удача, можно вычленить некую общую особенность. Дело в том, что связь энергетики, харизмы, сексуальности и коммуникативности на самом деле гораздо более тесная, чем кажется на первый взгляд. И этому есть одно простое объяснение. Человек, целенаправленно занимающийся трансформацией своего характера с целью увеличения собственного личностного роста и усиления социального доминирования, рано или поздно покидает пределы обыденных коммуникаций и пересекает границы рутинных контактов. И тут, сначала бессознательно, а потом уже вполне осознанно, он начинает создавать и использовать особое энергетическое поле, очень притягательное для тех, кто в нем окажется. То есть психологические эмоциональные качества перерастают в нечто большее – в энергетику, личностную силу притягательности и умение управлять и влиять. И в этом нет никакой мистики.

Сильный человек подобен алмазу, который имеет данную ему от природы прочность, но, безусловно, нуждается в правильной огранке, для того чтобы превратиться в сверкающий бриллиант. Иногда бывает достаточно лишь немного подкорректировать характер, чтобы человек, который не выделялся ничем особенным и терялся на фоне других, стал вдруг сильным и энергичным лидером, к которому тянутся люди и которого все уважают и любят. Во всяком случае, в нашей Школе я не раз был свидетелем подобных «превращений». Со стороны это кажется чудом, но на самом деле все просто, ведь человек уже был изначально сильным и энергичным, просто что-то мешало этим его качествам проявиться в полной мере, но эти препятствия оказалось очень легко нейтрализовать.

Подведем небольшой итог. Получается, что столь «загадочная и мистическая» харизма на самом деле представляет собой своеобразное единство образа и инициативного действия, направленного на расширение человеком своего пространства и влияния. Это действие должно обладать одной непременной особенностью, а именно – быть успешным. Успех нам необходим. Иначе какой смысл затрачивать массу усилий, овладевая всевозможными навыками, развивая умения и способности, которые обычным людям кажутся чуть ли не сверхъестественными или, по меньшей мере, специфическими, если их использование в конечном итоге не приводит к наглядному эффективному результату? Харизма – это своеобразный синоним слова «успех».

Может прозвучать вполне резонный вопрос: а зачем мне все это надо? Я не собираюсь штурмовать Измаил, я не Билл Гейтс и не Уолт Дисней, зачем же мне предпринимать массу усилий, чтобы потом оказалось, что нужно предпринимать все больше и больше усилий, чтобы спать по четыре часа в день, не знать покоя, постоянно быть ответственным за все большее и большее количество решений и так далее и так далее?

Ответ на это будет не менее резонным, чем сам вопрос: если вы дочитали книгу до этих строк, значит, зачем-то вам это все-таки необходимо. Значит, что-то вас беспокоит, а чувство самодовольства еще не поселилось в вашей душе, и вам кажется, что что-то в вашей жизни не так, и вы хотели бы это изменить. Может быть, вы чувствуете, что возможности вашей личности не реализованы полностью, что вы способны на гораздо большее, чем то, что вы вынуждены делать, а место, которое вы занимаете в жизни, меньше вашего потенциала.

Если посмотреть на людей, которые свои возможности – может быть, не меньшие, чем у вас, – уже реализовали, мы у всех у них видим что-то общее. И какие бы фамилии не носили эти люди, в каких бы странах они не жили, их объединяет то, что у их характеров одна суть, а их судьбы несут общий энергетический заряд. И это заряд внутренней свободы.

Не нужно думать, что главное в этой свободе то, что она дает нам свободу внешнюю, которую многие понимают как «Делай все, что хочешь». Нет, необходимо понимать суть процессов, стоящих за этим, казалось бы, простым словом. Обладая внутренней свободой, вы не нарушаете внешних социальных норм и не творите никакого беспредела, так как ваша свобода не означает, что ради нее может быть ущемлена свобода других людей. Такое примитивное понимание свободы – только как свободы от уголовного преследования – свойственно самым малоразвитым людям, которые из цепочки «украл – выпил – в тюрьму» хотели бы исключить последний пункт. Я уверен, что вы понимаете свободу совершенно по-другому. Вам важен прежде всего внутренний комфорт, вам важна собственная самооценка и умение уважать себя. Благодаря внутренней свободе вы обретете свободу внешнюю и сможете меньше зависеть от социума, но не в плане противостояния ему, а в плане адаптации и умения пользоваться его возможностями, ловить его подводные течения и извлекать из него максимальную выгоду. А выгоды эти огромны. Человек, обретающий свободу, обретает и возможность не подчиняться бездумно окружающим обстоятельствам, а вместо этого сознательно влиять на них. И тогда ему оказываются по плечу самые сложные ситуации, а другие люди удивляются, как ему это удается, и начинают тянуться к нему, полностью ему доверяя. Такой человек получает возможность добиваться одинакового успеха во всех областях своей жизни: и в карьере, и в любви, и в воспитании детей, и в творческой самореализации.

