Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разнообразие подходов к способам документирования реальности




Мировая практика интерактивной документалистики сегодня представлена широким спектром цифровых работ, свидетельствующих о разнообразных подходах к способам документирования реальности. Среди них можно выделить следующие типы проектов:

— интерактивные документальные проекты на базе CDRom и DVDRom (Joan Miró. El color dels somnis, A Random Walk through the 20th Century);

— веб-проекты с гипертекстовой структурой повествования закрытого типа (Water Life, Gaza/Sderot: Life in Spite of Everything, Journey to the End of Coal);

— веб-проекты открытого типа, активно использующие участие пользователей в создании медийного контента (Hollow, Big Stories, Small Towns, 18 Days in Egy pt);

— интерактивные документальные проекты симуляционного типа (Aspen Movie Map, America's Army);

— цифровые документальные игры/интерактивные документальные проекты на базе игровых стратегий (The Cat and the Coup, Fort McMoney, Inside the Haiti Earthquake);

— интерактивные документальные проекты на базе мобильных платформ;

— документальные проекты виртуальной реальности;

— геолокационные документальные проекты с использованием мобильных платформ и систем дополненной реальности (City Sonic; Walking The Edit);

— интерактивные документальные инсталляции (Out My Window, Megaphone);

— документальные кросс-медийные и трансмедийные проекты (Prison Valley; The Builders’ Challenge; Collapsus; Alma, A Tale of Violence; 24h Jerusalem).

Среди многих проектов, безусловно, есть работы, обладающие свойствами интерактивного документального фильма, объединяющие события и факты общностью идей и художественных обобщений. Но не каждый интерактивный документальный проект может быть назван фильмом. Поэтому использовать это понятие следует осторожно.

В отличие от интерактивных документальных проектов на базе систем виртуальной реальности или локативных медиа, размывающих понятие экрана, пространством репрезентации реальности большинства форм интерактивной документалистики является экран компьютера/ноутбука/ планшета/мобильного телефона/масштабной иммерсивной системы отображения.

Среди разнообразных форм интерактивного невымышленного повествования наибольшую популярность получил веб-документальный фильм. Хотя интерактивные документальные фильмы существует с 1980-х годов, прорыв, который произошел в Интернете за последние десять лет, в сочетании с социальной и деятельной природой Web 2.0, привел к резкому увеличению количества и разнообразия веб-документальных работ. Представляя собой мультимедийный продукт, интерактивный документальный фильм на базе Web характеризуется определенным контентом сайта и программными средствами, обеспечивающими визуализацию такого контента на экранах компьютеров пользователей Интернета. Сам по себе веб-сайт не содержит документальных фильмов, он и есть документальный фильм.

О дефиниции

История развития нового жанра документалистики демонстрирует быстрое изменение представления о природе самого понятия «интерактивный документальный фильм», которое корректировалось по мере появления новых технических возможностей, дававших толчок ранее неиспользованным моделям взаимодействия пользователя с цифровым артефактом. Несколько лет назад в построении таксономии нового жанра с фокусом на элементы интерактивности и пользовательский опыт ученые опирались на теорию документального фильма. Сегодня среди корпуса интерактивных документальных проектов есть работы, которые используют пользовательский контент (англ. User- generated content). В трактовке интерактивного документального фильма используются разнообразные научные подходы, среди которых многие теоретические заключения являются дискуссионными, вызывая полемику среди теоретиков и практиков данного жанра. Учитывая практику участия пользователя в создании контента, некоторые исследователи вместо прилагательного «интерактивный» предлагают использовать более емкое слово «коллаборативный» (от англ. collaborative — совместный). На их взгляд термин «коллаборативная документалистика» (от англ. collaborative documentary) позволяет концептуализировать пользователя не только как активного исследователя (от англ.explorer) документального проекта, но и как создателя контента и, в определенной степени, соавтора. Рассмотрение коллаборативной документалистики в качестве платформы для создания и распространения контента приводит, как считают ученые, к более глубокому пониманию изменяющейся природы документального жанра.

Сегодня интерактивная документалистика все еще находится в стадии становления. Ее характерными чертами остаются постоянные технологические инновации и творческий поиск, разнообразие определений и точек зрения на то, что собой представляет interactive documentary, а, тем более, интерактивный документальный фильм. Как считают ведущие мировые эксперты по интерактивной документалистике, сегодня в этой быстро развивающейся области важно иметь широкое определение, способное охватить различные виды появляющихся документальных работ [3]. Они считают, что любой проект, который начинается намерением задокументировать «реальность» и который делает это с помощью интерактивных цифровых технологий, можно считать interactive documentary. Чтобы обойти термин interactive documentary, С. Гауденцы предлагает объединить разнообразные проекты новым термином idoc, уточняя, что к idoc относятся проекты, которые находятся на пересечении интерактивных цифровых технологий и документальной практики. В рамках данных работ зрители становятся активными агентами — разворачивают проект посредством взаимодействия с контентом и часто содействуют его формированию [20]. Как утверждают авторы приведенного выше определения, «если документалистика есть рассказ о нашем общем мире, то мы заинтересованы в том, чтобы аудитория более активно участвовала в этом процессе».

