Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

10) Принцип перемен.. 8. Цзинь шелкового кокона и шар тайцзи – чаньсы‑цзинь и тайцзи‑цзинь




10) Принцип перемен.

Смысл этого принципа заключается в том, что каждая тренировка происходит в зависимости от настроя занимающегося и может быть использован любой из вышеперечисленных элементов или все сразу.

Показателем правильности занятий будет такое ваше состояние сознания, при котором вы вписываетесь в окружающее на столько, что незаметны для людей, животных и птиц.

 

8. Цзинь шелкового кокона и шар тайцзи – чаньсы‑ цзинь и тайцзи‑ цзинь

 

Объяснить что такое цзинь очень сложно. Можно дать как бы общее представление. Цзинь – есть суммарный вектор приложения сил. Данный вектор получается в результате соединения скоординированных движений, дыхания и сознательного усилия с направлением ци в ударную часть тела. В качестве центра координации может быть использована любая часть тела. Базовым центром считается нижний дань‑ тянь и поясница. Вторым базовым центром являются центры стоп – точки юн‑ цюань. На более продвинутых этапах используется кисть, локоть, предплечье, пальцы рук и так далее.

В случае использования нижнего дань‑ тянь или поясницы говорят о " шаре тайцзи". Для получения представления о " шаре тайцзи", рассмотрим технику прямого удара по технике каратэ‑ до – цуки, а также прямой удар чанцюань по технике спортивного стиля ушу – " длинный кулак" (чаньцюань).

Для нанесения цуки принимаем позицию киба‑ дачи (аналог " железного всадника" – позиция ма бу).

Удар имеет несколько тренировочных уровней. Первый уровень – противовес. Допустим, удар наносится правым кулаком. Левая рука вытягивается пальцами вперед перед грудью. Правый кулак ребром упирается в правый бок. Локоть не выходит за линию плеча. Правая рука выдвигается на длину предплечья, локоть упирается в одноименный бок. Одновременно подтягивается левая рука. Ее локоть также упирается в одноименный бок. Левая ладонь на уровне правого кулака. Спинка кулака смотрит вниз. Когда левая ладонь уходит дальше назад, правый кулак выдвигается вперед и разворачивается. В то же время левая рука собирается в кулак и принимает положение правой руки до того, как она начала движение. Момент удара правым кулаком совпадает с выдвижением левого локтя назад. Получается противовес. На сколько резко нанесен удар кулаком, на столько же резко бьет локоть противоположной руки. Второй уровень – поворот корпуса по оси позвоночника. Во время удара (речь идет об ударе правым кулаком) корпус разворачивается влево примерно на 45 градусов. В результате выдвигается правое плечо и корпус. Бедра не меняют своего положения. Третий уровень – передергивание бедер. Чтобы выполнить эту технику, делаем следующее. В начале правое бедро выдвигается вместе с корпусом, а в конечной фазе правое бедро резко возвращается в исходное положение. Одновременно правый кулак бьет, а левый локоть резко уходит назад. Соединив все это вместе, мы и получим цзинь – усилие. При этом не следует забывать о дыхании. Используются дыхание раннего неба, дыхание 5 врат или боевое дыхание хэнн – хаах.

В тай чи имеется восемь боевых техник цзинь. Их называют ба мэнь – восемь врат. В древние времена тай‑ чи называли " искусством восьми врат и шести шагов". Эти техники были основаны на базовой восьмиграмме системы Ицзин‑ Ицзин, более известной как Книга Перемен. Затем восьмиграмма переходила в гексаграмму, которая и порождала десять тысяч изменений. А в основе всего лежала триграмма, построенная из одной длинной палочки (символизировала Янь) и двух коротких (символизировали Инь). Восьмиграмма состояла из двух квадратов. Каждая сторона квадрата представляла собой триграмму (три линии). В буддизме говорят о 8 сторонах света. На самом деле эти 8 сторон света не что иное, как базовая восьмиграмма Ицзин‑ Ицзин. Каждая сторона восьмиугольника в тай‑ чи представлена своей собственной боевой техникой:

1. Пэн – отражение. Триграмма небо – Цянь. Представлена тремя длинными линиями, три Янь.

2. Люй – откатывание. Триграмма земля – Кунь. Представлена шестью короткими линиями, три Инь.

3. Цзи – нажимание. Триграмма вода – Кань. Снаружи по две коротких линии Инь, внутри одна длинная Янь.

4. Ань – толкание. Триграмма огонь – Ли. Снаружи две длинных линии Янь, внутри две коротких Инь.

В этой книге мы рассмотрим именно эти четыре техники. Другой квадрат относится к продвинутым практикам туй шоу и носит название далюй.

1. Чжоу – удар локтем. Триграмма озеро – Дуй.

2. Ле – раскалывание. Триграмма гром – Чжэнь.

