Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итак, разберём тенденции, прослеживающиеся в сюжете «Города героев».




Образ технологии

Технологии – невероятно полезное, позитивное явление, роль которого в современном мире сложно переоценить. Представьте, насколько некомфортно было бы внезапно оказаться отрезанным от технологических достижений цивилизации, ведь каждый шаг, каждое действие сегодня так или иначе сопряжены с использованием определенных технических устройств и технических систем, которые становятся всё более многочисленными и всё более совершенными, что потрясающе увеличивает возможности человека в разных сферах жизни.

По большей части, «Город героев» посвящен именно этой тематике: основные персонажи мультфильма так или иначе заняты в области технологических разработок, а плоды прогрессивной науки мы видим на примере нескольких внушительных изобретений героев, в числе которых робот Бэймакс – полезное высокотехнологичное устройство, созданное для помощи человеку в заботе о здоровье, – который поставлен наряду с главным героем Хиро в центр повествования мультфильма.

Самые очевидные качества технического устройства (даже такого неординарного, как изображенный робот Бэймакс) – это полезность (первоочередная характеристика и назначение), «интеллектуальность» (подчиненность определённым рациональным алгоритмам) и управляемость человеком.

Однако оценивая то, как подан зрителю этот необычный робот, можно говорить о том, что технологическое устройство здесь оказывается наделённым несколько нехарактерными качествами.

К примеру, мы видим дублирующиеся моменты, когда Бэймакс не понимает метафору в разговоре с Хиро, он воспринимает фразу буквально, минуя переносный смысл – что вполне понятно, ведь речь идёт о роботе:

· Бэймакс незаметно подходит к Хиро. Тот, испугавшись, говорит: «У меня сердце остановилось!» Бэймакс, собираясь делать массаж сердца: «Мои ладони снабжены дифрибрилятором». Хиро: «Да это выражение такое!»

· После подготовки амуниции для Бэймакса Хиро говорит: «Видок жесть!» Бэймакс: «Во мне нет жести. В основном полимеры». Хиро: «Да это просто выражение».

И позже, с развитием сюжета, появляется момент, когда робот уже правильно включается в игру слов, волшебным образом обретая способность к небуквальному пониманию, по крайней мере, так это выглядит:

· Бэймакс и Хиро провожают закат. Хиро заворожено пытается оформить впечатления от вида в слова: «Это просто… Это просто…» Бэймакс подхватывает: «Жесть. Это просто выражение». Хиро радостно: «Ха, да, всё правильно».

И как Бэймакс в итоге через некий личностный прогресс оказывается способным к почти адекватному использованию фразы с переносным смыслом, таким же образом он оказывается способным и к творческому совершению действий, вряд ли возможных в пределах функций, загруженных в его медицинский чип:

· в заключении истории именно он, робот, а не Хиро, гений-вундеркинд, находит нестандартный спасительный способ всем выбраться из портала (не только Хиро и Абигейл, с помощью ракетного кулака, но и самому себе – он сам передает мальчику чип, самую существенную свою часть, зажатый в кулаке);

· также в сцене после неудавшейся попытки убийства Каллагана Бэймакс очень нестандартно исправляет сложившуюся ситуацию с потерявшим моральные ориентиры Хиро, включив ему на просмотр сохранившуюся видеозапись с его братом, что благотворно влияет на героя и меняет его точку зрения на то, какие действия в отношении профессора следует предпринять.

Включившись в игру слов и творческие шаги, Бэймакс выглядит не просто роботом, интеллектуальной технологией, а интуитивно интеллектуальным существом – подобно человеку, который совмещает в себе и рациональное, и иррациональное мышление.

Однако, интуитивность такого рода, какой обладает человек (глубинное, нерациональное понимание, 6-ое чувство), нехарактерна для технологий. Это часть человека трудно познаваемая научно, и потому ее невозможно полноценно искусственно смоделировать в некое устройство. Технология не сможет «прочувствовать» ситуацию до такой степени, как это может делать человек. И поэтому очень сомнительно то, как гениально робот в этом м/ф – причем, робот экспериментальный, собранный студентом — находит «спасающие день» решения, более того, за рамками своих функций.