Конечно, люди бывают разные. Кто-то, например, настолько чувствителен во сне, что обходится вообще без будильника – он просто чувствует, что пришла пора снова активно действовать. А кому-то, чтобы оторваться от сна, нужна кукушка с голосом корабельной сирены. Один человек спит половину своей жизни, другой – только четверть или даже меньше. Один человек за десять лет добивается того, что другому удается за полгода. Различен будет и итог этих таких не похожих друг на друга жизней.

Книга, которую вы держите в руках, предназначена как раз для тех, кто не хочет всю жизнь проспать.

 

Глава 3

НЕВЕРБАЛЬНАЯ

КОММУНИКАЦИЯ

 

 

Здесь надо сделать четкий переход к энергоинформационике как к прикладной науке, которая являет собой синтез многих отраслей знания, в том числе и биоэнергетики – но только в прикладном ее значении. В первую очередь практические навыки ДЭИР дают человеку возможность избавиться от огромного количества социальных мифов и освободиться от внутренних блоков и зажимов. А затем самому, самостоятельно определять свои действия и проверять на истинность свои желания и намерения. Без подобных навыков в современном обществе достаточно сложно выделиться, вырваться вперед и добиться настоящего, а не мнимого, ложного успеха.

Чем отличается настоящий успех от ложного? Прежде всего, конечно, долговечностью. Мнимый успех делает человека калифом на час, тогда как действительное саморазвитие и реальные навыки работы с собой и со своей энергетикой, что называется, не пропьешь. Умение управлять своими желаниями и отделять в себе истинное от ложного, наносного подобно умению ездить на велосипеде. Вы же не думаете, когда едете, на какую педаль и как сильно вам нужно надавить: вы просто едете, и все. То же самое происходит и с теми навыками, которым вы сейчас учитесь.

Приобретать эти навыки приходится большим трудом и упорными усилиями. Ведь харизма не бывает врожденной – никто не выходит из лона матери уже лидером, которого все любят и готовы слушать. Харизма приобретается только с опытом, с годами работы над собой и с пониманием основных законов взаимодействий в социуме. Кто-то по случайному благоприятному стечению обстоятельств проходит этот «курс», не зная этого. Кто-то стал лидером уже в школе и теперь использует полученные тогда умения и знания во взрослой жизни. При этом, если его спросить, что такое харизма, он, может быть, и не сможет вам ответить: он просто использует те интуитивные знания, которые получил еще в детстве. И тем не менее харизма – это не чудо и не дар божий, а результат труда. Своей энергетикой можно и нужно научиться управлять. И пройти этот «курс» никогда не поздно.

Начать же его можно с простой вещи, с малого, с внешнего. Что, казалось бы, проще, чем ваш внешний вид, одежка, по которой встречают? Но с небольшого снежка начинаются горные лавины – начните творчество с малого. Внешнее, ваш имидж – вот первая ступень к харизме. По одежке встречают – это правда, как бы мы не говорили о превосходстве внутреннего над внешним, как бы не утверждали, что внешность может обманывать, от постоянной поправки на нее нам не уйти. Люди, не отдавая себе в этом отчет, составляют впечатление о человеке прежде всего по внешности. И если это впечатление было неблагоприятным, то переменить его потом стоит огромных усилий. Сколь угодно умный и доброжелательный человек, если он неряшливо и безвкусно одет, будет пользоваться меньшим влиянием в жизни, чем человек меньшего ума, но одетый опрятно и красиво. Не в наших силах это изменить. Но зачем менять? Не легче ли воспользоваться этим законом и заставить его работать на себя? Достаточно сделать свою внешность, чтобы впечатление, которое вы производите на других людей, составляло уже львиную долю вашего влияния на них.

