Список информационных ресурсов о блокаде Ленинграда
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Для педагогов ОУ
· Сайт «Оборона и блокада Ленинграда» - http://www.blokadamuseum.ru · Сайт «Ленинград. Блокада. Подвиг» - http://blokada.otrok.ru · Рубрика «Оборона и блокада Ленинграда» на сайте Президентской библиотеки https://www.prlib.ru/collections/685109 · Сайт «Энциклопедия Санкт-Петербурга» - http://www.encspb.ru · Сайт «Блокаде. Нет» - http://blokade.net · Курс лекций о блокаде Ленинграда на образовательном портале «Arzamas» - https://arzamas.academy/courses/51
Приложение № 2. Библиографический список 1. Алексеев С. Подвиг Ленинграда 1941-1944. Рассказы для детей / Рис. А.Лурье. – М: Детская литература, 2005. – 83 с.:ил.- (Серия «Великие битвы Великой Отечественной») Для среднего школьного возраста Автор – участник Великой Отечественной войны - рассказывает детям о подвиге ленинградцев, о великой битве за Ленинград. 2. Алексеев С. Рассказы об обороне Ленинграда / Худ. Н.Андреев. – М: Дрофа, 2003. – 80 с.:ил. – (Серия «Честь и отвага») Для младшего школьного возраста. 3. Алмазов Б. Посмотрите – я расту / Ил.А.Десницкой. – М: Самокат,2014. – 144с.:ил. Для младшего и среднего школьного возраста. Первое послевоенное лето, пионерский лагерь под Ленинградом. Вокруг идёт разминирование, собирают и вывозят подбитую технику. Но дети, пусть даже пережившие блокаду, остаются детьми – непослушными искателями приключений… 4. Богданов Н. Бессмертный горнист / Худ. В. Гольдяев. – М: Советская Россия, 1971. – 32 с.:ил. Для младшего школьного возраста. История о мальчике-горнисте из блокадного города и его сверстниках, не сдающихся ни при каких обстоятельствах. 5. Бондаренко И. В осаждённом городе: Повесть / Рис. С.Спицына. – Л: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1957. – 234 с: ил. Для среднего школьного возраста.
В повести рассказывается о жизни детей-школьников блокированного Ленинграда. Начались летние каникулы 1943 года. Мальчики-одноклассники – Андрейка, Коля и Генка – стараются поддерживать связь друг с другом и, каждый по-своему, включается в общую жизнь города. 6. Был город-фронт, была блокада… Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней/ Сост. Д.Б. Колпакова и В.Н.Суслов. – Л: Детская литература, 1984. – 206с.:ил. Для старшего школьного возраста. В сборник включены рассказы, стихи, очерки О. Берггольц, М. Дудина, В. Инбер, Л.Пантелеева, Л.Успенского и других известных писателей, поэтов, журналистов, а также воспоминания очевидцев героической обороны Ленинграда. 7. Воскобойников В. Девятьсот дней мужества/ Рис. Д.Боровского. – М: Малыш, 1984 (Серия «Дедушкины медали») Для младшего школьного возраста. 8. Воскобойников В. Время войны и блокады // В кн: Воскобойников В. Санкт-Петербург. Иллюстрированная история для детей. – СПб: Золотой век; Норинт, 2002. – с: 138-149 Для младшего школьного возраста. 9. Герман Ю.П. Вот как это было: Повесть / Худ. О.Фадеева. – СПб, М: Речь, 2013. – 96 с.:ил. (Серия «Вот как это было») Для младшего школьного возраста. Трогательная, по-детски непосредственная повесть о блокадных днях – таких, какими их видит маленький Миша, оставшийся вместе с родителями в осаждённом Ленинграде. 10. Гоппе Г. Взвод моего детства: Поэма / Рис. О.Титова. – Л: Детская литература, 1973. – 46 с.: ил. Для младшего и среднего школьного возраста. Поэтический рассказ о мальчишках блокадного Ленинграда/ 11. Гоппе Г. Воробей блокадный: Сказка-быль//Вкн: Гоппе Г. Воробей, Пингвин и Рыжик. – Л: Детская литература, 1984. – с.:5-29 Для младшего школьного возраста. Сказка-быль в стихах, в которой случаются самые невероятные чудеса. К примеру, блокадный воробей на фашистского стервятника бросился. И прогнал его.
