Предпосылки взаимодействия коммерческого банка и предприятия
В условиях ужесточения требований Центрального Банка России к коммерческим банкам и присоединения РФ к принципам регулирования банковской деятельности Базельского комитета от коммерческих банков требуется максимальное использование всех возможностей и резервов для достижения целей, определенных банковской политикой. Как отмечают специалисты, некогда сверхдоходные операции по государственным ценным бумагам, купле-продаже валюты и другие виды операций, связанные с получением банками значительных доходов, ушли в прошлое. На первый план выходят традиционные банковские услуги, предоставляемые клиентам, причем стала очевидной необходимость постоянного улучшения их качественных характеристик при расширении банком спектра услуг. Политика банков, претерпевшая изменения в отношении экономической целесообразности кредитования реального сектора экономики, предприятий малого бизнеса, остро нуждающихся в увеличении оборотных средств, создают предпосылки для увеличения количества участников и расширения рамок функционирования самого кредитного рынка. Предпосылками для развития системы взаимодействия предприятий и банков являются наличие у предприятий острого недостатка собственных средств, необходимых для дальнейшего функционирования, с одной стороны, и невозможность дальнейшего функционирования банковского сектора без преодоления оторванности от производственной сферы – с другой. При построении системы взаимодействия банка с клиентами-юридическими лицами банк, а именно он является инициатором формирования и главным связующим звеном в работе системы, руководствуется следующими принципами:
1. Принцип партнерства. Партнерские отношения обладают определенными свойствами. Им присуще: добровольность, взаимозаинтересованность, коммерческий характер взаимодействия банка с предприятием. 2. Принцип длительности взаимодействия банка с каждым из его клиентов. Данный принцип вытекает из особенности банковского продукта как реализуемого товара, т.е. услуги, оказываемой на протяжении определенного времени или даже бессрочно, поэтому банк, заключая соглашение с клиентом, предполагает взаимодействие на максимально длительный срок. 3. Принцип комплексного обслуживания. Значит, что банк заинтересован оказать клиенту весь (или максимально возможный) комплекс банковских услуг, в которых тот нуждается.
Таблица 1 – Функции банка и предприятия-клиента
По мнению О.И. Лаврушина,партнерство банка и предприятия перспективно, т.к. банк представляет собой специфическое предприятие, производящее специфический продукт – деньги. Интересна точка зрения Е.П. Козловой и Е.Н. Галаниной: объясняя эффективность партнерских отношений, они сопоставляют функции и задачи банка с функциями и задачами предприятия-клиента в процессе их взаимодействия (таблица 1). Как отмечают Д.С. Петросян, А.В. Раскатов глубоко изучившие аспекты взаимодействия банковской системы и реального сектора экономики, "банкам необходимо найти новое направление для размещения средств", в связи с тем, что: − операции на фондовом рынке излишне рискованны и вовлечение в них значительных средств чревато ухудшением ситуации; − приоритетом развития банковской системы является кредитование реального сектора экономики; − подъем предприятий производственной сферы, их развитие собственными силами практически невозможно без привлечения дополнительных источников финансирования". П.С. Роуз, рассматривая отношения, возникающие при участии банков в бизнесе клиентов, высказывает предположение, что разрешение банкам сотрудничать с предприятиями, имея в их бизнесе собственный интерес, может способствовать росту экономической стабильности, так как банки в этом случае "...в меньшей степени склонны ставить своих клиентов в трудные ситуации". В "Банковской энциклопедии" рассматриваются пути участия банков в лизинговых сделках путем создания дочерних лизинговых компаний, которые "...в целом обеспечивают более высокую эффективность, нежели непосредственное участие банков в лизинговом бизнесе", а также их кредитного и факторингового обслуживания. Практический интерес для исследователей (А.М. Тавасиева, Г.С. Пановой, А.Н. Молчанова, А.В. Масленченкова) проблем взаимодействия предприятий и банков представляют формы финансовых взаимоотношений предприятия и банка. Так, Ю.С.Масленченковым формы финансовых взаимоотношений делятся на посреднические и партнерские. Посредническая форма финансовых отношений – "обычное" банковское обслуживание денежных потоков предприятия: расчетно-кассовое, депозитное, валютное, кредитное, трастовое, банкоматное, дилерское, депозитарное. Составной частью указанных отношений являются формы консультационного обслуживания предприятия. Партнерская форма финансовых взаимоотношений возникает при участии банка в разработке плановых финансовых документов предприятия и заключении договора о его комплексном банковском обслуживании.
