Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А теперь несколько упражнений, которые помогут вам применить на практике полученные знания и развить свои мнемонические способности.




Упражнение 1.

Вглядитесь в лицо своего нового знакомого и выделите доминирующую черту его лица. При этом обязательно мысленно прокомментируйте свой выбор. Затем так же тщательно проанализируйте его фамилию для того, чтобы отыскать в ее звучании смысловой образ, который в дальнейшем можно будет использовать для создания зрительного образа. И наконец, придумайте ассоциацию и объедините в ней конкретный образ, подсказанный фамилией, и доминирующую черту лица. Если при этом на ум приходят какие-нибудь комментарии, обязательно проговорите их. Готовую картинку удержите в памяти на 15-20 секунд. Чтобы упражнение принесло пользу, лучше всего выполнять его в уединении, где никто вас не отвлекает и вы можете быть максимально сосредоточенными.

Упражнение 2.

Разложите перед собой 12 фотографий с подписанными под ними фамилиями тех, кто на них изображен. Переверните их изображением вниз и, пользуясь полученными знаниями, постарайтесь запомнить, как кого зовут. Затем переверните фотографии и посчитайте, сколько фамилий вы запомнили. Повторите все через 1 час и сравните полученный результат. Это упражнение можно выполнять неоднократно: через день, через два или даже через неделю, всякий раз сравнивая результаты и анализируя ошибки.

Упражнение 3.

На листе бумаги в столбик напишите 12 фамилий ваших знакомых и постарайтесь найти в них смысловые подсказки для создания зримого образа. Используйте как прямое преобразование фамилии (Котов – кот, Деревянкин – дерево, Лапшин – лапша), так и непрямое (Богданов – бог-да-но, Глуховская – глухой-скай (англ. «небо»), Тихоненко – тихо-енка (танец летка-енка). Через несколько дней постарайтесь вспомнить эти фамилии. Проанализируйте результат, особенно обратите внимание на те фамилия, которые вам вспомнить не удалось.

Упражнение 4.

Составьте списки зримых символов, которые будут служить заготовками к созданию зрительных образов. Один список будет состоять из наиболее часто встречающихся частей фамилий (-ов – овца; -ин – инки; -ич – сыч и т. д.), а другой – из самых распространенных фамилий (Иванов – ива, Петров – царь, Сидоров – заплечный мешок, или «сидор», и т. д.).

Упражнение 5.

Каждый день по дороге на работу или домой вглядывайтесь в лица своих попутчиков и постарайтесь отметить все их отличительные особенности. Внимательно приглядывайтесь к каждой черте лица и анализируйте их одну за другой. Выберите среди них главную, которая и определяет специфику данного лица. Так, например, однажды вам встретится человек, обладающий удивительной формой носа. Сравните его с носами всех людей, которых вы еще повстречаете на своем пути. В следующий раз ваше внимание привлекут глаза. Чтобы убедиться в их уникальности, сравните их с глазами всех остальных людей, которые окажутся рядом с вами в этот день. В результате такого упражнения через неделю вы будет быстро определять особенности того или иного лица, не упуская ни одной детали.

СПИСКИ

При заучивании перечней или списков особенно полезны методы тренировки памяти, основанные на анализе запоминаемого материала и ассоциациях. Кстати, психологи, оценивая состояние памяти того или иного человека, очень широко используют тест, заключающийся в запоминании списка. Несмотря на то что этот способ довольно прост, он достаточно эффективен. Кроме того, он, как лакмусовая бумажка, позволяет определить действенность различных методов запоминания, помогающих нам в повседневной жизни.

Списки и перечни – очень важная деталь нашего быта, которая помогает организовать каждодневные заботы, сделать все в срок и в полном объеме. Мы пишем список необходимых продуктов, отправляясь в магазин, или составляем перечень проблем, которые требуют безотлагательного решения в течение рабочего дня. Самые беззаботные составляют их на клочке бумаги и засовывают в карман. Более ответственные заводят для перечней специальные ежедневники, записные книжки и т. д. Самые продвинутые прибегают к помощи компьютеров. Но независимо от носителя все мы составляем эти списки, чтобы в ответственный момент не забыть сделать нечто важное и крайне необходимое.