3. Цай – притягивание. Триграмма ветер – Сюнь.

4. Као – удар плечом. Триграмма гора – Гэнь.

Помимо этого имеется объединяющая техника – " шесть шагов" – шаг вперед, шаг назад, шаг влево, шаг вправо и поворот головы вправо, поворот головы влево. На данном этапе мы не будем их рассматривать.

Рассмотрим практическое применение первого квадрата.

Элемент небо – Цянь. Он представлен тремя длинными яньскими чертами. Это означает максимальную жесткость, активное сопротивление. Представьте, что толкаете перед собой тяжелую тележку. Или кто‑ то пытается сдвинуть вас с места – вы противитесь этому и толкаете навстречу противнику. Это и есть Цянь. Однако здесь мы используем все свое тело, а не только руки или ноги. Для отработки этого элемента можно выполнить следующее упражнение. Вы встаете у стены, принимаете высокую позицию гунбу (стойка лука), упираетесь ладонями в стену. Выполняем правило " пустой руки". Затем производим давление на стену. Ответное давление стены идет через руки в нижний дань‑ тянь. Наше давление на стену генерируется поясницей. Не обязательно проявлять большую силу, особенно в начале практики. Важно ощутить действие векторов сил и суметь их правильно перераспределить. Генерация усилия через дань‑ тянь и есть " шар тайцзи". Чтобы выполнить цзинь шелкового кокона, необходимо генерировать усилие от стоп. Ответное давление стены также уходит в стопы. При выполнении упражнения стараемся свести к минимуму мышечное напряжение. Постепенно сила давления увеличивается. В итоге мышечное напряжение будет нарастать. Очень важно, чтобы все мышцы напрягались равномерно. Если упражнение выполняется правильно, то вы воспринимаете свое тело как единый монолит. Если упражнение выполняется неправильно, то неизбежно возникновение боли в перенапряженных мышцах, а также в различных отделах позвоночника. Также могут пострадать магистральные суставы конечностей – голеностопный, коленный, тазобедренный, лучезапястный, локтевой, плечевой. Сколько и как отрабатывать упражнение решаете вы сами. Все зависит от цели, которую вы ставите пред собой. Упражнение также может выполняться в паре. Один из партнеров толкает, а другой пытается перенаправить вектор воздействия в ноги и соответственно в землю. Данное упражнение относится к технике укоренения. При этом выполняются различные методы дыхания, а также отрабатываются принципы ган – жоу и сюй – чи.

Элемент земля – Кунь. Представлена шестью парными короткими иньскими линиями. Они означают максимальную мягкость. Если взять молоток и ударить по мягкой земле, то она расплескивается. Когда противник наносит удар, к примеру, тот же цуки, то можно провести жесткий блок, можно отойти в сторону, а можно мягко изменить направление движения руки противника и самому слегка уклониться. При этом используются естественные противовесы. Например, кисть всегда слабее предплечья, предплечье слабее плеча и так далее. Можно подставить локоть под бьющую руку, можно предплечье. При этом подставление какой‑ либо части тела производится по дуге или по кругу, то есть конечность движется. Иногда даже она движется параллельно конечности противника, по пути изменяя направление движения. Данный элемент лежит в основе искусства " липкой руки". При этом вы затрачиваете минимум усилий. Китайская поговорка гласит: – " Один лян сдвигает тысячу цзиней". Это можно интерпретировать, как " Один грамм сдвигает тысячу килограмм".

Все знают, как хлопают двери в метро от ветра. Вы стоите пред ней, петли справа от вас. Когда дверь идет на вас, правая рука делает жест по типу " пионер всегда готов". Очень важно не подставить пальцы. Рука идет по дуге снизу вверх и влево вдоль поверхности двери. В начале идет ребро ладони, затем предплечье, локоть не касается двери. Рука скользит от себя вдоль поверхности двери, постепенно наращивая давление. При этом выполняется правило " пустой руки". Если упражнение выполнено правильно, то руку нельзя согнуть в локте, хотя мышцы полностью расслаблены. В айкидо предлагают следующее упражнение для отработки " пустой руки". Один из учеников держит перед собой выпрямленную руку, слегка согнутую в локте и смотрит на пальцы. Рука полностью расслаблена. Другой ученик пытается согнуть руку в локте, но ничего не получается до тех пор, пока рука расслаблена. Вернемся к двери в метро. Можно вести руку не по дуге, а по кругу, как бы оглаживая поверхность. Чтобы все получилось, необходимо, чтобы предплечье свободно скользило по поверхности, а также необходимо контролировать давление на дверь. Если просто слегка касаться, то ничего не получится. Чем больше давление, тем больше сопротивление, но не мышечное усилие. Отработку данной техники можно увидеть в фильме А. Н. Медведева " Унибос" часть 2. Там демонстрируется техника округлых движений рук по стене.

