Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели, задачи и информационная база аудита




Введение

аудит проверка учет

Главной целью аудита является обеспечение контроля за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности. За последние годы в бухгалтерском учете произошли существенные изменения, обусловленные сближением российских форм и методов учета с международными и разработкой собственных учетных стандартов, отвечающих международным требованиям.

Одним из ведущих направлений аудита является проверка соответствия порядка учета движения основных средств и нематериальных активов в аудируемой организации действующим законодательным и нормативным документам, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации. В ходе аудиторской проверки особое внимание уделяется вопросам соблюдения действующего налогового законодательства.

С основными средствами и нематериальными активами как объектами учета связаны многие проблемы современной российской экономики: недостаточная конкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, незагрузка производственных мощностей, необоснованное дробление имущественных комплексов, низкие фондоотдача и инвестиционная активность, недостаточно реальная оценка активов, завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе. Усиливается влияние учета основных средств как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности. Поэтому основные средства и нематериальные активы в настоящих условиях становятся для многих организаций весьма существенным объектом аудита.

В традиционных методиках аудиторских проверок операций с основными средствами и нематериальными активами отражается лишь процесс воспроизводства этих активов в организации. При этом вне аудита, как правило, остаются такие важные вопросы, как арендные и залоговые операции, обоснованность консервации основных средств, реальность активов, аналитические процедуры и др.

Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами имеет огромное значение. От того будут или нет, обнаружены ошибки, зависит мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности в части основных средств. В случае обнаружения недочетов, ошибок или неоговоренных исправлений, аудитору следует в письменной форме довести до руководителя предприятия рекомендации по внесению исправлений, что позволит избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов при проверках. Аудит основных средств и нематериальных активов важен еще и потому, что затрагивает себестоимость производимой продукции (через амортизационные отчисления), что в результате может повлиять на финансовый результат.

Целью курсовой работы является изучение вопросов аудита основных средств и нематериальных активов на предприятии, выявление методов и способов ведения аудиторских проверок на исследуемом.

Методологической основой в изучении данного вопроса являются нормативные и законодательные акты, регулирующие вопросы аудита в РФ, а также учебная и научная литература.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-  изучить понятие основных средств и нематериальных активов;

-  ознакомиться с методами, принципами и конкретными приемами аудита основных средств и нематериальных активов;

-  провести планирование аудиторской проверки основных средств и нематериальных активов;

-  разработать методику аудита основных средств и нематериальных активов в условиях конкретного предприятия;

-  подготовить аудиторское заключение о результатах проверки основных средств и нематериальных активов;

Объектом исследования является открытое акционерное общество «Корт».

Цели и задачи работы обусловили ее логику и структуру. Курсовая работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения и списка использованной литературы.

 


 

Планирование аудита учета основных средств

Цели, задачи и информационная база аудита

 

Целью аудита операций с основными средствами (ОС) является выражение мнения относительно классификации, реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности объектов ОС.

Задачами аудита операций с ОС являются:

-  изучение их состава и структуры, условий хранения и эксплуатации; подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета; проверка правильности оформления и отражения в учете операций по движению ОС;

-  оценка начисленной амортизации и достоверности отражения ее в учете;

-  установление объемов выполненных ремонтов ОС и правильности отражения соответствующих расходов в учете;

-  подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки ОС;

-  оценка качества проведенной инвентаризации.

Для проведения аудита основных средств необходимо использовать современную нормативную базу. Ниже представлен перечень основных нормативных документов.

-  Гражданский кодекс РФ

-  Налоговый кодекс РФ

-  Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года №129-ФЗ (в ред. от 28.09.2010 №243-ФЗ)

-  Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 11.03.2009 г. №22н.

-  Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26н;

-  Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/08) от 06.10.2008 №106н

-  План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №56 (с изм. и доп.);

-  Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49;

-  Методические указание по бухгалтерскому учету основных средств №91н;

-  Постановление Правительства №1 от 01.01.2002 «О классификации основных средств, включенных в амортизационные группы»

-  Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997 №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»;

-  Другие нормативные документы, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета основных средств.

В процессе проведения аудиторской проверки аудиторы должны убедиться в наличии и правильности оформления первичных документов, обоснованности записей в регистрах бухгалтерского учета, выполнении выбранных вариантов по отдельным положениям учетной политики (например, в части методов амортизации основных средств).

Приведем состав первичных документов, подлежащих изучению:

-  Приказ «Об учетной политике организации»;

-  Акты инвентаризации основных средств;

-  Приказ о назначении постоянно действующей комиссии;

-  Отчет о переоценке основных средств;

-  Договоры купли-продажи основных средств;

-  Акты приема-передачи основных средств;

-  Договоры на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств;

-  Акты о ликвидации основных средств;

-  Инвентарные карточки основных средств;

-  Опись инвентарных карточек учета основных средств;

Инвентарные списки основных средств по месту их нахождения в эксплуатации и другие документы, обусловленные отраслевой спецификой.