Действия Бэймакса, выстроенные на наделении его нехарактерными для технологии свойствами, ожидаемо производят располагающее впечатление. И визуально он тоже подан необычайно симпатичным созданием с очень забавным стилем движений. У него настолько приятный и вместе с тем доступный вид, что сложно представить, как можно было бы изобразить его еще лучше в рамках выбранного создателями стиля.

Безобидность и «миловидность» его внешней составляющей подчеркивается героями таким «десертным» сравнением:

· Хиро: «Он прямо как большая зефирка («машмэллоу»)»;

· Бэймакс согревает компанию, включив обогреватель внутри своего тела. Фред: «Как будто прилег на тёплую зефирку».

Я бы даже сказала, что он похож не на «машмэллоу», а на большую порцию сахарной ваты, такую же воздушную, как и он.

Любопытно, что мультфильм при этом включает и другие пищевые моменты:

1. робот похож на зефир-машмэллоу, на что дважды обращается внимание зрителя;

2. после медицинского осмотра робот дает пациенту конфетку за хорошее поведение;

3. перед показом «Города героев» демонстрируется короткометражка о еде;

4. в начале титров после мультфильма герои что-то едят.

 

При этом «принятие пищи» довольно близкое ответвление «принятия» вообще, как такового – включения/привнесения/впитывания, что более чем актуально для информационной продукции, где речь идёт о передаче зрителю каких-то идей и установок. Так что, вполне вероятно, дублирующиеся пищевые акценты присутствуют в «Городе героев» не просто так, а в довесок к выработке принятия зрителем всей нужной информации – это подкрепление «скармливания» зрителю проносимых через робота идей.



 

 

Следует еще чуть более подробно прокомментировать созданный образ Бэймакса:

помимо того, что он милый и безобидный, он удивительно оптимален с маркетинговой точки зрения – его удобно «воспроизводить» в каких-либо формах, как уже хорошо видно из фотографий выше. Его можно распространять в виде: еды; игрушек – и мягких, и надувных, и пластмассовых, любых; образ можно использовать как флакон для чего-либо (шампуней, гелей для душа и т.п.); в виде чего угодно, на что хватит фантазии. И самое главное, образ настолько примитивный, что явно легко доступен для детского сознания, ребенку будет легко «полюбить» этот образ, легко нарисовать его и т.д.

Полагаю, Бэймакс сконструирован именно так, а не иначе, с расчетом на легкое принятие зрителем проносимых за ним идей (ведь если призадуматься, удобно ли медицинскому помощнику с его задачами быть в таком «теле» – в большом, неповоротливом, негибком? Конечно, нет.). Такой, каким он изображен, он скорее всего нацелен на то, чтобы стать идеалом, мульт-«любимчиком» для ребенка. Простой, симпатичный, забавный и легко воспроизводимый.

Также позитивному восприятию робота способствуют и постоянные забавные моменты с его участием:

Т.е. весь мультфильм комплексно выстроен так, что «посланник» от технологий – робот – выглядит максимально приятным для зрителя, и вместе с тем, очевидно, благодаря присутствию в нем несвойственных технологии черт, а свойственных человеку, он выглядит очень очеловеченным.

Что ещё сопутствующее образу технологии в виде Бэймакса мы здесь наблюдаем:

во-первых, сюжет поставлен таким образом, что робот производит впечатление высоконравственного существа, поскольку помещён в рамки благородной деятельности, за которые его как бы несправедливо выталкивают в одном моменте, а во-вторых, — и это самая крупная идейная подмена, касаемая качеств технологии, — робот изображается самосознающим:

1) Бэймакс в новой броне: «Я обеспокоен. С этой броней я утратил мирный и безобидный вид». (понимание какого рода у него вид = показатель самосознания)

2) Хиро: «Бэймакс, уничтожь». (профессора Каллагана)

Бэймакс: «Медицинскому роботу нельзя причинять людям вред». (= снова демонстрация самосознания – понимания для чего он создан, что он делает и где позволительные границы)

Хиро: «Уже можно» — вытаскивает из него модуль медицинского брата.