Когда мы говорим, что надо работать над своей внешностью, мы не имеем в виду, что надо гнаться за модой. Мода здесь не при чем, она не может сделать того чуда, которое только вы сами в состоянии совершить. Модные журналы не руководство к действию, а только бизнес-индустрия. Обратите внимание, как одеваются люди, которым сопутствует в жизни успех, обаятельные, харизматичные люди. Далеко не всегда их одежда такая же, как на страницах свежих журналов, причем, если вы спросили бы их, чем они руководствуются при выборе одежды, они скорее всего ответили бы вам: интуицией. И это правильно, потому что при формировании собственной внешности нужно идти только от себя. Кто сказал, что платье, которым вы восхищаетесь, разглядывая журнал, подойдет именно вам? Ведь вы индивидуальность, индивидуальной должна быть и ваша одежда. Вы сами для себя мода, только вы можете решить, подойдет ли вашему характеру, вашей внешности та или иная вещь.

Как же понять, что именно вам подойдет, как именно нужно менять свою внешность, чтобы она работала на ваш успех, помогала раскрыться вашей личности и в конечном счете работала на вашу самореализацию? Прежде всего нужно иметь в виду, что, как правильно говорил Холмс, жизнь состоит из мелочей и из деталей. Часто бывает не так важно, какую надеть вещь – платье, костюм или пальто, – как решить, какие мелочи стоит добавить, какие детали выделить в своем внешнем образе. Ведь вам важно привлечь и удержать на себе внимание других людей – а что зацепляет взгляд лучше, чем небольшая, но яркая деталь? В то же время какая-нибудь досадная мелочь на отличном в целом костюме может испортить все впечатление, будь то пятно или безвкусная заколка.

Помните, вы – это то, что видят другие люди, а они видят все – и весь ваш образ целиком, и все мелочи, на которые вы сами можете не обратить внимания. Ваша внешность – это не забава, не развлечение, а реальный и очень действенный инструмент воздействия на окружающих. Однако внимательно относиться к своей внешности – не значит часами бездумно вертеться перед зеркалом, любуясь собой. Вы должны подойти к этому вопросу серьезно и трезво. Нужно целенаправленно выявить в себе индивидуальные особенности вашей внешности, подумать, что и как вам нужно подчеркивать, выделять в себе. В вашей одежде, аксессуарах, во всем, вплоть до сумки – все должно быть тщательно продумано.

Прежде всего я, конечно, хочу напомнить вам, что самое важное в одежде – это чистота и опрятность. Самая дорогая одежда смотрится нищенским балахоном, если за ней не следят должным образом. И наоборот, самая непритязательная одежда производит необходимое впечатление, если она идеально выглядит. А необычные выпуклые детали туалета, на которых фиксируется внимание, обеспечивают запоминаемость вашей внешности. Совсем не обязательно одеваться от Кардена, чтобы хорошо выглядеть. Это, конечно, придет со временем, тогда, когда ваш имидж будет уже сформирован, когда придет успех, а ваши возможности расширятся, можно будет одеваться там, где вам это будет удобно. Но это частность, мелочь, которая не имеет решающего значения в вашей самореализации. И прически, и парфюм – все это придет со временем. Сейчас главное – создать тот образ, который вам нужен для решения насущных проблем – то есть налаживания коммуникаций. И здесь скорее важна целостность картины, а не стоимость одежды.

Имейте в виду: люди в этой жизни так или иначе делятся на социальные группы и подгруппы – по достатку, по профессии, по интересам и так далее. И в каждой такой группе существуют свои имиджевые шаблоны, диктующие те или иные нормы внешнего вида. Все просто: попробуйте зайти в смокинге и в пенсне в бар металлистов или панков или в костюме сантехника на богемный раут. Казалось бы, что в этом неправильного, не все ли равно, как человек одет, вроде бы все нормально, но… могут и не понять. Отсюда легко сделать вывод: одежда важна и ценна не сама по себе, а только в контексте ситуации, только в смысле той функции, которую она выполняет. И исходя из этого нужно продумывать свой внешний вид.

Ведь одежда – это не просто то, что защищает вас от холода, одежда – это фактор стайного поведения, средство стайной навигации и манипуляции стаей. Именно поэтому государство одевает людей, работающих на него, в одинаковую одежду. Здесь, конечно, прежде всего нужно вспомнить о военных, которые все одеты в соответствующую роду войск и званию форму. Своя форма есть и у милиции, и у прокуроров, и у работников налоговой службы и так далее. Еще совсем недавно в форму были одеты школьники, а когда-то и студенты, и преподаватели. Крупные компании одевают в форму своих сотрудников – и как одеты в форму работники «Макдоналдса», точно так же есть своя форма и у работников, например, банковской сферы, у которых в должностной инструкции предписаны брюки, пиджаки и галстуки определенных цветов. Но люди одеваются одинаково не только по принуждению. Представьте себе стайку институток старого режима – они тоже будут одеты как будто в форму, при том что их никто не заставляет так одеваться.

