Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов




Впервые в отечественной науке конфликт рассматривается с позиции междисциплинарного подхода. Автором излагается универсальная по­нятийная схема описания конфликтов, включающая одиннадцать по­нятийно-категориальных групп. В целом данный подход отражает со­временное состояние конфликтологии в конце XX века.

Печатается по изданию: Конфликт и личность в изменяющемся мире. —Ижевск, 2000.

 

В 1992 г. автором была опубликована монография «Со­циально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотно­шениях офицеров». В ней излржена суть эволюцион-но-междисциплинарной теории конфликтов (далее ЭМТК). В основу этой теории положен системный подход к изучению конфликтов. Как и любая теория, ЭМТК не решает все проблемы отечественной конфликтологии. Как и любой теории, ее описательный, объяснительный, прогностический и управленческий потенциалы изменя­ются во времени. На данном этапе развития российской конфликтологии ЭМТК может способствовать объедине­нию существующих пока практически изолированно друг от друга 11 отраслей конфликтологии. Кроме того, ЭМТК вооружает представителей всех отраслей конфликтологии более системным пониманием проблемы конфликтов, что, несомненно, должно способствовать ускорению раз­вития науки.

Государство, общество, организации, каждый россия­нин сегодня остро нуждаются в таких рекомендациях кон-фликтологов, которые помогли бы им радикально умень­шить деструктивность социальных и внутриличностных конфликтов. Действенные рекомендации может предло­жить только зрелая наука, глубоко разобравшаяся в реаль­ных, а не в воображаемых закономерностях развития кон­фликтов.

Теория занимает промежуточное положение в триаде «концепция — теория — парадигма». Автор полагает, что ЭМТК может стать одним из первых вариантов парадигмы российской конфликтологии. Концепция — определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основ­ная точка зрения, руководящая идея для их освещения. Тео­рия — система основных идей в той или иной отрасли зна­ния; форма научного знания, дающая целостное представ­ление о закономерностях и существующих связях действи­тельности. Парадигма — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов иссле­дования, господствующих в течение определенного исто­рического периода в научном сообществе (СЭС, 1987).

Краткое изложение основного содержания ЭМТК мо­жет быть представлено в следующем виде.

Конфликты играют исключительно важную роль в жизни отдельного человека, семьи, организации, государ­ства, общества и человечества в целом. Они являются основной причиной гибели людей. В завершающемся сто­летии по самой приближенной оценке конфликты на пла­нете (войны, терроризм, убийства, самоубийства) унесли свыше 300 млн. человеческих жизней. По итогам XX в. Россия, скорее всего, является бесспорным и недосягае­мым мировым лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их разрушительным последст­виям: материальным и психологическим.

Конфликтология — наука о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, а так­же об управлении ими. Количественный анализ более 2500 отечественных публикаций по проблеме конфликта позво­лил выделить в истории российской конфликтологии три периода.

I период — до 1924 г. Зарождаются и развиваются практические и научные знания о конфликтах, но как спе­циальный объект исследования последние не выделяются. Источниками формирования конфликтологических идей в этот период выступают научные воззрения на конфликт, развиваемые в рамках философии, психологии, социологии, других гуманитарных наук; а также практические знания о конфликтах, отражение конфликтов в искусстве, религиях и в конце периода в средствах массовой информации.

II период — 1924—1992 гг. Конфликт начинает изу­чаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух (правоведение, социология), а концу периода одиннадцати наук. Междисциплинарных работ практиче­ски нет. Он включает 4 этапа: 1924—1935 гг.; 1935-1949 гг.; 1949-1973 гг.; 1973-1992 гг.

III период — 1992 г. — н. в. Конфликтология выде­ляется в самостоятельную науку как междисциплинарная область 11 отраслей знаний, на основе системного подхода разрабатывается общая теория конфликта. Отрасли конф­ликтологии: военные науки (1988 — год опубликования первой работы, 1, 4 % — количество публикаций данной науки в общем объеме публикаций во всех отраслях конф­ликтологии); искусствоведение (1939; 6, 7 %); исторические науки (1972; 7, 7 %); математика (1933; 2, 7 %); педагогика (1964; 6, 2 %}', политические науки (1972; 14, 7 %); правоведе­ние (1924; 5, 8 %); психология (1930; 26, 5 %); социобиология (1934; 4, 3 %); социология (1924; 16, 9 %); философия (1951; 7, 1 %) (Анцупов, Шипилов, 1992, 1996).

