Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физиология человека/ Под ред. В. М. Смирнова, М: Медицина. – 2001. С.297-336




Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии/ Под ред. С. М. Будылиной, В. М. Смирнова, М: Академия. – 2005. – 329 с.

Практикум

РАБОТА 1. Измерение артериального давления у человека.

Аускультативный метод Короткова – Работа 5.23. С.- 211 Руководства.

Цель – освоение техники измерения кровяного давления по Короткову.

Оборудование – тонометры.

Результат – количественные показатели кровяного давления у человека в норме.

 

Указания к оформлению протокола

1. Сравните уровень измеренного Вами артериального давления с нормой:

норма -

результат-

2. Рассчитайте пульсовое давление

3. Дайте определения понятиям: систолическое давление, диастолическое давление, пульсовое давление.

 

 

РАБОТА 2. Пальпаторное исследование артериального пульса.

Цель – пальпаторная параметризация пульсовых колебаний сосудистой стенки.

Работа выполняется на человеке.

Результат – оценка частоты пульса, его ритмичности, напряжения, наполнения.

 

Расположите указательный, средний и безымянный пальцы руки над лучевой артерией испытуемого, при этом прощупывается артериальный пульс. При оценке качеств пульса учитываются следующие показатели: а) Частота (рассчитывается за 1 мин.) - в норме соответствует числу сокращений сердца. б) Ритм - оценивается по величине интервалов времени между пульсовыми колебаниями. Пульс может быть ритмичным и аритмичным. в) Напряжение - характеризуется силой сдавливания артерии, при которой пульс пропадает. Постепенно сдавливая артерию одним пальцем, другим пальцем определите момент исчезновения пульса. По напряжению пульс может быть твердым и мягким. г) Наполнение пульса - зависит от количества крови, выбрасываемой в аорту левым желудочком сердца. Сдавливая пальцами лучевую артерию с различной силой, можно получить ориентировочное представление об объеме пульсового наполнения сосуда. По показателю наполнения пульс может быть полным, недостаточно полным и т. д.

 

Указания к оформлению протокола

Определите частоту, оцените ритмичность, напряжение и наполнение пульса у 3 человек.

1 измерение ­­–

2 измерение –

3 измерение –

 

Тема зачтена:

ТЕМА 6: Обмен энергии. Терморегуляция. Принципы рационального питания.

Цель: Анализ энергетического обмена человека.

Вопросы к занятию

Что такое основной обмен, чему он равен в норме, на что тратится энергия основного обмена? Что такое рабочая прибавка, от чего зависит величина рабочей прибавки? Из каких компонентов складывается рабочий обмен? Какова суточная потребность человека в белках, углеводах, жирах?

Нарисуйте схему функциональной системы терморегуляции. Что является объектом регуляции в функциональной системе терморегуляции? Где расположен центр терморегуляции, из каких отделов он состоит? Как изменится спо­соб­ность животного под­держивать температуру тела при разрушении облас­ти переднего гипо­таламуса? Какие образования улавливают коле­ба­ния температуры внутренней среды организма, где они располагаются? Как изменится ак­тивность механизмов физической и химической терморе­гуляции при тенденции уменьшения температуры внутренней среды организма? Как изменится активность механизмов физической и химической терморегуляции при тенденции увеличения температуры внутренней среды организма. Охарактеризуйте основные механизмы физической терморегуляции.

Рекомендуемая литература

Физиология человека/ Под ред. В. М. Смирнова, М: Медицина. – 2001. – С. 410- 430.

Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии/ Под ред. С. М. Будылиной, В. М. Смирнова, М: Академия. – 2005. – 329 с.

Электронные тексты лекций: «Обмен энергии. Терморегуляция»

Практикум

РАБОТА 1. Определение должной величины основного обмена.

Цель – определение должной величины основного обмена.

Для работы необходимы – расчетные таблицы.

Результат – определение должной величины основного обмена с учетом индивидуальных анатомо-физиологических особенностей человека.

 

Измерьте свой рост и массу.

По таблице (для мужчин или для женщин) соответственно Вашей массе найдите некоторое значение килокалорий. Далее, на пересечении показателей Вашего роста и возраста, найдите поправочный коэффициент. Сложите первую величину с поправочным коэффициентом. Полученная сумма составит должную величину основного обмена.

