Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок «Дети блокадного города»




(для учащихся начальной школы) [1]

 

Особенность данной беседы состоит в том, что она основан на анализе фотографического материала. Фотографии (в том числе и рисунки блокадных детей) желательно распечатать.

Цель: дать возможность взглянуть на события военных лет газами детей – жителей блокадного Ленинграда, создать условия для формирования чувства личного сопереживания жителям блокадного города.

Ход беседы:

1. Педагог предлагает ученикам рассмотреть фотографию детей, играющих на одной из улиц Ленинграда (см фото Гос.Архива РФ http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=518) и ответить на вопросы: что вы видите? Что происходит? Что необычного на этом фото?

2. Учитель поясняет, что эта фотография была сделана в 1942 году в блокадном Ленинграде и просит учеников объяснить, как они понимают, что такое блокада? При необходимости педагог дополняет и конкретизирует ответы детей.

3. Учитель обращает внимание школьников на то, что в блокадном городе оставалось много детей, которые переживали все тяготы, доставшиеся на долю ленинградцев. Это были обыкновенные дети, которые любили играть, шалить, смеяться, бегать. И еще, как все дети, они любили рисовать. Голод и холод истощили их силы. Они перестали шуметь и смеяться: «Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, все понимающие и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты где-то там, за городом, да и сама блокада оставалась для шести-восьми-десятилетних детей понятием отвлеченным. Конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы, - непонятно, почему все это обрушилось на людей? Куда исчезла еда, куда исчезли близкие?...». Но у детей еще оставались силы рисовать.

4. Учитель рассказывает о том, что в годы блокады в одной из больниц Ленинграда на Васильевском острове, молодой врач Марионилла Кольцова, чтобы спасти своих маленьких пациентов предложила им бумагу и карандаш. И произошло чудо – дети стали рисовать, а доктор собрала эти рисунки и через много лет издала отдельной книгой. Учитель предлагает детям рассмотреть эти рисунки. Обсудить, какие события блокады на них запечатлены (рис. из книги М. Кольцова «Опаленные блокадой»)[2].

5. Не так давно современные школьники на основе этих рисунков создали небольшие анимационные фильмы, где отразили свое представление о войне и блокаде. Педагог предлагает детям посмотреть три небольших фильма «Тишина», «Мне приснился сон», «Память». После просмотра каждого из фильмов ученикам предлагается найти, какие рисунки легли в его основу. Педагог организует обсуждение – что добавили в их представление о жизни детей в блокадном городе эти фильмы.

6. После просмотра учащиеся делятся на группы, каждой из которой предоставляется возможность выбрать из коллекции рисунков детей блокадного города один, который бы они хотели «оживить» в анимационном фильме. Учащиеся придумывают и обсуждают сценарий этого фильма, его название, создают несколько собственных рисунков к фильму. Каждая из групп представляет свою работу.

7. Завершая урок, учитель выводит на экран изображение памятника «Детям войны», установленного в Красноярске, куда во время блокады из осажденного Ленинграда было эвакуировано более 11 000 человек. Звучит песня И. Резника «Дети войны»

(http://www.ilya-reznik.com/mp3/d4_pp/IlyaReznik4.mp3).

   

Дополнительный материал

Отрывки из воспоминаний:

И.М. Ильинский, пятилетним мальчиком оказался в блокадном городе, где прожил вместе со своей семьей 323 дня — с самого начала блокады, всю самую страшную холодную и голодную зиму 1941–1942 годов до эвакуации 23 июля 1942 года.

На всю свою жизнь я запомнил невероятно громкий, отвратительный по звуковой гамме вой сирены – знак начала очередного налета немецких бомбардировщиков и несущийся из черного репродуктора громовой мужской голос, от которого становится жутко: «Воздушная тревога! Воздушная тревога!». Сирена воет, голос громыхает, люди сломя голову несутся в бомбоубежище, дети плачут. Бомбоубежище тесное, плотно набито человеческими телами. Душно. Пахнет сырым бетоном, мочой… Много детей и стариков. Полутемно. Потом все затихают – слушают, что происходит там, наверху. Тишина в бомбоубежище прерывается то детским плачем, то чьим-то стоном или шепотом. Где-то громыхает. Иногда совсем близко, так, что мы чувствует сотрясение земли. Время тянется тревожно и долго… Сколько? Не знаю. И вот все стихает. Что значит эта тишина наверху? Налет закончен или это просто перерыв перед новой волной атаки? Томительное ожидание… Наконец тот же мужской голос, уже другим, не страшным тоном, извещает: «Отбой воздушной тревоги! Отбой воздушной тревоги!..». Люди с облегчением от страха пережитого расходятся по квартирам, чтобы вскоре, иногда через час, снова услышать жуткий вой сирены и голос: «Воздушная тревога!..». В некоторые дни тревога объявлялась пять, шесть, восемь, а то и десять раз.

