Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II . Средства активизации познавательной деятельности в учебном процессе.

 

Дидактическая игра как нестандартная форма в обучении

Истории.

 

 Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

 Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

 Игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей.

 Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она - часть его жизненного опыта. Поскольку обучение – это «процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков» [3], можно сказать, что дидактическая игра – условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка, а не исключительно из своих соображений удобства, порядка, целесообразности.

 В процессе игры ребёнка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. В повседневной жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, ведущего. Ребёнок, соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. Это становится стереотипом отношений, который маленький человек не в силах изменить. В силу сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребёнок, являющийся объектом и субъектом одновременно, не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир. [3]

 Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, психолого-педагогических возможностях, которые могут быть использованы на уроках истории.

 Во-первых, и это отмечалось многими исследователями, игра – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Ф. И. Фракина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

 Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

 Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую ситуацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

В зависимости от целей урока, его содержания, знаний учащихся, применяемых методов и приемов обучения. К.Д. Ушинский указывал: «На первоначальной стадии обучение должно сочетаться с занимательностью, либо в своем содержании, либо в своей форме. Злоупотребление развращает учеников, поэтому все должно быть использовано в меру» [21]. Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока: при опросе, при изучении нового материала, когда требуется в обобщенной форме выявить полученные на уроках знания и умения школьников. Много игр можно использовать с целью проверки знаний детей по кратной характеристике объектов и явлений.

Оживить опрос и активизировать в его процессе работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала. В их числе – кроссворды. Они не оставляют равнодушными школьников любого возраста. В игре каждый хочет быть победителем! Однако выигрывают те учащиеся, которые быстрее могут воспроизвести изученный материал. Педагогически важным является использование таких кроссвордов, которые составлены на базе основного материала, с зашифрованными терминами и понятиями. Таким образом, кроссворды представляют собой разновидность учебно-дидактического материала, способствующего эффективности обучения. Практика работы с кроссвордами на уроках подтверждает целесообразность включения их в арсенал приемов, активизирующих познавательную деятельность учащихся при изучении курса истории.

Игра на уроке истории — это актив­ная форма учебного занятия, в ходе ко­торого моделируется определенная си­туация прошлого или настоящего, «ожи­вают» и действуют люди, участники ис­торической драмы. Цель игры — созда­ние игрового состояния, специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности.

Игра заставляет ребенка перевопло­титься в исторический персонаж. Он стоит перед своего рода необходимос­тью «прыгнуть выше себя», занять по­ложение взрослого, жившего в ином ис­торическом времени и пространстве. Школьники моделируют историческую реальность через «вживание» в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретаемые ими, становят­ся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. Ученик мобилизует все свои знания и умения, осваивает новые, развивает способность к эмпатии.

Методисты давно выделили два важнейших признака учебной истори­ческой игры: наличие прямой речи (диалога) участников и воображаемой ситуации в прошлом или настоящем (последнем случае — для обсуждения прошлого).

Не останавливаясь подробно на раз­личных классификациях учебных игр, рассмотрим их основные виды.

Деловые игры

Деловая игра моделирует ситуацию прошлого таким образом, что ученик выступает в ней только в роли нашего современника (археолога, писателя, журналиста, любителя истории, потом­ка исторического персонажа).

Выделяют два подвида деловых игр — игры-обсуждения и игры-ис­следования.

В процессе игры-обсуждения воссоз­дается воображаемая ситуация нашего времени — диспут, симпозиум, «круг­лый стол», телемост, киносъемка, теле­передача и др. В своей обучающей осно­ве такие игры очень близки к дискусси­ям, целиком строятся на учебном диало­ге. Как правило, они ориентированы на импровизацию, хотя обязательно имеют определенную программу, план.

Так, на уроке-киностудии три «ре­жиссера» создают свои творческие объ­единения, подбирают «сценаристов», «звукооператоров», «дикторов», «акте­ров». Учащиеся получают задание по­знакомиться с литературой по пробле­ме, определить жанр фильма, написать сценарий, создать иллюстрации, подо­брать музыку, подготовить афишу. Це­лесообразно рассказать школьникам о возможных жанрах фильма: докумен­тальный фильм-хроника, основанный на воспроизведении хода событий; ху­дожественный фильм-воспоминание на документальной основе (по мемуарам и иным источникам); художественный фильм-диалог, построенный как беседы участников событий; фильм-экраниза­ция литературного произведения.

Игра-исследование строится на вооб­ражаемой ситуации, возникающей в на­ши дни. В отличие от игры-обсуждения она основана на индивидуальной дея­тельности ее «героя», который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, статью в газету, науч­ный доклад.

