Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Святой Феофил Антиохийский и его творения.




Следующий апологет, о котором мы должны сказать несколько слов – Феофил Антиохийский. По спискам, в которых мы находим в сочинениях историка Евсевия Кесарийского, Феофил был шестым антиохийским епископом. Он родился в Месопотамии от языческих родителей и получил эллинистическое воспитание. Свое обращение в христианство он описывает сам. Ему предшествовал долгий период размышлений и испытаний разных учений. Единственное сочинение Феофила, сохранившееся до нашего времени, – это апологетическое сочинение «Послание к Автолику». Составлено оно, по видимому, в начале 80- х годов II века. Эта хронология устанавливается на основании содержания. В третьей книге своего сочинения Феофил начертывает схему всемирной истории, которая доводится до смерти императора Марка Аврелия (17 марта 170 года). Автолик – это язычник, друг Феофила, который оспаривает христианское учение; к нему обращает свое увещание Феофил. Как говорит Феофил, Бога может познать каждый человек подобно тому, как каждый человек имеет глаза и может видеть Солнце. Однако, некоторые люди страдают искажениями зрения; с помощью такой аналогии объясняется, что не все познали истинного Бога.

Феофил подробно противопоставляет учение Священного Писания и учения Пророков, с одной стороны, и языческой религии – с другой. Ему нетрудно показать, что все, что сообщают о божественном мире поэты Гомер и Гесиод полно противоречий и не выдерживает серьезной критики, а надо сказать, что эти поэты были высшими религиозными авторитетами у язычников. Между прочим, Феофил ссылается на авторитет «Пророчеств Севилл», сборник которых был довольно распространен среди ранних христиан. Сами по себе «Пророчества» выражали христианское мировоззрение, т.е. возникали в христианской среде и были своего рода орудием проповеди христианства среди язычников. Однако те Севиллины пророчества, которые приводит Феофил, не встречаются в известных нам сборниках таких пророчеств. В Западной Европе, где сохранилась латинская литература в средние века продолжали ссылаться на Севиллины пророчества, в то время, как на Востоке о них очень скоро забыли. Феофил много говорит о моральном превосходстве христианства о том, что христианство не только выше язычества, но и древнее язычества. Как и другие апологеты, Феофил, говоря о христианстве, не ставит барьера между Ветхим и Новым Заветом. Пророки, которые предвозвещают пришествие христианства, – это тоже христианские святые, христианские учители.

Феофил – это первый богослов, употребивший слово «Троица» (по гречески «Τριας»). По Феофилу первые три дня Творения – это образ Божественной Троицы. Феофил первый из богословов, который говорит о разнице между Логос «эндиатетос» и Логос «профорикос», т.е. Словом, внутренне присущим, и Словом произнесенным. По существу, правда, не пользуясь этими специфическими терминами, об этом говорил св. Юстин. Слово, внутренне присущее – это Слово, которое было вначале у Бога; Слово произнесенное – это Слово, которое как бы отделилось от произнесшего Его Отца для того, чтобы действовать в мире. Это действие в мире Слова Божия – оно всеобъемлюще, Оно начинается с самого сотворения мира. Нет ни одной вещи в мире, которая бы не была сотворена через это Слово; как мы исповедуем в Символе Веры – «…Им же вся быша». Эти слова следует понимать относящимися не к Богу Отцу, а к Богу Сыну. Именно это Слово беседовало с Адамом в Раю, т.е. Слово произнесенное – это проявление Бога в мире, проявление, которое совершается через вторую ипостась Святой Троицы.

Феофил также, как и другие современные ему авторы – св. Юстин, св. Ириней Лионский, – считает, что бессмертие души не есть естественное ее свойство, это награда, которую получает душа. Сама по себе душа не есть ни смертная, ни бессмертная; она имеет в себе возможность того или другого, она становится или смертной или бессмертной. И сама по себе смерть не есть естественное свойство.

Святой Мелитон Сардийский и его творения.

Еще один апологет – это Мелитон Сардийский, епископ города Сарды; один из самых почитаемых отцов II века. В конце II века его называли одним из великих светильников Азии. Впрочем о его жизни мы знаем очень мало. Время его деятельности вторая половина II века. Около 170 года он адресовал императору Марку Аврелию апологию «В защиту христиан». От нее сохранились лишь фрагменты у Евсевия и в так называемой «Пасхальной хронике». Как и другие апологеты Мелитон говорит много хорошего о римском государстве, и, может быть, даже он говорит больше и сильнее, чем другие.

