Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, влияющие на наше внимание




ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ

О проблемах памяти мы начинаем задумываться только тогда, когда она начинает нас подводить, создавая дополнительные трудности. А пока этого не происходит, нам неинтересно, как работает механизм запоминания. Мы предпочитаем действовать на ощупь, используя чаще всего для сохранения информации хорошо известный со школы метод механического повторения.

А ведь память действует сообразно человеческой природе. Что обычно подталкивает вас к выполнению той или иной работы? Чаще всего это какой-нибудь «пряник», который вы получите в результате приложенных усилий. Жизнь вокруг нас постоянно меняется, и по логике мы тоже должны постоянно меняться, чтобы соответствовать новым обстоятельствам. Но на практике мы ведем себя по-другому только тогда, когда такое поведение доставляет нам удовлетворение. Именно такие действия, которые доставляют нам положительные эмоции, запоминаются и усваиваются без особых усилий с нашей стороны, как бы сами собой.

И правда, никому не придет в голову назвать тяжелым трудом купание в море или просмотр любимого фильма. Точно так же работает и память.

Любое ее усилие вызвано какой-либо потребностью или интересом. Ведь вы никогда не забываете поспать, поесть или пойти на работу, потому что это жизненно необходимые действия. Вознаграждение, которое вы получаете в результате предпринятых усилий, стоит доставленных ими неудобств.

Потребность и интерес в совокупности создают мотивацию, которая стимулирует привлечение внимания и его концентрацию на необходимой информации.

Если человек не будет сосредоточен на том, что нужно запомнить, запись информации в памяти будет нечеткой, следовательно, не будет и никакой гарантии ее четкого воспроизведения. Здесь важно отметить тот факт, что при этом степень концентрации внимания

должна быть достаточно высокой. И наконец, нельзя не сказать о той работе, которую совершает ум, когда достигнута необходимая степень концентрации, которая заключается в

организации запоминаемой информации.

Таким образом, механизм функционирования памяти можно представить в виде цепи с пятью звеньями:

Если ее разорвать, информация будет потеряна и произойдет забывание.

Давайте сравним процесс запоминания с записью на магнитофон. Что вы прежде всего сделаете? Убедитесь, что ваш аппарат исправен и готов к работе. Значит, главное условие нормального функционирования памяти – это отсутствие нарушений в работе мозга.

Затем вы должны устранить все посторонние шумы, которые могут повлиять на качество записи, то есть отвлечься от всех посторонних мыслей и сосредоточиться на том, что вам нужно запомнить. Чтобы сконцентрировать внимание и направить его в нужное русло, требуется время, поэтому не стоит торопиться: тщательно проделанная подготовительная работа обязательно скажется на результате.

Если у вас хорошо развита зрительная память, вам не составит труда воспроизводить яркие мысленные образы того, что вы хотите запомнить. А чтобы создать их, вам придется задействовать все ваши чувства. И здесь опять не обойтись без внимания. Только оно способно активизировать ваши чувственные и интеллектуальные способности, которые и являются основными инструментами для создания мысленных образов.

Повысить качество записанной в память информации можно также с помощью ассоциирования мысленного образа с имеющимся чувственным восприятием.

УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ

Начинать формирование внимательности следует как можно раньше. Как только ребенок начал реагировать на голос матери, потянулся за игрушкой, сделал первый шаг в сторону заинтересовавшего его предмета, должен начаться процесс обучения, который будет продолжаться в школе, вузе, на работе – практически всю свою сознательную жизнь человек учится быть внимательным. Учеными были разработаны многочисленные способы управления вниманием в зависимости от целей и методов обучения.

В процессе усвоения каких-либо знаний важно вызвать у учащегося непроизвольное внимание. Оно проще всего формируется под воздействием интереса к содержанию занятий. Если учителю удалось заинтересовать ученика, последний будет ловить каждое слово, обращенное к нему, каждый жест и даже выражение лица преподавателя. И все это будет происходить без каких-либо усилий со стороны обучаемого.

Однако даже при наличии интереса внимание может колебаться, поэтому время от времени учитель должен направлять внимание ученика в нужное русло с помощью фраз типа «Обратите внимание на…», «Посмотрите сюда», «Внимательно рассмотрите…». Вот так с помощью самых простых приемов можно осуществлять управление вниманием человека.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НАШЕ ВНИМАНИЕ

Какими бы совершенными ни были методы и способы управления вниманием, каким бы талантливым ни был человек, формирующий эту черту у своего подопечного, обязательно должны быть созданы определенные условия, способствующие этому процессу.

Говоря о формировании внимания, мы в первую очередь имеем в виду произвольный и послепроизвольный типы внимания. Только они позволяют человеку работать в любых условиях, не отвлекаясь на посторонние раздражители, и полностью сосредотачиваться на одном объекте, который в данный момент представляется для него наиболее важным.

Самое большое влияние на формирование внимания оказывает интересная и увлекательная работа. Однако она должна быть не только приятной, но и в меру трудной, требующей приложения усилий.

«В меру трудной» означает, что степень ее сложности и трудоемкости должна быть обязательно соотнесена с возрастом, физическими и умственными данными человека, его наклонностями и устремлениями.

Работа должна выполняться осознано, а не превращаться в простой механический акт, когда руки делают одно, а голова занята совершенно другим. Более того, человек должен нести ответственность за результаты своей деятельности.

При таком подходе ясно, что процесс формирования внимания не может не сопровождаться требованиями дисциплины или самодисциплины. Приучать себя работать в определенное время, не останавливаться на полпути, всегда доводить порученное дело до конца, доходить до самой сути решаемой проблемы – вот далеко не полный список того, что помогает стать по-настоящему внимательным человеком.

Само собой разумеется, что требования дисциплины, а особенно самодисциплины, связаны с развитием у человека волевых качеств.

Воспитание в себе все перечисленных качеств, которые больше относятся к характеру, должно идти параллельно формированию объема внимания и выработке навыка его распределения. Речь идет о том, что человек в процессе свой профессиональной деятельности должен стремиться выполнять несколько действий одновременно, внимательно их контролируя.

И последнее: человек должен учиться переключать внимание с объекта на объект, из множества второстепенных дел вычленять самое главное, а по мере возрастания объема внимания скорость его переключения должна увеличиваться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...