При всем разнообразии этих и других возможных примеров, есть несколько законов, которые действуют применительно к любым стаям в социуме, они универсальны что для Макдоналдса, что для налоговой службы. И эти законы полезно знать.

Тон одежды может варьироваться от темного к светлому. Это имеет большое значение, потому что переход по цветовой гамме от белого к черному знаменует собой переход от эмпатичности к авторитарности. Играет роль в этом переходе и густота персональной зрелости, не нуждающейся в поддержке со стороны. По сути, это переход от персональной гибкости к необходимости поддержки. Если человека, одетого во все черное, положено опасаться, слушаться и уважать, то того, кто одет во все белое, – любить, сочувствовать и почитать.

Противопоставление белого и черного вызывает в бессознательной памяти любого человека две фигуры: белый рыцарь на белом коне против черного рыцаря на черном коне. Захватнические войны удобнее вести командирам в черных мундирах, освободительные – в белых. Именно поэтому рядовые священники как несущая влияние пехота рядятся в черное, а значимые иерархи на публичных мероприятиях – в светлое.

Так же значимо противопоставлены друг другу яркость и неяркость. Яркая одежда делает человека заметным, напротив, однотонная не обращает на себя внимания. С другой стороны, яркая одежда ассоциируется с сиюминутностью, а неяркая – с основательностью, она скорее вызывает доверие.

Похоже работает и пестрота одежды. Она также прибавляет человеку заметности, в отличие от монотонности. Но здесь есть свой «подводный камень»: пестрая одежда говорит о неоднозначности своего владельца, а однотонная, наоборот, о его однозначности, склонности к постоянству и предсказуемости.

Вообще любая гамма в одежде будет всегда свидетельствовать о той или иной групповой принадлежности. Обратите внимание на то, что в основном в черное одеваются представители рабочего класса (если это, конечно, не дорогие дизайнерские вещи). Теплые пастельные цвета любят образованные люди, занимающиеся интеллектуальным трудом. Приглядитесь внимательнее к окружающим вас людям. Скоро, когда ваш глаз уже будет натренирован на такие закономерности, вы сможете легко идентифицировать человека по его одежде и, кроме того, сами будете решать, в каком именно образе вам нужно предстать в данный конкретный момент.

Особую роль играет в одежде расфуфыренность, то есть гротескное преувеличение типичных для стаи деталей, добавление блеска, выступов, висюлек, лент, орденов, медалей и прочих фишек, которые свидетельствуют о весе их владельца внутри стаи. Именно в этом социальная роль орденов, нашивок, медалей, звездочек на погонах и так далее. Очевидно, что отсутствие таких деталей, простота одежды будет присуща человеку, у которого этот вес, с точки зрения стаи, отсутствует.

Вообще, те или иные детали или их совокупность могут сами по себе, отдельно от одежды, свидетельствовать о принадлежности к какой-либо группе. Такую функцию выполняет, например, институтский значок на пиджаке, который ещё недавно был почти обязательным для любого выпускника. Такие детали позволяют не только легко идентифицировать человека – они создают необходимый уровень свойскости, доверия.

Дороговизна одежды сама по себе не представляет ценности. Но человеком бессознательно вычисляется затратность сбора материалов и примочек. Они создают вес человека. Дороговизна одежды, как и прочие детали, встраивает человека в определенную социальную группу и оправдывает его существование в этой группе. В то же время такая одежда влечет за собой и определенные обязательства перед своей социальной группой: хронически врущий банкир вызывает больше агрессии, чем хронически врущий бомж.

Так называемый вкус в одежде на самом деле не что иное, как относительное правдоподобие относительно текущей стаи всего целого – одежды и деталей одежды. Вкус выявляет степень срощенности человека со стаей и в сочетании с предыдущими признаками. То есть то, насколько точно человек следует принятым в стае законам, и есть показатель его вкуса, который может быть маркером как защищенности-уязвимости представителя стаи, так и его значимости или незначимости. Из стайных представлений о вкусе вырастает и сексуальная привлекательность человека: одетый со вкусом, он, естественно, представляет большую сексуальную ценность. Одни и те же вещи могут быть по-разному оценены в разных стаях. Так, большое старомодное украшение может быть предметом насмешек, если его надела юная девушка, или, наоборот, объектом восхищения, если оно красуется на груди дамы бальзаковского возраста.

