Построение урока Закона Божия
При построении урока необходимо учитывать важнейшие этапы подготовки учителя к занятию. 1. Постановка цели урока. Цель — это то, к чему стремится педагог в результате урока, она непосредственно касается духовной жизни детей, их личного спасения. Ею не может стать формулировка «Познакомить с событиями», которая может быть лишь одной из задач урока. Цель должна быть конкретной, не совпадать с целью жизни христианина — спасение, с целью церковно-приходской школы — воцерковление детей. Это должна быть именно педагогическая цель, достичь которой возможно за 40 минут занятия. Например, раскрыть значение праздника, показать смысл события, дать понятие о добродетели... Формулируя таким образом, учитель должен сам четко понимать, в чем состоит значение того или иного события, иначе цель, по сути дела, не будет поставлена, а значит, и не будет достигнута. Пример постановки цели для урока по теме «Притча о мытаре и фарисее»: раскрыть значение смирения для нашего спасения. 2. Формулировка задач. Задачи есть пути достижения цели. Традиционно в педагогике выделяется три вида задач: обучающие, развивающие, воспитательные. Они должны быть очень конкретные, помогающие учителю достичь цели, верно выстроить ход урока. Как правильно их сформулировать? Например: обучающие — познакомить, изучить, убедить; развивающие — развивать способность или добродетель; воспитательные — воспитывать любовь, почитание или пробудить стремление, побудить к чему-либо... Развивающим и воспитательным задачам обычно соответствуют глаголы несовершенного вида: формировать, воспитывать, т. к. в ходе небольшой встречи невозможно планировать сформировать полностью, например, какую-либо добродетель. Не пренебрегая задачами по развитию аккуратности и мелкой моторики, стоит в первую очередь озаботиться теми, которые связаны с духовным ростом детей. Внимательно рассудите, к чему побуждаете детей в церковной жизни, как должно совершенствоваться их духовное состояние с помощью тех средств, которые им рекомендованы на уроке. Проверьте, действительно ли сформулированные задачи ведут к ранее поставленной цели.
На уроках Закона Божия, поскольку цель и задачи касаются духовных вопросов, развивающие и воспитательные задачи порой оказываются очень близкими, а иногда и совпадают. 3. Повторение предыдущего урока. Повторение или вводная беседа необходимы на каждом уроке. Повторение должно быть кратким, выстроенным в соответствии с логикой прошлого занятия от простого к самому важному, являться связующим звеном с новым материалом. Исходя из содержания, связь может быть хронологической или идейной, духовной. Все это содействует укреплению материала в памяти и более разумному усвоению учащимися. Повторение обычно осуществляется в виде вопросов, но может принимать другие формы: разгадывание кроссворда, работа с карточками — индивидуальная или в парах и др. 4. Новый материал. • Метод подачи. Требуется, чтобы учитель большую часть времени отводил на изучение нового материала, а не на повторение. Следует выбирать Разнообразные формы деятельности: рассказ, комментированное чтение Священного Писания, беседа, работа с картой и иллюстративным материалом, запись новых слов; продумать оптимальное сочетание методов и форм, подбор средств. Как повторение, так и Учение неизвестного ведется с целым классом. Примерный план подачи нового материала может выглядеть таким образом: а) изложение события, явления, б) его духовное, догматическое значение, в) празднование Православной Церковью, церковные установления и традиции,