Без составленного перечня дел или покупок, безусловно, было бы удобнее: бумажка в самый ответственный момент теряется, чтобы заглянуть в записную книжку, нужно надеть очки, которые лежат в портфеле, а компьютер не всегда есть под рукой, поэтому выход один – тренировать память. Ведь, полагаясь на списки, вы выключаете ее из привычного для нее процесса: запоминать информацию, чтобы в нужный момент ее выдать.

Итак, первое, что нужно сделать, чтобы запомнить некий список, – внимательно проанализировать его и найти необходимые ассоциации. А что значит «проанализировать»? Это значит, рассмотреть предмет или явление под разными углами, используя для этого различные способы организации мыслей.

При аналоговом подходе упор делается на сходство между предметами или явлениями. В словаре «аналогия» определяется как сходство, устанавливаемое нашим воображением между двумя или несколькими объектами, в чем-то далеко не идентичными. Например, вы смотрите на сына и вспоминаете его отца, потому, что у обоих одинаковые глаза.

Дифференциальный подход, напротив, акцентирует внимание на различии между сравниваемыми объектами, причем они могут быть настолько сильными, что речь скорее будет идти о противоположностях. Например: «Я надолго запомнил фамилию самого отъявленного драчуна в классе, потому что его фамилия была Послушный».

В основе категориального подхода, или метода группировки, лежит деление предметов или идей на ряд категорий. Это один из самых простых и естественных способов организации мыслей. Легче всего группировать объекты по парам: любовь и ненависть, ложки и вилки, соль и спички и т. д.

Для получения оптимального результата приведенные способы лучше всего использовать не по отдельности, а в той или иной комбинации. Американский ученый Кеннет Хайби в результате проводимого им эксперимента с группировкой предметов, запоминаемых испытуемыми, пришел к выводу, что количество запоминаемых предметов в этом случае возрастает более чем в 3 раза. Вот почему лучше использовать какую угодно группировку, чем не использовать их вообще.

Уровень запоминания будет тем выше, чем выше будет уровень организации мысли. Более того, эффективность тренировок возрастет в разы, если процесс формирования ассоциаций совместить с визуализацией. В качестве иллюстрации обратимся к примеру. Перед вами список дел, которые необходимо сделать:

A. Отправить письмо.

Б. Заплатить за квартиру в сбербанке.

B. Зайти в парикмахерскую постричься.

Г. Заточить ножницы.

Сначала группируем пункты списка в пары. Логичнее всего это сделать так:

А и Б (рядом со сбербанком есть почтовый ящик),

В и Г (парикмахер стрижет ножницами).

После того как группы определены, постараемся найти для них подходящие ассоциации и представить их в виде зрительных образов. Не ограничивайте свое воображение, дайте ему развернуться в полную силу. Более того, не скупитесь на комментарии и уточнения – этот прием сделает ассоциации более красочными и запоминающимися.

Поработаем с группой А и Б. Представьте себе следующую картину. Вы входите в сбербанк, подходите к окошку и вместо квитанции протягиваемее служащей письмо, а затем идете к почтовому ящику и бросаете в него квитанцию. Таким вот не совсем обычным способом вы установили связь между письмом и банком и одновременно сделали упор на их различие. Объединение этих объектов – квитанции и письма – стало возможным благодаря географической близости сбербанка и почтового ящика.

Перейдем к группе В и Г. Здесь ассоциация напрашивается сама собой: легче всего представить себе парикмахера, стригущего вам волосы вашими же тупыми ножницами. Какой ужас!

Если проделывать подобные упражнения регулярно, вскоре игра в поиск ассоциаций настолько увлечет вас, что станет вашей второй натурой. И тогда вам будет достаточно просто взглянуть на список, сгруппировать его пункты по категориям и подыскать к полученным группам зрительные образы, используя при этом принцип аналогии, различия или противопоставления. А написанный список после этого можно носить с собой только для того, чтобы лишний раз удостовериться, что ничего из перечисленного в нем не затерялось в уголках вашей памяти.