Представим, что противник наносит боковой удар в голову. Вы стоите прямо пред противником. Поднимая руку по принципу " пионер всегда готов", разворачиваем корпус вправо. Считаем, что удар наносится правой рукой. Соответственно мы блокируем левой. Ваша рука идет так, чтобы был контакт ребра ладони с предплечьем противника, затем она скользит предплечьем вдоль линии удара и поднимается вверх. Соответственно и рука противника уйдет вверх.

Другой пример. Вас хватают за предплечье и тянут на себя и вбок, допустим для броска или захвата. Вместо сопротивления вы движетесь вслед за противником и даже усиливаете его движение, затем ваша рука идет по дуге вниз и к противоположному бедру, а затем на себя и вверх. Вначале вы выдвигаете одноименное с захваченной рукой плечо, когда ваша рука идет вверх, плечо возвращается в исходное положение. В данном упражнении ваш противник использует только кисть, а вы задействуете предплечье, плечо и локоть. Эти части тела гораздо мощнее кисти. А это означает, что вы меньше напрягаетесь, чем ваш противник. При этом вы движетесь по дуге и кругу. А даже из физики известно, что для круговых движений требуется гораздо меньше усилий, чем для прямолинейных. Прямое движение конечности использует мышцы, а круговое – инерцию.

Противник толкает вас в плечо. Вы уводите его назад, а другое плечо идет вперед. В результате противник падает, так как его рука не встречает сопротивления. Это и есть Кунь.

Элемент вода – Кань. Вода кажется мягкой, но сжать ее невозможно. Наружные линии триграммы воды иньские, а внутренняя яньская. Ваше движение должно быть подобным. Внешне ваши руки расслаблены, но когда вы соприкасаетесь с противником, давление нарастает. Движение рождается в стопах, усиливается поясницей и вытекает через кисти. Если в элементе небо вы давили, то здесь вы нажимаете и толкаете одновременно. Принцип векторов сил тот же. Вы толкаете всем своим телом. При этом толчок идет по дуге вверх или вниз. Для этого вы или приседаете перед движением, а затем выпрямляетесь, либо приподнимаетесь, а затем опускаетесь.

Элемент огонь – Ли. Снаружи яньские линии, внутри – иньская. Огонь снаружи жесткий, а внутри мягкий. Противник твердо стоит перед вами. Вы пытаетесь его сдвинуть с места, его сопротивление нарастает, затем вы слегка ослабляете давление. Под действием инерции противник начинает двигаться на вас. Поскольку ослабление давления длится очень мало, то противник не успевае6 т сориентироваться и перераспределить вес, а вы снова жестко давите и толкаете. В результате, противник отлетает от вас на несколько метров.

Может возникнуть вопрос о том, что и вода и огонь толкают, в чем разница? При технике " вода" ваши руки соприкасаются с противником более длительный отрезок времени. Вы как бы нажимаете на противника, и какое‑ то расстояние тащите его на руках, а затем резко увеличиваете давление. Техника " огня" иная. Давление, ослабление давления, резкий толчок. Контакт с противником очень короткий.

Прежде чем приступить к парной работе, необходимо изучить четыре элемента на воздухе и стене. Для этого вашему вниманию предлагается комплекс " Золотой дракон играет шаром небесной ци".

Описать движения очень тяжело, поэтому вам будут предложено несколько рисунков. Но и этого не достаточно. Серьезное изучение тай‑ чи по книгам, рисункам и даже фильмам практически невозможно. Нужен квалифицированный инструктор. Только объединив все вместе, можно достичь результата. Некоторые считают, что практика тай‑ чи весьма приятное времяпровождение, но такое мнение ошибочно. Если вы практикуете тай‑ чи как оздоровительную или релаксационную систему, то тогда данное мнение верно. Но если вы действительно хотите достичь цели, то вам придется очень и очень попотеть. Особенно тем, кто хочет применять тай‑ чи как боевую систему. Практика тай‑ чи тяжела и даже жестока. Многие считают, что основное в тай‑ чи это тао. Но на самом деле тао занимают десятую часть от всей техники. Некоторые мастера вообще пренебрежительно относятся к тао. Они предлагают изучить одно тао, остальное лишнее. Единственно, что отличает тай‑ чи от других единоборств, так это благожелательность, спокойствие и отсутствие агрессии. Лично я еще ни разу не встретил в литературе ссылок на то, что мастер тай‑ чи совершил преступление, кого‑ нибудь убил, оскорбил или покалечил. Тай‑ чи проникнут духом уважения и доброжелательности. Практика тяжела, но в результате человек обретает " истинное равновесие". Многие называют этот стиль " правильным искусством".

Тай‑ чи включает в себя огромное количество техник и методов. Никто не в состоянии выучить все техники. Поэтому " нет предела совершенству".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...