Совсем недавно было обнаружено доселе неизвестное сочинение св. Мелитона «О страсти». Евсевий Кесарийский, перечисляя сочинения Мелитона, не говорит об этом сочинении. Однако, его упоминает более поздний автор Анастасий Синаит в VII веке. Сочинение это имеет внешние признаки проповеди. Проповедник говорит о страданиях Христа, опираясь на некоторые тексты Ветхого Завета. Проповедь настолько хорошо соответствует священным воспоминаниям Страстной Седмицы, что она получила в современной науке у некоторых ученых наименование «Проповеди на Страстную Пятницу». Надо сказать, что Мелитон жил в Малой Азии, где, как мы с вами знаем, в несогласии с Римской церковью праздновали Пасху как раз в Страстную Пятницу. Ветхозаветный образ перехода от смерти к жизни – это Исход. Св. Мелитон говорит об Исходе, как о ветхозаветном прообразе искупительного Тела Христова, которое св. Мелитон определяет, как таинство. То есть это Тело превышает рамки этого мира, превышается все естественное, и значение Его гораздо шире его непосредственного исторического смысла. Это дает возможность и весь Ветхий Завет рассматривать типологически, рассматривать в качестве прообраза новозаветных событий. Аналогия между исходом и ветхозаветной Пасхой, с одной стороны, и Страстями и Воскресением Христовым, с другой, св. Мелитон проводит очень подробно. Эта тема требует более подробного рассмотрения тем более, что творение св. Мелитона, о котором я начал вам рассказывать, только в недавнее время нам с вами стало доступным.

Преподаватель Иерей Александр Полховский

 

МИНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

имени Вселенских Учителей и Святителей

Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

По Методике преподавания Закона Божия

Для БПС ОЗО 2 курс

1. Положение о деятельности воскресных школ, утвержденное Синодальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ.

Религиозное воспитание и обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) традиционно являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви, одной из форм исповедания и распространения православной веры в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, Уставом прихода Русской Православной Церкви и Основами социальной концепции Русской Православной Церкви.

Духовно-нравственное воспитание и обучение религии (основам православного вероучения) осуществляются в различных формах, в том числе через воскресные школы для детей и взрослых.

Настоящее Положение, имеющее рамочный характер, регулирует деятельность воскресных школ (для детей) в Русской Православной Церкви, с учетом к ситуации на местах.

Воскресные школы подразделяются на три типа:

а) воскресная учебно-воспитательная группа;

б) воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица (являющаяся структурным подразделением религиозной организации Русской Православной Церкви);

в) центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом.

Воскресная учебно-воспитательная группа религиозной организации Русской Православной Церкви (далее – воскресная группа) – структурное подразделение религиозной организации Русской Православной Церкви (прихода, Патриаршего подворья, архиерейского подворья, монастыря, подворья монастыря), осуществляющее функции религиозной организации по обучению детей религии (основам православного вероучения), а также формированию умений и навыков, необходимых для православного христианина.

Воскресная группа действует на основании данного Положения и распоряжений настоятеля (руководителя религиозной организации). Считается созданной с момента распоряжения настоятеля (руководителя религиозной организации) и руководствуется «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви» в части требований к результатам учебно-воспитательной деятельности, требований к структуре и содержанию программы учебно-воспитательной деятельности.

Воскресная школа (для детей) Русской Православной Церкви (далее –воскресная школа) – это структурное подразделение религиозной организации Русской Православной Церкви (прихода, Патриаршего подворья, архиерейского подворья, монастыря, подворья монастыря), осуществляющее функции религиозной организации по обучению детей религии (основам православного вероучения), и формированию умений и навыков, необходимых для православного христианина, в соответствии со Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемому в воскресных школах Русской Православной Церкви.

Воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица, действует на основании собственного Положения, разрабатываемого и утвержденного религиозной организацией. Она считается созданной с момента утверждения Положения о ней.