г) нравственные и духовные выводы. • Связь с жизнью. Новый материал непременно должен быть связан с жизнью детей, этому посвящается отдельный этап изучения. Это достаточно подробный разговор, в котором показывается значение изученного события для личного спасения ребенка, разбирается влияние воспринятого им материала на его собственную жизнь, даются рекомендации по устроению его духовной жизни. • Этапы с промежуточными итогами. Новый материал делится на этапы в соответствии с планом. Каждый этап становится определенной ступенью в познании темы. Каждая ступень обязана иметь краткий вывод, заключающий в себе основную мысль. Эти выводы связываются в цепочку, приводящую к итогу урока. • Стержень, идея урока. Главным в занятии является духовный смысл, значение раскрываемого явления. Он должен быть как центральная идея проведен через весь разговор с детьми, стать определенным стержнем, на котором держится весь урок. • Священное Предание на уроке. Понять, что означает событие Священной истории или любое церковное явление, возможно лишь внимательно изучив Предание Церкви — святоотеческие толкования, иконы, богослужебные тексты, жития святых. Священное Предание, кроме использования при подготовке, необходимо и на уроке. Мысли святых отцов предлагаются детям для ознакомления, литургические тексты (тропарь, кондак, стихиры, молитвы) при всякой возможности читаются на уроке. 5. Закрепление. Закрепление обычно проводится с помощью вопросов, оно не должно быть слишком длинным, выстраивается в соответствии с логикой занятия. Может отсутствовать, если урок построен по проблемно-исследовательскому методу и все дети были активны на уроке. Возможны разные формы закрепления: исследовательские задания, игры, самостоятельное чтение документальных источников, и др. При подготовке нужно продумать время, отведенное на каждый этап урока и вид работы. Подобрать дополнительные вопросы и задания на тот случай, если в конце урока останется время. 6. Моделирование. Обязательный вид действий для построения проблемных уроков. Это может быть запись темы рисунками, опорными схемами, таблицами. Очень удобно для повторения темы на следующем занятии, при выполнении домашнего задания, при подготовке к экзамену и в любых других случаях.
7. Итог урока. Итог — обязательный элемент урока. Он является заключительным словом учителя, кратким выражением всей темы. Может представлять собой библейское выражение, церковную поговорку, благочестивую народную пословицу. Пример итогового выражения к теме «Притча о мытаре и фарисее»: «Бог гордым противится, смиренным дает благодать». Не является итогом вопрос учителя к детям: «Что вам понравилось в уроке?» Составив конспект или план урока, проверьте, совпадает ли итог с поставленной в начале подготовки целью. Закончив подготовку урока, проверьте воздействие на все силы Души ребенка: ум, сердце и волю — достаточно ли сильна интеллектуальная нагрузка, удалось ли вам «растопить» сердце ребенка и расположить его к добру, побуждаете ли вы детей к совершенствованию в духовной жизни, к ведению православного, церковного образа жизни. В. Домашнее задание. Выполнение домашнего задания зависит от многих условий, предлагать или не предлагать домашнее задание учитель решает самостоятельно. К домашним заданиям можно отнести: чтение Священного Писания, особенно Евангелия, и глав из учебника Закона Божия, заполнение рабочей тетради, рассказ об изученном членам семьи и друзьям, творческие задания — рисунки, сочинения, самодельные книжки, игры, спектакли и пр. Хорошо, если домашнее задание способствует воцерковлению всей семьи. Для старших учеников возможны: мини-исследования с описанием вещественного источника (храма, иконы), подготовка докладов или кратких сообщений, рефераты, электронные презентации, составление анкет для опроса одноклассников или прихожан и другие разнообразные формы.
6. Особенности отбора материала для уроков в Воскресной школе. Приготовление к урокам Подготовка к уроку заключается в полном овладении предметом, в понимании, как лучше передать урок детям, и во внутреннем приготовлении.
