Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для построения проблемного урока




1. Действия, вызывающие проблемную ситуацию:

• ситуация противоположности. Например, между опытом и нор­мой. Заповеди блаженства гласят: блаженны плачущие, а окру­жающий мир говорит: блаженны веселящиеся; ситуация парадокса (странности, неожиданности). Например, вопрос: почему блудный сын ел рожки?

• ситуация диспута, когда изначально задаются две точки зрения.

2. Выход из проблемной ситуации. Осуществляется с помощью различных видов беседы, коллективного диалога.

3. Моделирование (материализованные действия). Обязатель­ный часто опускаемый вид действий, важный для построения исследовательских уроков. Это может быть запись темы рисунка­ми, опорные схемы, таблицы, о которых говорилось выше.

4. Контроль и оценка. Виды контроля:

• пошаговый. Проводится на каждом этапе урока;

• итоговый. Обязателен в конце каждого урока, темы;

• контроль учителя, взаимоконтроль (детьми друг друга), само­контроль. При проведении взаимоконтроля удобно использо­вать групповые формы работы — в парах, группах. При этом резко возрастают интерес к работе и активность, улучшает­ся результат. Психологические исследования показывают, что с применением групповой работы у детей, любящих данный предмет, отношение к нему не меняется, а у детей, относящихся к предмету негативно, интерес увеличивается.

Контроль удобно проводить с помощью вопросов. Но не про­сто: «Понятно?», а поставить задачу — «Задайте вопросы по теме». Можно использовать различные формы — тесты, игры, кроссворд. Вообще, правильно организованный контроль приводит к почтению интереса.

Отметка в церковно-приходских школах используется редко. Можно попробовать ввести оценочную шкалу. Критерий выбира­ется в зависимости от задания (учителем или совместно учителем и детьми) — аккуратность, правильность, оригинальность, актив­ность работы на уроке и т. п. Затем рисуется вертикальный отрезок, верхняя точка которого обозначает максимальную оценку, а ниж­няя — минимальную. На отрезке учеником ставится отметка в том месте, которое он считает соответствующим уровню своего испол­нения задания. Свою отметку может поставить и учитель. Следо­вательно, это будет и самооценка, и оценка учителя.

11. Работа с книгой на уроке.

Работа с книгой. Дает возможность обрабатывать информа­цию в доступном ученику темпе и в удобное время. Является самостоятельной работой. Сложный и трудный метод, значительная часть учеников не овладевает им. Необходимо увеличить удельный вес данного метода.

Главным источником приобретения детьми знаний по Закону Божию должны быть Священное Писание и живое слово учите­ля. Вспомогательную роль играет учебник, содействующий лучше­му укреплению в памяти усвоенного со слов. Это массовая учебная книга, излагающая содержание предмета и определяющая виды деятельности для усвоения учащимися. У С. И. Ширского находим мысли о важности учебников и руководств по преподаванию За­кона Божия. Учебники нужны как для учеников, так и для зако­ноучителей, ведь и самые опытные имеют постоянную надобность в справках, в проверке своих познаний и методов преподавания. Преподавание по учебнику тверже, основательнее; заучивание по учебнику легче и надежнее. Учебники должны отличаться кратко­стью, ясностью и простотой; быть снабжены хорошими иллюстра­циями, дешевы.

Учебники показывают преподавателю, как объяснять уроки, какие приводить примеры, сравнения и проч. Все другие руковод­ства предназначаются для расширения познаний учителя. Учитель должен пользоваться ими для того, чтобы по каждому предмету иметь, по возможности, всесторонние сведения.

К функциям учебника можно отнести: информационную, си­стематизирующую (определяет последовательность изложения, систематизирует материал) и обучающую (облегчает усвоение и за­крепление знаний).

Учебники находятся в полном соответствии с учебной про­граммой. Программа по Закону Божию для церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии составлена по учебнику «Закон Божий» в пяти томах издательства YMKA-PRESS. В состав учебника входят:

• тексты, расположенные по параграфам в соответствии с про­граммой. Учебник достаточно краток, вся дополнительная ин­формация дается на уроке.

• Иллюстрации.

• Вопросы, задания, упражнения для самостоятельной работы.

• Указания на тексты Священного Писания.