Центр духовно-нравственного воспитания, имеющий статус юридического лица, относится к типу образовательного учреждения дополнительного образования детей и действует на основании Устава, разрабатываемого на базе Типового устава центра духовно-нравственного воспитания, являющегося приложением к данному Положению, и законодательства Российской Федерации в части дополнительного образования детей и «Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви». Центр духовно-нравственного воспитания, имеющий статус юридического лица, считается созданным с момента регистрации Устава и внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

1. Цель деятельности воскресной школы – приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви.,.

2. Задачи воскресной школы по отношению к воспитанникам:

а) религиозно-нравственное обучение и воспитание;

б) всестороннее развитие личности и мотивации к познанию и творчеству;

в) развитие стремления учащегося воскресной школы к участию в литургической, социальной, миссионерской жизни прихода;

г) адаптация к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали;

д) формирование общей культуры;

е) обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления духовного и физического здоровья, гражданского самоопределения и творческого труда.

3. Для достижения уставных целей и задач воскресная школа осуществляет следующие виды деятельности:

а) проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности;

б) проведение дополнительных личностно - и социально-ориентированных занятий (художественно-эстетических, исторических, научно-технических, социально-педагогических, физкультурно-спортивных, культурологических, естественнонаучных, туристско-краеведческих, социально-экономических), направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина;

в) проведение методической работы, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса, программ, форм и методов деятельности;

г) организацию военно-патриотических, военно-спортивных, археологических, молодежных отрядов;

д) организацию и проведение массовых мероприятий, создающих необходимые условия для совместного труда, отдыха детей и родителей (лиц, их заменяющих);

е) организацию в установленном порядке досуговых и оздоровительных лагерей и туристических баз, создание различных объединений с постоянным или переменным составом детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей;

ж) организацию и проведение выставок, олимпиад, конкурсов, соревнований, концертов, конференций.

2. Организация работы Воскресной школы на приходе.

Воскресная школа в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, нормативными документами Русской Православной Церкви (Устав Русской Православной Церкви, Устав религиозной организации), Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви в РФ, Устав центра духовно-нравственного воспитания, Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви), документами епархии (указами и распоряжениями епархиального архиерея).

Решение о создании воскресной школы принимает орган управления религиозной организации в соответствии с полномочиями, установленными Уставом религиозной организации.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, для школы, имеющей статус юридического лица, возникают с момента выдачи ей лицензии.

Воскресная школа может быть реорганизована в иное образовательное учреждение (православное общеобразовательное учреждение) по решению Учредителя.

Решение о ликвидации и реорганизации воскресной школы принимает настоятель с письменного благословения епархиального архиерея.

Настоятель осуществляет контроль над деятельностью школы и несет ответственность перед Священноначалием за учебно-воспитательную и хозяйственную деятельность воскресной школы.

Директор воскресной школы с благословения настоятеля организует и координирует учебно-воспитательную и текущую хозяйственную деятельность.

ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воскресная школа организует учебно-воспитательный процесс в соответствии со «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой воскресными школами (для детей) Русской Православной Церкви».

Решение о зачислении учащихся в воскресную школу принимает директор с благословения настоятеля на основании письменного заявления родителей (законных представителей).

При зачислении в воскресную школу директор обязан ознакомить родителей (законных представителей) воспитанников с документами, регламентирующими деятельность учебно-воспитательного процесса (Правила поведения в воскресной школе и другими локальными актами школы).

Расписание занятий в школе составляется директором с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей детей, установленных санитарно-гигиенических норм и графиком богослужений.

Состав и количество классов в воскресной школе определяется в зависимости от числа полученных заявлений и условий, созданных для осуществления учебно-воспитательного процесса.

В воскресной школе могут быть организованы дополнительные занятия в форме кружков, секций, выездных лагерей.

Дисциплина в воскресной школе поддерживается на основе православных традиций, взаимного уважения воспитанников друг к другу. Применение методов грубого физического и психического насилия не допускается.

Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе включает в себя три ступени:

а) дошкольная (набор детей в возрасте 5-6 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимально 2 года);

б) начальная (набор детей в возрасте 7-11 лет) - с ориентировочным сроком обучения (максимум 4 года);

в) основная, (набор детей в возрасте 12-16 лет)– с ориентировочным сроком обучения (максимально 4 года).

Конкретный порядок организации образовательного процесса устанавливается и изменяется по решению педагогического совета воскресной школы.

