Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




1. Докажите необходимость знания истории логопе­дии для ее современного развития.

2. Охарактеризуйте эпоху рабовладельческого строя и состояние культуры и науки в странах Древнего Востока.

3. В каких письменных памятниках Древнего Египта, Индии, Китая встречаются первые упоминания о речевых расстройствах, о чем именно в них гово­рится?

4. Какие сведения о речевых расстройствах и при­емах их устранения содержатся в религиозных мифах и сказаниях? Как объяснить своеобразие этих упоминаний и того, что вопросы сохранения здоровья человека были связаны с так называемой «священной литературой» Древнего Востока?

Глава 2

Древняя Греция и РИМ

Наибольший расцвет греческой культуры относит­ся к V век до н. э. Культурное наследие Древней Гре­ции было воспринято Римской империей, период наи­большего могущества и расцвета культуры которой относится ко II в. до н. э. — I в. н. э. Под своей властью Рим объединил большое число стран от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении на востоке, от Британии на севере до Египта на юге.

Первоначально знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием «философия». Философские учения Древней Греции — материализм и идеализм. Матери­алистическая линия Демокрита и идеалистическая ли­ния Платона отражали борьбу рабовладельческой де­мократии с земельной рабовладельческой аристокра­тией.

Вопросы сохранения здоровья и воспитания чело­века обнаруживаются в трудах философов, медиков и риторов древности. Поэтому сведения о речевых рас­стройствах рассматриваются в совокупности с вопро­сами сохранения здоровья и воспитания человека и мировоззренческими позициями древних ученых,

Демокрит

Демокрит (V—IVвв.дон. э.) —ученый-энциклопе­дист, занимавшийся математикой, физикой, анатоми­ей, медициной, историей и другими науками. По свидетельству древнегреческих писателей ему принадле­жало до 70 разных сочинений.

Демокрит учил, что в основе мира лежит не бог, не дух, а материя. Из первоматерии возникло все суще­ствующее. Материя состоит из мельчайших частиц (атомов). Частицы эти находятся в постоянном движе­нии — то соединяются, то разъединяются. Природа едина и находится в вечном движении. Атомистичес­кий материализм выступил против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против суеве­рий. Это был удар по религии.

Демокрит одним из первых выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Природа и воспи­тание подобны». Подчеркивая сложность воспитания, Демокрит указывал, что «учение вырабатывает пре­красные вещи на основе труда», и предостерегал от дурного примера. «Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки».

На первое место в нравственном воспитании Де­мокрит выдвигал упражнения. «Хорошими люди ста­новятся больше от упражнения, чем от природы». Он впервые подчеркивал огромную роль труда в воспита­нии и требовал «постоянного труда, который от при­вычки к нему делается легче».

Таким образом, в сочинениях Демокрита мы нахо­дим ряд вопросов, касающихся общего воспитания де­тей: природосообразность воспитания, большое значе­ние в процессе воспитания упражнений, важность по­ложительных примеров окружающих ребенка людей.

Платон

Платон (V—IV вв. до н. э.) — отвергал реальный мир как источник познания. Предметы реального мира несовершенны и преходящи, они только тени мира идей. Действительное бытие имеют только идеи, существующие испокон веков, составляющие сверх­чувственные прообразы вещей. Материальный мир — не настоящий, он лишь отражает истинный мир бес­плотных, нематериальных идей.

Все происходящие в здоровом и больном организ­ме процессы Платон истолковывал с идеалистичес­ких позиций. Он был знаком с египетской медициной и развивал учение о пневме — божественной душе, которая проникает в тело человека (причем в мозгу она сообщает способность чувствовать и мыслить, в сердце — согревает человека, в печени — питает).

Причины болезней он видел в наказании, нис­посланном с неба. Отсюда, лечение — это обряды, гимны, музыка. Лекарства не имеют никакого значе­ния. А для рабов вообще — «лучше благодетельная смерть».

Платон — ученик Сократа. В течение нескольких десятилетий он занимался педагогической деятельно­стью в Афинах, где при гимназии Академии основал своеобразную школу для желающих заниматься фило­софией. В своих произведениях изложил стройную систему взглядов на сущность, задачи, содержание, организацию и методику воспитания детей верхушки рабовладельческого общества, которые сами впослед­ствии должны стать правителями.