12. Дети города-героя / Сост. А.Л. Мойжес. – Л:Лениздат,1974. – 424 с.:ил. Для старшего школьного возраста. Книга рассказывает о юных ленинградцах – тех, кто в годы войны жил в Ленинграде и боролся за него, и о тех, кто воевал за Ленинград вдали от него. Авторы сборника в большинстве сами бывшие ленинградские дети, пережившие блокаду. 13. Дмитриев В.К. …Была война, была блокада… Рассказы для детей. – СПб: Корона принт, 2013. – 240 с.:фотоил. Для среднего школьного возраста. Книга состоит из коротких рассказов, из которых можно узнать о том, как и когда началась осада Ленинграда, какие лишения она принесла мирным жителям, как ленинградцы не сдались врагу несмотря ни на что, как защищали родной город, как прорывали блокадное кольцо. 14. Дубровин В. Мальчишки в сорок первом / Рис. В.Вальцефера. – Л: Детская дитература,1973. – 128 с.:ил Для младшего школьного возраста. Это повесть о юных ленинградцах, оставшихся в блокированном городе. Беспечные и озорные в начале книги, герои проходят через большие испытания, которые заставили их, быть может, рано повзрослеть, но не пасть духом… 15. Ефимов И. Таврический сад: Повесть / Рис. С.Острова. – Л: Детская литература, 1966. – 96 с.:ил. Для среднего школьного возраста. Позади осталась блокада Ленинграда, прошли годы эвакуации, и Вася Горбачев снова встретился с друзьями. Многие дома ещё в развалинах и пленные немцы восстанавливают то, что разрушили. 16. Жуковская Е. Школа меняет адрес: Рассказы/ Рис. В.Челинцовой. – М: Детская литература, 1984. – 62 с.:ил. Для младшего школьного возраста. Рассказы о жизни ребят в блокадном Ленинграде. 17. Карасёва В. Маленькие ленинградцы. Рассказы/ Рис. А.Кирилло. – М: Детская литература, 1969. – 64 с.:ил. Для младшего школьного возраста. Рассказы о жизни детей в осаждённом Ленинграде. На их долю выпали тяжкие испытания, но они вместе со взрослыми защищали город от врагов: тушили зажигалки, отводили в бомбоубежище малышей, ухаживали за стариками… 18. Карасева В. Юрка: Рассказ / Рис. Р.Саенко. – Киев: Издательство детской литературы «Веселка», 1974. – 31 с.:ил. Для младшего школьного возраста. Трудно жилось в осаждённом городе и взрослым, и детям, но каждый находил в себе силы чем-то помочь фронту. Вот и маленький Юрка оказался нужен нашим бойцам: зная немецкий язык, он помог перевести важный военный документ.
19. Крестинский А. Мальчики из блокады: Рассказы и повесть/Рис. Н. Кошелькова. – Л: Детская литература, 1983. – 143 с.:ил Для среднего и старшего школьного возраста. Лирико-драматическое повествование о жизни ребят в осаждённом фашистами Ленинграде 20. Лободин М. За оборону Ленинграда /Рис. Д.Боровского. – М: Малыш, 1976 (сер.«Дедушкины медали») Для младшего школьного возраста. В этой книге воспроизведены некоторые эпизоды героической обороны Ленинграда, рассказывается о подвиге ленинградцев. 21. Маршак С. Почта военная: Повесть в стихах// В кн.: Маршак С. Сочинения в четырёх томах: Том 2. – М: Художественная литература, 1958. – с:145-180Для среднего и старшего школьного возраста. Рассказ в стихах о ленинградском почтальоне и фронтовой почте. 22. Маршак С. Ленинградское кольцо, Дворец пионеров в Ленинграде: Стихи // Вкн: Я говорю с тобой из Ленинграда: Литературно-художественный сборник. – Л: Детская литература, 1987. – с:80-81 23. Ничто не забыто. 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда 1941-1944/ Сост. Д.Б. Колпакова, макет и оформление А. Веселова. – СПб: ДЕТГИЗ-Лицей, 2005. – 320 с.:ил. Для среднего и старшего школьного возраста. Авторы этой документальной книги – прозаики, поэты, журналисты, художники, фотографы, люди военных и мирных профессий – очевидцы и свидетели трагедии блокадного Ленинграда. 24. Панова В. Валя. Володя: Рассказы / Рис. Л. Подлясской. – Л: Детская литература, 1966. – 80 с.: ил. Для старшего школьного возраста. Рассказы о судьбах ленинградских детей, вывезенных из осажденного города. 25. Пантелеев Л. Маринка; Главный инженер: Рассказы //В кн.: Пантелеев Л. Честное слово. Рассказы, стихи, сказки. – М: Детская литература, 2006. – с:104-131Для младшего школьного возраста. Рассказы автора, пережившего блокаду, о его дружбе с маленькой девочкой-соседкой, о подвиге выживания в первую блокадную зиму, о том, как ленинградские ребята строили ложные военные объекты. 26. Сапаров А. Мальчишка из Ленинграда. Из фронтовых тетрадей / Рис. А.Ушина. – Л: Детская литература, 1965. – 182 с.: ил. Для среднего и старшего школьного возраста.