…Помню, как мама, когда она еще ходила, положив на стол три кусочка хлеба, резала каждый из них на три части и говорила: «Это – завтрак, это – обед, это – ужин». Кусочки были маленькие, а когда их делили на три части, становились совсем крошечными. Мама учила меня, что хлеб нельзя откусывать, его надо отщипывать по крошке, класть в рот и не глотать сразу, а сосать….Завтрак, обед и ужин происходили в строго определенное время, ожидание которого, наверное, и составляло смысл всей моей детской жизни. От этой привычки – отщипывать кусочки и класть их в рот, а не откусывать хлеб – я не мог отвыкнуть очень долго, многие годы.

…Помню, как человек, который жил в смежной с нами квартире, однажды начал стучать нам в стенку и страшным голосом кричать: «Дайте хлеба! Дайте хлеба! Дайте хлеба!..» Я и Ирина громко плакали. Мама тихим голосом пыталась успокоить нас и плакала сама. Человек кричал долго. Сначала громко, потом все тише, тише…

Бомбежка еще не началась. Навстречу мне изредка попадались люди. Какой-то человек, уже пройдя мимо, окликнул меня: «Мальчик!» Я остановился. Человек (это был мужчина) спросил: «А что это у тебя?» – «Я несу маме хлеб!» – ответил я. «А ну-ка покажи», – сказал человек. Я разжал кулак. Человек выхватил мой хлеб, в одно мгновение съел его и стал быстро уходить. Я бежал за ним, кричал и плакал, а потом, видимо, поняв бессмысленность этого, с ревом побежал домой. Я влетел в квартиру, кинулся к маме и долго-долго кричал и плакал у нее на груди, прежде чем сумел рассказать о том, что же произошло. Обессилевшей рукой мама гладила меня по голове и тихо плакала вместе со мной.

Спиридонова (Кулакова) Надежда Владимировна – ученица 2-3го классов школы в 1941-1943 гг.

Ночь. Воздушная тревога.

Как страшен мессершмитов вой.

Зенитки наши бьют, но самолетов много –

Нам не заснуть. Идет неравный бой.

Мы переходим на одну кровать,

А мама к нам садится в ноги,

«Убьют, так вместе, - говорит, - давайте ждать»

Но вот по радио отбой тревоги.

Вдруг братик говорит: «Я есть хочу,

Мам, дай хоть крошечку от завтрашнего пая»

«Тот хлеб на завтра, трогать не могу»

А он все просит, не переставая:

«А если немец бомбой нас убьет,

И хлеб останется лежать в буфете?»

А мама: «Ну а если не убьет,

Где хлеб я вам возьму на завтра, дети?

Тот хлеб на завтра. Не могу. Не дам».

К груди она прижала крепко брата,

И слезы покатились по щекам.

Как будто перед нами виновата.

Была моя очередь идти за хлебом. Я хорошо помнила, что хлеб и свернутые в рулончик карточки я положила на стол, прямо на скатерть. И вдруг там карточек не оказалось…Я понимала, что случилось ужасное, что все дорогие и любимые мной люди умрут только по моей вине. Я не плакала, я как окаменела. Меня никто не ругал, не бил, каждый переживал по-своему. Ночью я не могла заснуть, я восстанавливала в памяти все, как было, подумала, что бабушка могла не заметить карточки и смахнуть их со скатерти. Но куда они могли упасть, если малыши не нашли ничего на полу? Я подумала, что они могли только застрять на кругляшках стола. Я встала, встали и взрослые - никто не спал. Мама сказала мне: «Доченька, что искать, если нигде нет». Я стала обследовать рукой эти кругляшки, и на одной из них, у самой стены, оказались карточки. Все облегченно вздохнули, а у меня началась истерика. Слезы лились потоком, и я все повторяла: «Господи, из-за меня вы все могли умереть от голода. Как я вас люблю!»

