Менеджмент как основа эффективного управления организацией
Стр 1 из 5Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Челябинский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ») Профессионально-педагогический институт Кафедра экономики, управления и права
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050501.18 «Профессиональное обучение (ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ)»
СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
Выполнила: Ю.В. Мартынова, студентка 4 курса ЗФ – 409/114 – 4 – 1 сн, специальность: Профессиональное обучение (экономика и управление).
Научный руководитель: Е.В. Гнатышкина, к.п.н., доцент, зав кафедры Э.У. и П
Работа допущена к защите «___» ___________2015 г. Зав. кафедрой Э.У. и П ___________ Е.В. Гнатышина
Работа защищена в ГАК с оценкой ________________ Председатель ГАК _________________________
Челябинск, 2015 Тема «Система повышения квалификации как фактор эффективного менеджмента организации»
Введение
В настоящее время квалификация и знания становятся важнейшей составляющей деятельности любой организации, которая обеспечивает подготовку квалифицированных специалистов. Работа в условиях рыночных отношений предъявляет новые требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников. Требуются новые подходы к решению современных задач, специалисты новых профессий, новые организационные формы деятельности работников. Однако система повышения квалификации в нашей стране не готова в полной мере удовлетворять потребности экономики в требуемом объеме и качестве услуг. Для ее изменения потребуется время и серьезные финансовые вложения. В связи с этим у основных субъектов экономики возникает необходимость формирования собственной системы обучения, которая будет нацелена на решение внутрифирменных проблем. Таким образом, формирование корпоративных систем повышения квалификации в современных условиях является объективно обусловленной необходимостью для организаций. Такие системы должны стать важным инструментом реализации кадровой политики в части профессионального развития персонала. При этом следует учитывать, что достижение положительного эффекта в любом варианте проведения обучения возможно только тогда, когда корпоративные программы представляют собой систему взаимосвязанных мероприятий по обучению персонала, освоению ее сотрудниками новых знаний, умений и навыков. Становится очевидным, что без формирования эффективных корпоративных систем повышения квалификации кадров невозможно дальнейшее динамичное развитие общества по пути социально-экономического прогресса. Данное обстоятельство. Это обстоятельство определяет актуальность данной дипломной работы.
Важный вклад в разработку проблем развития профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров в период становления рыночных отношений внесли российские ученые-экономисты: Е.Г. Антосенков, В.Н. Бобков, Н.А. Волгин, Б.М. Генкин, Н.А. Горелов, Н.Н. Гриценко, Т.Б. Журавлева, Е.Д. Катульский, А.Я. Кибанов, Р.П. Колосова, Л.А. Костин, А.Э. Котляр, Н.В. Кочкина, Ю.Г.Одегов, И.С. Маслова, А.А. Никифорова, Б.В. Ракитский, Г.Э. Слезингер, Н.П. Сорокина, Л.С. Чижова и др. Исследование проблем развития современных систем повышения квалификации персонала отражены в работах зарубежных ученых: С. Брю, М. Гмюр, Ш. Климецки, К. Макконелла, А. Маслоу, У. Оучи, П. Самуэльсона и др. Вместе с тем, отдельные аспекты исследования данных вопросов требуют дальнейшего исследования с учетом новых тенденций, складывающихся в процессе углубления рыночных методов хозяйствования. Цель дипломной работы заключается в анализе системы повышения квалификации как фактора эффективного менеджмента организации. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи: 1) Определить сущность менеджмента как основу эффективного управления эффективного менеджмента;
2) Рассмотреть основные факторы эффективного менеджмента; 3) Раскрыть сущность и значимость повышения квалификации кадров; 4) Рассмотреть формы и методы обучения и повышения квалификации персонала; 5) Определить современное состояние и проблемы системы повышения квалификации в России; 6) Проанализировать систему повышения квалификации как фактора эффективного менеджмента организации на примере ОАО «Дикси Групп». Объект исследования – система повышения квалификации как фактор эффективного менеджмента организации. Предмет исследования – отношения, складывающиеся в процессе повышения квалификации сотрудниками организации. Гипотеза исследования: эффективность менеджмента организации повысится, если изучить особенности системы повышения квалификации. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы другими организациями при выработке мер по совершенствованию управления кадровым составом. Выводы дипломной работы можно использовать в учебной работе, при изучении курса экономики труда, при разработке спецкурсов и семинаров. При написании данной работы были использованы следующие методы: 1) Анализ. 2) Изучение литературных источников. 3) Анкетирование. Базой исследования является два торгово-розничных магазина в городе Снежинск открытого акционерного общества «Дикси Групп». Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и шести приложений. Текст изложен на 57 страницах, содержит 3 таблицы, 1 рисунок, библиографический список содержит 35 источника литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты системы повышения квалификации как фактор эффективного менеджмента организации
Менеджмент как основа эффективного управления организацией
Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века [1, с.24]. Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования. У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. С ростом масштабов производства увеличивается диапазон профессий и количество менеджеров. Наибольшее развитие менеджмент получил в ХХ веке [9, с.36]. Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются индустриальный способ организации производства, а также развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена. Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования [34]. Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став, по своей сути, аналогом понятия «управление». Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность людей, с помощью которой обеспечивают выполнение стоящих задач. Необходимость в управлении возникает по мере появления целей, достижение которых требует коллективных усилий. В современном обществе необходимость менеджмента обусловлена такими факторами, как ускорение научно-технического прогресса, ориентация производства на потребителей, возрастание значения непроизводственной сферы и коммерческой деятельности в частности [3, с.64].