Целью аудиторской проверки операций с основными средствами является установление достоверности во всех существенных отношениях отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций по приобретению, эксплуатации и выбытию объектов основных средств, а так же формирования мнения о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в части отражения указанных операций.

Изучению подлежат следующие регистры синтетического и аналитического учета:

-  Главная книга;

-  Журналы-ордера:

№13 (по кредиту счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности»);

№10 (по кредиту счетов 02 «Амортизация основных средств», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы»);

№16 (по кредиту счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы»);

-  Ведомость №18 (учет затрат по капитальным вложениям);

-  Ведомость аналитического учета основных средств;

Разработочные таблицы «Расчет износа (амортизации) основных средств».

Применение регистров зависит от выбранной и зафиксированной в приказе по учетной политике формы ведения бухгалтерского учета.

Данные, предоставленные в регистрах бухгалтерского учета, должны соответствовать данным финансовой (бухгалтерской) отчетности. Проверке подлежат:

-  Форма №1 (Бухгалтерский баланс);

-  Форма №2 (Отчет о прибылях и убытках);

-  Форма №5 (Приложение к бухгалтерскому балансу).

 

План и программа аудита

 

План аудиторской проверки может включать следующие этапы:

-  проверка правильности постановки основных средств на учет;

-  оценка наличия основных средств и эффективности их сохранности;

-  оценка состояния аналитического и синтетического учета собственных и арендованных основных средств в бухгалтерии и по материально-ответственным лицам в местах эксплуатации основных средств;

-  проверка соблюдения налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением, выбытием и арендой основных средств у юридических и физических лиц;

-  проверка результатов переоценки инвентарных объектов основных средств;

-  проверка действующего порядка учета затрат на текущий и капитальный ремонт основных средств при подрядном и хозяйственном способах ремонтных работ;

-  проверка обоснованности произведенных затрат на ремонт основных средств и правильности отражения сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета;

Для проведения независимой аудиторской проверки блока учета инвентарных объектов основных средств аудитору необходима инвентаризационная опись объектов на дату проведения аудита. В инвентаризационную опись должны быть включены объекты основных средств, находящиеся в головном предприятии и в распоряжении всех обособленных структурных подразделений, филиалов, представительств. Инвентаризационная опись объектов основных средств включает наименование объекта, дату приобретения, краткую характеристику объекта, балансовую стоимость, норму амортизации, срок службы, сумму начисленной амортизации.

В ходе проверки аудитор изучает состав и структуру основных средств. Аудитор, проверяя первичные бухгалтерские документы, отражающие поступление основных средств: коммерческие (хозяйственные) договоры, акты приемки, накладные, счета-фактуры, технические паспорта, уточняющие записи характеристик инвентарных объектов в индивидуальных карточках по учету основных средств - должен определить правильность разделения основных средств по:

-  классификации, так как неправильное разделение может привести к неправильному начислению амортизации и как конечный результат к неправильному отражению затрат в себестоимости продукции (работ, услуг);

-  принадлежности, так как неправильное их разделение может привести к неправильным расчетам арендной платы или начислению амортизации;

-  характеру участия в производстве, так как их неправильное разделение может привести к неправильному начислению амортизации (например, на основные средства, находящиеся в запасе или на консервации, амортизация не начисляется;

Кроме того, неправильная классификация основных средств и разделение их по назначению и классам может привести к неправильному отражению в учете результатов переоценки. Проверка этого аспекта имеет особое значение в настоящее время, поскольку в связи с введением в действие гл. 25 Налогового кодекса РФ предприятия провели переклассификацию основных средств для целей начисления амортизации и должны вести особый учет износа и 'амортизационных отчислений по объектам, полученным безвозмездно или за счет бюджетного финансирования, поскольку они не учитываются при определении издержек производства. Все это значительно повышает значимость проверки правильности постановки на учет основных средств с указанием всех отмеченных выше реквизитов.

Особое внимание аудитору необходимо обратить на правильность отнесения предметов к основным средствам.

Проверка Правильности оценки инвентарных объектов основных средств занимает в аудиторской проверке особое место, так как от правильности оценки основных средств в конечном итоге зависит:

-  достоверность отражения финансовых результатов;

-  правильность расчетов с бюджетом по налогу на имущество (стоимость основных средств является одним из источников начисления налога на имущество);

-  достоверность составления бухгалтерской отчетности по основным средствам.

На основании первичных бухгалтерских документов по приходу инвентарных объектов основных средств аудитору необходимо проверить правильность оценки основных средств.

