Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример 1.




Пример 1.

Комплект изображений изделия, относящийся к одному объемному промышленному образцу " Автомобиль", содержит максимально допустимое количество изображений - семь в разных ракурсах.

 

Патент N 108814. Промышленный образец (МКПО (11): 12-08). АВТОМОБИЛЬ.

 

 

 

Фиг. 1 - 7. " Автомобиль в разных ракурсах (семь видов)"

 

Пример 2.

Для плоскостного промышленного образца достаточно одного вида < 1>.

--------------------------------

< 1> Руководство ПО, фиг. 15.

 

 

Фиг. 8. " Упаковка (один вид)"

 

Пример 3.

Пунктом 32 (15) Требований ПО установлено, что допускается применение пунктирной линии для отображения на изображении изделия тех его частей (элементов) внешнего вида, на правовую охрану которых заявитель не претендует. При этом та часть внешнего вида изделия, к которой относится заявленный промышленный образец, должна быть изображена сплошной линией.

В данном примере притязания заявителя распространяются на небольшую деталь внешнего вида автомобиля (моулдинг), представленную сплошной линией. Для более наглядной визуализации детали представлено ее изображение в виде части внешнего вида автомобиля в составе всего автомобиля. Заявитель не претендует на решение внешнего вида автомобиля в целом, и поэтому автомобиль в целом показан пунктирной линией.

 

Патент N 108813. Промышленный образец (МКПО (11): 12-08). АВТОМОБИЛЬ (охрана части внешнего вида).

 

 

Фиг. 9 - 15. " Автомобиль (охрана части внешнего вида)

(семь видов)"

 

Пример 4.

В соответствии с п. 32 (10) Требований ПО группа промышленных образцов представляется комплектом изображений для каждого промышленного образца группы.

В данном примере представлена группа промышленных образцов, относящихся к изделиям, составляющим набор из пяти запасных деталей. На изображениях видно, что каждая деталь представлена несколькими изображениями (кроме приборной доски).

Патент N 106903.

Промышленный образец (МКПО (11): 12-08, 12-16).

НАБОР ЗАПАСНЫХ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ СБОРКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (изделие в целом), ДОСКА ПРИБОРНАЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (самостоятельная часть изделия), РЕШЕТКА РАДИАТОРНАЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (самостоятельная часть изделия), ДИСК КОЛЕСНЫЙ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (самостоятельная часть изделия), РУЛЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (самостоятельная часть изделия) и ПОДКРЫЛОК ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (самостоятельная часть изделия).

1. Набор запасных деталей для сборки транспортного средства (изделие в целом).

 

 

Фиг. 16 - 20. " Набор запасных деталей"

 

2. Доска приборная для транспортного средства (самостоятельная часть изделия).

 

 

Фиг. 21. " Доска приборная"

 

3. Решетка радиаторная для транспортного средства (самостоятельная часть изделия).

 

 

Фиг. 22 - 26. " Решетка радиаторная"

 

4. Диск колесный для транспортного средства (самостоятельная часть изделия).

 

 

Фиг. 27 - 30. " Диск колесный"

 

5. Руль для транспортного средства (самостоятельная часть изделия).

 

 

Фиг. 31 - 36. " Руль"

 

6. Подкрылок для транспортного средства (самостоятельная часть изделия).

 

 

Фиг. 37 - 41. " Подкрылок"

 

Пример 5.

В соответствии с п. 32 (12) Требований ПО изделия, которые могут закрываться, складываться, трансформироваться, могут быть представлены изображениями этих изделий в закрытом и открытом виде по выбору заявителя, если он претендует на правовую охрану в отношении нескольких видов трансформации изделия.

Патент N 89090. Промышленный образец " Холодильник однокамерный".

 

 

Фиг. 42, 43. " Холодильник"

 

Патент N 77480. Промышленный образец " Упаковка для винной бутылки".

