Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физиология человека/ Под ред. В. М. Смирнова, М: Медицина. – 2001. С. 431-457.




ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ:

Раздел I – Сенсорные системы

1. Зрительная сенсорная система

Вопросы. Как организована зрительная сенсорная система. Чем представлен рецепторный отдел зрительной сенсорной системы? Фотохимические реакции в сетчатке глаза. Что такое аккомодация, каков ее механизм? Аномалии рефракции. Идентичные и диспаратные точки сетчатки, каково их значение в восприятии изображения? Чем обусловлен астигматизм? Какими линзами он исправляется? Как и почему изменяется диаметр зрачка при болевом воздействии на человека? Как и почему меняется диаметр зрачка при ярком освещении? Каковы механизмы темновой и световой адаптации? Что называется остротой зрения, как ее определяют? Что называется полем зрения, как его определяют? Как называется место наилучшего видения на сетчатке и каковы особенности его гистологического строения? Оха­рактеризуйте трех­ком­понентную теорию цветового зрения?

2. Слуховая сенсорная система

Вопросы. Каков диапазон частот, вос­при­­ни­маемых органом слуха человека? В области каких частот слух человека об­ла­дает максимальной чувствительностью? Что относится к периферическому отделу слухового анализатора? Охарактеризуйте физиологическое значение среднего уха. Как осуществляется проведение звуковых колебаний к слуховым рецепторам? Каковы современные пред­ставления о механизмах восприятия звуковых колебаний различной частоты (низких, средних, высоких тонов)? Ка­­кие физиологические механизмы позволяют определить направление источника звука в пространстве?

3. Вестибулярная сенсорная система

Вопросы. Какова физиологическая роль вести­булярного анализатора? Что является адекватными раздра­жителями волосковых клеток преддверия, полукружных каналов? Опишите реакции, возникающие при раздражении вестибулярного аппарата. В чем проявляются вести­було-вегетативные реакции?

4. Проприоцептивная сеносорная система.

Вопросы. Какое физиологическое зна­чение име­ет проприорецепция? Чем представлен периферический отдел проприорецептивного анализатора? Что является адекватным раздражителем мышечных веретен? Где распо­ложены тельца Гольджи и когда они возбуждаются?

5. Ноцицептивная и антиноцицептивные сенсорные системы.

Вопросы: Что такое ноцицепторы? Раздражители для хемоноцицепторов? Компоненты реакций организма на боль? Характеристика основных видов боли (местные, проекционные, иррадиирущие, отраженные, фантомные боли). Какую функцию выполняет антиноцицептивная система? Механизмы деятельности антиноцицептивной системы. Обоснование использования основных методов обезболивания в клинике.

6. Обонятельная сенсорная система

Вопросы. Периферический, проводниковый, корковый отделы обонятельного анализатора. Классификация запахов. Адаптивные процессы в обонятельной сенсорной системе. Нарушения обоняния.

7. Сенсорная система вкуса.

Вопросы. Многокомпонентность вкусового ощущения. Типы вкусовых ощущений. Пороги чувствительности для разных типов вкусовых ощущений. Биологическое значение низкого порога чувствительности для веществ с горьким вкусом. Периферический, проводниковый, корковый отделы сенсорной системы вкуса.

 

Для подготовки предоставляются электронные тексты лекций «Частная физиология сенсорных систем» под ред. В.А. Правдивцева, 2011, 52 с.

Раздел II – Высшая нервная деятельность

1. Условный рефлекс – поведенческая реакция, формирующаяся в процессе сочетаний индифферентного раздра­жителя с безусловным подкреплением

Вопросы. Общие признаки условных рефлексов. Отличие условных рефлексов от безусловных. Правила выработки условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Характеристика отдельных видов условных рефлексов – условные рефлексы на время, на введение химических (лекарственных) веществ, условнорефлекторное воспроизве­дение патологических сдвигов в организме

2. Механизм образования условных рефлексов.

Вопросы. Постулаты Павлова, послужившие основой концепции образования условных рефлексов. Схема образования по Павлову временной связи между корковым представительством условного раздражителя (КПУР) и корковым представительством безусловного рефлекса (КПБР). Современные представления об образовании временной связи на уровне одиночных нейронов.