 

Указания к оформлению протокола - Сопоставьте найденную величину должного основного обмена с рассчитанным ранее рабочим обменом, определите величину рабочей прибавки.

 

Таблица для определения должного основного обмена у женщин

Масса_ Рост_ ________________Возраст

кг ккал см 17 19 21 23 25 27 29 31 33

______________________________________________________________

45 1085 140 155 146

47 1105 144 171 162

49 1124 148 187 178

51 1143 152 201 192 183 174 164 155 146 136 127

53 1162 156 215 206 190 181 172 162 153 144 134

55 1181 160 229 220 198 188 179 170 160 151 142

57 1200 164 243 234 205 196 186 177 168 158 149

59 1211 168 255 246 213 203 194 184 175 166 156

61 1231 172 267 258 220 211 201 192 183 173 164

63 1250 176 279 270 227 218 209 199 190 181 171

65 1269 180 291 282 235 225 216 207 197 188 179

67 1288 184 303 294 242 233 223 214 204 195 186

69 1307 188 313 304 250 240 231 221 215 203 193

71 1326 192 322 314 257 248 238 229 220 210 201

73 1345 196 333 324 264 255 246 236 227 218 208

75 1364 200 298 334 272 262 253 244 234 225 216

 

Таблица для определения должного основного обмена у мужчин

Масса _Рост_ ___________________Возраст

кг ккал см 17 19 21 23 25 27 29 31 33

50 754 140 553 528

52 782 144 593 568

54 809 148 633 608

56 837 152 673 648 619 605 592 578 565 551 538

58 864 156 713 678 639 625 612 598 585 571 558

60 892 160 743 708 659 645 632 618 605 591 578

62 919 146 773 738 679 665 652 638 625 611 598

64 947 168 803 768 699 685 672 658 645 631 618

66 974 172 823 788 719 795 692 678 665 651 638

68 1002 176 843 808 739 725 718 698 685 671 658

70 1029 180 863 828 759 745 732 718 705 691 678

72 1057 184 883 848 779 765 752 738 725 711 698

74 1084 188 903 868 799 785 772 758 745 731 718

76 1112 192 923 888 819 805 792 778 765 751 738

78 1139 196 - 908 839 825 819 798 785 771 758

80 1167 200 - 859 845 832 818 805 791 779 754

Указания к оформлению протокола:

Запишите результат должной величины основного обмена –

РАБОТА 2. Определение отклонения величины основного обмена от нормы в %% по номограмме Рида.

Цель – оценка отклонения величины основного обмена от нормы.

Для работы необходима – номограмма.

Результат – Определение отклонения величины основного обмена от нормы в %%.

 

Номограммы Рида дают возможность определить процент отклонения основного обмена от нормы, основываясь на взаимосвязи между артериальным давлением, пульсом и производством энергии в организме. Допустимым считается отклонение от нормы до 10%. Соедините линейкой значения частоты Вашего пульса и пульсового давления. На средней линии – определите величину отклонения основного обмена от нормы в процентах.

Рис. 2. Номограмма по Риду.

Указания к оформлению протокола

Результат определения –

 

Ответьте на вопрос: по каким косвенным показателям физиологической активности человека можно судить о величине основного обмена человека?

 

1) – 2) – 3) – 4) –

 

РАБОТА 3. Составление пищевого рациона.

Цель – составить оптимальный для студента-медика пищевой рацион.

Оборудование – таблицы с указанием калорической ценности основных продуктов питания.

Результат – меню для студента на день.

 

Принципы составления пищевых рационов: а) Калорийность рациона должна быть близка суточному расходу энергии. б) Калорийность завтрака должна составлять 30-35%, обеда - 45-45%, ужина - 15-20% калорийности суточного рациона. в) Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть примерно 1:1:4. г) Треть потребляемых белков и жиров должна быть живот­ного происхождения. д) На ужин следует рекомендовать молочно-рас­титель­ные блюда.

Пищевой рацион составляют, используя специальные таблицы, в которых содержится информация о процентном содержании в пищевых продуктах белков, жиров и углеводов, калорийность продуктов, содержание в них витаминов, микроэлементов и т. д.

