Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогическая компетентность врача-педагога: традиции и новации




Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова,

А.С. Молчанов, Н.Б. Смирнова,

К.В. Зорин

ВРАЧ-ПЕДАГОГ

В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ:

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

 

 

Под редакцией академика РАМН,

профессора Н.Д. Ющука

 

Допущено Департаментом

образовательных медицинских учреждений

и кадровой политики Минздрава России

в качестве учебного пособия

 

 

Москва

ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ

АВТОРЫ:

Проф. Кудрявая Н.В, доцент Уколова Е.М., доцент Молчанов А С доцент Смирнова Н.Б., ст. преп. Зорин К.В.

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Вульфов Б.З. - доктор педагогических наук, проф. кафедры педаго­гической антропологии и истории образования УРАО,

Макарова И.В. - кандидат психологических наук, доцент кафедры пси­хологии Московского государственного педагогического университета.

Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. ВРАЧ-ПЕДАГОГ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ТРАДИ­ЦИИ И НОВАЦИИ / Под редакцией академика РАМН, проф. Ющука Н.Д. - М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 304 с.

ISBN 5-89004-144-4

 

В учебном пособии «Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации» раскрываются основные направления деятельности врача-пе­дагога. Учебное пособие направлено на формирование у врача-педагога умения проектировать и внедрять модели инновационного обучения, ос­ваивать новые пласты в культуре профессионального мышления и комму­никативной компетентности.

Книга отражает многолетний опыт работы авторского коллектива с врачами-педагогами в МГМСУ, на выездных циклах повышения квалифи­кации в Волгоградской, Тверской медицинских академиях и Архангель­ском государственном медицинском университете.

Пособие предназначено для врачей-педагогов, аспирантов, ординато­ров, т.е. всех тех, кому небезразличны судьбы высшего медицинского об­разования в России.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Слово редактора................................................................................. 7

Введение............................................................................................... 9

Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность врача-педагога: традиции и новации.......... .11 1.1. Психологическая концепция «Я- врач-педагог».................. 13

1.2.Профессионально-деятельностное сознание врача - педа­гога................................................................ 14

1.3. Информационно-инструментальная готовность к про­фессиональной (врачебной и педагогической) деятельности........ 18

Глава 2. Философско-антропологические основы психоло­го-педагогической компетентности врача-педагога.................. 21

Глава 3. Различные подходы к организации педагогическо­го процесса в медицинском вузе........ 38

3.1. Информационные модели обучения....................................... 38

3.2. Операциональные модели обучения....................................... 43

3.3. Личностно-ориентированный подход.................................... 49

Глава 4. Педагогический процесс в медицинском вузе............ 54

4.1. Проектирование образовательного пространства. Основ­ные понятия, описывающие педагогический процесс. Управ­ление процессом усвоения.............................................................. 55

4.2.Принципы организации педагогического процесса в меди­цинском вузе 57

4.3. Разработка учебных программ................................................ 60

4.4. Основные понятия теории деятельности.................................... 65

4.5. Разработка методик обучения деятельности....................... 71

4.6. Проектирование образовательного пространства................. 78

4.7. Организация процесса обучения по разработанным мето­дикам.............................................................87

4.8. Управление процессом овладения деятельностью................ 90

4.9. Оценка результатов обучения................................................. 92

Глава 5. Формы организации педагогического процесса в медицинском вузе....................... 99

5.1. Вузовская лекция: традиции и новации................................. 99

5.2. Лекция в инновационном обучении..................................... 101

5.2.1. Проблемная лекция......................................................... 102

5.2.2. Лекция-визуализация...................................................... 102

5.2.3. Лекция вдвоем................................................................. 103

5.2.4. Лекция с заранее запланированными ошибками........... 104

5.2.5. Лекция-консилиум, или конференция........................... 104

5.2.6. Ораторское мастерство лектора..................................... 105

5.3. Психолого-педагогические основы планирования и мето­дики проведения практического занятия со студентами на клинической кафедре.................................................................... 106

5.3.1. Составление методических указаний для студентов к практическим занятиям.............................. 106

5.3.2. Определение цели занятия.............................................. 107

