Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения




На то, что древние славяне понимали речевые дефекты как болезнь, недуг, изуроченье, ниспосланные на человека высшими или темными силами, имеется целый ряд указаний. Например, во втором заговоре Иисуса Христа есть своеобразный диалог, который состоялся между Иисусом и Недугом. Иисус спраши­вает: «Куда идешь, Недуг?» А тот отвечает: «Иду, Гос­подин, на человека, хворь и болезни несу...». И далее перечисляет их: «...преломить челюсти, ранить зубы... оглушать уши, слепить очи, гугнявить носы, проливать кровь, кривить уста, расслаблять уды...» и т. д.

В «Домострое» (список XVI в.) в главе 8 «Како врачеватися христианамъ отъ болезней и отъ всякихъ скорбей...» в ряду перечисленных болезней, что за гре- хи человеческие бог посылает на людей для устраше­ния и наказания, фигурируют «глухота, слепота, немо­та... и гной, и сухотная, и главоболие, и зубная болезнь, и грыжа...» Далее следует длинный перечень болезней.

Большой знаток языка, быта и нравов русского народа В. И. Даль писал: «...Простолюдин всякое нео­быкновенное для него явление над человеком, как, например: падучую болезнь, пляску святого Витта, параличи разных родов, косноязычие, дрожание чле­нов, малоумие, немоту и прочее называет порчей или изурочением. Не зная причин таких припадков... на­род все это приписывает влиянию злых духов или злых людей».

Видя в болезнях и недугах проявление каких-то высших или темных сил, древние славяне лечение этих недугов также связывали с суевериями, обрядовыми ритуалами, заклинаниями, знахарством, с приемами народной медицины. Отсюда дошли до нашего време­ни выражения: «вселился злой дух», «от сглазу», «от порчи», «накликать беду», «отпризораочез»» «наказа­ние господне» и т. д. «От сглаза» или «призора» счи­талось возможным избавиться, только смыв его. Отсю­да ритуально обставленное окропление, обрызгивание. Против злых духов, порчи, наговоров использовались «волшебные слова», окуривание, амулеты, талисманы, «отписывание письменами». Здесь применялись при­вески на клочке бумажки с абракадаброй, обмерива­ние ниткой, завязывание нитки на пальце и т. д.

Большие надежды возлагались на так называемые врачевальные молитвы. Здесь мы находим также упо­минания и о речевых расстройствах. Например, в «Молитве Иоанна Златоуста от всякого недуга» гово­рится буквально следующее: «Господи... сними недуг и всякую болезнь у человека сего раба твоего (имя) с главы и влас... с уст, зубов, носа, языка и подъязычья, и гортани... и голоса...».

Изучение этнографических материалов позволяет обнаружить целый ряд суеверий, примет, поверий, связанных с недостатками детской речи и бытовавших в старину. Приведем некоторые примеры: «Если ново­рожденный ребенок кричит, то это верный признак того, что он останется жить, если, напротив, ребенок молчит, лежит тихо, то это значит, что он умрет». «Если у дитяти темечко маленькое, значит дитя скоро начнет говорить»... От слюнотечения: «Поцеловать матери ребенка своего через окошко. Найти в печеном хлебе несколько зерен и, зашив их в мешочек, повесить на шею ребенку». Еще слюну режут ножницами: «Как увидишь — слюна течет, перехвати ее ножницами», «Через порог не здоровайся — поссоришься, либо дети немые будут», «Если ребенок долго не говорит, надо достать звонкий колокольчик, чтобы был с язычком. Из этого колокольчика ребенка поят молоком и водой 3 — 6 — 9 раз, смотря по ходу дела и по усердию родителей или лекарки. Под землей лечение не будет иметь успе­ха, а потому совершают его или на улице (под откры­тым небом), в амбаре, на потолке которого нет земли, в новой избе, на которую не успели еще поднять зем­лю, в конюшне, во хлеве и других подобных местах»... «Чтобы младенец долго не оставался немым, ему не дают смотреться в зеркало». «Если кто родится злым человеком, то на того природа кладет особый знак: он или кос, или рыж, или картав, или заика». А когда имеешь два знака, например, рыжий и косой, то это есть «преопаснейший злодей». «Если при вынимании хлебов из печи окажется, что два хлеба краями слип­лись и запеклись, то хлебы такие разламывают над головою ребенка, чтобы он поскорее научился го­ворить».

Таким образом, понимание сущности болезней, недугов (в их числе и речевых расстройств) и приемов их преодоления было первоначально тесно связано у славян с суевериями, предрассудками, обрядовыми ритуалами. Это являлось, в свою очередь, отражением еще тех далеких времен, когда все явления объектив­ного мира представлялись людям в человеческих об­разах, т. е. наделялись человеческими свойствами. Солнце, камень, травы, дождь, молния и т. д. были для них живыми объектами реального мира1. Воображение древнего человека поражали своей загадочностью рождение и смерть, сон, болезни. В то же время вся жизнь человека протекала в упорной борьбе с силами природы, перед которой он постоянно испытывал чув­ство бессилия и страха. А это, в свою очередь, порож­дало религиозные представления.

