Создание последовательности образов и способа их связывания.
Все образы, которые возникают у вас в процессе чтения, должны фиксироваться в той же последовательности, в которой они возникают в тексте. Запоминая ее, не забывайте об идеях, которые эти образы иллюстрируют. Систематизация идей. Создание определенной структуры идей должно основываться на последовательности образов, каждый из которых несет в себе, как правило, не одну, а несколько идей. Чтобы извлечь идею, заключенную в образе, нужно сформулировать ее одной фразой. Чаще всего эта фраза будет соответствовать смыслу отдельного отрывка произведения. После того как идеи выделены, проложите мостики между ними, которые и будут тем основным структурным элементом, преобразующим их в целостную систему. Комментарии к образам и воплощенным в них идеям. Художественные образы отражают индивидуальный стиль автора, его мировоззрение. Поэтому так важны ваши личные комментарии, в которых вы определяете свое отношение к сюжету, средствам его воплощения, основной идее произведения. Производя критический анализ произведения, вы тем самым регистрируете его в памяти как эмоциональный и интеллектуальный объект, что делает процесс запоминания более эффективным. Ниже приведены два текста, с помощью которых вы можете поупражняться в применении на практике рекомендаций, изложенных в этой главе. Текст № 1. После одного из заседаний N-ского мирового съезда судьи собрались в совещательной комнате, чтобы снять свои мундиры, минутку отдохнуть и ехать домой обедать. Председатель съезда, очень видный мужчина с пушистыми бакенами, оставшийся по одному из только что разобранных дел «при особом мнении», сидел за столом и спешил записать свое мнение. Участковый мировой судья Милкин, молодой человек с томным, меланхолическим лицом, слывущий за философа, недовольного средой и ищущего цели жизни, стоял у окна и печально глядел во двор. Другой участковый и один из почетных уже ушли. Оставшийся почетный, обрюзглый, тяжело дышащий толстяк, и товарищ прокурора, молодой немец с катаральным лицом, сидели на диванчике и ждали, когда кончит писать председатель, чтобы ехать вместе обедать. Перед ними стоял секретарь съезда Жилин, маленький человечек с бачками около ушей и с выражением сладости на лице. Медово улыбаясь и глядя на толстяка, он говорил вполголоса:
• Все мы сейчас желаем кушать, потому что утомились и уже четвертый час, но это, душа моя Григорий Саввич, не настоящий аппетит. Настоящий, волчий аппетит, когда, кажется, отца родного съел бы, бывает только после физических движений, например, после охоты с гончими, или когда отмахаешь на обывательских верст сто без передышки. Тоже много значит и воображение-с. Ежели, положим, вы едете с охоты домой и желаете с аппетитом пообедать, то никогда не нужно думать об умном; умное да ученое всегда аппетит отшибает. Сами изволите знать, философы и ученые насчет еды самые последние люди и хуже их,извините, не едят даже свиньи. Едучи домой, надо стараться, чтобы голова думала только о графинчике да закусочке. Я раз дорогою закрыл глаза и вообразил себе поросеночка с хреном, так со мной от аппетита истерика сделалась. Ну-с, а когда вы въезжаете к себе во двор, то нужно, чтобы в это время из кухни пахло чем-нибудь этаким, знаете ли... • Жареные гуси мастера пахнуть, – сказал почетный мировой, тяжело дыша. • Не говорите, душа моя Григорий Саввич, утка или бекас могут гусю десять очков вперед дать. В гусином букете нет нежности и деликатности. Забористее всего пахнет молодой лук, когда, знаете ли, начинает поджариваться и, понимаете ли, шипит, подлец, на весь дом. Ну-с, когда вы входите в дом, то стол уже должен быть накрыт, а когда сядете, сейчас салфетку за галстук и не спеша тянетесь к графинчику с водочкой. Да ее, мамочку, наливаете не в рюмку, а в какой-нибудь допотопный дедовский стаканчик из серебра или в этакий пузатенький с надписью «его же и монаси приемлют», и выпиваете не сразу, а сначала вздохнете, руки потрете, равнодушно на потолок поглядите, потом этак не спеша, поднесете ее, водочку-то, к губам и – тотчас же у вас из желудка по всему телу искры…
