Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика аудиторских процедур проверки




 

Рассмотрим аудиторские процедуры, позволяющие оценить организацию учета основных средств.

-  Аудитору необходимо установить соответствие остатков по синтетическим счетам 01, 02, 03, 07, 08, отраженных в Главной книге, аналогичным данным аналитического учета и Бухгалтерского баланса (форма №1).

Если сальдо не тождественны, то следует выяснить причину у лица, ответственного за ведение учета основных средств и нематериальных активов. При этом следует проанализировать, привело ли существующее искажение в бухгалтерском учете к завышению или занижению налоговой базы по налогу на имущество и сделать соответствующий перерасчет.

-  Проверка соответствия применяемых на предприятии форм первичной учетной документации унифицированным формам.

Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 №7 «об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» утверждены следующие согласованные с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств:

-  ОС - 1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств, кроме зданий, сооружений»

-  ОС - 1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)»;

-  ОС - 1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)»;

-  ОС - 2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств»;

-  ОС - 3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств»

-  ОС - 4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»

-  ОС - 4а «Акт о списании автотранспортных средств»

-  ОС - 4б «акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)»;

-  ОС - 6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств»

-  ОС - 6а «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств»;

-  ОС - 6б «Инвентарная книга учета объектов основных средств»;

-  ОС - 14 «Акт о приеме (поступлении) оборудования»;

-  ОС - 15 «Акт приемки-передачи оборудования в монтаж»;

-  ОС - 16 «Акт о выявленных дефектах оборудования».

Далее рассмотрим основные аудиторские процедуры в отношении учета объектов основных средств в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2. Аудиторские процедуры в отношении учета объектов основных средств

Содержание процедуры Используемые документы Выводы аудитора
Проверка соблюдения положения учетной политики в отношении объектов основных средств Учетная политика, регистры учета, первичные документы Применяемые методы в области учета основных средств соответствуют положениям учетной политики
Проверка соответствия отчетных показателей (форм №1 и №5) соответствующим показателям в Главной книге, регистрам синтетического и аналитического учета ОС Квартальный, полугодовой и годовой балансы, форма №5, формы основных средств Отчетные показатели соответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учета
Проверка правильности определения первоначальной стоимости основных средств Акты приемки-передачи, счета-фактуры, накладные Первоначальная стоимость основных средств соответствует составу данной стоимости в ПБУ 6/01
Проверка источников поступления основных средств Накладные, счета-фактуры Источники поступления соответствуют источникам в счетах-фактурах
Проверка правильности выделения налога на добавленную стоимость при приобретении основных средств Нормативные документы, счета-фактуры, данные по счетам 19 и 68 Налог на добавленную стоимость в финансовых документах выделяется отдельной строкой
Проверка правильности использования типовых форм по учету основных средств. Проверка правильности начисления амортизации по основным средствам Учетная политика, нормативные документы, формы основных средств статистической отчетности. Разработочные таблицы «Расчет амортизационных отчислений» На предприятии используются унифицированные формы отчетности. Проверенные разработочные ведомости по амортизации основных средств не содержат ошибок
Проверка соответствия используемых методов начисления амортизации требованиям бухгалтерского учета Нормативные документы, учетная политика Используемый метод начисления амортизации основных средств (линейный) соответствует требованиям законодательства и приказу по учетной политике
Проверка правильности отнесения объектов ОС к соответствующим категориям Нормативные документы, справочная документация Объекты основных средств отнесены к соответствующим амортизационным группам
Проверка правильности оформления операций по выбытию основных средств Акты на списание основных средств (форма основных средств) Проверенные акты выбытия основных средств ошибок не содержат
Проверка правильности уплаты налогов по реализованным основным средствам Журналы учета хозяйственных операций, акты на списание основных средств, расчеты Аудиторская проверка не выявила существенных нарушений по уплате налогов по реализованным основным средствам
Проверка правильности «привязки» объектов основных средств к материально ответственным лицам Справочная документация, данные устных опросов, договоры материальной ответственности Аудиторская проверка выявила правильность «привязки» объектов к материально ответственным лицам
Проверка правильности отражения в учете и отчетности операций по арендованным основным средствам Данные по счетам 01, 03, 08, 76, 19, 001; журнал хозяйственных операций Аудиторская проверка выявила отсутствие учетных документов по арендованным основным средствам
Проверка правильности проведения переоценки основных средств и результатов ее оформления Расчеты по переоценке основных средств, журнал регистрации хозяйственных операций Проведенная экспертиза документов по переоценке не выявила искажений в учете
Проверка правильности ведения учета основных средств в условиях автоматизированной формы учета Учетная политика, руководство по работе с программами бухгалтерского учета В организации применяется современное программное обеспечение, соответствующее системе учета основных средств

 

Дебет сч. 01, Кредит сч. 08 - на сумму фактически произведенных затрат.

