Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Бесед о блокаде Ленинграда





Санкт-Петербургская академия

Постдипломного педагогического образования

_________________________________________________

Как говорить со школьниками

о блокаде Ленинграда

Методические рекомендации

по проведению урока, посвященного блокаде Ленинграда

В помощь учителю

Санкт-Петербург

2019 год

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………… 3

Современные школьники и блокадное знание…………………………… 4

Методические основы проведения со школьниками

бесед о блокаде Ленинграда ……………………………………………... 11

Модели проведения урока памяти, посвященного

 блокаде Ленинграда………........................................................................ 16

Примеры авторских разработок уроков, посвященных

 блокаде Ленинграда……………………………………………………… 18

Приложения ………………………………………………………………. 36


Введение

 

Хорошо известно, что народ жив до тех пор, пока в его «настоящем» реально присутствует его «прошлое». Память о прошлом – это духовная «скрепа», которая соединяет людей в одно жизнеспособное целое. Память учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силу и внушает веру.

Для города на Неве важнейшей частью исторической памяти является память о блокаде Ленинграда. Об этом свидетельствует современный памятный календарь Санкт-Петербурга, в котором сразу три даты связаны с этим событием: 8 сентября – День памяти жертв блокады, 18 января – День прорыва блокады Ленинграда и 27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Блокадная память представляет собой значимую часть петербургского культурного кода и неотъемлемый элемент локальной идентичности жителей северной столицы.

Память о блокаде – это очень трудная память. Об этом почти невозможно вспоминать, трудно писать, сложно рассказывать. Однако мы все понимаем, как важно сохранить эту историю, донести ее до новых поколений, актуализировать ее в современности. Именно поэтому первый урок в новом 2019-2020 учебном году в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга станет уроком памяти о блокаде Ленинграда.



Следует отметить, что разговор с современными школьниками о блокадных событиях не так прост, как это может показаться с первого взгляда. Долгое время основным способом передачи памяти о событиях 1941-1944 гг. было общение с людьми – с теми, кто пережил блокаду и видел все своими глазами. Память о блокаде Ленинграда передавалась через семейные истории, рассказы соседей и знакомых, общение с ветеранами. Чувство сопричастности их судьбе, эмоциональное переживание порождали общее пространство памяти, объединяющее прошлое и настоящее и активно влияющее на наши дела и поступки, формируя образ будущего.

Как говорить с детьми о блокаде в этих условиях? Об этом идет речь в данных методических рекомендациях. Они подготовлены в помощь учителям образовательных учреждений города сотрудниками кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

 


Методические основы проведения со школьниками

бесед о блокаде Ленинграда

Перед каждым педагогом, который собирается говорить со школьниками о блокаде Ленинграда, встают три основных вопроса.

Первый: зачем я собираюсь рассказывать детям о блокаде? Какую общую педагогическую цель я преследую, поднимая блокадную тему?

Второй: сколько лет школьникам, с которыми я собираюсь разговаривать, и что важно знать о блокаде в этом возрасте?

Третий: как я могу донести до учащихся знания о блокаде Ленинграда?

На каждый из этих вопросов могут быть десятки разных и правильных ответов. Попробуем обозначить хотя бы основные варианты.

Зачем говорить со школьниками о блокаде Ленинграда?

 

Вопрос целеполагания – один из ключевых вопросов в педагогике. Невозможно выстраивать образовательное событие (классный час, беседу, занятие, экскурсию и пр.), не задумываясь об его цели. Блокада Ленинграда – крупнейшая гуманитарная катастрофа ХХ века. Это не природное бедствие, подобное землетрясению или цунами. Она была спланирована и реализована людьми. Поэтому одной из ключевых целей, ради которой стоит начинать с учащимся трудный разговор о блокаде Ленинграда, является воспитание личной ответственности каждого человека за себя, своих соседей, своих сограждан.

Достижение этой цели возможно в том случае, если педагоги:

•   будут стараться сформировать у школьников историческую эмпатию – способность сопереживать людям, жившим задолго до нас;

•   предоставят учащимся возможность осмыслять, анализировать (и даже дополнять) богатую и исторически достоверную картину событий, происходивших в 1940-е годы;

•   откажутся от устоявшихся в советское время пропагандистских стереотипов и позволят современным детям и подросткам свободно и искренне выражать своё мнение о трагических блокадных событиях.