 

Подберите блюда для завтрака, обеда и ужина. Укажите вид и количество необходимых для приготовления блюд продуктов. По таблице рассчитайте калорийность, содержание белков, жиров, углеводов во взятых Вами продуктах. Суммируйте калорийность пищи отдельно для завтрака, обеда, ужина и за сутки в целом. Суммируйте также содержание белков, жиров и углеводов в рационе за сутки.

 

Указания к оформлению протокола

Составьте пищевой рацион для студента медицинского вуза ­– 3000 ккал.

Результаты работы оформитев виде таблицы на отдельной странице.

 

ТАБЛИЦА: Пищевой рацион

Прием пищи Наименование блюд Продукты Масса продуктов Кало-рийность Содержание
Белки Жиры Углеводы
Завтрак                
Обед              
Полдник                
Ужин              

Тема зачтена:

 

ТЕМА 7: Дыхание

Цель: изучение физиологических процессов, обеспечивающих дыхание.

Вопросы к занятию

Из каких процессов состоит дыхание человека? Какое влияние на тонус гладко­мышечных элементов бронхов оказывают симпатические влияния? Какое влияние на тонус гладкомышечных элементов бронхов оказывают парасимпатические влияния? Назовите известные Вам защитные дыхательные рефлексы. Что формирует эластическую тягу легких? По какой причине изменяется активность сурфактанта в процессе вдоха, к чему это приводит? По какой причине изменяется активность сурфактанта в процессе выдоха, к чему это приводит? Объясните причины возникновения ателектаза (слипания) при нарушении синтеза пневмоцитами сурфактанта. Что такое ЖЕЛ, из каких объемов воздуха она складывается? Что такое дыхательный объем, чему он ра­вен? Что такое резервный объем вдоха, чему он равен, что такое резервный объем выдоха, чему он равен? Что такое остаточный объем? Что называют функциональной остаточной емкостью (ФОЕ) легких, чему она равна? Сколько кислорода и углекислого газа содержится во вдыхаемом воздухе? Какие факторы способствуют диффузии газов в легких? Укажите величину парциаль­ного давления кислорода в альвеолярном воздухе? Чему равно парциальное давление углекислого газа в альвео­лярном воздухе? Чему равно напряжение углекислого газа в венозной крови? Объясните причины направ­ленного пере­мещения углекислого газа в тканях, в легких. Объясните причины направленного перемещения кислорода в легких, в тканях. Какова суммарная площадь соприкосновения поверхности альвеол с капиллярами легких? Сколько кислорода и углекислого газа содер­жится во выдыхаемом и альвеолярном воздухе? Нарисуйте схему функцио­нальной системы дыхания, поддерживающей оптимальный газовый состав крови. Что является объектом регуляции в функцио­нальной системе дыхания? Каковы причины кессонной болезни? Чем обусловлен первый вдох новорожденного? Где располагается дыхательный центр?

Рекомендуемая литература -

Физиология человека/ Под ред. В. М. Смирнова, М: Медицина. – 2001. – С. 238-271.

Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии/ Под ред. С. М. Будылиной, В. М. Смирнова, М: Академия. – 2005. – 329 с.

 

Практикум

РАБОТА 1. Определение должной величины ЖЕЛ по таблицам.

Цель – определение должной ЖЕЛ человека.

Для работы необходимы – таблицы для расчета.

Результат – расчет должной ЖЕЛ с учетом анатомо-физиологических особенностей человека.

Полученная Вами в конкретном измерении у испытуемого ЖЕЛ обычно сопоставляется с должной ЖЕЛ, т.е. с некоторой нормой, рассчитываемой по таблице с учетом роста, веса, возраста и пола испытуемого. Для нахождения должной ЖЕЛ - сложите величину миллилитров, стоящую в строке таблицы против массы испытуемого с величиной на пересечении позиции роста и позиции возраста испытуемого.