А. П. Чехов «Сирена» Текст № 2. На днях я прочел в одной американской газете статью, которая бы вас позабавила. В ней одна американка обращается к своим сестрам, женщинам. «Вы сетуете на то, – пишет она, – что не можете найти себе мужа? Вы не обладаете той неотразимой красотой, к какой Голливуд, увы, приохотил наших мужчин? Вы ведете замкнутый образ жизни, редко бываете в обществе? Словом, у вас почти нет знакомых мужчин, а те, среди которых мог бы оказаться ваш избранник, не обращают на вас внимания. Позвольте же дать вам несколько советов, которые мне самой очень пригодились. Я полагаю, что вы, как и многие из нас, живете в небольшом коттедже; вокруг – лужайка, неподалеку – другие такие же дома. По соседству с вами, без сомнения, обитает несколько холостяков. • Ну конечно! – Скажете вы мне. – Да только им и дела до меня нет. • Так-так! Тут-то как раз и подойдет первый мой совет. Приставьте к стене своего домика лестницу; влезьте на крышу и принимайтесь за установку телевизионной антенны. Этого довольно. Тотчас же к вам устремятся, точно шершни, привлеченные горшочком меда, все мужчины, живущие окрест. Почему? Потому что они обожают технику, любят что-нибудь мастерить, потому что все они считают себя умелыми и искусными... главное, потому, что им доставляет огромное удовольствие показать женщине свое превосходство. • Да нет же! – Скажут они вам. – Вы не знаете, как за это взяться. Позвольте-ка сделаю я… Вы, разумеется, соглашаетесь и с восторгом взираете на то, как они работают. Вот вам и новые друзья, которые к тому же признательны вам за то, что вы дали им случай блеснуть. Для стрижки газона, – продолжает американка, – у меня имеется каток с электрическим мотором; я без труда управляюсь с ним, двигаясь вдоль лужайки. До тех пор пока все в порядке, ни один мужчина не появляется на горизонте.
Стоит же мне захотеть, чтобы соседи мною заинтересовались, нет ничего проще – я вывожу мотор из строя и делаю вид, будто озабоченно ищу причину поломки. Тут же справа от меня появляется мужчина, вооруженный клещами, с ящиком инструментов в руках. Вот наши механики и в западне. Та же самая игра на автостраде. Остановитесь, поднимите капот машины и наклонитесь с растерянным видом над свечами. Другие шершни, охочие до похвал, в свой черед остановятся и предложат вам свои неоценимые услуги. Имейте, однако, в виду, что замена колеса или накачивание шины для них – занятие мало привлекательное. Эта работа хоть и нехитрая, но зато трудоемкая и почета не сулит. А для мужчины, владыки мира, самое главное – выказать свое всемогущество перед смиренными женщинами. Сколько подходящих женихов в одиночестве катят по дорогам и, сами того не подозревая, желают только одного – найти себе спутницу жизни вроде вас – простодушную, несведущую и готовую восхищаться ими! Дорога к сердцу мужчины, как вехами, отмечена «автомашинами». Я полагаю, что эти советы и впрямь полезны, когда речь идет об американцах. Будут ли они столь же действительны применительно к французам? Пожалуй, нет; но у нас есть свои уязвимые места. Нам нравится восхищать речами и звонкими фразами. Попросить профессионального совета финансиста, политического деятеля, ученого – один из способов покорить мужчину, и он также рассчитан на неистребимое тщеславие мужской половины рода человеческого. Уроки ходьбы на лыжах, уроки плавания – превосходные силки для мужчин-спортсменов. Гете в свое время заметил, что нет ничего привлекательнее, чем занятия молодого человека с девушкой: Ей нравится узнавать, а ему – обучать. Это верно и по сей день. Сколько романов завязывается за переводами из латыни или за решением задачи по физике, когда пушистые волосы молоденькой ученицы касаются щеки ее юного наставника!
