Районные охранные отделения
Директор Департамента предложил участвующим в совещании высказаться, насколько опыт деятельности районных охранных отделений оправдал введение этих новых учреждений и, если дальнейшее оставление районов в интересах розыска желательно, то не представляется ли необходимым внести какие‑ либо коррективы в положение о районных охранных отделениях. Общее заключение по настоящему вопросу сводится к тому, что установление районов имеет двоякое значение – контрольное и чисто розыскное; в первом отношении районы сыграли и продолжают играть огромную роль, так как, благодаря непосредственному личному ознакомлению чинов районных отделений с местными розыскными органами, а также введенным новым формам отчетности, и районы, и Департамент полиции получают ясное представление о положении розыска в империи и о качестве розыскных сил в той или другой местности, что и дало уже министерству возможность обратить внимание на слабость в этом деле многих губернских жандармских управлений и принять меры к улучшению положения, поскольку это зависит от изменений в личном составе. Точно также и освещение революционного движения в области достигается исключительно благодаря существованию районов и возникающему отсюда обмену сведениями розыскного характера, а командировки в пределах районов секретных сотрудников, для постановки внутренней агентуры, где таковая отсутствует и по местным условиям не может быть приобретена, и летучих филерских отрядов, в целях наружного обследования и подготовки ликвидации, – дают возможность прийти на помощь в борьбе с проявлениями революционного движения нуждающимся в этом розыскным органам, причем такие командировки чинов района, а также объезды начальника районного охранного отделения или его помощника, имеют и инструкторское значение, представляя случай ознакомить состав губернских жандармских управлений с выработанными уже практикой приемами розыска.
Из докладов начальников районных охранных отделений выяснилось, что районы, рассчитанные при их введении на совпадение с областными делениями революционных организаций, иногда не вполне отвечают этому назначению. В виду сего директор Департамента предложил, в случаях когда обнаруживается несоответствие в распределениях района и местных революционных центров, представлять Департаменту полиции свои соображения о желательных изменениях в этом направлении, причем, если в районе состоят революционные группы различных партий, имеющих каждая свою областную организацию, начальнику районного охранного отделения надлежит сообразоваться, при возбуждении вопроса об изменении территориальных пределов своей компетенции, с областным делением той партии, которая по характеру и размерам своей деятельности в районе представляет наибольшую опасность для государственного порядка. Далее многие из членов совещания возбудили вопрос о некоторых неудобствах, вызываемых как нелегальным положением начальников районных охранных отделений в глазах представителей других ведомств, с которыми приходится вступать в деловые отношения, и высказали предположение, не представилось ли более удобным соединить должность начальника районного охранного отделения с должностью начальника губернского жандармского управления и таким образом создать (распоряжением шефа жандармов) районные жандармские управления (по типу Поволжского районного охранного отделения). Однако из последующего обмена мнений по настоящему предмету выяснилось, что такое соединение, имея некоторые преимущества, ведет однако к еще большим затруднениям при подобном порядке в назначениях на должности начальников районных жандармских управлений будет сказываться более сильное влияние Штаба Отдельного корпуса жандармов, последний будет и в дальнейшем простирать свои права на начальника районного жандармского управления (вопросы хозяйственные, смотры), наконец, начальник управления по своему положению лишен возможности быть достаточно законспирированным, как лицо, состоящее начальником районного охранного отделения.