Собираясь дать урок, необходимо серьезно и всесторонне подготовиться к нему. Недостаточно прочесть рассказ по Библии, необходимо обратиться к толкованию святых отцов, выяснить, как поясняется событие учителями и подвижниками Церкви. Обязательно обращение к богослужебным текстам: когда и в каких случаях читается данный отрывок, как раскрывает Церковь его содержание. Для такой подготовки педагог должен обладать достаточной библиотекой и пользоваться большим количеством книг перед каждым занятием. Обращаясь к проповедникам, сщмч. Фаддей (Успенский) призывает готовиться к выступлению самым тщательным образом: обдумать во всех подробностях, записать и заучить наизусть, хотя даже при такой обработке проповедь не должна терять характера живой беседы. Тем более такая подготовка необходима для законоучителя. Священномученик точно определяет, в чем она состоит: • выбрать предмет, заключающий в себе назидание и в то же время увлекательный. В раскрываемом предмете постараться найти стороны, стоящие в тесной и близкой связи с настроением слушателей и вызывающие соответствующие чувства, отыскать убедительные доводы. Вместе с тем нужно позаботиться о том, чтобы «сказать слушателям нечто новое, не вполне ими еще испытанное, не со всех еще сторон обдуманное» — возвести их на более высокую ступень уразумения христианского идеала. «Удивить и поразить» слушателей. • Провести выбранный предмет «через горнило своего сердца». Изливаться неудержимым потоком мысли и слова будут после того, как «согреются в сердце». • Позаботиться о том, чтобы речь текла «логически стройно, ясно, раздельно, чтобы ясен был главный предмет речи... ход мыслей, их исходный пункт и конечная цель слова». Обратить внимание на простоту и доступность, на художественную обработку речи. Сщмч. Фаддей предупреждает, что «многим придется начинать с чтения по тетрадке, от которой боятся они оторвать глаза и посмотреть на слушателей», затем переходить к изложению с тетрадкой под руками и только потом, после тщательного обдумывания общего хода мыслей и всех подробностей — при помощи краткого конспекта. Не нужно бояться и остановок во время рассказа, случающихся по причине нарушения хода мыслей. Если виновен сам учитель, поленившись обдумать как следует, то «нужно приложить лишь большее усердие к подготовке. Если остановка произошла по случайному забвению, болезни и т. п., то не следует очень смущаться, поддаваться внушениям тщеславия, необходимо бороться с ложной мнительностью, с преувеличенной боязнью посрамления в следующий раз: дело Божие не должно быть прекращаемо по внушениям немощей человеческих». Усиленней призывайте благодать Святого Духа!
Необходимо также внутренне, субъективное приготовление — воспитание в себе настроения, соответствующего высоте предмета. Оно достигается как молитвой, так и чтением необходимой литературы. В течение урока также нужно поддерживание в себе молитвенного настроя, без которого ничего невозможно совершить во славу Божию. Нужно проверить, имеет ли педагог в себе чистоту намерений, смирение сердца и упование на помощь Божию. Чистота необходима как для учителя, так и для учеников: для учителя — потому, что управляясь в деле обучения Закону Божию нечистыми намерениями, он лишает себя неоцененных сокровищ благодати и милости Божией, которые он мог бы снискать за совершаемое им великое дело христианской любви и милосердия. Подведем итог: каковы же должны быть свойства учителя? Прот. Аполлоний Темномеров пишет: «Его качествами непременно должны быть проникновенность истинами Закона Божия и искренняя любовь к детям. Обычно такое внутреннее расположение духа определяют одним словом «призвание». Напрасно некоторые считают призвание исключительно прирожденным даром. Учитель, взявшийся за преподавание Закона Божия по необходимости, не лишен возможности воспитать в себе любовь к этому делу и отдаться ему всей душой. Добросовестное, внимательное отношение к принятым на себя обязанностям — первая ступень. Ясное сознание высоты и святости законоучительства и важности для детей усвоения спасительных истин Закона Божия, тщательное изучение способов преподавания и стремление применить их к делу, наконец, беспристрастная оценка успеха своих трудов». Деятельность учителя нужно рассматривать, исходя из смысла человеческой жизни. Церковь осуществляет главную часть воспитания — воспитание духовное. Каждый христианин обязан воспитывать детей в христианском духе. «И, зажегши свечу, не ставит ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 16). Учительский труд есть православное служение, направленное