Продовольственные карточки выдавались на месяц. Мы, дети, и бабушка получали их в жакте (в жилконторе), а взрослые по месту работы. Мамино управление находилось далеко от дома, и нам приходилось везти ее туда на санях, так как давали продовольственные карточки только лично в руки. Сани мы взяли в жакте, одели маму тепло, закутали в одеяло и привязали веревками, чтобы она не упада. В конце ноября стояли сильные морозы, путь был дальний, мы устали, замерзли, но довезли маму до места, и карточки она получила. На обратном пути от усталости и холода мы присели на краешек саней, к маминым ногам, облокотились головами друг к другу. Очень хотелось спать, в голове начался перезвон, это еще больше склоняло ко сну. Мама говорила нам, что надо ехать, а иначе мы все замерзнем. А мы просили ее подождать немного, очень хотелось спать. Вдруг нас стала будить и трясти какая-то женщина. В одной руке она держала чайник со снегом, а другой пыталась поднять нас с сестрой, говоря, что она живет на первом этаже, у нее топится буржуйка, и она нас сможет отогреть горячим кипятком. Мы с сестрой встали, с трудом распутали веревку, освободили маму, но встать она не могла, так как больные ноги задеревенели. Мы с помощью этой женщины внесли маму на одеяле в квартиру. Потом втащили сани. Около буржуйки мы отогрелись, выпили горячего кипятка и отправились в обратный путь. Так чужой человек спас нам жизнь во время блокады.

Урок «Им в сорок первом выдали медали,
и только в сорок третьем – паспорта…»

(для учащихся 5-6-х классов) [3]

Данная беседа основана на рассматривании учащимися подлинной медали за оборону Ленинграда и обсуждении личных историй учащихся, связанных с памятью о блокаде.

Цель: сформировать у учащихся представления о подвиге своих ровесников в годы блокады.

Ход беседы:

1. Выведите на большой экран картину В. А. Раевской-Рутковской «Награжденный медалью». Обсудите с детьми, что они видят? Что происходит? Принимайте все ответы, если они доказаны. Помогите им осознать, что художник запечатлел на полотне ленинградских мальчишек, один из которых награжден медалью.

2. Предложите учащимся рассмотреть медаль, которой награжден мальчик. Передавая медаль из рук в руки, учащиеся рассматривают ее и составляют ее коллективное описание. Каждый из учащихся должен что-то о медали сказать: о ее размерах, форме, материалах, цветовой палитре, символах, знаках и надписях, нанесенных на нее. Возможные вопросы для обсуждения: что вы видите? Что вы заметили? На какие детали обратили внимание? Что вы можете сказать о ее форме? Размерах? Цвете? Изображениях на ней? Что тот или иной символ может обозначать?

3. При необходимости можно рассказать историю появления данной медали.

4. Далее предлагаем учащимся поразмышлять о том, за какие подвиги могли дети Ленинграда получить такую медаль?

5. Заслушиваем рассказы учащихся о своих родственниках, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», или просим детей с помощью мобильного телефона и интернета найти информацию о любом ребенке, который был награжден такой медалью (при невозможности реализовать данный прием педагог сам рассказывает биографии 1-2х детей, награжденных указанной медалью).

6. Подводим итог беседе: почему, на ваш взгляд, все эти маленькие ленинградцы совершили свой подвиг? Что могло двигать ими? Важно ли сохранять современным горожанам память о блокадных днях? Почему?

 

Урок «Забыть нельзя простить»
(для учащихся 8-11-х классов) [4]

Особенность проведения беседы заключается в том, что она полностью построена на чтении и обсуждении воспоминаний Семена Шмелькина – человека, пережившего Великую Отечественную войну и блокаду. Воспоминания были опубликованы в газете «Санкт-Петербургские ведомости» 25 января 2008 г. Желательно, чтобы экземпляр данной газеты обязательно присутствовал в классе.

Цель: расширить представление учащихся об отношении блокадников к фашистским захватчикам, к тем, кто был для них «врагом» в годы Великой Отечественной войны; показать, что человеколюбие, снисхождение, умение прощать – являются важнейшими чертами толерантного человека.

Ход беседы:

1. Напомните учащимся о дате, которую будет отмечать Санкт-Петербург 8 сентября – День памяти жертв блокады. Обсудите с учениками значение слова «блокада». Предложите обсудить, как жилось людям в блокадном городе, с какими проблемами они сталкивались. По ходу обсуждения, дополняйте ответы детей конкретными фактами.

2. Акцентируйте внимание учеников на слове «враг». Обсудите, кто был для жителей нашей страны, жителей нашего города врагом? Уточните по ходу обсуждения понятия «немцы», «фашисты». Предложите ученикам написать синквейн на слово «враг». Обсудите созданныесинквейны. Обратите внимание на схожесть формулировок детей.

