Общее понятие о системе внешнего контроля качества аудита
Формирование системы внешнего контроля качества аудита в России началось с утверждения Временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов РФ 29 апреля 2002 г. Система нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность, в т.ч. систему контроля качества аудита, включает следующие нормативные акты: 1) законы и иные нормативные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.08 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон №307-ФЗ); Федеральный закон от 01.12.07 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»; другие федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты; Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг (одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол №18 от 21-22 октября 2003 г.); ) правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации; ) федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.02 №696; ) Кодекс этики аудиторов России, одобренный Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол от 31.05.07 №56); ) нормативные акты аккредитованных профессиональных объединений: внутренние правила (стандарты), действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях; кодексы профессиональной этики аудиторов, действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях; методики, правила внешнего контроля качества аудита членов саморегулируемых организаций аудиторов;
) внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аудиторской организации, у индивидуального аудитора. Согласно Перечню актов, подлежащих принятию в соответствии с Законом №307-ФЗ, одобренному Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 29 января 2009 г., планировалось разработать ряд документов, связанных с внесением изменений в систему внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов применительно к требованиям Федерального закона, в том числе: Федеральный стандарт «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля»; Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций уполномоченным федеральным органом, а также Порядок назначения и осуществления проверки саморегулируемой организации аудиторов, программа проверки, порядок оформления ее результатов; Порядок, сроки, форма сообщения в Минфин России о дополнительных требованиях к федеральным стандартам аудиторской деятельности и Кодексу этики аудиторов России; Порядок оценки деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов. До принятия указанных документов действуют ранее принятые документы по внешнему контролю качества аудита. Порядок организации и осуществления контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики был установлен в 2008 г. «Временным положением об организации и осуществлении контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики», одобренным Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 30 октября 2008 г. (протокол №69).
Кроме того, приказом Минфина России от 29.12.06 №187 утверждена программа повышения квалификации аудиторов №ПК-5-003-2007 «Обучение контролеров качества аккредитованных при Минфине РФ профессиональных аудиторских объединений. На настоящем этапе происходит процесс совершенсBвования закОнодатдльнмго и нормРтивно-правОвогж регулированИя аудиторской деятельности исходя из специфики развитАя аудита в России и мбждснародного опыта. До лринятия Закона №307-ФЗ особенностью действовавшей системы являлся высокий уровень государственного регулирования. В связи с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» произошел сдвиг в сторону повышения требований к внешнему контролю качества аудита со стороны саморегулируемых организаций аудиторов и осуществлению общественного надзора за их деятельностью. В то же время фактически контроль качества аудита (как внешний, так и внутренний) носит формальный характер. Следует также отметить, что давно ведутся дискуссии в отношении количества саморегулируемых организаций аудиторов, существования разных подходов к контролю качества в каждой саморегулируемой организации аудиторов, несопоставимости оценок контрольных мероприятий и разных внутренних правил и стандартов. При этом, несмотря на передачу функций внешнего контроля качества саморегулируемым организациям аудиторов, необходимо сохранить целостность системы, достаточную жесткость, сквозной контроль за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, особенно за качеством внутренних документов саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества аудита. Только в этом случае удастся унифицировать подход к контролю качества и обеспечить соблюдение интересов внешних пользователей аудиторских услуг при наличии нескольких саморегулируемых организаций аудиторов в России. Разумеется, здесь речь идет не об обеспечении саморегулируемых организаций аудиторов всеми методическими материалами, а только о некоей основе. В соответствии с Законом №307-ФЗ членство в саморегулируемой организации аудиторов должно обеспечить повышение качества работы аудиторов. В этой связи актуальным становится вопрос о качестве и эффективности процедур внешнего контроля и безупречности репутации саморегулируемой организации аудиторов.
С помощью внешнего контроля качества выявляются недостатки в качестве работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, которые самостоятельно ими могут быть не выявлены. По результатам проведения внешнего контроля качества работы эти недостатки подлежат доведению до сведения проверяемой аудиторской организации. Проверяемая аудиторская организация должна провести мероприятия по устранению выявленных недостатков и в результате усовершенствовать свою работу и качество оказываемых услуг. При этом нужно понимать, что наличие надежной, эффективной и прозрачной системы внешнего контроля качества не может предотвратить возможных банкротств и связанных с ними скандалов. С помощью этой системы можно проверить наличие или отсутствие необходимых процедур у аудиторской организации. Неэффективные системы внешнего контроля качества не смогут обеспечивать выявление недостатков в существующих процедурах и своевременное принятие мер к аудиторам, которые допустили существенные нарушения качества работы, и поэтому, по сути, являются бесполезными. В соответствии со ст. 10 Закона №307-ФЗ предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований: Федерального закона «Об аудиторской деятельности»; стандартов аудиторской деятельности; правил независимости аудиторов и аудиторских организаций; Кодекса профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемым организациям аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации разрешено устанавливать правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в т.ч. проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации.
Ключевыми принципами, являющимися основой обеспечения внешнего контроля качества саморегулируемыми организациями аудиторов, могут быть следующие: надежность системы внешнего контроля качества работы; реальность и достоверность; достаточный объем теоретических знаний контролеров (соответствующий уровень квалификации); безупречная репутация контролеров качества; независимость контролера качества от аудитора и аудиторской организации, которую он проверяет; соблюдение этических принципов; соблюдение требований конфиденциальности; публичность итогов контрольных мероприятий (опубликование сводных итоговых отчетов о проделанной работе при соблюдении принципа конфиденциальности); обязательность внешнего контроля качества работы для всех аудиторов, подлежащих внешнему контролю.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|