Как стать другим человеком
Модель НЛП демонстрирует прежде всего пластичность человеческой природы и сознания. У нас имеются «программы», но они не вырезаны в камне — что не позволило бы их изменять. Мы можем их корректировать. Фактически, в случае нормального процесса роста, мы это и делаем. То, что предлагает модель НЛП и что мы пытаемся здесь разъяснить, касается процессов, посредством которых мы можем сознательно, намеренно и эффективно трансформировать свой образ мыслей и чувств и, следовательно, сами структуры того, что мы называем «личностью». Другими словами, у нас всегда имеется выбор в отношении того, какую операционную систему запустить в своем мыслительном, аппарате в качестве программного обеспечения своих мыслей, чувств и реакций. У нас всегда имеется несколько возможностей —если мы знаем, как их увидеть. Само собой, мы будем лишены выбора, если у нас не будет знаний о том, как осмыслять варианты, альтернативные метапрограммы, различные паттерны и контексты мышления, различную психо-логику. Использование процессов метауровня для осуществления изменения Роберт Дилтс (Dilts, 1990) предложил использовать метапо-зицию, чтобы продемонстрировать, как мы можем подвести человека к метауровню его линии времени с целью изменения метапрограммы. В метапознции мы можем получить доступ к ресуР" сам и превратить их обратно в воспоминания, с тем чтобы изменить контекст мышления, который мы инкорпорировали. Метапозииия обеспечивает нам пространство, которое отличается от «простран* Г лава 9. Изменение метапрограмм______________________ 245 ства проблемы» и позволяет менять субмодальности, встраивать убеждения, обогащающие идентичность, осуществлять реимприн-тинг, изменять предысторию и т. д. А эти операции позволяют нам изменять свои метапрограммы. Дилтс пишет:
Некоторым образом контекстреимпринтинга снабжает вас средством для изменения паттернов метапрограмм и стилей сортировки. Например, вы можете легко повлиять на человека, так чтобы он оказался в режиме «во времени* или «сквозь время*, в движении ют* или «навстречу» или сортировал из настоящего времени к прошлому, из прошлого к будущему либо из настоящего к будущему. Выможете побудить человека сортировать посредством его «я*, другихлюдей или контекста (Dilts, 1990, р. 137). Как определить, какие метапрограммы нужно изменить Почему человек хочет изменить метапрограмму в данном контексте? Основная причина в том, что она работает не слишком хорошо. В Meta-Statesjournal (март 1997 г.) я (MX) писал о творческих способностях и метапрограммах, показывая, что в случае навыка или стратегии творчества некоторые метапрограммы работают исключительно хорошо, тогда как другие препятствуют творчеству: На состояние и стратегию творчества значимо влияют несколько стилей сортировки объектов или обработки информации (называемых в НЛП «метапрограммами»). У людей, которых мы очень быстро признаем творцами, имеютсяметапрограммы функционирования в окружающем мире посредством сортировки «возможностей» (а не «процедур»). Они также выискивают «различия» (а не «тождество»), когда размышляют, воспринимают, гюдмечают что-то и т. д. Когдачеловекуправляетсвоиммозгом, высматриваяи оце-ниваяалътернативы или возможности, это помогает ему генерироватьещеболееоригинальныеидеи. Управление своим мозгом посредством сортировки на «различия», несоответствия, неординарность и т. д. запускает процесс, обеспечивающий наибольшую вероятность создания чего-то нового и необычного. 246____________________________________ Часть 111 Применений
Другаяметапрограмма, которая способствует творчеству, —это сортировка с «отнесением ксебе* (а не к другим). Она позволяет человеку использовать внутренний локус контроля/авторитета вместо «отнесения к дру-' гим» (и внешнего локуса контроля). Такая сортировка поддерживает «творческий* образ жизни, мыслей, эмоций и реагирования, поскольку человек обладает «внутренним знанием* того, что он предпочитает, ценит, одобряет, о чеммечтает и т.