Воспитание, говорил Платон, должно быть органи­зовано государством и соответствовать интересам гос­подствующего класса.

Дети с 3 до 6 лет под руководством воспитательниц занимаются играми. Игре как средству воспитания малолетних детей Платон придавал большое значение, равно как и тщательному выбору материала для рас­сказа детям. Он был сторонником общественного вос­питания детей с самого младшего возраста.

С 7 до 12 лет дети посещают государственную школу, где обучаются чтению, письму, счету, музыке и пению.

С 12 до 16 лет — школа физического воспитания — палестра.

Затем до 18 лет юноши изучают арифметику, гео­метрию и астрономию.

С 18 до 20 лет — эфебия, то есть военно-гимнасти­ческая подготовка.

С 20 лет юноши, не проявившие склонности к 24 умственным занятиям, становятся воинами. Те, кто проявил способности к отвлеченному мышлению, про­ходят до 30 лет третью, высшую ступень образования, изучая философию. Они готовятся к государственным должностям. Немногие, проявившие исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет (до 35 лет), после чего с 35 лет до 50 они освобож­даются от участия в управлении для дальнейшего са­моуглубления и созерцания.

В своем произведении «Протагор» Платон пишет, что воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании. Он не может ничего сказать и сделать без того, чтобы они не указа­ли, что вот это справедливо, а то несправедливо, что это похвально, а то постыдно, что это свято, а то нече­стиво, это делай, а того не делай. И если дитя охотно повинуется, то это хорошо, если же не повинуется, то его исправляют при помощи угроз и ударов, как ис­кривившееся дерево.

...И как только мальчик научится буквам и нач­нет понимать написанное, подобно тому, как он преж­де понимал только устную речь, учителя дают ему произведения великих поэтов, которые он и читает в школе. В этих произведениях содержится много по­учительного, многое рассказывается о древних зна­менитых людях, прославляются и восхваляются их подвиги. Все это мальчик должен заучить наизусть, чтобы подражать им и желать сделаться таким же, как они.

Таким образом., у Платона, как и у Демокрита, мы находим отражение проблем общего воспитания под­растающего поколения. В частности, Платон дает воз­растную периодизацию развития человека с описани­ем особенностей каждого этапа жизни. Он — сторон­ник общественного воспитания детей с самого раннего детства — большое значение придавал использованию игр с маленькими детьми и тщательному выбору лите­ратурного материала для заучивания и рассказывания детям.

Геродот

Одно из самых первых упоминаний о речевых расстройствах в литературе Древней Греции встреча­ется у Геродота — отца истории (ок. 484 — ок. 425 гг. до н. э.), который описывает своеобразную речь кирен-ского царя Батта (говорил быстро, невнятно, спотыкал­ся, недоговаривал окончания слов). В современной специальной литературе принято считать, что термин «баттаризм» — производное от имени этого царя. Од­нако мы можем предложить и другую версию: «батта­ризм» — греческий термин, обозначающий спотыка­ние, заикание (Брокгауз и Ефрон). Акиренский царь «Батт так назван, потому что он был заика или таковым притворялся, чтоб лучше скрывать свои намерения. Его подлинное имя было Аристотель» 1. Выходит, что Батт — это кличка по характеру дефекта речи у царя, а не наоборот.

Гиппократ

Впервые наиболее полные и системные сведения о речевых расстройствах, мы встречаем у древнегречес­кого врача и естествоиспытателя, основоположника античной медицины — Гиппократа (460 — 370 гг. до н. э.). До нас дошло большое количество его сочинений, в которых содержится обширный эмпирический матери­ал, систематизирующий разрозненные наблюдения врачей более ранних эпох и собственные наблюдения.

По сравнению с древней медициной других стран медицина в Древней Греции в меньшей степени нахо­дилась под влиянием религии. Жреческая каста не приобрела здесь господствующего влияния, хотя и имела тоже определенное отношение к медицине. Так, в Древней Греции существовала и жреческая, храмо­вая медицина (асклепейоны— помещение для лечения при храмах), и народная медицина (ятрейи—тип час­тной лечебницы на дому у врача).