 

 

Фиг. 44 - 47. " Упаковка для винной бутылки"

 

Патент N 89594. Промышленный образец " Футляр для косметики".

 

 

Фиг. 48 - 50. " Футляр для косметики"

 

§ 8. Экспертиза заявки на изобретение

 

Экспертиза заявки на изобретение осуществляется ФИПС в рамках предоставления Роспатентом государственной услуги по государственной регистрации изобретения.

Формальная экспертиза и экспертиза по существу проводятся экспертами разных подразделений ФИПС.

Предоставление этой государственной услуги осуществляется в порядке, установленном Административным регламентом предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации изобретения и выдаче патента на изобретение, его дубликата, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 25 мая 2016 г. N 315 < 1> (далее - Регламент ИЗ), и по правилам, содержащимся в Правилах ИЗ. При предоставлении указанной государственной услуги эксперты принимают во внимание рекомендации, изложенные в методических документах Роспатента, относящихся к регистрации изобретений, в частности в Руководстве по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации изобретения и выдаче патента на изобретение, его дубликата, утвержденным Приказом Роспатента от 27 декабря 2018 г. N 236 (далее - Руководство ИЗ 2018) < 2>.

--------------------------------

< 1> Официальный сайт Роспатента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: http: //www. rupto. ru.

< 2> Официальный сайт Роспатента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: http: //www. rupto. ru.

 

Государственная услуга по государственной регистрации изобретений состоит из следующих административных процедур:

1) прием и регистрация заявки;

2) проверка уплаты пошлины и формальная экспертиза заявки;

3) проведение информационного поиска по заявке по ходатайству заявителя или третьих лиц, если такое ходатайство подано, и представление его результатов;

4) рассмотрение ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу;

5) экспертиза заявки по существу;

6) публикация сведений о заявке в официальном бюллетене Роспатента;

7) публикация отчета об информационном поиске;

8) рассмотрение ходатайств и заявлений, поданных заявителем по собственной инициативе;

9) государственная регистрация изобретения в Государственном реестре изобретений, публикация сведений о выдаче патента в официальном бюллетене Роспатента и выдача патента.

 

Прием и регистрация заявки

 

Прием и регистрация заявки - это первая административная процедура, осуществляемая ФИПС в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации изобретения.

Заявка, поданная заявителем в электронной форме либо в окно приема документов ФИПС или направленная им в ФИПС с помощью средств почтовой связи, принимается и регистрируется отделом, выполняющим функции канцелярии. При приеме заявки на изобретение ей присваивается регистрационный номер, который публикуется в составе сведений о публикации заявки на изобретение, а после выдачи патента на изобретение указывается в качестве реквизита в форме патента на изобретение и в составе публикуемых сведений о выдаче патента.

Регистрационный номер заявки вводится во все информационные системы, относящиеся к патентованию изобретений. Заявителю направляется уведомление о приеме и регистрации заявки с указанием регистрационного номера заявки и даты поступления заявки. Соответствующая информация, как и вся последующая информация о состоянии производства по заявке, размещается на сайте Роспатента.

Заявителю может быть отказано в приеме заявки на изобретение. Основаниями для отказа в приеме заявки являются:

1) заявка, представленная на бумажном носителе, не содержит заявления;

2) заявление не поддается прочтению или представлено не на русском языке;

3) в заявлении не указан заявитель, его место нахождения или место жительства либо адрес для переписки;

4) представление заявки на бумажном носителе, обработка которого невозможна по техническим причинам, связанным с состоянием бумажного носителя;

5) представление заявки в электронной форме с нарушением требований, предъявляемых к электронной подаче;

6) наличие грифа " коммерческая тайна" на документах заявки.

При наличии хотя бы одного основания для отказа в приеме заявки заявка не регистрируется. Уведомление об отказе в приеме и регистрации заявки с указанием оснований для отказа направляется заявителю в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявки в Роспатент. Зарегистрированная заявка возврату заявителю не подлежит.