При аудите оценки основных средств аудитору необходимо особое внимание обратить на:

-  наличие на предприятии комиссии по приемке объектов основных средств и оформлению соответствующих результатов;

-  наличие договоров на поступление объектов основных средств с указанием стоимости объекта;

-  наличие протоколов договорной цены, как неотъемлемой части соответствующих договоров, позволяющих передавать право собственности на объект основных средств;

-  соответствие первоначальной стоимости объектов основных средств в актах приемки-передачи основных средств стоимости, указанной в соответствующих договорах;

-  правильность и целесообразность произведенной переоценки основных средств;

-  правильность отражения первоначальной стоимости после достройки и дооборудования объектов, модернизации и реконструкции или частичной ликвидации объектов.

Особое внимание в ходе проверки аудитору следует обратить на наличие раздельного учета затрат, формирующих инвентарную стоимость основных средств и увеличивающих таковую в случае осуществления капитального ремонта.

Учет движения основных средств на предприятии должен оформляться документами унифицированных форм. Порядок оформления этих документов подробно изложен в Положении по бухгалтерскому учету основных средств (ПБУ1/2001). В ходе аудиторской проверки особое внимание необходимо обратить на источники поступления инвентарных объектов основных средств. В зависимости от источника поступления в бухгалтерском учете предприятия должен быть тот или иной набор первичных бухгалтерских документов, подтверждающих законность поступления основных средств. Например, при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения основных средств, по которой их относят в счет взноса в уставный капитал. Одновременно должна быть передана вся техническая документация на эти объекты основных средств. При приобретении основных средств у физического лица должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения. При приобретении объектов основных средств в комплекте (например, набор офисной мебели или вычислительная техника) в инвентарной карточке учета основных средств должна быть обязательно приведена расшифровка предметов, входящих в комплект. При приобретении объектов основных средств за иностранную валюту аудитор должен пересчитать первоначальную стоимость объекта по соответствующему курсу в рублях на момент перехода права собственности.

Особое внимание при аудите поступления объектов основных средств аудитор вынужден уделять объектам, принятым в эксплуатацию на условиях текущей и долгосрочной аренды.

При выбытии объектов основных средств аудитор должен тщательно проанализировать формы выбытия, так как в зависимости от этого приемы и методы аудиторской проверки строго дифференцируются. Например, при продаже объектов основных средств должна быть установлена рыночная стоимость, которая (как правило) не должна быть ниже балансовой стоимости. В случае реализации основных средств ниже рыночной стоимости соответственно увеличивается налогооблагаемая прибыль.

При безвозмездной передаче объекты основных средств подлежат обложению НДС за исключением безвозмездной передачи основных средств для непроизводственной сферы. Плательщиком НДС является передающая сторона.

Для определения непригодности объектов основных средств или невозможности и неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия. Аудитор проверяет наличие такого приказа, состав комиссии и порядок списания пришедших в негодность основных средств и их соответствие требованиям утвержденных нормативных документов.

Если в ходе аудиторской проверки выяснилось, что на предприятии произошло списание объектов основных средств в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, цехов и других объектов, то бухгалтерия должна предоставить аудитору перечень списанного оборудования, указанного в Плане расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятия.

Особое внимание аудитор должен уделить правильности списания и оприходование в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы» деталей, узлов и агрегатов разобранного и демонтированного оборудования, годных для ремонта других машин, а также других материалов, полученных от ликвидации объектов основных средств. При этом следует помнить, что детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, подлежат учету и сдаче в государственный фонд.

Аудиторская проверка ограничена во времени, поэтому для того чтобы своевременно и качественно провести аудит, к ней следует тщательно подготовиться. Необходимым средством такой подготовки является составление подробного плана аудиторской проверки, основой для разработки которого является принятая стратегия.

Общий план аудита ОС представлен в таблице 1.1

 

Таблица 1.1. Общий план аудита объектов основных средств

Проверяемая организация

 

Проверяемый период

 

Планируемые трудозатраты

 

Состав аудиторской группы

 

Руководитель проверки

 

Срок проведения проверки

 

Планируемый аудиторский риск

 

Планируемый уровень (уровни) существенности

 

№ п/п Планируемые виды работ Сроки проверки Исполнитель
1 Аудит наличия и сохранности ОС    
2 Аудит движения ОС    
3 Аудит правильности начисления амортизации    
4 Аудит инвентаризации с целью переоценки ОС    
5 Проверка правильности налогообложения по ОС    

Руководитель аудиторской организации

 

Руководитель проверки

 

 

Планируемые виды работ позволят обеспечить:

-  контроль за наличием и сохранностью ОС;

-  правильность отнесения предметов к ОС;

-  правильность оценки ОС в учете;

-  правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию ОС;

-  правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта ОС;

-  правильность отражения данных о наличии и движении ОС в бухгалтерском учете и отчетности.

На основании плана составляется программа проверки, в которой четко определяется: цель аудита, основные участки работы, характер и методы проверки (сплошной, выборочный, фактический, документальный контроль и т.д.) Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, применяемых в данной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнитель. Она служит подробной инструкцией для аудитора по конкретному участку контроля. Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...