Временная связь как результат метаболических процессов цитоплазмы нейронов. Долговременная память.

3. Архитектура поведенческого акта с позиции теории функциональной системы П. К. Анохина.

Вопросы. Схема общей организации поведенческого акта с позиции рефлекторной теории. Принципиальная схема функциональной системы как аппарата саморегуляции. Стадии поведенческого акта – афферентный синтез, принятие решения, формирование акцептора результатов действия, программы действия, действие, получение полезных результатов, обратная афферентация, оценка параметров результата в аппарате акцептора действия. Биологически отрицательная эмоциональная реакция как результат рассогласования обратной афферентации с аппаратом акцептора результатов действия.

4. Торможение условных рефлексов.

Вопросы. Внешнее, или безусловное, торможение – гаснущий тормоз, постоянный тормоз, запредельное торможение.

Механизмы внешнего торможения.

Внутреннее, или условное, торможение. Угасательное торможение, дифференцировочное торможение, условный тормоз, запаздывающее торможение. Системные механизмы внутреннего торможения.

5. Типы высшей нервной деятельности.

Вопросы. Способы объективной оценки силы процессов условнорефлекторного возбуждения, условнорефлекторного торможения, их уравновешенности и подвижности.

Типы высшей нервной деятельности по Павлову, по Гиппократу. Какими свойствами ха­рактеризуется холерический темперамент? Какими свойствами ВНД характе­ри­­зуется меланхо­лический темперамент? Какими свойствами ВНД характе­ризуется сангвинический темперамент? Какими свойствами ВНД характери­зуется флегма­тический темпе­рамент? Дайте определение по­ня­тию "экспери­ментальный невроз". Какие типы ВНД в большей степени под­вер­жены невро­тическим состояниям? Какими приемами вызываются экспе­риментальные неврозы? Как мож­но вызвать экспериментальный невроз у холериков и флегматиков? Каковы общие принципы лечения неврозов?

Эмоции.

Вопросы. Биологическая теория эмоций П. К. Анохина. Информационная теория эмоций по П. В. Симонову. Функции эмоций. Нервный субстрат эмоций. Феномен самораздражения. Роль лимбической системы. Нейрохимическое обеспечение эмоций. Соматические и вегетативные компоненты эмоций. Роль эмоций в формировании высшей нервной деятельности ребенка. Классификация эмоций. Эмоциональные стресс. Психотропные препараты как средство борьбы с эмоциональным стрессом. Проблема наркомании. Физиологические методы борьбы с эмоциональным стрессом.

7. Физиология сна.

Вопросы. Определение понятия «сон». Стадии сна. Динамика ЭЭГ во время сна. Гуморальные механизмы сна. Нейрофизиологические механизмы сна. Корково-подкорковая теория сна П. К. Анохина. Механизмы медленноволнового и быстрого сна. Сновидения. Влияние эмоционального стресса на сон. Нарушения (патофизиология) сна.

 

Для подготовки предоставляется электронный текст пособия «Введение в физиологию высшей нервной деятельности» под ред. В.А. Правдивцева, 2010, 37 с.

 

УКАЗАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ:

Каждый студент в конце 2-го семестра получает по одной теме из разделов «Сенсорные системы» и «Высшая нервная деятельность» для написания рефератов. К началу 3-го семестра каждый студент сдает два реферата. Реферат должен представлять собой рукописный или напечатанный текст* объемом от 10 до 20 листов формата А4 и содержать:

1. титульный лист** (указывается учебное заведение, тема реферата, ФИО студента, кафедра, год)

2. план (предоставленные вопросы не являются планом, но они должны быть обязательно раскрыты в рамках темы)

3. основной текст, согласно пунктам плана

4. список литературы.

 

*Требования к печатному тексту: 14 шрифт Times New Roman, интервал полуторный выравнивание по ширине, поля: верхнее и нижнее по 2 см, левое 3 см., правое 1,5 см. Текст может содержать рукописные схемы и рисунки.

 

**Образец титульного листа

  Смоленская государственная медицинская академия   Реферат по дисциплине нормальная физиология на тему:   «Слуховая сенсорная система»     Выполнил (а): Студент 2 курса 1 группы факультета ВСО заочной формы обучения ФИО Руководитель: должность, ФИО Кафедра нормальной физиологии    

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...