Разные истории о храбрых и скромных людях, проявивших мужество в суровые дни войны, в том числе о мальчишке из Ленинграда Коле Милосердове, сумевшем наладить связь с бойцами, отрезанными гитлеровцами. 27. Сапаров А. «Скворцы» перелетают Ладогу: Рассказы / Рис. И.Некрасова. – Л: Детская литература, 1974. – 158 с.:ил. Для среднего и старшего школьного возраста. Книга о знаменитой Ладожской ледовой трассе, о смелости и дерзости танкистов, которые заставили свои многотонные танки – «скворцы» - перепрыгнуть через трещины во льду, чтобы ввести их в бой на другом берегу озера. Издание дополнено пятью рассказами из другой книги А.Сапарова «Мальчишка из Ленинграда» 28. Семенцова В.Н. Лист фикуса. Рассказы о войне/ Рис. Т.А.Панкевич. – СПб: Паритет, 2005. – 31 с.:ил. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В своих рассказах от лица пятилетней девочки автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке, и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и её мамы в блокадном Ленинграде. 29. Суслов В.Н. Красные облака / Н.Кошелькова. – Л: Детская литература, 1970. – 95 с.:ил. Для младшего школьного возраста. Рассказы о том, что видел и знал автор книги, будучи мальчишкой блокадного Ленинграда 30. Суслов В.Н. 50 рассказов о войне / Ил. В.Травина. – СПб: Нотабене, 1994. – 206 с.:ил. Для старшего школьного возраста. Автор этой книги был школьником блокированного Ленинграда, а в январе 1944 года стал солдатом Ленинградского фронта. В книге нет выдуманных страниц. Всё, о чём говорит писатель, было на самом деле. 31. Суслов В.Н. « Я помню город мой другим…»: Стихи // Вкн: Суслов В. Три тетради. Гл.Ленинградская тетрадь. – Л: Детская литература, 1986. – с:108-121 Для младшего и среднего школьного возраста. Стихи о блокаде и войне: « Я помню город мой другим…», «Старые крыши», «Картошка», «Баллада о блокадном времени», «Танк», «Мирная пушка» 32. Тихонов Н. Ленинградские рассказы / Рис. И. Латинского. – Л:Детская литература, 1977. – 191 с.: ил. Для среднего и старшего школьного возраста. 33. Туричин И. Мария Васильевна и четыре краски: Рассказ / Рис. В. Бескаравайного и М.Лихачевой. - Л:Детская литература, 1973. – 49 с.:ил. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Во время Великой Отечественной войны ленинградка Мария Васильевна была солдатом, а в мирное время работает в типографии им. Ивана Фёдорова. Четыре цвета – чёрный, жёлтый, синий и красный помогают ей делать цветные картинки в книгах. 34. Фонякова Э. Хлеб той зимы: Повесть / Худ. Л. Пипченко. – СПб, М: Речь, 2015. – 223 с.:ил. (Серия «Вот как это было») Для младшего и среднего школьного возраста.
Автобиографическая повесть о блокадных днях, о самой обычной девочке, её семье и ленинградцах, не оставивших окруженный город. 35. Цинберг Т. Седьмая симфония: Повесть / Худ. Е.Жуковская. - СПб, М: Речь, 2015. – 142 с.:ил. (Серия «Вот как это было») Для среднего и старшего школьного возраста. Повесть о ежедневном подвиге ленинградцев, о несломленном городе, о девочке Кате, которая спасла трёхлетнего мальчика и благодаря этому обрела силы жить дальше.
