Задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте эпоху феодализма в Западной Европе V —XVI вв. 2. Раскройте особенности обучения в период Средневековья. 3. Объясните прогрессивное значение идей просветителей-гуманистов в борьбе со схоластикой и аскетизмом Средневековья. 4. Расскажите о воспитательных идеалах Франсуа Рабле. На примере воспитания Гаргантюа разберите систему предлагаемых Рабле практически полезных знаний, активных и наглядных методов обучения. Выделите места, касающиеся развития речи. 5. Какие можно сделать выводы об имевшихся в период Средневековья представлениях о речевых расстройствах и приемах их устранения?
Глава 5 РУСЬ. IX-KVI вв. Несмотря на довольно раннее заселение среднего Приднепровья славянскими племенами, возникновение Древнерусского государства относится лишь к концу IX — второй половине X вв. Именно к этому времени на Руси происходит переход от язычества к христианству, появляется связанная с христианством письменность, развивается оригинальная и переводная литература. Однако в последующие века развития русского государства, в периоды феодальной раздробленности, разобщенности, постоянных междоусобиц русских князей, вынужденных отражений многочисленных нападений со стороны печенегов, половцев, немецких и шведских феодалов и др., монголо-татарского ига, повальных моров и эпидемий, периодически обрушивающихся на Русь, — все это часто вело к бессмысленному уничтожению накопленных культурных и материальных ценностей. Таким образом, сложные и суровые условия жизни наших предков послужили причиной тому, что литературные памятники о Руси до XVIII в. почти не сохранились. Поэтому о представлениях древних славян о речевых расстройствах и приемах их устранения можно судить лишь по материалам изучения и анализа сохранившихся летописей, словарей, русских пословиц, поговорок, поверий, травников, вертоградов.
Обозначение дефектов речи В древнерусском языке существовал целый ряд названий-определений, характеризующих недостатки речи: Языкоболёзние, языкоболёзньствие — болезни речи; несдержанность языка, речи. Косноглаголивый, косноязычен — нескоро говорящий; говорящий с трудом. Коснение — медленность. («Не к людям глубокоречивым и косноязычным посылаем еси». «Косноязычен аз есмь»). Мудьногласный, мудьноязычный — медленноязыч-ный, видимо, то же, что и косноглаголивый. Гугнивый — невнятная, трудная речь. Гугнати — шептать («И ясн будет язык гугнивых», «Отверзшему уста гугнивому», «Купина бо показа мудьноязычноу и гугнивоу Моисеови»). Гугнявый—говорящий в нос, гнусливый («ноздрями гугняв»). Травлйвый — видимо, порченый. Травление — наведение кислотой узоров на металле. Фофлю — шепелявить. Боблйвый — то же. Момлёт — видимо, дефекты твердого неба. Мом — небо во рту. («Он же травлив, ин же флекав, гугнив же пакы друтый, к сим же ин заяклив, боблив же есть другый и фофлет и момлет пакы ин»). Заякливый -— заикающийся («Заякливо бо, рече, есьм и медленоязычен»). Нёмый — лишенный способности говорить («Глух еси и нем». «Архиепископ Антоний на святого Олек-сия онеме; бысть же в болезни той онемев не глаголя лет 6 и 7 месяцев до смерти», «Преставися посадник Юрий Онциферович, быв нем год и 3 месяца»). Неморечйвый, немование — неясная речь, лепет («детское немование»). Обращает на себя внимание, что приведенные термины — определения нарушенной речи — создавались либо по описательному признаку («языкоболезнь-ствие», «косноглаголивый», «косноязычный», «мудь-ногласный», «неморечйвый»), либо по созвучности с дефектом (заякливый», «гугнявый», «немый» — здесь, соответственно от созвучий, характеризующих икание, носовой оттенок или мычание неговорящего).
Описательный и звукоподражательный принцип создания определений, характеризующих неправильную речь, вел, с одной стороны, к расширению количества используемых определений, а с другой—к равнозначности разных терминов-определений. Например, о библейском пророке Моисее, который, как известно, заикался и был косноязычным, в разных источниках говорится: «моудьноязычный и гугнивый Моисей», «медленноязычный и гугнивый», «заяклив и медленоязычен», «косноязычен». Пророчество князя Владимира Святославовича в разных летописях звучит неодинаково: «Ясн будет язык гугнивых», «Ясн будет язык немых». Таким образом, мы не видим у древних славян общепринятого и четкого разграничения разных дефектов речи. Между тем мы обнаруживаем, что древние славяне все же различали: недостатки речи и слуха (немые и глухие), недостатки звукопроизношения (косноязычие, травливый, фофлет), недостатки голоса (гугнявый), недостатки темпа и плавности речи (заякливый), недостатки фразовой речи (немота, немование, гугнивость). Описательный и звукоподражательный принципы создания терминов-определений сохранились в народе ив более позднее время. Появились1: «алалыка», «лалыка», «барма», «ерготанье», «картавленье» (для обозначения недостатков произношения соноров Р, Л.); «музюкать», «пришепетывать», «шепелянье», «свиб-лость», «сюсюканье» (для обозначения недостатков шипящих и свистящих звуков); «волчья пасть», «заячья губа», «изгага» (для обозначения физических недостатков периферической части речевого аппарата); «безгласие», «беззвучие», «бубнить», «гнусавый», «гундосый», «гнусливый», «нюгандать», «сипота», «сап», «хрипота» (для обозначения недостатков голоса, носового оттенка речи). В целом невнятная, неразборчивая, смазанная, неясная речь обозначалась через целый ряд определений: «немой алабор», «ба-рабошить», «безъязычие», «бекать», «блебетать», «бормотать», «буркать», «вякать», «качкать», «куим», «ку-бякать», «латышать», «лопотать», «микать», «мямкать», «неразжева» и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|