Если заявка зарегистрирована, по ней начинается предоставление государственной услуги, которая завершается одним из результатов предоставления государственной услуги, предусмотренных п. 12 Регламента ИЗ:

1) государственной регистрацией изобретения в Государственном реестре изобретений, публикацией сведений о выдаче патента в официальном бюллетене Роспатента и выдачей заявителю патента;

2) принятием и направлением заявителю одного из следующих решений:

а) об отказе в выдаче патента;

б) о признании заявки отозванной;

в) об удовлетворении заявления заявителя об отзыве заявки;

г) об удовлетворении заявления заявителя о преобразовании заявки на изобретение в заявку на полезную модель;

д) об удовлетворении заявления заявителя о преобразовании заявки на изобретение в заявку на промышленный образец.

 

Формальная экспертиза заявки на изобретение

 

Формальная экспертиза заявки на изобретение начинается после проверки документов заявки на изобретение на наличие в них сведений, составляющих государственную тайну < 1>, и при условии завершения с положительным результатом проверки уплаты пошлин за проведение формальной экспертизы.

--------------------------------

< 1> Проверка на наличие в документах заявки на изобретение сведений, составляющих государственную тайну, проводится в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928.

 

В ходе формальной экспертизы осуществляются:

- проверка наличия документов, необходимых для установления даты подачи заявки на изобретение и проведения экспертизы этой заявки по существу < 1>;

--------------------------------

< 1> Пункты 2, 3 ст. 1375 ГК РФ, п. п. 1, 2 Правил ИЗ.

 

- проверка соответствия представленных документов правилам их оформления, предусмотренным Требованиями ИЗ, включающая проверку соответствия представленной формулы изобретения требованию единства изобретения.

Если в процессе формальной экспертизы установлено, что заявка на изобретение не соответствует установленным требованиям к документам заявки, заявителю направляется запрос с предложением в течение трех месяцев со дня направления запроса представить исправленные или недостающие документы (п. 3 ст. 1384 ГК РФ). Если заявитель в установленный срок не представит запрашиваемые документы или не подаст ходатайство о продлении этого срока, Роспатентом по заявке будет принято решение о признании заявки отозванной. Производство по заявке прекращается. Если заявитель не успевает подготовить ответ на запрос в установленный трехмесячный срок, он вправе в этот трехмесячный срок подать ходатайство о продлении срока представления ответа на запрос. При уплате соответствующей пошлины за продление срок может быть продлен Роспатентом, но не более чем на 10 месяцев. Если дополнительные материалы своевременно не представлены, ходатайство о продлении своевременно не подано и срок пропущен, заявитель вправе в течение 12 месяцев, исчисляемых с даты истечения установленного для ответа срока и при условии уплаты соответствующей пошлины, подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока представления ответа на запрос.

На стадии формальной экспертизы устанавливается дата подачи заявки на изобретение, используемая при установлении даты приоритета изобретения в ходе экспертизы заявки на изобретение по существу.

Датой подачи заявки на изобретение считается дата поступления в Роспатент заявки, содержащей заявление о выдаче патента, описание и чертежи, если в описании на них имеется ссылка, а если указанные документы представлены не одновременно - дата подачи последнего из документов (п. 3 ст. 1377 ГК РФ).

Если все предусмотренные на стадии формальной экспертизы проверки завершены с положительным результатом, заявителю направляется уведомление о завершении формальной экспертизы с положительным результатом.

 

Подача ходатайства о проведении экспертизы заявки

на изобретение по существу и ходатайства о проведении

информационного поиска

 

В Российской Федерации применяется отсроченная процедура экспертизы заявки на изобретение по существу. Отсроченная экспертиза дает возможность заявителю управлять сроком начала экспертизы по существу. Если при проведении экспертизы заявки на полезную модель и промышленный образец экспертиза по существу начинается сразу после завершения формальной экспертизы, то по заявке на изобретение экспертиза по существу начинается только после подачи заявителем ходатайства о проведении экспертизы по существу.