Приложение № 3. Подборка художественных фильмов,
«БЛОКАДА: ЛУЖСКИЙ РУБЕЖ», «БЛОКАДА: ПУЛКОВСКИЙ МЕРИДИАН» ( фильм первый в двух сериях), 1974 г. Режиссёр Михаил Ершов. 10+ «БЛОКАДА: ЛЕНИНГРАДСКИЙ МЕТРОНОМ», «БЛОКАДА: ОПЕРАЦИЯ «ИСКРА»» ( фильм второй в двух сериях), 1977 г.. Режиссёр Михаил Ершов. 10+ В ролях: Юрий Соломин, Евгений Лебедев, Ирина Акулова, Лев Золотухин, Владислав Стржельчик, и др. Литературная основа: сценарий фильма сознан А. Витолем и А. Чаковским по одноименному роману А. Чаковского. Жанр: киноэпопея, создание приурочено к 30-летию освобождения города. Соответствие исторической действительности: детально воссозданы события начала ВОВ и блокады Ленинграда. Более 50 минут экранного времени занимают документальные кадры, снятые во время блокады (блокадными операторами, включая таких знаменитых, как Наум Голод, Роман Кармен, Ефим Учитель.). На документальную пленку наложена шумовая фонограмма 70-х гг. Награды: Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1980) «НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ», 1985 г. СССР, короткометражный, Ленфильм, Высшие курсы сценаристов и режиссеров, дипломная работа, мастерская А. Митты. Режиссер Ольга Наруцкая. 16+ В ролях: Константин Воробьев, Евдокия Германова, Алексей Приеде, Ольга Елисеева, Любовь Мочалина, Галина Ульянова и др. Жанр: мелодрама Сюжетные линии: история нечаянно возникшей любви на фоне блокадного Ленинграда (это мог быть любой другой город времен войны, с улиц которого бойцы уходили на фронт). Режиссеру интересно раскрыть чувство «на грани жизни и смерти»: отчаяния, безысходности, невозможности расставания любящих друг друга мужчины и женщины. Это попытка приникнуть в сокровенный мир героев в момент прощания «навсегда» и максимально визуализировать их внутреннее состояние. Награды: лучшая режиссура, КФ молодых кинематографистов в Москве, 1986 г., лучшая женская роль, КФ молодых кинематографистов в Москве, 1986 г., приз за изобразительное решение на ВКФ молодых кинематографистов в Тбилиси, 1986 г. «САДИСЬ РЯДОМ, МИШКА!» 1977 г. СССР, Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького, режиссер Яков Базелян. 6+ В ролях: Женя Черницын, Гоша Носков, Оксана Бочкова, Стасик Селиванов, Борис Морозов, Наталья Рычагова, Андрей Мягков, Анастасия Вознесенская и др. Жанр: детский, военный Литературная основа: сценарий Алексея Германа и Светланы Кармалита по повести Ю. Германа «Вот как это было». Сюжетные линии: история о четырех друзьях семи лет, детство которых пришлось на дни блокады. Первая треть фильма происходит на фоне мирной жизни Ленинграда сороковых, две другие трети затрагивают тему голода, разрушенного дома, воюющих на фронте отцов и казарменного положения матерей, о потере карточек и близости смерти. Пытаясь «заработать» на еду и не умереть с голоду, дети организуют концертные выступления в блокадных госпиталях. Нравственной основой фильма становиться понятие дружбы и поддержки друг друга ради выживания. «ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ», 1957 г. СССР, киностудия «Мосфильм», режиссер Захар Аграненко, 10+ В ролях: Владимир Адлеров, Максим Штраух, Владимир Соловьев, Валентин Печников, Лариса Матвеенко, Галина Шостко, Сергей Филиппов, МикаэлаДроздовская, Андрей Фролов, Сергей Курилов и др. Сюжетные линии: на фоне постоянно разрывающихся снарядов творятся судьбы ленинградцев. Параллельным монтажом соединяются в общее полотно история любви, потеря матери и жены, доставки хлебным обозом продуктов и смерти командира Соответствие исторической действительности. 27 декабря 1941 года была закончена Седьмая симфония Шостаковича[11]. Исполнение состоялось в Большом зале филармонии 9 августа 1942. Партитуру симфонии в Ленинград доставил летчик на военном самолете. Музыкальной редакцией Ленинградского Дома радио, которому предстояло собрать музыкантов для премьеры симфонии, в дни блокады руководила Н. М. Орлова[12]. Фамилия и должность в фильме сохранены. В фильмерешение откомандировать музыкантов с фронта принимает командующий штабом фронта. На самом деле военные музыканты прибыли в радиокомитет из окопов, блиндажей, с передовых позиций по решению комитета партии, политуправления Ленинградского фронта. Документальная хроника продолжает и дополняет художественное действие. «ЛЕНИНГРАД», 2007 г. Великобритания, четырехсерийный, студия «Первый канал», «Ленинград продакшн», коммуникационная группа «Шмидт и партнеры», кинокомпания «Нон-стоп продакшн» при участии Санкт-петербургской студии документальных фильмов. Режиссёр Александр Буравский. 