5.3.3. Составление логико-дидактической структуры (ЛДС) ……………... 109

5.3.4.Составление схемы ориентировочной основы дейст­вий 110

5.3.5. Составление учебных задач............................................ 115

5.3.6. Составление контрольных задач.................................... 117

5.3.7. Задачи для контроля исходных знаний......................... 117

5.3.8. Задачи для контроля результатов усвоения.................. 119

5.3.9. Психологические задачи................................................. 120

5.3.10. Последовательность расположения материала в ме­тодических указаниях ………. 122

5.3.11.Методика проведения практического занятия на клинической кафедре………….. 123

Глава 6. Методы обучения в подготовке будущих врачей..... 128

6.1. Беседа....................................................................................... 133

6.2. Групповые методы обучения................................................ 135

6.2.1. Групповое решение задач............................................... 135

6.2.2. Групповая дискуссия....................................................... 137

6.3. Ситуационно-ролевые, или деловые, игры в высшем ме­дицинском образовании................ 143

6.4. Технологии рефлексивного обучения в подготовке спе­циалистов-медиков (интерактивные методы)............................ 146

6.4.1. Педагогическая рефлексия............................................. 147

6 4.2. Структура рефлексивных представлений педагога...... 150

6.4.3. Технологии рефлексивного обучения........................... 153

6.4.4. Педагогические задачи как средство развития педаго­гического мышления...................... 156

6.5. Организационно-деятельностная игра................................ 159

Глава 7. Психодиагностика в педагогической и медицин­ской практике 163

7.1. Практические задания. Исследование ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера).......................... 187

Глава 8. Проблемы деонтологического воспитания и нравст­венного развития студентов-медиков......................................... 191

8.1. Деэтизация и дегуманизация профессионального созна­ния и деятельности врача.......... 193

8.2. Цели, задачи и содержание деонтологического воспита­ния как формы нравственного развития студентов-медиков..... 198

8.3. Вопросы для совместного обсуждения со студентами по теме «Мы и наши пациенты».................. 203

Глава 9. Педагогическое общение............................................... 207

9.1. Роль общения в образовании................................................. 207

9.2. Закономерности общения...................................................... 210

9.3. Стили руководства группой.................................................. 219

9.4. Виды и причины конфликтов................................................ 222

9.5. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций.................. 232

9.6. Способы анализа конфликтных ситуаций.......................... 242

Глава 10. Личность врача-педагога............................................ 252

10.1. Личность врача-педагога: возможно ли построение иде­ального образа врача-педагога?... 252

10.2. Личностное отношение преподавателя к предлагаемым решениям...................................... 255

10.2.1. Фактор новизны............................................................. 256

10.2.2. Эффект ореола............................................................... 256

10.2.3. Психологическая дистанция......................................... 257

10.2.4. Свобода выбора............................................................. 259

Глава 11. Вместо заключения: методы педагогических ис­следований и гуманитарная экспертиза высшего меди­цинского образования................................................................... 269

Приложение 1. Общие указания по составлению методиче­ского пособия.................................................................................... 275

Приложение 2. Опыт разработки и применения заданий в тестовой форме на кафедре госпитальной терапевтической стоматологии (зав. кафедрой - профессор Г.М. Барер)........ 282

Приложение 3. К проблеме «Врач-пациент» в стоматологи­ческой клинике................................................................................ 286

Приложение 4. Анкета самодиагностики готовности к твор­честву в педагогической деятельности....................................... 291

Приложение 5. Медико-деонтологические задачи на смысл для обсуждения со студентами................................................. 292

Словарь терминов........................................................................... 296

Список литературы......................................................................... 299

СЛОВО РЕДАКТОРА

 

Уважаемый читатель! Вы держите в руках научный труд ав­торского коллектива кафедры педагогики и психологии МГМСУ «Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации». Работа выполнена под непосредственным руководством заведующей ка­федрой, доктора педагогических наук, профессора Н.В. Кудрявой. Именно ей принадлежит идея написания и издания этой книги.