Асклепий— (производное—асклепейоны), бог-врач. Изображался с посохом в руках, обвитым змеей. Змея и ворон считались у многих народов олицетво­рением мудрости («Мудрый аки змий»). У некоторых народов существовали легенды о змееедах — людях, поедавших змей и в результате овладевших глубочай­шими познаниями, в частности по лечению и распоз­наванию болезней. Кстати, змея так и осталась в прот фессиональной эмблеме медицины.

Лечение в асклепейонах при храмах заключалось главным образом во внушении; больного подготавли­вали постом, молитвами, жертвоприношениями, одур­манивающими курениями и т. п. Далее следовал сон больных в храме, а жрецы затем толковали эти сны. Из лечебных процедур уделялось внимание водолечению и массажу. Но иногда наблюдались и активные вме­шательства вплоть до хирургических операций.

Гиппократ вышел из семьи врачей. Знания полу­чил от отца. Кроме того, он учился медицине на остро­ве Кос. Много путешествовал, жил в Египте (знакомил­ся с египетской медициной, обошел прибрежные горо­да Малой Азии, побывал в греческих колониях на побережье Черного моря, врачевал в самой Греции. Изучал достижения древней медицины Индии, Египта и народов Малой Азии. В частности ему были извест­ны медицинские знания скифов. Он упоминает об обы­чаях скифов в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». Видимо, Гиппократ участвовал в воен­ных походах, судя по его хирургическим знаниям.

Важной заслугой Гиппократа было то, что к анали­зу медицинских явлений он с успехом приложил дос­тижения современной ему древней греческой филосо­фии — материализм Демокрита и диалектику Гераклита и, пересмотрев под этим углом зрения основные проблемы медицины (причины, этиологию, сущность болезней, их лечение и предупреждение), дал им мате­риалистическое толкование.

Для Гиппократа болезнь — проявление жизни орга­низма в результате изменения материального субстра­та, а не проявление божественной воли или злого духа. Таким образом, своими материалистическими в осно­ве взглядами Гиппократ отвергал положения жречес­кой медицины. Тем самым он на много веков вперед определил направление развития медицины.

Гиппократ разделял гуморальную точку зрения на здоровье и болезнь человека. Жизнь организма, по его убеждению определяется четырьмя соками: кровью, слизью (флегмой), желчью желтой и черной. В основе этих соков лежат различные сочетания четырех пер­вичных начал природы: тепла, холода, сухости, влаж­ности. Каждому из четырех соков соответствует опре­деленный «темперамент»: крови— сангвинический, слизи (флегме) — флегматический, желтой желчи — хо­лерический, черной желчи — меланхолический. Тем­перамент определяется преобладанием в организме со­ответствующего сока. (Гиппократ, по мнению И.П. Пав­лова, в общем правильно уловил основные типы). Различное смешение и соотношение этих жидкостей и их свойств и обусловливает здоровье и болезнь, темпе­рамент и конституцию.

Гиппократ смотрел на болезнь как на явление из­меняющееся (начало — сырость, середина — сварение, конец— извержение (кризис). Задачу врача видел в том, чтобы, учитывая особенности организма больного, помочь ему силами природы. «Природа — врач болез­ней». В качестве метода лечения исходил из «противо­положного противоположным». «Переполнение врачу­ет отдых и наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположно­го, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающе­го. И кто это наилучше делает, тот наилучший врач»...

Гиппократ уделял серьезное внимание наблюде­но нию симптомов болезни, прогнозу («Мне кажется, что для врача самое лучшее — позаботиться о способности предвидения») и симптоматическому лечению.

По наблюдениям И. А. Сикорского, у Гиппократа встречаются упоминания о многих, известных нам сейчас, речевых расстройствах: aphonia, anaudia, traulotes, asapheia, ischnophonia, которые можно пере­вести соответственно на русский язык, как: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание.

В своих сочинениях Гиппократ пишет о главенству­ющей роли головного мозга во всей деятельности че­ловека («Глаза, уши, язык,, руки и ноги выполняют все то, что одобрит мозг». «Когда мозг испытывает сотря­сение и страдает от удара, больной необходимо теряет речь, не видит и не слышит»).