Следовательно, первые попытки объяснить сущ­ность болезней, недугов (в том числе и речевых рас­стройств) и выбор мер их преодоления, исходя из ре­лигиозных воззрений,— закономерный продукт разви­тия человеческого общества.

Элементы народной медицины в приемах
устранения речевых расстройств

Усиление государственной мощи Киевской Руси, а впоследствии Московского государства после свер­жения монголо-татарского ига, развитие культурных связей с другими государствами (прежде всего с Ви­зантией, арабами способствовали накоплению и совер­шенствованию знаний. Все это повлияло на привнесение новых взглядов на лечение нарушений речи. В трав­никах, лечебниках, вертоградах, в большинстве своем являющихся компиляциями переводных сочинений Гиппократа, Аристотеля, Галена, Авиценны, находят отражение взгляды этих врачей и на речевые рас­стройства и на средства их преодоления. По мнению М.Ю. Лахтина, большинство лечебников-травников представляют собой продукт коллективного творчества. Они перекочевывали из страны в страну, переводи­лись с одного языка на другой, дополнялись и изме­нялись. Эти рукописные лечебники отличаются очень широким и пестрым содержанием. Они не ограничи­ваются перечнем телесных болезней с описанием лекарств от них, а касаются почти всех случаев чело­веческой жизни, т. е. являются, по сути, «обиходно-лечебной энциклопедией» данной эпохи. При лечении различных болезней здесь большое значение прида­валось использованию минералов (драгоценных кам­ней), продуктам животного и растительного мира (в частности, листьям, взварам, травам — отсюда и на­звание «травник»).

При изучении большого числа подобных сборни­ков мы обнаружили в них многочисленные указания, как следует лечить расстройства слуха, голоса, арти­куляционной моторики, немоту, заикание.

Приведем некоторые примеры:

Для улучшения слуха: для устранения тугослышания рекомендовалось закапывать в ухо желчь вороны и лисы, молоко собаки, сало свиное, козлиное, куриное вместе с ухою луковой, сало голубиное, сок лука, сок редьки, женское молоко; сыпать в ухо тертый табак или мелко истолченный грецкий орех вместе со скорлупкой; пускать воду в очи, «тогда глухость выйдет из главы».

При расстройствах голоса: если человек осипнет, рекомендовалось пить мелко истолченные капустные листья с медом, есть печеный чеснок на голодный же­лудок, вдувать в гортань мелко истолченный нашатырь и при этом пить чай с горьким черным или красным перцем. От хрипоты употреблялись отвар или наливка льна, мак, морковь, калиновый отвар, вареная капуста и пр. При потере голоса: пить сырые яйца, лампадное масло, удерживать во рту лавандовый спирт.

При нарушениях артикуляционной моторики: рекомендуется настой из липовых листьев («Та ж вода ползует тем, у коих язык тупеет. Болящий тою водою рот полощет часто, и тако язычная жила ослабеет и речь явится»). При опадании гортанного язычка сове­товалось для полоскания использовать завязик стоячий и т. п. При расслаблении органов речи назначалась также горчица для полоскания и в пищу. При парали­че языка — настой богородской травы; при слюнотече­нии — настой фигового дерева, чемерицы, жевать су­шеные зерна смоковницы.

При непонятном лепетании или при трудном выговоре использовали: лавандовый спирт, горчицу белую садовую (жевали горчичное семя или полоскали рот винной горчичной наливкой), настой тернового листа для полоскания. Для излечения онемения назна­чались муравьи, содержащие кислоту, эфирное жир­ное масло и животный студень.

При заикании рекомендовалось употреблять пер­сики и шалфей. Кроме того, если заикание возникло от испуга, советовалось испугать человека вторично, ис­кусственно и при том так, чтобы испуг этот сейчас же сопровождаем был радостью. При этом целесообразно приучить больного к протяжному выговору нараспев или заставлять его повторять разного рода тарабарщи­ну. Если же болезнь происходит от приращения языка, то его слегка подрезают. Имеется и другой взгляд на лечение заикания: оно состоит в искусственном управлении волею больного при произношении им слов, т. е. он всегда должен стараться произносить слова медлен­но и отдельно. Если же этим способом цель не дости­гается, в таком случае употребляются разные машин­ки, которые препятствуют излишне быстрому движе­нию языка.

Оценивая в целом практическую значимость реко­мендаций лечебников, травников, вертоградов, М.Ю. Лахтин отмечал, что «наряду с немногими, действительно полезными сведениями, в них много суеверных пере­житков и следов грубого невежества». Приведенные выше примеры прекрасно иллюстрируют эту мысль.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...