Ходатайство о проведении экспертизы по существу может быть подано заявителем при подаче заявки на изобретение или позднее, на стадии формальной экспертизы или после завершения формальной экспертизы.

Если заявитель заинтересован в скорейшем проведении экспертизы по существу, он вправе подать ходатайство о проведении экспертизы по существу при подаче заявки. В случае представления заявителем такого ходатайства при подаче заявки информационный поиск будет проведен и отчет о поиске будет направлен заявителю до истечения семи месяцев со дня начала экспертизы заявки по существу (п. 3 ст. 1386 ГК РФ).

Исключение из этого правила составляют заявки, по которым испрашивается приоритет более ранний, чем дата подачи заявки < 1>, а также заявки, относящиеся к объектам, которые не могут быть объектами патентных прав (п. 4 ст. 1349 ГК РФ), которым не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения (п. 6 ст. 1350 ГК РФ) и которые не являются изобретениями в смысле п. 5 ст. 1350 ГК РФ. По таким заявкам поиск не проводится.

--------------------------------

< 1> См.: ст. ст. 1381, 1382 ГК РФ.

 

Если же заявитель, исходя из целей патентования, наоборот, не заинтересован в скорейшем проведении экспертизы по существу по заявке на изобретение, он может воспользоваться правом отсрочить начало проведения экспертизы по существу. ГК РФ установлен трехлетний срок, исчисляемый с даты подачи заявки, в течение которого заявитель, исходя из преследуемых им целей патентования, может решать, следует ли проводить по заявке экспертизу по существу.

До подачи ходатайства о проведении экспертизы по существу заявитель вправе подать ходатайство о проведении информационного поиска (п. 4 ст. 1386 ГК РФ). Эта особенность процедуры позволяет заявителю решить вопрос о целесообразности подачи ходатайства о проведении экспертизы по существу с учетом результатов информационного поиска.

Если заявителем ходатайство так и не будет подано, по заявке принимается решение о признании заявки отозванной. Производство по заявке прекращается и уже не может быть восстановлено.

Отсроченная экспертиза интересна заявителям, которые применяют стратегическое патентование, подавая в короткий период много заявок, развивающих и уточняющих первое заявленное на патентование крупное изобретение. Применяя такую стратегию патентования перспективных разработок, их создатели перекрывают для конкурентов целые сегменты рынков.

Ходатайство о проведении экспертизы по существу может быть подано третьим лицом, если оно заинтересовано в скорейшем проведении экспертизы по существу (п. 1 ст. 1386 ГК РФ). Третьими лицами, входящими в неопределенный круг лиц, ходатайства о проведении экспертизы по существу обычно подаются после публикации сведений о заявке (ст. 1385 ГК РФ). Иногда ходатайства о проведении экспертизы по существу подаются до публикации сведений о заявке. В эти сроки ходатайства подают лица, входящие в определенный круг лиц, например авторы служебных изобретений.

Третье лицо, которому стало известно о поданной заявке, в частности, в связи с публикацией сведений о заявке (п. 4 ст. 1386 ГК РФ) и которое заинтересовано только в скорейшем получении результатов информационного поиска, но не в проведении экспертизы по существу, также может подать ходатайство о проведении информационного поиска.

Таким образом, российское законодательство предоставляет заявителю и заинтересованным третьим лица возможность в определенной степени управлять сроками начала экспертизы по существу и проведением информационного поиска по заявке.

 

Экспертиза заявки на изобретение по существу

 

Основанием для начала экспертизы заявки на изобретение по существу является выполнение трех условий: завершение формальной экспертизы с положительным результатом, удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы по существу, поданного заявителем, и уплата пошлины за проведение экспертизы по существу в установленном размере.