Нельзя не согласиться с вполне обоснованными доводами зарубежных исследователей. Однако надо учитывать, что в нашей стране не только интерактивная документалистика является малоизученным полем, но и весь широкий диапазон разнообразных форм интерактивного цифрового повествования, за исключением, пожалуй, компьютерных игр, практически не исследован. Принимая во внимание неоднозначность перевода английского слова documentary и преждевременность применения широкого подхода в определении нового жанра, мы предлагаем временно использовать термин «интерактивный документальный фильм». Так как любое понятие предполагает относительно ясное содержание и сравнительно четко очерченный объем, под интерактивным документальным фильмом мы предлагаем рассматривать «документирующие реальность» аудиовизуальные произведения, создатели которых, ставя во главу угла значимый пользовательский опыт, стремятся использовать уникальные свойства интерактивных цифровых медиа для воплощения документального содержания в художественной форме. К таким аудиовизуальным произведениям относятся далеко не все проекты idoc. Для более детального обсуждения вдвинутого нами определения понятия «интерактивный документальный фильм» необходим детальный анализ комплекса вопросов, прежде всего, касающихся эстетики интерактивной документалистики.

Выводы

То, что сегодня понимается зарубежными теоретиками и практиками под интерактивным документальным фильмом, а, точнее, под interactive documentary, охватывает широкое поле документальных цифровых артефактов. Цифровые платформы предложили новые возможности создания документального контента, новые способы творческой интерпретации действительности. Интерактивная документалистика продолжает стремительно развиваться, приобретая все новые неизвестные коннотации, требующие серьезногоизучения.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Gaudenzi, S. The Living Documentary: from representing reality to co-creating reality in digital interactive documentary. A thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy. Goldsmiths (Centre for Cultural Studies), University of London. London, January 2013, 308 p.

2. Gifreu, A. The interactive multimedia documentary. A proposed model of analysis. [Research Pre-PhD]. Department of Communication: Universitat Pompeu Fabra. 2010.

3. Aston J., Gaudenzi S. Interactive documentary: setting the field. Studies in Documentary Film, 2012,Volume 6, Number 2. pp. 125–139.

chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://www.sethkeen.net/readings/i-docSettingField.pdf.

4. Nash K. Modes of Interactivity: Analyzing the Web-Doc // Media, Culture and Society, Vol.34, n2, 2012, pp. 195-210.

5. Braida N. Web documentary. Documenting reality in the Post-media age. – Academico, 2013. – 157 p.

6. Nash K. What is interactivity for? The social dimension of

web-documentary participation // Academia.edu. – 2014. – URL: https://www.academia.edu/6725191/What_is_interactivity_for_The_social_dimension_of_web-documentary_participation (accessed: 21.09.2014).

7. MIT OpenDocLab http://opendoclab.mit.edu/welcome/background (accessed: 21.09.2014)

8. Laurel B. Computers as Theatre. Addison-Wesley, Reading, Massachusetts, 1993.

9. NFB/interactive - National Film Board of Canada: https://www.nfb.ca/interactive/ (accessed: 21.09.2014).

10. IDFA Doc Lab: http://www.doclab.org/ (accessed: 21.09.2014).

11. docSHIFT Index: http://doctoronto.ca/docshift-index (accessed: 21.09.2014).

12. Docubase: http://docubase.mit.edu/(accessed: 21.09.2014).

13. Tribeca: http://tribecafilm.com/(accessed: 21.09.2014).

14. Sundance: http://www.sundance.org/festival/ (accessed: 21.09.2014).

15. i-Docs: http://i-docs.org/ (accessed: 21.09.2014).

16. Le Blog Documentaire: http://cinemadocumentaire.wordpress.com/ (accessed: 21.09.2014).

17. Webdocu: http://webdocu.fr/web-documentaire/(accessed: 21.09.2014).

18. Webdoku: http://webdoku.de/(accessed: 21.09.2014).

19. ISO FDIS 9241-210:2009. Ergonomics of human system interaction — Part 210: Human-centered design for interactive systems (formerly known as 13407). International Organization for Standardization (ISO). Switzerland.

20. i-Doc: http://i-docs.org/about-idocs/(accessed: 21.09.2014).

 


[1] http://opendoclab.mit.edu/welcome/background

[2] Гауденцы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...