Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

№ 21. Предписание Департамента полиции начальникам районных охранных отделений в связи с подготовкой ряда террористических актов против высших должностных лиц




№ 21. Предписание Департамента полиции начальникам районных охранных отделений в связи с подготовкой ряда террористических актов против высших должностных лиц

 

 

12 июня 1907 г.

Совершенно секретно

Циркулярно

 

По имеющимся в Департаменте Полиции сведениям, соединённое собрание центральных комитетов партий социал‑ демократов и социалистов‑ революционеров постановило произвести целый ряд террористических актов против высших должностных лиц, продолжая террор и после созыва нежелательной для революционеров Государственной Думы[40]. С этой целью революционеры составляют списки лиц, воспитывающихся в учебных заведениях, принадлежащих к одной из указанных преступных партий и способных к производству террористических актов, из каковых лиц затем будут составлены особые боевые отряды.

Сообщая об указанных приготовлениях революционеров, Департамент Полиции предлагает Вашему Высокоблагородию сосредоточить все силы в наблюдении за террористами и боевиками и принять надлежащие меры к прекращению их преступной деятельности.

 

Подписал: За Вице‑ Директора Васильев

Скрепил: За Заведывающего Отделом Броецкий [41]

Верно: Помощник Делопроизводителя [Подпись неразборчива]

 

ГА РФ. Ф. 102. On. 260. Д. 281. Л. 8.

 

№ 22. Циркуляр Департамента полиции начальникам районных охранных отделений, губернских жандармских управлений, охранных отделений и жандармских полицейских управлений железных дорог о недопустимости использования секретных сотрудников для наружного наблюдения

 

 

3 октября 1907 г.

Секретно

 

До сведения Департамента Полиции постоянно доходят слухи, что некоторые Начальники Охранных Отделений и чины Жандармских Управлений пользуются секретными сотрудниками в качестве наблюдательных агентов, посылая их на проследки, для выяснения квартир разыскиваемых лиц и указания подлежащих аресту чинами полиции. Для выполнения означенных функций сотрудники снабжаются удостоверениями от офицеров, руководящих розыском, их визитными карточками и т. п. Отдельные случаи нарушения со стороны ведающих розыском лиц правил о надлежащем пользовании сотрудниками случались довольно часто и каждый раз они вели к провалу ценного агентурного источника, в виду чего Департамент неоднократно разъяснял г. г. офицерам, заведующим розыском о необходимости крайне осторожного пользования сотрудниками, отнюдь не поручая им обязанностей наблюдательных агентов, совершенно не отвечающих их прямому назначению – обстоятельному осведомлению розыскных органов о деятельности революционных организаций и их личного состава. В виду изложенного, Департамент Полиции просит Ваше Высокоблагородие принять к точному и неуклонному руководству вышеуказанные соображения, имея постоянную заботу о сохранении на возможно более продолжительное время секретных сотрудников, приобретение которых всегда сопряжено с большими трудностями.

 

Подписал: За Директора, Член Совета Министра П. Курлов Скрепил: За Заведующего Отделом Пешков

 

ГА РФ. Ф. 102. On. 316. 1908 г. Д. 112. Л. 15.

 

№ 23. Циркуляр Департамента полиции начальникам районных охранных отделений о мерах по усилению агентурного наблюдения за революционными организациями

 

 

4 октября 1907 г.

Лично

Совершенно секретно

 

Поступающие из партийных агентурных источников сведения указывают на то, что наряду с напряжением сил боевых элементов, требующим и ныне самой упорной и решительной борьбы, деятельность главнейших революционных организаций (социалистов‑ революционеров, социал‑ демократов, польской партии социалистов[42], социалистов‑ революционеров‑ максималистов и др. ) вступила в переходный фазис, обуславливаемый отчасти усилением розыскных учреждений, а главным образом – неудачей недавних принципиальных начинаний и необходимостью вызываемых течением жизни России изменений в партийных программах и тактике. В этом направлении замечается ныне усиленное движение среди интеллигентных руководителей революции, некоторое ослабление притока к партиям новых личных и материальных сил и агитационной деятельности. Исключение составляет, как выше указано, – террористические посягательства, а также пропаганда среди крестьян и войска. В то же время вследствие целого ряда правительственных распоряжений против преступной агитации, осуществлявшейся еще в недавнем прошлом путем легальных мер, партийные группы вынуждены ныне перевести многие свои предприятия в подпольную область.

