Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение об организации учебного процесса на кафедре нормальной физиологии сгма




Дневник компетенций

ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Для студентов факультета высшего сестринского образования

(заочное отделение)

 

СТУДЕНТ

ГРУППА

 

1920-2014

Смоленск 2014


УДК 612(076.5) В.А. Правдивцев, А.В. Евсеев, Н.М. Осипов, Л.Ю. Путенкова, Л.П. Нарезкина, О.Е. Шалаева, Д.В. Сосин, А.П. Гераськина. Физиология возбудимых тканей, физиология ЦНС, физиология сердечно-сосудистой системы, физиология дыхания, физиология пищеварения, физиология выделения. Учебно-методическое пособие. Под редакцией профессора В.А. Правдивцева. Смоленск: Изд. СГМА, 2014 – 25 с.

 

 

Учебное пособие составлено в соответствии с программой обучения на факультете высшего сестринского образования в медицинских ВУЗах Российской федерации. Пособие включает описание лабораторных работ, контрольные вопросы для самостоятельной подготовки. Предназначено для студентов заочной формы обучения факультета высшего сестринского образования. При подготовке пособия использовалось «Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии» (Издательство «Медицина», Москва, 2002 г. Коллектив авторов – Судаков К. В., Котов А. В.,…. Правдивцев В.А. и др.)

 

Рецензенты –

Доктор медицинских наук, профессор СГМА Н. Ф. Фаращук

Член-кореспондент РАЕ, доктор биологических наук, профессор СГУ Э. А. Городниченко.

Ó Смоленская государственная медицинская академия, 2014 г.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ СГМА

1. Учебный процесс на кафедре осуществляется в соответствии с действующими программами обучения, рабочими программами кафедры, утвержденными проректором по учебной работе СГМА и включает - чтение лекций, практические занятия, итоговые занятия по разделам. Посещение студентами лекций, практических занятий, итоговых занятий - является обязательным. В конце каждого семестра по результатам текущей учебной работы студенту выставляется «зачет». В конце учебного года студенты, выполнившие учебный план, сдают экзамен в виде письменной контрольной работы по программным вопросам физиологии. Рекомендуемый для подготовки к занятиям учебник: основной «ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» / Под ред. В. М. СМИРНОВА. «МЕДИЦИНА», 2001.; «РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ» / под ред. С. М. БУДЫЛИНОЙ и В. М. СМИРНОВА, 2005; дополнительная литература – «ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» / под ред. В. М. Покровского и др. «Медицина», 2000 г, «Физиология центральной нервной системы» В. М. Смирнов, В. Н. Яковлев, В. А. Правдивцев. Москва, «Академия», 2005 г.

2. Формы контроля академической работы студентов на кафедре. В начале каждого практического занятия проводится письменная контрольная работа или устный опрос по вопросам темы. По ходу практического занятия студент оформляет протокол, который оценивается и подписывается преподавателем в конце занятия. Изучение тематического раздела заканчивается итоговым занятием в форме письменной контрольной с выставлением оценки по 5-балльной системе. Оценка, полученная студентом на итоговом занятии, вводится в кафедральную компьютерную базу данных. Совокупность введенных оценок формирует среднюю арифметическую оценку успеваемости студента за учебный год. Средняя оценка в последующем вносится в экзаменационную ведомость в графу – «Результаты предэкзаменационного тестирования» и будет учитываться при выставлении итоговой экзаменационной оценки. В базу данных также вносятся сведения о пропусках практических занятий, пропусках лекций, информация кафедры для деканата об успеваемости студентов, оценки, полученные студентами при проведении письменного переводного экзамена. Распечатки данных регулярно вывешиваются на специальном стенде.

3. О порядке проведения отработок практических занятий.

3.1. Пропущенное студентом практическое занятие, пропущенное итоговое занятие подлежат отработке в кратчайшие сроки. Отработка практического занятия включает - письменную контрольную по теме, реферат по теорети­ческому материалу занятия, выполнение практических задач по указанию преподавателя, оформление протокола практического занятия. Отработка итогового занятия в полном объеме проводится только для студентов, пропустивших занятие по уважительной причине. Для студентов, пропустивших занятие по неуважительной причине отработка проводится в форме собеседования, при этом ранее выставленная отрицательная оценка за итоговое занятие в базе данных не исправляется.

3.2. В пределах времени одной отработки можно отработать одно практическое занятие.

3.3. По ходу семестра отработки проводятся согласно графику работы преподавателей, проводящих занятия в группе. Преподавателя о предстоящей отработке студент должен заранее информировать.

3.4. Основная часть пропущенных занятий должна быть отработана во время семестра. На конец семестра у студента не должно быть более 2-х отработок. После окончания семестра отработки проводятся с разрешения деканата факультета в пределах одной недели. Перенос отработок одного семестра на следующий не допускается.

3.5. Общее число пропусков аудиторных занятий на кафедре вне зависимости от их причины не должно превышать 25% времени, отводимого на проведение занятий. В случае превышения установленного лимита, большого числа отработок после окончания семестра, а также при наличии неудовлетворительного среднего балла за итоговые занятия кафедра оставляет за собой право не допускать студента к отработкам занятий, что автома­тически ведет к неполучению зачета по предмету.

3.6. Решение о невыставлении зачета по итогам семестра или учебного года принимается коллегиально на заседании кафедры, заносится в протокол. Выписка из протокола направляется в деканат соответствующего факультета.