Экспертиза заявки на изобретение по существу - это комплексная проверка соблюдения требований, предъявляемых к изобретению и к раскрытию изобретения в описании, включающая несколько различных проверок. Проверка начинается с исследования документов заявки на изобретение, включает приведенные ниже этапы проверки и завершается в большинстве случаев принятием по заявке решения о выдаче патента на изобретение и существенно реже - решения об отказе в выдаче патента на изобретение или решения о признании заявки отозванной.

" По существу" означает, что при проведении экспертизы по существу выявляется сущность изобретения - совокупность существенных признаков изобретения, обеспечивающих получение технического результата при использовании изобретения. Сущность изобретения принимается во внимание при проведении различных проверок на стадии экспертизы по существу. Для того чтобы выявить сущность изобретения, эксперт исследует материалы заявки, знакомится с выбранным заявителем прототипом - объектом, в котором воплощено ближайшее к патентуемому изобретению техническое решение, уясняет техническую проблему (задачу), которую решил изобретатель, и технический результат, который ожидается от использования изобретения, после чего приступает к проверкам.

Экспертиза заявки на изобретение по существу включает:

1) проверку соблюдения требования единства изобретения (п. 1 ст. 1375 ГК РФ);

2) проверку соответствия изобретения требованиям, установленным п. 4 ст. 1349 ГК РФ;

3) проверку соответствия изобретения условиям патентоспособности, предусмотренным п. 6 ст. 1350 ГК РФ;

4) проверку соответствия изобретения условиям патентоспособности, предусмотренным п. 5 ст. 1350 ГК РФ;

5) проверку достаточности раскрытия сущности изобретения в документах заявки, предусмотренных подп. 1 - 4 п. 2 ст. 1375 ГК РФ и представленных на дату ее подачи, для осуществления изобретения специалистом в данной области техники;

6) проверку соответствия формулы изобретения требованиям, предусмотренным подп. 3 п. 2 ст. 1375 ГК РФ;

7) проверку соответствия заявленного в качестве изобретения объекта, выраженного формулой, предложенной заявителем, условию патентоспособности " техническое решение" (п. 1 ст. 1350 ГК РФ);

8) проверку промышленной применимости заявленного изобретения (п. 4 ст. 1350 ГК РФ);

9) проведение информационного поиска в отношении заявленного изобретения для определения уровня техники, с учетом которого будет осуществляться проверка его соответствия условиям новизны и изобретательского уровня в соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 1350 ГК РФ;

10) проверку новизны изобретения;

11) проверку изобретательского уровня изобретения.

Приведенная последовательность проверок не является обязательной при проведении экспертизы заявки на изобретение по существу, но часто используется в практике экспертизы как наиболее рациональная.

Первая проверка - проверка соблюдения требования единства изобретения - осуществляется по формуле изобретения. Дальнейшая экспертиза по существу проводится в отношении формулы изобретения, соответствующей требованию единства изобретения.

На втором этапе проводятся однотипные проверки, которые целесообразно осуществлять одновременно, так как методология их проведения едина. Эксперт должен убедиться в том, что заявленный объект не относится к объектам, не патентуемым в качестве изобретения, в том числе:

- не относится к результатам интеллектуальной деятельности, которые не могут быть объектами патентных прав (п. 4 ст. 1349 ГК РФ);

- не относится к объектам, которым не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения (п. 6 ст. 1350 ГК РФ);

- не относится к решениям, которые не являются изобретениями (п. 5 ст. 1350 ГК РФ).

Случаи, когда заявка относится к объектам, исключенным из охраны в качестве изобретений, редко встречаются в правоприменительной практике. Если второй этап завершился с положительным результатом, эксперт переходит к третьему этапу.

На третьем этапе эксперт должен убедиться в том, что:

- сущность изобретения раскрыта в документах заявки, представленных на дату ее подачи (подп. 1 - 4 п. 2 ст. 1375 ГК РФ), с полнотой, достаточной для осуществления изобретения специалистом в данной области техники;

- формула изобретения соответствует требованиям, предъявляемым к ней подп. 3 п. 2 ст. 1375 ГК РФ;

- объект, заявленный в качестве изобретения, выраженный формулой, предложенной заявителем, соответствует условию патентоспособности " техническое решение" (п. 1 ст. 1350 ГК РФ);

- изобретение соответствует условию " промышленная применимость".