Авторы 469 диссертаций по проблеме конфликтов (из них 52 докторских) указывают в списках литературы в среднем 10 % публикаций, имевшихся в их науке по этой проблеме на момент защиты, и примерно 1 % публикаций, имевшихся в остальных отраслях конфликтологии (Анцу­пов, Прошанов, 1993, 1997, 2000).

Универсальная понятийная схема описания конфлик­тов включает 11 понятийно-категориальных групп: сущ­ность конфликтов; их классификация; структура; функ­ции; генезис; эволюция; динамика; системно-информа­ционное описание конфликтов; предупреждение; завер­шение; исследование и диагностика конфликтов.

1. Сущность конфликтов. Под социальным конфлик­том понимается наиболее острый способ развития и завер­шения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противо­действии субъектов взаимодействия и сопровождающий­ся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Помимо конфликта, социальные противоречия могут раз­решаться путем сотрудничества, компромисса, уступки и избегания (Томас, 1972). Под внутриличностным конф­ликтом понимается острое негативное переживание, вы­званное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи личности с внешней средой и задерживающее принятие решения (Шипилов, 1999).

2. Конфликты можно классифицировать в виде типо­логии, систематики и таксономии. Базисная типология показывает границы и раскрывает структуру объектного «поля» конфликтологии. Она включает конфликты с учас­тием человека: социальные и внутриличностные, а также зооконфликты.

Социальные конфликты: межличностные, между личностью и группой, между малыми, средними и большими социальными группами, международные кон­фликты.

Внутриличностные конфликты: между «хочу» и «не хочу»; «могу» и «не могу»; «хочу» и «не могу»; «хочу» и «нужно»; «нужно» и «не нужно»; «нужно» и «не могу» (Шипилов, 1999).

Зооконфликты: внутривидовые, межвидовые и интрапсихические. Внутривидовые и межвидовые конф­ликты могут быть между двумя животными, между живот­ным и группой, между группами животных. Интрапсихи­ческие: между двумя негативными тенденциями в психике животного; между двумя позитивными тенденциями; между негативной и позитивной тенденциями.

Конфликты можно также классифицировать в зависи­мости от их масштабов, последствий, длительности, ха­рактера противоречия, лежащего в их основе, интенсив­ности, степени конструктивности, сферы жизнедеятель­ности, в которой они происходят, и т. д.

3. Структура конфликта — совокупность устойчивых элементов конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе. Она характеризует стати­ческую составляющую конфликта и включает две под­структуры: объективную и субъективную, каждая из ко­торых имеет явные и скрытые элементы. Объективная подструктура конфликта включает: его участников (основных, второстепенных, группы поддержки), объект конфликта; его предмет; микросреду, в которой он разви­вается; макросреду, оказывающую влияние на ход конф­ликта, и др.

Субъективная подструктура конфликта включает: пси­хологические модели конфликтной ситуации, имеющиеся у всех участников; мотивы действий сторон; цели, которые они ставят; актуальные психические состояния участ­ников; образы оппонента, самого себя, объекта и предмета конфликта; вероятные результатов борьбы и др. Важно также определить структуру той надсистемы, элементом которой является изучаемый конфликтуй место последне­го в ней.

4. Функции конфликта — его влияние на внешнюю среду и свои подсистемы. Они характеризуют динамику конфликта. По направленности выделяют конст­руктивные и деструктивные функции; по сфере дей­ствия — внешние и внутренние. Основные функции конфликта связаны с его влиянием на противоречие, кон­фликт породившее; настроения; взаимоотношения; эф­фективность индивидуальной деятельности оппонентов; эффективность совместной деятельности группы; взаимо­отношения в группе; внешнюю микро- и макросреду и др.

5. Генезис конфликта—его возникновение, развитие и завершение под действием системы факторов и причин.

К основным группам причин конфликтов относят: объективные; организационно-управленческие; социаль­но-психологические; психологические.

6. Эволюция конфликта — его постепенное, непре­рывное, относительно длительное развитие от простых к более сложным формам.

Макроэволюция конфликтов — изменение их характе­ристик, происходящее с момента возникновения психики у живых организмов и по настоящее время. Она включает эволюции конфликтов у животных и у человека и продол­жается примерно 500 млн. лет.