Задания в такой игре могут быть очень разнообразными, но все они предполагают использование учеником ранее полученных знаний и творческий подход к выполнению задания.

1. Прокомментируйте название главы.

2. Сопоставьте документ с вашими собственными знаниями об этом периоде. Выска­жите мнение о роли школьного учебника ис­тории в идеологическом влиянии на общест­во. Подтвердите его текстом.

 3. Как соотносятся реальные события, происходившие в стране, и их отражение в учебнике?

 4. Напишите собственный вариант дан­ной главы.

Ретроспективные игры

Наряду с термином «ретроспектив­ные игры» используется также термин «реконструктивные игры». В ходе та­ких игр моделируется ситуация, ставя­щая учащихся в позицию очевидцев и участников событий прошлого. Каж­дый ученик получает роль представи­теля определенной общественной группы или исторической личности. Главные признаки ретроспективной игры — эффект присутствия и следо­вание принципу исторической беллет­ристики («так могло быть»).

Школьник, как правило, придумыва­ет имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего героя, в некоторых случаях готовит костюм, про­думывает внешний облик. Он должен иметь представление о характере, чув­ствах, мыслях и взглядах персонажа.

Ретроспективные игры помогают ученику «вжиться» в историческое вре­мя, почувствовать колорит эпохи. Уви­деть конкретных людей с их миропони­манием и поступками, «на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее».

И.В. Кучерук предлагает все ретро­спективные игры разделить на несколь­ко подвидов:

 1) формально-реконструктивные иг­ры, иллюстрирующие исторические со­бытия, документально воссоздающие обстановку определенной исторической эпохи (другое название — театрализованные представления);

 2) формально-конструктивные игры, при которых в сюжет и уста «очевид­цев» событий вкладываются их собст­венные оценки, учитывающие их жиз­ненный опыт, опыт исторического развития (эти игры называют также теат­рализованными);

 3) неформально-конструктивные иг­ры, которые могут отступить от четкого сюжета и регламента, дают простор во­ображению и творческой деятельности участников (другое название — ролевые игры дискуссионного характера).

С учетом современного опыта прове­дения ретроспективных игр в данную классификацию необходимо внести уточнения. Их можно условно разде­лить на ролевые и неролевые.

Неролевые игры близки к играм с внешними правилами, но они воссоздают историческое прошлое, их действие про­исходит в далекую эпоху. Целесообразно различать подвиды неролевых игр.

Конкурсные игры моделируют ситуацию прошлого, в которой люди оп­ределенной эпохи демонстрируют свое мастерство, достижения, смекалку. Учитель получает возможность прове­рить знания учащихся, а участники иг­ры — применить эти знания. Соревно­вательный дух игры «зажигает» ребят, резко повышает мотивацию к познанию прошлого. Таковы, например, «Олим­пийские игры в Древней Греции», «Го­род мастеров» (о средневековом городе), «На ярмарку в Шампань» (о средневе­ковой торговле), «Европейцы в Новом Свете» (о Великих географических от­крытиях) и др.

Маршрутные игры (воображае­мое путешествие, заочная экскурсия) — это особая форма урока, когда учащие­ся переносятся в прошлое и «путешест­вуют» в определенной пространствен­ной среде (прогулка по древнему горо­ду, плавание по реке, полет на хронолете и пр.). Они четко определяют геогра­фические контуры исторической дейст­вительности, намечают маршрут, при­думывают остановки, фрагменты бесед (интервью) с людьми, которых они «встречают» в путешествии.

Особенность этих игр состоит в том, что учащиеся не получают очевидных для них ролей. Если эти роли им пред­лагаются, то игра приобретает черты ролевой и неролевой одновременно.

Ролевые игры основаны на разыгры­вании определенных ролей участников исторических событии в воображаемой ситуации прошлого. Принято выделять несколько подвидов ролевых игр.

Театрализованные пред­ставления имеют четко прописан­ный сценарий, воссоздают различные образы и картины прошлого, предпола­гают наличие костюмов и декораций. Смысл состоит не только в «оживлении» прошлого, но и в последующем обсуж­дении разыгранных сцен в классе. Здесь важны ассоциации, когда дети распоз­нают время и место действия, историче­ские явления, представителей различ­ных социальных слоев.

Театрализованные игры от­личаются тем, что тексты персонажей не прописаны заранее, а рождаются в процессе игры. Здесь больше импрови­зации, но «осовременивание» прошлого не допускается, игра должна восстанав­ливать реальную историческую эпоху. Сценарий или программа игры задают ее общий ход. В театрализованной игре, в отличие от представления, могут уча­ствовать все ученики данного класса.

