Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное поле исследований интерактивной документалистики




Дворко Н.И. Интерактивный документальный фильм как феномен цифровой эпохи// Историческая и социально-образовательная мысль (из перечня ВАК) 2014, № 5, с. 301-308

УДК 004.032.6

Интерактивный документальный фильм

Как феномен цифровой эпохи

Н. И. Дворко, доктор искусствоведения

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Аннотация

Данная статья рассматривает круг вопросов, связанных с современным полем исследования интерактивной документалистики, представляющей собой активно развивающийся и перспективный документальный жанр. Основное внимание уделяется качественным признакам феномена интерактивного документального фильма, разнообразию его современных форм.

Ключевые слова: интерактивный документальный фильм, цифровые медиа, мультимедийный контент, интерактивность, пользовательский контент, нелинейный нарратив.

Interactive Documentary as Digital Age Phenomenon

N.I. Dvorko, the Doctor of art criticism sciences

Saint-Petersburg State University of Film and Television

Abstract

     This article deals with a range of issues related to the modern field of research of interactive documentary, which is a rapidly developing and prospective genre of documentary. The article focuses on the qualitative features of the interactive documentary film phenomenon and on the diversity of its modern forms.

Key words: interactive documentary, digital media, multimedia content, interactivity, user experience, nonlinear narrative.

Введение

Интерактивый документальный фильм — уникальный феномен цифровой эпохи, который в условиях интенсивного развития Интернета и технологий Web 2.0 демонстрирует не только динамическое развитие, но и новые качества, ставящие под сомнение само понятие «фильм».

Используя для репрезентации реальности интерактивные цифровые технологии, интерактивная документалистика охватывает разнообразные формы документальных работ, малоизвестных в России. Однако достаточно в строке запроса поисковой системы Google набрать ключевые слова interactive documentary (не только на английском языке), как обнаруживаются многочисленные статьи, специализированные сайты, конференции, семинары, говорящие о разнообразных документальных работах, описываемых как веб-документальные фильмы, проекты на базе мобильных платформ и локативных медиа, документальные игры и т.д. При этом часть примеров новой документальной практики не попадает в результаты поискового запроса лишь потому, что создатели называют свои работы различными терминами: документальные фильмы новых медиа, цифровые документальные фильмы, интерактивные фильмы, нарративные базы данных и т. д.

Сложившаяся ситуация говорит не о том, что обычные потребители зарубежной медийной продукции хорошо знакомы с цифровыми документальными артефактами. Скорее, свидетельствует об активном интересе к интерактивной документалистике со стороны зарубежных теоретиков и практиков, видящих влияние новых подходов документирования реальности на разные факторы эстетического, культурного и социального характера.

Актуальность исследований нового документального жанра определяется рядом факторов, вызванных необходимостью и значимостью поставленной проблемы. Отражая жизнь общества, интерактивная документалистика побуждает аудиторию искать ответы на многие вопросы действительности, проводить параллели со своей жизнью, формировать независимое мнение. Интерактивный документальный фильм обеспечивает уникальные возможности для изучения социальных, политических, экологических и духовных проблем, требующих невымышленных историй с активным участием пользователей в повествовании. Современный потребитель медийной продукции в повседневной жизни все шире использует Интернет и беспроводные устройства. Поэтому в цифровом формате он ожидает мультимедийные и интерактивные впечатления.

В данной статье мы попытаемся показать уникальность интерактивной документалистики, охарактеризовать ее основные сущностные признаки, формы и виды, иллюстрируя их примерами из мировой практики. Эмпирической базой исследования автора стали интерактивные документальные проекты, созданные на разных медийных платформах и представляющие многообразие форм интерактивного невымышленного повествования. Они отличаются моделями взаимодействия пользователей с цифровым артефактом, стратегиями участия аудитории в создании мультимедиа-контента, используемыми цифровыми платформами.

Современное поле исследований интерактивной документалистики

Зародившийся в последней четверти прошлого столетия, новый способ документирования реальности стал предметом междисциплинарных исследований многих зарубежных ученых и разработчиков, объединивших подходы и методы экранной документалистики, теории цифровых медиа, компьютерных наук, психологии, философии и социологии. 