на духовно-нравственное становление ребенка, раскрытие образа Божия в нем, его воцерковление. Законоучитель получает для этого значительные полномочия от Церкви и от родителей детей, ответственных за их спасение. Доверие к нему огромное, т. к. от постижения истин веры зависит жизнь детей и последующих поколений. Призвание (см. состав слова) — дар Божий. Вспомним: «Все ли учители?» (1 Кор. 12, 29), «не многие делайтесь учителями» (Иак. 3, 1). Педагогический дар может проявляться в человеке с юности в стремлении помогать другому, руководить с теплотой и сердечностью. Признаки Божественного дара в педагоге обнаруживаются в любви к детям и к учительскому труду, в духовной радости от работы, от «возгревания» полученного дара. Служение становится личным подвигом человека на пути ко спасению. Как говорил великий русский педагог С. А. Рачинский, «нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный — и потому великий». Свт. Иоанн Златоуст, говоря о долге учительства, подчеркивает, что подвизающийся в слове «подъемлет великий труд», т. к. он непрестанно трудится, печется и поучается. «Один укоряет его, другой хвалит... и он нуждается в великом подкреплении, чтобы переносить это», ведь он содействует благоустроению и пользе Церкви. Трудящиеся в слове и учении (1 Тим. 5, 17) «не будут оставлены без помощи Духа Святого, Которого обещал Господь Иисус Христос послать ученикам Своим на помощь в деле проповеди Евангелия...» Каждую проповедь св. Иоанн сопровождал нравственными увещаниями: об отношении к собственности, о недопустимости посещения театра и цирка, о любви к бедным и милосердии, об исполнении заповедей и хождении в церковь. Проповеди святителя пользовались огромной популярностью, вызывали рукоплескания и восторженные крики, так что проповеднику приходилось умолять о тишине. Несколько стенографов записывали каждое слово. Благодаря им, проповеди дошли до нас. Ко времени призвания на Константинопольскую кафедру относятся толкования на Деяния, на Псалмы, на многие послания ап. Павла. Многие беседы снова были стенографированы и сохранили живость устного слова. Это клад для преподавателя: речь святителя — эмоциональная, красивая, восторженная, в то же время язык библейский, высокий. Большое внимание он уделяет грамматической и логической стороне речи. Его отличает необыкновенная филологическая зоркость и внимание к слову: он раскрывает смысл слов, оттенки синонимов, оборотов речи. На это мы обратим внимание далее. Творения св. Иоанна Златоуста составляют целую библиотеку богословской литературы. Основная ее часть — беседы на книги Ветхого и Нового Заветов. Святитель был первым из греческих отцов, толковавшим основные библейские книги последовательно и систематически. К лучшим творениям Златоустого писателя принадлежат толкования на Новый Завет. Это было замечено уже в древности. Нам, педагогам, нужно знать, что можно использовать на уроках. Экзегетические труды свт. Иоанна Златоуста включают следующие беседы. 1. На Ветхий Завет: • Беседы на Книгу Бытие. • Беседы на Псалмы. • Беседы на пророка Исайю. • Отдельные беседы: беседа о св. Анне и три беседы о Давиде и Сауле. 2. На Новый Завет: • Беседы на Евангелие от Матфея — стали классическим комментарием к этому Евангелию и получили самое широкое распространение в христианском мире. Уже в V в. их читали на латинском, армянском и сирийском языках; в X в. появилась арабская версия, в XI в. — грузинская и позднее — славянская. На Руси беседы Златоуста были излюбленным чтением, сохранилось множество славянских списков. • Беседы на отдельные места из Евангелия от Матфея: на притчу о должнике (Мф. 18, 23), на Мф. 7, 14 с изъяснением молитвы «Отче наш». • 88 Бесед на Евангелие от Иоанна. • 55 Бесед на Деяния апостольские — являются единственным полным комментарием Деяний из появившихся в течение первых десяти веков по Рождестве Христовом. • Беседы на послания ап. Павла. • Слова на праздничные дни: Беседа о крещении Господа и о Богоявлении. Беседы на Страстную седмицу, в которых изложено учение о Тайной Вечере как первой Евхаристии, говорится о силе Креста Христова, о значении покаяния и молитве за врагов. Беседы на Святую Пасху. Беседа о Вознесении Господнем, в которой говорится о вознесении как о величайшем благодеянии человеческому роду. Два слова о Пятидесятнице — о плодах Сошествия Святого Духа и о Его благодатных дарах. Итак, толкования являются систематическими и последовательными, обеспечивающими педагога по всем основным темам школы I ступени. Для школы II ступени: по истории Церкви — толкования на Деяния и Послания.