Если третий этап завершился с положительным результатом, эксперт переходит к проведению информационного поиска в отношении заявленного изобретения для определения уровня техники (четвертый этап), после чего осуществляется проверка новизны (пятый этап) и изобретательского уровня изобретения (шестой этап).

Если все этапы завершены с положительным результатом, Роспатент принимает по заявке решение о выдаче патента и выдает патент (п. 1 ст. 1387 ГК РФ).

Если в ходе экспертизы по существу будет установлено, что необходимо запросить у заявителя дополнительные материалы, без которых невозможно дальнейшее проведение экспертизы по существу, заявителю направляется запрос, ответ на который должен быть представлен заявителем в течение трех месяцев со дня направления запроса (п. 6 ст. 1386 ГК РФ). Если заявителем не представлены запрашиваемые сведения или сведения представлены с нарушением установленного срока, по заявке принимается решение о признании заявки отозванной (п. 6 ст. 1386 ГК РФ). Производство по заявке прекращается. Срок представления запроса может быть продлен или восстановлен в том же порядке, который предусмотрен для стадии формальной экспертизы.

Несоответствие изобретения хотя бы одному требованию или условию патентоспособности или документов заявки требованию достаточности раскрытия сущности изобретения является препятствием для выдачи патента. Если в процессе экспертизы такое препятствие выявлено, заявителю направляется уведомление о результатах проверки патентоспособности изобретения (п. 1 ст. 1387 ГК РФ). Заявителю предоставляется шестимесячный срок, исчисляемый со дня направления такого уведомления, в течение которого заявитель может представить свои доводы по мотивам уведомления. Доводы заявителя могут изменить предварительный вывод экспертизы о невозможности выдать патент на противоположный вывод, если будут признаны убедительными. По результатам рассмотрения доводов принимается решение о выдаче либо об отказе в выдаче патента на изобретение по заявке.

Решение Роспатента о выдаче патента на изобретение, об отказе в выдаче патента на изобретение или о признании заявки на изобретение отозванной может быть оспорено заявителем путем подачи возражения в Роспатент (п. 3 ст. 1387 ГК РФ).

 

Процедурные особенности экспертизы заявки

на изобретение по существу

 

Сведения о заявке на выдачу патента на изобретение по истечении 18 месяцев, исчисляемых с даты подачи заявки, публикуются в официальном бюллетене Роспатента (ст. 1385 ГК РФ). По заявке на изобретение, опубликованной в порядке, установленном ст. 1385 ГК РФ, публикуется отчет об информационном поиске, если поиск проведен на дату публикации сведений о заявке. Если поиск еще не проведен, то он публикуется позднее, сразу после его проведения.

Со дня публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента (ст. 1394 ГК РФ) изобретению предоставляется временная правовая охрана в объеме опубликованной формулы изобретения (ст. 1392 ГК РФ).

После публикации сведений о заявке на изобретение любое лицо вправе ознакомиться с документами этой заявки и вправе представить свои замечания в отношении соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности, установленным ст. 1350 ГК РФ. Замечания учитываются при принятии решения по заявке (п. 5 ст. 1386 ГК РФ).

По ходатайству заявителя, поданному не позднее 12 месяцев, исчисляемых с даты подачи заявки, сведения о заявке могут быть опубликованы до истечения 18 месяцев.

Если же до истечения 15 месяцев с даты подачи заявки на изобретение она была отозвана или признана отозванной либо на ее основании состоялась регистрация изобретения, сведения о заявке не публикуются.

 

Проверка соблюдения требования единства изобретения

 

Проверка соблюдения требования единства осуществляется на основании п. 6 ст. 1386 ГК РФ.