Сегодня мы наблюдаем широкий спектр зарубежных научных трудов, посвященных новому документальному жанру, свидетельствующий о разнообразии интересов исследователей, изучающих это поле. Некоторые труды рассматривают основные теоретические проблемы в данной области: концептуально-теоретическое обоснование нового жанра документалистики; выявление сущностных изменений, происходящих с развитием технологий; модели интерактивности и участия [1-3]. Другие обращаются к конкретным, более узким вопросам: веб-документалистике и ее социальным функциям, коллаборативным документальным проектам и др. [4-6].

В настоящее время интерактивная документалистика является той сферой художественного творчества, которая продолжает оставаться экспериментальной зоной исследования и практического апробирования разнообразных идей, методов и технологий. Не случайно многие творческие, образовательные и исследовательские организации по всему миру используют в своем названии метафору лаборатории. Так, например, MIT OpenDocLab — лаборатория документалистики Массачусетского технологического института, объединившая вместе технологов, рассказчиков и ученых для продвижения нового искусства документалистики. Подобная творческая лаборатория по созданию интерактивных документальных фильмов была создана и в России на кафедре интерактивного искусства Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения под руководством профессора Н.И. Дворко. Ведь профессиональная подготовка создателей цифровых медиа невозможна без интеграции учебного процесса с теоретическими исследованиями и творческими экспериментами, направленными на разработку новых художественных концепций повествования.

Новое документальное творчество представляет значимое, быстрорастущее поле, которое ставит много вопросов. Сегодня отличительными признаками документальной продукции нового поколения, по мнению W. Uricchio, руководителя MIT OpenDocLab, являются: взаимодействие пользователя с документальными проектами, их неоднозначность (т. к. они представляют интерактивные структуры, требующие навигации), наличие нескольких авторов, а иногда и краудсорсенговых авторов, а также все возрастающая роль мобильных визуальных технологий [7]. W. Uricchio считает, что эта эволюция документальной продукции — вместе с возможностью «добавлять» изображение к конкретным локациям (местам), использовать трансмедийный подход, выборочно «наслаивать» записанные изображения поверх «живых» изображений (в проектах дополненной реальности), интегрировать новые формы данных — указывает на потенциально преобразующий сдвиг в нашем понимании носителя движущихся изображений [7]. Сдвиг таких понятий как «носитель», «авторство», «участие» и «полномочие», которые мы ранее наблюдали на примере Wikipedia и Photosynth, уже начинает касаться движущихся изображений[1].

Как вполне справедливо заметила известный исследователь и теоретик интерактивного нарратива Бренда Лорел, очень сложно представить себе новые формы повествования, которые ранее не существовали [8]. И хотя не все формы интерактивной документалистики сегодня можно увидеть в сети Интернет, преобладающее большинство документальных работ относится к веб-документальным проектам, «использующим Web (англ. World Wide Web) в качестве платформы распределения и производства контента».

Подобные проекты можно увидеть на сайте Национального совета по кинематографии Канады (Interactive.NFB.ca — сайт NFB (National Film Board of Canada), на котором размещена постоянно пополняющаяся коллекция проектов — интерактивных документальных фильмов, видео и анимации, работ фотоискусства, очерков, мобильных и локативных медиа) [9], сайте официальной программы новых медиа IDFA (The International Documentary Film Festival Amsterdam), демонстрирующем новые формы документального повествования, цифровые технологии и медиаискусство [10].

Созданы специализированные онлайн архивы для поиска интерактивных и цифровых документальных проектов, как, например, docSHIFT Index [11] и Docubase [12]. Крупные кинофестивали, такие как Tribeca [13], Sundance [14] и Международный фестиваль документального кино в Амстердаме IDFA демонстрируют сегодня интерактивные документальные фильмы в рамках своих программ [10]. Специализированные сайты и блоги — i-Docs [15], Le Blog Documentaire [16], Webdocu [17], Webdoku [ 18], MIT Open documentary lab [7] и др. — объединяют усилия исследователей и практиков интерактивной документалистики в обсуждении видения нового жанра, его проблем и достижений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...