Ребенок, поступающий в воскресную школу, зачисляется на ступень, соответствующую возрастной категории.

Задачами дошкольной ступени являются православное воспитание и развитие детей, осуществляемые через приобщение к богослужебной жизни Церкви, игровую, творческую и развивающую деятельность, а также через взаимное общение.

Задачами начальной ступени являются обучение основам православного вероучения, православное воспитание, развитие детей, приобщение их к литургической жизни Церкви, обретение первичных навыков и начального опыта церковной жизни.

Задачами основной ступени являются обучение основам православного вероучения, усвоение детьми знаний о вере, осознанное участие в богослужении и Таинствах Церкви, применение полученных знаний в повседневной жизни, формирование навыка ежедневной домашней молитвы, последующее приобщение к социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода (посещение больниц, издание приходской газеты, организация клубов молодежного общения и т.п.).

Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе, не имеющей статуса юридического лица (воскресной учебно-воспитательной группе), организуется на базе Учебного плана, соответствующего типовому Учебному плану, утвержденному Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Центр духовно-нравственного воспитания, имеющий статус юридического лица, разрабатывает основную образовательную программу в соответствии с направлениями своей деятельности и принимает ее на педагогическом совете школы. Основная образовательная программа обеспечивает преемственность содержания учебно-воспитательного процесса в трех возрастных ступенях, создает целостность всего учебного процесса, включает в себя учебный план и программы учебных курсов, предметов, иных учебно-воспитательных форм.

Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе может быть организован с использованием авторских, творческих методик и подходов с учетом принципов, изложенных в Стандарте учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви и других нормативных документов, касающихся деятельности воскресных школ.

Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о священной библейской истории, о храме Божием).

Базовыми вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: священная библейская история, устройство православного храма, богослужение и история Церкви; «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и житий святых); «Церковно-славянский язык» и «Основы хорового и церковного пения».

Базовыми вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет»; «Православное богослужение»/«Литургика»; «Основы Православного вероучения»/«Катехизис»; «История христианской Церкви»; «Христианская этика».

Помимо вероучительных дисциплин на каждой ступени учебно-воспитательного процесса рекомендуется проводить дополнительные развивающие занятия в кружках и секциях, по направлениям: художественно-эстетическому, научно-техническому, эколого-биологическому, физкультурно-спортивному, культурологическому, естественно-научному, туристско-краеведческому, военно-патриотическому и др.

При проведении занятий по вероучительным дисциплинам и предметам дополнительной части рекомендуется уделять особое внимание обсуждению с детьми вопросов современной жизни, связанных с семьей, социальными болезнями, иными проблемами современной молодежи.

Учебный год в воскресной школе рекомендуется начинать 14 сентября, в день церковного Новолетия.

Учебный год в воскресной школе рекомендуется заканчивать 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Учебный год в воскресной школе начинается и заканчивается богослужением.

Учебными днями являются суббота и воскресенье, но занятия могут быть организованы и в другие дни недели.

Занятия проводятся индивидуально и/или по группам.

С согласия родителей могут организовываться паломнические поездки, а также отдых в православных оздоровительных, военно-патриотических и других лагерях.

В школе используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Воскресная школа самостоятельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной деятельности. Форма оценки знаний определяется педагогическим советом школы.

Промежуточная аттестация проводится в течение учебного года в форме собеседования по изучаемым дисциплинам.

Итоговая аттестация проводится аттестационной комиссией и проходит в форме итоговой аттестации по изучаемым дисциплинам.

Аттестационная комиссия возглавляется директором и формируется им из числа педагогов воскресной школы.

Духовник воскресной школы по должности является членом аттестационной комиссии.

Количество и состав участников комиссии определяется директором. Общее количество членов комиссии рекомендуется не менее четырех человек.

3. Целевая установка преподавания Закона Божия: воспитание любви к Богу, стремление к спасению, святости.

Обратимся к учебнику С. И. Ширского для того, чтобы узнать, каким методом нужно преподавать Закон Божий. Он выделяет несколько положений.

1. «Это должен быть именно именно учебный метод.

2. Закон Божий преподается детям в объеме начального курса; значит, нужно преподавать его именно начальным, элементарным методом. В высших учебных заведениях учат научно, в школах — элементарно.