В дальнейшем можно приступить к более сложным тренировкам и научиться запоминать пункты списка в порядке их перечисления. Эти тренировки особенно эффективны в тех случаях, когда в списке представлены разнородные элементы, которые очень трудно сгруппировать по смыслу или сходству. Суть предлагаемых упражнений заключается в произвольной системе запоминания. В ее основе лежит заранее фиксированная цепь так называемых мест, или локусов (от лат. «locus» – «место»), на которую нанизываются образные ассоциации с запоминаемыми объектами. Предлагаемый способ интересен тем, что вам вообще не придется думать о порядке, в котором следуют пункты вашего списка: они легко соотносятся с определенными местами хорошо знакомого вам маршрута. Поэтому, для того чтобы вспомнить порядок следования пунктов в вашем списке, вам достаточно мысленно пройтись по проложенному пути, отмечая установленные ориентиры.

Предлагаемый способ запоминания вовсе не является новинкой, его использовали еще древнеримские ораторы, готовясь к публичным выступлениям, чтобы не перепутать пункты плана предстоящей речи. Накануне оратор мысленно выбирал отрезок пути, который он проделывал много раз, а поэтому он хорошо знал, что именно встретится ему на пути, и устанавливал на нем свои ориентиры (локусы), в которые помещал объекты, ассоциируемые со смысловыми отрезками его речи. Например, если в первую очередь оратор хотел сказать о войне, то в лавке галантерейщика, которая первой оказывалась на выбранном пути, он помещал копье. Если следующим пунктом его выступления была забота о снабжении армии продовольствием, то в лавке ткача он «оставлял» лепешку хлеба и так до заключительной фразы своей речи. Вы знаете, откуда пошло выражение «на первом месте»? Именно от этого способа запоминания последовательности. Так, выступая перед публикой, оратору будет достаточно мысленно представлять маршрут: на первом месте он возьмет копье и расскажет о предстоящей войне, на втором месте его будет ждать лепешка, и он расскажет о том, что нужно серьезно подойти к проблеме снабжения армии провизией, и т. д.

Каждый оратор имел свой собственный набор мест, которые были у него в постоянном ходу и особенно широко использовались им в тех случаях, когда речь должна была идти об объектах, логически не связанных друг с другом. Только разместив путеводные атрибуты в знакомых местах, оратор с честью добирался до конца своего выступления и поражал слушателей силой своего аналитического мастерства.

А теперь примерим этот способ запоминания последовательности на себя и начнем с самого простого, например с вашей комнаты или квартиры. Встаньте на пороге и обойдите помещение так, словно вы прокладываете маршрут по незнакомой местности. Что это значит? Во-первых, он должен быть определен раз и навсегда, как для строительства железной дороги, поэтому сразу же решите, как вы будете обходить ваше жилище: по часовой стрелке или против, от порога к кровати, на которой вы спите, или наоборот. Затем выберите места, куда вы будете размещать вещественные подсказки: диван, стол, стул, кресло, ковер, телевизор или коридор, кухня, ванная комната, гостиная, столовая, спальня и т. д. В дальнейшем вы будете использовать этот маршрут с расставленными на нем ориентирами для запоминания любой последовательности.

Представьте себе, что вам нужно обойти ряд учреждений, причем сделать это необходимо в определенном порядке. Составьте их список и мысленно вообразите себе предметы, которые с ними ассоциируются, и свяжите их с ориентирами в квартире, набор которых вы заранее определили.

Итак, выбираем места и соответствующие учреждения:

• входная дверь – станция техобслуживания автомобилей;

• коридор – сбербанк;

• гостиная – почта;

• спальня – химчистка;

• кухня – магазин.

Теперь приступим к представлению предметов, которые можно было бы разместить в заданных местах.

1. Станция техобслуживания. Здесь первое, что приходит на ум, – автомобиль, нуждающийся в ремонте. Поставьте его у порога входной двери так, чтобы он загораживал вход в квартиру. В течение 15–20 секунд полюбуйтесь получившейся картиной, представляя ее во всех деталях. При этом несколько раз мысленно проговорите: станция техобслуживания – входная дверь.

2. Сбербанк. С данным учреждением, скорее всего, ассоциируются всевозможные платежные документы. Не сопротивляйтесь первому пришедшему на ум образу и представьте разноцветные квитанции, разбросанные по всему полу в коридоре.