Основные мировоззренческие идеи, которые можно донести до сознания учащихся с помощью освоения блокадных тем, можно сформулировать следующим образом:

1. фанатизм и ненависть могут стать причиной войн и гуманитарных катастроф, а равнодушие и безразличие к страданиям других людей может привести к тому, что страдание станет нормой жизни всего общества;

2. духовные ценности, составляющие стержень личности, часто оказываются сильнее телесно-материальных трудностей; внимание и сострадание к другим, милосердие и взаимопомощь помогают выживать в самых нечеловеческих условиях (по свидетельству Д.А. Гранина «те, кто спасал других, чаще выживали, чем те, кто просто лежал, ожидая какого-то ухода за собой или потеряв надежду на жизнь»);

3. только совместными усилиями, объединившись и сплотившись, люди могут противостоять злу (единение ленинградцев позволило не только отстоять город, но и спасти культурные ценности, обеспечивать работу военных заводов, учреждений культуры, науки, бытового обслуживания и пр.).

Безусловно, воспитать у учащихся чувство ответственности за себя и других людей невозможно за одно образовательное событие – урок, классный час, поход в музей, экскурсию по городу. Это – целевая установка всей системы работы педагога (классного руководителя) с темой «Блокада Ленинграда». Однако четкое осознание воспитывающим взрослым стратегической педагогической цели позволяет более точно определять цели и задачи конкретных образовательных и воспитательных мероприятий, в том числе, урока памяти, который проводится в первый учебный день.

 

О чем говорить с детьми того или иного возраста?

Чтобы знание о блокаде Ленинграда стало частью сознания современного школьника, необходимо «вписать» его в сферу актуальных для каждого возраста тенденций развития личности. Рассмотрим основные психологические особенности учащихся разных классов.

Учащиеся 1-4-х классов

В младшем школьном возрасте у детей происходит активное усвоение нравственных и моральных норм. Ребенок начинает более точно и дифференцированно понимать правила поведения в различных социальных ситуациях, проявляет повышенное внимание к нравственной стороне поступков. Младший школьник не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, в собственных поступках. Другими словами, освоенные нормы поведения превращаются у ребенка во внутренние требования к себе. Поэтому ведущей педагогической идеей в работе с младшими школьниками является формирование первоначальных детских убеждений, построенных на главных постулатах общечеловеческих (гуманистических, вневременных) ценностей, – добра, милосердия, дружбы, справедливости и пр. Темой для обсуждения с учащимися начальных классов становятся проявления (а, равно как, и не проявления) жителями и защитниками осажденного города таких качеств как отзывчивость, сострадание, забота о ближнем, взаимовыручка, преданность, честность, целеустремленность, мужественность.

Кроме того, в младшем школьном возрасте наиболее ярко проявляются познавательные потребности. Детям интересно узнавать все новое, необычное, неизведанное. Особенно их интересуют вопросы устройства мира и отдельных предметов, вещей. Вопрос «Как это было?» – один из главных вопросов, который могут задавать себе младшие школьники в связи с изучением темы блокады Ленинграда. Вместе с тем историческое сознание детей начальной школы еще не сформировано. Ученикам младших классов сложно представить ход истории, у них не развито чувство исторического времени (все оценивается в относительных категориях – «давно», «очень давно», «в прошлом», «когда я еще не родился», «когда жила моя прабабушка»). В связи с этим содержание занятий с учащимися данной возрастной группы заключается в расширении у детей представлений об отдельных фактах повседневной жизни блокадников и защитников города. Педагог может помочь детям представить будничную (каждодневную) реальность блокады с помощью различных документальных источников и опоры на житейский опыт школьников.

Учащиеся 5-8-х классов

Главным личностным новообразованием в подростковом возрасте является открытие учащимся своего внутреннего мира. Школьник активно стремиться узнать самого себя, выявить свои способности и возможности, осознать свою индивидуальность, осмыслить свои права и обязанности, оценить свое прошлое, обдумать настоящее и будущее. Обретая способность погружаться в себя и рефлексировать свои переживания, подросток открывает целый мир новых чувств. Он начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует подростка к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах. Одним из актуальных, жизненно значимых вопросов, над которыми задумаются ученики основной школы в ходе своего самопознания, является вопрос выбора – друзей, мнения, модели поведения, решения проблемы и т.п. Следовательно, педагогические усилия в работе с подростками могут быть направлены на развитие умения принимать решения, аргументировать свою позицию, понимать границы своей ответственности за сделанный выбор. Соответственно, в поле внимания учащихся должны оказаться примеры самых разных жизненных стратегий, которых придерживались ленинградцы, пытаясь выжить в нечеловеческих условиях блокады.