3. Закон Божий существенным образом отличается от других учебных предметов как имеющий Божественное происхождение. Это отличие от других предметов должно выражаться и в мето­де преподавания. Иначе сказать, нужно преподавать Закон Божий хотя и начальным — учебным, но не во всем таким же методом, каким преподаются другие предметы.

Православная педагогика по своей сути является педагогикой спасения, воцерковления. В основе ее лежит понимание того, что вне Церкви, вне церковной жизни достичь цели воспитания невозможно. Основная цель воспитания и образования (от понятия «образ Божий») достигается образом жизни, проникнутой духом Церкви. Церковная жизнь становится средством стяжания Святого Духа, методом познания Божественной Истины — единственно верным, проверенным методом. Только здесь познается Истина, т. к. Церковь есть сокровищница знаний, хранилище благочестия.

Церковная жизнь не отменяет развития всех задатков ребенка: умственных, физических, эстетических. В воспитании должно осуществляться развитие всех сил, но с приоритетом духовной стороны. Главное — духовное образование, путь стяжания Духа Святого, путь покаяния, смирения, нравственного очищения. Воспитание ответственности перед Богом, страха по любви.

Исходной точной преподавания Закона Божия является не урок, а богослужение, то есть сама жизнь Церкви. Здесь слиты воедино все элементы религиозного бытия. Здесь мы найдем и Ветхий Завет, и Новый Завет, и догматическое богословие, и историю Церкви, и искусство, но не в раздельности, а в едином гармоничном целом. Человек, знающий богослужение, знает Православие. Церковь как сокровищница христианского опыта и учения дает ответы на все вопросы.

Литургическая жизнь должна быть центром жизни человека. Без воцерковления, без глубокого вхождения в литургическую жизнь не может быть настоящего православного воспитания. Вне Церкви, вне Евхаристии непостижима полнота Божественной благодати.

Важно также создание церковной среды, церковного быта, благодатное преображение социальной жизни. В таком случае семья становится для ребенка первой школой христианских добродетелей. Жизнь должна быть построена по требованиям христианского совершенства:

1. Участие в богослужениях, Таинствах. Молитва. Чтение слова Божия.

2. Пробуждение чувства греха, при котором обязательна Исповедь. Исповедь и Причастие — самые действенные средства к духовно-нравственному совершенствованию.

3. Православное миропонимание — удивительно радостное: «Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, и). Духовная радость понятна только человеку церковному.

4. Дела любви — необходимая составляющая христианской Жизни. «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 8), и нам заповедано: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всем Разумением твоим» (Мф. 22, 37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27).

Подлинная Любовь открывается человеку в личной встрече со Христом. Православное воспитание на основе изучения Закона Божия есть приведение ко Христу и Его Церкви, к постоянному питанию от тех благодатных даров, которые дает Церковь. Именно в православном воспитании происходит освящение образом Христовым всей человеческой жизни.

Рассмотрев взаимосвязь преподавания Закона Божия с жизнью Церкви и личным духовным миром ребенка, с этой точки зрения сравним два учебных предмета: «Закон Божий» и «Основы православной культуры».

Учтем, что системы изучения Закона Божия по содержанию и цели обучения могут быть следующими:

1. Вероучительная и тесно связанная с ней нравоучительная. «Вера воспитывает и поучает».

2. Познавательно-научная или религиоведческая, предполагающая свободное исследование как религиозных догматов, так и антирелигиозных движений души.

3. Культурологическая или просветительская, включающая религию в культурно-исторический контекст нации, народа.

Категории Закон Божий
Цели преподавания — Научение основам веры — Способствование воцерковлению, соделыванию членом Церкви, где совершается спасение. — Возбуждение духовной жизни
Содержание — Домостроительство человеческого Спасения: Священная история, катехизис, агиография. В том числе — жизнь Церкви, духовная жизнь человека (молитвы, богослужение)
Язык Язык Священного Писания, святых отцов — «библейский» язык
Учебник Священное Писание — слово Божие
Структура урока — Теоретическая часть. — Часть урока, посвященная духовной жизни
Учитель Несет послушание под окормлением священника, церковный человек, причащается, молится за детей, а дети за него

4. Взаимосвязь дисциплин, входящих в предмет «Закон Божий».

