Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример использования метапрограмм в терапии




Ниже приводится пример, который иллюстрирует использо­вание особенностей метапрограмм в терапии. Применение мета­программ позволяет терапевту понять процессы, происходящие в жизни человека, не отождествляя с ними его «сущность». Иден­тификация ведущей метапрограммы (или метапрограмм) дает терапевту возможность понять, как произвести подстройку и ве­дение, как не допустить возникновения сопротивления у пациен­та и как увидеть в тех или иных его процессах добродетели, кото­рые обычно используются слишком часто или слишком редко.

Я (ББ) проводил терапию Ричарда и Сары с перерывами на протяжении пары лет. Они были женаты 14 лет, и их проблемы были связаны с возникшим между ними конфликтом. Недавно, после того как они не появлялись у меня в течение нескольких месяцев, Сара привела свою 17-летнюю дочь Бет, находившуюся в состоянии сильного смятения и гнева.

Она испытывала сильный страх из-за отношений с отцом. Она очень боялась его ревности и грубости и сказала, что он никогда ее не хвалит и что если они играют во что-то и она побеждает, то он приходит в состояние крайнего гнева.

Ричард признал существование эмоциональной проблемы. С по­мощью ряда вопросов и вмешательств я обнаружил, что Ричард испытывал чувство ревности к Бет с того момента, как он женил­ся на ее матери. Сара родила Бет до брака и вышла замуж за Ри­чарда, когда Бет исполнилось три года.

Сару и Бет связывали очень прочные узы, которые сохрани­лись после брака. И Ричард с самого начала ревновал Сару к Бет из-за того внимания, которое она уделяла дочери. Однако в тече­ние десяти лет Ричард ни разу не давал выхода этому чувству. Работая с Бет, я начал предполагать, что Ричард ревнует к ней. Затем, после того как я расспросил Ричарда, он признался, что действительно чувствует себя ущемленным, когда Сара проводит время с Бет.

В результате мое внимание переключилось на Ричарда. За­тем я попросил его осуществить ассоциацию с его ревностью и гневом, направленным на Бет. Сделав это, он воскликнул: «Она — вовсе не подарок для всего человечества!» Неудивительно, что при наличии такой установки Сара старалась изо всех сил сохранить с ним теплые отношения, одновременно пытаясь проявить заботу 0 Дочери. После чего я определил проблему следующим образом:


268____________________________________ Часть III. Применение

Бет не получает от отца той заботы, в которой она нуждается, Сара чрезмерно компенсирует этот недостаток, уделяя Бет еще больше внимания, и это усиливает чувство ревности и гнева у Ричарда (настоящая системная проблема!).

Какие же метапрограммы двигали этими людьми? Ричард дей­ствовал преимущественно как ассоциированный агрессор в поис­ке обусловленной самоценности, основанной на проявлении к нему «уважения».

№ 2. Тип связи: отсоединение. Ричард проявлял интенсивные эмоции, вызванные не только данной ситуацией, но и тем, что он рос вместе с младшим братом, на которого, как он полагал, была направлена вся любовь и внимание семьи. «Все свидания и звон­ки от девушек приходились на долю моего младшего брата». Те­перь эта проблема нашла отражение в его гневе, направленном на Бет в связи с тем временем, которое она проводила в телефонных разговорах со своим приятелем.

№ 15. Эмоциональное состояние: ассоциированное. Ричарда от-личала резкая кинестетическая реакция на телефонные звонки и другие ситуации. Она повторно якорила ревность и гнев, которые он прежде испытывал к своему младшему «идеальному» брату. Ричард также воскрешал болезненные воспоминания в весьма ас­социированной манере.

№ 13. Стиль эмоционального совладания: агрессивный. «Я вел себя пассивно с братом, но, став взрослым, я был преисполнен ре­шимости действовать агрессивно». Когда он испытывал стресс в супружеской жизни, то «брал быка за рога», что, в свою очередь, приводило к оскорбленным чувствам и деструктивному поведе­нию.

№ 20. Тип направленности: навстречу. Он решительно шел на­встречу своим ценностям, в особенности ценности уважения. Од­нако за этими чувствами стояли его ассоциированные (застаре­лые) эмоции гнева и ревности к младшему брату. Он также накап­ливал воспоминания о проявлениях гнева и ревности к Бет и Саре. Все это обусловливало его стиль решительного ухода от прояв­ления неуважения.

№ 32. Общая реакция: неконгруэнтная. Его неосознаваемые эмо­ционально значимые болезненные переживания (SEEP) обуслов­ливали его внутренний конфликт с самим собой. Он говорил, что любит Бет и Сару, однако его тон и физиология свидетельствова­ли о ярости. Подобная коммуникация сбивала их с толку.


Г лава 10. Инженерное конструирование..._________________ 269

№ 41. Отношение к наставлению: сильная воля. Поскольку зна­чительную часть коммуникации Ричард пропускал через свой фильтр неуважения, почти любая информация, поступавшая к нему, инициировала его гештальты гнева/ревности/ярости. И на подоб­ную информацию он реагировал проявлением сильной воли. А по­скольку ему «нельзя было ничего сказать», жена и дочь оставили всякие попытки!

№ 42. Самооценка: сильно обусловленная и низкая. Эмоциональ­ный голод в детстве стал причиной его обусловленной самооцен­ки, основанной на ежедневном проявлении к нему уважения.

Сара действовала преимущественно в ассоциированной пас­сивной манере с повышенной ответственностью, уходя от конф­ликта. Бет проявляла преимущественно ассоциированную пассив­ность с малой силой эго, избегая проявлений гнева и конфликта.

Теперь прервитесь на минуту и подумайте о том, как бы вы скон­струировали терапевтический подход к Ричарду, учитывая дан­ную информацию.

Как же поступил Боб? Он принял во внимание три ведущие метапрограммы Ричарда: резкое возражение против наставлений, ассоциированное отсоединение и уход от проявлений неуважения со стремлением к уважению. Поэтому, учитывая интенсивное не­приятие Ричардом неуважения, Боб начал и все время продолжал предлагать ему многочисленные подтверждения его достоинств, заслуг и т. д. Он внимательно слушал, обдумывал услышанное и добивался обратной связи, смотрел на Ричарда, когда тот гово­рил, и т. д.

Затем Боб помог Ричарду занять метапозицию по отношению к его трудностям в семейных отношениях, с тем чтобы тот мог удер­жаться от проявлений негативных чувств. При этом Боб тщатель­но избегал прямых «указаний», а делал лишь намеки и иногда инициировал у Ричарда отсоединение, говоря, что у него возник­ла идея, но, вероятно, в данном случае она не сработает.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...