Цель проверки состоит в предупреждении выдачи патента на группу изобретений, не объединенных единым изобретательским замыслом (п. 1 ст. 1375 ГК РФ).

Проверка соблюдения требования единства в первый раз проводится на стадии формальной экспертизы. Однако поскольку формальная экспертиза осуществляется без анализа сущности изобретения, проверка соблюдения требования единства, проведенная на стадии формальной экспертизы, как правило, является неполной, и поэтому на стадии экспертизы по существу проводится дополнительная проверка.

Требование единства изобретения признается выполненным, если заявка на изобретение относится к одному изобретению или к группе изобретений, связанных между собой настолько, что они образуют единый изобретательский замысел. Правила объединения изобретений в группу приведены выше в § 3 " Заявка на изобретение" данной главы и в п. 2 Требований ИЗ. Проверка соблюдения правил объединения изобретений в группу проводится в отношении формулы изобретения.

Если заявителем правила не учтены и изобретения объединены в группу произвольно либо допущены ошибки при объединении изобретений в группу, заявителю направляется уведомление, в котором предлагается представить скорректированную формулу изобретения, соответствующую требованию единства изобретения. Если заявитель не сообщит, какое из заявленных изобретений следует рассматривать эксперту, экспертом рассматривается изобретение, указанное в формуле изобретения первым, или группа изобретений, соответствующих требованию единства с первым изобретением. Чтобы не был утрачен приоритет других изобретений, неправомерно включенных в группу, заявитель уведомляется о возможности подать на другие изобретения выделенную заявку (заявки) с сохранением по ним приоритета, установленного по первоначальной заявке (п. 6 ст. 1386 в части отсылки к п. 4 ст. 1384 ГК РФ).

 

Проверка возможности отнесения заявленного в качестве

изобретения объекта к результатам интеллектуальной

деятельности, которые не могут быть объектами патентных прав

(п. 4 ст. 1349 ГК РФ)

 

Проверка возможности отнесения заявленного в качестве изобретения объекта к результатам интеллектуальной деятельности, которые не могут быть объектами патентных прав в соответствии с п. 4 ст. 1349 ГК РФ, осуществляется на основании п. 2 ст. 1386 ГК РФ.

Цель проверки состоит в предупреждении выдачи патента на результат интеллектуальной деятельности, который не может быть объектом патентных прав в соответствии с п. 4 ст. 1349 ГК РФ.

Проверка состоит в исследовании сущности заявленного объекта, раскрытой в документах заявки, и подтверждении (либо не подтверждении) возможности отнесения объекта, выраженного формулой изобретения, к результатам интеллектуальной деятельности, которые не могут быть объектами патентных прав в соответствии с п. 4 ст. 1349 ГК РФ.

Проверка включает два этапа < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: п. 2(2) разд. V ч. II Руководства ИЗ 2018.

 

Цель первого этапа состоит в исследовании сущности заявленного в качестве изобретения объекта и подтверждении либо неподтверждении возможности его отнесения к:

1) способам клонирования человека и его клону;

2) способам модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека;

3) использованию человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях.

Проведение этой проверки требует от эксперта понимания биологической природы объектов, указанных в п. п. 1 - 3, так как не всегда по названию изобретения можно однозначно сделать вывод о том, что этот объект относится к указанным в п. п. 1 - 3.

В российской практике предоставления патентной охраны различным техническим решениям под способом клонирования человека понимают любой процесс, разработанный для создания человека с той же самой ядерной генетической информацией. При этом исходят из того, что способы клонирования человека (равно как и продукты, полученные такими способами, т. е. клоны человека) не могут быть объектами патентных прав. Вместе с тем патентоспособными могут быть способы клонирования клеток и тканей человека, а также продукты (клетки и ткани), полученные такими способами.

К способам модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека относят способы, направленные на получение организма, состоящего из наследственно различных зародышевых или тотипотентных клеток и тканей людей и животных.