7. Урок, типы уроков в Воскресной школе. Рассмотрим несколько классификаций форм обучения. По количеству учащихся формы могут быть: коллективные, групповые, индивидуальные. Наибольшее распространение приобрела классно-урочная форма, автором которой является Я. А. Коменский. Отличительные особенности классно-урочной формы обучения: • постоянный состав учащихся. • Наличие годового плана. • Построение учебного процесса в виде взаимосвязанных уроков (на законченном отрезке УП). • Постоянное чередование уроков (наличие четко составленного расписания). • Руководящая роль учителя. Достоинствами классно-урочной формы являются: строгая организационная структура, экономия сил и средств (один учитель и много учеников), создание предпосылок для взаимообучения и коллективной деятельности. К недостаткам можно отнести: ориентацию на среднего ученика, отсутствие возможностей для индивидуальной работы. Церковно-приходская школа из-за небольшого количества учеников и индивидуального подхода к ним преодолевает эти недостатки. В зависимости от педагогических задач, решаемых учителем на занятии, уроки подразделяются на несколько традиционных, наиболее часто встречающихся типов. Типы уроков 1. Изучение новых знаний. 2. Закрепление. 3. Обобщение и систематизация. 4. Контроль знаний. 5. Комбинированные. В церковно-приходской школе могут присутствовать все виды уроков. Занятия, посвященные обобщению и систематизации материала, проводятся в заключение темы, курса, учебного года. Контрольные работы, проводимые в разнообразных формах, иногда занимают целый урок. Но в абсолютном большинстве случаев уроки носят вид комбинированных. Это связано с тем, что в воскресных школах встреча учителя с детьми происходит один раз в неделю. Важность же каждой изучаемой темы такова, что необходимо проверить, насколько устойчиво она сохранилась в памяти. Затем нужно изучить новый материал и закрепить его, особенно если он касается грядущих значимых церковных событий. Контроль знаний также присутствует по окончании крупных тем, но занимает лишь часть урока. Получается, что все необходимое нужно соединить в один урок. Это означает: внимания учителя и времени требует каждая часть урока, организация занятия должна быть достаточно четкой. 8. Требования к урокам объяснения нового материала. Новый материал. • Метод подачи. Требуется, чтобы учитель большую часть времени отводил на изучение нового материала, а не на повторение. Следует выбирать Разнообразные формы деятельности: рассказ, комментированное чтение Священного Писания, беседа, работа с картой и иллюстративным материалом, запись новых слов; продумать оптимальное сочетание методов и форм, подбор средств. Как повторение, так и Учение неизвестного ведется с целым классом. Примерный план подачи нового материала может выглядеть таким образом: а) изложение события, явления, б) его духовное, догматическое значение, в) празднование Православной Церковью, церковные установления и традиции, г) нравственные и духовные выводы. • Связь с жизнью. Новый материал непременно должен быть связан с жизнью детей, этому посвящается отдельный этап изучения. Это достаточно подробный разговор, в котором показывается значение изученного события для личного спасения ребенка, разбирается влияние воспринятого им материала на его собственную жизнь, даются рекомендации по устроению его духовной жизни. • Этапы