Он описывает органы и функции слуха и зрения человека, излагает свой взгляд на механизм образова­ния голоса и речи человека, где отдельно определяет роль воздушной струи, языка, артикуляции голоса. («Че­ловек говорит вследствие воздуха... Выталкиваясь на­ружу через пустоту, воздух производит звук, ибо голо­ва резонирует. Язык артикулирует вследствие ударов; прегражденный в горле и ударяя в небо и зубы, он дает ясность звукам. Если бы язык каждый раз не артику­лировал при столкновении, человек не имел бы раз­дельной речи, и испускал бы только простые звуки».)

В своих сочинениях Гиппократ дает также описа­ние отдельных расстройств голоса, речи и слуха и способы их лечения. Следует отметить, что и в этих случаях он твердо придерживался гуморального взгляда на болезнь и ее лечение. («Если язык вдруг сделается бессильным или какая-либо часть тела поражается апоплексией, то это — страдание меланхолическое (от черной желчи».) Поэтому причину расстройств функ­ций головного мозга, слуха, зрения, голоса и речи Гип­пократ усматривает обычно в излишке разной влаги в соответствующих органах. Отсюда и нередко своеоб­разные рекомендации для их преодоления.

Например. «Если заболевают уши, надо произвес­ти обильные горячие изливания... Лучшее из имеющих­ся средств это дать рвотное, изгоняющее слизь, и очи стить голову при помощи одного из лекарств, которым очищается слизь головы».

«Если язычок будет отвисать и способствовать удушью... тотчас нужно употребить полоскание... если это не поведет к сокращению язычка, нужно выбрить заднюю часть головы, приложить две кровососные банки, выпустить сколько можно крови и отозвать назад слизистые истечения. Если этих средств недостаточно, надсекают язычок скальпелем и выпускают оттуда воду».

«Пускать кровь тем, которые внезапно, без лихо­радки, поражены потерей речи».

«Если кто лишается голоса, это должно быть отне­сено за счет переполнения вен. В этих случаях нужно открыть внутреннюю вену правой руки и выпустить кровь в более или менее большом количестве сообраз­но конституции и возрасту больного» и т. д.

Одна из заслуг Гиппократа и в том, что он реко­мендовал при диагностировании и прогнозе любых заболеваний обращать внимание на состояние слуха и речи больного. (Конечно, эти прогнозы в настоящее время выглядят несколько примитивно, но в принци­пе, нам думается, это весьма верный подход к диф­ференциальной диагностике болезней.) Например: «Иметь тугое ухо, дрожащие руки... парализованный язык— плохо». «Частые потери речи с некоторым усыплением указывают на чахоточное состояние». «Во время спазмов продолжительная потеря голоса — пло­ха; короткая же указывает на паралич или языка, или руки, или частей, расположенных справа». «Дрожащий язык у некоторых больных — признак будущего желу­дочного расстройства» и т. д.

Таким образом, у Гиппократа мы впервые находим:

1 попытку классифицировать речевые расстройства;

2 указание на главенствующую роль головного мозга во всей деятельности человека;

3 описание органов и функций слуха и зрения, голоса и речи (роль воздуш­ной струи, языка, голоса, артикуляции в звукообразо­вании);

4 отнесение расстройств речи к болезням, поражающим человека;

5 описание отдельных расстройств слуха, голоса и речи и способов их лечения,

6 исходя из гуморальной точки зрения на болезни вооб­ще;

7 рекомендации использовать при дифференци­альной диагностике различных болезней особенности состояния слуха, голоса и речи.

Аристотель

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) — «самая всеобъ­емлющая голова из всех древнегреческих философов». Такими словами характеризовал Энгельс великого философа, идеолога античного рабовладельческого общества. И действительно, почти нет такой области человеческих знаний, которую Аристотель оставил бы без внимания. Своими исследованиями он охватил все доступные для своего времени отрасли знаний. Ему принадлежат труды по философии, логике, естествоз­нанию, истории, политике, этике, эстетике, медицине, педагогике.

Аристотель получил философское образование в академии Платона. На формирование его мировоззре­ния эта школа оказала огромное влияние. Но впослед­ствии Аристотель создает свою философскую школу, так называемый Ликей, где подвергает критике некото­рые концепции платоновской философии. Ряд лет Ари­стотель посвятил педагогической деятельности и был воспитателем сына македонского царя Филиппа II — Александра, впоследствии великого полководца.