К сожалению, не все педагоги уделяют достаточное внимание та­кому типу работ, как работа с учебником. И даже прибегая к ней, не оценивают всех возможностей работы с книгой. Между тем, по учеб­нику можно успешно выстроить различные виды деятельности:

• выяснение, умеют ли дети читать?

• Объяснительное чтение: чтение, разъяснение, дополнение.

• Выполнение разнообразных заданий: найти в тексте имена, от­ветить на вопросы, сделать выводы по тексту, найти доказа­тельства, самостоятельно прочитать, составить конспект.

• Выполнение домашнего задания.

• Работа с иллюстрациями.

• Поиск указаний на тексты Священного Писания.

Форма объяснения законоучителя не может идти вразрез с из­ложением учебника. Педагог должен считаться с книгой, по кото­рой будут готовить урок дети, и твердо основываться на ней. Детям учебник необходим не только для одних повторений, хотя это очень важно, но еще нужно научиться передавать материал Закона Божия в надлежащей благоговейной форме.

 

12. Самостоятельная работа на уроках Закона Божия.

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы Она зай ймае особое место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельностиі.

Исследования ученых-педагогов и психологов позволяют установить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся

1 копируя действия учащихся по заданному образцу Идентификация объектов и явлений, их распознавание путем сравнения с известным образцом На этом уровне осуществляется подготовка учащихся к самостоятельной деятельности

2 Репродуктивная деятельность, связанная с воспроизведением информации о различных свойствах учебного объекта На этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности

3 Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца и требует способности к индуктивных и дедуктивных выводов

4 Самостоятельная деятельность, что проявляется в переносе знаний при решении задач в существенно новых ситуациях, составлении новых программ принятия решений, выработке гипотетического аналогового мышления Задача учителя - довести яком мога более детей до четвертого уровня самостоятельностиі.

Рассмотрим основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке Любая самостоятельная работа на любом уровне имеет конкретную цель Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы Самостоятельная работа соответствует является учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принцип постепенного перехода от одного уровня самостоятельности к другому, обеспечивая сочетание различных видов самостоятельной работы Назначение я самостоятельной работы - развитие познавательных способностей, творческого мышления, инициативы в принятии решенияення.

Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца Самостоятельная работа организуется так, чтобы она способствовала выработке у учащихся навыков и привычек. По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.

В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся выделяют четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно- вариативные, эвристические и творческие работы Каждый из этих типов имеет свою дидактическую цель

13. Методика использования наглядных пособий на уроках.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. Наглядные методы опираются на чувственные образы, ощущения, восприятия.

В результате этого метода у учащихся формируется познавательный интерес, потребность к знаниям.

Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.

Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога.

Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.

Демонстрация применяется учителем преимущественно при изучении нового материала, а также при обобщении и повторении уже изученного материала.

Условиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем учащимся; широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации. Обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.

Иллюстрация — показ и восприятие предметов в символьном изображении с помощью карт, плакатов, портретов, рисунков, схем, моделей. Избирая наглядные пособия, необходимо продумать их Дидактическое назначение, место и роль в учебном процессе, опре­делить оптимальный объем материала. Большое количество иллю­страций отвлекает учащихся от сущности изучаемого явления.

Видеометод — экранное преподнесение информации с помо­щью проекторов, телевизоров, компьютеров. Высокая эффективность воздействия. Развивающее воздействие невелико, слабо сти­мулируются абстрактное мышление, творчество и самостоятель­ность. Является дополнительным методом, которым не следует особенно увлекаться. Требует тщательной предварительной подготовки учителя, дозированного воздействия.

14. Место игры на уроках Закона Божия.

Познавательные игры — специально созданные ситуации, мо­делирующие реальность, из которых учащимся предлагается най­ти выход. Главное назначение — стимулировать познавательный процесс.

Выбор методов обучения сложен. Каждый раз нужно учиты­вать многие зависимости: прежде всего, цели и задачи урока, воз­можности учащихся и учителя. На уроке должны применяться разнообразные методы, например: рассказ, иллюстрация, беседа с элементами дискуссии, работа с книгой, игра. При использова­нии каждого метода возможно применение многочисленных прие­мов — действий, направленных на решение конкретной задачи. Например, графических — составление календарей, таблиц, слова­рей, планов, схем, рисунков.