Дополнительный материал:

Синквейн – это пятистрочный стих, прием технологии развития критического мышления. Правила написания синквейна таковы:

- первая строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное.

- вторая строчка – два слова (прилагательные или причастия), выражающие сущностные характеристики слова.

- третья строчка – три слова (глаголы), выражающие действия, относящиеся к теме.

- четвертая строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1 строке.

- пятая строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строке, обычно имя существительное.

Например,

враг

безжалостный, равнодушный

убивает, разрушает, ненавидит

тот, кого ненавижу я

смерть

 

3. Пригласите учеников к размышлению: может ли враг – стать другом? При каких обстоятельствах? Раздайте текст воспоминаний Семена Шмелькина. Попросите прочитать его.

Дополнительный материал

Начало истории, которую я хочу рассказать, относится к далекому 1946 году. Ленинград, только что переживший блокаду, с трудом приходил в себя, постепенно освобождаясь от руин. В этом процессе участвовали и пленные немцы, которых каждый день откуда-то пригоняли в город разбирать развалины. Также пленные строили трех-четырехэтажные дома, которых и сейчас много в разных районах города. Дома, как оказалось впоследствии, были крепкими, видимо, потому, что возводились именно немцами, характер которых не позволял строить плохо даже в стране, которая их победила.

Я впервые увидел пленных немцев в центре города в Ковенском переулке, где они восстанавливали костел, разрушенный ими же в 1942 году. Мы, мальчишки, пережившие блокаду, часто прибегали посмотреть на немцев, которые нас обстреливали и из-за которых от голода погибли наши близкие и многие ленинградцы. Честно говоря, у нас, детей, особой ненависти к пленным не было, больше любопытства. Мы видели, как плохо они одеты. У них были тонкие шинельки, порванные или зашитые кое-как. Правда, мы были одеты не лучше. Но рядом находился наш дом, где мы могли согреться, спрятаться от дождя или снега. Немцам же уходить было некуда. Они как тени двигались среди развалин, дрожа и кутаясь в свои промокшие шинели. Некоторые из них держали в руках сделанные ими же незатейливые деревянные игрушки, которые меняли на хлеб.

Со временем мы, ребятня, стали близко подходить к пленным, разглядывать их небритые лица, истощенные голодом. Скоро мы стали различать их. У нас даже появились «свои» немцы, которые дружески махали нам рукой, когда мы после школы подходили к стройке. Мы приносили им кусочки хлеба, которого еще сами не имели вдоволь. Пленные с жадностью ели, держа хлеб двумя руками, чтобы не потерять ни крошки. Иногда мы собирали для них окурки.

Взрослые, однако, нас не поддерживали в стремлении накормить пленных, потому что не могли забыть себя такими же голодными всего два-три года назад. Но они нас и не гоняли. Иногда взрослые даже давали для немцев кое-какую одежонку. Но говорили нам, что если бы все было наоборот, вряд ли немцы кормили бы русских пленных.

Мы запомнили несколько немецких слов, например, «данке» (спасибо) и «раухен» (курить). Особенно часто мы общались с Манфредом Вернером. Он, на наш взгляд, был старше других. Но, как сейчас понимаю, ему было около 30 лет. Однажды, в первых числах января 1947 года, Манфред знаками подозвал нас и протянул моему другу спичечный коробок, что-то сказав при этом. Мы ничего не поняли. Лишь потом, открыв коробок, увидели маленький оловянный крестик и кусочек бумажной полоски, оторванной от газеты, где были написаны какие-то странные слова и цифры. Это была последняя встреча с немцами. На следующий день стройка опустела: либо пленных перевели на другие более важные объекты, либо куда-то увезли.

Я переехал в другой район Ленинграда, и мои отношения с другом прервались. Правда, мы иногда перезванивались. Прошли годы. События тех лет не казались мне особенно важными, и я стал о них забывать. Но вдруг звонок жены моего друга (он уже умер), прозвучавший в начале 2000 года, вернул меня в послевоенное детство. Женщина попросила приехать к ней, чтобы передать немецкий коробок.

Семья моего друга жила в той же коммунальной квартире, где прошло наше детство. По дороге к ним я задавал себе вопрос: почему они сохранили коробок? Потом вспомнил, что когда в детстве приходил к другу домой, то видел иконку, висевшую в углу комнаты, и зажженную перед ней лампадку. Теперь-то я понимаю, что семья моего друга была верующей. Но почему его мать, ненавидевшая немцев из-за блокады, погибшего на фронте мужа, своей потерянной молодости, все же не выбросила эту коробочку? Наверное, из-за крестика, который вот таким неожиданным образом появился у них, как я теперь знаю, в дни православного Рождества...

