В центре внимания находится проблема человека, которого определяет, прежде всего, как социальное существо.
«Человек есть совокупность, ансамбль всех общественных отношений».
Человек живет в мире отчуждения.
Отчуждение – это отторжение от человека того, что ему принадлежит. Выделяет пять форм отчуждения: 1) отчуждение от человека продукта его трудовой деятельности; 2) отчуждение человека от процесса труда; 3) отчуждение от человека его родовой сущности; 4) отчуждение между Я и Ты; 5) отчуждение человека от природы. Отчуждения носят исторический характер и появляются благодаря возникновению частной собственности, их можно преодолеть в условиях коммунизма.
Создает материалистическую диалектику, противопоставляя ее, идеалистической диалектике Гегеля.
«Экономико-философские рукописи», «Святое семейство», «Тезисы о Фейербахе», «Немецкая идеология», «К критике политической экономии», «Капитал» и др.
Фридрих Энгельс
(1820 - 1895 гг.)
Диалектика для Маркса была методом понимания истории и общества. Энгельс под влиянием позитивизма и эволюционизма применил ее к природе. Диалектика, писал он, дает естествознанию понимание законов природы и ее общих связей.
Он говорит о трех законах: 1) законе перехода количества в качество, 2) законе единства и борьбы противоположностей, 3) законе отрицания отрицания, согласно которому, в частности, пролетариат, отрицая буржуазию, порождает новое общество.
«Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Михаил
Васильевич
Ломоносов
(1711 – 1765 гг.)
- Материя состоит из мельчайших частиц – атомов, образующих более сложные формы – корпускулы (молекулы)
- Развивал идеи «корпускулярной философии»
- Метод познания – от опыта через гипотезы к установлению строгой научной теории
- Стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира
- Его воззрениям был присущ деизм
- Придерживался просветительских взглядов.
«Краткое руководство к риторике», трактаты: "Слово опроисхождении света", "Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих". "Русская Грамматика"
Александр
Николаевич
Радищев
(1749 – 1802 гг.)
- Исходил из признания существования души
- «Бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе»
- Большое внимание уделял поиску путей решения социально-философских проблем
- Отвергал идею просвещения монархов, призывая к просвещению народа.
«О человеке, о его смертности и бессмертии»
(Первый в истории русской мысли систематический философский труд, разрабатывающий проблемы человека)
Пётр
Яковлевич
Чаадаев
(1794 – 1856 гг.)
- философскую концепцию можно охарактеризовать как дуалистическую. Согласно этой концепции физический мир построен из атомов и молекул, т.е. «элементов материальных». Тела существуют в пространстве – объективной форме внешнего мира.
- Сознание человека является результатом божественного творения
- Человек – это объективное единство двух миров: физического и духовного
- «По видимому, есть несколько способов любить своё отечество и служить ему … я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать её, предпочитаю унижать её – только её не обманывать».
Трактат "Философические письма"
СЛАВЯНОФИЛЫ
Алексей
Степанович
Хомяков
(1804 – 1860 гг.)
- Развивал учение о начале «соборности»
- Творцом и источником мира провозглашается разумная воля, или, иначе «волющий разум», он творит мир предметов и человека
- Ядром антропологии выступает учение о целостности человека. Целостность в человеке есть иерархическая структура души
- Познание истины не является функцией индивидуального сознания, но вверено Церкви. «Истина не доступна для отдельного мышления, доступна только совокупности мышлений, связанных любовью».
Статьи:
«Мнение иностранцев о русских»,
«О современных влияниях в области философии»;
Труд:
«Опыт катехизического изложения учения о церкви».
Иван
Васильевич
Киреевский
(1806 – 1854 гг.)
- В центре внимания философа находились судьба России и её роль в мировом историческом процессе
- Развивал основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, о «внутреннем средоточении духа».
"О необходимости и возможности новых начал для философии",
«Курс философии»
ЗАПАДНИКИ
(Белинский В.Г., Н.Г. Чернышевский,
Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.И. Герцен)
Николай
Гаврилович
Чернышевский
(1828 – 1889 гг.)
- Уделял большое внимание антропологической философии
- Рассматривал художественное творчество и категории прекрасного «прекрасное – это жизнь»
- Поэтизировал сам факт жизни во всём её разнообразии.
«Об эстетическом отношении к действительности»
Александр
Иванович
Герцен
(1812 – 1870 гг.)