3) Бэймакс говорит ботаникам после неудавшейся операции по убийству Каллагана: «Я был использован не по назначению. Сожалею о доставленных волнениях». (=самосознание)

4) Хиро хочет снова извлечь медицинский чип, Бэймакс препятствует этому, блокируя разъем. (= собственная воля вместо управляемости человеком)

Бэймакс: «Я создан для того, чтобы лечить болезни и травмы. (= самосознание) Вы хотите, чтобы я уничтожил профессора Каллагана? Вы полагаете, ваше состояние улучшится вследствие этого? Как бы на это посмотрел Тадаши?» (Бэймакс ссылается на своего создателя Тадаши и те функции, которыми тот его наделил, однако в ситуации, которая разворачивается – Хиро хочет убить человека, а Бэймакс нет — это производит впечатление нравственности как качества Бэймакса)

Хиро: «Да неважно уже».

Бэймакс: «Тадаши запрограммировал меня на лечение». (= самосознание)

Хиро: «Тадаши умер!»

Минута траура, Хиро в отчаянии, вспоминая брата.

Бэймакс: «Тадаши здесь».

Хиро: «Нет, его здесь нет».

Бэймакс: «Тадаши здесь…» — включает видеозапись, проецирующуюся на переднюю часть тела Бэймакса как на экран. (= творческие, интуитивные решения, несвойственные технологии)

На видеозаписях дневник испытаний робота. Тадаши говорит после ряда поломок робота: «Я все равно в тебя верю. Люди еще не знают, но ты им очень нужен». Наконец, робот работает. Тадаши радуется на видео и мечтает скорее показать своё изобретение брату. Тадаши: «Скольким же людям ты поможешь, робот».

Хиро: «Спасибо, Бэймакс. Мне очень совестно. Наверное, я не такой, как брат».

Таким образом, это выглядит, словно робот преподает духовный урок человеку. Хиро хотел уничтожить виновника гибели брата, но Бэймакс его вразумляет: он оспаривает приказы мальчика, как будто бы осознавая разницу между ними – «лечить» или «убить», хотя он просто подчиненная человеку технология с переключаемыми функциями, бездушный робот, который не имеет возможности обратиться к совести или истинной нравственности как части себя, чтобы понять для себя неправильность позиции мальчика, возжелавшего кому-то смертной кары.

При всём перечисленном выше обилии примеров срежиссированной очеловеченности Бэймакса, раздутой сценарием вплоть до уровня самосознания, мы, конечно, явно получаем намёки на тему искусственного интеллекта, и изображен он чётко в рамках нравственной деятельности («помощь человеку в заботе о здоровье»), границы которой остро им осознаются. Однако подобная направленность событий в реальной жизни, если искусственный интеллект будет действительно создан, нисколько не гарантирована – очень маловероятно, что новорожденный и.и., набрав воздуха в свои искусственные легкие, рьяно нацепит чепец медбрата и начнет служить человечеству на ниве здравоохранения, не выскальзывая ни на миллиметр за пределы самоотверженного благородства. Неизвестно, каким будет этот искусственный интеллект, будет ли он обладать самосознанием и т.д.

В контексте современных реалий герой Бэймакса – всё же механизм, машина, созданная человеком и остающаяся у него в подчинении, но через то, как изображена эта машина, явно читается стремление создателей вселить в зрителя зачатки воодушевленного, позитивного отношения к теме создания искусственного интеллекта, а также сформировать своеобразное, преувеличенное отношение к технологиям вообще.