В зависимости от срока, на который планируется сотрудничество, можно говорить о стратегических и тактических клиентах. Наиболее подходящим и заинтересованным партнером в разработке результативного финансового плана для предприятия считается коммерческий банк, клиентом которого оно является. Перечень положительных эффектов тесного сотрудничества хозяйствующего субъекта с коммерческим банком приводится в таблице 2.
Таблица 2 – Результат сотрудничества хозяйствующего субъекта и коммерческого банка
С учетом изложенных теоретических соображений важнейшими экономическими обобщающими (синтетическими) показателями, характеризующими экономическую эффективность использования банковского кредита являются: – стоимость земельных участков, приобретенных предприятиями с помощью банковского кредита, в расчете на 1 рубль задолженности по предоставленному кредиту; – сметная стоимость основных фондов, производственных мощностей и объектов предприятий, вновь построенных, расширенных, реконструированных или технически перевооруженных и введенных в эксплуатацию с помощью банковского кредита, в расчете на 1 рубль задолженности по предоставленному инвестиционному кредиту; – стоимость дополнительного годового выпуска (прироста производства) товаров и услуг и дополнительной прибыли, полученной предприятием-заемщиком от реализации прокредитованного коммерческим банком инвестиционного проекта, в расчете на 1 рубль задолженности по предоставленному кредиту. Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что коммерческий банк является наиболее подходящим субъектом для разработки альтернативного варианта развития предприятия. В силу того, что банковский финансовый аналитик обладает собственными информационными источниками и методами прогнозирования рыночных тенденций, и глубже знает возможности банка по решению различных финансовых проблем, то он может предложить оптимальный вариант решения финансовых проблем предприятия. Кроме того, установление партнерских финансовых отношений выгодно банку и потому, что дает ему некоторые инструменты для решения следующих задач его финансового менеджмента: − структурирования привлеченных денежных средств по срокам, объемам и стоимости; − повышения качества текущей и срочной ликвидности банка; − регулирования процентного риска за счет гибкой ценовой политики и диверсификации сроков и объемов привлечения денежных средств клиентов; − расширения ресурсной базы и соответственно возможностей проведения активных операций, обеспеченных структурированными ресурсами; − регулирования организационной, финансовой, коммерческой и функциональной устойчивости; − расширения клиентской базы и занятия новых рыночных ниш; − приобретения имиджа "клиентоориентированного" и "технологичного" банка, предлагающего предприятиям банковские продукты, обеспечивающие решение их индивидуальных проблем; − увеличения срочных денежных средств в ресурсной базе банка по сравнению со средствами на счетах до востребования;
− обеспечения сбалансированности между прибыльностью и ликвидностью банка. Таким образом, партнерская форма отношений позволяет более эффективно решать многие задачи финансового менеджмента, как предприятия, так и банка. Это создает объективные предпосылки для ее успешного развития на рынке банковских услуг. Таким образом, партнерские отношения предприятия и банка – это совокупность инициируемых ими реальных, планируемых или потенциальных действий, условием осуществления которых является наличие общих целей и максимальное использование свойств, возможностей и предложений противоположной стороны с учетом ее условий и требований, и направленных на достижение определенных целевых ориентиров каждой из сторон. Значительная роль в отношениях предприятия и банка отводится также прошлым и ожидаемым результатам указанных действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|