14+ В ролях: ГэбриелБирн, Александр Абдулов, Владимир Ильин, Юлия Рутберг, Ольга Сутулова, Мира Сорвино, Михаил Ефремов и др. Жанр: мелодрама, драма Сюжетные линии: на фоне лишений и идеологических запретов разворачивается история милиционера Нины Цветковой и корреспондента лондонской «Дэйли Телеграф»Кейт Дэвис. «ПОРОХ», 1985 г. Режиссёр Виктор Аристов В ролях: Юрий Беляев, Светлана Брагарник, Любовь Калюжная, Вадим Макаровский и др. Жанр: военная драма Сюжетные линии: действие картины происходит в сентябре 1941 года в осаждённом Ленинграде. Камера следует перед героем фильма или позади него, создавая ощущение, что герой – это каждый зритель. Никонов отвечает за отправку снарядов из Кронштадта в Ленинград под постоянными авианалетами. Он не чувствует себя героем, он выполняет работу. Этот фильм максимально приближает нас к пониманию того, «как это было». «БАЛТИЙСКОЕ НЕБО», 2 серии.1960 г., 1961 г. СССР, Ленфильм. Режиссёр Владимир Венгеров. В ролях: Пётр Глебов, Олег Борисов, Людмила Гурченко, Всеволод Платов, Михаил Ульянов, Ролан Быков и др. Литературная основа: фильм снят по одноимённому роману Николая Чуковского Жанр: военная драма Сюжетные линии: летчик Кузнецов лишен права летать, но вызван на фронт и геройски погибает, защищая небо от фашистских самолетов. Жизнь продолжается – даже в условиях войны возможно полюбить: юную ленинградку Соню и лётчика Татаренко сыграл дуэт Людмилы Гурченко и Олега Борисова. «ДНЕВНЫЕ ЗВЁЗДЫ», 1966 г. Мосфильм. Режиссёр и сценарист Игорь Таланкин. В ролях: Алла Демидова, Андрей Попов, Константин Баранов, Татьяна Ленникова, Алла Малышева, Лена Борисова, Иван Уфимцев, Анатолий Игнатьев и др. Литературная основа: фильм поставлен по мотивам произведений и по одноименной книге Ольги Берггольц. Жанр: биографическая драма, фильм-исповедь. Сюжетные линии: композиция фильма выстроена как череда сцен-воспоминаний, не подчиненных исторической смене периодов жизни. Вся судьба поэтессы проходит перед нами как полотно, сотканное из разнофактурных фрагментов жизни. Все они подчинены ответу на вопрос «Как прожить правильно…?» и задают критерий этой правильности стихотворным эпиграфом, с которого начинается кино. Медленное течение речи с читаемым смыслом каждого слова, переживаемого и проживаемого в минутах экранного времени героиней (актрисой Аллой Демидовой) призывает зрителя поднять глубинные слои своей личной памяти, измерить свой опыт значимостью судеб города, страны, мировой историей. Соответствие исторической действительности. Блокадный Ленинград воссоздан в деталях, но показан не символично, а глазами поэтессы: образно (вереница закутанных в шерстяные платки детей, еле передвигающих обезличенных и падающих людей на фоне легкой вальсовой музыки), сюрреалистически (воспоминания оживают и в лицах приходят к поэтессе в дни блокады, задают вопросы про это, блокадное время). Награды: памятная медаль участия ХХХ МКФ в Венеции – фестиваль проходил без жюри и призов. «ЖИЛА-БЫЛА ДЕВОЧКА», 1944 г. Режиссёр Виктор Эйсымонт 6+ В ролях: Нина Иванова, Наталья Защипина, Ада Войцик, Вера Алтайская, Лидия Штыкан, Александр Лариков, Николай Корн, Елена Кириллова и др. Жанр: военная драма Сюжетные линии: две маленькие девочки выживают в блокаду. Мама десятилетней Настеньки умирает на глазах у дочери, мама четырехлетней Кати вынуждена нести службу весь день. Ощущение правдивости происходящего не покидает зрителя весь фильм. «Эйсымонт открыл в ней (Нине Ивановой) не только актрису, но актрису со своей темой: твердости и достоинства… Четырехлетняя исполнительница (Наташа Защипина) рушила стереотипы, играя по-настоящему, как большая… Да, Эйсымонт умел работать с детьми. Как замечательно работает у него этот дуэт! При том, что каждая девочка уверенно ведет свою партию, свою тему: Нина — суровую, драматическую, Наташа — комедийную, характерную. И обе сходятся в непобедимо — вопреки войне — жизнеутверждающем, детском мировосприятии»[13]. Соответствие исторической