Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Марксистская философия XIX века




Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) В центре внимания находится проблема человека, которого определяет, прежде всего, как социальное существо. «Человек есть совокупность, ансамбль всех общественных отношений». Человек живет в мире отчуждения. Отчуждение – это отторжение от человека того, что ему принадлежит. Выделяет пять форм отчуждения: 1) отчуждение от человека продукта его трудовой деятельности; 2) отчуждение человека от процесса труда; 3) отчуждение от человека его родовой сущности; 4) отчуждение между Я и Ты; 5) отчуждение человека от природы. Отчуждения носят исторический характер и появляются благодаря возникновению частной собственности, их можно преодолеть в условиях коммунизма. Создает материалистическую диалектику, противопоставляя ее, идеалистической диалектике Гегеля. «Экономико-философские рукописи», «Святое семейство», «Тезисы о Фейербахе», «Немецкая идеология», «К критике политической экономии», «Капитал» и др.
Фридрих Энгельс (1820 - 1895 гг.) Диалектика для Маркса была методом понимания истории и общества. Энгельс под влиянием позитивизма и эволюционизма применил ее к природе. Диалектика, писал он, дает естествознанию понимание законов природы и ее общих связей. Он говорит о трех законах: 1) законе перехода количества в качество, 2) законе единства и борьбы противоположностей, 3) законе отрицания отрицания, согласно которому, в частности, пролетариат, отрицая буржуазию, порождает новое общество. «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765 гг.) - Материя состоит из мельчайших частиц – атомов, образующих более сложные формы – корпускулы (молекулы) - Развивал идеи «корпускулярной философии» - Метод познания – от опыта через гипотезы к установлению строгой научной теории - Стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира - Его воззрениям был присущ деизм - Придерживался просветительских взглядов. «Краткое руководство к риторике», трактаты: "Слово опроисхождении света", "Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих". "Русская Грамматика"    
Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802 гг.) - Исходил из признания существования души - «Бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе» - Большое внимание уделял поиску путей решения социально-философских проблем - Отвергал идею просвещения монархов, призывая к просвещению народа. «О человеке, о его смертности и бессмертии» (Первый в истории русской мысли систематический философский труд, разрабатывающий проблемы человека)
Пётр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856 гг.) - философскую концепцию можно охарактеризовать как дуалистическую. Согласно этой концепции физический мир построен из атомов и молекул, т.е. «элементов материальных». Тела существуют в пространстве – объективной форме внешнего мира. - Сознание человека является результатом божественного творения - Человек – это объективное единство двух миров: физического и духовного - «По видимому, есть несколько способов любить своё отечество и служить ему … я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать её, предпочитаю унижать её – только её не обманывать». Трактат "Философические письма"  

 

СЛАВЯНОФИЛЫ

Алексей Степанович Хомяков (1804 – 1860 гг.) - Развивал учение о начале «соборности» - Творцом и источником мира провозглашается разумная воля, или, иначе «волющий разум», он творит мир предметов и человека - Ядром антропологии выступает учение о целостности человека. Целостность в человеке есть иерархическая структура души - Познание истины не является функцией индивидуального сознания, но вверено Церкви. «Истина не доступна для отдельного мышления, доступна только совокупности мышлений, связанных любовью». Статьи: «Мнение иностранцев о русских», «О современных влияниях в области философии»; Труд: «Опыт катехизического изложения учения о церкви».  
Иван Васильевич Киреевский (1806 – 1854 гг.) - В центре внимания философа находились судьба России и её роль в мировом историческом процессе - Развивал основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, о «внутреннем средоточении духа». "О необходимости и возможности новых начал для философии", «Курс философии»

 

ЗАПАДНИКИ

(Белинский В.Г., Н.Г. Чернышевский,

Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.И. Герцен)