Попутно в совещании поднят вопрос, не представляется ли возможным начальников охранных отделений не прикомандировывать к местным губернским жандармским управлениям, во избежание хотя бы некоторой зависимости их от последних, а зачислять в распоряжение Штаба корпуса. Директор Департамента поручил выяснить это обстоятельство, а равно вопрос, не встретится ли в настоящем случае затруднений по удовлетворению офицеров содержанием. При постатейном обсуждении действующего положения о районных охранных отделениях, с целью установить, не указывает ли практическое применение его на необходимость каких‑ либо частичных изменений, нижеследующие параграфы вызвали вопросы. § 4 (Требование о распределении работы в канцеляриях охранных отделений по отдельным революционным организациям). По отзывам членов совещания, порядок этот не всегда представляет удобство, так как иногда по состоянию канцелярии было бы более практично разделить переписку по губерниям. Директор Департамента представляет установление того или другого порядка личному усмотрению начальников районных охранных отделений, но с тем, чтобы представления в Департамент полиции делались по партиям. § 6 (Отношения между начальником районного охранного отделения и губернатором; кто разрешает возникающие между ними недоразумения). Директор Департамента указал, что недоразумений между названными должностными лицами быть не может: если бы начальник губернии предъявил какое‑ либо не подлежащее исполнению требование, начальник охранного отделения должен ограничиться представлением об этом Департаменту полиции. § 7 (Обязано ли и в праве ли районное охранное отделение иметь свою агентуру во всех пунктах района, или должно лишь помогать местным розыскным органам в приобретении секретных сотрудников и пользовании ими).
Директор Департамента разъяснил приведенный вопрос в том смысле, что положение о районных охранных отделениях не содержит в себе требования для района, но и не воспрещает иметь центральную агентуру; что же касается оплаты секретных сотрудников, командируемых внутрь района, то вознаграждение их Департамент полиции примет на себя в том случае, если на месте розыскные органы не имеют своих сотрудников, причем начальник районного охранного отделения должен представить в Департамент по этому предмету отдельные отчеты. § 8 (Областные съезды чинов района, предусматриваемые положением как желательное явление, было бы полезно сделать обязательными, а кроме того начальнику районного охранного отделения надлежало бы предоставить право вызова к себе отдельных лиц, ведающих розыск в районе). Директор департамента поручил дополнить § 8 положения указанием, что съезд один раз в год обязателен. Что касается вызова розыскных офицеров, то по сему поводу каждый раз должно быть делаемо письменное сношение с начальником губернского жандармского управления, в виде просьбы отпустить заведующего розыском. Вопрос, может ли быть принята на счет казны оплата такой поездки, директор Департамента поручил передать на обсуждение III делопроизводства, для представления доклада. §§ 10 и 15 (Об облегчении отчетности). Директор Департамента признал возможным ввести следующие облегчения: а) отчетные ведомости представляются в Департамент полиции без особых препроводительных бумаг; б) чистые бланки ведомостей, представляемые в Департамент полиции при неполучении агентурных сведений по какой‑ либо партии в течение отчетного периода, – посылаются только тогда, если организации той или другой партии существуют в пределах данного губернского жандармского управления; в) схемы наблюдения за революционными группами необязательны и черчение их предоставляется усмотрению начальников отделений. Вместе с тем директор Департамента отдал распоряжение, в целях облегчения канцелярии районных охранных отделений, чтобы рассылаемые Департаментом полиции руководящие циркуляры центральных комитетов революционных партий, препровождались в районные охранные отделения в числе экземпляров, соответствующем цифре розыскных органов района.
§§ 13 и 22 а) желательность уплаты чинам района при разъездах суточных денег, которых они лишены ныне; б) желательно, чтобы районным охранным отделениям отпускался аванс на разъезды, так как Департамент полиции обыкновенно сильно задерживает оплату счетов по поездкам; в) в чьем ведении должны находиться летучие отряды, командируемые из района, – местных розыскных органов, или пославшего их отделения. Директор Департамента поручил вопросы, означенные в п. п. А и Б передать для обсуждения и доклада в III‑ е делопроизводство. Что касается последнего пункта, то редакция § 13 положения, гласящая, что «в случае необходимости произвести розыск в означенных местностях (вне мест расположения районных охранных отделений), начальники районных охранных отделений, по соглашению с лицами, ведающими местный розыск, временно командируют в их распоряжение чиновников, офицеров и филеров…» должна быть исправлена уничтожением слов «в их распоряжение» , с пояснением однако, что в тех случаях, когда командируются районом одни лишь филеры, они подчиняются местным розыскным властям. § 11 (пользование филерами; полезно было бы, чтобы начальникам районных охранных отделений предоставлено было право, в случае надобности, временно командировать филеров из одного губернского жандармского управления района в другое). Директор Департамента поручил циркулярно уведомить начальников губернских жандармских управлений о возможности соглашений их по указанному предмету с начальниками районных охранных отделений и о желательности исполнения подобного рода просьб последних. В связи с затронутым вопросом о филерах, директор Департамента, признавая в настоящее время желательным, при перенесении партийных центров за границу и предстоящем, несомненно, усилении переездов границы революционными элементами, иметь филеров, знающих иностранные языки, – предложил начальникам районных охранных отделений, соприкасающихся с пограничными местностями, озаботиться подысканием для несения филерской службы лиц, говорящих на иностранных языках, особенно немецком, латышском и эстонском, причем интересно было бы найти людей из унтер‑ офицеров и при том не только жандармских, но и других воинских частей. Обо всех намеченных лицах Директор Департамента просил начальников охранных отделений доводить до сведения Департамента полиции.