Аристотель — сын врача. Получил медицинское образование. Для него характерно учение о целенап­равленности природы (телеология): «Природа ничего не дедает лишнего... природа производит все ради чего-нибудь». Исходя из сравнительной анатомии органов артикуляции у различных представителей животного мира, он заключал, что для произведения членораздель­ной речи необходим удобоподвижный, мягкий, длин­ный и в то же время широкий язык. Нужны влажные губы при нешироком отверстии рта, и, наконец, необ­ходимо наличие зубов.

Аристотель пишет: «У людей губы — мягкие, мя­систые, могущие отделяться; как у всех прочих животных, они служат для сохранения зубов, но еще в боль­шей степени ради блага, ибо они связаны с образова­нием речи. И как язык человека создан природой не­похожим на языки других животных, чтобы он вы­полнял два действия... а именно: язык служит ради вкусовых ощущений и ради речи, так и губы ради той же речи и охраны зубов. Ведь слово, произнесенное голосом, слагается из звуков и, если бы язык не обла­дал данными ему свойствами и губы не были влажны, большинство звуков не могло бы быть издано, ибо одни из них возникают вследствие припадения языка, дру­гие — смыкания губ».

С этих позиций Аристотель старается объяснить и расстройства речи. «Человек имеет в высшей степени подвижный, мягкий и широкий язык, чтобы он был пригоден к двоякому употреблению; и для вкусовых ощущений... и для расчленения звуков и речи, для чего нужен мягкий и широкий язык, ибо, будучи таким и к тому же свободным, он может легче всего сокращать­ся и вытягиваться всяческим образом. Это яснее «все­го обнаруживают те, у которых он не вполне свободен; они шепелявят и картавят». Таким образом, Аристо­тель видел причину недостатков речи в неправильном строении или недостаточной подвижности органов артикуляции.

В своих педагогических сочинениях Аристотель довольно подробно рассматривает многие важные во­просы воспитания. Вопреки учению Платона, учени­ком которого он был на протяжении 20 лет, Аристотель не противопоставлял мир идей и мир вещей, а отожде- i ствлял их: идея представлялась ему формой, в которую облечена материя.

В основе психологических взглядов Аристотеля лежит представление о единстве души и тела, как ! формы и материи и о наличии у человека трех видов души: растительной (функции питания и размножения), разумной (функция мышления), животной (функции ощущения и желания). Исходя из этих представлений, Аристотель видел задачи воспитания в развитии этих видов души, чему соответствует физическое, умствен­ное и нравственное воспитание в их гармоническом единстве. В частности, по мнению Аристотеля, для выработки добродетели необходимы продуманные уп­ражнения в справедливом и хорошем, нужна привыч­ка, постоянное действие, а отсюда образуется нравствен­ное поведение детей. Во всяком желании и деятельно­сти, по Аристотелю, могут иметь место недостаток, излишек и середина. И во всем только середина, толь­ко равновесие хорошо и полезно. В таком поведении и следует упражняться. Аристотель, в отличие от Плато­на, полагал, что семья не устраняется от воспитания, на ней главным образом лежит забота о нравственном воспитании.

Таким образом, в медицинских сочинениях Арис­тотеля с позиции сравнительной анатомии органов речи у человека и животного мира определяется, каки­ми качествами должен обладать речевой аппарат для возможности образования членораздельной речи. Ари­стотель рассматривает здесь роль языка, губ. Причину недостатков речи усматривает в нарушениях перифе­рической части речевого аппарата человека.

В педагогических сочинениях Аристотеля рас­сматриваются вопросы умственного, физического, нравственного воспитания детей, роль упражнений, роль семьи в воспитательном процессе. И не находим никаких упоминаний о недостатках речи. Это обстоя­тельство подтверждает мысль, что речевые расстрой­ства в те далекие времена относились преимуществен­но к разряду болезней и потому подлежали вниманию врачей.

Плутарх

Плутарх (ок. 65— 127 гг.) — греческий писатель той эпохи, когда Греция уже более чем два столетия как Утратила свою самостоятельность и была римской провинцией. Он много путешествовал, посетил Рим, Александрию, занимался преподавательской и литературной деятельностью. На протяжении многих сто­летий широкой известностью пользуются среди его со­чинений «Сравнительные жизнеописания» — биогра­фии выдающихся исторических деятелей Греции и Рима1.