Меня встретила пожилая женщина и провела в свою комнату. Везде стояли фотографии ее умершего мужа, моего детского друга, а в углу висела та же икона. Женщина предложила чай. Я не отказался. Затем она достала коробок. Я с волнением открыл его и увидел маленький оловянный крестик и изрядно выцветшую записку. Только теперь смог прочитать написанное. Там был указан город – Нюрнберг, улица, номер дома. Женщина сказала, что перед смертью муж просил передать этот коробок мне. Может быть, он надеялся, что я когда-нибудь увижу «нашего» немца?

И надо же – в 2007 году судьба занесла меня в Германию, в тот самый город Нюрнберг. Я взял с собой коробок, надеясь отыскать родственников Манфреда, а возможно, и его самого. Дом, указанный в записке, оказался на окраине города. Я нажал звонок около фамилии Вернер. Меня спросили, кто я. Ответил, что из России и ищу Манфреда Вернера. Дверь открыли не сразу, видимо, хозяева находились в замешательстве.

У входа в квартиру стояла полноватая женщина средних лет, но уже седая. Из-за спины выглядывал молодой мужчина. Я представился еще раз и спросил, знает ли хозяйка английский, которым я владел лучше немецкого. Получив утвердительный ответ, достал коробок, открыл его и протянул женщине. Она посмотрела с недоумением и вдруг все поняла. «Майн фатер!» (Мой отец!), – повторила она несколько раз, и слезы появились на ее глазах. Она молча прижала крестик к губам, что-то шепча при этом.

Манфреду Вернеру удалось вернуться домой, но в 1975 году он умер. Он рассказывал дочери о жизни в плену, о Ленинграде и двух русских мальчиках, которые его поддерживали. Он не был уверен, что вернется из плена, и потому, на случай, оставил им свой адрес и крестик. И вот теперь, через 60 лет, его послание дошло до родного дома.

Женщина познакомила нас со своим сыном, тоже Манфредом. Он был очень похож на своего деда. Она стала накрывать на стол, очевидно, желая как-то отблагодарить за своего отца. Прожив большую жизнь и многое повидав, я к старости стал немного сентиментальным и с трудом удерживался от нахлынувших на меня чувств. Я поведал дочери Манфреда подробно о наших встречах с ее отцом в Ленинграде. Прощаясь, сказал, что я был уверен, что просьба, сделанная в Рождество, должна быть обязательно выполненной. Так и случилось.

4. Предложите ученикам обсудить прочитанное. Задайте вопросы:

- как воспринимали дети своих врагов?

- разделяли ли их позицию взрослые люди, пережившие блокаду?

- почему горожане так относились к пленным немцам? Что ими «двигало» – сострадание? Снисхождение? Чувство превосходства победителя над побежденным? Желание унизить своего врага, показав его беспомощность? Прощение?

- как вы думаете, легко ли забыть своего врага? Если «нет» – то почему? Если «да» – то как, что для этого надо сделать?

- как вы думаете, легко ли простить своего врага? Если «нет» – то почему? Если «да» – то как, что для этого надо сделать?

5. Поясните, что статья, напечатанная в газете, носила название «Простить нельзя забыть». Предложите поставить в это предложение запятую». Обсудите, как решили для себя этот вопрос дети. Предложите им подумать, а как поставил этот знак сам автор?

Дополнительная информация

Приводим конец статьи: «Что касается заголовка этого рассказа, то каждый читатель может поставить запятую там, где подскажет его совесть. Я же поставил запятую после слова «нельзя». Забыть нельзя, простить».

 

Урок-учебная прогулка «Средь Пискаревского покоя,
сердца слышны из-под плиты…»

(для учащихся начальной школы, 5-6-х классов) [5]

Пискаревское кладбище как мемориальный комплекс.

Ход прогулки:

1. Начните осмотр ансамбля Пискаревского кладбища с проспекта Непокоренных, от главного входа. Вместе с учащимися рассмотрите решетку и пропилеи. Поразмышляйте, по каким знакам, деталям всякий проезжающий или проходящий мимо данного объекта человек, мог бы определить назначение этого объекта – место упокоения людей? Попытайтесь совместными усилиями расшифровать смысл встреченных изображений и надписей.