действительности: съемки велись в еще блокадном Ленинграде. Сквозь арку Главного штаба видны танки на Дворцовой площади, замаскированную Александрийскую колонну и потемневший Зимний дворец. По свидетельству Бориса Нежданова[14] «На Большой Подьяческой недалеко от Фонтанки была выстроена декорация разрушенного дома. Неподалеку стояли занесенные снегом бутафорские трамваи (фильм снимался зимой). Такие же бутафорские троллейбусы видел и на набережной Невы рядом со Стрелкой Васильевского острова. Тогда я не знал, что за фильм снимается». Награды: на седьмом Венецианском кинофестивале картина получила приз. «ЗИМНЕЕ УТРО», 1967 г. Режиссёр: Николай Лебедев. 8+ В ролях: Таня Солдатенкова, Костя Корнаков, Николай Тимофеев, Вера Кузнецова Литературная основа: сценарий Сократ Кара и Тамары Цинберг по мотивам повести Тамары Сергеевны Цинберг «Седьмая симфония». Жанр: военный фильм, драма, мелодрама. Сюжетные линии: « забота о жизни другого нужна для собственного выживания», - так говорит девочка, главная героиня фильма, которая спасает маленького мальчика, заменяя ему родителей. Катя (Таня Солдатенкова) самоотверженно защищает ребенка от бомбежки, голода, недобрых словом людей. Она словно «притягивает» к себе людей хороших, делая их искреннее, доброжелательнее, отзывчивее. Этот фильм – демонстрации тех нравственных качеств человека, которые должны быть присущи всегда, а не только в дни испытаний. Непоколебимая вера в ценность жизни – вот на чем построен зрительский катарсис. Героиня воплощает в себе портрет идеального человека, давая моральные установки не только идеологические, но и вневременные. Судьба главной героини повторяет вечные сюжеты (сказки «Золушка», например), главная идея которой заключается в награде за труд и терпение. История военной сироты Кати заканчивается чудесным обретением отца в лице папы спасенного ею мальчика (Николай Тимофеев в роли капитана Воронова). Экранная судьба оправдывает действия войны по отношению к неожиданно ставшими взрослыми детей. На экране режиссер вправе не показывать подлинную историю детей. Он преобразовывает поступки взрослых, ломающих и уничтожающих детство; пусть хотя бы кино дарит детям (и нам, зрителям) счастье, надежду и прощение. Награды: «Золотой приз» лучшему детскому фильму на VI МКФ в Москве (1969), приз «За самый добрый фильм» на II МКФ детских фильмов (в рамках VI МКФ) в Москве (1969) «ИЖОРСКИЙ БАТАЛЬОН», 1972 г., киностудия Ленфильм. Режиссёр Геннадий Казанский. 10+ В ролях: Виктор Жуков, Ирина Юревич, Сергей Приселков, Борис Чирков Жанр: драма. Сюжетные линии: любовь девятиклассников Матвеева Николая и Снегиревой Лены на фоне начала войны (прием в Ижорский батальон, бои). Молодые люди олицетворяют собой все поколение военной молодежи, так быстро повзрослевшее на фронтах войны. Собирательный характер отдания почести всем погибшим на Ижорском фронте и ВОВ носит скорбь утраты, прощание с любимцем всех колпинских рабочих солдатом и фрезеровщиком Чайкой в конце фильма. Соответствие исторической действительности: съемки фильма происходят на местах боев на реке Ижоре, старых улицах Колпино и в цехах Ижорского завода. Используются документальные кадры: уходящий на фронт ижорский батальон на фоне заводских корпусов, рабочие Ижорского завода второго фронта сварочных цехов, бомбежки колпинских улиц, маленькие дети и женщины, спасающиеся от бомбежки, разлетающиеся в щепки деревянные дома. Для съемок фильма были построены декорации. По воспоминаниям актёра В. Корзуна, «съёмки проходили на заводе при участии тех, кто когда-то в войну молодыми работал и защищал родной завод, Ленинград». Последние кадры рассказывают о боевом пути ижорского батальона, освобождавшего Красный Бор, Лугу, Псков, Тарту, побережье Балтийского моря. «МОРСКОЙ БАТАЛЬОН», 1944 г. СССР, киностудия «Ленфильм». Режиссёр Александр Файнциммер. В ролях: Андрей Абрикосов, Пётр Алейников. Жанр: драма Сюжетные линии: «Отличные дела: всю Европу бросили на Ленинград, всю Европу на один город Ленина»; «Врешь, немец! Пока сердце бьётся в груди, пока видят глаза, пока руки держат оружие, не бывать фашисткой нечисти в городе Ленина! Не бывать!»; «Будем дышать – будем держать, а не будем дышать – все равно будем держать» – эти цитаты фильма определяют его