15. Обобщающее повторение на уроках Закона Божия.

Урок обобщения и систематизации знаний

На уроках обобщения и систематизации знаний выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности.

Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятии, их категорий и систем, от них - к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:

1. постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;

2. воспроизведение и коррекция опорных знаний

3. повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;

4. обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;

5. усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;

6. подведение итогов урока.

16. Роль учителя в подготовке и проведении уроков. Личные качества учителя.

Педагогу не обойтись без учета возрастных особенностей детей, с которыми он работает. Поэтому уделяется внимание и этой теме, причем особый взгляд, конечно, обращен на духовно-нравственные особенности возраста и возможности педагогической помощи детям конкретного возраста в воскресной школе, роль учителя в возрастании каждого ребенка.

Телесные качества

Преподавание требует много сил и возлагает на всех наставни­ков обязанность беречь свое здоровье. Они должны: 1) избегать все­го, что может вредить здоровью, притуплять их чувства и умень­шать физические силы и 2) стараться о поддержании и укреплении своего здоровья и о развитии своих телесных сил.

Внешняя благопристойность и приличие

«По виду, — говорит премудрый Сын Сирахов, — узнается человек, и по выражению лица при встрече познается разумный. Одежда и осклабление зубов, и походка человека показывают свой­ства его». (19, 26). Высота законоучительского служения и свя­тость преподаваемого учения дают право ожидать от законоучи­теля уверенности, серьезности, достоинства и благопристойно- сти. Законоучитель обязан проходить свое служение и с внешней стороны благопристойно (1 Кор. 14, 40).

Учитель соблюдает приличие в положении своего тела, в одежде, домашней обстановке, осанке и походке, и особенно в обхождении со всеми окружающими его лицами.

Главная забота учителя должна быть направлена на внутреннее состояние души воспитанников.

Умственные качества

• Хорошая память.

По слову Господа Иисуса Христа, «всякий книжник, навыкнувший в учении о Царствии Небесном, подобен хозяину, который из сокровища своего вынимает новое и старое» (Мф. 13, 52).

• Строгий, логический ум.

Христианские истины постигаются верою, которая не исключа­ет знания. Строгий, логический ум необходим законоучителю как для приобретения им самим надлежащих познаний по Закону Бо­жию, так и для того, чтобы ясно, правильно, в необходимом поряд­ке сообщать познания детям.

• Живое воображение.

Внешние образы создаются с помощью воображения. Фантазия, которая не является игрой представлений или фантазированием, создает новые образы, когда необходимо представить для детей об­щие положения в наглядных формах. Воображение православного педагога умеряется здравым умом и христианским чувством.

• Дар слова.

Дар слова — способность правильно, ясно и свободно излагать свои мысли. Учительский труд немыслим без этого дара. От зако­ноучителя особенно требуется умение рассказывать и вести разго­вор с детьми.

Духовно-нравственные качества

• Вера.

Без веры невозможно быть учителем Закона Божия. «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте», — вот первые слова, которыми Господь Иисус Христос напутствовал будущих проповедников Евангелия в прощальной беседе с ними (Ин. 14, 1) Неверующий учитель не может иметь в себе пребывающего слова Божия СИн. 5, 38), а потому и другим не передаст того, чего сам не имеет. Вера возбуждается верою, без веры нет и знания.

• Добрая жизнь.

Вера обусловливает праведность человека (Рим. 10, 6), обнару­живается по его делам и содействует им (Иак. 2, 18,22). На вере в Господа Иисуса Христа строится наша христианская жизнь.

Из истинной веры и доброй жизни вытекают и другие нравственные качества.

• Добросовестность в исполнении учебно-воспитательных обязанностей.

Добросовестность означает ревностное исполнение обязанностей, старание совершенствоваться. Учителю должно быть одинаково важно все относящееся к его служению — и большое, и малое. Он должен стараться лучше сделать что-нибудь лишнее, чем опустить хоть одну из своих обязанностей.

• Терпение и кротость.