 

Таблица для расчета должной величины ЖЕЛ (мл) для ЖЕНЩИН

Масса Рост ----------------- Возраст----------------------

кг мл см 17 19 21 23 25 27 29 31 33

45 2495 124 232 188

47 2541 128 246 225

49 2585 132 282 262

51 2628 136 319 299

53 2672 140 356 335

55 2716 144 393 372

57 2760 148 430 419

59 2803 152 462 446 420 400 377 356 335 312 292

61 2847 156 494 473 437 416 395 372 351 331 308

63 2893 160 526 506 455 432 411 391 368 347 329

65 2937 164 558 538 471 451 427 407 386 373 342

67 2980 168 586 565 489 466 446 423 402 381 358

69 3024 172 614 593 506 485 462 441 420 397 377

71 3068 176 641 621 522 501 480 457 437 416 393

73 3111 180 669 648 540 517 496 476 453 432 411

75 3155 184 696 676 556 535 512 492 469 448 427

 

Таблица для расчета должной величины ЖЕЛ (мл) для МУЖЧИН

Масса Рост -----------------Возраст--------------------

кг мл см 17 19 21 23 25 27 29 31 33

50 1734 132 1087 1030

52 1798 136 1189 1122

54 1860 140 1271 1214

56 1925 144 1363 1306

58 1987 148 1455 1389

60 2053 152 1547 1490 1423 1391 1361 1329 1299 1267 1237

62 2118 156 1639 1559 1469 1437 1407 1375 1345 1313 1283

64 2170 160 1718 1628 1515 1483 1451 1421 1391 1359 1329

66 2244 164 1777 1697 1561 1529 1499 1467 1437 1405 1375

68 2302 168 1846 1768 1607 1575 1545 1513 1483 1451 1401

70 2361 172 1892 1812 1653 1621 1591 1559 1529 1507 1467

72 2433 176 1938 1858 1699 1667 1651 1599 1575 1542 1513

74 2497 180 1984 1904 1745 1718 1683 1651 1621 1589 1559

76 2559 184 2030 1950 1791 1759 1729 1697 1667 1635 1605

78 2614 188 2076 1996 1837 1805 1765 1743 1713 1681 1651

80 2684 192 2122 2042 1883 1851 1821 1789 1759 1727 1607

Указания к оформлению протокола

1. Должная величина ЖЕЛ –

2. ЖЕЛ, найденная в процессе измерения –

3. Вывод (обоснуйте) –

РАБОТА 2. Определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и ее составля­ющих.

Цель – определение ЖЕЛ и ее составляющих.

Оборудование – спирометр.

Результат – количественная оценка ЖЕЛ и ее составляющих.

а) Определение объема дыхательного воздуха: сделайте 5-6 спокойных дыхательных движений - вдох через нос, выдох в спирометр. Для определения дыхательного объема необходимо разделить зафиксированный спирометром суммарный объем на число дыхательных движений. б) Определение резервного объема выдоха: при­ведите спирометр в нулевое положение. Сделайте после обычного выдоха максимальный выдох в спирометр. Полученный результат характеризует резервный объем выдоха. в) Определение резервного объема вдоха: заполните спирометр воздухом до отметки 4000 мл. Сделайте после обычного вдоха максимальный вдох из спирометра. Полученный результат характеризует резервный объем вдоха. г) Определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ): приведите спирометр в нулевое положение. Сделайте после максимального вдоха максимальный выдох в спирометр. Полученный объем - ЖЕЛ, которая должна совпадать с суммой трех полученных ранее объемов. Если расхождение превышает 10% - в измерениях допущена ошибка. е) Рассчитайте минутный объем дыхания в покое (дыхательный объем умножьте на число дыхательных движений).

Указания к оформлению протокола – запишите полученные Вами результаты:

1. Дыхательный объем -

2. Резервный объем вдоха -

3. Резервный объем выдоха -

4. ЖЕЛ -

5. Минутный объем дыхания –

 

Тема зачтена:

ТЕМА 8: Пищеварение

Цель: Анализ физиологических механизмов процесса пищеварения.

Вопросы к занятию

Нарисуйте схему функциональной системы питания. Где располагается пищевой центр, из каких он состоит отделов. Как формируется естественным образом у человека состояние голода? Что такое сенсорное насы­ще­ние, каков его механизм? Что такое метаболическое насыщение, каков его механизм? Какие ферменты нахо­дят­ся в составе слюны? Перечислите функции желудка. Како­ва функция соля­ной кислоты в составе желудочного сока? Какова роль желудочной слизи, покрывающей слизистую оболочку желудка? Какие ферменты находятся в составе сока поджелудочной железы? В какой форме выделяются в просвет двенадцатиперстной кишки ферменты, действую­щие на белковую молекулу? Как происходит нейтрализация соляной кислоты в двенадцати­перстной кишке? Какие функции реализует печень? Как образуется желчь? Охарактеризуйте механизм всасывания в тонком кишечнике Na+, Cl-, воды. Особенности всасывания в тонком кишечнике двухвалентных катионов. Охарактеризуйте роль микрофлоры толстого кишечника.