Актуальность и практическая значимость данного пособия не вызывают сомнения. В замысел авторов входит помочь врачам-пе­дагогам осознать важность психолого-педагогического компонента как системообразующей основы их профессиональной деятельно­сти. Авторы раскрывают смысл понятия психолого-педагогической компетентности врача-педагога и дают материал для самостоятель­ного освоения ряда проблем, среди которых философско-антропологические основы педагогической деятельности, различные тео­рии личности и модели обучения (традиционные и инновацион­ные), духовная культура врача. Достаточно полно в пособии опи­сываются такие виды деятельности врача-педагога, как проектиро­вание образовательного пространства, организация педагогическо­го процесса в медицинском вузе, его формы и методы, профессио­нальное общение, конфликтология, психодиагностика, нравствен­ное развитие, деонтологическое воспитание. В пособии представле­ны солидная библиография, словарь терминов и ряд интересных приложений.

Полагаю, что данное пособие является чрезвычайно важным при переходе к инновационным методам подготовки специалиста-медика и развитию гуманитарных аспектов профессионального сознания врачей-педагогов.

Особо отмечу, что пособие целиком соответствует программе психолого-педагогической и методической подготовки и повыше­ния квалификации преподавателей медицинских вузов в системе последипломного образования. Кстати, и сама эта программа, ут­вержденная Министерством здравоохранения РФ, - плод творче­ских усилий профильных кафедр МГМСУ, прежде всего кафедры педагогики и психологии.

Поскольку предлагаемое пособие является первым шагом в разработке и осмыслении данной темы, безусловно, неизбежны те или иные упущения. С другой стороны, стоит отметить, что про­блемы, рассматриваемые авторами, открывают огромное поле для дальнейшей работы.

Надеюсь, что пособие станет востребованным на циклах повы­шения квалификации преподавателей медицинских вузов России.

Академик РАМН, доктор медицинских наук, проректор МГМСУ, профессор Н.Д. Ющук

ВВЕДЕНИЕ

Книга «Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и нова­ции» является оригинальным учебно-методическим пособием для преподавателей медицинских вузов России при прохождении цик­лов повышения психолого-педагогической и методической квали­фикации.

Книга отражает многолетний опыт работы авторского коллек­тива с врачами-педагогами в МГМСУ, а также на выездных циклах повышения квалификации в Волгоградской и Тверской медицин­ских академиях, Архангельском государственном медицинском университете. В пособии частично использованы материалы мето­дических разработок кафедры прошлых лет, которые имели поло­жительный резонанс в среде врачей-педагогов.

Книга написана с учетом профессиональных запросов препо­давателей-медиков и ориентирована на самые современные тенден­ции развития высшего медицинского образования и практического здравоохранения.

Учебное пособие направлено на проектирование и внедрение моделей инновационного обучения врачей-педагогов, позволяюще­го быстрее и успешней осваивать новые ценностные установки, но­вые пласты в культуре профессионального мышления, коммуника­тивной компетентности, дает целостное видение профессиональной деятельности и процесса преподавания в медицинском вузе.

Авторы надеются, что книга будет способствовать развитию профессионального сознания врачей-педагогов, их личностному и профессиональному росту, формированию психолого-педагогиче­ской компетентности.

Авторы пособия: академик Международной Академии Наук Евразии, доктор педагогических наук, профессор Кудрявая Н.В. (гл. 1-6, 8, 10, 11), доцент Уколова Е.М. (гл. 3-6, 11), кандидат пси­хологических наук, доцент Молчанов А.С. (гл. 7), доцент Смирнова Н.Б. (гл. 9), врач-терапевт, бакалавр религиоведения, старший пре­подаватель Зорин К.В. (гл. 8).

Главный редактор книги - проректор по учебной работе МГМСУ, академик РАМН, профессор Ющук Н.Д.

Авторский коллектив благодарит руководителей профильных стоматологических кафедр и кураторов ФПКП за многолетнюю поддержку всех новых идей, внедрение их в практику подготовки будущих российских врачей, обновление методической литературы на основе психолого-педагогических принципов.

Авторский коллектив благодарит также многочисленных слу­шателей ФПКП, которые были экспертами многих педагогических подходов, авторами педагогических, деонтологических задач, тес­товых заданий, деловых игр, методических указаний для студентов.

Особую благодарность авторский коллектив выражает акад. РАМН, проф. Соколову Е.И., проф. Кузьминой Э.М., проф. Бареру Г.М., проф. Ромачевой И.Ф, проф. Пожарицкой М.М., доц. Леви­ной Е.С., доц. Лудиллиной З.В., доц. Рзаевой Т.А., доц. Чирве В.Г., доц. Брусениной Н.Д., доц. Геоевой Ю.А., доц. Вашкевич В.П. и многим, многим другим за постоянную поддержку наших творче­ских усилий.