2. Зайдите с учащимися в музейный павильон, расположенный при входе. Осмотрите экспозицию. Обсудите, какие даты из истории блокадного Ленинграда она фиксирует. Предложите учащимся поразмышлять, почему именно эти даты оказались «переломными» в судьбе города и горожан? Обратите внимание, что почти все даты и события, представленные на экспозиции, относятся к 1941 г. Подумайте, с чем это может быть связано? Как эти события связаны с тем местом, где вы находитесь?

3. Пройдите на территорию кладбища и осмотрите зону, расположенную непосредственно за пропилеями (до вечного огня). Слева от вас расположен огромный бассейн, на дне которого находятся символические изображения. Предложите школьникам расшифровать их: что они могут означать? почему они включены в оформление некрополя?

Оставаясь в этой же части кладбища, осмотрите гранитные плиты, стоящие справа от центральной дорожки (за музейным павильоном). Какие даты на них выбиты? Почему именно эти? Как эти даты связаны с теми событиями 1941 г., о которых вы узнали в музейном зале?

Подойдите к вечному огню. Обсудите с детьми, почему он является частью мемориального комплекса? Какое символическое значение он может иметь?

4. Продолжите движение. Не спускаясь со ступеней, предложите учащимся осмотреть общую панораму Пискаревского мемориала. Обратите их внимание на его размеры, число и расположение надгробных мемориальных плит, растущие здесь породы деревьев. Попросите определить, похоже ли Пискаревское кладбище на другие городские кладбища? В чем сходство? В чем различие?

5. Спуститесь с учащимися по ступеням на главную аллею. Рассмотрите несколько мемориальных надгробных камней. Какие записи и знаки встречаются на них? Порассуждайте, что может означать четырехзначная цифра? пятиконечная звезда? серп и молот? 

Обратите внимание детей на даты, которые чаще всего встречаются на плитах центральной аллеи? Какой вывод вы можете сделать?

6. Предложите школьникам определить композиционный центр ансамбля Пискаревского кладбища. Обсудите, как пространство кладбища подтверждает высказанные мнения.

Подойдите к композиционному центру Пискаревского мемориала. Рассмотрите его. Задайте детям вопросы: Какие архитектурные и скульптурные элементы его составляют? Почему были выбраны именно эти изображения? Какое символическое значение имеет каждое из изображений, находящихся здесь? Как эти архитектурные и скульптурные элементы раскрывают специфику данного мемориального комплекса?

7. От композиционного центра Пискаревского мемориала двигайтесь по дорожке налево (если стоять лицом к центру), за пределы братских могил. Обсудите со школьниками, чем отличается западная часть кладбища от района центральной аллеи?

Вспомните надпись на гранитной стене композиционного центра: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем». Предложите учащимся, с помощью памятных знаков, назвать имена некоторых «героев военного времени».

7. Возвратитесь к центральной аллее и пройдите в восточную часть кладбища. Здесь у ограды расположена Аллея Памяти. Вместе с детьми рассмотрите ее. Что она собой представляет?

Акцентируйте внимание школьников на памятных знаках, расположенных на Аллее памяти. Предложите им прочитать надписи. Обсудите: Кто является инициатором установки того или иного знака? Чему или кому они посвящены? Попросите школьников классифицировать все памятные знаки: на какие группы их можно разделить?Помогите учащимся сделать вывод: насколько справедливы слова: «Ленинград защищала вся страна»?

Поразмышляйте вместе с детьми над вопросом: является ли Аллея памяти – законченным элементом Пискаревского мемориала? 

8. Предложите учащимся почтить память погибших в годы войны ленинградцев – возложить цветы к одному из памятных знаков, расположенных на территории мемориала, или прочитать памятное стихотворение.

 

Урок-учебная прогулка «Защитники Ленинграда…Кто они?»

(для учащихся начальной школы, 5-6-х классов) [6]

М емориал на площади Победы как отражение всенародного характера Великой Отечественной войны.

Ход прогулки:

1. Ваше путешествие начинается с Московского проспекта, со стороны универмага. Перейдите по подземному переходу к мемориалу «Героическим защитникам Ленинграда». При этом обратите внимание учащихся на ту часть перехода, которая непосредственно выводит к мемориальному комплексу. Что в оформлении стен подземного перехода помогает понять памятный характер того места, куда вы держите путь? Как подобраны изображения, находящиеся справа и слева от вас?