Попросить, чтобы вам разъяснили сложную философскую проблему, слушать объяснение с задумчивым видом, повернув головку так, как вам особенно идет, затем проникновенно сказать, что вы все поняли, – кто способен устоять перед этим! Во Франции путь к сердцу мужчины проходит через его ум. Отыщу ли путь к вашему сердцу? Прощайте. А. Моруа «Письма к незнакомке» Теперь вы убедились, что любой текст можно представить как совокупность мысленных образов. Особенно богаты образами стихи, более того, они невозможны без метафор, которые обращены к чувствам читателя, а поэтому запоминаются легче, чем прозаический текст. Предлагаем вам рассмотреть методику запоминания поэтического текста на конкретном примере.
Заря прощается с землею, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин. Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец! С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец! И все таинственней, безмерней Их тень растет, растет, как сон; Как тонко по заре вечерней Их легкий очерк вознесен! Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, — И землю чувствуют родную И в небо просятся оне. А. Фет Прочитав стихотворение, выполните следующие задания: 1. Прочитайте вслух первую строфу стихотворения. При этом постарайтесь максимально сосредоточиться на содержащихся в ней образах. 2. Закройте глаза и, сформулировав мысленно смысл этой строфы, представьте ее в виде зрительных образов, Для того чтобы картинка получилась более объемной, кроме зрения, по возможности используйте другие органы чувств. 3. То же самое по очереди проделайте с остальными строфами стихотворения. 4. Теперь у вас в уме должна сложиться стройная система образов всего стихотворения. Проверьте себя, прочитав его, не останавливаясь. Если вы все сделали правильно, при чтении образы один за другим должны всплывать у вас в голове, иллюстрируя мысли, заключенные в нем. 5. Закройте глаза и, мысленно воспроизводя зрительные образы, попытайтесь вспомнить стихотворение, описывая своими словами образ за образом. 6. Проконтролируйте себя, перечитав его вслух. Если ваша память дала сбой и какой-либо из образов выпал или не совсем точно отразил мысль, исправьте его или замените другим. Точно так же проверьте последовательность образов и то, как вы их связали друг с другом. 7. Еще раз внимательно перечитайте его. На этот раз обратите внимание на звучание слов, ритмику текста и выбор рифм. 8. Расскажите кому-нибудь об этом стихотворении. Начните с сюжета и поэтических приемов, с помощью которых он передан, затем поделитесь своим впечатлением о нем.
9. Выучите стихотворение наизусть. Но делайте это постепенно: в день по строфе. При этом обязательно повторяйте выученные накануне. В процессе заучивания опирайтесь на созданные зрительные образы, используйте контекст и не забывайте про эмоции – все, что вы учите, должно быть вами прочувствовано. Повторяйте строки, воображая себя актером, который работает над ролью и ищет нужную интонацию. Выше мы уже говорили о том, что чем внимательнее читатель, тем лучше он запоминает прочитанное. Самое время поговорить о правилах хорошего чтения Их немного, но они помогут вам глубже понять прочитанное, выделить его основные составляющие и надолго сохранить в памяти главное. 1. Сначала ответьте на вопрос: «О чем идет речь в этом произведении?». Для этого вчитайтесь в заглавие, просмотрите оглавление, список использованной литературы (если таковой имеется), аннотацию и т. д. В процессе чтения аналогичные вопросы задавайте к смысловым отрывкам текста и отвечайте на них либо сразу, либо после того, как вы прочтете текст целиком. Следите за развитием основной мысли произведения, не отвлекаясь на всевозможные отступления и обращая внимание на ее образные иллюстрации. 2. Выделяйте важные элементы текста: эмоциональное содержание смысловых отрезков, приводимую автором аргументацию, фактические сведения, разъяснения и комментарии. Для зрительного подкрепления используйте подчеркивание ключевых слов, ярких образов, а также примеров, иллюстрирующих основную мысль. 