Должность учителя не легка, она сопряжена с большими неприятностями. Если от каждой неприятности он будет расстраиваться, то отравит свою жизнь и повредит ученикам. Стоит только немного поддаться нетерпению, оно овладевает человеком и делает его раздражительным, ворчливым и недовольным.

• Истинная любовь к ученикам.

Законоучителю нужно стать близким с детьми. Любовь учителя к ученикам должна истекать из высших христианских побуждений. Тогда она бывает проникнута терпением и кротостью, ибо мы легко и охотно переносим недостатки тех, кого истинно любим.

Педагогическое общение учителя с учениками в церковной школе строится на следующих принципах:

— Божественный авторитет. Учитель возвещает слово Божие, учение Православной Церкви. Вера такому учителю больше, чем любому другому преподавателю, авторитет его высок.

— Отношения, складывающиеся между учителем и учениками в Церкви, — очень близкие, это отношения братьев и сестер во Христе. Главным в них является литургическое общение, единение во Христе.

— Учитель также является учеником перед лицом Единого Учителя Господа Иисуса Христа.

— Учитель есть орудие Божие, через него действует благодать, ведущая детей ко спасению.

• Пламенная ревность о вечном спасении детей.

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

• Смирение сердца.

• Упование на помощь Божию.

 

Преподаватель МинДС Климаш В. А.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

по предмету: «Христианство и литература»

Для БПС ОЗО 2 курс

Билет №1

1. «Слово о законе и благодати» митр. Илариона Киевского.

Знаменитый, но неведомый. Человек, о котором очень мало знали, первый из русских, назначенный митрополитом киевским по желанию князя Ярослава Мудрого. Обычно митрополиты назначались из Византии и были греками; и вот, собрались у князя духовные лица — высшая иерархия — и провозгласили, очевидно, независимо от Константинополя, этого человека митрополитом. «Муж книжный», честный, постник, образованный человек. «Слово о законе и благодати» принадлежит ему. Оно включает в себя также и исповедание веры и молитву.

«Слово о законе и благодати» написано между пятидесятыми и шестидесятыми годами ХI века. В это время в Болгарии, в Византии и во многих других восточных странах распространялось учение манихейства. Манихеи учили, что все материальное, все природное создано низшим богом, а истиный Бог создал только дух. Вы понимаете, насколько для сознания простых людей это было понятным и объяснимым? Наши болезни, смерть, трудности, голод, жажду, старение, — все то, что угнетает нас в материальном мире, — все это одним росчерком относилось к злым силам. А единственной ценностью становился дух. Получалось как бы два творца: злой и добрый.

Эта религия пришла из Ирана, из древней персидской религии Заратустры. Ее усвоили гностики, манихеи, христиане; манихейство распространялось неудержимо. В Европе манихеи назывались альбигойцами или катарами.

В России источником дуализма была соседняя Болгария. Там это учение называлось богомильством. Богомильская литература проникала очень быстро на Русь, и не всегда люди, особенно не богословы, могли отличить книги подлинно церковные от еретических.

Может показаться, что митрополит Иларион, когда он писал о резком противопоставлении старого закона и новой благодати, находился под влиянием вот этой богомильской ереси. Но это не так. Это очень сложное произведение, очень трудно толкуемое с богословской точки зрения, причем автор пишет: я же пишу не неграмотным, не детям, а людям, которые в этом разбираются. Для того, чтобы отклонить мысль богомилов (или катаров, или альбигойцев) о том, что два завета — это завет дьявольский и завет Бога, Иларион начинает с такой преамбулы: «Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианский, за то, что посетил и дал избавление людям Своим». То есть Бог Ветхого Завета для него тождествен Богу Нового, и здесь никаких сомнений не может быть.

Концепция закона в Ветхом Завете здесь рассматривается под углом зрения, если хотите, эволюции, подготовительной стадии. Люди находятся во мраке идолопоклонства. Бог дает им закон, чтобы из этого состояния выйти и, когда является Христос, закон отступает, по образному выражению Илариона, как уходит луна, когда восходит солнце, и торжествует благодать.

В чем принципиальная разница между законом и благодатью? Антитезис закона и благодати впервые сформулировал апостол Павел. Я постараюсь передать вам самую суть. Закон — это кодекс этики, это принцип, правило, закон — это ограда. Наконец, закон — это обряд.