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889 гг.) - Уделял большое внимание антропологической философии - Рассматривал художественное творчество и категории прекрасного «прекрасное – это жизнь» - Поэтизировал сам факт жизни во всём её разнообразии. «Об эстетическом отношении к действительности»
Александр Иванович Герцен (1812 – 1870 гг.) - Был не согласен с идеологией славянофилов, увлекался западноевропейскими философскими концепциями - Личность – это вершина исторического мира, к ней всё примыкает, ей все живёт - Грядущий мир есть царство разума - Выступал за снятие крайностей материализма и идеализма. Разделял идеи атеизма - Пришел к выводу о возможности для России иного, отличного от западноевропейского пути развития - Отношение к христианству можно назвать как противоречиво – поисковое. очерки "Дилетантизм в науке" (1843), "Письма об изучении природы" (1845-1846), "Письмо сыну- А. А. Герцену" (о свободе и вере) (1876)

 

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910 гг.) - Идею исторического прогресса связывал с решением вопроса о назначении человека и смысла его жизни, ответ на который призвана, была дать созданная им «истинная религия» - Этика религиозного совершенствования связана с отказом от какой либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви - По мнение мыслителя всякая власть – это зло - «Самое краткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему». Идейные манифесты: "Исповедь" (1880-1882) и "В чем моя вера?" (1883), художественные сочинения: "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение" и многих других.
Фёдор Михайлович Достоевский (1821 – 1881 гг.) - Поддерживал идеи почвиничества, для которых была характерна религиозная ориентированность философского осмысления русской истории - Оказал сильное влияние на религиозно – экзистенциальное направление в русской философии начала XX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и персоналистской философии на Западе. «Бесы», «Идиот», «Легенда о Великом Инквизиторе»
Николай Фёдорович Фёдоров (1828 – 1903 гг.) - Разрабатывал идею «всеобщего спасения» - Непримиримое отношение к смерти, необходимости её активного преодоления. «Философия общего дела»
Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 – 1900 гг.) - Бог олицетворяет положительное всеединство сущего - Стержневой принцип философии – философия положительного всеединства - Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте - Три начала: благо, истина и красота составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь – силу, подрывающую корни эгоизма - Человечество является посредником между Божеством и природой - Залог социального всеединства в объединении католической и православной церквей - Общество есть расширенная личность, а личность – это сосредоточённое общество. «Оправдание Добра», «Кризис западной философии (против позитивизма)», «Философские начала цельного знания», «Критика отвлечённого начала», «Чтение о Богочеловеке».
Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 гг.) - Рассматривал вопросы метафизики, гносеологии, историософии, антропологии - Философия мыслителя пронизана этическими исканиями. «О значении человека», «О смысле творчества», «О рабстве и свободе человека», «Самопознание».
Николай Онуфриевич Лосский (1870 – 1965 гг.) - Создал собственную систему – «интуитивизм» (либо «идеал - реализм», либо «органическое мировоззрение») - Защищает плюрализм, т.е. нерастворимую и не переходящую множественность в бытии. Как и Лейбниц, признает «единицы бытия» (монады Лейбница) сотворёнными Абсолютом (Богом). «Обоснование интуитивизма», «Мир как органическое целое», «Основные вопросы гносеологии».
Павел Александрович Флоренский (1882 – 1937 гг.) - Философские взгляды ограничены пределами религиозного сознания - Проблема всеединства – это живое единство Космоса как тайна природного бытия. Диссертация: «Столп и утверждение истины (опыт православной теодицеи в 12 письмах)».
Сергей Николаевич Булгаков (1871 – 1944гг.) - Философ-богослов - Развивал учение о Софии (Премудрости Божией) «От марксизма к идеализму», «Свет невечерний».
Иван Александрович Ильин (1882 – 1954 гг.) Рассматривал познание в контексте культуры, считая, что основной порок современной ему культуры и современного человека обусловлен противопоставлением ума и сердца, разума и чувства. «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека».
Лев Исакович Шестов (1866 – 1938 гг.) - Выявление основ человеческой жизни - Пытаясь осмыслить трагическое положение человека в мире он разрабатывал «философию трагедии», обращаясь к Священному Писанию. «Добро в учении Толстого и Ницше», «Начала и концы», «Апофеоз беспочвенности».
Алексей Фёдорович Лосев (1893 – 1988 гг.) Основной философский интерес заключается в области античной философии. «Античный космос и современная наука», «История античной эстетики».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...