эмоциональность и героический настрой. В 1944 победа еще не была завоевана и весь фильм пронизан экспрессией призыва подвига. Каждое действие фильма подчинено единому устремлению к победе. На фоне боев Ленинградского фронта разворачивается история любви Сережи Маркина и Гали, Вари Маркиной и Яковлева. Соответствие исторической действительности: использована документальная хроника наступления фашистов на Россию летом 1941 года – на танках, мотоциклах, грузовых и легковых автомобилях, пешком, на самолетах. Первые кадры сопровождаются чтением стихотворения «Ленинградцы, дети мои!» Джамбула Джабаева. Выборгская сторона, Эрмитаж, Дворцовая набережная, набережная Фонтанки, Ленинграда 1944 года – это натурные декорации фильма. Документальные кадры блокадного сорок второго плавно переходят в кадры тех же мест сорок четвертого. Праздничный салют дня снятия блокады 27 января 1944 года дан в чередовании реальных документальных и художественно-съемочных кадров. «МЫ СМЕРТИ СМОТРЕЛИ В ЛИЦО», 1980 г.СССР, Киностудия «Ленфильм», Первое творческое объединение. Режиссер Наум Бирман. В ролях: Любовь Малиновская, Лариса Толкачёва, Юрий Жуков, Борис Наумов. 12+ Литературная основа: фильм создан по сценарию, написанному Юрием Яковлевым по его книге «Балерина политотдела». Книга основана на реальных событиях, происходивших в Ленинграде времен Великой Отечественной Войны с балетмейстером Аркадием Орбантом. Жанр: военная драма Сюжетные лини: композиция фильма выстроена как ряд последовательных сцен, каждая из которых посвящена юному танцору Ленинградского Дворца пионеров. Борис Корбут (его прототип - Аркадий Орбант), переходя из одной квартиры своих учеников к другой, видит их на грани жизни и смерти. Однако каждый из них готов совершить свой подвиг: выполнить задание политотдела фронта для пополнения агитбригады 55-й армии и отправиться на фронт для поднятия боевого духа солдат на линии фронта. Соответствие исторической действительности: в деталях воссоздана атмосфера блокадного Ленинграда – морозный ветреный 1942 год, безмолвная атмосфера длинных очередей и шатающихся ленинградцев, опустевших домов и улиц, людей, оцепеневших в своей мертвенности. Эти оживленные фотографически достоверные образы превращены в символы. Режиссер использует очень много музыкально-зрительных зарисовок, внутренних монологов на фоне замершего города. Натурные съемки проходили в том числе и на территории Ленинградского Дворца пионеров (Аничков дворец). «ДВА БОЙЦА», 1943 год, СССР, Ташкентская киностудия, новая редакция киностудии им. Горького, режиссер Леонид Луков. 8+ В ролях: Марк Бернес, Борис Андреев, Вера Шершнёва, Янина Жеймо, Максим Штраух, Иван Кузнецов, Степан Крылов, Лаврентий Масоха, Эммануил Геллер, Литературная основа: сценарий Е. Габриловича по повести по повести Льва Славина «Мои земляки». Жанр: военная драма, мелодрама. Сюжетные линии: фронтовая судьба свела корабельного сварщика из Одессы Аркадия Дзюбина (Марк Бернес) и простого рабочего парня с уральского завода Александра Свинцова («Саша с Уралмаша» – Борис Андреев). В 1941 они ведут бои на Ленинградском фронте. Соответствие исторической действительности: фильм снимался в условиях эвакуации, куда почти не доходила достоверная информация о положении дел в блокадном Ленинграде. В условия ведения боев бойцы на трамвае, подходившем к линии фронта, приезжают в город, чтобы увидеть девушку Саши. Дружба фронтовых товарищей проверяется подвигом, поддержкой и выручкой. После премьеры фильма "Два бойца" его режиссер Леонид Луков писал: «Главная сила на войне — это люди. И цель моя была показать эту главную силу войны — простых советских людей, не совершивших, на первый взгляд, никаких выдающихся подвигов, но чья повседневная жизнь и борьба сами по себе подвиг. И поэтому в картине "Два бойца" главное — не сюжет и не внешние обстоятельства, а люди на войне. Здесь важно все: как они дерутся, как тоскуют по дому, как любят чудесную женщину, как мечтают о будущем… Хотелось в вое мин и взрывах снарядов услышать стук простого человеческого сердца, подслушать солдатские думы, хотелось говорить с экрана языком простых людей, петь их песни, показать то высокое и честное чувство советского патриота, которое ведет нас к бессмертной победе над врагом».
