Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия эпохи возрождения




АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

КЛАССИКА

Милетская школа Фалес из Милета(ок. 625 – 547 гг. до н.э.) - Первооснова всего сущего являетсявода(влага).
Анаксимандр (ок. 610 – 540 гг. до н.э.) - Первооснова всего сущего являетсяапейрон (неопределенная и беспредельная субстанция).
Анаксимен (ок. 585 – 525гг. до н.э.) - Первооснова всего сущего является воздух.
Пифагорийцы Пифагор (VI в. до н.э.) -На вопрос «из чего все?» отвечал: «все есть число». -Разработал учение о бессмертии души.
  Гераклит Эфесский (ок. 530 – 470 гг. до н.э.) - «Все течет». - «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».
Элейская школа Ксенофан (ок. 565 – 473 гг. до н.э.) - «Ясно никто не постиг ничего, и никто не постигнет» -Разделял монотеистичес-кую точку зрения.
Парменид (конец VII – VI вв. до н.э.)     Рассматривал соотношение мышления и бытия.    
Зенон Элейский (ок. 490 – 430 гг. до н.э.)     - Устойчивость и неизменность мира. - Апории (затруднения) Зенона: «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Дихотомия».
  Эмпедокл (ок. 490 – 430 гг. до н.э)   Впервые высказал гипотезу об эволюции растений и животных.
  Анаксагор (ок. 500 – 428 гг. до н.э.)   - «Все есть многое» - «Все вещи были вперемешку, затем пришел разум и их упорядочил».
Атомизм Левкипп(V в. до н.э.) Демокрит(ок. 470 или 460 г. до н.э.) Весь мир состоит из атомов, даже душа, которая имеет особый вид атомов.
Софистика ("учителя мудрости") Протагор(480 - 410) Горгий (483 - 375) Продик (родился примерно между 470 и 460 г. до н.э.)   - "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют" (Протагор).   - Большое внимание уделяют изучению социальной философии.  
Сократики Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) - Родоначальник диалектики. - "Я знаю, что я ничего не знаю". - Свою философию называл маевтикой.  
  Платон (427 - 347 гг. до н.э.)   Родоначальник объективного идеализма   Идея - центральная категория в философии Платона.   - "Идея" - с греческого, "то что видно умным глазом".  
  Аристотель (384 - 322 до н.э.) - "Платон мне друг, но истина дороже!" - Двигатель мира - Бог, абсолютное начало всех начал. - Душа - энтелехия тела. - Основоположник логики. - Свою философию называл перипатетикой.  
         

 

 

ЭЛЛИНИЗМ

Киники Антисфен (ок. 450 - 360 до н.э.) Диоген (ок. 400 - 325 до н.э.) Упрощение жизни. Киники буквально означает собачники, т.е. простота жизни как у собак.
Скептики Пиррон (360 - 270 гг. до н.э.) Идея безмятежности (атараксия).
Эпикурейцы Эпикур (341 - 270 до н.э.) - Развивал идеи атомизма. - выдвинул идею об объективности случайности. - "Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет". - Придерживался принципа гедонизма.  
Лукреций Кар (ок. 99 - 55 гг. до н.э.) Атомы не предел делимости, а своего рода творческие начала, материал для природы.
Стоики Ра нние стоики Зенон Китонский с Кипра(332 - 268 гг. до н.э.) Клеанф (III в. до н.э.) Хрисипп (ок. 280 - 208 гг. до н.э.) Поздние стоики Плутарх Цицерон Сенека (ок. 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.) Марк Аврелий (121 - 180 гг. н.э., римский император с 161 г. н.э.) - Всегда спокойный и уравновешенный мудрец   - Тело мира образовано из огня, воздуха, земли и воды. - Душа мира - это огненная и воздушная пневма.   - Судьба - это власть двигающая материю.   - Принцип всеобщей целесообразности ("Все имеет свой смысл, даже клопы полезны").   - "Лектон" - предмет который мы имеем в виду, когда пользуемся его обозначением. (Лектон - это чистый смысл).
Неоплатонизм Плотин (ок. 205 - 270 гг.) Порфирий (ок. 233 - 304 гг.) Прокл (ок. 410 - 485 гг.)     - Учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений.   - Систематизация основных идей Платона с учетом идей Аристотеля.     - Разработка диалектики платоновской триады: единое - ум - душа.   - Кроме чувственной материи предполагают существование еще "умопостигаемой материи".
         

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

АПОЛОГЕТИКА (IV – VI вв.)

Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160 – 230 гг.) - Поддерживал тезис о несоединимости философии и религиозной веры. - Между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения. - «верю потому что нелепо»(истинность веры отлична от истинности разума). - Философии противопоставляет религию, языческой науке – христианскую веру. - Евангелие – единственный авторитетный источник познания бога, а тем самым и любого знания. «Апологетика» («Защита»).
Тит Флавий Климент (Климент Александрийский ок. 150 – 219гг.) - Превращение христианства в религиозно-идеологическую систему, оправдывающую эксплуататорский строй.   - В III столетии основал в Александрии христианскую богословскую школу. «Строматы» («Ковер из лоскутков»)
Ориген (184 - 254) - Считал христианство завершением эллинистической философии. - Искал в трактатах древних философов правильные, с точки зрения христианства моменты. - Объясняет отношение между богом и сыном божьим как отношение между светом и отблеском. Трактат «об основных наставлениях».
Арий (256 - 336) Христос возносится на высшую ступень нравственного качества, но не имеет божественной сущности.  
Афанасий (295 – 373 гг.) Сын божий имеет ту же сущность что и бог-отец.  
Григорий из Ниссы (Нисский) (ок. 335 – 394 гг.) - Занимался обоснованием догмата Святой Троицы. - Опирался на принципы неоплатонизма, согласно которым в сфере идеальной жизни существуют три основные субстанции: единое, разум и мировая душа. - Божественные особы отделены друг от друга, но их соединяет божественная сущность.  

 

ПАТРИСТИКА (VI – IX вв.)

Аврелий Августин («отец Римской церкви») (354 – 430 гг.) - «Все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо». - Бог сверхприроден. - «Верю чтобы понимать, понимаю чтобы верить». - «Время есть мера движения и изменения». - «Человек испытывает страдания ровно на столько, насколько поддается им». «Исповедь» (400 г.), «О граде Божием» (413 – 426 гг.).
Псевдо Дионисий (Дионисий Ареопагит) (V в.) - Ареопагетика - синтез христианства и неоплатонизма. - Главным смыслом был метод познания бога: 1) путь позитивной теологии (аналогия между человеком и богом). 2) негативная теология (нельзя приписывать все свойства богу, он неспособен на гнев или опьянение и т.п.) «Об именах божьих», «о мистической теологии», «о небесной иерархии», «о церковной иерархии».
Боэций (ок. 480 – 524 гг.)   Комментатор древних трактатов.     «Комментарии к Порфирию», «введение к категориям Аристотеля», «утешение философией».

СХОЛАСТИКА (IX – XV вв.)

Иоанн Скот Эриуген («первый отец схоластики») (ок. 810 – 877 гг.) - Философская система по типу неоплатонизма. - Подлинная религия является и подлинной философией и наоборот; сомнения, выдвигаемые против религии, опровергают и философию. - Один из первых защитников рационализации теологии. «О предопределе-нии», «О разделении природы».  
Ансельм Кентерберийский («второй Августин») (1033 - 1109) - Без веры нет подлинного познания. - «Вера ищет разум» (впервые сформулировал задачи теологии и философии). - Истина содержится не только в мышлении, она самостоятельна и реально существует. - В вопросе поиска универсалий занимает позицию умеренного реализма. - При доказательствах существования бога, использовал так называемое онтологическое доказательство (из понятия вещи выводится доказательство ее реального существования). «Монологиум», «Прослогиум».  
Пьер Абеляр (1079 – 1142 гг.) - В противоположность позиции Ансельма «верю потому знаю», формулирует принцип «познаю то, во что верю» - Развивает диалектику (логику и теорию познания в духе Аристотеля) - Недостаток многих религий в том что они воспринимаются не разумом, а привычкой - Указывает на противоречия в Священном Писании - Вера не просветленная разумом, недостойна человека - Разработал принципы концептуализма. «О божественном единстве и троичности», «Да и Нет»  
Альберт Великий (Альберт фон Больштедт Magnus) (1193 – 1280 гг.) - Одним из первых попытался использовать идеи Аристотеля для систематизации христи-анского мировоззрения - Отводит философии более самостоятельную роль, чем старшие схоласты. Большую часть трудов составляют комментарии к творчеству Аристотеля.
Фома Аквинский (1225 или 1226 – 1274 гг.) (ученик Альберта Великого) - Разграничил области философии и теологии:предметом первой являются «истины разума», второй «истины откровения» - Разделял идею бессмертия души. «Сумма теологии», «Сумма против язычников» (или «Сумма философии»)
Роджер Бэкон (1214 – 1292 гг.) Четыре препятствия для постижения истины: 1. Пример недостойного авторитета. 2. Постоянство привычки. 3. Мнение несведущей толпы. 4. Прикрытие собственного невежества показной мудростью. - Призывал к опытному исследованию природы. «Большой труд», «Меньший труд» (сокращенный вариант «большого труда»), «Третий труд» (переработка предыдущих трудов), «О полезности наук»
Иоанн Дунс Скот (ок. 1265 – 1308 гг.) - Представитель метафизического (онтологического) индивидуализма. - Воля следует за разумом потому, что разум определяет, что нужно ей сделать как наилучшее. - Человеческая воля является доброй, если она полностью подчиняется божественной воле. «Комментарии к Аристотелю»
Уильям Оккам (ок. 1300 – 1349 гг.) - Последовательный сторонник номинализма - Боролся против господства церкви над государством - Внес существенный вклад в разработку логики. Трактаты посвящены преимущественно логике, комментарии к «Физике» Аристотеля.
           