с промежуточными итогами. Новый материал делится на этапы в соответствии с планом. Каждый этап становится определенной ступенью в познании темы. Каждая ступень обязана иметь краткий вывод, заключающий в себе основную мысль. Эти выводы связываются в цепочку, приводящую к итогу урока. • Стержень, идея урока. Главным в занятии является духовный смысл, значение раскрываемого явления. Он должен быть как центральная идея проведен через весь разговор с детьми, стать определенным стержнем, на котором держится весь урок. • Священное Предание на уроке. Понять, что означает событие Священной истории или любое церковное явление, возможно лишь внимательно изучив Предание Церкви — святоотеческие толкования, иконы, богослужебные тексты, жития святых. Священное Предание, кроме использования при подготовке, необходимо и на уроке. Мысли святых отцов предлагаются детям для ознакомления, литургические тексты (тропарь, кондак, стихиры, молитвы) при всякой возможности читаются на уроке. 9. Уроки повторения и закрепления нового материала. Повторение должно занимать краткий период времени, быть сжатым, напоминать существенные моменты предыдущего урока, не отвлекаться на второстепенное. Вопросы на повторение необходимо четко выстроить в соответствии с логикой развертывания предшествующего занятия, а также логически связать с новым материалом, придав последним вопросам (последнему вопросу) подготавливающий характер. Продуманный переход к новому материалу дидактически важен, он переключает внимание, вызывает интерес и потребность узнавать неизвестное. Проводиться повторение может устным, письменным, графическим способом. Основная часть завершается закреплением, цель которого многозначна: это и повторение пройденного для лучшего запоминания, и связь со старым материалом и с жизнью детей, и осмысление, и проверка (контроль) вновь освоенного. Закрепление обычно проводится с помощью вопросов, оно не должно быть слишком длинным, выстраивается в соответствии с логикой занятия. Может отсутствовать, если урок построен по проблемно-исследовательскому методу и все дети были активны на уроке. Возможны разные формы закрепления: исследовательские задания, игры, самостоятельное чтение документальных источников, и др. При подготовке нужно продумать время, отведенное на каждый этап урока и вид работы. Подобрать дополнительные вопросы и задания на тот случай, если в конце урока останется время. 10. Комбинированные уроки. В церковно-приходской школе могут присутствовать все виды уроков. Занятия, посвященные обобщению и систематизации материала, проводятся в заключение темы, курса, учебного года. Контрольные работы, проводимые в разнообразных формах, иногда занимают целый урок. Но в абсолютном большинстве случаев уроки носят вид комбинированных. Это связано с тем, что в воскресных школах встреча учителя с детьми происходит один раз в неделю. Важность же каждой изучаемой темы такова, что необходимо проверить, насколько устойчиво она сохранилась в памяти. Затем нужно изучить новый материал и закрепить его, особенно если он касается грядущих значимых церковных событий. Контроль знаний также присутствует по окончании крупных тем, но занимает лишь часть урока. Получается, что все необходимое нужно соединить в один урок. Это означает: внимания учителя и времени требует каждая часть урока, организация занятия должна быть достаточно четкой.