3. Анализируйте структурную композицию текста и смысловых отрывков. Зачастую именно она отражает замысел автора и подчеркивает основные идеи произведения. Для этого составьте и запишите подробный план прочитанного, придумайте заголовки и подзаголовки к каждой его части. Проделывая эту работу, вы тем самым будете формулировать основные идеи, содержащиеся в каждом из выделенных отрезков. Если текст был прочитан невнимательно, при составлении плана вам нужно будет возвращаться назад, чтобы освежить его в памяти, поэтому с первых страниц следите за композицией и структурируйте его. 4. Оценивайте прочитанный текст. Но сначала постарайтесь понять точку зрения автора и прокомментируйте ее. Затем ответьте на вопрос: «Согласны вы с ней или нет?». Проанализируйте произведение со своей точки зрения: оцените оригинальность идеи и средств ее воплощения, степень достоверности описанных событий и чувств, соответствие формы и содержания. В заключение опишите те чувства, которые вызывает у вас прочитанный текст: восхищение, возмущение, скуку, интерес, шок и т. д. Очень часто бывает трудно выделить и запомнить основную идею текста. Американский психолог Бонни Мейер советует использовать для этого метод раскрытия плана, который применил автор для ее выражения. Суть его заключается в выявлении в тексте слов-индикаторов, указывающих на его главную смысловую функцию. Итак, согласно этому методу можно выделить пять планов • описание; • последовательность; • проблема/разрешение; • сравнение; • причина/следствие. Таким образом, анализируя словесное наполнение текста, можно сформулировать предложение, в котором содержится его основная мысль. Приведем несколько примеров, иллюстрирующих это утверждение: «Его плохое настроение, вспышки беспричинного гнева обусловлены чередой печальных событий, обрушившихся на него в последнее время». Слово-индикатор – «обусловлены», план – «причина/следствие», основная мысль – раскрытие причины плохого настроения персонажа. «Чтобы долго сохранять работоспособность, нужно вести здоровый образ жизни». Слово-индикатор – «чтобы», план – «проблема/разрешение», основная мысль – путь сохранения работоспособности. «Россия по своей территории в несколько раз превышает Францию». Слова-индикаторы – «Россия» и «Франция», план – «сравнение», основная мысль – сравнение двух государств по территории, одно из которых – Россия – больше. «Чтобы попасть на прием к врачу, нужно сначала прийти в поликлинику, затем взять талон и, наконец, завести карточку». Слова-индикаторы: «сначала», «затем», «наконец»; план – «последовательность», основная мысль – описание действий, которые следует совершить, чтобы попасть на прием к врачу. Их всего три, но совершить их нужно в определенной последовательности. Этот метод, конечно же, подходит в основном для коротких и относительно простых текстов: пословиц, поговорок, газетных заметок, объявлений, поскольку в больших и сложных текстах содержится множество планов и выделить их с помощью этого метода не всегда удается. Упражнение 1. Прочитайте текст и выполните задания, следующие за ним. Нанета-громадина была, пожалуй, единственным человеческим существом, способным полностью примириться с деспотизмом хозяина. Весь город завидовал супругам Гранде из-за этой Нанеты. Нанета-громадина, прозванная так за свой рост в пять футов восемь дюймов, служила у Гранде уже тридцать пять лет. Хотя она получала всего только шестьдесят ливров жалованья, ее считали одной из самых богатых служанок во всем Сомюре. Эти шестьдесят ливров, нараставшие в течение тридцати пяти лет, дали ей возможность недавно поместить у нотариуса Крюшо четыре тысячи ливров в обеспечение пожизненной ренты. Такой итог долгих и настойчивых сбережений Нанеты-громадины представлялся непомерным. Всякая служанка, видя, что у бедной шестидесятилетней женщины оказался кусок хлеба на старости лет, завидовала ей, не думая о том, ценою какого жестокого рабства он достался. Когда Нанете было двадцать два года, она ни у кого не могла найти себе