Каждая культура созидается в рамках обряда. Это естественно, это драгоценно для нас. Потому что обряд есть форма, национальная и культурная форма выражения чувств человеческих.

Для традиционного архаичного сознания и для средневекового сознания это было еще более важным элементом. И, конечно, древняя Русь сначала приняла христианский обряд, а потом уже углубилась в сущность христианства. Подобно тому, как мы маленького ребенка сначала учим налагать на себя крестное знамение, и лишь потом он понимает глубину этого знака, так и начинающий язычник шел от обряда.

Но что поразительно: очень скоро, так же скоро, как возникла библейская историософия («Слово философа»), понимание того, что мы называем историческим провиденционализмом, то есть то, что существует нравственный миропорядок, — это проходит красной нитью через всю летопись. Иларион говорит, что историческое возмездие существует. И не потому, что Бог является жестоким карателем, а потому что есть связь, глубокая связь между событиями и деяниями человеческими. И когда оскудевает добро, наступает экологическая катастрофа духа. Экологическая катастрофа духа. И это есть возмездие.

2. Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы».

Образ Христа внутренне стоит в центре творчества Ф.М.Достоевского.

И наконец, «Братья Карамазовы». Там есть специальная глава «О Священном Писании в жизни старца Зосимы». И есть там такие проникновенные слова: «Горе народу, — говорит герой, а его устами и сам писатель, — горе народу без слова Божия». Народ для него — это все люди, вся нация сверху донизу, и она должна жить на основании высочайшего идеала. Пусть он сегодня недостижим, но он притягивает к себе, как магнитом, он выстраивает пирамиды человеческих ценностей, он становится притягательной силой и двигателем нравственного прогресса, прогресса любви. Любовь созидает, любовь творит, любовь делает жизнь счастливой, потому что она превращает одного человека в драгоценность для другого. У Достоевского есть такое определение ада: «Ад — это неспособность любить».

Но Библия говорит о другом: терпение Иова и его торжество, «хэппи–энд» всей его истории — лишь рама для самой главной картины, сама же эта картина — тяжба Иова с Богом, такая же, как у Ивана Карамазова.

Что отвечает Алеша на бунт Ивана? Он не развивает ему какую–то стройную и сложную богословскую теорию, а смотрит на него с глубокой любовью, с большим состраданием, сопереживает ему. Оказывается, человека можно просто понять сердцем и этого будет уже достаточно, потому что в глубинах мироздания все решено гораздо более стройно, чем наш ограниченный интеллект может себе представить.

И вот Иван Карамазов разворачивает перед своим братом легенду о Великом инквизиторе. Легенда эта построена на том, что Христос отвергает искушения Сатаны, но вот является инквизитор и хочет осуществить то, что Христос отверг.

В истории литературы, как и в иконописи, мало есть действительно убедительных и ярких образов самого Иисуса Христа. Недаром Достоевский, задумав написать книгу об Иисусе Христе, не смог ее написать. Художественно воплотить это оказалось не по силам, но образ Христа в его легенде о Великом инквизиторе поразительно убедителен, чувствуется Его реальное присутствие. Но только потому, что Он молчит.

Христос молчит, а инквизитор перед Ним развивает свои теории. Он говорит: мы исправим Твой подвиг, мы дадим людям хлеб, мы дадим им счастье, насильственное счастье. А Христос — молчит. Так же, как Алеша Карамазов не возражал своему брату, так Христос не возражает безумствующему перед Ним старику инквизитору, и под конец подходит и целует его. Целует за великое страдание. Как старец Зосима поклонился Мите Карамазову, предчувствуя великое страдание его жизни и души, так Христос поцеловал этого безумного старика за его страдания, потому что он тоже — двойственная фигура, потому что в нем, в этом очерствелом палаче скрыта любовь к людям, только это любовь ложная — она хочет навязать людям счастье насильно.

Бог дал человеку свободу и без свободы его не спасает. Так, для Достоевского Евангелие и Библия в целом были вестью о свободе человека, и поэтому–то Христос противостоит Великому инквизитору.

Билет №2

1. Проповеди свт. Кирилла Туровского.