«ЗЕЛЕНЫЕ ЦЕПОЧКИ», 1985 г., СССР., режиссер Юрий Ерзинкян. В ролях: АзатГаспарян, Екатерина Григорьева, Рубен Мкртчян, Гуж Манукян, Ашот Адамян. 10+ Литературная основа: фильм снят по повестям Германа Матвеева «Зелёные цепочки» и «Тайная схватка» (входят в трилогию «Тарантул»). Жанр: детский детектив Сюжетные линии: поймать «сигнальщика» (диверсанта, стрелявшего осветительными ракетами во время бомбежек), раскрыть банду – вот задача для троих друзей, Миши, Степы и Васи. Соответствие исторической действительности: съемки проходили в Ленинграде, максимально приближены к образу города начала войны «НЕПОБЕДИМЫЕ», 1942 г. СССР, Центральная объединенная киностудия художественных фильмов гор. Алма-Ата. Режиссеры Сергей Герасимов и Михаил Калатозов. В ролях: Борис Бабочкин, Борис Блинов, Тамара Макарова, Виктор Ключарев, Петр Кириллов, Александр Хвыля, Петр Алейников, Николай П. Черкасов Жанр: драма, военный Сюжетные линии: сюжетом фильма становится история создания «нового» танка. Линии судеб всех героев этого фильма подчинены только этой идее. Сквозной сюжетной линией становится история взаимоотношений инженера Кировского завода Родинова (Борис Бабочкин) и Анастасии Ковалевой (Тамара Макарова) – инженера Ижорского завода. Весь фильм построен на многословных диалогах, в традициях драматического театра раскрывающих нюансы чувств и переживаний. Создатели фильма не могли знать, что в блокаде город будет находиться 872 дня и какие жертвы будут принесены во имя его спасения. Соответствие исторической действительности: фильм начали снимать буквально через месяц после начала блокады. Кадры документальные переходят в декорационные по замыслу, продолжая место действия. [1]Сценарий урока разработан доцентом кафедры культурологического образования СПб АППО Коробковой Еленой Николаевной [2]Указанную книгу можно взять в музее-библиотеке «Книги блокадного города», детской библиотеке истории и культуры Петербурга, библиотеке Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования. [3] Сценарий урока разработан доцентом кафедры культурологического образования СПб АППО Шейко Наталией Геннадьевной [4]Сценарий разработан доцентом кафедры культурологического образования Шейко Наталией Геннадьевной [5]Прогулка разработана доцентом кафедры культурологического образования СПб АППО Шейко Наталией Геннадьевной [6]Прогулка разработана доцентом кафедры культурологического образования СПб АППО Шейко Наталией Геннадьевной
[7]Маршрутный лист образовательного путешествия по мемориалу «Кировский вал» разработан доцентом кафедры культурологического образования СПб АППО Коробковой Еленой Николаевной [8]Маршрутный лист образовательного путешествия разработан доцентами кафедры культурологического образования СПб АППО Коробковой Еленой Николаевой и Рапопорт Анной Денисовной [9]Библиографический список подготовлен МартюшевойНаталией Антоновной, зав. отделом петербурговедения Детской библиотеки истории и культуры Петербурга – филиала №2 ЦГДБ им.А.С.Пушкина. [10]Подборка составлена Ивановой Ольгой Алексеевной, преподавателем кафедры культурологического образования СПб АППО [11]Кенигсберг А. К., Михеева Л. В. Симфония № 7 (Дмитрий Шостакович) 111 симфоний. — СПб: Культ-информ-пресс, 2000. [12]П. А. Палладин, М. Г. Зегер, А. А. Вьюник «Ленинградское радио. От блокады до "оттепели"», "Искусство", 1991 [13]Валерия Горелой, «История фильма «Жила-была девочка» (1944)», интернет журнал Ностальгия (по адресу http://1001material.ru/20827.html) [14]http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2492/forum
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|