места, до такой степени внешность ее казалась отталкивающей; а на самом деле это впечатление было очень несправедливо: будь ее голова на плечах какого-нибудь гвардейского гренадера, ею любовались бы, но всему, говорят, свое место. Нанета, принужденная после пожара покинуть ферму, где она ходила за коровами, пришла в Сомюр и искала себе места, воодушевляемая твердой решимостью не отказываться ни от какой работы. В то время Гранде подумывал о женитьбе и уже хотел налаживать свое хозяйство. Он высмотрел эту девушку, которую спроваживали от двери к двери. Умея, как истый бочар, ценить физическую силу, он понял, какую выгоду можно извлечь из существа женского пола, сложенного, как Геркулес, твердо стоявшего на ногах, как шестидесятилетний дуб на корнях своих, существа с широкими бедрами и квадратной спиной, с руками ломового извозчика и с честностью непоколебимой, как ее нетронутое целомудрие. Ни бородавки, украшавшие это лицо воина, ни его кирпичный цвет, ни жилистые руки, ни рубище Нанеты не отпугнули бочара, который был еще в тех летах, когда сердце способно трепетать. Он накормил, одел, обул бедную девушку и взял ее на работу, положил ей жалованье и обращался с нею не слишком сурово. Видя такой прием, Нанета-громадина втихомолку плакала от радости и искренне привязалась к бочару, который, впрочем, пользовался ее трудом по-феодальному. Нанета делала все: она стряпала, стирала, ходила на Луару полоскать белье, тащила его на своих плечах, она поднималась с рассветом, ложилась поздно, готовила еду для всех работников во время сбора винограда, наблюдала за ними, охраняла, как верный пес, добро своего хозяина; наконец, питая к нему слепое доверие, она безропотно повиновалась самым нелепым его фантазиям. В знаменитом 1811 году, когда сбор винограда стоил неслыханных трудов, Гранде решил подарить Нанете за двадцатилетнюю службу свои старые часы – единственный подарок, полученный ею от него за всю жизнь. Правда, он отдавал ей свои старые башмаки (они ей были впору), однако башмаки Гранде после трехмесячной носки невозможно рассматривать как подарок, настолько они бывали уже изношены. Бедная девушка волей-неволей сделалась такой скупой, что Гранде в конце концов полюбил ее, как любят собаку, и Нанета допустила, чтобы на нее надели ошейник, утыканный шипами, которые уже не кололи ее. Если Гранде нарезал хлеб слишком уж скаредно, она на это не жаловалась; она весело переносила вместе со всеми строгий режим питания, установленный Гранде и имевший некоторые гигиенические преимущества: в доме никто никогда не хворал. Нанета стала членом семьи: она смеялась, когда смеялся Гранде, печалилась, зябла, отогревалась, работала вместе с ним. Сколько сладостного удовлетворения в этом равенстве! Никогдахозяин не попрекал служанку, если она съедала под деревом падалицу – персик или сливу. • Ладно, угощайся, Нанета, – говорил он ей в такие годы, когда в садах ветки сгибались под тяжестью плодов и фермерам приходилось кормить ими свиней. Для деревенской девушки, в юности встречавшей только плохое обращение, для нищенки, призренной из милости, лукавый смешок папаши Гранде был истинным лучом солнечного света. К тому же чистое сердце и ограниченный ум Нанеты не могли вместить более одного чувства и одной мысли. Тридцать пять лет подряд ей все вспоминалось, как она подошла к порогу мастерской г-на Гранде, босиком, в лохмотьях; ей постоянно слышалось, как бочар сказал: «Что вам угодно, красавица?» – и признательность ее была всегда юной. Порою Гранде, думая о том, что это бедное создание никогда не слышало хотя бы малейшего лестного слова, что ей неизвестны нежные чувства, внушаемые женщиной, и что она может в свое время предстать перед богом более непорочной, нежели сама дева Мария, – Гранде, охваченный умилением, говорил, глядя на нее: • Бедняжка Нанета! На это восклицание старая служанка всегда отвечала ему неизъяснимым взглядом. Эти слова, повторяемые хозяином время от времени, издавно образовали цепь неразрывной дружбы и каждый раз прибавляли к ней новое звено. В жалости, нашедшей себе место в сердце Гранде и благодарно принятой старой девой, было нечтоневыразимо ужасное. То была жестокая жалость скряги, весьма приятно щекотавшая себялюбие старого бочара, но для Нанеты она являлась вершиною счастья. Кто не повторит: «Бедняжка Нанета!»