 

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Мишель Монтень (1533 – 1592и гг.) Представитель философского скептицизма.   По мнению М.Монтеня, человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе объективного познания естественных закономерностей природы. «Опыты»
Пико делла Мирандола (1463 – 1494 гг.) - Идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному   - Исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о «срединном» положении человека между миром земным, материальным, и божественным. «Речь о достоинстве человека»
Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.) - Развил идею взаимосвязи всех природных явлений, идеи диалектического совпадения противоположностей, противоречия, учение о бесконечности вселенной и о человеке как микрокосмосе - Идея о соотношении части и целого свидетельствует о предсуществовании целого.   Логико- философский трактат: «О предпосылках», Теологический трактат: «О скрытом боге»
Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.) - Идея постоянного коловращения как результат влияния «фортуны» (судьбы, счастья), представляющего необходимый, естественный ход вещей имеющего «божественный» характер - Люди могут использовать «фортуну» и достичь успеха. - «Цели оправдывают средства» «Правитель» (Государь), «Флорентийские летописи».
Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.) - Сомнения по поводу некоторых католических догматов (например о непорочном зачатии и т.п.) - Рассматривал проблемы бесконечности мира и его динамического единства - Мир является Единым, которое состоит из множества самостоятельных единиц - Человек должен познавать Вселенную и в соответствии с этим реализовать самого себя. «Сто шестьдесят статей против математиков и философов», Трактаты: «О причине, принципе и едином», «О бесконечности вселенной и мирах».
Томас Мор (1479 – 1555 гг.) - Учение о достоинстве человека и его свободе - Один из основателей утопического социализма. «Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия»
Томмазо Компанелла (1568 – 1639 гг.) Пропагандировал идею о необходимости больших общественных преобразований направленных на реализацию царства божьего на земле, по средствам массового восстания. «Город солнца», «О христианской монархии», «О церковной власти», «Об испанской монархии».

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.) - Основоположник методологии опытного научного исследования - Высшая цель науки: господство человека над природой, а господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам - Провозгласил: «Знание - сила» - Могущественен тот, кто знает - Занимал позицию двойственной истины: есть истина религиозная и светская. «Новый Органон», «Моральные, экономические и политические эссе», «Новая Атлантида», «История Генриха VII», «О принципах и началах»
Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.) - Реальны только тела, а их атрибуты – величина, движение и свойства – субъективны - Теорию познания строил на принципах сенсуализма (от лат. sensus – чувство, ощущение) - Бог – источник начальной энергии мироздания, первопричина всего сущего - Государство – это «механическое чудовище». «О гражданине», «Левиафан», «О теле», «О человеке».
Ренэ Декарт (1596 – 1650 гг.) - Разум на первом месте, а роль опыта сводится к простой практической проверке данных интеллекта - Разрабатывал универсальный дедуктивный метод для всех наук, для чего исходил из теории рационализма - Провозгласил «я мыслю, следовательно, существую»   «Правила для руководства разума», «Рассуждение о методе», «Размышления о первой философии», «Начала философии».
Блез Паскаль (1623 – 1662 гг.) «Природа ставит в тупик скептиков, разум – догматиков; догматик не может справиться с непреоборимой слабостью разума, а скептик не может справиться с непреоборимой идеей истины». «Мысли»
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677 гг.) - Монизм имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой. Идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую бесконечную субстанцию – Бога (натуралистический пантеизм) - Мышление – это своего рода самосознание природы - Обосновал тезис о субстанциональном единстве мира - «Свобода есть осознанная необходимость» «О боге и человеке и его счастье», «Теологическо – политический трактат», «Об усовершенствовании разума», «Этика».
Джон Локк (1632 – 1704 гг.) - Все наши знания мы черпаем из опыта ощущений - Обосновал сенсуализм в противоположность рационализму Р. Декарта - Развивал идеи Т. Гоббса о связи языка и мышления, выдвинул понятие семиотики как общей теории знаков и их роли в познании. «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата об управлении государством».
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716 гг.) - Мир состоит из мельчайших элементов, или монад, - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельность, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию - Бог возвышается над телесным миром, являясь его «виновником и господином». Воззрения Лейбница разбросаны по разным статьям и не представляют единого философского труда.
Джордж Беркли (1685 – 1753 гг.) - Критика понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел - «Быть - значит быть в восприятии» - Бог как вечный субъект всегда всё воспринимает - Философию Беркли «обвиняют» в солипсизме. «Опыт новой теории зрения», «О принципах человеческого знания».
Дэвид Юм (1711 – 1776 гг.) - Источником нашей практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера. Так, мы уверены в ежедневном восходе солнца. Эта уверенность исходит из привычки. - На вопрос существует ли внешний мир? Юм отвечал уклончиво: «не знаю?» «О человеческой природе», «Исследование человеческого разума», «Рассуждения о вопросах морали и политики».
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...