Преимущества технологии перед человеком
Важно, что в свете деструктивной части изображения человека в м/ф, качества робота, щедро дополненные подменным человекоподобием, противостоят заявленным изъянам по пунктам смертности, слабости и разрушительной эмоциональности. История кончается тем, что мальчик обнаруживает чип робота, который тот «догадался» (= креативные решения от очеловеченной технологии) передать ему перед своим отходом в небытие портала, и благодаря этому робот воссоздается и, конечно же, узнаёт/распознаёт своего пациента Хиро (= подменно утверждается еще и индивидуальностью). В итоге всего робот четко заполняет «пробелы» человека. Он оказывается: и бессмертным (воссоздается), и сильным (благодаря возможности бесконечного технического усовершенствования), и не обладающим разрушительными эмоциями (Хиро: «Он прямо как большая зефирка. Не обижайся!» Бэймакс: «Я робот. Меня невозможно обидеть» + неподвластность робота чувствам, которые бы вели к желанию кого-либо покарать, ровно в противовес ситуаций Хиро против Каллагана, Каллаган против Крейя). Это создает смысловое противостояние: Этот подтекст технологического заполнения человеческих «пробелов» прослеживается и в том, как гармонично Бэймакс занимает место погибшего брата Хиро: 1. Представленные герои, старший брат Хиро Тадаши и созданный им Бэймакс, дублируются в своих приоритетах: и у одного, и у другого обозначены чистота стремлений и работа на благо социума. Но Тадаши погибает, бросившись спасать своего учителя из пожара, таким образом, самоотверженность героя-человека ведёт к смерти, а самоотверженность «околочеловека»-робота, спасшего людей, не ведёт к смерти, он перерождается – Тадаши вложил в робота свои лучшие качества, и тот, превзойдя своего создателя бессмертием как преимуществом, занял его место.
2. Смысловая связь замены роботом брата прослеживается и в том, что конкретно делают эти персонажи. Сначала Тадаши заботится о Хиро, помогает выпутываться из неудач, наставляет на конструктивный путь, а позже, после его смерти, всё совершенно то же самое делает робот: и заботится, и помогает в сложных ситуациях, и преподает урок нравственности. (Всем знакомо, как рабочие места в современном мире иногда переходят от человека к продвинутым технологиям, а здесь «рабочее место» человека плавно переходит к технологии в рамках семьи) 3. В качестве визуального подкрепления смысловой линии замены роботом человека используется специальный жест (на английском он называется “fist bump”): Несколько раз он появляется при общении Хиро и его брата, это своего рода их «фирменный» дружеский жест. И позже Хиро по инерции проделывает это уже с Бэймаксом, визуальным подтекстом поддерживая идею исполнения роботом роли ушедшего брата: 4. Появляется важный момент для раскрытия философии, продвигаемой мультфильмом, о чем будет сказано в следующей главе: в двух очень-очень коротких сценах, в духе 25 кадра, Хиро любуется собой в отражении зеркального здания. Сначала это происходит в самом начале м/ф, когда Хиро уезжает с боёв роботов вместе с братом Тадаши, они подпрыгивают на мопеде, и Хиро восторженно смотрит на себя в зеркальную поверхность дома: а позже происходит такая же «зеркальная» ситуация во время полета вместе с Бэймаксом: Хиро словно оценивает свой статус на уровне нахождения рядом с Тадаши и на уровне нахождения рядом с Бэймаксом, который теперь на месте его брата. И масштаб полёта над городом куда внушительнее, чем масштаб прыжка на мопеде в трущобах! Хиро акцентировано под большим впечатлением от происходящего.
5. И, в конце концов, по слезам, объятьями словам Хиро в портале («не хватало потерять еще и тебя» = «еще и тебя», как и брата) можно понять, что робот для него уже считается достаточно близким «человеком»/существом. Отношение Хиро к Бэймаксу становится персонализированным, а сам момент прощания в портале по «тональности» совершенно аналогичен моментам «истинной любви» в диснеевских продуктах. Суть продвигаемых мотивов: 1. (лже-)очеловечивание технологии + 2. «недостаточность» человека по нескольким критериям + 3. изображение технологических «черт» как заполняющих утвержденную недостаточность человека + 4. смысловая замена героем-роботом героя-человека – это постановка на одну планку человеческого и технического и привитие мысли, что человеку как созданию недостает того, что есть у машины, механизма. История аккуратно подводит к тому, что быть человеком – недостаточно: (обсуждение необходимости собственного «апгрейда», чтобы поймать злодея) Васаби: «Но какие из нас вояки? Мы ботаники». Хани-Лемон: «Хиро, мы бы рады помочь, но… Посмотри на нас». Хиро: «Ну… Я уже вижу. Что из вас получится». Он говорит это, смотря на картину с супергероями, а Фред добавляет, что это их шаг к величию (кстати, величие — именно то, к чему страстно стремился главный герой диснеевского «Оза: великого и ужасного», 2013 г.): Катализатором же вдохновения для главного героя послужило то, как его друзья отражаются в витрине, за которой помещены фигурки супергероев: Эта тематика двойственного изображения и перехода от «Хиро, посмотри на нас», мы ботаны и ничего не можем к теме величия и супергеройства поддерживается и официальными постерами с героями, где каждый изображен «до» и «после», в статусе обычности/слабости и в статусе силы, достигнутой технологическим «апгрейдом». Разница между размерами дает понять, какую ипостась считать более значимой: Бэймакс, поскольку преподносится подменно очеловеченной технологией (почти человеком, снабженным создателями некоторыми слабостями вроде невозможности быстро бегать), тоже наряду со всеми в двух ипостасях «до» и «после» загрузки супер-силы: При этом после перевоплощения ботанов в супергероев появляется очень символичная микро-сцена опять же в духе 25-ого кадра, где «классический», обычный («недостаточный» по логике мультфильма) человек исчезает от мощи появившейся суперсилы – в саду у Фреда Бэймакс демонстрирует свой новый ракетный удар и разрушает статую человека, выполненную в классическом стиле (классический = несовременный, прошлый):
Сюжет подводит к теме исчезновения/изменения классического понимания человека, о чем далее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|