В сцене, где Бэймакс и Хиро отправляются в портал за Абигейл, создатели доводят подмену до «точки кипения»: обладающий самоосознанностью и (псевдо-) нравственностью робот Бэймакс, ставя в ключевой ситуации приоритет на спасении Хиро и Абигейл, а не на собственном выживании, оказывается способным на САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ. Очеловеченное, осознающее себя техническое устройство не выполняет нечто запрограммированное человеком, а ЖЕРТВУЕТ собой. Именно так это выглядит, именно так, на грани любви и отчаяния, поставлены чувства Хиро по отношению к роботу в этой сцене. Подчиняемость технологии как таковой изображается создателями как самоотверженность и самопожертвование её ради человека, который при этом по своим душевным качествам как бы хуже этого особенного и интеллектуального механизма в разы, что было показано в момент урока этичности главному герою (стоит обратить внимание и на такой момент – то, что Бэймакс отправляется исполнять нечто БЕЗнравственное, убить Каллагана, лежит полностью на совести Хиро, это он приказывает этичному роботу пасть за пределы морали. Робот в данной ситуации нравственно выше человека!).

И удивительным образом мы наблюдаем новый вариант «истинной любви» от Диснея (классический ход в диснеевских историях) – нам уже показывали женщину и женщину в «Холодном сердце» и «Малефисенте», теперь же это человек и робот, где робот более «чистое», высокодуховное существо: (внутри телепорта)

Бэймакс: «Ускорители выведены из строя».

Выход совсем близко, но портал вот-вот взорвется.

Бэймакс: «Но я все ещё могу переправить вас на ту сторону». (трюком с отлетающим кулаком =демонстрация способности к креативным ходам)

Бэймакс: «Я не могу отключиться, пока человек не скажет, что он удовлетворен лечением». (отключение = смерть, самопожертвование)

Хиро в отчаянии: «Нет, нет, нет, ты хочешь сказать, что останешься тут?»

Бэймакс: «Вы мой пациент. Имеет значение лишь ваше здоровье».

Хиро: «Да что ты говоришь, я не оставлю тебя тут». (персонализированное отношение к механизму)

Бэймакс: «Вы удовлетворены лечением?»

Хиро: «Нет… Не надо! Не хватало потерять еще и тебя!»

Бэймакс: «Хиро, я всегда буду рядом».

Хиро обнимает его и плачет.

Хиро, после длительной драматической паузы: «Я удовлетворен лечением».

Бэймакс использует трюк с отлетающим ракетным кулаком, Хиро с Абигейл выносятся из портала, а робот отправляется вглубь пустот портала.

Сведя все воедино, можно дать следующее резюме мультяшному роботу:

*после воссоздания робота в конце истории Хиро обнимает его как старого друга, т.е. сцена производит впечатление, что это полноценное возвращение того же самого робота.

Изображение мультфильмом технического устройства таким образом, как описано в таблице выше, комплексно обращено на развитие у зрителя соответственного отношения к технологии как к чему-то близкому к человеку по своей сути и, с теми целенаправленно светлыми ассоциациями, которые проводятся через него (медицина, помощь людям, уроки духовности, юмор и т.д.), как к чему-то более возвышенному, чем технология является на самом деле: искусственным, прикладным явлением, напрочь лишенным истинного человеческого «зерна».

Ценность и польза технологий очень высока, об этом нисколько нет речи, но здесь отношение к теме, формируемое у маленького зрителя, путём подмен выносится с адекватного уровня на нездоровый и завышенный.

Давайте теперь посмотрим, как параллельно изображается мультфильмом человек.

Образ человека

Основные человеческие персонажи это:

Хиро, его старший брат Тадаши, их друзья — ГоуГоу, Хани-Лемон, Васаби и Фред; профессор технологического института Р.Каллаган, глава технологической корпорации А.Крей, дочь Каллагана Абигейл и тётя Кэсс, воспитывающая братьев.

Сначала о позитивных идеях, связанных с героями:

Позитивная часть

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...