-  При проверке правомерности предъявления налога на добавленную стоимость следует обратить внимание на то, что:

-  если основные средства приобретены для эксплуатации в подразделениях непроизводственной сферы (для целей жилищного, социального, медицинского, спортивного и культурного обслуживания членов производственного коллектива), то сумма налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщику, не может быть предъявлена к возмещению из бюджета;

-  если существует кредиторская задолженность по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подразделениями» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в частности поставщиков основных средств, то следует убедиться, что налог на добавленную стоимость в этой части бюджета не предъявлен, т.е. на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретению ценностей» имеются соответствующие дебетовые сальдо.

Необходимо проверить правильность оформления транспортных средств в части отражения затрат, связанных с их поставкой на учет.

Следует также проверить документальное оформление фактов приобретения основных средств у физических лиц. Данные факты должны быть оформлены договорами купли-продажи, составленными в письменной форме, с указанием паспортных данных продавцов. При этом следует проверить, не выделен ли ошибочно налог на добавленную стоимость из стоимости указанной сделки (за исключением ситуаций, когда продавцом является предприниматель без образования юридического лица, являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость).

В том случае, если объекты основных средств созданы на самом предприятии, необходимо проверить правильность формирования первоначальной стоимости объекта, а так же учитывать, что при проверке налога на добавленную стоимость в части строительства хозяйственным способом необходимо четко отслеживать применимое именно в период постановки объекта на учет налоговое законодательство.

В бухгалтерском учете эта операция должна быть отражена следующей бухгалтерской записью: Дебет сч. 01 «Основные средства», кредит сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» на сумму фактически произведенных затрат.

Если установлено, что имели место операции по оприходованию безвозмездно полученных основных средств, то необходимо проверить использование субсчета 2 «Безвозмездные поступления» счета 98 «Доходы будущих периодов», который используется для учета стоимости безвозмездно полученных активов до момента признания их в качестве доходов организации.

В учете эта операция отражается следующим образом: Дебет сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств», кредит сч. 98 «доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления» - причем отражается именно рыночная стоимость полученных объектов основных средств; Дебет сч. 01 «Основные средства», кредит сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» - при вводе в эксплуатацию на основании соответствующих документов; Дебет сч. 20 «Основное производство» (23, 44 и пр.), кредит сч. 02 «Амортизация основных средств» - начисление амортизации в соответствии с методом, применимым для группы, к которой относится объект; Дебет сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления», кредит сч. 91 «Прочие доходы и расходы» - включена во внереализационные доходы часть стоимости безвозмездно полученного объекта основных средств в размере амортизационных отчислений.

При проведении аудиторской проверки операций с основными средствами важным вопросом является правильность отражение расходов на ремонт основных средств, причем необходимо проверить соответствие порядка отражения приказа по учетной политике, а так же проверить вопросы налогообложения в соответствии с действующими в проверяемый период положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

При проверке операций, связанных с выбытием объектов основных средств, необходимо установить причину выбытия и проверить правильность отражения в учете операций, связанных с выбытием. В том числе, если имеет место списание объекта в результате морального или физического износа, необходимо проверить отражение в учете материалов, лома, утиля, полученных при демонтаже объекта.

При выбытии объекта в учете должны быть сделаны следующие бухгалтерские записи: Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств», кредит сч. 01 «Основные средства» - списана начисленная амортизация; Дебет сч. 91 «Прочие доходы и расходы», кредит сч. 01 «Основные средства» - списана остаточная стоимость на финансовые результаты; Дебет сч. 91 «Прочие доходы и расходы», кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - учтены затраты на демонтаж, разборку: заработная плата, единый социальный налог, иные понесенные затраты; Дебет сч. 10 «Материалы», кредит сч. 91 «Прочие доходы и расходы» - оприходованы материалы, лом, утиль.

В случае если объект до списания имелся в наличии, то последняя бухгалтерская запись обязательна. Если выбытие объекта связано с выявленной недостачей при инвентаризации, то списание производится по учетной стоимости, а в случае установления виновного лица ущерб должен взыскиваться по рыночной цене.

При аудиторской проверки в части основных средств аудиторская организация должна оценить эффективность использования объектов основных средств аудируемым лицом и порекомендовать мероприятия, которые позволят повысить эффективность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...