Единство Руси, её земель и населения - главная идея произведений всех известных древнерусских общественно - политических, церковных деятелей и писателей. Знаменитый проповедник Кирилл Туровский (около 1130 – 1185 гг.), который согласно «Памяти», написанной неизвестным автором вскоре после смерти святого, был «рождён и воспитан града та Турова в Русской стране и тако нарицаема»

Общими для всей Руси были и те глубокие внутренние процессы духовного возрождения, которые произошли в связи с принятием православия. В сознании народа вырабатывались новые представления о жизни, новые идеи, новые понятия. Белорусский народ сохранил имена подвижников, прославившихся своей святостью, передавая память о них из поколения в поколение.

К тому же раннему периоду истории Беларуси относятся имена святых угодников, прославившихся в г. Турове. Из них первым был святой Кирилл, епископ туровский. Он был сыном богатых горожан г. Турова. Мальчик с юных лет полюбил чтение, выучился греческому языку и читал греческие книги. Выросши, он постригся в Борисоглебском монастыре в своем родном городе. Через несколько лет после иноческого пострига он уединился в устроенной им башне, где усердно молился и проводил время в чтении собранной им литературы не только святоотеческой, но и светской, благодаря чему сделался образованнейшим иноком своего времени. За святость жизни и ученость он был избран епископом на туровскую кафедру. Его проповеди сохранились до нашего времени, они отличаются высокими литературными достоинствами и проникнуты мудростью и убедительностью. Современники называли его “Златоустом.” В 1182 году святой Кирилл оставил епископскую кафедру и затворился в монастыре. Вскоре после его кончины последовавшей вероятно в 1183 году, началось его местное почитание, а во второй половине ХIII века в “Прологе” он уже именуется святым.

От него осталось три послания к инокам, 12 слов, 30 молитв и молебный канон. Кирилл Туровский — это знаменитый проповедник (русский Златоуст), религиозный поэт. В его словах не столько поучения, сколько восторженных размышлений о том или другом празднике, истории данного праздника. Проповедник прибегает часто к символам и аллегориям.

Особенностью ораторской прозы является уникальная ритмическая организация речи, приближающая прозаическую речь к поэтической. Если ритм есть признак художественной речи, предусмотренный замыслом писателя, то особенности ритмической организации текста позволяют судить о сути писательского замысла, и уникальная стилистика Кирилла Туровского говорит о некоем особом отношении этого оратора к своим произведениям и к задаче его как автора.

Ритм речи Кирилла во многом зависит от литературных источников его произведений. Медиевисты неоднократно указывали на библейские тексты как на источники стиля ораторского красноречия Киевской Руси, в том числе и произведений Кирилла Туровского. Мысль об использовании Кириллом Библии, а именно библейских плачей, в качестве литературного источника высказана в статье. В.В. Колесов описывает уникальную стилистику Слов Кирилла как явление средневековой литературной топики, использование автором топосов-символов.

Такой литературный источник как гимнографические произведения, то есть богослужебные тексты, остается неисследованным по сей день. Однако именно он является основным источником для Кирилла Туровского, а использование этого источника позволяет говорить об особенностях писательской задачи автора. Обратимся к одному из торжественных Слов Кирилла и укажем используемый автором литературный источник.

Слово настолько пронизано цитатами и реминисценциями из гимнов, что, кажется, задача писателя лишь в соединении различных отрывков в единый текст, и авторская речь только обрамляет гармоничную мозаику цитат. Особенного внимания заслуживает характер цитирования. Кирилл Туровский, как правило, не дословно приводит богослужебный текст: он либо близко пересказывает его, либо изменяет в нем несколько слов, либо соединяет и переплетает между собой отрывки из двух, а то и трех разных текстов. Кроме того, автор нередко вставляет внутрь цитаты свои слова, то есть расширяет цитируемый текст с помощью приема амплификации. Так, например, описывая плач Иосифа Аримофейского в Слове, Кирилл цитирует несколько богослужебных текстов. За основу автор берет одну из стихир Страстной Пятницы и, приводя отрывки из этой стихиры, вставляет внутрь каждого отрывка либо свои слова, либо цитаты из других гимнографических произведений. При этом стилистически весь плач у Кирилла уподоблен взятой за основу страстной стихире, о чем говорит использование приема анафоры. В итоге этот период в тексте оратора представляет собой сложнейшую мозаику из богослужебных текстов и собственных слов автора.