 

Рекомендуемая литература

Физиология человека/ Под ред. В. М. Смирнова, М: Медицина. – 2001. – С. 337-398.

Руоводство к практическим занятиям по нормальной физиологии/ Под ред. С. М. Будылиной, В. М. Смирнова, М: Академия. – 2005. – 329 с.

 

Практикум

РАБОТА 1. Спонтанная секреция слюны у человека.

Цель – оценить динамику спонтанной секреции слюны человека.

Оборудование – секундомер, универсальная индикаторная бумага.

Результат – констатация феномена спонтанной секреции, определении ее рН.

 

Определение периода глотательных движений человека. Проглотите слюну. Отметьте по секундомеру временной интервал между глотательными движениями, возникающими в результате актуализации рефлекса глотания при спонтанном накоплении слюны в полости рта. При помощи универсальной индикаторной бумаги определите ее рH.

 

Указания к оформлению протокола

1. Укажите временной интервал между глотательными движениями при спонтанной секреции слюны –

2. Укажите рН слюны –

3. Нарисуйте схему глотательного рефлекса –

РАБОТА 2. Условнорефлекторная секреция слюны у человека.

Работа выполняется по указаниям ассистента. На фоне условнорефлекторного отделения слюны отметьте по секундомеру временной интервал между глотательными движениями.

Цель – констатация феномена условнорефлекторного отделения слюны на словесные сигналы.

Для работы необходима инструкция для испытуемого о проведении опыта.

Результат – усиление слюнной секреции при предъявлении условных раздражителей.

 

Указания к оформлению протокола

Нарисуйте схему, иллюстрирующую условнорефлекторный механизм отделения слюны у человека.

 

 

РАБОТА 3. Слюноотделение при приеме пищи.

Цель – получение феномена вызванной пищевой слюнной секреции.

Оборудование – секундомер.

Результат – усиление слюнной секреции при введении пищи в полость рта.

 

Проглотите слюну. Возьмите в рот дольку сушеного яблока и заметьте время. Ориен­ти­ровочно определите латентный период слюноотделения. Отметьте по секундомеру временной интервал между глотатель­ными движениями, возникающими при накоплении слюны в полости рта, определите рН слюны.

 

Указания к оформлению протокола

1. Сравните количественные показатели спонтанной секреции слюны с показателями секреции слюны при приеме пищи.

2. Объясните – почему количество выделяемой в полость рта слюны определяется качеством пищи?

Тема зачтена:

ТЕМА 9: Выделение

Цель: изучение процессов, направленных на поддержание физиологических констант организма: кислотности, осмотического давления, объема циркулирующей жидкости

Вопросы к занятию

Какие физиологические процессы обеспечивают мочеобразование? Как зависит интенсивность клубочковой фильтрации от гидростатического давления в почечных капиллярах? Как зависит интенсивность клубочковой фильтрации от онкотического давления в почечных капиллярах? В каком участке канальцевой системы почек происходят наиболее выраженные процессы реабсорбции различных компонентов первичной мочи? Какие вещества из состава первичной мочи реабсорбируются в почечных канальцах? Чем отличается первичная моча от плазмы крови? Какую функцию обеспечивает петля Генле в составе канальцевой системы почек?

Как изменится работа почек при избыточном содержании воды в организме? Как изменится работа почек тенденции к обезвоживанию организма? Нарисуйте схему функциональной системы осморегуляции. Какое влияние на работу почек оказывает альдостерон? Как осуществляется факультативная реабсорбция воды? Что такое диурез? Секреция каких ионов почечными канальцами обеспечивает стабилизацию рН плазмы крови?

Рекомендуемая литература

Нормальная физиология/Под ред. В.М. Смирнова, М:Медицина.–2010. С.128-147

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...