ГЛАВА 1.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВРАЧА-ПЕДАГОГА: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

 

Кафедра педагогики и психологии МГМСУ уже более 20 лет работает с врачами-педагогами, стараясь внедрять последние дос­тижения психолого-педагогической науки в практику подготовки российских врачей.

За эти годы совместно с профильными стоматологическими кафедрами была построена «Модель специалиста-стоматолога», об­новлены методические указания к практическим занятиям на осно­ве современных психолого-педагогических принципов управления процессом усвоения, разработаны принципы составления учебных планов и программ, начаты системная первичная психолого-педа­гогическая и методическая подготовка врачей-педагогов и совер­шенствование методики проведения практических занятий.

В ходе этой работы мы опирались на огромный интеллектуаль­ный, коммуникативный, нравственный потенциал врачей-педаго­гов, которые помогали нам профилизировать, адаптировать психо­лого-педагогическую теорию к задачам высшего медицинского об­разования. Постепенно высвечивались те узловые моменты дея­тельности врача-педагога, которые требуют более детальной прора­ботки и специального изучения в рамках ФПКП.

Предметом нашего исследования явились психологическое со­держание и закономерности становления и развития сложной дея­тельности врача-педагога. Иначе говоря, нам представляется необ­ходимым выявить и провести исследование тех компонентов профессиональной ориентировки преподавателей, которые определяют высокий уровень их квалификации. При этом следует отметить, что в системе высшей школы врач-педагог занимает особое место. Пси­хологический анализ выявляет два сложных вида деятельности, вы­полняемых врачом-педагогом одновременно — врачебную и педаго­гическую, причем оба вида ненормированные, а педагогическая деятельность ни теоретически, ни практически не изучалась. Имен­но за счет кажущейся внешней, «обычности» преподавания в меди­цинском вузе, а реально - очень большой сложности, существую­щая подготовка врачей-педагогов неудовлетворительна.

Анализ деятельности врача-педагога позволил нам выделить несколько сторон в этом динамическом многоуровневом процессе, которые всегда полностью присутствуют в деятельности хорошего преподавателя-медика и которые необходимо формировать у всех собирающихся заниматься преподаванием в медицинском вузе:

1) врачебная деятельность;

2) обязательное осознание смысла, ценностей, содержания и способов этой деятельности - врачебная рефлексия;

3) деятельность преподавателя по проектированию образова­тельного процесса;

4) обязательное осознание всех условий успешности выполне­ния этой деятельности - педагогическая рефлексия;

5) использование закономерностей межличностного взаимо­действия;

6) осознание всех этих закономерностей.

Нетрудно заметить, что первый, третий и пятый пункты - са­мостоятельные виды деятельности, имеющие сложный характер и различные компоненты, состоящие из многих звеньев, а второй, четвертый и шестой - осознание (рефлексия) этих видов деятельно­сти. Ниже мы подробно опишем содержание деятельности врача-педагога и обоснуем необходимость ее осознания для полноцен­ной, успешной высокопрофессиональной подготовки медика-пре­подавателя.

Постепенно оформилось понимание психолого-педагогиче­ской компетентности врача-педагога, которую мы представили как интеграцию трех структурных компонентов:

• профессионально-определенная концепция «Я - врач-педа­гог» (в профессиональной деятельности, в общении, в сис­теме собственной личности);

• информационно-инструментальная готовность к деятельно­сти (нормативная, эвристическая, творческая - как проекти­рование собственной деятельности);

• профессионально-деятельностное сознание, ориентирован­ное на ценности развития личности и понимание средств (норм) педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность врача-педагога является комплексной характеристикой ведущей способности педагога быть субъектом собственной деятельности. Субъектность педагога-врача выступает в качестве системообразующего принципа, придающего относительную целостность и внутреннюю согласованность этой модели.

Субъектность врача-педагога, в частности, проявляется в харак­тере его смысловых установок, в способности к построению, проек­тированию собственной деятельности, самосовершенствованию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...