Описывая систему спартанского воспитания, Плу­тарх несколько касается и системы развития речи у юных спартанцев. В частности, он указывает, что здесь «детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления», «...под немногими скупыми словами должен был таиться об­ширный и богатый смысл, и, заставляя детей подолгу молчать, законодатель добивался от них ответов мет­ких и точных. Ведь подобно тому, как семя людей, без­мерно жадных до соитий, большею частью бесплодно, так и несдержанность языка порождает речи пустые и глупые».

«Они (спартанцы.— В. С.) никогда не болтали по­пусту, никогда не произносили ни слова, за которым не было бы мысли, так или иначе заслуживающей того, чтобы над нею задуматься».

Подчеркивая значение пения и музыки в среде молодых спартанцев, Плутарх отмечает, что здесь «пе­нию и музыке учили с не меньшим тщанием, нежели четкости и чистоте речи...».

Плутарху принадлежит также одно из наиболее полных описаний дефекта речи, которым страдал бле­стящий древнегреческий оратор и политический дея­тель Демосфен (384— 322 гг. до н. э.).

Демосфен

От рождения Демосфен был слабого и нежного телосложения, с малых лет был хвор и худ, читаем мы у Плутарха, занимавшегося жизнеописанием Демосфе­на. Кроме того, он обладал такими природными недостатками речи, как заикание и косноязычие. Следстви­ем чего явились такие черты в характере Демосфена, как робость, несмелость перед толпой, мнительность, непреклонность, упорство, честолюбие, малодушие на войне и в опасностях. А также и то, что он, будучи уже блестящим оратором, никогда не выступал с речью, предварительно не подготовив, не записав ее.

Желание стать оратором у Демосфена появилось еще в юные годы, когда однажды он услышал выступ­ление Каллистрата, замечательного греческого орато­ра. Возникшее страстное желание побудило Демосфена заниматься декламацией и сочинением речей, брать уроки красноречия. Демосфен посещал школу Платона, благодаря чему сделал большие успехи в искусстве красноречия. О речевом дефекте Демосфена упомина­ет Марк Фабий Квинтилиан (см. ниже), пишет извест­ный отечественный ученый, профессор И. А. Сикорс-кий (1842—1919), который тщательно изучал записки биографов Демосфена и пришел к заключению, что бле­стящий оратор древности действительно страдал заи­канием. Причем речевые судороги у него были настоль­ко сильны, что отражались даже на его жестах. Демос­фен имел и типичный для многих заикающихся характер: он был крайне впечатлителен и робок, вследствие чего отличался тихим голосом и неуверенностью в себе.

Следует отметить, что Демосфен сам избрал путь избавления от заикания. Заказав себе зеркало в пол­ный рост, он внимательно изучал недостатки своей речи и поведения. Это позволило ему наметить целую систему различных речевых упражнений. В них он предусматривал не только регулярную тренировку правильной речи, но и воспитание в себе определен­ных черт личности.

Известно, например, что в речевых упражнениях он большое значение придавал развитию дыхания, стараясь подчинить его своей воле и контролю. С этой Целью максимально задерживал его, произносил длин­ные фразы на одном выдохе, громко декламировал стихи, взбираясь на крутые подъемы и пр. Чтобы раз­вить силу и координированность мышечных движений Речевого аппарата, он усложнял их тем, что при речевых упражнениях держал во рту мелкие и удобоподвижные камешки.

Демосфен прилагал также очень серьезные уси­лия к тому, чтобы придать своей речи тщательную редакционную отделку. Он и впоследствии, уже буду­чи известным оратором, до мельчайших подробностей продумывал предстоящее выступление или беседу: содержание, последовательность, фразы, выражение. Его биографы отмечают, что он никогда не выступал без тщательной подготовки, несмотря на свою оратор­скую опытность и постоянный успех. Устранение вся­ких поводов к колебанию в выборе слов придавало течению его мысли ровный характер и тем облегчало речь.

И все-таки, несмотря на многообразные и слож­ные речевые упражнения, на первом плане у Демос­фена стояла задача победить свою робость и смуще­ние, вызываемое присутствием другой личности или общества, приучить себя спокойно относиться к ним. Вот почему, в частности, свои речевые упражнения он проделывал у моря. Изменчивая картина волнующего­ся моря сопоставлялась у него с представлением о неспокойной и шумящей толпе. Известно также, что речевые занятия он нередко проводил в присутствии посторонних лиц.