С положением об организации учебного процесса на кафедре нормальной физиологии СГМА – ознакомился, инструктаж по технике безопасности при выполнении практических работ на кафедре – прошел

 

– Дата – Подпись

ТЕМА 1: Физиология возбудимых тканей. Биоэлектрические явления: мембранный потенциал покоя, локальный потенциал, потенциал действия.

Цель: Получение доказательств биоэлектрических явлений в возбудимых тканях.

Вопросы к занятию:

Каково строение клеточной мембраны? Как классифицируются ионные каналы? Какой механизм активно поддерживает ионную асимметрию на мембране? Ка­кова роль К-Na насоса в создании исходной поляризации мембраны? Что такое мембранный потенциал покоя, чему он равен? Какова роль тока ионов калия в покое в создании исходной поляризации мембраны? Какова роль тока натрия в покое в создании исходной поляризации мембраны? Что такое мембранный потенциал дейст­вия? Нарисуйте потенциал дейст­вия, стрелкой укажите инверсию (перескок) мембран­ного потенциала. Нарисуйте потенциал действия, стрелкой ука­жи­те следовой положитель­ный потенциал. Чему рав­ны амплитуда, длительность потенциала действия? Какие ионы играют главную роль в возникновении потенциала действия? Как изменяется проницаемость для ионов Na+ при деполяризации? Что такое натриевая инактивация? Как изменяется прони­цаемость мембраны для ионов калия во время фазы реполяризации потенциала действия? Как изменяется ионная проницаемость мембраны при реполяризации? Чем управляется воротный механизм ионных каналов мембраны?

Рекомендуемая литература

Физиология человека/ Под ред. В. М. Смирнова, М: Медицина. – 2001. – С. 45–61.

Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии/ Под ред. С. М. Будылиной, В. М. Смирнова, М: Академия. – 2005. – 329 с.

Практикум

РАБОТА 1. Приготовление нервно-мышечного препарата.

См. «Руководство» – работа 1.1.С.8. Видеофильм.

Цель – обучиться технике приготовления нервно-мышечного препарата.

Результат - получение препарата икроножной мыщцы лягушки и седалищного нерва, иннервирующего икроножную мышцу.

Указания к оформлению протокола -

Зарисуйте полученный нервно-мышечный препарат и обозначьте его составные части.

 

 

РАБОТА 2. Первый опыт Гальвани.

См. «Руководство» – работа 1.2. С. 10.

Цель - доказательство наличия разности потенциалов между разнородными металлами, выступающей в качестве раздражителя для возбудимых тканей.

Оборудование – набор препаровальных инструментов, препарат задних лапок лягушки, милливольтметр, электроды из разнородных металлов, электролит.

Результат – констатация факта разности потенциалов между электродами из разнородных металлов, погруженных в электролит; сокращение задник лапок лягушки при соприкосновении с биметалличским пинцетом.

 

Указания к оформлению протокола -

1. Нарисуйте схему первого опыта Гальвани.

 

2. Объясните природу наблюдаемого в опыте эффекта.

 

3. Определите с помощью милливольтметра разность потенциалов между разнородными и однородными металлами, опущенными в электролит - 1) цинк-железо - 2) цинк-медь - 3)железо-железо –

 

 

РАБОТА 3. Второй опыт Гальвани. См. «Руководство» – работа 1.3. С. 10.

Цель – убедиться в наличии достаточной разности потенциалов между поврежденной и неповрежденной участками мышцы, обеспечивающей возбуждение нервного ствола.

Оборудование – набор препаровальных инструментов, нервно-мышечный препарат, раствор Рингера

Результат – феномен возбуждения и сокращения мышцы при набрасывании нерва на поврежденный и неповрежденный участки мышцы нервно-мышечного препарата.

 

Указания к оформлению протокола -

1. Нарисуйте схему второго опыта Гальвани –

 

2. Объясните природу наблюдаемого эффекта –

 

Тема зачтена:

ТЕМА 2: Проведение возбуждения по нервам. Синапсы. Сокращение мышечной ткани.

Цель: анализ механизмов проведения возбуждения по нервным волокнам разного типа, передачи возбуждения через нервно-мышечный синапс, сокращение мышцы.

Вопросы к занятию

Опишите механизм проведения возбуждения в безмиелиновых нервных волокнах, в миелиновых нервных волокнах. Каковы преимущества сальтаторного проведения возбуждения? Как и почему скорость распространения возбуждения по нервным волокнам зависит от их диаметра? Как зависит скорость распространения возбуж­дения по нервным волокнам от амплитуды потенциала действия? Назовите и охарактеризуйте законы проведения возбуждения в нервах. На какие группы делятся волокна по скорости проведения возбуждения? С какой скоростью распространяется возбуждение в волокнах типа А, В, С? Охарактеризуйте процесс электросекреторного сопряжения в нервно-мышечном синапсе. Что такое холинорецептор? Каким ферментом разрушается ацетилхолин в нервно-мышечном си­напсе? Охарактеризуйте возрастные особенности нервных проводников, синапсов, рецепторов. Нарисуйте схему расположения сокра­ти­тельных белков в миофибрил­ле? Опишите механизм сокращения скелетной мышцы. Какова роль кальциевого насоса в ске­лет­ных мышцах? На что расходуется энергия АТФ в мышечных волокнах? Оха­рак­теризуйте возрастные особенности функциональных свойств мышц человека. Как зависит амплитуда тетанического сокращения скелетной мышцы от частоты стимуляции нерва? Что такое оп­ти­мальное сокращение, пессимальное сокращение?

Рекомендуемая литература

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...