Создание молитвенного настроения является главной задачей знаменитого оратора Киевской Руси, поэтому он и прибегает к богослужебным текстам как к литературному источнику. Пожалуй, мы не можем сейчас с точностью определить, является ли цитирование гимнографии сознательным или невольным. Можно предположить, что Кирилл Туровский знал наизусть многие богослужебные тексты и непроизвольно вкраплял их в свои произведения. Однако, можно предполагать и другое, а именно, что он сознательно обращает внимание слушателей к какому-то конкретному гимнографическому произведению. Неслучайно в рассмотренном нами Слове чаще всего цитируется один и тот же богослужебный текст – канон Страстной Пятницы, который, по замыслу автора, наиболее соответствует выбранной для проповеди теме. В любом случае стилистическое оформление Слов Кирилла и особенности вкрапления цитат возвращают слушателей и читателей к богослужению, то есть к молитве. Ритм Кирилловых Слов – это молитвенный ритм.

2. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Когда мы говорим о библейской тематике в творчестве Достоевского, конечно, первое, что приходит на ум, это «Преступление и наказание». Когда мы говорим о Божьем наказании, то оно в расхожем лексиконе часто представляется в виде некой карательной инстанции. Тем не менее это совсем не так: есть нечто таинственное, внутреннее, что Достоевский и хотел показать.

Раскольников убивает, проливает кровь, идя против библейской заповеди: «Не убий». Он ставит под сомнение ее абсолютность. С точки зрения расхожего представления, мы думаем, что вот он убил — и пришла внешняя кара. Но внешней кары нет. Родион Раскольников прекрасно мог уйти от ответственности и фактически ушел — никто не мог доказать его причастность к убийству старухи–процентщицы. Но вы все помните, что он говорил потом: «Я же не старуху убил, я себя убил. Так–таки себя и ухлопал навеки». Оказывается, убийство — это выстрел в себя. Заповедь «Не убий» — не механический заслон, а глубочайший нравственный миропорядок, который дан человеку. В этом смысле важны слова Писания: «Мне отмщение, и Аз воздам», которые, как вы помните, Толстой поставил эпиграфом к «Анне Карениной».

Отмщение приходит к Раскольникову как внутренний процесс, внутренняя катастрофа и потребность очищения изнутри, то есть покаяния. Кстати сказать, сам процесс покаяния Достоевский не раскрывает. В этот момент он описывает Раскольникова уже извне.

А рядом с ним Соня Мармеладова — живая иллюстрация к евангельским словам о блудницах, которые идут впереди праведников. Нам кажется, что эти слова Христа парадоксальны, но вот перед нами живой, конкретный образ святой женщины, которая является при этом профессиональной проституткой. Только великий мастер слова, знаток человеческих душ мог показать чистоту сердца этой женщины, ее жертвенность, самоотдачу, сводящую на нет мрачную и печальную профессию, на которую Соню толкнула жизнь. И когда Родион Раскольников просит Соню прочесть ему из Евангелия о воскрешении Лазаря, и она читает, Достоевский пишет: «вот убийца и блудница сошлись над этой вечной книгой». Но все дело в том, что он не простой убийца, а человек, который хотел испытать — действительно ли эта заповедь абсолютна. Именно в то время перед несчастным Фридрихом Ницше стояла проблема: можно ли человеку идти по ту сторону добра и зла, можно ли выбросить за борт священные заповеди. Достоевский показывает героя, который понял, что он не может это сделать.

Перед нами человек сложный, думающий, несчастный. В сущности, ничего от убийцы в нем нет. Он не пронизан ненавистью. Он убил эту женщину, старуху, вовсе не потому, что у него был аффект человеконенавистничества. У него была идея, как у многих героев Достоевского. В конце романа Достоевский не описывает подробно, что же с ним происходит, но в Сибири Соня дает ему читать Евангелие и Раскольников берет его с собой. С ним он будет жить. Он надеется, что жизнь к нему вернется после покаяния и искупления…

Вы помните, как в «Бесах» умирающий старик говорит: «О Боже, я же читал только Ренана, я никогда не читал самого Евангелия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...