Таможенный союз стран-членов СНГ и его экономический потенциал
Необходимость экономической интеграции для стран, бывших республик СССР, объясняется следующими причинами: - слабость экономической самостоятельности после распада СССР; - опасность усиления экономической зависимости от стран Запада; - наличие совместного в рамках СНГ единой и целостной инфраструктуры: транспортной, энергетической, коммуникационной. Нарушение единства сосуществовавшей в рамках СССР инфраструктуры исключает для каждого из государств постсоветского пространства эффективность ее эксплуатации. Важное значение имеют также созданные по единым технико-экономическим условиям и государственным стандартам основные фонды, общая система подготовки научных и технических кадров. Приоритетность отношений с государствами, членами СНГ для России определяется тем что на территории СНГ сосредоточены главные жизненные интересы России в области экономики, обороны, безопасности. Эффективное сотрудничество с государствами СНГ – факт, противостоящий центробежным тенденциям в самой России. Основные документы: Соглашение о создании СНГ (Минск, 8декабря 1991 г.) для России, Украины и Белоруссии. Протокол к этому соглашению (Алма-Ата 21 декабря 1991 г.) – для 8 стран – Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Декабрь 1993г. – Грузия. Устав СНГ (1993г.): формирование общего экономического пространства, координация кредитно-финансовой и социальной политики, содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов и ряд других важных положений во всех отраслях деятельности. Правовая база для экономики – Договор о создании Экономического союза (1993г.). Осознана необходимость интеграционного взаимодействия. Предусмотрено поэтапное взаимодействие по созданию таможенного союза, зоны свободной торговли, общего рынка товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, валютного союза.
Перспективный план интеграционного развития СНГ (1994г.) предусматривал как минимум воссоздание прежних экономических связей, а также формирование таможенного и платежного союза. В рамках СНГ созданы функциональные и отраслевые органы сотрудничества. На данный момент потенциальные возможности взаимного сотрудничества в рамках СНГ не реализованы. Среди ведущих интеграционных объединений мира СНГ занимает по всем экономическим показателям последнее место. Не удалось сформировать и сохранить общее экономическое пространство, и организовать качественно новые экономические отношения суверенных государств. Для координации деятельности таможенных служб стран СНГ создан Таможенный Совет. В 1994г. подписано многостороннее соглашение о создании зоны свободной торговли для создания в дальнейшем полнокровного Таможенного союза с целью освободить взаимную торговлю от преград в виде лицензий, квот, пошлин. Наибольший прогресс – в отношениях с Белоруссией: введен в действие полный режим свободной торговли, достигнута идентичность систем регулирования ВЭД (внешнеэкономической деятельности), отменены таможенные пошлины и осуществляется переход к единому таможенному тарифу на внешней границе в торговле с третьими странами. Особенности таможенных процедур России со странами СНГ: 1) использование упрощенного контроля в торговле со странами СНГ; 2) упрощены процедуры таможенного оформления товаров; 3) Сертификат происхождения товаров в соответствии с Правилами, применяемыми в государствах Содружества; 4) Действие соглашений не распространяется на товары в отношении которых в государствах-членах установлен особый порядок перемещения через таможенную границу;
5) Установлены три перечня товаров с особыми условиями экспорта (стратегически важных товаров, товаров, экспорт которых осуществляется по международным обязательствам России, товаров с особыми условиями экспорта). Со всеми странами СНГ подписаны двусторонние соглашения о свободной торговле: взаимное неприменение импортных таможенных пошлин и налогов; сохраняются количественные и тарифные ограничения на определенный круг товаров, кроме товаров, поставляемых для государственных нужд. Основные партнеры России: Беларусь – 38-40% оборота, Украина – около 35% оборота, Казахстан – около 20% оборота. В 2000 г. создано ЕврАЗЭС – Евразийское экономическое сообщество, в которое вошли пять стран – Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Предполагалось, что создание этой организации будет способствовать созданию единого экономического пространства, что он сыграет роль локомотива интеграционных процессов на всем пространстве Европы и Азии. Объем оборота стран ЕврАЗЭС составляет около 55%. Таможенные союз – имеет следующие характеристики: - общий таможенный тариф или согласованное таможенное законодательство по применению данного тарифа для третьих лиц; - упразднение таможенных границ и пошлин между странами – членами, исключение ограничительного регулирования торговли внутри таможенного союза. Таможенный союз стран СНГ создан в 1995 г. В него вошли Россия, белоруссия, Казахстан, в 1996 г. – Киргизстан, в 1999 – Таджикистан. Территория союза без России 3,3 млн. кв.км. Союз обладает крупным сырьевым потенциалом даже без России – наличие нефтяных, газовых и угольных месторождений (Казахстан, Беларусь, Киргизия, Таджикистан), руды цветных металлов (Казахстан, Киргизия, Таджикистан), химическое сырье – фосфаты, соль, апатиты (Казахстан, Беларусь). Население (без России) – около 40 млн чел. Наибольшая плотность населения и Беларуси и Таджикистан. Значительный промышленный потенциал, особенно в Белоруссии (машиностроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, электротехника, приборостроение, химия и нефтепереработка, пищевая, легкая промышленность) и в Казахстане (добывающая промышленность, производство удобрений).
Велик энергетический потенциал Таджикистан по гидроэнегетическим ресурсам уступает только России. Научно-технический потенциал велик в России. В сельском хозяйстве Белоруссия специализируется на мясомолочном скотоводстве, выращивание картофеля и льна, Казахстан – зерновые и овцеводство, Киргизия – животноводство, Таджикистан – хлопок, виноград, фрукты. Транспортная сеть наиболее развита в Беларуси и Казахстане. ВВП на душу населения в Белоруссии выше, чем в России. Россия экспортирует в эти страны топливно-энергетические ресурсы (40%), продукцию машиностроения и приборостроения, металлы, продукцию химической промышленности (вся промышленность – 40%), продовольствие. Импортирует уголь, зерно, концентраты, тракторы, молочную и мясную продукцию, текстиль, трикотаж, обувь, ткани, хлопок, волокно, овощи, фрукты. Основные термины: таможенная политика, таможенная территория, таможенный союз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|