3. Почта. С почтой, конечно же, ассоциируются всевозможные виды почтовых отправлений: письма, бандероли, посылки. Вот и вообразите их, лежащими на столе в гостиной. Почему только на столе? Потому что отдельные предметы обстановки вообразить легче, чем всю комнату целиком.

4. Химчистка. На кровати – самом приметном месте в спальне – представьте себе кучу грязного белья, если одежду в химчистку нужно сдать, или аккуратные стопки уложенного в полиэтиленовые пакеты белья, если ее следует забрать.

5. Магазин. Самая простая связь из предложенного списка: магазин очень легко ассоциируется с кухней. Поэтому не изобретайте велосипед и представьте себе холодильник, стоящий на вашей кухне. Вы можете представить его пустым, чтобы напомнить себе, что нужно зайти в магазин, или набитым продуктами, которые следует купить.

Теперь, после того как вы расставили метки на всем пути запоминания, вам достаточно пройтись по квартире по заданному маршруту, и предметы, которые вы связали с каждой из комнат, всплывут в памяти без особых усилий с вашей стороны.

Естественно, что для создания нужных ассоциаций, вам придется затрачивать некоторое время и заставлять работать свое воображение с полной отдачей. Легкие ассоциации (такие, как кухня (холодильник) – магазин) будут встречаться очень редко, ведь списки вам придется запоминать самые разные, а локусы, то есть места, куда вы будете расставлять воображаемые предметы, останутся неизменными, они всегда будут одними и теми же. В противном случае вы рискуете запутаться, лишив данный способ запоминания главного – его сути.

Запечатленный в памяти список будет храниться в ней около суток, затем вы его забудете, а в ней освободится место для следующего. И это вполне нормально. Ведь мы никогда не пишем один текст поверх другого, какой бы носитель мы для этого ни использовали. Наложение друг на друга 2 текстов приведет не к увеличению информации в 2 раза, а к полной потере содержащихся в них сведений.

Вместо квартиры в качестве путеводной нити можно выбрать отрезок вашего привычного пути на работу, любимое место ваших прогулок (набережную, аллею в парке), ваш рабочий кабинет, даже дамскую сумку или карманы вашего костюма можно использовать для запоминания. Главное требование ко всем этим маршрутам – неизменность локусов, которые легко воспроизводятся в памяти в строго определенном порядке.

Если вы время от времени составляете одни и те же списки (обязательные платежи в конце месяца, люди, которых вы поздравляете в праздники, и т. д.), для их запоминания можно использовать постоянные наборы мест. Так, например, карманы вашей любимой куртки – это памятка того, что вы обязательно должны взять с собой в командировку, а слоники, стоящие на книжной полке, – родственники супруги, которых нужно обязательно поздравить с Новым годом, 8 Марта и Днем защитника Отечества. Долгосрочные списки, в отличие от одноразовых, могут долго храниться в вашем «архиве», однако время от времени их следует освежать в памяти.

При освоении этого способа запоминания постарайтесь избежать типичных ошибок, на которых стоит остановиться подробнее.

1. Поспешность в составлении своего списка мест.

Выбор последовательности мест – самое главное действие в процессе запоминания этого перечня. В связи с этим не следует жалеть время и силы на его составление. Эта последовательность должна быть четко определенной, хорошо продуманной и постоянной. Все локусы, которые будут в нее включены, должны пройти тщательный отбор, чтобы в дальнейшем они без усилий всплывали в памяти. Эффективность того или иного места можно проверить опытным путем: мысленная картинка каждого из них должна быть четкой и ясной. Кроме того, их последовательность должна быть естественной и выбранной в строгом соответствии с проложенным маршрутом. В противном случае, мысленно двигаясь от локуса к локусу, вы можете заблудиться и перепутать важную для вас информацию.

После того как вы несколько раз в мыслях проделаете выбранный маршрут и без труда определите расставленные на нем метки, запишите составленную последовательность в записную книжку.

2. Использование двух сходных локусов, например 2 и более стульев, 2 подсвечников, висящих по обе стороны картины, 2 или более одинаковых цветочных горшков, стоящих на подоконнике. Такой способ выбора мест недопустим. Похожие предметы обстановки лучше сгруппировать и объединить в один образ, потому что мало кому удается идентифицировать разные места, представленные одним и тем же предметом.

3. Использование дверей в качестве предмета-символа.