Классическая структура комбинированного урока выглядит следующим образом: 1. Повторение изученного ранее материала. 2. Изучение нового материала. 3. Закрепление, систематизация. 4. Задание на дом. Повторение должно занимать краткий период времени, быть сжатым, напоминать существенные моменты предыдущего урока, не отвлекаться на второстепенное. Вопросы на повторение необходимо четко выстроить в соответствии с логикой развертывания предшествующего занятия, а также логически связать с новым материалом, придав последним вопросам (последнему вопросу) подготавливающий характер. Продуманный переход к новому материалу дидактически важен, он переключает внимание, вызывает интерес и потребность узнавать неизвестное. Проводиться повторение может устным, письменным, графическим способом. Основная часть завершается закреплением, цель которого многозначна: это и повторение пройденного для лучшего запоминания, и связь со старым материалом и с жизнью детей, и осмысление, и проверка (контроль) вновь освоенного. Не всегда занятия проводятся традиционными способами. Нестандартные уроки больше нравятся учащимся. Практиковать их можно, но не следует превращать в главную форму работы из-за отсутствия серьезного познавательного труда. Виды уроков могут быть следующими: деловые игры, уроки типа КВН, уроки-зачеты, творческие отчеты, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки типа „Поле чудес" или «Что, где, когда?». Выбор методов преподавания обусловливается степенью развития учащихся и содержанием предмета. Священно-исторические события, догматы веры, способ совершения богослужения и Таинств, значение многих славянских слов не могут быть выведены детьми путем самостоятельного мышления и по необходимости должны быть им изложены в готовом виде; при объяснении же истин веры и нравственности, объяснении молитв и богослужения, сопоставлении изученного и применении его в жизни следует идти по возможности путем вопросов — ответов. Таким образом, не следует вести урок в одной форме. Формы должны чередоваться, дополняя одна другую. Например, все, что сообщено в рассказе должно быть повторено, раскрыто, освещено при помощи вопросов. Искусство учителя состоит в том, чтобы уметь вовремя и непринужденно переходить от одного метода обучения к другому. Чаще всего при составлении уроков учителя подают новый материал в излагающей форме, после чего проводят закрепление в вопросной форме. Учителю важно привлечь весь класс к активной работе, а каждому ученику хочется высказаться, поэтому нужно дать возможность большему числу учеников принять участие в уроке. Один скажет, что задано, другой — изложит часть урока, третий даст к рассказанному пояснения, четвертый исправит ошибку в рассказе товарища и таким образом все ученики в течение урока обнаружат свои познания. Если спросить учеников, кого опрашивали в течение урока, они затруднятся ответить. Работал целый класс, все отвечали. Интереснее всего то, что, работая таким образом, учитель составляет несравненно более верное представление о развитии и знаниях отдельных учеников. Тогда в традиционный для воскресной школы комбинированный урок войдет непременный элемент контроля. Для того чтобы дети захотели работать и сами направили свои действия, учитель должен предложить им проблемную ситуацию. Самый сложный для учителя момент — увидеть и сформулировать проблему. Это сложнее, чем решить ее. Причем предложенная ситуация должна задеть каждого, чтобы все задумались, не прошли мимо. Как это сделать? • Начать с ситуации успеха, когда дети понимают: это они знают, это умеют... т. е. первый вопрос должен иметь обязательный ответ. • Дети сами должны обнаружить, что чего-то не знают. • Дети должны хотеть решить задачу (это должно быть жизненно необходимо); определить, чему они должны научиться. Кратко схема учебной деятельности выглядит следующим образом: Мотив — цель — через интерес, через религиозную потребность — деятельность Например, при подготовке к празднику учащиеся сами намечают план действий: перелистать календарь и узнать, каков грядущий праздник, изучить эпизод из Библии (Новый Завет и Ветхий Завет), познакомиться с иконой, выучить тропарь, совершить паломничество в храм соответствующего имени и др. Или другой пример, подсказанный протодиаконом Андреем Кураевым в книге «Школьное богословие». После прочтения притчи о милосердном самарянине можно вместо традиционного опроса задать учащимся следующий вопрос: почему человек шел именно в Иерихон? Пусть они по подсказке