Независимо от изложенного, директор Департамента обратил внимание совещания на то, что в деле филерского наблюдения необходимо вводить новые приемы, так как практика показывает, что обычно применяемое неотступное филирование не всегда и везде возможно. Наиболее удобным восполнением его должна быть признана система «участкового наблюдения», заключающаяся в том, что в известном квартале приобретаются, или насаждаются, два‑ три своих человека, которые отчасти ведут наблюдение в принятом ныне значении этого термина, а отчасти получают сведения путем знакомств, разговоров, расспросов, т. к. являются полуфилерами, полусотрудниками (вспомогательные агенты). § 17 а) офицеры, назначаемые в охранные отделения, могли бы быть зачисляемы не в губернские жандармские управления, а в жандармские полицейские управления железных дорог и, входя в служебные соприкосновения с чинами последних, содействовали бы таким путем приобретению ими познаний в деле розыска; б) желательно откомандирование из жандармских железнодорожных отделений по два унтер‑ офицера в районные охранные отделения, для разъездов по линии железной дороги с филерскими целями. Директор Департамента, ничего не имея, с своей стороны против разрешения в утвердительном смысле приведенных вопросов, поручил снестись по этому предмету со Штабом Отдельного корпуса жандармов, но по поводу командирования в районные охранные отделения железнодорожных унтер‑ офицеров признал желательным применение этой меры только в отношении Сибирского и Туркестанского районных охранных отделений, для которых, благодаря огромным расстояниям в районах, разъезды своих филеров являются слишком обременительными. Вместе с тем, так как с ходатайством о применении подобного порядка вошел и начальник Привислинского Районного Охранного Отделения, директор Департамента поручил предварительно запросить заключение о сем помощника Варшавского генерал‑ губернатора по полицейской части. Независимо от изложенных пунктов положения о Районных Охр[анных] Отдел[ений], обсуждению подвергнут был § 39 действующего положения об охранных отделениях, в виду налагаемой этим параграфом на начальников отделений обязанности представлять к подписи начальников губернских жандармских управлений постановления об обысках и арестах и вызываемых этим несогласий между названными жандармскими чинами. Из докладов по сему предмету выяснилось, что главной причиной происходящих трений является несоблюдение охранными отделениями требования того же § 39 о доставлении губернскому жандармскому управлению списка подлежащих задержанию лиц, с кратким объяснением оснований к аресту, – в виду чего директор Департамента указал, что при исполнении установленного инструкцией порядка сами собой устранятся причины недоразумений, а к тому же представляется даже полезным, чтобы начальник губернского жандармского управления внес иногда некоторый контроль в распоряжения охраны об обысках и арестах, к которым, как замечено, часто прибегают в слишком широких размерах, без должной осторожности и не считаясь с тем, что ликвидации являются серьезной мерой борьбы постольку, поскольку они дают возможность последующего возбуждения, если не против всех, то против значительного числа задержанных, преследования в судебном или административном порядке. Что касается практикуемой выдачи губернскими жандармскими управлениями подписанных бланков постановлений, то прием этот допустим в случае частного соглашения начальников губернского жандармского управления и охранного отделения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|