? Господь узнает ангелов своих по оттенкам их голосов и по сокровенному смыслу их сочувствия. В Сомюре было очень много семейств, где со слугами обращались лучше, но, несмотря на это, они не питали к хозяевам особой признательности, и в городе говорили: • Что же такое делают господа Гранде для своей Нанеты-громадины? Почему она так к ним привязана? Она ради них в огонь бросится! Ее кухня с решетчатыми окнами во двор была всегда чистой, опрятной, холодной – настоящей кухней скряги, где ничто не должно было пропадать зря. Кончив мыть посуду, прибрав остатки обеда, Нанета гасила огонь под плитой, уходила из кухни, отделенной от зала коридором, и шла прясть пеньку возле своих хозяев. Одной свечи было достаточно для всей семьи на целый вечер. Служанка спала в конце коридора, в закоулке, еле освещенном оконцем, которое заслонялось стеной. Могучее здоровье позволяло ей жить безнаказанно в этой конуре, откуда она могла слышать малейший шум среди глубокого безмолвия, царившего в доме день и ночь. Она была обязана, как сторожевой пес, спать вполглаза и отдыхать бодрствуя.
О. де Бальзак. «Евгения Гранде»
1. Одним предложением выразите основное содержание текста. 2. Подчеркните ключевые слова. 3. Найдите образы и составьте из них последовательность. 4. Расскажите о своем впечатлении от текста. 5. Прочитайте текст еще раз, обращая внимание на его композицию и на мелкие детали, которые ускользнули при первом прочтении. Делайте паузу после каждого абзаца и мысленно комментируйте прочитанное. 6. Еще раз выскажите свое мнение о тексте и сравните позицию автора, которую он занимает по отношению к персонажу, и свою собственную. 7. Прокомментируйте текст, используя элементы анализа. Упражнение 2. Его широко используют на курсах журналистики в США, чтобы выработать у слушателей навык всестороннего охвата события с учетом малейших деталей. Суть его заключается в следующем. Для того чтобы хорошо запомнить полученную информацию, журналист должен ответить на шесть вопросов: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», «Как?» . Прочитайте текст из упражнения 1 и ответьте на следующие вопросы: • Кто является главным действующим лицом текста? • Что происходит в рамках этого текста? • Когда происходит действие? • Гд е происходит действие? • Почему события происходят именно так, а не иначе? • Как разворачиваются события?
Упражнение 3. Это упражнение было разработано во времена Второй мировой войны для повышения качества знаний и эффективности процесса обучения. Если выполнять его регулярно, вы будете запоминать в 4 раза больше информации, чем обычно. Для того чтобы концентрация внимания при чтении была высокой, выберите для упражнения интересный с вашей точки зрения текст (статью, отрывок прозаического текста, книгу). Бегло просмотрите текст и одним предложением передайте его краткое содержание. Задайте вопросы, составив их из названий частей текста. Затем в процессе чтения найдите на них ответы. Сделайте в тексте пометки, разграничивающие композиционно законченные отрывки текста. Ответьте на вопрос: какова основная мысль каждого из этих отрывков. Перескажите мысленно краткое содержание каждого композиционного отрывка в перерывах между ними. Запишите основные мысли на бумаге. Повторно просмотрите текст сразу же после пересказа, обращая внимание на основные идеи и последовательность их изложения, то есть на внутреннюю структуру текста. При этом, вы должны держать в голове основную канву текста и нанизывать на нее существенные детали. Взгляните на свои записи и сверьте их с текстом, чтобы закрепить его запоминание. Прокомментируйте текст, вложив в комментарии свою точку зрения на описываемые события и отношение к нему.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|