Тщательно проработаны методические вопросы преподавания предмета «Закон Божий» в целом и методические вопросы преподавания составляющих предмет дисциплин: Священной истории, литургики, катихизиса, агиологии. Рассматриваются не только общие вопросы преподавания предмета и составляющих его дисциплин, но и отличительные особенности преподавания.

Считая, что учебная дисциплина «Закон Божий» преподается в соответствии с дидактическими принципами, в то же время нужно обязательно отметить, что есть некоторые отличия в преподавании предмета, являющегося главным в воскресной школе. Отличия имеют важнейший, принципиальный характер, они касаются основания преподавания, которое заложено в Священном Писании и Предании Церкви, и целевой установки изучения вероучения на спасение, обретение вечной жизни, стяжание святости. Крайне важным представляется постоянное обращение к вопросу связи учебного материала с жизнью каждого ребенка-христианина, т. к. это способствует вовлечению ученика в жизнь Церкви.

Кроме общих черт преподавания Закона Божия, у каждого из его разделов имеются только ему присущие особенности. Подробному рассмотрению преподавания каждого раздела посвящены отдельные главы. Методика преподавания Священной истории, катехизиса, изучения богослужения и молитвы, житий святых — у каждой дисциплины свои отличительные принципы и методы преподавания. Кроме того, все разделы Закона Божия связаны между собой, связаны с богослужебной жизнью Церкви.

Исследование человека с точки зрения православной веры — вот чем должна заниматься с подростками воскресная школа. Это может происходить через любой вероучительный или исторический предмет, но особо любимо в данном возрасте нравственное богословие.

Выводы: Общее учебно-методическое обеспечение способству­ет единению внутри епархии: педагогической сплоченности, взаи­мосвязи приходов с Правящим архиереем и епархиальными струк­турами, повышает общий педагогический и богословский уровень, помогает учителям в их служении.

Создание системы учебно-методического обеспечения невоз­можно без активного развития других видов деятельности: обуче­ния педагогов, совершенствования приходского образования, ин­формационно-аналитической работы отдела в области церковно­приходского образования и др.

 

5. Построение уроков в Воскресной школе.

По типу познавательной деятельности

(каким образом добываются знания?):

1. Объяснительно-иллюстративные методы: собственно объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. Их характеризует подача готовых знаний, последующее безошибочное их воспроизведение, многократное повторение, т. е. это группа репродуктивных методов обучения. Достоинства этой группы: экономят время, сберегают силы учителя и учеников, облегчают понимание сложных знаний.

2. Проблемные, исследовательские методы: проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский метод. Знания в той или иной мере добываются в результате собственного творческого познавательного труда — самостоятельного рассуждения, разрешения проблемных ситуаций, анализа, сравнения, обобщений и выводов. Достоинства: высокая интенсивность познавательного процесса, интерес к учебному труду, глубокие, прочные и действенные результаты обучения. Но — большие затраты по времени и силам, требование высокого уровня педагогического труда.

Дадим подробную характеристику объяснительно-иллюстра­тивной и проблемно-поисковой группе методов. Учитель во вре­мя каждого урока может пользоваться различными формами пре­подавания. Умение быстро и вовремя переходить от одной фор­мы к другой служит доказательством опытности педагога. Каждая из форм имеет свои преимущества. Обратимся к мыслям прот. А. Темномерова.

Суть объяснительно-иллюстративных методов состоит в том, что преподаватель в связном изложении сообщает ученикам из­вестные сведения, а они слушают и таким образом воспринима­ют сообщаемое. Применяются они там, где знание истины совер­шенно необходимо, а предшествующих знаний нет. Этим же спосо­бом преимущественно пользуются, когда желают подействовать на сердце и волю детей, что помогает преподавателю излагать вопрос в связном, целом виде и с наименьшею затратою времени. Раскры­вая вопрос связно, последовательно, преподаватель показывает учащимся пример связного, последовательного, ясного изложения и тем приучает детей к связной правильной речи. Умело пользу­ясь излагающей формой, преподаватель может не только заинтере­совать учащихся, овладеть их вниманием, но и произвести на них сильное впечатление.

Лучшим средством для поддержания в классе активного напря­женного внимания является, конечно, живое, интересное препода­вание. Если учитель говорит просто, живо и интересно, никому из Детей не придет в голову заняться посторонним делом. Они с напря­женным интересом будут следить за словами учителя, «смотря ему в рот», и наперебой будут вызываться повторять сказанное им.