Опыт минувших лет дает некоторое основание предполагать, что неудача последних программных планов революционеров заставит их организовать новые приемы противоправительственной борьбы, которые в более или менее близком будущем, на почве неустойчивости общества, могут создать и новую волну революционных выступлений.

Описанные обстоятельства вызывают необходимость в направлении ближайшей деятельности органов Департамента полиции сообразно указанному выше положению революционного движения. В этих видах надлежит принять следующие меры:

1. Всем сотрудникам должно быть внушено, чтобы они, участвуя в совещаниях, на коих обсуждаются те или иные повороты в программах и тактике организаций, настойчиво отстаивали направление, наиболее смягчающее революционное движение и эти идеи распространяли усиленно в окружающей среде и в пределах, возможных по условиям подпольной деятельности.

2. Перед собраниями, на коих могут обсуждаться указанные основные вопросы, розыскные органы должны устранить хотя бы на короткое время лиц, придерживающихся крайних воззрений и оказывающих по своим личным качествам серьезное влияние на единомышленников.

3. Пользуясь разногласиями и колебаниями в партийных организациях, начальники розыскных учреждений должны ныне же принять самые энергичные меры к приобретению новых сотрудников, стремясь заручиться содействием серьезных представителей, а не мелких кружковых деятелей, а вместе с тем использовать означенное переходное состояние в том смысле, чтобы продвинуть своих сотрудников ближе к центрам организаций.

4. При стремлении партийных руководителей законспирировать значение скрываемых ими целей некоторых, с формальной стороны легализированных предприятий (как например профессиональные союзы), Начальникам розыскных учреждений надлежит немедленно направлять агентуру в среду этих организаций и выяснить действительных руководителей таковых, скрывающихся за спиной фиктивных руководителей таковых, применяя к ним соответственные меры по охране, при невозможности возбуждать уголовное преследование. Самое серьезное внимание должно быть обращено на выяснение через агентуру тех планов и намерений революционных групп, из которых комбинируется общая, скрытая программа их деятельности, и которыми определяются конечные цели таковой, дабы Правительство имело возможность правильно ориентироваться в тех или иных отдельных выступлениях революционного свойства. Данные эти должны быть полностью сообщаемые Департаменту полиции.

5. При этом надлежит обратить особое внимание на недопущение соединений означенных организаций в крупные группы, вроде областных групп, союза союзов и т. п., каковые попытки должны быть пересекаемы в самом зародыше путем арестовывания и высылок инициаторов и главарей этого движения (без расширения размеров ликвидаций в этой области).

6. В борьбе с террором и пропагандой в войсках и среди крестьян, руководствоваться предшествовавшими указаниями Департамента относительно неослабной, самой упорной розыскной работы в этом направлении, причем ввиду уклонения многих бывших членов революционных партий, приученных к партийной дисциплине и организованности, в область самочинных обще‑ уголовных преступлений в соучастии с обыкновенными преступниками, чинам розыскных учреждений надлежит отнюдь не ослаблять агентурного наблюдения в этих сферах и не проводить в ней демаркационной линии между своими функциями и обязанностями полиции, но работать с последней совершенно согласованно, придерживаясь того принципа, что исследовать современную экспроприаторскую и террористическую область, выходящую из пределов партийных предприятий обязано то учреждение, которое получило впервые сведения о замысле, и которому в нужных случаях другой розыскной орган Министерства внутренних дел обязан оказать посильную поддержку.

Все указанные выше меры, составляющие на ближайшее время основной круг обязанностей розыскных учреждений, должны быть выполнены при полной взаимной осведомленности со стороны подлежащих органов Департамента полиции.

Начальники районных охранных отделений имеют словесно ознакомить начальников жандармских управлений с приведенными выше указаниями.

 

Директор Трусевич

 

ГА РФ. Ф. 102. On. 260. Д. 19. Л. 144–145 об.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...