Учащиеся 9-11-х классов

Значительные изменения в старшем школьном возрасте переживают познавательные процессы человека. Дифференциация учебных дисциплин, необходимость овладения научными понятиями различных наук и их специфической системой знаков, способствуют развитию теоретического мышления. Учебная деятельность, включающая в себя процесс усвоения знаний и способов их использования, позволяет старшеклассникам устанавливать более широкие и глубокие связи между имеющимися и вновь получаемыми знаниями, более сознательно контролировать свою мыслительную деятельность и управлять ею. Постепенно у учащихся формируются навыки самостоятельного оперирования предположениями, гипотезами и их критического оценивания. Следовательно, учащимися 9-11-х классов разговор о блокаде Ленинграда может вестись в контексте размышлений обо всей Великой Отечественной войне: как блокада стала возможна? С какой целью она была организована? Каковы были варианты развития событий? Почему случилось именно то, что случилось? Нужна ли память о блокаде? Что в истории блокады нужно забыть, а что забывать нельзя? Как сохранить память о трагических событиях? В этом возрасте подростки активно участвуют в дискуссиях, и не стоит ограничивать их вопросы. Напротив, даже самые трудные темы необходимо проговаривать и обсуждать – только в этом случае можно говорить о формировании исторически достоверной картины мира у растущего человека. Эта дискуссия должна строиться на основании точной исторической информации, на «многоголосии» источников и версий, и главное – на доверии педагога ученикам, на праве каждого думать и высказывать свое мнение.

 

Как строить со школьниками разговор о блокаде Ленинграда?

Прежде всего, перечислим базовые правила поведения педагога, при организации беседы с учащимися на блокадную тему:

1. Разговор о блокаде Ленинграда с учащимися любого возраста должен быть, прежде всего, психологически безопасным. Ведь когда мы говорим о событиях 1941-1944 гг., то мы неизбежно упоминаем о лишениях, страданиях и смерти людей. Неумелый рассказ воспитывающего взрослого о человеческих трагедиях может нанести ребенку психологическую травму. Душевное равновесие школьника может расстроить любая вещь – фотография военных лет с изображением погибших ленинградцев, звук сирены или гула летящих самолетов. Не все дети и подростки владеют механизмами психологической защиты, и результатом непродуманной беседы о блокадных днях могут стать фобии, депрессии и другие нервные расстройства. Педагогической задачей должно стать не запугивание и пассивное смирение перед катастрофой, а мотивация к дальнейшему изучению этой темы, к самостоятельным исследованиям, к поискам информации.

2. Не навязывайте учащимся чувств, избегайте эмоциональных манипуляций. Помните, что Ваши эмоции принадлежат только Вам. Не заставляйте школьников (особенно младших классов) отождествлять себя с жителями и защитниками Ленинграда. Не предлагайте им «переноситься в прошлое» и представлять «как падают бомбы», «как на вас направлено оружие» или «как вы живете в детском доме, одни, без мам, которые работают на военном заводе». Подобные приемы работы опасны для психического здоровья детей.

3. Выбирайте такие темы, методы и формы организации разговора о блокаде, которые соответствуют возрасту детей, их опыту, конкретному времени и месту. Воздерживайтесь от игровых, симулятивных педагогических действий (в том числе, словесных игр), создающих у детей тривиальное представление о блокаде.

4. Избегайте простых ответов на сложные вопросы. История ленинградской блокады поднимает множество крайне сложных вопросов о поведении человека в экстремальных ситуациях, связанных с конкретным историческим контекстом.

5. Стремитесь к точности формулировок и избегайте обобщений , например, «все немцы – преступники», «все блокадники – герои». Участники блокадной истории были живыми людьми, способными к принятию самостоятельных решений и моральному выбору. И каждый из них совершил свой выбор.

6. Не романтизируйте и не героизируйте жизнь блокадников и защитников города . Оперируйте точными фактами и достоверными источниками.

7. Переводите статистику в конкретные факты и судьбы . Абстрактные цифры сброшенных на город бомб скажут ребенку меньше, чем фотографии разрушений и сохранившиеся на городских зданиях следы бомбежек.

8. А, главное, не ограничивайтесь только своим рассказом. Вовлекайте учащихся в разговор о блокаде. Используйте в работе с детьми всех возрастов коммуникативные (диалоговые, дискуссионные) практики, основанные на исследовании различных текстов культуры!

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.