2. Поднявшись по лестнице, осмотрите часть мемориала, которая обращена в сторону центра города (выходит на Московский универмаг). Обсудите с детьми, как увиденный вами фрагмент сооружения рассказывает о том, чему и кому он посвящен?

3. Обойдите мемориал вокруг (с внешней стороны «кольца») и остановитесь перед его центральной частью. Обсудите, почему мемориал обращенименно в эту сторону? Как это связано с событиями военных лет?

4. Предложите школьникам рассмотреть скульптурные изображения защитников Ленинграда, расположенные на высоких постаментах. Попробуйте определить – кто же защищал город на Неве? Для этого попросите учащихся мысленно разделить композиции, находящие справа и слева от вас, на отдельные группы (всего шесть групп). Кто входит в каждую скульптурную группу? Чем заняты эти люди? Попросите школьников дать название каждой группе.

Обсудите с детьми, почему авторы расположили скульптурные группы, изображающие «мирных граждан» и «военных», именно в таком порядке?

Попробуйте среди всех скульптурных групп выбрать ту, что дает четкое представление о том, что на борьбу с врагом вышли все горожане – от мала до велика.

5. Пройдите к самой высокой части мемориала. Предложите учащимся рассмотреть скульптуру, расположенную здесь. Как эта скульптурная группа показывает единство фронта и тыла?

6. Продолжите движение внутрь мемориала. Обратите внимание на фактуру стен. Обсудите: Зачем архитекторы применили такой художественный прием? Какие аналогии они стремились провести?

7. Остановитесь на площадке перед входом в музейный зал. Какой элемент мемориального комплекса, расположенный здесь, способен подсказать, что Ленинград – город с геройским прошлым?

8. Зайдите в музей, находящийся под землей. Спускаясь по лестнице, обратите внимание учащихся на надписи, сделанные под светильниками. Как эти надписи демонстрирует всенародный характер Великой Отечественной войны?

Войдите в музейный зал и осмотрите его панораму. Задайте учащимся вопросы: Какие ощущения у вас рождаются? Почему у вас возникают именно эти чувства и эмоции? Какую роль в их появлении играет оформление зала, его освещение, звуковое сопровождение?

Подойдите с детьми к карте, находящейся в центре зала. Определите, каким образом Ленинград оказался в блокадном кольце? Как можно было выехать из города или, наоборот, попасть в него?

Попросите учащихся определить, какой элемент оформления музейного зала повторяется чаще всего (900 раз), напоминая тем самым о продолжительности ленинградской блокады? Почему для напоминания о длительности этого трагического события был выбран именно этот элемент? Какой дополнительный смысл он может нести? Найдите в зале памятный знак, который точно указывает: когда началась и когда закончилась блокада Ленинграда.

Обратите внимание школьников на надписи под светильниками/ находящимися в зале. Чем они отличаются от тех, что вы видели на лестнице? Что эти надписи могут означать?

Рассмотрите экспонаты, представленные в витринах и размещенные на стенах зала, а также памятные доски, находящиеся здесь. Как они рассказывают о том, что на защиту Ленинграда встали люди разных профессий, социального происхождения, национальности? Предложите учащимся поразмышлять, только ли военные являлись «защитниками» города? Какие предметы и памятные знаки, находящиеся в музейном зале, способны показать, что и мирные жители, оказавшиеся в тисках блокадного кольца, были его «защитниками», что город Ленина, несмотря на артобстрелы, голод, холод, продолжал жить и сражаться?

9. Выйдите из музея и продолжите осмотр мемориала. Спуститесь по ступеням в ту его часть, которую называют «Блокадным залом». Рассмотрите скульптурную группу, находящуюся в центре. Задайте учащимся вопросы: Что вы видите? Что происходит? Как эта скульптура рассказывает нам о том, что пришлось пережить защитникам города в дни блокады? Почему авторы разместили эту скульптуру внутри «кольца»? Почему она расположена ниже всех остальных частей наземного комплекса?

Обратите внимание учеников на изображения, находящиеся на внутренней поверхности «кольца». Прочитайте надписи: о чем они повествуют? Каким образом и сколько раз был отмечен подвиг ленинградцев – защитников города?

10. При возможности – почтите память героев – защитников Ленинграда.