Немало помогало ему также стремление подражать выбранному образцу (для него это был Перикл), его внешним манерам, мысленно входил в его роль. Еще одним примером для него, а также и помощником, был его врач и учитель Неоптолем.

К сожалению, история не сохранила для нас пол­ностью план лечения Демосфена. И мы знаем хорошо лишь то, что он, проявив психологическую проница­тельность и собственную настойчивую волю, достиг не только излечения, но и общего признания своего ора­торского таланта, представив собой блестящий и дос­тойный подражания образец для любого взрослого человека, страдающего заиканием.Сейчас для нас Демосфен является классическим примером логопедической работы над речью. Неустанно работая над своим произношением, Демосфен избавился от своих речевых дефектов и стал прекрасным оратором. Цицерон характеризовал его как образцово­го оратора. Его политические и судебные речи отлича­лись замечательной стилистической отделкой, тонкой ритмикой.

Таким образом, мы находим в сочинениях Плутар­ха два примера, показывающих особенности форми­рования правильной речи. Первый пример относится к системе развития речи у юных спартанцев, второй — к системе перевоспитания неправильной речи (заика­ния и косноязычия) у прославленного древнегречес­кого оратора Демосфена.

Авл Корнелий Цельс

Авл Корнелий Цельс (30 — 35 гг. до н. э. — 45 — 50 гг.) —древнеримский ученый, энциклопедист и врач. Его заслуга прежде всего в том, что он собрал и сохра­нил для последующих поколений много произведений древней медицины, а также оставил некоторые замет­ки о параличе языка, о прирастании кончика языка к нижней части ротовой полости и о мерах лечения этих случаев.

«Если язык парализован, что иногда случается, вследствие болезни его самого, а иногда в результате какой-либо другой болезни, и, таким образом, больной находится в состоянии невозможности изъясняться, то следует... больному давать пить воду, усиленно расти­рать голову, рот, шею и части, находящиеся под подбо­родком... заставить больного жевать что-нибудь самое острое, например, горчицу, чеснок, лук, побуждать его Делать все усилия, чтобы выговаривать слова. Следует упражняться в задерживании дыхания, часто обливать голову холодной водой, по временам есть редьку в большом количестве, затем извергать ее со рвотой»1.

«У некоторых людей с первого дня рождения язык не могут говорить вследствие этого. Кончик их языка захватывают щипцами и под ним должна быть подре­зана перепонка». При этом должна быть проявлена большая осторожность, чтобы не повредить соседних сосудов и не вызвать значительного кровотечения... Я же знал больного, который после подсечения языка снизу, не получил возможности говорить, хотя послед­ний и выдавался свободно между зубами».

Таким образом, Цельс усматривает причину рас­стройств речи в нарушении строения или подвижнос­ти периферической части речедвигательного механиз­ма и рекомендует в качестве приемов устранения хи­рургические, терапевтические средства и речевые тренировки.

Клавдий Гален

Клавдий Гален (ок. 129— 199 гг.) —древнеримский врач и естествоиспытатель. После Гиппократа был самым крупным теоретиком античной медицины. Со­здал систему биологических и медицинских знаний. Он уточнил сведения о строении головного мозга и нерв­ной системы, им описаны мозговые оболочки, желудоч­ки мозга, мозжечок, черепно-мозговые и спинно-моз-говые нервы. Гален различал 7 пар черепно-мозговых нервов. Мозг он считал источником всех нервов. Он также установил, что перерезка спинного мозга на определенном уровне ведет к нарушению двигатель­ных функций (параличи конечностей и пр.), параличу дыхательных мышц; перерезка блуждающего нерва — к потере голоса, чувствительности.

Гален описал механизм дыхания, понял роль ак­тивных движений грудной клетки и пассивный харак­тер движения легких в акте дыхания. Установил, что дыхание представляет собой акт произвольный, и счи­тал, что природа устроила это с той целью, дабы мож­но было без вреда временно задерживать дыхание при продлении голоса и пр.