Эволюция конфликтов у животных имеет следующие 4 типа: межвидовая; внутривидовая; в онтогенезе; эво­люция конкретных конфликтов.

Эволюция конфликтов у человека представлена следую­щими 5 типами: в антропогенезе: в процессе обществен­но-исторического развития человека до XX столетия; в XX веке; в онтогенезе; эволюция конкретных конфликтов.

Мы предполагаем, что по мере эволюции конфликты усложняются, но не совершенствуются. Если в качестве критерия оценки конфликтов выбрать число жертв, то, возможно, человек сегодня является самым деструктив­ным живым существом на планете.

7. Динамика конфликтов — ход развития конкретных конфликтов или их видов во времени. Она включает три периода, каждый из которых состоит из этапов.

I период (латентный) — доконфликтная ситуация: воз­никновение объективной проблемной ситуации взаимо­действия; осознание ее проблемности субъектами; попыт­ки решить проблему неконфликтными способами; воз­никновение предконфликтной ситуации.

II период (открытый) — собственно конфликт: инци­дент; эскалация противодействия; сбалансированное про­тиводействие; поиск способов завершения конфликта; за­вершение конфликта.

III период (латентный) — послеконфликтная ситуа­ция: частичная нормализация отношений оппонентов; полная нормализация их отношений.

8. Системно-информационное описание конфликтов — вид и результат их системного анализа, заключающийся в выявлении закономерностей информационного обмена между основными структурными элементами конфликта, а также между конфликтом и внешней средой. Информа­ция играет ключевую роль в возникновении, развитии, за­вершении, регулировании конфликтов, а также в развитии конфликтологии.

9. Предупреждение конфликтов — в широком смысле — такая организация жизнедеятельности субъектов взаимо­действия, которая сводит к минимуму вероятность возник­новения конфликтов между ними; в узком смысле — деяте­льность субъектов взаимодействия, а также третьих лиц по устранению причин конкретного назревающего конфликта, разрешению противоречия неконфликтными способами. Предупреждение конфликтов связано с созданием объек­тивных, организационно-управленческих, социально-пси­хологических и психологических условий их профилактики.

10. Завершение конфликтов — этап в динамике конф­ликта, заключающийся в его окончании по любым причи­нам. Основные формы: разрешение; урегулирова­ние; затухание; устранение; перерастание в другой конф­ликт (Шипилов, 1999).

11. Исследование и диагностика конфликтов — деятель­ность по выявлению закономерностей развития и особенно­стей конфликтов с целью их конструктивного регулирования. Семь общенаучных принципов изучения конфликтов', раз­вития; всеобщей связи; учета основных законов и парных категорий диалектики; единства теории эксперимента и практики; системного подхода; объективности; конкрет­но-исторического подхода.

Пять принципов конфликтологии: междисциплинарно-сти; преемственности; эволюционизме; личностного под­хода; единства открытых и скрытых элементов конфликта.

Системное изучение конфликтов предпо­лагает системно-структурный, системно-функциональ­ный, системно-генетический, системно-информацион­ный и системно-ситуационный их анализ.

Исследование конфликтов включает 8 эта­пов: разработка программы; определение конкретного объекта; разработка методики; пробное исследование; сбор первичной информации; обработка данных; объяс­нение результатов; формулирование выводов и практиче­ских рекомендации (Ядов, 1987).

Диагностика и регулирование конкрет­ных конфликтов включает 10 этапов и осуществляется на основе описательной, эволюционно-динамической, объ­яснительной, прогностической моделей конкретного конф­ликта; а также модели целей его регулирования, содержате­льного, технологического решений на вмешательство в кон­фликт, деятельности по регулированию конфликта, оценки ее результативности, обобщения полученного опыта.

Основными целями российской конфликтологии, по нашему мнению, сегодня являются:

— интенсивное развитие методологии, теории, мето­дов науки, преодоление крайней разобщенности отраслей конфликтологии, завершение предпара-дигмального этапа становления науки;

— комплексные междисциплинарные исследования всех конфликтов, выступающих объектом науки, накопление и систематизация эмпирических дан­ных о реальных конфликтах;

— создание системы конфликтологического образо­вания в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе;

— организация в России системы практической рабо­ты конфликтологов по прогнозированию, преду­преждению и урегулированию конфликтов;

— расширение научно-практического взаимодейст­вия с мировым сообществом конфликтологов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...