 

Урок-образовательное путешествие
по городу «Часовые далекой войны»

(для учащихся 5-8-х классов) [7]

В городах и селеньях не близких,
На просторах великой страны,
Память верно хранят обелиски –
Часовые далёкой войны.
Сергей Фатулев

О войне написано и сказано много. Но чем дальше уходят от нас события военной поры, тем все менее различимы детали… Лица людей, их голоса, их трудная военная жизнь со всеми ее горестями и радостями, – все это постепенно теряет очертания и превращается в бронзу монументов. Мы привыкаем к этим памятникам и памятным знакам и редко задумываемся, что за каждым из них – живые люди, которые любили, мечтали, строили планы, испытывали боль и страх, и находили в себе силы преодолевать их. Что нам известно о них? Кем они были? Что давало им силы жить и воевать? О чем пытаются напомнить нам многочисленные военные обелиски, которые есть в каждом русском городе, поселке, селе? Попытаемся понять это, исследовав мемориал «Кировский вал».

«Кировский вал» входит в состав Зеленого пояса Славы, который проложен по рубежу обороны г. Ленинграда - там, где в 1941 году были остановлены войска противника. 26 монументов расположены на линии «большого блокадного кольца», протянувшегося на 220 км. Еще пять архитектурных ансамблей отмечают переднюю линию обороны. Кировский вал – один из них. Найдите и осмотрите памятники, вошедшие в этот комплекс. Отметьте их на карте. Обращайте внимание на надписи на обелисках и памятных знаках. О чем они сообщают? Что умалчивают? Каких данных, сведений вам не хватило при осмотре памятников?

1. Начните свое путешествие от станции метро «Автово». Неподалеку, на речке Красненькой - проход и оборонительный рубеж «Ижора». Сегодня он отмечен несколькими сохранившимися артиллерийскими ДОТами. Найдите один из них у входа на Красненькое кладбище. Осмотрите его. Как развернут ДОТ? Где могли находиться другие подобные сооружения?

2. Неподалеку вы найдете еще один мемориальный комплекс, в состав которого также входит ДОТ. Осмотрите его. Узнайте, какие части защищали южные границы города. Осмотрите танк, расположенный рядом с ДОТом. Выясните, почему эта боевая машина стала памятником? С чем связано ее появление на южном оборонительном рубеже?   

3. Продолжая движение по проспекту, вы обнаружите необычный «памятник» – блокадный трамвай. Исследуйте его. Обратите внимание на номер трамвая, узнайте, где проходил его маршрут. Выясните, с чем связан выбор места для установки этого памятника? 

4. Перейдите дорогу и на современном трамвае продолжите свой путь по Петергофской дороге до ее пересечения с улицей Доблести (ост. «Аллея Славы»). Найдите обелиск, который стоит там, где когда-то проходил Урицкий рубеж обороны города. Что представляет собой этот памятник?

5. Вы находитесь в том самом месте, где проходила передняя линия обороны. Это был последний городской рубеж. В приказе командования, подписанном Г. К. Жуковым, было сказано, что «отход с южного рубежа Ленинградского фронта в районе города Урицка будет рассматриваться, как тягчайшее преступление перед Родиной». И советские солдаты стояли здесь насмерть почти четыре года, изматывая и уничтожая немецкие части. Об их героическом подвиге напоминает «Аллея славы», которая берет свое начало сразу за памятником. Найдите ее. На аллее было высажено 900 берез. С чем связан выбор этого числа? Что еще вы смогли узнать о подвиге советских солдат, исследуя этот необычный памятник. Можно ли представить масштаб сражений и понять, какие потери несла наша армия на этом рубеже?

6. Поднимаясь наверх, вы окажетесь на территории бывшего посёлка Клиново, названного в честь большевика Якова Ивановича Клинова, директора одного из филиалов Кировского завода.  В годы войны поселок оказался на нейтральной территории и был практически стерт с лица земли. На его месте сохранилась груда бетонных плит и две братские могилы. Кто похоронен в них? Смогли ли вы узнать количество погибших? Их имена?

7. Аллея выведет вас на пр. Ветеранов. Неподалеку между ул. Партизана Германа и ул. Добровольцев расположен кинотеатр «Новый рубеж». Случайно ли это название? Неподалеку найдите братское захоронение советских воинов. Как оформлен этот памятник? Какую информацию вам удалось узнать о событиях 1941-1945 гг., исследуя его. Прочитайте список фамилий солдат и офицеров, похороненных на этом воинском кладбище. Как вы полагаете, насколько важно сохранить имена этих людей? 

8. Найдите информацию о других памятниках, входящих в мемориальный комплекс «Кировский вал». Нанесите их на карту. Подумайте, что объединяет все эти памятники? 

 

Урок-образовательное путешествие
«Один день в блокадном городе»

(для учащихся 9-11-х классов) [8]

Предложите учащимся

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...