Кроме перечисленных основных законов одежды относительно стайных инстинктов, есть и некоторые дополнительные факторы, которые также нужно иметь в виду.

Жесткость или гибкость одежды свидетельствует об официальности или, соответственно, неофициальности формы одежды. То есть степень жесткости воротничка, манжет и других деталей сигнализирует о желаемой дистанции контакта с другими людьми того, кто надевает ту или иную одежду. Например, костюм с жестким воротником явно будет отличаться по степени формальности от костюма спортивного.

Грубость или мягкость дает сигнал о возможности агрессии носителя одежды, в том числе сюда относится и сексуальная агрессия, или доступность. Именно поэтому агрессивно настроенные подростки предпочитают проклепанные косухи, а не, например, свитера или пальто.

Толщина или тонкость, подобно жесткости или гибкости, обозначают желаемую дистанцию первичного контакта. В частности, поэтому на званые вечера и приемы принято надевать вечерние костюмы и платья, а не ватники.

Количество одежды, хотя и не играет определенной роли само по себе, способно усилить действие предыдущих трех факторов. Ясно, что костюм в сочетании с жилетом увеличивает дистанцию контакта по сравнению с одним костюмом, а в кожаных штанах вместе с косухой больше агрессии, чем просто в косухе.

То, насколько аккуратно или неряшливо одет человек, говорит о степени его стайного здоровья, а по сути, о его защищенности или, наоборот, уязвимости. Человек, принятый стаей, у которого есть своя твердая позиция в ней, будет стараться одеваться аккуратно. Человек же, которого стая отторгает, который чувствует себя некомфортно в социальном плане, запускает свой внешний вид.

Чистота одежды свидетельствует прежде всего о личном здоровье. Очевидно, что человек, одежда которого покрыта грязью, вызывает подозрения – нет ли у него какой болезни? Отсюда и степень привлекательности человека для других членов социума. В то же время в некоторых случаях подчеркнутая и нарочистая чистоплотность может сигнализировать о сексуальной агрессии.

Существуют также факторы, которые усиливают эффективность тех или иных признаков.

Знаки внешней принадлежности к более крупной стае. Люди могут и не входить в какую-либо высшую по отношению к ним социальную группу, но, стремясь попасть в нее, подражая ей, надевают что-то из «чужой» обоймы. Так, в советские времена особо рьяные пионеры надевали чекистские пиджачки. В сталинские времена чиновники старались отрастить усы, в ельцинские времена все подряд надевали красные пиджаки, а нынче в моде кагэбэшная, путинская строгость. Такие знаки не говорят о реальной принадлежности носителя к высшей социальной группе, наоборот, они упрочивают его положение в той стае, которой он принадлежит.

Знаки-выразители настроения стаи – те элементы, которые имеют важность для данного коллектива в данный конкретный момент времени. Так, на охоту надевают охотничий костюм, а не спортивный или рокерский. И не просто потому, что будет неудобно, а потому, что это – знак все той же принадлежности стае и участия в ее насущных делах и проблемах.

Мода есть, в сущности, выражение слабоосознаваемых стайных тенденций. Она совсем не так значима, как некоторые иногда думают. Кроме того, она весьма зависит от прочих признаков и условий; к примеру, дорогой и внушительный старомодный костюм круче дешевого и скромного, но модного. По сути, соответствие моде является соревновательным фактором в однородной социальной среде.

 

Пока сделали только первый шаг, определили те задачи, которые вам необходимо решить. Но этот шаг уже много значит, ведь многие люди живут, не осознавая своих проблем и не пытаясь ставить себе никаких задач, требующих решения. Многие из них удивляются, почему у них в жизни все не так, как им хотелось бы. Вы уже прошли дальше, вы уже осознали, что именно у вас не так и что конкретно нужно сделать, чтобы исправить ситуацию.