Изначально менеджмент рассматривали как управление только социально-экономическими процессами в рамках предпринимательской корпорации или акционерной компании. Управление же государством, административно-территориальными единицами, организациями, не ориентированными на извлечение из своей деятельности прибыли, например, благотворительными фондами, называли администрированием. Несмотря на некоторую узость в первоначальном толковании понятия «менеджмент», под ним понимали и систему знаний об управлении людьми, и способы общения руководителей с подчиненными, и искусство оказывать влияние на них, и конкретные навыки решения проблем упорядочения совместной деятельности, и организационные структуры фирм, корпораций [6, с.17]. Несмотря на то, что в современной учебной и научной литературе не содержится единого общепринятого определения понятия «менеджмент», основные признаки, на которые обращают внимание различные авторы, являются общими. Основным таким признаком служит уже отмеченная связь с управлением (не случайно английская интерпретация "management" означает "управление, заведование, организация"), его ориентация на организации, являющиеся социально-экономическими объектами. Но любая организация существует, функционирует, развивается в соответствии с определенной целью. Именно поэтому менеджмент приобретает еще один отличительный признак - целенаправленность. Исходя из указанных признаков, можно сформулировать следующее определение. М енеджмент- это особая система управления организацией в целях повышения эффективности ее деятельности. Таким образом, управление - есть фундаментальный базис менеджмента [28]. Рассмотрим некоторые понимания термина «менеджмент». В «Оксфордском словаре английского языка» термин «менеджмент» трактуется как «способ общения с людьми», «механизм осуществления власти», «особого рода умелость и навыки выполнения административной работы». Питер Друкер, один из общепризнанных авторитетов в области менеджмента, утверждает, что термин «менеджмент» исключительно труден для понимания. Он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык. Он обозначает не только функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но, в то же время, означает учебную дисциплину и область научного исследования. Однако даже в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: в не имеющих отношения к бизнесу организациях, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерах [23, с.136].
Зачастую определения менеджмента выводятся из понятия «организация». В частности, Мескон, Альберт и Хедоури в качестве прямой и непосредственной основы существования менеджмента рассматривают организацию, понимая под ней наличие, по крайней мере, двух людей, объединенных общей целью и предпринимающих совместные усилия по ее достижению. В связи с этим «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации» и представляет собой непосредственно менеджмент. Таким образом, эти ученые достаточно широко понимают сферу применения менеджмента. По их определению, любая организация людей - не обязательно предпринимательская, но и, например, общественная - может управляться на принципах менеджмента [34]. А. В. Попов в своей книге анализирует несколько наиболее типичных определений менеджмента, сформулированных известными зарубежными учеными и специалистами, фокусируя внимание на том, что в функциональном плане менеджмент трактуется как процесс. Вот два таких определения: 1. Менеджмент - социальный и технический процесс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения целей организации. 2. Менеджмент - процесс планирования, организации, приведения в действие и контроля организации с тем, чтобы достичь координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективного решения задач [12, с.63]. В отечественной научной школе определения менеджмента созвучны определениям зарубежных ученых. Так, Э. А. Уткин трактует менеджмент как «систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли». Целевая установка на получение прибыли показывает, что в своем определении автор больше тяготеет к позиции одного из классиков менеджмента П. Друкера, согласно которой сфера применения менеджмента ограничена сферой бизнеса. Л. П. Евенко во вступительной статье к книге Мескона, Альберта и Хедоури «Основы менеджмента» определяет менеджмент как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей». Евенко не ограничивает применение менеджмента только сферой бизнеса, т.е. дистанцируется от позиции Друкера, но вместе с тем подчеркивает, что менеджмент - это, с одной стороны, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях, а с другой - область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Это также и категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению [33]. Вышеизложенное позволяет сформулировать еще одно определение менеджмента. Под менеджментом следует понимать такую профессиональную деятельность специалистов, которая позволяет достигать целей организации посредством труда и интеллекта других людей при приемлемом для организации соотношении затрат и результатов. С этой точки зрения специалистов, постоянно осуществляющих деятельность по управлению в социально-экономических системах на принципах эффективности, т.е. соотношения результатов и затрат, следует называть менеджерами. Менеджмент можно рассматривать и как искусство управления людьми. Во всех сферах человеческой деятельности паука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В управлении, когда в результате групповой деятельности любое решение отличается от альтернативных вариантов (если не целью, то методами), умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего. Вполне объяснимо, почему среди достижений мировой управленческой мысли особое место занимает один из высших разделов теории управления – искусство управления. Действительно, не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы – обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня. Руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости «человеческой инженерии» и владеть обширными знаниями [37]. Термин «менеджмент» широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях. Как и в мировой практике, наряду с общим менеджментом в России получают широкое распространение специальные формы менеджмента, ориентированные на отдельные функциональные области деятельности организаций и предприятий: инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, менеджмент персонала и т.п. Подводя итог всему вышесказанному, сделаем вывод, что менеджмент – важнейшая составная часть управления, предметом которой являются социальные отношения в процессе управления. Таким образом, предметом менеджмента как науки являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления [12, с.72].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|