- Был не согласен с идеологией славянофилов, увлекался западноевропейскими философскими концепциями
- Личность – это вершина исторического мира, к ней всё примыкает, ей все живёт
- Грядущий мир есть царство разума
- Выступал за снятие крайностей материализма и идеализма. Разделял идеи атеизма
- Пришел к выводу о возможности для России иного, отличного от западноевропейского пути развития
- Отношение к христианству можно назвать как противоречиво – поисковое.
очерки "Дилетантизм в науке" (1843), "Письма об изучении природы" (1845-1846), "Письмо сыну- А. А. Герцену" (о свободе и вере) (1876)
Лев
Николаевич
Толстой
(1828 – 1910 гг.)
- Идею исторического прогресса связывал с решением вопроса о назначении человека и смысла его жизни, ответ на который призвана, была дать созданная им «истинная религия»
- Этика религиозного совершенствования связана с отказом от какой либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви
- По мнение мыслителя всякая власть – это зло
- «Самое краткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему».
Идейные манифесты: "Исповедь" (1880-1882) и "В чем моя вера?" (1883), художественные сочинения: "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение" и многих других.
Фёдор
Михайлович
Достоевский
(1821 – 1881 гг.)
- Поддерживал идеи почвиничества, для которых была характерна религиозная ориентированность философского осмысления русской истории
- Оказал сильное влияние на религиозно – экзистенциальное направление в русской философии начала XX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и персоналистской философии на Западе.
«Бесы»,
«Идиот»,
«Легенда о Великом Инквизиторе»
Николай
Фёдорович
Фёдоров
(1828 – 1903 гг.)
- Разрабатывал идею «всеобщего спасения»
- Непримиримое отношение к смерти, необходимости её активного преодоления.
«Философия общего дела»
Владимир
Сергеевич
Соловьёв
(1853 – 1900 гг.)
- Бог олицетворяет положительное всеединство сущего
- Стержневой принцип философии – философия положительного всеединства
- Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте
- Три начала: благо, истина и красота составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь – силу, подрывающую корни эгоизма
- Человечество является посредником между Божеством и природой
- Залог социального всеединства в объединении католической и православной церквей
- Общество есть расширенная личность, а личность – это сосредоточённое общество.
«Оправдание Добра»,
«Кризис западной философии (против позитивизма)»,
«Философские начала цельного знания»,
«Критика отвлечённого начала»,
«Чтение о Богочеловеке».
Николай
Александрович
Бердяев
(1874 – 1948 гг.)
- Рассматривал вопросы метафизики, гносеологии, историософии, антропологии
- Философия мыслителя пронизана этическими исканиями.
«О значении человека»,
«О смысле творчества»,
«О рабстве и свободе человека»,
«Самопознание».
Николай
Онуфриевич
Лосский
(1870 – 1965 гг.)
- Создал собственную систему – «интуитивизм» (либо «идеал - реализм», либо «органическое мировоззрение»)
- Защищает плюрализм, т.е. нерастворимую и не переходящую множественность в бытии. Как и Лейбниц, признает «единицы бытия» (монады Лейбница) сотворёнными Абсолютом (Богом).
«Обоснование интуитивизма»,
«Мир как органическое целое»,
«Основные вопросы гносеологии».
Павел
Александрович
Флоренский
(1882 – 1937 гг.)
- Философские взгляды ограничены пределами религиозного сознания
- Проблема всеединства – это живое единство Космоса как тайна природного бытия.
Диссертация:
«Столп и утверждение истины (опыт православной теодицеи в 12 письмах)».
Сергей
Николаевич
Булгаков
(1871 – 1944гг.)
- Философ-богослов
- Развивал учение о Софии (Премудрости Божией)
«От марксизма к идеализму»,
«Свет невечерний».
Иван
Александрович
Ильин
(1882 – 1954 гг.)
Рассматривал познание в контексте культуры, считая, что основной порок современной ему культуры и современного человека обусловлен противопоставлением ума и сердца, разума и чувства.
«Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека».
Лев
Исакович
Шестов
(1866 – 1938 гг.)
- Выявление основ человеческой жизни
- Пытаясь осмыслить трагическое положение человека в мире он разрабатывал «философию трагедии», обращаясь к Священному Писанию.
«Добро в учении Толстого и Ницше»,
«Начала и концы»,
«Апофеоз беспочвенности».
Алексей
Фёдорович
Лосев
(1893 – 1988 гг.)
Основной философский интерес заключается в области античной философии.
«Античный космос и современная наука»,
«История античной эстетики».