Под использованием человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях понимают способы, направленные на получение эмбрионов для их использования в промышленных масштабах и коммерческих целях или продукта, содержащего человеческий эмбрион в целом или в разрушенном виде или его применение по новому назначению. Вместе с тем могут получить патентную охрану соответствующие условиям патентоспособности способы получения эмбрионов и их пересадки в целях экстракорпорального оплодотворения для устранения бесплодия.

Проверка на первом этапе состоит в анализе заявленного в качестве изобретения объекта и соотнесении его назначения и сущности с результатами интеллектуальной деятельности, которые не могут быть объектами патентных прав (подп. 1, 2 и 3 п. 4 ст. 1349 ГК РФ).

Если в результате этого этапа проверки сделан вывод о том, что заявленный в качестве изобретения объект относится к одному из результатов интеллектуальной деятельности, которые не могут быть объектами патентных прав, имеются основания для вывода о том, что этому объекту не может быть предоставлена правовая охрана (п. 1 ст. 1387 ГК РФ). Дальнейшая проверка патентоспособности заявленного в качестве изобретения объекта не осуществляется.

Цель второго этапа состоит в исследовании сущности заявленного в качестве изобретения объекта, проверке и подтверждении (либо не подтверждении) возможности отнесения этого объекта к результатам интеллектуальной деятельности, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.

При проверке соблюдения этого требования в практике экспертизы рассматривается возможность восприятия обществом этого объекта как противоречащего общественным интересам, принципам гуманности и морали. При решении вопроса о том, может ли быть заявленный в качестве изобретения объект так воспринят, экспертам рекомендовано исходить из общего представления об общественных интересах, принципах гуманности и морали, сложившихся в российском обществе на современном этапе, и ориентироваться на преобладающие в общественном мнении оценки, отраженные, в частности, в наиболее авторитетных изданиях. С учетом этих оценок при проведении проверки прогнозируется возможность негативной реакции общественности на регистрацию заявленного в качестве изобретения объекта в Государственном реестре изобретений либо на использование заявленного в качестве изобретения объекта. Окончательное мнение формируется на основе этого прогноза.

К противоречащим принципам морали могут быть отнесены решения, относящиеся к объектам, связанным с эвтаназией, орудиями пыток, казни и т. п. Противоречащим принципам гуманности с учетом подхода современного общества к обращению с животными может быть признано, например, средство для эвтаназии животных, представляющее собой препарат, действие которого вызывает медленное удушье животного.

При проведении проверки рекомендуется учитывать также положение ст. 4. quater Парижской конвенции, устанавливающей, что " в выдаче патента не может быть отказано, и патент не может быть признан недействительным на основании того, что продажа продукта, запатентованного или изготовленного запатентованным способом, подвергнута на основании национального законодательства ограничениям или сокращениям". Поэтому ссылка на какой-либо действующий нормативный правовой акт Российской Федерации, предусматривающий ограничение или сокращение продажи продукта (устройства, вещества и т. д. ), в котором может быть воплощен заявленный в качестве изобретения объект, не может служить основанием для признания заявленного в качестве изобретения объекта противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали. Исключение из этого правила составляют случаи, когда сам запрет введен ввиду противоречия этого объекта какому-либо из указанных требований. В этом случае ссылка на нормативный правовой акт может быть использована в качестве аргумента в совокупности с другими аргументами, подтверждающими противоречие заявленного в качестве изобретения объекта общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Если в результате этого этапа проверки сделан вывод о том, что заявленное изобретение, группа признаков, характеризующая изобретение, или отдельные признаки изобретения относятся к результатам интеллектуальной деятельности, которые могут быть восприняты обществом как противоречащие общественным интересам, принципам гуманности или морали, имеются основания для вывода о том, что заявленному в качестве изобретения объекту не может быть предоставлена правовая охрана (п. 1 ст. 1387 ГК РФ). Дальнейшая проверка соответствия заявленного в качестве изобретения объекта требованиям и условиям патентосп

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...