Люди наделяют окружающие их вещи особой аурой. Это как бы душа вещи, тот ментальный конденсат, который образуется вокруг нее в результате тех мыслей и эмоций, которые люди мыслят и испытывают по отношению к ней на протяжении поколений – можно сказать, что вещь получает эгрегориальную принадлежность. В обыденной жизни мы не осознаем присутствия эгрегоров, не отдаем себе отчет об их влиянии на нас. Между тем влияние это огромно. Можно сказать, что эгрегоры во многом формируют наши отношения с миром и с социумом, поддерживая устойчивые и сиюминутные стереотипы. Так, например, особая аура окружает в представлении людей такую форму мужской одежды, как брюки, пиджак и галстук, – словом, мужской костюм. Казалось бы, почему именно костюм вызывает у людей представление о представительности, влиятельности, серьезности, успехе? Почему не халат или футболка, например? Да именно потому, что это представление сформировано поколениями живших до нас людей и всеми ныне живущими людьми. Отдельный человек не может изменить эту ауру вещи и зачастую даже не осознает ее, просто подчиняясь ее «магии». Так коллективное сознание группы социума влияет на отдельное сознание его члена. Индивид, не прошедший специального обучения, не защищен от эгрегора и необходимо, бессознательно выполняет требования коллектива.

И тем не менее человек, который хочет пройти по дороге этой жизни самостоятельно, а не просто плыть по течению коллективного бессознательного, должен отслеживать все влияния на себя извне и противостоять им. Только четко продуманная, отшлифованная до автоматизма защита сможет оградить вас от нежелательного влияния, сделает вас более устойчивыми к внешним воздействиям. Вот тогда у вас и появится шанс проявить себя везде, не отклоняясь от созданного образа, который вам больше всего близок или которого требуют ваши жизненные цели и задачи.

Вы уже поняли, что мы не только воспринимаем глазами то, что находится вокруг нас, появляется в нашем поле зрения, но и ощущаем окружающий мир, причем ощущаем по-разному – осознанно и неосознанно, материально и не совсем. Это же относится и к общению между людьми. Мы не просто воспринимаем информацию, которую нам сообщают, мы всеми своими чувствами ловим те сигналы, которые посылает нам наш собеседник. Причем зачастую тема разговора может быть совершенно не важна. Мы можем говорить о погоде или о новом фильме, но на невербальном, то есть бессловесном, уровне параллельно идет какой-то другой разговор, который касается более важных для нас вещей.

Поэтому следующим шагом в развитии коммуникабельности будет освоение навыков невербального общения. Эти навыки необыкновенно важны. Люди, которые ими владеют – сознательно или нет, – могут одним положением своего тела, жестом или взглядом расположить к себе собеседника, вызвать доверие к себе или хотя бы просто привлечь к себе внимание. В своей жизни вы наверняка встречали таких людей и, возможно, удивлялись, как же это им удается. В самом деле, как? Отбросим в сторону ничего не значащие слова о врожденности, о божьем даре и так далее. Попробуем научиться этому умению. Для этого давайте выполним несколько простых упражнений, которые последовательно помогут нам научиться пользоваться своими телом и окружающим пространством, жестами, взглядом, мимикой, голосом.

 

Движение

 

Движения нашего тела демонстрируют другим людям нашу целостность, то есть соответствие нашего разума и глубинных стремлений. Если мы чувствуем одно, говорим другое, а думаем третье, это обязательно скажется на нашей пластике и на нашем двигательном рисунке (непроизвольные движения рук, ног, головы и корпуса).

Так называемая конгруэнтность нашего сознания и наших ощущений, то есть их гармония и соответствие друг другу, приводит к грациозности и привлекательности нашего тела в глазах окружающих. Но никто не может сказать вам, как именно вам нужно двигаться, никто не нарисует вам схему движений, которую достаточно будет просто заучить. Дело в том, что у тела каждого человека есть свои особенности, каждый организм имеет свои врожденные или приобретенные в раннем детстве способы движения.

И все же есть один момент, который необходим для любого, кто работает над своим телом. Речь идет о естественности движений и расслабленности всего организма. Этот момент абсолютно универсален. Большинство людей постоянно живут с какими-либо зажимами в теле, будь то напряжение мышц в области плеч, на лице или на животе. И дело не в том, что эти зажимы уродуют людей, хотя иногда случается и такое, а в том, что на бессознательном уровне эти зажимы посылают окружающим сигналы о нашей неуверенности, усталости или неспособности справиться с чем-либо. Кроме того, в научной литературе описаны случаи, когда такие зажимы приводят к серьезным медицинским проблемам. Поэтому очень важно уметь в буквальном смысле слова расслабляться, то есть давать своим мышцам отдых. Помните: ваши мышцы должны работать только тогда, когда это необходимо. Если вы сидите за компьютером, ведете машину или просто разговариваете с другим человеком, а в это время у вас скованы, напряжены плечи, это значит, что вам пора учиться управлять своим телом.

 

Поделиться:





Читайте также:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...