учителя рассмотрят карту и увидят — эта дорога опасна тем, что проходит через лес, эта дорога спускается к Иерихону, а значит, все встречные поднимались ввысь, и священник и левит не выдержали этого восхождения. При исследовании Евангельских текстов или вспомогательной литературы удастся выяснить, что около Иерихона уже проходило испытание — искушение Христа дьяволом (показан путь победы над искушениями), что здесь уже состоялась встреча Христа с Закхеем (пример веры), и на этой самой дороге Сам Спаситель исцелял слепого (пример милосердия). Многим наверняка окажется знакомой ветхозаветная история с иерихонскими трубами — напоминание о доброй язычнице. Т. е. Иерихон — город особой Божией милости. Дети особенно любят такие «хитрые», повышенной сложности вопросы. Приведем еще один пример непростого, требующего специальных раздумий вопроса: почему песнопения Недели о блудном сыне поются при пострижении в монашество? Ответ: как образ возвращения к Богу из житейского мира. Конечно, такие уроки труднее для учителя, но и интереснее. Педагог не является источником информации, он управляет процессом усвоения знаний; не показывает, а подсказывает; его руководство иногда внешне невидимо. Но у детей — интеллектуальное и духовное напряжение, возникновение альтернативных мнений и гипотез (где возможно), ощущение необходимости старых знаний, ни не «ответчики», а инициаторы познавательного процесса. Умение поставить эвристический вопрос дается не без труда и требует от учителя внимательного обдумывания каждого урока, но зато часто удачный вопрос лучше всякого пространного объяснения открывает детям смысл рассказа и лежащие в основе его истины. Например, учитель после рассказа об укрощении бури спрашивает: «Почему Господь укоряет учеников за то, что они испугались? Как же им было не испугаться, когда поднялась такая буря?». Дети: «Им нечего было бояться, потому что они были с Иисусом Христом». Учитель: «А Иисус Христос, мы знаем, был Кто?» Дети: «Бог». Учитель: «Верно! Когда Господь Бог с нами, ничего не нужно бояться. Он может избавить нас от всякой опасности». Учителю важно привлечь весь класс к активной работе, а каждому ученику хочется высказаться, поэтому нужно дать возможность большему числу учеников принять участие в уроке. Один скажет, что задано, другой — изложит часть урока, третий даст к рассказанному пояснения, четвертый исправит ошибку в рассказе товарища и таким образом все ученики в течение урока обнаружат свои познания. Если спросить учеников, кого опрашивали в течение урока, они затруднятся ответить. Работал целый класс, все отвечали. Интереснее всего то, что, работая таким образом, учитель составляет несравненно более верное представление о развитии и знаниях отдельных учеников. Тогда в традиционный для воскресной школы комбинированный урок войдет непременный элемент контроля. Чтобы сведения усваивались детьми не механически — памятью и рассудком, а проникали им в душу, урок непременно должен иметь характер беседы. Беседа — это живой обмен мнений между участниками. Она требует активного участия в уроке обеих сторон. Там, где ученик пассивно воспринимает объяснения учителя или учитель механически спрашивает учеников, нет ничего похожего на беседу. Урок приобретает характер беседы, когда учитель вместе с классом повторяет урок, помогая детям припомнить забытое, оттенить главное, точнее выразить мысль. В объяснении нового урока в свою очередь принимают участие и дети, обобщая и сопоставляя уже известные им данные, и, таким образом, при помощи учителя делая вывод. При живом участии в уроке детей и учителя различие между спрашиванием и объяснением сглаживается и они сливаются в один акт. После такой беседы не нужны вопросы на закрепление, ведь если в течение беседы о Благовещении дети несколько раз назвали Архангела Гавриила, незачем спрашивать, как звали Ангела, принесшего Деве Благую весть. Оживленная беседа обычно стремится принять форму диалога. Но урок не всегда будет беседой, если предлагать возможно большее число вопросов наибольшему числу учеников. Понятие беседы, скорее, определяет не форму, а характер урока. Катехизис весь изложен в вопросно-ответной форме, но когда учитель предлагает помещенные в книге вопросы, а дети — ответы, то урок противоположен понятию беседы. Непринужденность беседы есть плод простых, искренних отношений между учителем и учениками и состоит в том, что дети свободно выражают свой интерес к предмету урока.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|