Гален значительно способствовал укреплению материалистических воззрений в медицине, хотя в философии следовал за Платоном (учение о пневме) и Аристотелем (учение о целенаправленности). Отсюда Гален нередко верно описывал то, что видел, но под влиянием своего идеалистического мировоззрения давал фактам неверное толкование.

И.А. Сикорский отмечал, что Галену принадлежит заслуга тщательной установки научной терминологии болезней речи, он окончательно устанавливает значе­ние главнейших терминов anaudia (афазия), aphonia (афония), ischnophonia (заикание), traulotes (косноязы­чие), asapheia (невнятная речь).

Гален разделял расстройства голоса и речи, ука­зывая, что первые происходят от «страдания» гортани и мышц ее, а вторые — от поражения языка или окру­жающих его частей: зубов, губ, твердого и мягкого Неба, хоан, уздечки. При этом он указывал на зависимость некоторых расстройств речи от поражений централь­ной нервной системы.

Он писал: «Образование звуков речи производит­ся языком при участии зубов, губ и носовых отверстий, далее при участии твердого неба, зева и собственной уздечки языка. Оттого у лиц, подверженных заиканию, или косноязычию, или иному недостатку речи, замеча­ется страдание какого-либо из поименованных орга­нов, и это страдание бывает последствием порока об­разования или же оно зависит от причин позднейшего образования»1.

Таким образом, мы видим, что основанием для взглядов Галена на расстройства речи послужили кли­нические наблюдения Гиппократа (связь между рас­стройствами речи и страданиями мозга) и естествен­но-сравнительные изыскания Аристотеля (связь с на­рушениями строения и подвижности периферической части речевого аппарата).

Клавдий Гален в своих работах расширяет сведе­ния о строении и функциях головного мозга и нервной системы. Описывает механизм дыхания, уточняет тер­минологию болезней речи. Впервые он указывает на причины расстройства речи центрального и перифе­рического характера, различает их врожденный и при­обретенный генез.

Марк Фабий Квинтилиан

Марк Фабий Квинтилиан (35 — 96 гг.) — оратор и теоретик ораторского искусства, крупный представи­тель педагогической мысли. В течение 20 лет он со­держал риторскую школу, которая пользовалась ши­рокой известностью в Римской империи. В своем ос­новном и единственном труде, дошедшем до наших дней, «Наставление в ораторском искусстве» Квинти­лиан сформулировал основные методы и приемы ора­торского мастерства, раскрыл вопросы воспитания будущего оратора. Разрабатывая вопросы воспитания будущего оратора, он коснулся ряда педагогических проблем, получивших широкий отклик в педагогике XVI — XVIII вв. В этой книге дана характеристика тру­дов многих греческих и римских поэтов и прозаиков.

В своей работе Квинтилиан определял риторику как «науку хорошо говорить». Риторика, по его мнению, есть искусство, которое складывается из природного дара и упражнения в красноречии. Квинтилиан ставит перед оратором три основные цели: научать, возбуж­дать и услаждать слушателей. Добиться же этой цели помогут оратору способность правильно выражать свои мысли и искусное произношение.

Квинтилиан выступал сторонником общественно­го воспитания детей. Ему принадлежала прогрессив­ная мысль о том, что все дети являются сообразитель­ными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей.

«Тупые и не поддающиеся учению умы появляют­ся столько же против законов природы, как и всякие другие уроды и чудовища в физической природе, но таких бывает очень мало. Доказательством этого слу­жит то, что дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами исчезают; следовательно, не

природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной. Я согласен, что один имеет более ума, чем другой; это доказывает только, что один может сделать больше другого, однако не найдешь никого, кто бы не достиг чего-нибудь прилежанием...»

Квинтилиан был сторонником раннего (до 7 лет) воспитания детей («...ни одного времени в жизни чело­веческой не следует отпускать без внимания», «...сколь­ко времени выиграется в детстве, столько сбережется для юношества»). При этом он находил нужным пре­дупредить об излишне раннем развитии детского ума («Скороспелые умы, как преждевременные плоды, почти никогда вполне не созревают»), о необходимой последовательности и доступности обучения детей («Как небольшие и с узким горлом сосуды не могут принять много воды зараз, а наполняются постепенно, капля за каплей, так же следует судить и о детских умах: что превосходит их понятия, то не пойдет в их ум, еще мало способный к усвоению

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...