В основе проблемно-дискусси­онной игры лежит воображаемая си­туация прошлого, но действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы (дискус­сия участников). Роль учителя сводится к постановке проблемы и промежуточ­ных вопросов, распределению ролей. Результат игры заранее не предопреде­ляется, может быть предложено не­сколько решений или не принято ни од­ного. Главное в игре — участие каждого ученика в обсуждении проблемы.

Деловые игры с элементами ретроспективности

В играх такого рода участвуют как на­ши современники, так и «очевидцы собы­тий», которые встречаются для обсужде­ния важных вопросов, ведут диалог о прошлом. «Очевидцы» могут участвовать в современных формах общения — теле­мостах, митингах, пресс-конференциях, судах, клубах путешественников и др. Модернизация исторической действи­тельности в данном случае оправдывает­ся тем, что игра позволяет одновременно решать две задачи: оценивание событий и их реконструкции.

Тренинговые игры

Приведенная выше классификация исторических игр основана на трех главных критериях:

—характер ролей участников;

—условия воображаемой ситуации;

—жесткость сценария,

— соотношение «заданности» и импровизации в дея­тельности участников.

Существуют также игры с внешними (жесткими) правилами и игры, основан­ные на алгоритме деятельности. Их на­зывают тренинговыми. Таковы настоль­ные игры (лото, домино, поле чудес); ре­бусы, кроссворды, шарады, головолом­ки; сюжетные игры («неотосланная де­пеша», расшифровка иероглифов, текс­ты с ошибками и др.).

Участники игры

Учитель может участвовать в игре в следующих игровых ролях:

— инструктора, объясняющего пра­вила игры и последствия игровых дей­ствий;

— судьи, поддерживающего ход иг­ры, контролирующего соблюдение пра­вил, оценивающего деятельность школь­ников;

—тренера, дающего задания, под­сказывающего, как поступить в той или иной ситуации, подбадривающего уча­стников, поддерживающего игру;

—председателя (ведущего), дающе­го импульс к игре, регулирующего весь ее ход, подводящего итоги и сопоставля­ющего моделируемую ситуацию с ре­альной.

Роли учащихся: актеры; зрители; эксперты.

Актеры принимают участие в сце­нах, произносят тексты ролей, создают образы персонажей, взаимодействуют со зрителями, отвечают на вопросы и защищают свою позицию.

Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания, уча­ствуют в обсуждении, выражают свое отношение к происходящему, соотно­сят театральные образы с собственной системой ценностей, мысленно создают свой план игры, ставят себя на место актеров.

Эксперты анализируют игру, срав­нивают моделируемую ситуацию с ре­альной, оценивают игру актеров. По хо­ду игры они делают записи, создают карточки анализа. В конце игры они вы­ступают с результатами экспертизы, выставляют оценки участникам, отме­чают наиболее и наименее удачные мо­менты, обращают внимание на поведе­ние персонажей, адекватность реакции зрителей. Каждому участнику игры выдается памятка о порядке участи в игре (см. Приложение 1).

Основные этапы игры

Подготовительный этап. Предше­ствует уроку-игре. Готовятся замысел и стратегия игры, пишутся сценарий, план, проводится инструктаж, готовит­ся реквизит. Учитель объясняет игро­вую задачу, распределяет роли, дает дополнительную литературу, составля­ет опережающие задания, проводит ин­дивидуальные консультации, вносит коррективы в сценарий.

Вводный этап. Проводится в нача­ле урока. Учитель вновь объясняет классу задачи и возможности игры, роль участников, формулирует позна­вательное задание, создает игровой настрой.

Игровой этап. Игра в собственном смысле слова. Роли учащихся и учителя описаны выше.

Оценочный этап. Проводится в за­вершение игры. Включает в себя анализ игры, оценку и самооценку участников, результативность их игровых действий. Особо рассматривается вопрос о соот­ветствии моделируемой ситуации ре­альной. Учитель предоставляет слово экспертам, раздает карточки для ана­лиза игры. Уместно провести блиц-интервью и анкетирование (см. Приложение 1.)

 Чтобы на уроках истории детям было интересно учиться, чтобы у них было желание узнать что-то новое, интересное, больше того, что им дают на уроках, необходимо применять занимательный материал. Больше игровых ситуаций, соревнований для того, чтобы у детей появился стимул к учению. Дети всегда с восторгом встречают на уроках истории занимательный материал, они немного отдыхают и, в то же время, многое узнают, осмысливают, задумываются.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу. Это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. [3], средство активизации познавательной деятельности школьников, которое должно стать необходимым в арсенале средств обучения современного учителя истории.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...