Однако при указанных достоинствах излагающая форма имеет тот существенный недостаток, что при применении ее учащиеся воспринимают знания пассивно. Предлагая учащимся готовый Учебный материал, учитель не вызывает в них самодеятельности и потому оказывает мало влияния на умственное развитие, интен­сивность усвоения материала и применение его к жизни.

При использовании излагающей формы нужно помнить: учитель никогда не должен допускать длинных монологов, что являет­ся ошибкой многих начинающих педагогов. Привычка много говорить вытекает либо из того, что учитель любит слушать себя и увле­кается, как только начинает говорить, либо из стремления сообщить как можно больше знаний и разъяснить их как можно лучше. Такой учитель, работая добросовестно, убежден, что он делает все, от него зависящее, и искренне удивлен слабому развитию и невосприимчи­вости детей. Между тем, причина неуспешности — не в детях, а в не­соответствии их развитию формы преподавания. Маленькие дети не могут сосредоточенно слушать и следить за ходом мыслей продол­жительное время. Если учитель говорит без перерыва, дети утом­ляются, интерес их к уроку понижается, внимание падает, и как бы хорошо он ни говорил, его слова не только не доходят до сознания детей, но не всегда достигают и их слуха. Необходимо прерывать из­ложение урока вопросами, привлекающими учеников к более вни­мательному слушанию и к самостоятельной работе над изучаемым материалом, непрерывно поддерживать внимание ученика, возбу­ждать в нем интерес к уроку, руководить ходом его мысли.

Вопросы — ответы дополняют группу объяснительно-иллю­стративных методов. Вопросно-ответная форма состоит в том, что учитель предлагает учащимся вопросы, а они отвечают. Традици­онно в педагогике выделяются два вида беседы (вопросов-ответов): катехизическая и сократическая (или эвристическая). Даже по на­званию видно, что первая вышла из христианской педагогики.

Катехизическая — это вопросно-ответная форма обучения, ори­ентированная на буквальное воспроизведение знаний и требующая механического заучивания. Преподаватель разбивает все содержа­ние урока на ряд вопросов и посредством их помогает учащимся вос­произвести урок и усвоить его во всех частностях, а также проверяет их знания. По этой форме обычно велось преподавание катехизиса.

Сократическая беседа принадлежит к группе проблемно-ис­следовательских методов. Это беседа, в которой каждый вопрос ве­дет к новым выводам. Такой тип преподавания восходит, как вид­но из названия, к греческому философу Сократу, который не лю­бил давать знания готовыми. Он всегда наводящими вопросами приводил своих слушателей к выводу, помогал им самим родить мысль. Учебный метод Сократа состоял в том, что он, как свиде­тельствует Аристотель, «искусными вопросами последовательно развивал мысли из собственного сознания учащихся, и, таким об­разом, возбуждал их самодеятельность». Именно с помощью такой методики обучался свт. Иоанн Златоуст и неоднократно говорил о пользе сократической беседы. Она применяется также более поздними и современными православными педагогами.

При сократической форме преподавания вопросы имеют целью возбудить и направить самодеятельность учеников и таким обра­зом приводить их к знанию. Учитель не сообщает учащимся сведе­ний готовыми, а только помогает вырабатывать их. Рядом наводя­щих вопросов он руководит мыслительной деятельностью учени­ков и побуждает их делать выводы и заключения из известных им данных, обобщать отдельные факты, сопоставляя их, подводить их под общие правила, составлять понятия, и т. д. Сократической, или как ее еще называют, эвристической форме отдается предпочтение в тех случаях, когда можно предполагать в детях достаточно задат­ков к развитию истины; она особенно применима к учебным пред­метам, требующим соображений рассудка.

Вопросно-ответная форма обучения содействует оживлению урока. Благодаря смене вопросов и ответов урок приобретает живость, и учащиеся принимают в нем активное участие. Кроме того, вопросы помогают учителю контролировать знания учеников и облегчают учащимся изучение предмета, т. к. усвоить одну мысль легче чем сразу целый ряд. Из двух видов вопросно-ответной формы катехизическая не имеет особенного развивающего значения, т. к. учащиеся в своих от­ветах

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...