Как правило, все двери похожи друг на друга, за исключением тех из них, которые сделаны по индивидуальному заказу или представляют собой произведение искусства. В связи с этим во избежание возможных ошибок не используйте их в качестве локусов и, мысленно переходя из комнаты в комнату, не обращайте внимания на двери, будто их там вовсе нет.

4. Использование предметов, которые постоянно меняют свое местонахождение, например ваз с живыми цветами, книг, дисков и т. д.

5. Неоправданное усложнение разработанной системы. Осваивайте способ постепенно и не старайтесь сразу запомнить несколько списков. Начните с одного в день. Хотя мы и говорили о том, что след списка в памяти недолговечен и исчезает через несколько часов после выполнения всех его пунктов, на первых порах информация может сохраняться гораздо дольше. Это объясняется тем, что, приступая к занятиям, вы будете тратить больше времени и сил на запоминание, чем в дальнейшем, когда метод будет хорошо усвоен. Со временем, когда фиксация списков в памяти станет не такой прочной, предыдущие перечни дел будут легко стираться, уступая место новым. Если все-таки в одном месте вашего мысленного пути вы увидите не 1, а 2 предмета, не теряйтесь. Определите, какой из них остался из предыдущего списка, и продолжайте идти дальше.

Если же в один день вам потребуется запомнить 2 и более списков, используйте для этого разные наборы мест. Кстати, стандартный набор, который должен быть у вас всегда под рукой, должен включать в себя примерно 20 мест.

Так вот для запоминания, например, того, что вам нужно купить в магазине и что – сделать в течение дня, разбейте стандартный набор на 2 части: 15 мест – это покупки, а оставшиеся 5 – дела.

Упражнение 1.

Это упражнение можно рассматривать как своеобразную разминку. Вам предлагается список того, что, как правило, берут с собой в путешествие, отправляясь на отдых к морю. Внимательно прочитайте его, создайте воображаемый образ каждого предмета и поместите его в соответствующее место.

1. Паспорт.

2. Водительские права.

3. Пластиковая карточка.

4. Билет на поезд.

5. Записная книжка.

6. Видеокамера.

7. Мыло, зубная щетка, паста.

8. Косметика.

9. Фен.

10. Зонтик.

11. Купальник.

12. Аптечка.

13. Нитки, иголка, ножницы.

14. Защитный крем от солнца.

15. Солнцезащитные очки.

16. Кроссовки.

17. Плащ.

18. Панама.

19. Ключи от дома.

20. Книга.

 

Упражнение 2.

В этом и последующих упражнениях списки составлены произвольно из самых разных слов. Не пытайтесь уловить логику в их подборе – ее там нет.

Выберите 10 слов и постарайтесь их запомнить, используя для этого вышеприведенный способ. Когда вам это удастся, прибавьте к ним еще одно, затем еще одно, и так до тех пор, пока вы не запомните весь список.

1. Бревно.

2. Петух.

3. Обезьяна.

4. Ложка.

5. Компьютер.

6. Трава.

7. Сумка.

8. Пламя.

9. Деньги.

10. Удача.

11. Рука.

12. Окулист.

13. Вода.

14. Физический.

15. Круг.

16. Душ.

17. Вино.

18. Крест.

19. Овал.

20. Ярость.

Упражнение 2.

Задание то же, что и в предыдущем упражнении.

1. Кошка.

2. Спички.

3. Журнал.

4. Тарелка.

5. Букет.

6. Омела.

7. Грот.

8. Туман.

9. Квартира.

10. Подушка.

11. Нога.

12. Доктор.

13. Дождь.

14. Тройной.

15. Грудь.

16. Инок.

17. Водка.

18. Квадрат.

19. Ужас.

20. Звезда.

Упражнение 3.

Начните запоминание сразу с 15 слов, а затем добавьте оставшиеся 5.

1. Свинья.

2. Глина.

3. Вилка.

4. Газета.

5. Солома.

6. Шмель.

7. Ель.

8. Пшеница.

9. Гром.

10. Булка.

11. Рана.

12. Терапевт.

13. Награда.

14. Скупой.

15. Авокадо.

16. Конь.

17. Санитарка.

18. Закон.

19. Циркуль.

20.Счастье.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...