д. Способ сортировки с отнесением к другим обычно приводит ктому, чтомы слишком стараемсяугодить окружающим, добиться их одобрения, подстроиться под их ценности, не конфликтовать с ними, предлагаянечто совершенно непохожее или странное, и соответствовать их критериям. Напротив, если вы сортируете посредством отнесения к себе, вы можете выдвигать новые, необычные и оригинальные идеи и представления, которые рождаются внутри вас, не беспокоясь о том, что думают другие и одобрят они это или нет. Вас ведут вперед ваше видение и энтузиазм, а не похвала и одобрение со стороны окружающих (Hall, 1997b, pp. 5-6). Паттерн изменения метапрограмм Роббинс (Robbins, 1986) говорит, что один из способов изменения метапрограммы предполагает «сознательное решение поступить таким образом». Однако, поскольку большинство из нас вообще не задумываются о ментальном программном обеспечении, мы этого просто не делаем. Отсюда следует, что мы должны сначала осознать свою операционную систему и использовать это осознание как исходную точку для нового выбора. Поскольку метапрограмма информирует наш мозг о том, что нужно «стереть», то, двигаясь навстречу ценностям, мы «стираем» осознание того, от чего мы уходим. Если мы выискиваем детали, то «стираем» общую картину. Направляя свое осознание на то, что мы обычно «стираем», мы можем сместить фокус и изменить свои операционные системы. Паттерн 1. Идентифицируйте метапрограмму, которая в настоящий момент управляет вашей сортировкой, обработкой информации и вниманием. В частности, идентифицируйте, когда, где и как вы Глава 9. Изменение метапрограмм 247 используете метапрограмму, которая плохо вам служит, и определите, почему она снижает вашу эффективность. 2. Полностью опишите метапрограмму, которую вы хотите
3. Опробуйте ее. Мысленно установите новую метапрограм Если вам известен человек, который использует эту метапрограмму, исследуйте вместе с ним его опыт, пока вы не сможете занять вторую позицию по отношению к ней. Когда вамэтоудастся, полностью перейдите к данной позиции, так чтобы вы могли увидеть мир глазами этогочеловека, слыша то, что слышит он,разговаривая с самим собой так, как ведет внутренний диалог этот человек, и испытывая те же чувства, что и он. 4. Проведите ее экологическую проверку. Перейдите к мета, к еще 5. Позвольте себе установить ее на какой-то период времени. Например, предположим, что вы обычно использовали метапрограмму с внешней ориентацией (№ 14) и что вы даете себе разрешение перейти к внутренней ориентации. Однако когда вы это
248 Часть Ш. Применен^ делаете, то слышите внутренний голос, который по своей интонации напоминает голос вашей матери: «Эгоистично думать только о себе. Не будь таким эгоистом, ты потеряешь всех своих друзей». Этот голос выдвигает два возражения: эгоизм и возможное одиночество. Поэтому перефразируйте свое разрешение так, чтобы оно принимало во внимание эти возражения. «Я даю себе разрешение смотреть на мир исходя из собственных представлений — своих ценностей, убеждений, желаний и т. д., зная, что мои ценности включают в себя любовь, заботу и уважение к окружающим и что это обеспечит мне сбалансированность, поскольку я учитываю влияние своего поведения на других людей». 6. Перенесите эту метапрограмму на будущее. Мысленно попрактикуйтесь в использовании метапрограммы — до тех пор, пока она не покажется вам комфортной и привычной. Устранение-неисправностей. Если у вас возникают трудности, проделайте ту же процедуру на своей линии времени, сначала поднявшись над самим собой и этой линией (к своей линии мета), а затем перенесясь вдоль линии назад в свое прошлое, пока вы не натолкнетесь на одно или несколько ключевых событий, когда вы начали использовать прежнюю метапрограмму... Затем спросите себя: «Если бы я мог узнать, когда я принял первичное решение действовать исходя из внешней ориентации (назовите метапрограмму, которую вы хотите изменить), то предположил бы, что это произошло до моего рождения, во время него или после?» Воспользуйтесь одним из процессов линии времени для того, чтобы нейтрализовать прежние эмоции, мысли, убеждения, решения и т. д., — приемом визуально-кинестетической диссоциаций, паттерном аннулирования решений и т. д. Избавившись от старого паттерна, вы можете установить новую метапрограмму.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|